Автосалон требует вернуть скидку за досрочное погашение кредита. Это законно?
Я купил машину в автосалоне. Оформил кредит и согласился на каско. Взамен салон сделал скидку с условием, что я не погашу кредит целиком раньше 90 дней с момента оформления. Условия сделки зафиксировали в дополнительном соглашении.
В итоге вышло так, что я нашел деньги и закрыл кредит раньше оговоренного срока, — банк не возражал. Каско сохранил.
Теперь автосалон требует вернуть скидку и утверждает, что я нарушил условия соглашения. Вправе ли автосалон предлагать скидку на таких условиях и требовать ее вернуть, ссылаясь на неисполнение договора?
Чтобы дать точный ответ, нужно изучить договор купли-продажи автомобиля и дополнительное соглашение. Но я могу предположить, что требования салона законны.
Расскажу, почему в вашем случае автосалон может быть прав и на какие условия сделки стоит обратить внимание.
Почему автосалон вправе требовать вернуть скидку
Что произошло. Вы купили автомобиль по распространенной схеме — это часть маркетинговой стратегии автосалонов. Покупателю предлагают скидку на автомобиль с условием, что он оформит кредит и купит дополнительные продукты и услуги: каско, страхование жизни и здоровья, программу помощи на дороге и так далее. В этом случае клиент покупает автомобиль по меньшей цене, чем если бы брал за наличные без дополнительных услуг, а салон получает комиссионные вознаграждения от банка и страховой компании.
По закону покупатель вправе досрочно погасить кредит и отказаться от других услуг, например страхования жизни, в период охлаждения, то есть сразу после сделки. Банк и страховая компания не вправе в этом препятствовать, поэтому вы без проблем погасили кредит.
На чем основаны требования салона. Вы вправе погасить кредит досрочно, но такие действия могут нарушать условия договора купли-продажи с автосалоном.
По закону граждане и организации свободно заключают договоры и определяют их условия. В вашем случае одним из условий продавца было не погашать кредит в срок до 90 дней — вы с ним согласились, когда подписали дополнительное соглашение.
Вы справедливо уточняете, может ли салон предоставлять скидку в обмен на дополнительные услуги. Закон о защите прав потребителей запрещает обуславливать покупку одних товаров приобретением других, в том числе обязывать заключать какие-либо договоры.
Однако стороны сделки могут договориться о скидке при условии, что покупатель воспользуется дополнительными услугами, — в вашем случае ими были кредит и каско. Суды не считают такие условия навязыванием, если продавец четко оговорил стоимость автомобиля и условия скидки, а покупатель оценил выгоду и согласился на сделку.
Как на деле. Судебная практика сложилась в пользу автосалонов.
Например, в Оренбурге женщина купила автомобиль в салоне: взяла кредит, оформила каско, застраховала жизнь и здоровье, а взамен получила скидку. В договоре значилось, что продавец вправе вернуть скидку, если покупатель откажется от дополнительных услуг.
После покупки женщина отказалась от страховки. Тогда автосалон обратился в суд за доплатой, а покупательница подала встречный иск, где просила признать пункт договора об отмене скидки недействительным. В иске женщина утверждала, что это навязывание дополнительных услуг, а запрет на отказ от договоров кредита и страхования нарушает закон.
Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону покупательницы, но кассационный суд принял позицию автосалона. Вот как он аргументировал решение:
- Женщина купила автомобиль по более низкой цене, чем при обычных условиях.
- Покупательница получила выгоду, а значит, навязывания дополнительных услуг нет.
- Истица могла купить автомобиль дороже без страховок и кредита, но добровольно выбрала вариант со скидкой и обязалась оформить дополнительные услуги.
В похожем деле автосалон обратился в суд за взысканием скидки с покупателя, который досрочно погасил кредит. Суд удовлетворил иск и отметил, что покупатель добровольно заключил договор, по условиям которого скидку аннулировали при досрочном погашении кредита.
Когда требования автосалона неправомерны
Автосалон нарушает права потребителей, когда навязывает невыгодные условия или намеренно вводит покупателей в заблуждение. В некоторых случаях стоимость страховки может существенно превышать рыночную, а автомобиль без дополнительных услуг может обойтись дороже средней цены на рынке.
В апреле 2023 года КС РФ ориентировал суды внимательнее относиться к гражданам в подобных спорах. Его постановление гласит, что аннулирование скидок автосалонами соответствует закону, но суды должны учитывать два фактора:
- Содержит ли договор условия, обременительные для покупателя.
- Получил ли покупатель экономическую выгоду от сделки.
Конституционный суд также указал, что при досрочном отказе от страховки скидка аннулируется не полностью. Покупатель должен вернуть только часть скидки, пропорциональную размеру возвращенной страховой премии.
Такое правило работает при нескольких условиях:
- Цена покупки значительно выше среднемесячного дохода покупателя.
- Страховку оформили при содействии продавца.
- Условия страховки хуже рыночных.
Аналогичные разъяснения действуют и при досрочном погашении кредита.
Приведу пример из судебной практики. Женщина купила автомобиль со скидкой и по условиям сделки заключила кредитный договор с банком-партнером. Банк выдал кредит на автомобиль и дополнительные услуги:
- Каско.
- СМС-информатор.
- ДМС при ДТП.
- Продленную гарантию.
Дополнительные услуги обошлись в 175 036 ₽ при скидке на автомобиль 20 000 ₽. По договору салон мог аннулировать скидку за отказ от любой услуги и досрочное погашение кредита.
Женщина пожаловалась в Роспотребнадзор на навязывание услуг и обременительные условия сделки. Ведомство обнаружило нарушения, но отказалось привлекать продавца и банк к административной ответственности.
Тогда покупательница обжаловала отказ в возбуждении дела в суде. Тот указал на нарушение прав потребителя и обязал Роспотребнадзор повторно рассмотреть материалы.
Что в итоге
Банк не вправе возражать против досрочного погашения кредита, но это не влияет на ваши договоренности с продавцом. По закону автосалон может требовать возврата скидки, если вы нарушили условия договора, по которому эту скидку получили.
Но может быть и так, что договор с салоном нарушает ваши права. Например, если вам навязали заведомо невыгодные экономические условия или ввели в заблуждение. Поэтому в вашей ситуации я рекомендую подробно изучить договор с салоном и допсоглашение к нему. Вот на что стоит обратить внимание:
- Навязывал ли автосалон вам экономически невыгодные условия. Была ли у вас возможность отказаться от скидки, не оформлять дополнительные услуги и купить автомобиль по первоначальной цене? Соответствует ли эта цена рыночной?
- Предоставил ли продавец полную и достоверную информацию обо всех условиях сделки, в том числе о последствиях досрочного погашения кредита. Все условия сделки должны быть четко определены в документах, между договором купли-продажи и допсоглашением не должно быть разночтений.
Если сомневаетесь в правомерности требований салона, можно обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на навязывание дополнительных услуг и обман потребителя. Обращение можно подать в электронном виде на сайте ведомства. Подробнее об этом мы писали в другой статье в Т—Ж.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil