Как я нашла работу с ДЦП спустя год поиска и доросла до руководящей позиции
Кто помогает
948
Фотографии — личный архив героини

Как я нашла работу с ДЦП спустя год поиска и доросла до руководящей позиции

И чем мне помог проект «Всё получится!»

13
Аватар автора

Диана Ганькова

нашла работу несмотря на ДЦП

Страница автора
Аватар автора

Юлия Мулюкова

поговорила с героиней

Страница автора

На 2023 год только 14,5% россиян с инвалидностью старше 16 лет имели постоянную работу.

Мне 27 лет, и у меня ДЦП. Я закончила колледж, но из-за инвалидности не смогла устроиться по специальности. Другую работу искала почти год. Трудоустроиться удалось благодаря проекту «Всё получится!». Он помогает найти первую работу тем, кому это сделать особенно трудно, — людям с особенностями здоровья или с сиротским опытом.

В 2019 году я обратилась в «Работу-i» — петербургскую организацию, которая входит в проект «Всё получится!». Ежегодно она помогает устроиться более чем 500 молодым людям. Я оказалась необычным кандидатом: меня взяли в команду проекта. На своем опыте я смогла почувствовать, как НКО помогает людям, — и теперь участвую в этом.

Расскажу, с какими трудностями я сталкивалась на пути к любимой работе и как мне помог проект.

Кто помогает

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—⁠Ж «Кто помогает». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.

В июле и августе мы рассказывали о ДЦП, а в сентябре и октябре — о развитии науки. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает».

О детстве и школьных годах

Я родилась в 1996 году в Петербурге. Родители говорили, что у мамы неправильно приняли роды, из-за чего у меня случилась родовая травма и, как следствие, ДЦП. Диагноз мне поставили в год: родители заметили, что я плохо управляю правой рукой и ногой, и обратились к врачу.

Выяснилось, что у меня правосторонний гемипарез: рука и нога находятся в гипертонусе и плохо слушаются. В полтора года мне поставили диагноз, а в 18 лет присвоили третью группу инвалидности.

В детстве я часто чувствовала, что отличаюсь от других. Помню свои переживания на детской площадке: другие дети могли играть, а я — нет. Они лазили по лестницам, бегали, прыгали, а я не могла даже кидать мячик.

В детском саду было проще. Я ходила в специализированное учреждение для ребят с особенностями развития, поэтому меньше стеснялась. У нас были дополнительные занятия с логопедом и специальные зарядки. Например, нам давали ящички с шишками, камешками и шариками на ниточке для развития мелкой моторики и коврики с пуговками, чтобы ходить и разрабатывать стопы.

Я расстраивалась, что долго не могла научиться завязывать шнурки, застегивать куртку и качаться на качелях. Первые два действия освоила благодаря папе, а с качелями долго не получалось. Помогла девочка в детском саду: я подошла к ней и попросила объяснить, как качаться, и она сумела.

В семье старались не относиться ко мне как к особенному ребенку и не помогать, когда этого не требовалось. Кажется, поэтому я всегда стремилась к самостоятельности и не манипулировала своим диагнозом — даже в раннем детстве. Кроме того, вдохновлял пример сестры без особенностей здоровья, которая старше меня на год и восемь месяцев.

Я крайняя справа, с родителями и старшей сестрой
Я крайняя справа, с родителями и старшей сестрой

Родители выбрали для меня обычную школу. Врачи настаивали на коррекционной, но мама с папой решили, что мне лучше развиваться с остальными детьми. В начальных классах было тяжеловато, поскольку я не могла сама справиться с некоторыми задачами. Например, носить подносы в столовой мне сначала помогали учителя, потому что я боялась их уронить и разбить керамическую посуду.

Кроме того, в моей первой школе была не очень хорошая атмосфера: педагоги предвзято относились к детям, в воздухе витала агрессия. Сложно было не только мне, но и старшей сестре. Позже мы узнали, что учреждение считалось слабым: ученики отставали по программе и плохо сдавали экзамены. После третьего класса семья переехала, и мы стали ходить в другую школу — там мне было уже легче.

