Я училась в Уфимском медицинском колледже и стала фармацевтом

История читательницы
10
Я училась в Уфимском медицинском колледже и стала фармацевтом

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Владислава Романенко

работает в аптеке

Страница автора

Я родилась и выросла в Уфе, окончила девять классов обычной школы и ушла в медицинский колледж.

Решение мы приняли вместе с родителями. Я понимала, что учителя не смогут нормально подготовить меня к ЕГЭ: преподавали в моей школе не слишком качественно, а к ученикам некоторые педагоги относились с пренебрежением. Папа предложил поступить в колледж и получить прикладную профессию. Мне понравилась идея, и я не жалею, что прислушалась к его совету.

Выбор учебного заведения и поступление

В школе меня больше всего интересовали русский, литература, история и обществознание. Но мы с родителями обсудили перспективы и пришли к выводу, что освоить денежную профессию в сфере гуманитарных наук практически невозможно и, скорее всего, я смогу стать лишь учителем, чего мне не хотелось. Тогда я решила выбрать специальность, которая будет нравиться мне чуть меньше, но гарантирует хорошо оплачиваемую стабильную работу.

Папа предложил отучиться на фармацевта или лаборанта. Он считал, что это практичные и полезные профессии, ведь можно не только консультировать других людей, но и помогать своей семье: подбирать безрецептурное лечение, анализировать назначения врача, ограждать от покупки препаратов, которые могут принести больше вреда, чем пользы.

Вариант лаборанта я отмела: напрягало, что придется работать с биологическим материалом. А вот профессия фармацевта показалась интересной, и в конце девятого класса я подала документы в Уфимский медицинский колледж на эту специальность.

В 2019 году, когда я поступала, набирали только две коммерческие группы, бюджета не было. Принимали по среднему баллу аттестата — от 4,2 и выше. Я окончила девять классов с отличием, поэтому о своем месте в рейтинге не переживала.

Первый год обучения стоил 69 300 ₽. Затем цена увеличивалась из-за инфляции, и за последний курс в 2023 году родители заплатили уже 80 100 ₽.

Учеба

Первый курс. Мы осваивали исключительно школьную программу, углублялись в химию и биологию 10—11 класса. Иногда приходилось долго заучивать химические реакции или особенности анатомии — например, как работают почки или сердце. Но в целом учеба давалась легко. Единственной по-настоящему большой проблемой стала физкультура: я страдала, потому что не могла пробежать шесть кругов по лесу или отжаться десять раз.

Второй курс. Появились общепрофессиональные предметы: генетика, ботаника, основы патологии. На последней дисциплине нас учили сестринскому делу — измерять давление, делать уколы, ухаживать за больными.

Эти предметы сильно расширили мой кругозор. В какой-то момент я начала подрабатывать рерайтером курсовых и дипломов и благодаря полученным знаниям особенно хорошо справлялась с работами на медицинскую тематику.

Третий курс. Начались специальные предметы: мы изучали, как вести отчетность в аптеке, готовить лекарства по рецептам, отпускать препараты строгого учета.

Мне особенно понравилась технология лекарственных форм. На занятиях по этому предмету мы учились делать рецептурные препараты. К сожалению, сейчас эти практики отмирают, так как в аптеках уже почти не готовят лекарства, и я вряд ли смогу применить полученные навыки в жизни, но заниматься было интересно.

Некоторые узкоспециализированные предметы давались сложнее. Например, на экономике организации аптеки мы учились вести учет и оформлять бухгалтерию. Я далека от работы с документами, поэтому часто скучала на парах.

Практика. Проходила в аптеках: на третьем курсе было две практики, еще несколько — на четвертом.

Каждый раз во время распределения я нервничала: попасть в хороший филиал рядом с домом было не так-то просто, поскольку места раздавались случайным образом. Слышала, что в советское время смотрели на успеваемость, — это мне кажется гораздо более справедливым.

В каждой аптечной сети я встречала свои нюансы.

В одной был очень агрессивный маркетинг, в другой — большая проходимость и постоянный поток клиентов. Каждый раз я специально выбирала новую сеть, чтобы проанализировать все варианты и затем при поиске работы выбрать самое комфортное место. Так я, например, сразу отмела сеть с политикой постоянных продаж.

