Я написал и опубликовал книгу за 30 000 ₽

И два с половиной года
58
Я написал и опубликовал книгу за 30 000 ₽

В мае 2018 года я опубликовал свою первую книгу. Я писал ее с начала 2016.

Аватар автора

Виктор Джин

пишет книги о приключениях

Страница автора

В России есть поговорка, что каждый мужчина должен вырастить ребенка, посадить дерево и построить дом. В Южной Америке она звучит иначе: последний пункт обычно заменяют на «написать книгу». И не зря: времени и сил на такую затею может уйти не меньше, чем на возведение дома. Мой опыт это подтверждает.

Южную Америку я вспомнил не случайно: в Чили я закончил писать книгу, там же встретил ее редактора. Путешествие по Южной Америке сильно повлияло на мой жизненный путь и творческие взгляды.

В статье расскажу, как выглядит процесс создания книги, сколько стоит запустить ее в продажу, как она может изменить жизнь и где черпать творческие силы.

Как и почему я написал книгу

Идея появилась у меня не сразу. До 30 лет я вообще не думал, что стану писателем. У меня техническое образование, диплом математика-программиста. После университета я работал по специальности: разрабатывал ПО для телефонных станций. Затем ушел в собственный бизнес: занимался лечебными травами, позже открыл кальянную. В 2013 году моя семейная жизнь рухнула, и это стало переломным моментом. Тогда я собрал рюкзак и улетел в Бангкок.

Следующие полгода я провел на севере Таиланда, в джунглях, где в полной изоляции от внешнего мира обучался боевым искусствам. В основе тренировок лежал древний тайский стиль муай-чайя и духовные практики. Условия были экстремальные: например, однажды меня укусила змея, и я еле выжил.

Все это повлияло на мой подход к жизни. Я понял, что пора отправляться навстречу приключениям. С тех пор я непрерывно путешествую: за последние шесть лет побывал на всех континентах, кроме Австралии, посетил больше 40 стран.

Первые заметки я начал делать сразу после джунглей: хотелось систематизировать свой опыт. Затем в январе 2016 года я приехал в Рио-де-Жанейро, где снова попал в опасную ситуацию: на меня наставили пистолет и ограбили двое бразильцев. Это только подстегнуло меня к тому, чтобы вплотную взяться за книгу.

Я купил подержанный ноутбук и погрузился в творчество. Писал исключительно про джунгли Таиланда: мне хотелось поделиться с читателями вдохновением, мотивацией и стремлением к мечте.

Старенький ноутбук, который я купил в Рио за 400 бразильских реалов — 7600 ₽ по курсу на начало 2016 года
Старенький ноутбук, который я купил в Рио за 400 бразильских реалов — 7600 ₽ по курсу на начало 2016 года
В этом рюкзаке я таскал ноут по всей Южной и Центральной Америке, и он выжил
В этом рюкзаке я таскал ноут по всей Южной и Центральной Америке, и он выжил

Я провел в Рио полгода и написал первую версию книги, но качество меня не устроило. Поэтому я отложил затею с писательством и возобновил путешествие по Южной Америке.

Следующая волна вдохновения накатила на меня через год — после путешествия по Антарктике. В этот раз сюжет книги уже вышел за пределы джунглей — в ней появились среди прочего Африка и Антарктика. В то время я двигался автостопом по Патагонии и не мог набивать текст в дороге, но постоянно крутил в голове сюжет и продумывал структуру произведения.

Когда я приехал в Сантьяго, столицу Чили, то арендовал комнату в центре города и сел за книгу. За полтора месяца закончил второй вариант. Качество меня снова разочаровало, я был подавлен.

Тогда я снова отправился в путь — уехал в Аргентину, но удовольствия от автостопа больше не получал: теперь это казалось несерьезным. Меня больше привлекало писательство, а с ним почему-то не получалось. Я почти бросил затею.

Примерно через месяц я вернулся в Сантьяго, где случайно встретил Тимура — редактора из Москвы, который тоже путешествовал по Чили. Он подвигнул меня взяться за третью версию книги. Наработанный материал уже был — и к декабрю 2017 года появился вариант, который устроил и меня, и Тимура как моего редактора.

Книга получилась образной, несмотря на то что я опирался на фактические события из своих путешествий. Мне не нравится сухой формат мемуаров, и за два года экспериментов я наконец нашел свой стиль: теперь пишу в стиле магического реализма. Пример произведения в таком жанре — «Сто лет одиночества» Маркеса.

На мое видение повлияла жизнь в Южной Америке с ее мистической атмосферой, африканскими мотивами и духом коренных индейцев. Поэтому в книге есть параллельные реальности, нелинейность времени, шаманские и психоделические ноты. Я написал ее так, как живу и чувствую.

Но написать книгу — это далеко не все. Дальше была рассылка рукописи по издательствам, оформление обложки, корректура, верстка, самостоятельная печать тиража, первые рецензии, попытки раскрутить произведение — и еще одна редактура. Расскажу обо всем по порядку.

Книга, которую я писал два года. Еще полгода потребовалось на публикацию. Когда я вернулся из Антарктики, то застрял из-за дождей в патагонском городке Эль-Чальтен. Там неожиданно придумал название «Из декабря в Антарктику». Декабрь символизирует не только месяц, но и самый темный и холодный период в жизни, откуда начинается путь героя
Книга, которую я писал два года. Еще полгода потребовалось на публикацию. Когда я вернулся из Антарктики, то застрял из-за дождей в патагонском городке Эль-Чальтен. Там неожиданно придумал название «Из декабря в Антарктику». Декабрь символизирует не только месяц, но и самый темный и холодный период в жизни, откуда начинается путь героя

Что нужно для подготовки рукописи

Инструменты. Чтобы написать книгу, из вещей понадобится только ноутбук с текстовым редактором и записная книжка. Хотя вместо нее можно пользоваться заметками на телефоне.

У меня подержанный, древний ноутбук — я расцениваю его как печатную машинку. Для писательства не нужен мощный компьютер: большинство программ, сайтов и сервисов, которые понадобятся в процессе, работают даже на самой слабой операционной системе.

Программ для работы с текстом много — как профессиональных, за которые нужно платить, так и более простых и бесплатных. Можно писать и в «Ворде», но там неудобное меню и много элементов дизайна, которые отвлекают.

Я использую бесплатный текстовый редактор Focuswriter. Он очень минималистичный, но при этом в нем есть все необходимое. А главное, у него приятный дизайн. Это важно, потому что за текстом придется провести, скорее всего, не менее тысячи часов.

Космическая тема в программе Focuswriter. На экране ничего лишнего — только текст
Космическая тема в программе Focuswriter. На экране ничего лишнего — только текст

Любые интересные мысли я записываю в черновики в «Гугл-почте»: записи можно делать офлайн, а затем они доступны с любого устройства. Также я часто использую бумажный блокнот, чтобы набросать структуру, нарисовать стрелочками связи между сценами и персонажами.

Бета-ридер. Когда десятки раз перечитываешь один и тот же текст, взгляд замыливается — становится сложно определить качество написанного. Поэтому не помешает оценка со стороны.

Бета-ридер — это человек, который первым прочитает сырой вариант рукописи и поделится своим мнением. Доверить это дело можно кому-то из знакомых. Желательно тому, кто вас понимает и разделяет ваши взгляды. В моем случае это был редактор Тимур, которого я встретил в своем путешествии.

Обычно мы с ним работали так. Я выкладывал черновик главы в «Гугл-документы», а Тимур читал текст и оставлял комментарии. Часто мы созванивались и переписывались, обсуждали детали, варианты развития сюжета. Это было для меня и моральной поддержкой: когда я видел, что ему интересно читать книгу и он верит в меня как в писателя, появлялись силы и желание двигаться дальше.

Когда рукопись готова, есть два варианта: отправить ее на рассмотрение в издательства или публиковать самостоятельно.

Обращение в издательство

Если рукопись заинтересует издательство, оно заключит с автором договор и возьмет на себя весь процесс допечатной подготовки: редактуру, корректуру, создание обложки и макета книги.