Некоторые трудности остались. Так, за все время обучения я вообще не посещала физкультуру. В начальной школе все ребята шли на урок, а я оставалась в классе с учителем. Когда стала старше, сидела на лавочке в зале и смотрела, как ребята бегают и играют в волейбол. Это вызывало сложные чувства: с одной стороны, я не напрягалась и это радовало, а с другой — было неловко и досадно.

Обычно одноклассники меня не обижали, но случались неприятные моменты. Например, иногда школьники пытались шутить насчет моей руки или ноги. Я или смеялась вместе с остальными, или не обращала внимания — и насмешки прекращались. В 5—6 классах меня пытался задирать главный хулиган класса. Я пожаловалась маме, папа с ним серьезно поговорил, и все закончилось.

Друзей у меня не было до седьмого класса. Кажется, я и сама сторонилась одноклассников, особенно тех, кого считала крутыми. Но в какой-то момент что-то внутри меня поменялось. Я начала сама идти на контакт, и в старших классах уже общалась со всеми.

В школе я была среднестатистической троечницей. Звезд с неба не хватала, но и особых проблем не было. Решение родителей не отдавать меня в коррекционное учреждение хорошо на меня повлияло: думаю, иначе мне было бы сложнее влиться в коллектив.

Среди моих знакомых есть выпускники таких школ, и я замечаю, что им труднее общаться. К тому же, мне кажется, там плохо готовят к поступлению в ссузы и вузы.

О неудачном выборе профессии

Свою первую работу я нашла еще в школе. Летом после 9 класса месяц помогала библиотекарю — разбирала старые книги и журналы. Тогда мне заплатили около 10 000 ₽, и я купила себе телефон.

До 10 класса я думала, что буду получать высшее образование. Но когда сдала пробный ЕГЭ, поняла, что это не для меня: тогда не хотелось тратить столько времени на подготовку и зубрежку. Так я решила уйти из школы и поступить в колледж.

Моим любимым и почти единственным школьным предметом, по которому у меня была «пятерка», стала химия. Мне было интересно ставить эксперименты и проводить реакции в школьной лаборатории. Кроме того, мне нравилась наша учительница — строгая, даже суровая, но отличный педагог. Почти никто ее не любил, мне же нравился ее подход.

Любовь к химии подтолкнула меня поступать в медицинский колледж. Я хотела учиться на фармацевта, но мне не хватило баллов, поэтому я выбрала специальность «лаборант-диагност».

В фармацевтике меня привлекал процесс приготовления растворов, а еще я думала о родителях. Они были уже в солидном возрасте: когда я родилась, маме было 39, а папе — 42. Я понимала, что со временем им нужны будут лекарства. Хотелось разбираться, как работают медикаменты и что с чем можно совмещать.

Перед поступлением я специально встретилась с директрисой колледжа, рассказала о своей инвалидности и спросила, смогу ли работать по специальности. Она ответила, что проблем не будет.

Я училась с удовольствием и обожала практические занятия. Еще мне нравилась атмосфера: завораживали все эти колпачки, халатики, лаборатории и пробирки. У меня сложились хорошие отношения с однокурсниками, и я стала намного более общительной, чем в школе.

Я училась в колледже с удовольствием и без проблем его закончила
Я училась в колледже с удовольствием и без проблем его закончила

В 2018 году я завершила учебу и устроилась лаборанткой в Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова. Через неделю меня вызвали в отдел кадров и сказали, что я не имею права работать по профессии.

Оказалось, что условия труда в медицинской сфере относятся к третьему классу — то есть считаются вредными. Мне же это противопоказано по ИПРА  . В отделе кадров сказали, что меня не возьмут ни в одно медицинское учреждение даже санитаркой.

Так провалился мой план окончить колледж, работать лаборантом и получать стабильные 40 000 ₽.

Тогда я думала, что жизнь кончена и у меня никогда ничего не выйдет. Было тяжело, и я понятия не имела, что делать.

Родители больше не могли меня поддерживать: папа вышел на пенсию сразу после того, как я получила диплом. Жить на пособие по инвалидности в 7000 ₽ было невозможно, поэтому я почти сразу начала искать новое место.

О поиске работы

Я почти год искала, куда трудоустроиться. Рассматривала административные вакансии. Изъездила все закоулки Петербурга, проходила по два-три собеседования в день. Об инвалидности в резюме не писала, но предупреждала на собеседовании, чтобы быть честной. Работодатели вроде бы реагировали нормально, но все равно отказывали — говорили, что нет опыта.

Под конец я так отчаялась, что готова была устроиться мойщицей. Но проводившая собеседование женщина дала мне непрошеный совет: сидеть прямо и не надевать аксессуары — в тот день у меня на шее висели наушники. Мне было неприятно, и от вакансии я отказалась.

Примерно через полгода безуспешных самостоятельных поисков я поняла, что мне нужна помощь, и пошла в центр занятости населения. Там мне выдали перечень разнообразных вакансий и сказали: если за два месяца не найду работу, то могу получить направление на курсы.

Снимок сделан в период поиска работы. Я выгляжу счастливой, но долгий процесс трудоустройства был изнурительным
Снимок сделан в период поиска работы. Я выгляжу счастливой, но долгий процесс трудоустройства был изнурительным

Список не помог, и я бесплатно отучилась на секретаря-референта. Курсы были хорошими, и я до сих пор использую в работе знания, которые получила. Но устроиться все равно никуда не удавалось.

В 2019 году я по назначению врача ходила в центр социальной реабилитации инвалидов по месту прописки, где мне назначали оздоровительные процедуры: массаж, физиотерапию и занятия лечебной физкультурой. Там был кабинет социальной поддержки, где консультировали в том числе по поиску работы. Соцработник дал мне визитку рекрутера «Работа-i» и сказал, что там могут помочь.

Я позвонила, и меня пригласили на собеседование. В проекте как раз искали сотрудника на позицию офис-менеджера, и мне предложили эту вакансию. Смутила небольшая зарплата на время испытательного срока — чуть выше МРОТа  . Но я решила, что это лучше, чем ничего, — и согласилась.

Сначала я вышла на стажировку по договору с центром занятости  , а спустя три месяца стала постоянным сотрудником. Я вела документооборот и переписку, контролировала работу курьера, обеспечивала жизнедеятельность офиса.

Первые шесть месяцев меня курировали наставник на рабочем месте Света и консультант от проекта Саша. Такую поддержку получают все кандидаты, которым помогает трудоустроиться проект «Всё получится!».

Света помогала влиться в рабочий процесс: отвечала на вопросы и подсказывала решения сложных задач. Чтобы не тревожить ее лишний раз, я завела себе толстую тетрадку и фиксировала, как пошагово выполнять рабочие обязанности.

Адаптироваться на новом месте помогала Саша. В основном мы обсуждали с ней трудности в отношениях с коллективом, поскольку первое время было тяжело. Мне казалось, если я буду дружить с коллегами, это помешает работе. Из-за этого я мало общалась, никого к себе не подпускала и жестко ставила личные границы — словно сидела с надписью на лбу «Не подходить!».

Мои коллеги рассказывали, что в первые месяцы меня даже побаивались. К счастью, мы нашли общий язык
Мои коллеги рассказывали, что в первые месяцы меня даже побаивались. К счастью, мы нашли общий язык

Кроме того, из-за рассказов родственников и знакомых у меня сложился стереотип, что офис — это место, где про тебя за глаза говорят гадости. Если ко мне подходили с вопросом, я сразу начинала тревожиться и думать, что делаю что-то не так.

Постепенно мои опасения прошли. Помогли регулярные встречи с Сашей и доброжелательность других сотрудников. Они всегда были готовы поддержать и подсказать, если возникали сложности. Я тоже стала более открытой: начала участвовать во внерабочих активностях, ходить в кафе с коллегами после работы и праздновать дни рождения.