Дипломная работа. На четвертом курсе мы должны были написать выпускную квалификационную работу. Принцип распределения тем вновь оказался странным: преподавательница просто написала возможные варианты на бумажках, поместила в мешок и попросила нас по кругу вслепую выбрать. Я вытащила тему «Анализ аптечного ассортимента для лечения простатита».

Работая над дипломом, я изучила распространенные на российском рынке лекарства от простатита и статистику их продаж и обнаружила, что препараты на основе растений и бычьей простаты не менее популярны, чем консервативные химические средства. Исследование получилось интересным, и на защите у меня не возникло никаких трудностей.

Достоинства и недостатки колледжа

Начну с плюсов:

  • Человечное отношение. После моей школы, где учителя могли довести учеников до слез, я была приятно удивлена. С первого дня учебы почувствовала, что я больше не винтик в системе и у меня есть автономия и свобода выбора.
  • Хорошие преподаватели. Педагоги действительно горели своим предметом и хотели нас чему-то научить.
  • Возможность не отчитываться за каждый пропуск. Преподаватели не требовали объяснительных записок, как это иногда бывает в вузах. А на третьем и четвертом курсах даже разрешалось немного опоздать на занятие — например, если попал в пробку или записан к врачу.
  • Автоматы по некоторым предметам. Как и в вузе, студенты, которые хорошо учились весь год, могли не сдавать зачет или экзамен. Оценку ставили за прилежность и старания.
  • Практические знания. Многое из того, что я запомнила на курсах анатомии и физиологии, помогает в работе: я понимаю, как функционирует организм, представляю, какие бывают заболевания, и благодаря этому могу по описанию симптомов посоветовать безрецептурные препараты.
  • Веселая студенческая жизнь. Мы с однокурсниками много общались и здорово проводили время. Иногда нас отправляли на фармацевтические обучения и различные мероприятия — например, футбольный матч между трансплантологами и их пациентами с пересаженной печенью.

А теперь о минусах:

  • Программа, перенасыщенная непрофильными предметами. Мы проходили много общих дисциплин: ботанику, генетику, органическую и неорганическую химию. Да, они расширяют кругозор и дают более глубокое понимание медицинской сферы, но в реальной работе пригождаются редко.
  • Нет обучения общению с клиентами. Например, в колледже предусмотрен отдельный кабинет с макетом кассового аппарата, где можно тренироваться консультировать покупателей, но мы в него даже не заходили — все ограничивалось устными рекомендациями преподавателей, как правильно себя вести.
  • Минимум оснащения. Все, что имелось, извлекали из хранилищ лишь по особым случаям. Даже на прикладных основах сестринского дела мы почти все время изучали теорию.
  • Правила внешнего вида. Студенты обязаны были носить халат, чепчик и бейджик даже на занятиях, где в этом нет необходимости. Считалось, что мы должны придерживаться образа медработника, хотя медиками фармацевтов назвать трудно. Нам не объяснили, что внешний вид действительно важен: никто не захочет консультироваться у растрепанного фармацевта в расстегнутом халате. Просто поставили перед фактом, а тех, кто нарушал дресс-код, заставляли писать объяснительные.
  • Субботники. Их иногда ставили вместо физкультуры. Хоть я ее не любила, но принуждение к труду считала пережитком советского прошлого и неуважением к человеку. Преподаватели следили за тем, чтобы каждый был при деле, и в этот момент я ощущала себя подневольной. Я максимально отлынивала от работы, но некоторые студенты старательно убирали снег или листья. Никогда не понимала их мотивов.
  • Качество учебы во время ковида. Оно резко упало — например, нередко конспекты оценивали по внешнему виду. Мне занижали оценки, потому что я веду записи для себя, никак их не оформляя. А еще преподаватели, бывало, отправляли задания под вечер, когда у студентов уже были свои планы, и считали это вполне нормальным.
На дистанте часто приходилось искать общий язык с преподавателями. Обычно мне это удавалось
На дистанте часто приходилось искать общий язык с преподавателями. Обычно мне это удавалось

Дальнейший путь

Колледж гарантировал трудоустройство после выпуска, но этим никто не воспользовался — все нашли работу самостоятельно.

Я устроилась в аптеку на следующий день после получения диплома — выбрала одну из тех, где проходила практику. В первые дни было тяжело, потому что не хватало некоторых умений. Сложнее всего давался подбор безрецептурных лекарств.