Издательство может многое поменять в тексте, даже авторский стиль и название. Иногда могут попросить дописать несколько глав, чтобы объем текста соответствовал маркетинговой стратегии. Все эти нюансы заранее оговариваются и учитываются в контракте.

Список издательств с контактами можно посмотреть, например, на сайте «Продалитъ». Если пишете для детей и подростков, вот хорошая подборка издательств в этом направлении.

Требования к рукописи. Рукопись можно отправлять сырой, потому что издательство в первую очередь оценивает идею и сюжет. Но если текст слишком неряшлив, скорее всего, его отправят в корзину.

Обычно у издательств есть требование о минимальном объеме рукописи. Например, издательство «АСТ» рассматривает произведения объемом от 6 авторских листов, а «Армада» — от 12. Авторский лист, а. л. — это 40 000 знаков, включая пробелы.

Заявка. Прежде чем обращаться в издательство, надо убедиться, что оно специализируется в жанре будущей книги, и ознакомиться с требованиями к заявке. В большинстве случаев достаточно отправить письмо на электронную почту издательства с темой «Рукопись на рассмотрение». В теле письма обычно приводят информацию о книге — название, жанр и аннотацию — и указывают сведения о целевой аудитории, авторе. К письму прикрепляют рукопись и синопсис.

Синопсис — это краткое, обычно на 1—1,5 страницы, описание сюжета и особенностей произведения. В шапке синопсиса стоит продублировать свои контактные данные, чтобы редактору из издательства не пришлось их искать.

Мое письмо в издательство: название книги, жанр, аннотация, информация обо мне и контактные данные
Мое письмо в издательство: название книги, жанр, аннотация, информация обо мне и контактные данные
Начало синопсиса моей книги. Герой, место действия, особенности, далее сюжет по главам — все на одной странице. Так оформлял синопсис я. Это не рекомендация, а просто мой опыт
Начало синопсиса моей книги. Герой, место действия, особенности, далее сюжет по главам — все на одной странице. Так оформлял синопсис я. Это не рекомендация, а просто мой опыт

Для начинающего автора публиковаться через издательство — долгий путь. Ответ на заявку может прийти через несколько месяцев, год или вообще не прийти. Крупные издательства стараются сотрудничать с уже известными писателями: они выступают в роли инвесторов и не рискуют вкладываться в новичков, если не уверены в окупаемости. Маленькие издательства охотнее работают с новыми авторами, но их ресурсы позволяют взять в работу только редкие литературные находки.

Основной критерий, на который обращают внимание издательства, — коммерческий потенциал и продаваемость книги. Если вы публичная личность или известный блогер с активной аудиторией, шансы напечататься через издательство высоки.

Если своей публики нет, все равно стоит попробовать. Учитывайте, что издательства получают десятки рукописей ежедневно, и вероятность, что вас заметят, мала. Я советую брать количеством: отправлять рукопись как в крупные, так и в мелкие издательства и быть готовым к отказам и молчанию адресатов.

Также можно заявить рукопись на различные литературные конкурсы, которые проводятся в текущем году. Их перечень можно посмотреть на сайте «Всеконкурсы-ру». Если попадете в список финалистов, получится засветиться — издатель появится.

Мой опыт. Я отправил свою книгу на участие в литературной премии «Лицей» в 2018 году. Заявки принимали весной — как раз к этому времени я закончил работу. Кроме того, у этой премии нет жестких ограничений. Принимают как поэзию, так и прозу, и попытать счастья может любой начинающий автор от 15 до 35 лет. По возрасту я проходил. В итоге в список финалистов моя книга не попала, но попробовать все равно стоило.

Первую версию книги я отправил в три издательства, вторую — в четыре, а заключительный вариант — еще в шесть издательств. Было ощущение, что посылаю сигнал в космос: почти никто не ответил. Пришло письмо только от пары издательств, которые предложили сотрудничество на полностью или частично коммерческой основе. Мне это показалось невыгодным.

Я посчитал, что если от меня требуется финансовое участие, то лучше публиковаться самостоятельно — так я хотя бы сохраню за собой полную свободу действий. Кроме того, у меня изначально не было цели делать из книги бизнес. Поэтому я легко решился на самостоятельную публикацию.

Диалог с представителем издательства «Рипол-классик». Они предлагают сотрудничество исключительно на коммерческой основе
Диалог с представителем издательства «Рипол-классик». Они предлагают сотрудничество исключительно на коммерческой основе
Такой вариант сотрудничества мне предложило издательство «Москва». Я благодарен этим издательствам за то, что они хотя бы ответили
Такой вариант сотрудничества мне предложило издательство «Москва». Я благодарен этим издательствам за то, что они хотя бы ответили

Самостоятельная публикация

Если издавать книгу самостоятельно, она бесплатно публикуется на электронных площадках. За рубежом самиздат практикуют уже давно — рынок электронной публикации там хорошо развит. Самый известный сервис для этого — «Амазон».

В России же самиздат только набирает популярность. Основная проблема в том, что читатели не готовы платить за электронную продукцию, потому что это нечто неосязаемое. Но площадки для свободной и коммерческой публикации своих произведений в нашей стране все равно есть. Это, например, «Проза-ру», «Продаман» и журнал «Самиздат». А «Букмейт», который работает с читателями по подписке, дает автору возможность выложить произведение и настроить ежемесячные роялти — авторское вознаграждение — в зависимости от того, сколько раз читали книгу.

Я использовал сервис «Ридеро», поэтому в статье буду рассказывать о самостоятельной публикации через него. Мне он показался простым и понятным.

Чтобы опубликовать произведение через «Ридеро», нужно:

  1. Зарегистрироваться на сайте. В личном кабинете потом будет отображаться список книг, статистика и опции к каждой из них: редактировать, заказать тираж и т. д.
  2. Загрузить через личный кабинет рукопись — cистема автоматически сверстает книгу.
  3. Настроить отдельные элементы верстки: нумерацию страниц, заголовки, шрифт.
  4. Настроить внешний вид обложки. После этого книга уже будет готова выйти в свет.
  5. Заключить договор на публикацию: заполнить электронную форму и подтвердить личность по скану паспорта или смс.

После этого электронная книга проходит модерацию и в течение месяца бесплатно появляется на интернет-площадках: «Амазоне», «Озоне», «Литресе», «Букмейте», а также в магазине «Ридеро». На «Озоне» покупатель может купить бумажную версию книги — это называется печатью по требованию. То есть печатается только один экземпляр по запросу клиента.

Заказ печатного тиража — платная услуга. Так как макет книги уже готов, все происходит быстро: после оплаты через сайт курьер доставляет коробку с книгами примерно через неделю.

Также сервис предоставляет платные услуги по допечатной подготовке: редактора, корректора, иллюстратора, верстальщика, дизайнера обложки. Полный пакет услуг «Книга под ключ» с персональным помощником и специалистами по допечатной подготовке стоит 70 000 ₽. Я шел по пути наименьшего сопротивления и ничего лишнего не заказывал — только печать тиража.

70 000 ₽
стоит допечатная подготовка на «Ридеро»

Я установил общий бюджет на публикацию книги — 30 000 ₽, поэтому, где мог, все делал сам. Так как я не рассчитывал на финансовую отдачу, то определил для себя психологически комфортную сумму, которую был готов потратить безвозмездно. Около половины бюджета я отвел на печать стартового тиража, другую половину — на допечатную подготовку и прочие расходы типа покупки ноутбука.

Редактура и корректура

Это первый этап допечатной подготовки книги — после этого рукопись становится готовым произведением.

Редактура. Редактор оценит структуру текста, стилистику, даст рекомендации, как усилить сюжетные линии и диалоги. Высушит текст от обилия воды. Если у автора уже есть писательский опыт, то редактору, скорее всего, останется минимум работы.

Моим редактором был Тимур. Когда рукопись была готова, он дополнительно прошелся несколько раз по тексту и отредактировал его. За работу я заплатил Тимуру 5000 ₽, но цифрами оценить его вклад в книгу тяжело.