Аватар автора

Алина Сетова

соосновательница проекта

Страница автора

«Трудоустройство людей с инвалидностью — это не только про благотворительность»

С 2014 года мы помогаем искать работу молодым людям с инвалидностью, выпускникам сиротских учреждений и коррекционных школ. Мы запустились в Санкт-Петербурге как социальная практика «Работа-i», а когда идея показала результат, расширили географию.

С 2019 года мы тиражируем свой опыт по модели социальной франшизы: находим НКО в других регионах России и вместе запускаем проекты по сопровождаемому трудоустройству. На 2024 год присутствуем в 13 регионах, через пять лет планируем работать уже в 40. В 2023 году мы помогали 1113 молодым людям, из них 377 уже устроились на работу.

Наш проект есть в Санкт-Петербурге, ХМАО, Краснодарском и Хабаровском крае, Калужской, Томской, Челябинской, Вологодской, Костромской, Архангельской, Смоленской, Нижегородской и Ростовской областях. На снимке — сотрудники региональных НКО, работающих по нашей технологии. Фотография: архив НКО
Наш проект есть в Санкт-Петербурге, ХМАО, Краснодарском и Хабаровском крае, Калужской, Томской, Челябинской, Вологодской, Костромской, Архангельской, Смоленской, Нижегородской и Ростовской областях. На снимке — сотрудники региональных НКО, работающих по нашей технологии. Фотография: архив НКО

К нам за поддержкой приходят разные молодые люди, которых объединяет одно: у них не получается самостоятельно найти работу. Причин много. Так, кандидаты с видимой инвалидностью могут сталкиваться с предвзятым отношением. Иногда они не умеют общаться, потому что выросли в замкнутом мире сиротского учреждения или гиперопекающей семье.

Другие соискатели не уверены в себе и не умеют правильно себя подать. Третьи, наоборот, переоценивают свои силы. Они претендуют на вакансии, где требуется более серьезный опыт работы и квалификация, потому что плохо знают себя и требования рынка труда.

В проекте мы стараемся обращать внимание на личные особенности человека и помогать так и в той степени, в которой необходимо. Одним кандидатам, как Диане, достаточно дать советы по составлению резюме и поддержать в первые месяцы работы. Другим же требуется пройти путь длиной в несколько лет, со взлетами и падениями.

Мы обучаем кандидатов искать вакансии, оформлять резюме, проходить собеседования, организовывать быт и вести бюджет, помогаем развить базовые профессиональные и гибкие навыки.

Также мы предлагаем попробовать свои силы на стажировках и бесплатно получить поддержку у психологов проекта. Если молодому человеку особенно трудно, то предварительно готовим его на внутренней площадке и у наших постоянных партнеров.

Кандидаты «Всё получится!» тренируют простые профессиональные и мягкие навыки на внутренней площадке проекта «Работа-i». Они выполняют задачи, потенциально востребованные на рынке труда: например, отпаривают одежду, сортируют детали для электрооборудования и учатся клинингу. За работу им платят. Фотография: архив НКО
Кандидаты «Всё получится!» тренируют простые профессиональные и мягкие навыки на внутренней площадке проекта «Работа-i». Они выполняют задачи, потенциально востребованные на рынке труда: например, отпаривают одежду, сортируют детали для электрооборудования и учатся клинингу. За работу им платят. Фотография: архив НКО
Наши кандидаты с наставником и консультантом на рабочем месте — в петербургской компании «Резина». Фотография: архив НКО
Наши кандидаты с наставником и консультантом на рабочем месте — в петербургской компании «Резина». Фотография: архив НКО

Когда кандидат выходит на работу, его шесть месяцев сопровождают консультант от проекта и наставник на рабочем месте. Первый помогает новому сотруднику и работодателю наладить отношения.

Вторым становится работник организации — как правило, прямой руководитель, которого мы заранее обучаем. Он знакомит кандидата с обязанностями и объясняет основы корпоративной культуры. Если возникают сложности, наставник всегда может обратиться к консультанту.

Мы помогаем работодателям строить и развивать инклюзивную среду: проводим тренинги для сотрудников и руководителей, консультируем и поддерживаем наставников. А еще советуем, как адаптировать вакансию под кандидатов с особенностями здоровья.

