За и против: нужно ли​ зани­маться с репети­тором, чтобы посту­пить в вуз на бюджет

Аргументы читателей
28
За и против: нужно ли​ зани­маться с репети­тором, чтобы посту­пить в вуз на бюджет
Аватар автора

Лада Кошман

занималась с репетитором

Страница автора

Есть мнение, что без помощи специалиста на бюджет в хороший университет не пройти.

Читатели Т⁠—⁠Ж обсудили, есть ли смысл тратить время и деньги на репетиторов и возможно ли пройти по конкурсу, если учиться самостоятельно. Присоединяйтесь к дискуссии и делитесь своим мнением в комментариях.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

👎 Против: если у абитуриента сильная мотивация, репетитор не нужен

Аватар автора

Юлия Тюрнева

всего добилась сама

Страница автора

Училась в престижном — по меркам нашего города — вузе на юриста на бюджете, репетиторов у меня не было. Я из деревни, получила золотую медаль, но тогда она не давала никаких дополнительных преимуществ при поступлении.

Сама стремилась к тому, чтобы лучше сдать ЕГЭ, дома готовилась, потому что из профильных предметов у нас только русский язык вел учитель-предметник, а остальные нужные для поступления дисциплины вели преподаватели, которые учились по другим специальностям, так что пользы от них было мало.


Аватар автора

Злой айтишник

видит возможности

Страница автора

Если учащийся действительно хочет поступить на бюджет, репетитор по большинству предметов не сильно и нужен. На том же «Ютубе» куча разборов заданий. Да, будет сложнее — но кто говорил, что будет легко? Все можно сдать самому, плюс призовые места на олимпиадах могут дать преимущество.

Даже если по трем предметам набрать 240 баллов, можно поступить на бюджет. Вероятно, в вуз не первого эшелона, а скорее второго или третьего, но можно попробовать перевестись после первого курса, когда часть студентов отчислится.


Аватар автора

Клик Кляк

гордится родственником

Страница автора

Племянник сейчас оканчивает четвертый курс Бауманки, ИТ-специальность. Поступал по ЕГЭ, без репетиторов, но с десятого класса занимался сам по профильным предметам, прорешивал неоднократно ЕГЭ предыдущих лет. Набрал 286 баллов плюс ГТО. Для Бауманки в его годы поступления это была грань, люди шли с 300 баллами плюс ГТО.


Аватар автора

Elen

не ищет оправданий

Страница автора

Если способности и самоорганизация есть, ребенок самостоятельно сдаст ЕГЭ на высокие баллы. Но для этого нужно, чтобы у него было время заниматься, а не 17 обязательных школьных предметов, потом секции, потом репетитор. Я считаю, что в старших классах целесообразно перейти на экстерн, а освободившееся время посвящать самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

👍 За: в некоторые вузы без репетитора не попасть

Аватар автора

Mr.X

сравнивает настоящее и прошлое

Страница автора

Сейчас тенденция складывается к тому, что преимущество имеют дети из больших городов, из семей с достатком выше среднего, которые могут позволить себе нанять репетиторов или учиться в крутых школах.

Поступить в условное МГИМО без натаскивания на их внутренние экзамены — сложная задача. Тут или выигранный Всерос по гуманитарным предметам, который за последние пару лет превращается в тотальный распил и такую же кормушку для всех желающих с деньгами, или понимание внутренней кухни за деньги. Лет 10—15 назад было сильно попроще, в блатные места сейчас без вливания ресурсов поступить сложнее.


Аватар автора

Мать драконов и котов

приводит пример

Страница автора

Многое зависит от специфики вуза. Если есть творческие дисциплины, ЕГЭ и школьной программой не предусмотренные, по ним без репетитора, желательно из преподавательского состава этого вуза, скорее никак. Либо другой вариант — сильное подготовительное отделение при самом университете.

👎 Против: учеба в профильном лицее эффективнее внеклассных занятий

Аватар автора

Владимир

окончил МИФИ

Страница автора

Мне кажется, что вместо репетиторов вполне себе может быть профильный лицей при той же Бауманке или еще каком-то вузе, где реально готовят по профильным предметам, и это вполне себе бесплатно.

Да, я поступал совсем в другое время, но и тогда мои бывшие одноклассники из обычной школы через одного занимались у репетитора, а мы, лицеисты, спокойно поступали в топовые технические вузы без всяких дополнительных занятий. Сам спокойно поступил в МИФИ, ни одного дня не прозанимавшись с репетитором и даже особо не готовясь к экзаменам кроме той подготовки, что была в лицее.


Аватар автора

Деградуе

поступила своими силами

Страница автора

Необходимость в репетиторе зависит от школы, наверное. Я училась в гимназии. У нас были факультативы, куда приглашали даже преподов из местного вуза, чтобы разбирать задания ЕГЭ. И в целом были сильные учителя. Да, встречались дети, которые занимались с репетиторами, но это был целенаправленный разбор предметов, которые нужны для поступления в специфические учебные заведения.


Аватар автора

Frav

обошелся без репетитора

Страница автора

Если у вас хорошая школа — а у меня была такая, — можно набрать очень высокие баллы на экзаменах и без репетитора. Зависит и от человека, некоторые тоже говорили мне: «Как ты будешь поступать без репетитора?» Эти люди просто не хотели учиться и готовиться и, естественно, никуда на бюджет не поступили. Таким что с репетитором, что без — никакой разницы.

👍 За: если в знаниях есть пробелы, лучше не рисковать и нанять специалиста

Аватар автора

Дарья

благодарна за помощь

Страница автора

Мне кажется, все зависит от предмета и способностей. Сдавала ЕГЭ в 2014 году. По русскому у меня репетитора не было, и я сама сдала на 100 баллов — просто очень любила предмет, и давался он мне легко. По литературе, которую я тоже сдала на 100 баллов, репетитор был: раз в неделю занималась со своей же учительницей по литературе.

Еще были репетиторы по математике — с ней я больше решала школьные контрольные, которые не могла осилить сама, — и по обществознанию, этот предмет рассматривала как запасной вариант.

В итоге в месяц, как сейчас помню, на уроки уходило 18 000 ₽. На занятия ходила в одиннадцатом классе с октября по май. В итоге прошла на бюджет во все вузы, куда подавала документы, — в МГУ, правда, только на вечерку, не особо хотела туда и плохо сдала вступительные. Выбрала не топовый, но хороший университет и не пожалела.

Был бы такой же результат без репетиторов? Скорее нет, чем да. Можно было бы попробовать, но рисковать не хотелось.

👎 Против: репетиторы наживаются на страхе абитуриентов не по­ступить

Аватар автора

Елизавета Никитина

призывает расслабиться

Страница автора

Людьми в этом вопросе управляет их же тревога по поводу сдачи экзаменов. Это же ужас, если Вася не поступит, а Петя из соседнего подъезда в Бауманку пройдет.

Если не протирать штаны в школе, сдать на 60 баллов просто. Спустя два года после окончания школы пошла сдать обществознание для интереса. Ни дня подготовки — 68. Кто-то такой же балл набирает, потратив 200 тысяч в год на репетиторов.

На ваших страхах и сверхфиксации на высшем образовании очень хорошо зарабатывают — я сама работаю в онлайн-образовании. И да, выбирать нужно профессию, а не вуз. На средние 70 баллов сдать можно что угодно, с каким угодно вариантом, с каким угодно бэкграундом и за год. Не получается в этот год — просекайте фишку и идите в следующем. Не стоит это все выеденного яйца.

👍 За: преподаватель помогает системати­зировать информацию

Аватар автора

Мария Круглова

благосклонна к репетиторам

Страница автора

В репетиторах нет ничего плохого. Иногда полезно взять преподавателя на пару-тройку занятий перед важным экзаменом, чтобы он со знанием дела быстро прогнал вас по ключевым темам, оценил со стороны уровень и помог в экспресс-формате закрыть пробелы. У дочери всегда работала такая стратегия: обычно она занималась сама, а потом проверяла себя с преподавателем вузовского уровня.