Сервис «Ридеро» предлагает услуги профессионального редактора по тарифу от 3200 ₽ за 1 а. л. Редактора можно найти и в интернете, например на сайте «Автор-онлайн». А, к примеру, «Школа вдохновения» предлагает профессиональную редактуру, консультации и составление рецензий. На финальном этапе редактуры я обратился туда за рецензией на свою книгу: мы с Тимуром давно работали над ней, и мне показалось, что нужен свежий взгляд со стороны. Стоимость рецензии составила 3500 ₽.

Корректура. В любой текст, даже если проверять его десятки раз, вкрадываются опечатки и грамматические ошибки. Поэтому нужен человек, который вычитает и откорректирует его.

Услуга корректора в «Ридеро» стоит 1100 ₽ за 1 а. л. Также специалиста можно найти, например, в бюро «По правилам» или среди фрилансеров. Стоимость — от 105 ₽ за 1000 знаков с пробелами.

Я решил сэкономить на корректуре и правил текст самостоятельно. Уверен, что в моей книге остались какие-то ошибки, но они некритичные. С учетом того, что в книге 6 а. л., в моем случае экономия на услугах «Ридеро» составила 6600 ₽.

Дизайн и верстка

Это еще один этап допечатной подготовки: нужно продумать обложку и оформление книги, подготовить иллюстрации, если они есть, и сверстать текст.

Иллюстратор. Если формат книги подразумевает картинки, фото или графики, потребуется иллюстратор или фоторедактор. Если нужны рисунки от руки или инфографика, придется задействовать художника-иллюстратора.

На «Ридеро» расценки на иллюстрации такие: графики и чертежи — 850 ₽, черно-белая и цветная графика средней сложности на простом фоне — 5900 ₽, сложная живопись и компьютерная графика — 8900 ₽. Специалистов можно также поискать среди художников-фрилансеров.

Если используете собственные фотографии, их все равно нужно отредактировать, привести к нужным размерам и провести цветовую коррекцию. Эту работу в принципе можно сделать самостоятельно в «Фотошопе» или любом онлайн-редакторе. Но если нет опыта, легко ошибиться — результат получится не очень. Поэтому лучше поискать исполнителя, например, на «Юду». Цены начинаются от 300 ₽ за фото.

Если планируете вставлять чужие изображения, нужно запросить разрешение на их публикацию.

Картинки в свою книгу я решил не вставлять. Во-первых, минимализм — часть моей философии. Во-вторых, в книге и так много образов, которые говорят сами за себя. В-третьих, я считаю, что если и делать формат с иллюстрациями, то тогда уж оригинально: с сюрпризами, пасхалками и интерактивом. Например, чтобы на странице, где по сюжету появляется паук, на бумаге была отпечатана паутина. А там, где герой в опасности и не может разжечь огонь, приклеить настоящую спичку. Под такое оформление нужно закладывать гораздо больший бюджет, чем был у меня.

Электронная версия книги в этом плане дает больше возможностей. Можно вставлять ссылки на видео, фото, звуки. Иногда предоставлять читателю выбор, от которого зависело бы дальнейшее развитие сюжета. Но на текущем этапе я оставил максимально простой вариант оформления, без медиаконтента. При желании читатель всегда может заглянуть ко мне на сайт, в группу во «Вконтакте», инстаграм и статьи в Т⁠—⁠Ж — и найти элементы, которые дополняют книгу. Это могут быть отдельные фото с мест событий или какая-то заметка, раскрывающая ту или иную сцену.

Дизайн обложки и оформление книги. Вместо интерактива я сосредоточился на оформлении обложки. Впрочем, с ней все произошло быстро и само собой. В апреле 2018 года, когда я занимался публикацией книги, параллельно подрабатывал волонтером в хостеле в Колумбии. Там я встретил путешественника-уругвайца, который занимался дизайном. Я объяснил ему свою задумку, дал какие-то наброски — и он буквально за сутки нарисовал мне готовое оформление. Сделал это по дружбе, абсолютно бесплатно.

«Ридеро» же предлагает оформление обложки от 2900 ₽ — это в случае, если автор предоставляет свою фоновую картинку, а дизайнер гармонично размещает ее с необходимыми надписями на обложке. За индивидуальным дизайном лучше обратиться в другие издательства, например «Первый том» и «Эдитус», или найти профессионального дизайнера.

Заднюю сторону книги я решил не оформлять вообще — оставил ее черной, с текстом об авторе. За это платить не нужно, такая возможность входит в стандартную функциональность сервиса «Ридеро». Чтобы полноценно редактировать заднюю сторону, необходимо приобрести про-аккаунт. Стоимость — 4000 ₽ за квартал.

Эту фотографию из Антарктики мы с уругвайцем использовали как основу для будущей обложки. По сюжету книги герой на своем пути постоянно сталкивается с некой силой, которую он называет демоном. Тот проявляет себя через различные символы, знаки и появляется в виде животных — обычно рептилий
Эту фотографию из Антарктики мы с уругвайцем использовали как основу для будущей обложки. По сюжету книги герой на своем пути постоянно сталкивается с некой силой, которую он называет демоном. Тот проявляет себя через различные символы, знаки и появляется в виде животных — обычно рептилий
На обложку мы добавили демона и немного антарктического настроения. На задней стороне черный фон хорошо подошел. Позже я убрал аннотацию — оставил только блок про автора
На обложку мы добавили демона и немного антарктического настроения. На задней стороне черный фон хорошо подошел. Позже я убрал аннотацию — оставил только блок про автора

Верстка книги. Выбор шрифта, размещение текста и иллюстраций на странице, переносы строк, сноски и примечания — все это происходит на этапе верстки.

«Ридеро» предлагает стандартную верстку от 990 ₽, если в книге нет иллюстраций. Если есть, цена увеличивается на 200 ₽ за каждую из них. Если верстка сложная, то цена начинается от 1500 ₽ и далее увеличивается за каждую картинку.

Если планируете печатать тираж книги в любом другом издательстве, то они обычно предлагают свои услуги по верстке.

При простом оформлении книги сверстать текст можно самостоятельно. Бесплатная функциональность «Ридеро» позволяет загрузить документ в форматах DOC, TXT, DOCX, RTF, ODT, PDF в редактор — он автоматически создаст макет книги. Единственное условие: размер документа не должен превышать 40 Мб. Дальше вручную можно изменить оформление текста: выбрать стиль шрифта и заголовков, вставить картинки, ссылки и сноски.

Когда макет готов, книга визуализируется в 3D. Можно оценить ее внешний вид, покрутить с разных сторон и полистать еще до момента публикации.

У бесплатной версии сервиса стандартный набор возможностей, которого может не хватить для книги со сложным оформлением. Но расширенные инструменты для верстки есть в про-версии аккаунта. Там можно, например, вставлять разрыв страницы и использовать буквы нижнего и верхнего регистра. Это может понадобиться для технической литературы. Для моей книги бесплатной версии оказалось достаточно.

Я загружал текст из «Ворда», предварительно перенеся его туда из Focuswriter. С версткой пришлось немного повозиться, так как редактор периодически глючил. Например, пару раз переносил кусок текста, и тот оказывался в другом месте книги. Также возникали проблемы с копированием нового текста в программу. Приходилось перезаливать заново весь документ, проделанная корректура терялась, и я начинал заново.

Сначала я скопировал текст из программы Focuswriter в «Ворд». Перед загрузкой на «Ридеро» это выглядело так
Сначала я скопировал текст из программы Focuswriter в «Ворд». Перед загрузкой на «Ридеро» это выглядело так
Если в документе есть заголовки или жирный текст, редактор сервиса автоматически сформирует из них оглавление книги. Справа в меню можно выбрать стиль заголовков, текста, нумерации страниц
Если в документе есть заголовки или жирный текст, редактор сервиса автоматически сформирует из них оглавление книги. Справа в меню можно выбрать стиль заголовков, текста, нумерации страниц
Когда макет готов, можно сохранить его и посмотреть визуализированный результат — проверить, как будет выглядеть каждая страница
Когда макет готов, можно сохранить его и посмотреть визуализированный результат — проверить, как будет выглядеть каждая страница
Книгу можно рассмотреть с разных сторон в 3D
Книгу можно рассмотреть с разных сторон в 3D

Электронная публикация

После допечатной подготовки книги — редактуры, корректуры, дизайна и верстки — можно ее публиковать. Это возможно как в электронном, так и в бумажном виде. Моя книга вышла в свет в мае 2018 года.

