Автосалон требует вернуть скидку за досрочное погашение кредита. Это законно?

23

Я купил машину в автосалоне. Оформил кредит и согласился на каско. Взамен салон сделал скидку с условием, что я не погашу кредит целиком раньше 90 дней с момента оформления. Условия сделки зафиксировали в дополнительном соглашении.

В итоге вышло так, что я нашел деньги и закрыл кредит раньше оговоренного срока, — банк не возражал. Каско сохранил.

Теперь автосалон требует вернуть скидку и утверждает, что я нарушил условия соглашения. Вправе ли автосалон предлагать скидку на таких условиях и требовать ее вернуть, ссылаясь на неисполнение договора?

Аватар автора

Валерия Романова

разобралась с требованиями автосалона

Страница автора

Чтобы дать точный ответ, нужно изучить договор купли-продажи автомобиля и дополнительное соглашение. Но я могу предположить, что требования салона законны.

Расскажу, почему в вашем случае автосалон может быть прав и на какие условия сделки стоит обратить внимание.

Почему автосалон вправе требовать вернуть скидку

Что произошло. Вы купили автомобиль по распространенной схеме — это часть маркетинговой стратегии автосалонов. Покупателю предлагают скидку на автомобиль с условием, что он оформит кредит и купит дополнительные продукты и услуги: каско, страхование жизни и здоровья, программу помощи на дороге и так далее. В этом случае клиент покупает автомобиль по меньшей цене, чем если бы брал за наличные без дополнительных услуг, а салон получает комиссионные вознаграждения от банка и страховой компании.

По закону покупатель вправе досрочно погасить кредит и отказаться от других услуг, например страхования жизни, в период охлаждения, то есть сразу после сделки. Банк и страховая компания не вправе в этом препятствовать, поэтому вы без проблем погасили кредит.

На чем основаны требования салона. Вы вправе погасить кредит досрочно, но такие действия могут нарушать условия договора купли-продажи с автосалоном.

По закону граждане и организации свободно заключают договоры и определяют их условия. В вашем случае одним из условий продавца было не погашать кредит в срок до 90 дней — вы с ним согласились, когда подписали дополнительное соглашение.

Вы справедливо уточняете, может ли салон предоставлять скидку в обмен на дополнительные услуги. Закон о защите прав потребителей запрещает обуславливать покупку одних товаров приобретением других, в том числе обязывать заключать какие-либо договоры.

Однако стороны сделки могут договориться о скидке при условии, что покупатель воспользуется дополнительными услугами, — в вашем случае ими были кредит и каско. Суды не считают такие условия навязыванием, если продавец четко оговорил стоимость автомобиля и условия скидки, а покупатель оценил выгоду и согласился на сделку.

Как на деле. Судебная практика сложилась в пользу автосалонов.

Например, в Оренбурге женщина купила автомобиль в салоне: взяла кредит, оформила каско, застраховала жизнь и здоровье, а взамен получила скидку. В договоре значилось, что продавец вправе вернуть скидку, если покупатель откажется от дополнительных услуг.

После покупки женщина отказалась от страховки. Тогда автосалон обратился в суд за доплатой, а покупательница подала встречный иск, где просила признать пункт договора об отмене скидки недействительным. В иске женщина утверждала, что это навязывание дополнительных услуг, а запрет на отказ от договоров кредита и страхования нарушает закон.

Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону покупательницы, но кассационный суд принял позицию автосалона. Вот как он аргументировал решение:

  1. Женщина купила автомобиль по более низкой цене, чем при обычных условиях.
  2. Покупательница получила выгоду, а значит, навязывания дополнительных услуг нет.
  3. Истица могла купить автомобиль дороже без страховок и кредита, но добровольно выбрала вариант со скидкой и обязалась оформить дополнительные услуги.

В похожем деле автосалон обратился в суд за взысканием скидки с покупателя, который досрочно погасил кредит. Суд удовлетворил иск и отметил, что покупатель добровольно заключил договор, по условиям которого скидку аннулировали при досрочном погашении кредита.

Когда требования автосалона неправомерны

Автосалон нарушает права потребителей, когда навязывает невыгодные условия или намеренно вводит покупателей в заблуждение. В некоторых случаях стоимость страховки может существенно превышать рыночную, а автомобиль без дополнительных услуг может обойтись дороже средней цены на рынке.