Люди часто не могли четко описать свои симптомы, а я боялась посоветовать не тот препарат. А еще хотелось найти баланс между ценой, качеством, хорошим производителем и удобной лекарственной формой. Это в первое время отнимало много сил, поскольку в колледже не рассказывают, что, например, у парацетамола есть десять с лишним торговых названий и форм выпуска — от шипучих таблеток «Эффералган» до порошка «Колдрекс».

Со временем я определила для себя оптимальные рекомендации на самые распространенные запросы. Так, всегда предлагаю «Нурофен» от боли и жара, потому что сама им пользуюсь и считаю недорогим и эффективным средством.

Конечно, сейчас работа дается гораздо легче, но трудности все равно возникают. К примеру, некоторые люди не могут отличить боль в горле от кашля и просят лекарство от всего и сразу или приходят с небольшим недомоганием и температурой 37 °C и ожидают, что я смогу порекомендовать средство, которое за секунду поставит их на ноги. К сожалению, это так не работает: от простуды не существует эффективных лекарств. Еще иногда покупатели злятся из-за отсутствия какого-то препарата и винят сотрудника аптеки. Со временем к этому вырабатывается иммунитет: люди просто ищут выход негативным эмоциям — к сожалению, крайним становится продавец.

Несмотря на стабильную работу, я решила продолжить обучение и в 2023 году поступила в Уфимский государственный университет на очно-заочное отделение. Сдала суммарно пять экзаменов на три направления: экологию, биологию и биотехнологию. Дискретная математика и линейная алгебра дались не очень, а вот русский, химию и биологию я сдала хорошо и в итоге выбрала направление «биотехнология».

О том, что потратила четыре года на колледж, совершенно не жалею: я освоила полезную профессию и нашла работу, которая приносит мне доход. Многие успешные люди начинали свой путь со среднего специального образования, а потом, если было необходимо, получали высшее. И это не отнимает лишние годы, а, наоборот, делает опыт человека богаче.

РедакцияУчились в колледже? Расскажите, как это было:
  • АннаОчень интересно, на какую специальность поступили на вечернее отделение?3
  • Владислава РоманенкоАнна, биотехнология1
  • Maria SИнтересный отзыв! То есть Вы считаете для работы по специальности фармацевту не нужна ботаника? 🤔2
  • Владислава РоманенкоMaria, скорее не нужна. Для того, чтобы знать, какие растения какими свойствами обладают, существует отдельный предмет - фармакогнозия. На ботанике же учат тому, какие листья, стебли и цветки у лекарственных растений (чтобы научиться их определять в свежем виде). В аптеке все сырье упаковано - поэтому да, ботаника на работе не пригождается4
  • АлексейУфимский государственный университет это УУНиТ?)0
  • Владислава РоманенкоАлексей, он самый)0
  • АлексейВладислава, успехов в учебе!)1
  • Владислава РоманенкоАлексей, спасибо!0
  • goСпасибо за рассказ! Было интересно послушать как в других колледжах обучают на фармацевта) Но кстати, мне кажется, что эти «непрофильные предметы» очень даже профильные и полезны в нашей профессии, а главное - в целом в жизни) Все виды химии, чтобы понимать как вещество работает, с чем взаимодействует, да и лайфхаков достаточно, например как оттереть марганцовку, как разбираться в бензине😅 Генетика - как минимум для общего развития и понимания рисков будущей беременности) Ну а ботаника, как гнозия - святое, чтобы ходить как ведьмочка по полям и пугать друзей, бормоча названия растений на латыни😅1
  • Никто НектоУчиться всегда хорошо. Что касается профессии фармацевта , то когда читаю о том, что данная профессия востребована и хорошо оплачивается, впадаю в ступор . Ну допустим, она востребована. Но оплачивается хорошо???? Пардоньте, что в вашем понимании ХОРОШО?! 60 ТЫС РУБ?? Или, может 80 тыс руб?? Это НЕ хорошо. Все, что ниже 100 тысяч это нищенская зарплата для труда, не требующего образования!!!!! На фармацевта, даже без высшего, нужно учиться года 3 и постоянно повышать квалификацию! В 2024-25 годах, ХОРОШЕЙ оплатой моюет считаться сумма никак не менее 200 -250 тысяч, да и то, это для людей со средним специальным , а с высшим 300+.Какиеицены, такие и зарплаты.0