У любой книги есть ISBN — уникальный идентификатор, который регистрируется в Российской книжной палате. «Ридеро» присваивает книге ISBN бесплатно. Если получать этот идентификатор самостоятельно, понадобится от 3960 ₽. Также его можно приобрести или получить через другие издательства, если заказываете у них тираж.

3960 ₽
придется заплатить за идентификатор ISBN, если будете оформлять его самостоятельно

Роялти можно установить самостоятельно на сайте. В зависимости от роялти для электронной и бумажной версии автоматически формируется отпускная стоимость книги в онлайн-магазинах.

Система автоматически собирает авторские роялти со всех продаж на «Амазоне», «Литресе», «Букмейте» и «Озоне» и перечисляет деньги автору, как только накопится 1000 ₽. «Ридеро» также выступает налоговым агентом — удерживает НДФЛ и переводит автору уже чистые, свободные от налога деньги.

Сначала я установил для своей электронной книги роялти в размере 30 ₽, но недавно сменил на 50 ₽. Сейчас на «Литресе» и в магазине «Ридеро» книга стоит 200 ₽, на «Амазоне» — 279 ₽. То есть основную прибыль от реализации забирает себе продавец, хотя «Ридеро» возвращает мне повышенные роялти — 99,17 ₽.

200 ₽
стоит моя книга на «Литресе». Из этой суммы я получаю только 50 ₽

У меня до сих пор не сформировалась какая-то четкая картина по поводу заработка на книге. Изначально я взял сумму роялти просто из головы: хотел, чтобы книга засветилась. Заработок никогда не был целью, ведь параллельно я делюсь книгой бесплатно у себя на сайте. Но если кто-то из читателей хочет меня отблагодарить, может сделать донат или купить книгу на интернет-площадках.

Роялти можно установить самостоятельно. В зависимости от этого автоматически меняется отпускная цена книги
Роялти можно установить самостоятельно. В зависимости от этого автоматически меняется отпускная цена книги

Печать тиража

На «Ридеро» есть встроенный калькулятор, где можно рассчитать стоимость тиража. Она зависит от формата книги, количества страниц, числа экземпляров, обложки, твердая она или мягкая, и печати — цветная или ч/б. Минимального ограничения по количеству экземпляров нет — можно заказать даже одну книгу, но тогда себестоимость тиража будет выше.

Дальше порядок такой:

  • Автор указывает все необходимые параметры тиража и оплачивает заказ.
  • На электронную почту приходит письмо от сервиса с подтверждением. Затем еще одно, чтобы автор подтвердил правильность макета книги.
  • Книга отправляется в печать, которая может занять до 10 рабочих дней.
  • Курьер доставляет заказ до двери.

Я выбрал формат А5, черно-белую печать на офсетной бумаге 80 г/м² и мягкую ламинированную обложку.

Для начала решил заказать тестовую партию — 50 экземпляров, чтобы проверить качество результата. И правильно сделал: позже я нашел в книге несколько опечаток — пришлось исправлять. Затем решил убрать аннотацию с задней обложки, потому что без нее смотрится симпатичнее. Плюс ко всему после выхода печатного тиража мы с Тимуром еще раз отредактировали текст — расставили кое-где новые акценты. Поэтому сейчас самая свежая версия — электронная.

За 50 печатных экземпляров книги я заплатил 9510 ₽, включая доставку курьером в Санкт-Петербург. В то время я был еще в Южной Америке, поэтому заказ принимал мой приятель. Свою книгу я смог подержать в руках только через год — в начале 2019, когда добрался до России.

Часть экземпляров я подарил знакомым, восемь книг разыграл в конкурсе на «Лайвлибе», часть продал.

Встроенный калькулятор на сайте, чтобы рассчитать стоимость тиража. Чем больше экземпляров, тем ниже стоимость печати одной книги
Встроенный калькулятор на сайте, чтобы рассчитать стоимость тиража. Чем больше экземпляров, тем ниже стоимость печати одной книги
Оплата печати происходит в несколько кликов, картой или через стандартные платежные системы. После этого приходит такое письмо на электронную почту
Оплата печати происходит в несколько кликов, картой или через стандартные платежные системы. После этого приходит такое письмо на электронную почту
Затем мне прислали письмо, чтобы я подтвердил, что меня все устраивает и претензий к верстке и обложке, которые я загружал самостоятельно, я не имею
Затем мне прислали письмо, чтобы я подтвердил, что меня все устраивает и претензий к верстке и обложке, которые я загружал самостоятельно, я не имею
Вуаля. Качество печати отличное — моей радости нет предела
Вуаля. Качество печати отличное — моей радости нет предела

Продвижение

Это один из самых важных и дорогостоящих этапов: при хорошей рекламной кампании можно продать миллионы экземпляров любой, даже некачественной книги. С другой стороны, каким бы гениальным ни было произведение, без продвижения о нем просто никто не узнает.

«Ридеро» предлагает пакеты по продвижению в интернете и соцсетях. Сервис также может представить экземпляры книги на книжных выставках, на полках офлайн-магазинов: «Москва», «Читай-город», «Буквоед». Максимальный пакет по продвижению стоит 70 000 ₽. Также можно заказать создание аудиокниги, буктрейлера — рекламного видеоанонса, перевод книги на разные языки.

За продвижением также можно обратиться в другие издательства и агентства, например «Перо» или «Прайм-паблиш». Расценки такие: 3000 ₽ — публикация в соцсетях, 5000 ₽ — рекламная кампания в интернете, 8000 ₽ — публикация на рекомендательном сервисе.

Услуги по продвижению на сайте «Ридеро»
Услуги по продвижению на сайте «Ридеро»

Если бюджет на продвижение отсутствует и нет собственной аудитории и подписчиков, то придется делать все с нуля и надеяться, что сработает сарафанное радио. Как минимум нужно обозначить себя в социальных сетях, также не помешает создать авторскую страничку или сайт книги.

Я делал сайт своими руками: образование позволяет. Дизайн выбрал минималистичный — в соответствии с книгой. Указал краткую информацию об авторе и книге, оставил ссылки для ее бесплатного скачивания, чтения онлайн и отзывов. За домен я плачу 1290 ₽ в год, а за хостинг — 1400 ₽.

Группу во «Вконтакте» и свой инстаграм я постарался оформить в том же стиле. На момент публикации книги у меня было более 25 тысяч подписчиков, но, к сожалению, только немногие из них были русскоговорящими. Чтобы как-то раскрутить книгу, я даже перевел первую главу и опубликовал ее частично на английском и испанском языках на Wattpad — международной социальной платформе, где можно делиться своими историями. Но дело оказалось слишком трудоемким, поэтому целиком книгу я решил не переводить, а начать работать над второй.

Отзывы на книгу я собираю в сообществе «Лайвлиб».

Группу во «Вконтакте» я оформил в стиле книги
Группу во «Вконтакте» я оформил в стиле книги
В «Инстаграме» возможностей по оформлению меньше, но я тоже постарался сделать все единой темой
В «Инстаграме» возможностей по оформлению меньше, но я тоже постарался сделать все единой темой
Шапка сайта, посвященного моей книге
Шапка сайта, посвященного моей книге

Сколько можно заработать на книге

Теоретически писатель может разбогатеть, и подобные примеры существуют. Так, журнал «Форбс» ежегодно выпускает рейтинг самых оплачиваемых авторов. Первое место в 2019 году заняла Джоан Роулинг с 92 млн долларов. Ее основные поступления были от тематических парков, театральных постановок и авторских прав на фильмы.