Лада КошманА какой способ подготовки к ЕГЭ вы считаете самым эффективным?
  • Карина МальцеваВ "некоторые вузы" не то что без репетитора не попасть, но и без мутных темок с "олимпиадами", "целевым", "детьми СВО", "пела-танцевала-сдавала ГТО" и прочими "оброк как барщину по бумагам провести". Вводили ЕГЭ, называется, чтобы равный доступ для всех сделать, а получили то, что получили. С другой стороны, всегда есть вузы, куда не то что репетитор не нужен, но и с ЕГЭ особо напрягаться не надо. И судя по тому, что тут дети в последнее время пишут ("ну я выбрал(а) типа физику и рисование для ЕГЭ, куда я с этим могу поступить теперь?") — вопрос "куда поступать?" значительно менее важен для них, нежели "вуз или армия?" для мальчиков или "модно или немодно?" для девочек.5
  • ИльяТоже, кстати, поступил в НИЯУ МИФИ после лицея МИФИ, учили так, что хватило на все олимпиады, и ЕГЭ, и первый курс универа, даже чуть больше4
  • E.D.Я готовился с репетиторами, но думаю из-за того, что ко мне какой-то подход должен был бить индивидуальный, не могу усваивать нормально информацию в школе.0
  • namiЯ поступила не с помощью репетитора, но с помощью онлайн-школы. Однако они, на мой личный взгляд, дают только "базу" экзамена, с одними онлайн-школами 60 баллов - потолок. На бОльшее количество баллов работала уже сама, благо есть Интернет. Так что для ЕГЭ наличие репетитора не обязательно, но нужна огромная мотивация, хотя и с репетитором нужно ее иметь, не он же КИМ решать будет)) А вот что касается всяких олимпиад - спорный вопрос. Тут, я думаю, наличие репетитора не то чтобы обязательно, но желательно, если стоит цель "натаскать" на определенное место.2
  • Алиса СелезнёваЯ готовилась сама без репетиторов, сдала физику на 62 балла и математику на 45 баллов. Учусь на платном. Явно дешевле и лучше было нанять репетиторов10
  • WTFuser2725212, а если расходы подъемные :)?1
  • Хмурый Котикпоступала в 2008 году, без репетитора, но училась в частном лицее, то есть само школьное образование было платное. думаю, оно того стоило, потому что профильные предметы вели преподаватели из университета, где я потом училась.0
  • AnnaКарина, но с ЕГЭ, тем не менее, доступ равнее, чем когда были обычные экзамены. Олимпиады обычно не мутная тема, да и что "мутного" с целевиками? Отучился и вкалывай на целевую организацию. Не каждый на это готов. Пела-танцевала-ГТО по факту без высокого балла не работают, да и далеко не везде учитываются.7
  • senechkaУчилась на бюджете в хорошем вузе, поступила по ЕГЭ. Я за репетиторов, потому что на моих репетиторов за 10-11 классы было потрачено меньше денег, чем стоил бы год обучения. Конечно, альтернативные издержки - это куча потраченного времени на зубрежку того, что мне не пригодилось нигде, кроме ЕГЭ. Но, с другой стороны, это привило навык учиться, что в жизни полезно7
  • Лилия ТарикоКак репетитор, хочу сказать, что это очень индивидуально. Не все могут самостоятельно без помощи и контроля себя организовать. Не у всех хорошая память, концентрация. Есть элементарно не нейро типичные студенты. Помимо этого, можно быть умным, усердным и от природы хорошо запоминать и схватывать, но не повезло со школой, или конкретно с преподавателем. Сейчас нередко в школах не хватает учителей, стабильно встречаю учеников, у которых нет биологии, или географии, или английского три года не было. Просто нет учителя. Или какая-то другая фигня вместо предмета. Например немецкий или испанский язык, совершенно бессистемно и бесполезно стоящий в расписании, но по факту ничему их там не учат. И если ребенок хочет поступить на врача, а биологии три года не было, то тут очень тяжело самостоятельно себя натаскать. Я верю, что есть много историй успехов, про "сдал сам", " у меня учительница была от бога и вообще школа все даёт", и что "родители с детства занимались, так что проблем не было". Наверное, в силу профессии, я в основном встречаюсь с учениками, у которых не очень хорошо всё в школе. Иногда кажется, что если учитель просто адекватный человек - это уже очень повезло. И не важно как преподаёт. Тут просто, что не вредит уже хорошо.11