В апреле 2023 года КС РФ ориентировал суды внимательнее относиться к гражданам в подобных спорах. Его постановление гласит, что аннулирование скидок автосалонами соответствует закону, но суды должны учитывать два фактора:

  1. Содержит ли договор условия, обременительные для покупателя.
  2. Получил ли покупатель экономическую выгоду от сделки.

Конституционный суд также указал, что при досрочном отказе от страховки скидка аннулируется не полностью. Покупатель должен вернуть только часть скидки, пропорциональную размеру возвращенной страховой премии.

Такое правило работает при нескольких условиях:

  1. Цена покупки значительно выше среднемесячного дохода покупателя.
  2. Страховку оформили при содействии продавца.
  3. Условия страховки хуже рыночных.

Аналогичные разъяснения действуют и при досрочном погашении кредита.

Приведу пример из судебной практики. Женщина купила автомобиль со скидкой и по условиям сделки заключила кредитный договор с банком-партнером. Банк выдал кредит на автомобиль и дополнительные услуги:

  1. Каско.
  2. СМС-информатор.
  3. ДМС при ДТП.
  4. Продленную гарантию.

Дополнительные услуги обошлись в 175 036 ₽ при скидке на автомобиль 20 000 ₽. По договору салон мог аннулировать скидку за отказ от любой услуги и досрочное погашение кредита.

Женщина пожаловалась в Роспотребнадзор на навязывание услуг и обременительные условия сделки. Ведомство обнаружило нарушения, но отказалось привлекать продавца и банк к административной ответственности.

Тогда покупательница обжаловала отказ в возбуждении дела в суде. Тот указал на нарушение прав потребителя и обязал Роспотребнадзор повторно рассмотреть материалы.

Что в итоге

Банк не вправе возражать против досрочного погашения кредита, но это не влияет на ваши договоренности с продавцом. По закону автосалон может требовать возврата скидки, если вы нарушили условия договора, по которому эту скидку получили.

Но может быть и так, что договор с салоном нарушает ваши права. Например, если вам навязали заведомо невыгодные экономические условия или ввели в заблуждение. Поэтому в вашей ситуации я рекомендую подробно изучить договор с салоном и допсоглашение к нему. Вот на что стоит обратить внимание:

  1. Навязывал ли автосалон вам экономически невыгодные условия. Была ли у вас возможность отказаться от скидки, не оформлять дополнительные услуги и купить автомобиль по первоначальной цене? Соответствует ли эта цена рыночной?
  2. Предоставил ли продавец полную и достоверную информацию обо всех условиях сделки, в том числе о последствиях досрочного погашения кредита. Все условия сделки должны быть четко определены в документах, между договором купли-продажи и допсоглашением не должно быть разночтений.

Если сомневаетесь в правомерности требований салона, можно обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на навязывание дополнительных услуг и обман потребителя. Обращение можно подать в электронном виде на сайте ведомства. Подробнее об этом мы писали в другой статье в Тинькофф Журнале.