В России ситуация скромнее. Средний тираж книги у нас составляет 2—3 тысячи экземпляров, и с каждым годом этот показатель ухудшается. Вопреки мнению, что наша страна — самая читающая в мире, книги регулярно читает менее 10% населения. Для сравнения: в Японии, где людей на 20 млн меньше, средний тираж книги — 50—70 тысяч экземпляров.

Так что если метите в долларовые миллионеры, то стоит писать на английском языке: охват аудитории будет максимальным.

Кроме того, стоимость книжной продукции в России гораздо ниже, чем на Западе. Средняя цена книги никак не может превысить психологическую планку в 300 ₽. Даже за билет в кино россияне готовы платить в два раза больше, чем за книгу.

Поэтому отчисления с продаж, роялти, а также авторские гонорары в России находятся на низком уровне. Начинающему писателю вряд ли предложат за книгу более 25 000 ₽. Его роялти составят не более 10% от ее отпускной цены, которая, как правило, в 3—4 раза ниже той, по которой она реализуется в магазине.

При самостоятельной публикации произведения автор исключает посредников и может добиться профита в 15—50% с экземпляра, но в этом случае придется раскручивать произведение своими силами. На это, как правило, уходят огромные усилия и бюджет.

С момента электронной публикации в 2018 году мою книгу купили 21 раз: 12 — через магазин «Ридеро», 8 — через «Литрес» и 2 — через «Амазон». С «Букмейта» и «Озона» не приходило ничего. Общий размер моих роялти не превысил 1000 ₽.

Помимо этого, я продал 16 бумажных экземпляров книги. За вычетом отправки по почте и себестоимости книги чистыми выходило около 150 ₽ — всего 2400 ₽. Но у меня и нет цели монетизировать книгу, главное — поделиться своей историей.

В личном кабинете на «Ридеро» есть ежемесячная статистика по каждому из интернет-магазинов
В личном кабинете на «Ридеро» есть ежемесячная статистика по каждому из интернет-магазинов

Подводные камни на пути писателя

Творческие блоки. На писательском пути затыки случаются часто: пропадает вдохновение, мотивация. Не знаешь, о чем дальше писать, — сидишь полдня над одной строчкой, редактируя ее по десять раз. В один день кажется, что вроде получается неплохо, а в другие уже ничего не нравится и хочется все бросить.

В таких случаях нужно сделать перерыв. Абстрагироваться, переключиться на другую деятельность, поиграть в компьютерные игры — делать все, что позволит на время забыть про книгу. Например, я нередко садился на несколько дней играть в пошаговую стратегию «Цивилизация 5» — больше мой компьютер не тянет.

Даже в такие моменты книга пишется — работа продолжается на бессознательном уровне. Я считаю, что писательство — это не только предельная концентрация, но и умение отпустить процесс. Важно не то, сколько времени ты посвящаешь книге, а сколько раз возвращаешься к ней со свежим взглядом и новыми силами.

Также у меня случались мрачные полосы по несколько недель, когда ничего не получалось, а мотивация была на нуле. Тогда я откладывал рукопись и искал вдохновение в путешествиях и книгах. Просто брал по несколько произведений авторов, которые мне нравятся, например Кастанеды, Маркеса, Бунина, Хемингуэя, Гессе. Либо книги, где мне по душе стиль. Так я заряжался текстом, его образностью и ритмом. Потом, когда садился за свою книгу, уже был настроен на нужную волну.

В начале писательского пути я относился к книге так, будто от нее зависит моя жизнь. В какой-то момент я стал воспринимать все проще: понял, что даже если не напишу ее, то жизнь продолжится. Это осознание расслабило меня. Поэтому потом никаких дедлайнов я себе не ставил и не переживал по этому поводу.

Я стараюсь работать в комфортном для себя ритме и приятной атмосфере. Когда я захвачен идеей, то могу работать ночами. Неоднократно я просыпался от того, что мне в голову приходила какая-то творческая мысль, а вместе с ней — заряд бодрости. Я вставал, заваривал чай мате, включал приятную музыку и садился за текст. Спал по 4—5 часов и в таком режиме иногда проводил несколько недель.

Кофе и чай мате заряжают меня физически и создают приятную атмосферу
Кофе и чай мате заряжают меня физически и создают приятную атмосферу

Критика. Всегда приятно видеть, что люди погрузились в книгу и прониклись ею, отметили какие-то цитаты. Понимаешь, что встретил единомышленников, твое произведение услышали и поняли, часто даже глубже, чем ты мог ожидать. Это радует.

Другая часть читателей не прониклась моим творчеством. Это тоже нормально: просто книга не их либо попала в руки не в тот момент.

Иногда знакомые присылают в ответ на мои сообщения мою же фразу или текст. Это приятно
Иногда знакомые присылают в ответ на мои сообщения мою же фразу или текст. Это приятно
Один из отзывов, когда понимаешь, что человек прочувствовал книгу
Один из отзывов, когда понимаешь, что человек прочувствовал книгу

Но существует третья категория читателей, которые мочат автора по полной: пишут злые комментарии и ставят произведению минимально возможную оценку. И мне до сих пор непонятно, почему книга, на которую я потратил столько времени и сил, куда вкладывал светлое послание и которую раздаю бесплатно, может вызывать такую резкую реакцию.

Книга как ребенок, и любую критику воспринимаешь болезненно. Очень важно, чтобы это не подкосило мотивацию. Во всяком случая для меня это было сложным психологическим испытанием.

Пример негативного отзыва на мою книгу. Читать было очень неприятно
Пример негативного отзыва на мою книгу. Читать было очень неприятно

Итоги

Когда я писал книгу, то был в непрерывном путешествии. Серьезно занялся ею в начале 2016 года и закончил финальную рукопись в конце 2017 года. То есть на создание ушло два года. Опубликовал книгу еще через полгода — 28 мая 2018 года.

Это вполне обычный срок: чтобы написать книгу, у большинства авторов уходит от шести месяцев. Конечно, есть примеры, когда книгу заканчивали за несколько недель или месяц. Например, Достоевскому пришлось за 26 дней написать роман «Игрок», чтобы расплатиться с долгами. Но в большинстве таких случаев у автора уже есть какие-то наработки. В противовес этому существует пример Гете, который работал над «Фаустом» всю свою жизнь.

28 300 ₽
я потратил на издание книги

Я максимально все делал своими руками, поэтому потратил на издание книги 28 300 ₽ и уложился в обозначенный для себя бюджет в 30 000 ₽.

Потратил на издание книги 28 300 ₽

Печать 50 экземпляров книги9510 ₽
Ноутбук7600 ₽
Редактор5000 ₽
Рецензент3500 ₽
Хостинг сайта1400 ₽ в год
Домен1290 ₽ в год

Потратил на издание книги 28 300 ₽

Печать 50 экземпляров книги9510 ₽
Ноутбук7600 ₽
Редактор5000 ₽
Рецензент3500 ₽
Хостинг сайта1400 ₽ в год
Домен1290 ₽ в год

Я сэкономил на корректуре 6600 ₽, на верстке — 990 ₽, на оформлении лицевой обложки — минимум 2900 ₽, а на обратной стороне книги — еще 1000 ₽. Если бы не делал сайт самостоятельно, то потратил бы еще как минимум 5000 ₽. Также мне очень помог Тимур: я заплатил 5000 ₽ вместо 19 200 ₽ по тарифу «Ридеро». Итого экономия составила минимум 40 690 ₽. Считаю, что мне повезло.

Если вы решите нанимать подрядчиков, то в зависимости от объема произведения на допечатную подготовку стоит закладывать 15 000—25 000 ₽, на печать тиража — от 15 000 ₽, на раскрутку — от 20 000 ₽. Но это мои грубые прикидки.

Финансовую отдачу от книги мне оценить тяжело, так как такая цель не стоит. На данный момент она составила около 3300 ₽. Возможно, за остаток жизни накапает больше. Но главное — это опыт: я смог поделиться своей историей, прожил яркий путь и, по сути, освоил новую профессию. Благодаря этому встретил друзей и единомышленников.