Считаем, что трудоустройство людей с инвалидностью — это не только про благотворительность. Мы настаиваем, чтобы кандидаты действительно становились полезными сотрудниками и занимали свое место в рабочем процессе наравне с коллегами. Уверены, что цель инклюзии именно в том, чтобы дать возможность любому человеку жить полной жизнью, со всеми ее радостями и трудностями.

Об итогах и планах

Мне нравится моя работа: она не однообразная и требует креативного подхода. Думаю, я бы не смогла долго делать что-то монотонное. Еще подкупает, что можно самостоятельно распределять нагрузку: если на задачу нет ресурса, я откладываю ее и занимаюсь чем-то еще. Также приятно, что в нашем коллективе всегда слушают и учитывают мнение сотрудников.

Я росла вместе с организацией. С момента моего трудоустройства обороты проекта увеличились в несколько раз. Например, раньше в месяц нужно было обрабатывать пять счетов, а сейчас — больше 20. Но нагрузка менялась постепенно, поэтому меня это не напугало.

В 2022 году меня повысили до руководителя по административной работе. Обязанности остались аналогичными, но вырос их объем и появились подчиненные, которым я делегирую часть задач.

В нашей компании просто раздать поручения не получится: начальник обязан вникнуть в каждый процесс. Порой мне кажется, что я работаю палочкой-выручалочкой: занимаюсь всем, до чего у остальных не доходят руки, но без чего организация не сможет функционировать. Я универсальный сотрудник, который чуть-чуть разбирается во многих сферах. Это интересно, но иногда устаю трудиться в таком режиме.

По мере профессионального и карьерного роста увеличивалась и моя зарплата. На лето 2024 года я получаю в три с половиной раза больше, чем в первый месяц.

Работа дает мне общение и развитие — профессиональное и личностное. Нужно коммуницировать с разными людьми, и это многому учит.

Также приходится разбираться в вещах, с которыми я раньше не имела дела. Так, летом 2024 года я готовила отчет в большом субсидиарном проекте с Комитетом по труду и занятости населения. Прежде я никогда таким не занималась. Для Комитета это тоже был первый подобный проект. Поэтому пришлось самой пробираться сквозь дремучий лес документов.

Мне приятно ощущать свою значимость, когда коллеги обращаются ко мне за помощью. Они понимают: на меня можно положиться. И, конечно, работа для меня — это стабильность в наше турбулентное время.

Благодаря проекту у меня появилось новое хобби: по совету коллеги я пошла на бачату. Сначала сходу отвергла эту идею: казалось, что я с моими проблемами с координацией не смогу заниматься танцами, тем более — парными. Но коллега меня переубедила. Занимаюсь уже год, и мне очень нравится.

Танцы для меня — вызов себе. Мне хочется научиться гибкости, взаимодействию с партнером и стать более женственной. В парных танцах нужно довериться мужчине, нельзя ничего делать самой. Это помогает расслабиться, отпустить самоконтроль и справиться с тревожностью, потому что занятия переключают мозг.

Я боялась идти на танцы из-за плохой координации, но благодаря бачате она стала намного лучше
Я боялась идти на танцы из-за плохой координации, но благодаря бачате она стала намного лучше

У меня есть незакрытый гештальт: не умею ездить на велосипеде из-за проблем с равновесием. В детстве меня пытался научить папа, в 2021 году — друзья, но ничего не вышло. Думаю, что в ближайшее время попробую еще раз. Очень хочу освоить этот навык, чтобы кататься вместе с друзьями.

Пока у меня нет четких карьерных планов: плыву по течению и меня все устраивает. Но не исключаю, что буду менять работу. Пока не знаю, какую именно сферу выберу. В медицину больше не пойду: этот опыт оказался слишком тяжелым для меня.

С одной стороны, хочется должность с определенным списком обязанностей, с другой — мне нравится справляться с разными задачами: это не скучно, хотя и непросто. Уверена, что, когда решусь искать новое место, у меня все получится.