Валерия РомановаПокупали дополнительные продукты в автосалоне в обмен на скидку? Расскажите, какие и почему согласились на это:
  • Владимир АброновМне также скидку на подобных условиях дали (только 45 дней, а не 90). Взаранее все нюансы обговорил в автосалоне и почти полностью закрыл кредит на 4ый или 5ый (так как на 3ий день автосалон "видит" деньги), долг должен был остаться не менее 10т. Оставшиеся 10т и смешные % по ним погасил после 45ого дня, все остались в плюсе) Насколько законно требовать возврат скидки надо смотреть только в договоре и скорее всего там это прописано25
  • AeeE30Не переживайте, вы все равно купили авто за оверпрайс, в остальном если допник где прописаны эти условия вы подписали, то к сожалению получается законно7
  • Александр ФадеевЕсли прописано в договоре - то, к сожалению, законно. Можно предложить салону идти в суд со своими претензиями, но они скорее всего пойдут, если это большая организация типа Рольфа.3
  • Максим ЯковенкоДа, автосалон вправе потребовать возмещения, однако вы вправе возражать и это не значит, что требование автосалона будет удовлетворено. Более конкретный ответ по сложившейся ситуации возможно дать после изучения документов.1
  • Сергей СтаростинДействительно, если в доп.соглашении о скидке все было прописано, то автосалон имеет право требовать возврата скидки. Но, в большинстве случаев, с потребителем не обговаривались такие условия предоставления скидки, чаще всего клиентов попросту обманывают (подсовывают это доп.соглашение на подпись). В данной ситуации следует написать заявление в прокуратуру, описав все обстоятельства сделки. Скорее всего, Вы не один такой, кто столкнулся с подобным обманом от автосалона. Прокуратура должна заниматься этими вопросами, они должны и могут провести соответствующие мероприятия, в том числе допросить менеджера автосалона и др. лиц, присутствовавших на сделке. В некоторых случаях, с автосалоном можно "договориться", указав что вы не знали о таком условии предоставляемой скидки, пригрозить намерением обратиться в прокуратуру и роспотребнадзор, указать, что на сделке с Вами присутствовали др. люди (свидетели).1
  • VladimirДобрый день! Столкнулся с похожей проблемой. Взяли кредит у дилера и за это получил скидку ( которая не прописана в ДКП, но есть цена до и после скидки ). Условия скидки КАСКО, Кредит, GAP, Страхование жизни. По условиям ДКП кредитом я должен пользоваться не мнеее 90 рабочих дней, страховыми продуктами не мнее 30 рабочих дней. Сделал частично дострочное погашение и оставил минимальный остаток. Вносил деньги на снижение ежемесячного платежа, но после перерасчета мне осталось выплатить всего 1 платеж и кредит будет выплачен :- ) и пройдет 30 дней календарных. Получается нарушаю условия ДКП. Обратился в банк с претензией, но не особо верится, что будет решение. Что может предьявить дилер, пока не ясно, видимо просить полную стоимость а/м, но условия скидки не прописаны детально, что за КАСКО скидка xxx рублей, за кредит столько xxx рублей. Как я понял, банк повесит на дилера некую комиссию, но ко мне банк претензийи не имеет, т.к. в кредитном договоре нет никаких ограничений по срокам досрочного закрытия кредита, только в ДКП. Может кто сталкивался и подскажет к чему готовиться или есть юрист на форуме :-) Спасибо!1
  • Alexander FominВ данном случае действует закон от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" в котором закреплено право заемщика на досрочный возврат потребительского кредита (займа). Дилер не вправе ограничивать заемщика в реализации своих законных прав. Пункт доп.соглашения о 90 -дневном периоде противоречит этому закону. Согласно п.1 ст.16 ЗОПП Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. ГК РФ Статья 422. Договор и закон 1. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.1
  • Артем ХабаровРазве в договоре все эти нюансы не прописаны?2
  • rusa4ekЗачем гасить кредит раньше оговоренных 90 дней если ты заключал договор на скидку ИМЕННО при таких условиях? Ну погаси его на 91-й день. Загадочные люди))21
  • ilebedefAlexander, так заемщика в праве на досрочное погашение никто и не ограничивал, ни банк, ни автосалон. Он же закрыл кредит. Но сохранение кредита на 90 дней, было условием получения скидки, на что покупатель сам же и согласился. Это не навязанная услуга, это не условия банка или сторонней организации. Не устраивают условия, не подписывай договор.2
  • Все нормальноНикита, переплата относительно небольшая, если смотреть на весь срок кредита, например на 5 лет. Возможно Вы имеете в виду такой тип кредитного договора где большая часть процентов выплачивается в первый или несколько первых месяцев. После его выгодно гасить по графику платежей. Ниже мой пример такого кредита. Там была еще страховка от которой я отказался подав заявление в страховую. В шапке договора такое: РАЗМЕР ПОЛНОЙ СТОИМОСТИ КРЕДИТА СОСТАВЛЯЕТ: 9,227 (ДЕВЯТЬ ЦЕЛЫХ ДВЕСТИ ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ТЫСЯЧНЫХ) % ГОДОВЫХ РАЗМЕР ПОЛНОЙ СТОИМОСТИ КРЕДИТА СОСТАВЛЯЕТ: 5 190,93 (ПЯТЬ ТЫСЯЧ СТО ДЕВЯНОСТО РУБЛЕЙ ДЕВЯНОСТО ТРИ КОПЕЙКИ) РУБЛЕЙ2
  • Все нормальноVladimir, просить сделать рефинансирование чтобы составить новый график погашения, тем самым увеличив его на необходимый срок.0
  • Никита МизинВсе, у вас как раз короткий кредит и резона нет. составьте в калькуляторе кредит на 60 месяцев и посмотрите в первых платежах проценты и тело кредита.0
  • Все нормальноНикита, проценты на остаток долга остаются теми же, уменьшается сумма на погашения остатка долга.0
  • rusa4ekНикита, да, но скидку то давали именно на этих условиях, а не на каких-то других. И рыбку съесть и ....врядли получится, это надо понимать с самого начала0
  • Никита МизинВсе, ну так о том и речь. При кредите 20% на 5 лет погашение тела будет дай бог 1/20 от платежа. И первые 3 его вообще не закроют.0
  • Все нормальноНикита, если стоит задача закрыть кредит досрочно, то просто делается досрочное погашение, лучше с уменьшением платежа и сохранением срока. В изначальной проблеме что кредит не нужно гасить первые 90 дней это укладывается. Если только скидка, то гасится ~95%, ожидается необходимый срок с минимальными платежами по графику и оставшиеся ~5% досрочно выплачиваться.1
  • Jonny Deppхороший ход) как раз думал, можно так или нет по прописанному в доп.соглашении вроде все четко выходит - договор о кредите фактически не исполнен досрочно, но проценты почти и не платишь в таком раскладе. а про "3 дня" откуда информация если не секрет?0
  • user1231931Владимир, Здравствуйте. У меня на данный момент такие же условия прописаны в договоре с автосалоном. Подскажите, "досрочное погашение кредита" и "частичное досрочное погашение кредита" - это разные понятия по закону или они оба означают одно и то же? Хочу попробовать по Вашей схеме частично закрыть кредит (с уменьшением платежа, а не срока) и оставить не более 10% на эти самые 90 дней. А после 90 дней благополучно закрыть кредит.0
  • 9-xAlexander, может быть, Вы в курсе, какую стоимость придется вернуть салону, если из условий на скидку я нарушила одно - досрочно частично погасила основную часть кредита. Оставила себе Каско 91 тр, помощь на дорогах 5 то, страхование жизни 50 тр, доп оборудование 25 тр. Скидку дали 125 тр. В итоге все сохранила, кроме кредита. Погасила частично-досрочно. ННо еще есть что платить на 5 лет.0
  • Ольга БушуеваДобрый день, произошла следующая ситуация в автосалоне КлючАвто. При обращении в салон нам предложили приобрести автомобиль в кредит за цену 1080000. За наличные на 40000 дороже. На момент обращения в салон у нас был одобрен потребительский кредит на сумму 1150000, об этом мы предупредили сотрудников салона. Попросили просчитать кредит. Нам его одобрили. Кредитный специалист до подписания договора купли продажи автомобиля не озвучила, что сумма кредита составит не 1080000, а 1255000, что кредит нам дают не только на автомобиль, но и на доп. Услуги. Система устроена так, что сначала ты подписываешь договор купли- продажи, после нахождения в салоне более 4 ых часов, что снижает бдительность клиентов. Так же строки в договоре, в которых прописана полная стоимость автомобиля без скидок дополнительные услуги приобретаемые и сумма возмещения. закрашены серым, что дополнительно отвлекает внимание. При подписании договора менеджер не озвучивал прайсовую стоимость автомобиля 1310000, и что стоимость 1080000 будет с учётом приобретения доп услуг. На сумму 189 000 то есть сумма кредита намного больше, стоимости на наличные. Наличие доп услуг ( помощь на дорогах 90000 и КАСКО 99000) вскрылось при подписании договора кредита. При чём кредитный специалист утверждала сначала, что это обязательные условия банка, потом когда мы сказали кредит не нужен будем брать за наличные, начала говорить что всё деньги уже на счету автосалона. Кредит отменить сложно. Вы сможете отказаться от доп услуг в течение 14 дней. То же самое сказал менеджер. И никто из сотрудников салона на тот момент не сказал о том, что при отказе хоть от одного из продуктов, нужно будет вернуть сумму скидки 250000. Я отказалась от Каско, и закрыла полностью автокредит. От помощи на дорогах не отказывалась ( так как рассчитывала вернуть Салону сумму скидки за КАСКО 25000, она указана в договоре.) за приобретение помощи на дорогах скидка 225000. Но как выяснилось при отказе хоть одного из продуктов, я по общим условиям договора должна вернуть полную сумму скидки 250 000. От помощи на дорогах можно было отказаться в течение 30 дней. Я лично обратилась в Салон для возврата им скидки ( хотела вернуть 25000) Они не взяли деньги и опять же не попросили в таком случае вернуть 250000. А сейчас когда 30 дней истекли. Просят вернуть 2500001
  • Карина ЖеуроваОльга, здравствуйте, чем закончилась Ваша история?я влипла в такую же, только у меня стоимость скидки выше в 2 раза...😔0

Сообщество