Помимо денег и времени я потратил много эмоциональных сил, прошел все состояния — от блаженства до полного отчаяния.

Несмотря на все трудности, осенью 2018 года, после путешествия в Никарагуа, я взялся за вторую книгу. Возможно, на этот раз мое послание достигнет большего числа людей. Обе книги построены таким образом, что их можно читать в любой последовательности, и каждая из них углубляет историю другой.

Первые две главы новой книги снова про Таиланд и подпольную жизнь Бангкока. Одна глава — про пустыню Сахару, в 2015 году я пересек ее по земле. Еще одна глава освещает революцию 2018 года в Никарагуа, а другая посвящена Чили — моей любимой стране в Южной Америке.

Что касается нового печатного издания «Из декабря в Антарктику», я планирую сделать его одновременно с выходом второй книги. Возможно, в будущем получится опубликовать их в одном томе. А может, к тому времени появятся новые идеи, и я уже возьмусь за третью книгу.

Обложку второй книги я планирую оформлять в стиле первой. Справа — обложка и рабочее название второй книги. Оно, скорее всего, поменяется
Обложку второй книги я планирую оформлять в стиле первой. Справа — обложка и рабочее название второй книги. Оно, скорее всего, поменяется
1/2
Обложку второй книги я планирую оформлять в стиле первой. Справа — обложка и рабочее название второй книги. Оно, скорее всего, поменяется
Обложку второй книги я планирую оформлять в стиле первой. Справа — обложка и рабочее название второй книги. Оно, скорее всего, поменяется

Стану ли я кому-то советовать взяться за свою книгу? Безусловно, да. Я убежден, что писательство — это магический процесс, который никогда не получится до конца объяснить. Каждый человек, у кого достаточно целеустремленности и есть желание выразиться, поделиться чем-то позитивным, должен попробовать реализовать задуманное.

Написание книги — это психотерапия, честный диалог с самим собой. Когда проводишь много времени один, то пытаешься разобраться в мыслях и чувствах, переосмысливаешь их и узнаешь себя с другой стороны. Кроме того, это опыт, который может изменить человека. Для меня создание книги стало самым ярким путешествием в жизни, хотя я объездил почти весь мир.