Как помочь людям с ДЦП найти работу

Социальный проект «Всё получится!» помогает молодым людям с инвалидностью и сиротским опытом найти первую работу и закрепиться на рабочем месте. Вы можете поддержать работу НКО, оформив регулярное пожертвование:

Юлия МулюковаРасскажите, с какими трудностями вы сталкивались при поиске первой работы:
  • Антон ОктябрьскийКакая же героиня крутая, тысяча чертей.12
  • Вероника Ковальчук*комплимент цвету волос героини*7
  • Иван ПетровДиагноз ДЦП мне поставили в два года. Форма не очень сложная - затронуты только ноги, из-за этого походка немного странная. Трудности у меня возникли с поиском не первой, а второй работы. В студенческие годы я работал на новгородском телевидении, был ведущим и корреспондентом молодёжной программы. После вуза решил уехать в Петербург, за новыми перспективами. В первую очередь, конечно, карьерными. За плечами у меня на тот момент - трёхлетний опыт работы на ТВ. Я собрал портфолио, распечатал резюме и поехал покорять Петербург. Во многих местах мне отказывали только потому что у меня ДЦП. Я не говорил об этой своей особенности до собеседования, понимая, что в этом случае мне сразу откажут, а там хотя бы есть шанс добиться личной встречи. И вот на одной из таких встреч глава информационного вещания (телеканал называть не буду из этических соображений) сказал: "С вашим заболеванием надо работать в газете, а не на телевидении. Вы пришли не по адресу". Эту фразу я запомню, видимо, на всю жизнь. В итоге я проработал на российском телевидении 15 лет, в Новгороде, Петербурге и Москве, а сейчас живу в Амстердаме и делаю собственный проект о путешествиях. Он называется "Понауехавшие". Похоже, теперь у меня есть собственное телевидение, где я сам себе шеф-редактор. И это очень здорово!27
  • Юлия МулюковаАнтон, целиком и полностью согласна!4
  • Юлия МулюковаИван, спасибо, что поделились! Как же грустно, когда возникают такие ситуации... И как здорово, что у вас получилось несмотря ни на что реализоваться в профессии!7
  • Иван ПетровЮлия, спасибо! Да, действительно грустно, что так случается. С другой стороны, подобные ситуации заставляют двигаться дальше с новой силой. Во всяком случае, у меня это именно так и работает. И очень хочется, чтобы ребята с ДЦП или другими особенностями не опускали руки. Потому что всё возможно. Главное - поставить цель и несмотря ни на что идти к ней! Я это и в своих видео каждый раз подчёркиваю - не сидите на диване. Неважно, есть у вас ДЦП или нет, нужно стараться жить по максимуму и брать от этой жизни всё!9
  • Роман ВасильевЯ и без диагнозов никак работу не могу найти достойную, такие истории очень мотивируют12
  • Александра НовоселоваАвтор статьи - очень классная и сильная девушка. Надеюсь, что у нее все получится. Правда, позволю себе сказать, что отказ в приеме на работу из-за недостатка опыта для многих работодателей - это не просто отговорка. У меня нет таких серьезных проблем со здоровьем, как у автора, но и я сталкивалась с такой же проблемой, когда искала первую работу в ит пару лет назад. Даже в этой сфере есть работодали, которые не хотят вкладывать силы и время в обучение новых сотрудников и им проще взять человека, который уже многое знает и умеет. Да, это грустно, но к сожалению так бывает и сделать, к сожалению, с этим почти ничего нельзя, можно только продолжать поиски до тех пор, пока они не увенчаются успехом. Хорошо, что автору удалось найти хорошую работу, на которой можно расти и развиваться.6
  • Елена ПетроваЭто очень круто! Родителям огромный респект за правильное воспитание. И сама девушка большая молодец5
  • K.N.удачи, достижения целей героине и долгих лет жизни родителям4
  • КрокодилИван, знаем ваш канал на youtube, неожиданно было прочитать комментарий и здесь!2
  • Алексей МасловскийВероника, шеф-едактор?))1
  • Вероника КовальчукАлексей, да, я шеф-редактор в «Еде», сокращенно шеф-едактор)0

Вот что еще мы писали по этой теме