  • AnnaКарина, я со своими двумя детьми ЕГЭ и поступление уже проходила. Мути не заметила. Но если изначально пытаться мутить хитромудрые схемы с олимпиадами и запланированным отказом от целевых - то да, все будет мутно.3
  • АкацияWTF, олимпиада просто заменяет ЕГЭ. ГТО даёт всего 2 балла, но стимулирует детей к физической активности. Целевое - это государство иди крупный собственник гарантирует себе, что потом человек будет работать на них, а не уйдёт куда-то ещё. К примеру, что врач пойдёт лечить людей в поликлинику, а не в частную больницу. А учитель пойдёт в школу, а не на вольные хлеба.5
  • АкацияЛилия, все очень индивидуально- вы очень правы, это ключевое. Со своей стороны могу сказать, что сын с репетитором бы лучше сдал ЕГЭ. С одной стороны, у него были все возможности и без репетитора сдать - топовая школа, хорошие учителя. Но он ленился. И репетитор бы заставлял его прикладывать больше усилий. Не все дети сами идут на высокий результат ради высокого результата. Некоторых нужно подгонять. А в топовых школах ещё достаточно спокойно относятся к умным детям, за ними не бегают, их не тянут специально. Ведь там почти все дети с высоким потенциалом. Да, мне на каждом собрании говорили, что сын мог показывать лучшие результаты, ругали, что он не готовится к олимпиадам. Но подстегивали не на регулярной основе. Да, в топовых школах своя атмосфера - родителей хорошистов ругают за то, что дети не отличники) Занимался бы сын с репетитором - легко бы поступил в любой топовый вуз. С другой стороны, а нам и не нужны были 90 баллов. Сын и так успешно поступил туда, куда мечтал, и это ведущий вуз. Там ещё есть требования, помимо ЕГЭ, им не просто соответствовать, поэтому и не нужны прям очень высокие баллы. И наши баллы были хорошими, просто сильно не дотягивали до 90. И тут тоже важный момент. Не всем и нужны высокие баллы. Очень много мест и специальностей, на которые можно поступить и со средними, и даже с низкими баллами. Но нет, родители гонят детей на сверхвысокий балл, ориентируются только на десятку ведущих гражданских вузов страны, трепят нервы себе и детям. А то и того хуже: понимая, что ребёнок не наберёт высокие баллы, просто отказываются идти в старшие классы школы и от высшего образования. Но тут нет вины репетиторов. Наоборот. Все, про кого я слышала, спрашивали, куда ребёнок собирается поступать и какой балл ему нужен. И избыточной подготовки не было.2
  • Ирина ШишоваA_T, в 2005 я без проблем всё сдала и без проблем прошла, ЕГЭ ещё не было как такового, только начинался эксперимент с математикой и русским. В ВУЗ сдавали обычный экзамен. Но сейчас, я когда варианты смотрю по математике и русскому, мне дурно становится, я в институт сдавала задания были сформулированы понятнее и чётче. Тут репетитор нужен хотя бы чтобы объяснить как задания-то понять. А сравнивая свои старые учебники и детей, блин, мне бы репетитор точно сейчас был нужен. Но самый треш - это камеры, металлоискатели, паспортный контроль, уровень организации и постоянный фон, который сильно подрывает нервы и так зашуганных этой сдачей детей.0
  • НикитаУвы, нужен, может не по всем предметам, но по предметам по выбору уж точно. Успех на ЕГЭ= мотивации абитуриента + вклад репетитора0
  • Аглая ВороноваРепетиторы нужны не только для поступления: у меня в школе был ужасный химик. Преподавал совершенно ужасно. Мне наняли репетитора просто для школы. Нет, ну я получила в итоге высший балл в школе, но я в итоге знаю и понимаю предмет. Чуть ли не единственная в классе.3
  • ОльгаЕсли ребёнок хорошо учится, мотивирован, то он сам сможет подготовится в сдать. Факт. Куча книг, разборов всех заданий типовых ЕГЭ. Какие то внутренние экзамены - да ,там другое. Но к ЕГЭ умный подготовится. Троечнику сложнее, но он и не претендует на 80+ баллов. Троечника надо пинать, натаскивать, заставлять. В этом вся суть. Если б он сам мог это, он был бы отличником. Это отсутствие мотивации.0
  • Spring TimeАлиса, даже в Москве с такими баллами вполне реально пройти на бюджет: только специальности будет непопулярные - технологические или инженерные, и вуз ниже среднего0
  • ИсинаОльга, если надо пинать, то и репетитор не сильно поможет. Репетитор эффективен, если у ребенка достаточно мотивации разобраться0
  • Алиса СелезнёваSpring, нереально( только если совсем в заборостроительный). Хотела на определенную специальность5
  • Дементор ДженниЯ заканчивала обычную деревенскую школу. У нас пропадало много уроков, аудирование на английском нам не ставили вообще никогда. Ни разу практически за все годы. Лабораторные работы по химии/физике писались с открытыми учебниками. Формулы вообще не учились, даже цели не было такой. На уроках русского мы собирали деньги и обсуждали школьные дела. На литературе могли смотреть фильм, был телевизор и кассеты к нему. Биология была в стиле - сходите в лес, нарвите листиков и зарисуйте. Или такая лабораторная: почему белый мишка живёт на севере, а бурый в лесу на юге... Далее. Литература, произведение "Отцы и дети". Занимались несколько уроков ерундой, а потом классуха начала свою песню в стиле как важно любить своих родителей, у нас в классе нет алкашек и наркоманок, придите домой и помогите маме по дому. Как будто бабка на лавочке, семечек не хвататет только.... Ни разбора произведения, ни крепостногое право, ни образ Евгения Базарова не были затронуты, ничего... Так, пустопорожний треп. Математику неплохо преподавали кстати, но математика - не мой жизненный путь. Трудно мне давалась, но я старалась. ОБЖ неплохо преподавали. История раз на раз, в зависимости от учителя. Поэтому да, репетиторы у меня были. В 2010 году я сдала англ на 65 баллов, историю на 69 , русский на 71. Я смогла поступить на бюджет в Армавирскую государственную педагогическую академию. Была первая в списке на бюджет. Закончила я пед академию с красным дипломом, не жалею.1
  • Mary OceanИрина, мы сдавали ЕГЭ в первые годы. Был и паспортный контроль и наблюдение. Задания недавно сравнивала – спустя 15 лет базовую часть легко прорешаю. Все объясняли в школе, поэтому почти все сдавали без репетиторов, большая часть класса поступила бесплатно в те вузы, куда собирались. Почему-то раньше не было такой истерии с поступлением. Кто смог – поступали, некоторые шли в колледж и затем переводились. Сейчас же за поступление детей трясутся так, как будто это вопрос жизни и смерти…0
  • Евгений ЛадинВ свое время готовился сам, + в школе была неплохая подготовка. Не скажу, что мотивация была на высоком уровне - я и куда поступать то не знал. В итоге сдал на 251 балл. Конечно, для хорошего вуза этого оказалось мало (было желание попасть на химфак МГУ или СПБГУ). В итоге поступил в весьма средний вуз. В магистратуру пошел в вуз посильнее, но там я уже знал, чем хочу заниматься. Что я потерял? В основном это связи, опыт. Знаний мне вполне хватает, в основном за счет самообразования, + в своем региональном вузе тоже получил неплохую базу. Так вот, к чему это я)) По моему мнению, главное, что человек получает в сильном вузе - это среду единомышленников, связи, возможности, а отнюдь не знания. Знания можно получить где угодно, даже дома, при должном желании.1