Виктор ДжинО чем бы вы написали книгу?
  • Alex FreemanНАКАНЕЦ-ТА. давно ждал когда вы расскажете про себя. спасибо!3
  • Алексей ПетровДавно собираюсь написать учебник по своим дисциплинам, а то все старые переиздают, либо слишком простые и устаревшие, либо чересчур заумные для студентов. Но все руки не доходят. Пока ограничиваюсь методичками :) Зато я уверен, что от учебника будет людям польза. А художественная литература - это для тех, кто прям вот не может в себе удерживать эмоции и мысли. Денег на ней не заработаешь, но главное - а нужны ли наши мысли и эмоции кому-то, кроме нас самих? На Самиздате лежат пованивающие горы литературного мусора, и ведь его авторы тоже хотели кого-то осчастливить... Так что базовый принцип должен быть «Не можешь не писать - пиши. Можешь - не пиши» ;)14
  • Макс КоролёвАлексей, мысли и эмоции всех людей на этой планете удивительно (нет) похожи друг на друга, именно поэтому существует такое количество успешных произведений художественной литературы. Да, и денег на этом тоже можно заработать. Если кто-то хочет написать книгу - пусть пишет, а вот нужное это произведение или «пованивающий мусор» решать будут читатели12
  • Антон КрутовХочу собраться с силами и написать книгу про борьбу с облысением, надеюсь начать во время зимних каникул22
  • esterВиктор, спасибо за рассказ! Интереснейший опыт. До сих пор не понимаю как можно соединить путешествия 24/7 с написанием не заметок, не постов в Инстаграм, а целую книгу!.. Пишите о себе и продолжайте развиваться. История вдохновляет. Пойду редактировать статью, с чего-то же нужно начинать ;)9
  • Галина ГончароваПоддержу автора на Озоне.7
  • Anna CymИнтересная идея для самопродолжения в поколениях. К сожалению, десятки отчётов, проектов, сгенерированные на работе, не продолжатся в поколениях, как Книга. Своеобразная адресная капсула с посланием потомкам. Мысленно часто возвращаюсь к "Сказке о рыбалке и рыбке" - произведение поражает своей актуальностью через века и в то же время настойчивостью, с которой ее позиционируют как детскую литературу. Надеюсь, что искусственный интеллект не вытеснить человеческий разум в литературе. Виктор, - Вам спасибо, что поделились опытом и неиссякаемого вдохновения для творчества!3
  • Ненавязчивый огарьВиктор, спасибо за рассказ. Успехов вам в писательстве! Пусть всё получится!4
  • Виктор СемаковНа счет крупного издательства АСТ - они в последние годы выпустили столько шлака, что кажется, что берутся печатать просто всех подряд.2
  • Катерина КочемасоваПишу книгу, про то как быть счастливым. Рабочее название «100 правил на пути к счастью». Где-то посредине вашего пути. Спасибо за вашу статью, она очень полезная и мне помогла! 🙏🏻 Успехов вам во всех начинаниях!2
  • Pablo Obukhov"Еще одна глава освещает революцию 2018 года в Никарагуа". Интересно, не знал, что в Никарагуа была революция в 2018. Расскажите об этом Даниэлю Ортеге, вместе посмеетесь. На мой взгляд, там и на серьезную попытку переворота не тянуло. Так, буза и не более. Вот поэтому и есть негативные отзывы на книгу. Тщательнее нужно, тщательнее. :)1
  • Виктор ДжинPablo, я там был в это время. Поэтому что видел, то и описываю. По сравнению с Великой Октябрьской революцией да - просто буза. Но никто и не претендует на серьезную документалистику. У меня художественный текст, где все передается через атмосферу: битое стекло, снятый асфальт, сгоревшее здание, баррикады и пр. В любом случае, спасибо за комментарий, и за то, что раскрыли секрет негативных отзывов.6
  • Pablo ObukhovВиктор, я тоже. Поэтому знаю, о чем пишу :) Я бы сказал, что это были народные волнения, формальным поводом для которых послужило увеличение отчислений в местный фонд социального страхования. Для средней никарагуанской зарплаты в 230 долларов, я прикидывал, выходило где-то на 1 доллар больше в месяц (округлил вверх). Ну, а дальше, появились революционеры. Причем забавно, большинство из них не платили в соцстрах, поскольку нигде не работали. Например, студенты, а также местный криминалитет (среди прочих). Сначала эти поборники социальной справедливости решили вынести магазины, поскольку их владельцы были связаны с правящей верхушкой. Я еще понимаю там, телевизор, холодильник, мотоцикл упереть. Но протестующие вынесли даже фасоль (!!!), которая продавалась на развес (!!!). Ну а что, полезная вещь, в хозяйстве всегда пригодится. На следующее утро после выноса соседи революционеров по району пошли за продуктами и жестко обломались: кушать было нечего. Этот вариант, по всей видимости, не входил в их планы и простые работяги выстроились на защиту оставшихся торговых точек (тех, которые еще не успели разграбить). Владельцы бизнеса заколотили витрины (иногда даже заваривали стальным листом 5 мм !!!) и выставили дополнительных чоповцев. Автосалоны вывезли машины из шоурумов. Местная гопота встретила народные протесты с большим энтузиазмом. Быстро разобрав брусчатку улиц она стала сшибать копеечку с припозднившихся проезжавших. На перекрестках крупных дорог выросли небольшие баррикады. Ночами стали жечь покрышки. Это у колумбийского лауреата нобеля - Габриэля Гарсиа Маркеса - магический реализм. У никарагуанских протестующих был "реалистический антикаббализм". Поясню: в г. Манагуа до бузы было много металлических деревьев. Кому нужно - погуглите картинки "arbol de la vida Managua". Они достаточно красиво светились вечерами, но вызывали много критики, так как стоили дорого и их содержание обходилось местной мэрии в копеечку. Так вот, загадочная никарагуанская душа посчитала их каббалистическими символами, источником силы правящей четы. В общем, нет деревьев - нет силы, тут режим и падет. И ребята реально устроили лесоповал. Для того чтобы завалить металлическое дерево, его основание набивалось мусором, покрышками и поджигалось. Сталь под действием температуры отпускалась и дерево падало. Так "вырубили" целый "лес". Теперь деревья жизни есть только в центре города. Через 2 недели все эти "мирные" сходы граждан, вооруженных самодельным гладкоствольным оружием, :) достали местную элиту и бузящих выдавили сначала со всех ротонд (круговое движение). После этого осталось 2 крупных очага сопротивления: в районе Университета и в городе Масайя, славящегося своим богатым революционным прошлым. Со студентами миндальничали, поскольку ну, дети. Да и CNN начало поднимать правочеловеческую волну. Но баррикады в районе университета пали без особых жертв и героических сражений. Так, погоняли молодежь газом по кампусу совершенно без удовольствия. Кого-то закрыли в каталажку. Особняком стоит эпизод с обнаружением оппозиционного схрона с оружием, где бы вы думали? Правильно, в церкви. Причем протестующих и примкнувших к ним служителей культа поймали за руку. Под конец волнений CNN показала феерический никарагуанский репортаж из г.Масая на тему "если надо мы здесь все и умрем за свободу". Он достоин отдельного упоминания в анналах Великой апрелемайской никарагуанской революции. Выглядело это так: молодой человек, пробираясь на полусогнутых по весьма неглубокой строительной траншее, вдоль которой были выложены булыжники, выковырянные из мостовой, (эдакий импровизированный бруствер высотой не более 30 см :) ) истерично кричал на камеру, что "нас тут убивают и если что, то мы все как один умрем за свободу". Периодически он то высовывался из укрытия, то вновь прятался от невидимых пуль. Казалось, он готов был отстреливаться. Оставалось лишь сложить руки в замок, вытянуть указательные пальцы и сказать "пуф-пуф". Перекресток, со стороны которого правительственные войска вели свой интенсивный невидимый огонь, был абсолютно пуст. Ни души, ни звука. Ну, а если серьезно, то буза к тому моменту уже практически кончилась и поэтому, на следующий день CNN предпочло вообще ничего не показывать на тему Никарагуа. Тщательнее надо, тщательнее :):):). В итоге тех, кого повязали - отпустили. С представителями оппозиции сели за стол переговоров и долго о чем-то договаривались. Дело кончилось ничем. А, да, повышение отчислений в соцстрах отменили. Но это сделали почти сразу, где-то через неделю с момента начала бузы. Бизнес тяжело перенес события апреля-мая; многие работяги потеряли свои рабочие места. Зарплаты, кстати, упали, поскольку желающих трудоустроиться стало хоть отбавляй. Вкратце, я это запомнил так. Но это без подробностей, без событий в Леоне. Лень писать. Всем приятного вечера.7
  • Виктор ДжинPablo, спасибо за увлекательный и подробный обзор. Еще про лесные пожары можно добавить, про богатое революционное прошлое страны и про пресловутый канал, неоднократно служивший причиной интервенций США. Я как раз был в Леоне, какое-то время жил с никарагуанкой. И прелесть магического реализма в том, что можно рисовать отдельную вселенную, где нарушается временные и пространственные законы, и где грани между 2018 и 1979 годами легко стираются. Для меня в творчестве главное атмосфера, чувства, образы, эмоции, когда испытываешь любовь и романтику, а в то же время напряжение от происходящих на улице событий. А если все это пытаться формализовать, то да - на серьезную аналитику, конечно, не потянет. Но я же на это и не претендую - сразу предупреждаю, что пишу в рамках магического реализма, через призму своего опыта и чувств.5
  • Виктор ДжинPablo, мне кажется, что когда художник искренне транслирует свои чувства, не приходится говорить о личных суждениях и категоризме. Он просто приоткрывает дверь в магическую вселенную, в которую читатель может погрузиться и прожить некий опыт глазами героя. Это до конца необъяснимый процесс - когда сознание читателя соединяется с книгой. Ведь очень часто события в книге синхронизируются с тем, что происходит в реальной жизни. Например, книга неожиданно дает ответы на поставленные прежде вопросы или пропитана знаками, которые имеют смысл для конкретного читателя. И не факт, что один и тот же читатель, взяв книгу на разных этапах своей жизни, проживет ее одинаковым образом. Так что многое зависит от момента. В своем творчестве я не пытаюсь передавать какие-либо знания, а тем более учить кого-то. Герой произведения проходит тернистый путь - следует за своим сердцем, не смотря ни на что. Возможно, этот пример сможет кому-то придать мотивации и вдохновения следовать за своей мечтой. Вот и весь мессадж. Канала нет, но многострадальная судьба Никарагуа напрямую связана с географическим положением страны и идеей строительства канала. Первоначально он должен был пролегать именно в Никарагуа. Вот что писал еще в 1846 году Наполеон III: «Так же как Константинополь был центром античного мира, так и город Леон или, скорее, Масайя станет центром мира нового; и если полоска земли, отделяющая два никарагуанских озера от Тихого океана, будет перерезана, она (Масайя) будет владычествовать над всем побережьем Северной и Южной Америки... Государство Никарагуа может стать даже лучшим, чем Константинополь, маршрутом для великой мировой торговли». Примерно в то же время началась калифорнийская золотая лихорадка, и кратчайший маршрут с восточного побережья США в западное тогда пролегал именно через Никарагуа. Все это, а также доктрина Монро, завяляющая эксклюзивную сферу влияния США в западном полушарии, предопределило американское влияние на политику и состояние Никарагуа. Морпехи США под предлогом защиты интересов своих компаний и граждан в Никарагуа неоднократно высаживались на территори страны. В период с 1912 по 1933 год Никарагуа, фактически, была оккупирована США. Позже, чтобы самим не марать руки, американцы учредили национальную гвардию, исполняющую роль тайной полиции, и ставили марионеточных диктаторов - например, клан Сомосы. А вот что в 1935 году пишет американский генерал Смедли Батлер, непосредственный участник: “Я был рэкетиром, гангстером капитализма ... помог сделать Мексику безопасной для нефтяных интересов США в 1914 году, Гаити и Кубу удобными для получения прибыли для парней из Нашионал Сити Бэнк. Я помог изнасиловать полдюжины центрально-американских республик ради прибылей Уолл-стрит. Список обвинений долог. Я помог почистить Никарагуа для международного банкирского дома Браун Бразерс в 1909-1912 годах ... Доминиканскую республику ради сахарных интересов США в 1916. В Китае я помог присмотреть за беспрепятственным продвижением Стандарт Ойл ... Вспоминая об этом, я чувствую, что мог бы дать знаменитому гангстеру Аль Капонэ пару полезных советов. Самое большее, он мог орудовать в трех кварталах. Я орудовал на трех континентах." Я это все пишу не для того, чтобы вступать в дискуссию. А к тому, что канал имеет значение, даже если его нет.0
  • Pablo ObukhovВиктор, "...многострадальная судьба Никарагуа напрямую связана..." Набор клише. Это как многострадальная судьба народа Исландии. И сравните с цитатой из С.Батлера. Вот там неплохо написано. Вполне возможно, что канал имеет значение, даже если его нет. Возможно. Но также может быть, что это такая мейнстримовая болтология, популизм. И вы подверглись его влиянию. Сейчас власти о канале помалкивают по объективным причинам. Пожалуйста, не пишите банальщину.2
  • житель КёнигсбергаСпасибо! Всегда было интересно как этот путь выглядит со своей книгой. Позновательно! Самиздат всё же шагает уверенно вперед, как и с музыкальными произведениями, что не может не радовать. Одного не понял, на что автор жил и путешествовал черпая вдохновения в разных странах?5
  • DmitryАлексей, "базовый принцип должен быть «Не можешь не писать - пиши. Можешь - не пиши»" — нет, не так. Базовый принцип: "наплюй на любые принципы и пиши". Это я говорю как автор 4-х опубликованных книг: двух художественных (еще две готовятся к публикации) и двух учебников. Кстати, на художественных книгах очень даже можно заработать — опять же, из своего опыта говорю.7
  • Денис СпиридоновФормула успеха: X комнат в сдаваемой квартире в Москве = X лет написания одной книги, проживая в X странах. =)5
  • Ульянов LiveВаша аудитория в инстаграме - англоязычные пользователи. Возможно, если бы 30 тысяч, потраченных "в никуда" на сопроводительные расходы, ушли бы на перевод книги, результат был бы совсем другим. На мой взгляд, странно игнорировать существующую аудиторию и начинать искать с нуля русскоязычную. Тем более, что Вы сами об этом пишите. А еще, на мой взгляд, 25% от продажи электронной книги - это просто неприлично. Ищите нового дистрибьютора.7
  • Анна ИвановаО хищниках и жертвах0
  • saakian.valentina2015@yandex.ruО тебе ,о том, сколько ты потратил денег и сил ,чтобы спросить у меня - о чем твоя книга ?0
  • Elmur TakhАнтон, ваша борьба успешна?1
  • АндрейВиктор, привет! А как с вами можно связаться?0
  • Anastasiya MyhammarenaДетскую про доброту, как смелость и доброта справляется со сложностями1
  • Колибри ПчёлкаОпыт в закладку)) я мечтаю написать книгу для детей о финансах 😍это не цель, потому что пока нет четкого плана реализации2
  • Ольга Холина-КатлапPablo, вот это я понимаю экшн! Просится в книгу, а?!0
  • Pablo ObukhovОльга, говорят, скромность украшает 😁0
  • Анастасия ТитареваDiana, издать книгу в электронном виде вообще нет проблем, почему вас это так пугает? Десятки площадок самиздата на любой вкус, выбирайте более близкую по жанру: автор-тудей, литнет, литгород, литрес в конце-концов. Или тот же фикбук. Всё зависит от ваших целей.0
  • Анастасия ЕпифановаСпасибо за подробный рассказ, у меня как раз созрела идея книги2
  • Анастасия КривошееваЯ написала и выпустила самиздатом две детских книги — "Рассказы о Внутриландии" и "Петя, Гоша и Диабет". Тоже через Ридеро, кстати. С оплатой иллюстратора помогли подписчики блога. Я врач-педиатр, и в этих книгах в сказочной форме рассказываю о процессах, которые происходят в организме при разных болезнях. Пишу с использованием методики сказкотерапии.3
  • МаринаPablo, а что вот Вы свою желчь изливаете то? Проблемы в личной жизни? Зачем тут лекции читаете? Кто то просил исторический ликбез? Зачем декларируете нежелание читать книгу Виктора? Вас же никто не спрашивал собираетесь Вы ее читать или нет🤷‍♀️ Вы вот Ольге советовали скромнее быть - Вам бы точно не помешало. Ну и хватит о Вас - скучно уже. Виктор, я ещё не читала Вашу книгу, но куплю на литрес. И Вы пишите дальше, пожалуйста. Не обращайте внимание на всякое и всяких. И даже не вступайте в диспут. Зачем? Вы просто пишите. А мы, читатели, будем читать.1
  • МаринаPablo, простите если задела. Вы, в свою очередь, по возможности будте добрее к людям. И не давайте не прошенных лекций и советов. И тогда и Вам, и окружающим жить будет радостнее. Если была резка - плохо. Но я просто не могу терпеть, когда пытаются людям причинить боль. Хоть и в вежливо-завуалированной форме.1
  • Smotik_15kЯ бы написал бы о романтике и о боевиках0
  • Smotik_15kЯ написал бы о романтике и о боевиках0
  • Ekaterina StepnovaУ меня уже два года лежит недописанная киберпанк-антиутопия, начатая ещё в мирное ковидное время. Теперь же в ней просматривается слишком много аллюзий на нынешнюю ситуацию. Надо дописывать, а вот издание под вопросом пока.1
  • Виктор Биюла"расчет на любовь" как я выстраивал образ будущей жизни, упрощал все до самого значимого качества жизни, выстраивал план и свои отношения с девушками, чтобы встретить одну единственную. Проф деформация прикладной математики :) Пока полет нормальный: 13 лет вместе 5 мальчиков :)1
  • Диляра ФаткуллинаПро маркетинг0
  • Kamilla BerdaliБлагодарю, Виктор 🥰 ! Пишу в подобном стиле - магический реализм, с элементами черного юмора и конечно на основе реальных событий. Книга о моем духовном пути и пробуждении, что я проживала, вспоминая себя шаманом, писателем, художником и т.д )) Успехов нам 🌺 мы сами решаем кем нам быть 🥰0
  • Эллада МосинаМечтаю написать книгу о генеалогии, о роде своем, с семейными легендами... Для себя, своих родным и потомков. Спасибо большое вам за информацию! Искала информацию о строительстве дома, а нашла большее! На ЛитРес купила вашу книгу, считаю бесплатно читать кощунство. Буду читать!1
  • Max PostmanКрасавчик! Прочитал, понял, что мытарства примерно одни и те же. Но раз есть позыв, значит эту книгу кто то ждет! Может быть даже один человек. Это очень увлекательное дело, особенно когда держишь экземпляр своей книги в руках. Но, должно быть вдохновение. Из пальца не высосешь, как ни старайся. Удачи! Если что, Max Postman, добавляйся в ВК))2
  • Андрей Цепляевester, да ладно, путешествия и книга это почти одно и то же. Меня больше удивляет, как люди сочетают программирование и написание художественного произведения.0
  • Андрей ЦепляевУльянов, к сожалению 25% это ещё очень хорошее предложение. В России писателей часто "грабят", швыряя им нищенское роялти, чтобы они не умерли с голоду, пока пишут новую книгу.0
  • Андрей ЦепляевАнастасия, подобные комментарии все чаще наводят меня на мысль, что стоит основательно написать статью о том, как начинающим писателям самостоятельно научиться публиковать книги и не пользоваться грабительскими сервисами.1
  • МарияВиктор, здравствуйте, меня зовут Мария Дельвер. я из Сибири. хочу вас поблагодарить за советы и подводные камни! вчера пришло осознание, что ХОЧУ написать книгу, давно мечтала, но не знала с чего и о чем....несколько месяцев назад была на моно-спектакле и актриса в конце выступления подошла ко мне и вручила тетрадь со словами "Пиши" . я увидела в этом знак) я сомелье с винным опытом на 6 континентах, у меня много вкусных историй, знакомств.... и я поняла о чем буду писать ) о любви к вину, жизни... "Рассказы блондинки сомелье из большой деревни". так что если когда то увидеть на полке магазина мою книгу, не пожалейте денег, купите) желаю вам творческих успехов)1
  • Александр I-ИнтерьерЯ дизайнер интерьера, и жизнь моя оказалась весьма интересной - когда то мне казали, что дизайнером я никогда не стану, но все получилось и я им стал, дальше на пути моем было заключение в тюрьме на 7,5 лет и вот, освободившись я не сломался, собрался с силами и продолжил свой путь дизайнера) хочу написать об этом)0
  • Даниил ТырышкинКолибри, у вас все получится!0
  • АртемБлагодарю за статью. Я начал писать книгу 10 лет назад, так и не закончив, но сейчас понимаю что это был позыв свыше. И поэтому продолжу ее написание0
  • user3456634Реализм нашей жизни, трагедия многодетной семьи, период СССР, перестройка и наше более трагическое время для моей семьи, хронология жизни, Это как воспоминания для потомков, даже в перестройку не было того, что происходит сейчас это мой вызов с чем столкнулась я на протяжении 74 лет жизни, вчера 27 августа мне исполнилось 74года, я больше технарь, в школе с русским и литературой были проблемы0
  • София КомпазоваО своей жизни. Как я выжила после этого ?0