Ольга Смоленская открыла архитектурное бюро в 2005 году.
В 2012 году она перевела команду на удаленку и экономит на этом до 80% расходов. Сегодня бюро «Уникум» зарабатывает около 500 тысяч рублей в месяц.
Что делает проектное бюро
Нельзя просто так взять и построить дом. Когда приходит заказ на строительство нового здания или на реконструкцию уже имеющегося, нужны специальные люди, которые изучат территорию, ее окружение и сложившуюся застройку, продумают вид и планировку здания. Потом они же нарисуют эскизы и подготовят чертежи. Чтобы здание получилось безопасным, архитекторы работают в команде с инженерами и пожарными.
Когда концепция здания готова, к делу приступают конструкторы и инженеры. Конструктор рассчитывает нагрузку на материалы, инженеры продумывают проводку, канализацию и вентиляцию.
Проекты архитектора, конструктора и инженеров собирают в один, проверяют и исправляют ошибки, а потом сдают заказчику. Но это еще не значит, что по этому плану построят или реконструируют здание. До начала строительных работ проект должен пройти экспертизу, поэтому юристы согласовывают его с государственными органами.
Вся эта работа делается под крышей проектного бюро. «Уникум» — как раз такая организация.
Старт
После учебы в Московском архитектурном институте Ольга работала архитектором в нескольких компаниях. Параллельно брала личные заказы по дизайну интерьеров и частных домов, ее рекомендовали друзья и коллеги.
В 2004 году заказов набралось столько, что Ольга не успевала выполнять их сама. Тогда она уволилась, позвала друга вторым архитектором и наняла конструктора. В основном проектировали интерьеры и частные дома: для таких заказов лицензия не нужна. Год ребята работали втроем без юридического оформления.
В 2005 году Ольга зарегистрировала ООО «Уникум» и перешла на упрощенную систему налогообложения — 6% с оборота. Без ООО нельзя получить обязательную лицензию на проектирование.
На открытие ООО потратили 20 тысяч рублей: 10 — на оформление и 10 — на уставной капитал. За 70 тысяч рублей оформили лицензию через юридическую фирму. На весь процесс ушло 3 месяца.
Ребята закупили технику для работы: большие принтеры и сканеры, три мощных компьютера. Всю технику взяли б/у за 60 тысяч рублей.
Расходы на запуск, 2005 год — 270 000 рублей
Трата | Стоимость |
---|---|
Зарплатный фонд | 120 000 Р |
Лицензия | 70 000 Р |
Техника | 60 000 Р |
Регистрация ООО | 20 000 Р |
Первые годы
Год команда работала из дома: часами обсуждала проекты по телефону и иногда выезжала на объекты. В 2006 году арендовали офис на Тверской площадью 100 м². Ольга выбрала его из-за низкой для центра цены за аренду — 60 тысяч рублей в месяц. Помещение находилось в подвале и требовало ремонта, поэтому арендодатели снизили стоимость. Отремонтированное помещение обошлось бы вдвое дороже.
Ольга наняла знакомых строителей. Они очистили стены до кирпича, покрыли их лаком, сделали деревянные потолки, повесили дешевые светильники и заменили пол. Основным материалом выбрали крашеную доску, поэтому все обошлось в 150 тысяч рублей.
В офис закупили еще три компьютера, которые тянут архитектурные программы, а также четыре здоровенных принтера и сканер. Технику нашли через знакомых и тоже б/у — всё вышло на 330 тысяч рублей.

В это время у ребят было 5—6 клиентов в год. Первые заказы окупили расходы на регистрацию ООО и лицензию.
В год открытия кто-то из клиентов посоветовал «Уникум» крупному заказчику. Тогда бюро получило первую большую задачу — серию концепт-проектов для Новорижского шоссе. Ребята спроектировали административные и торговые комплексы и поселок на десять элитных домов.
После пришли и другие заказы на общественные здания. В Москве оказалось много закрытых еще при развале СССР предприятий. Ольга познакомилась с организацией, которая занималась их реставрацией и переоборудованием в бизнес-центры. В итоге бюро стало готовить проекты реконструкции этих зданий и их территорий под офисы и склады.

Заказы приходили по сарафанному радио. К 2008 году компания выросла до семи человек: наняли еще двух архитекторов, офис-менеджера и менеджера по продажам.
В 2009 году пришел заказ на инженерные проекты. Такие задачи были и раньше, но бюро делало их вместе с инженерами из партнерской фирмы. В этот раз партнеры отказались, потому что заказчик предложил за проект слишком низкую цену. Так как контракт с «Уникумом» уже заключили, Ольга взялась за проект сама. Она наняла в штат главного инженера и инженеров по водоснабжению, отоплению, электрике и вентиляции. С этого момента в ее бюро стали делать все этапы проектирования — без привлечения партнеров.
В 2010 году отменили лицензии на проектирование, вместо них ввели СРО — так называются специальные ассоциации проектировщиков. Архитектурные бюро обязали вступать в ассоциации, чтобы получить допуск на проектирование. Ольга собрала документы и заплатила вступительный и страховой взносы — 300 тысяч рублей.

Кризис и удаленная работа
В том же году начался кризис, и заказы прекратились. Ольга наняла сотрудника для участия в торгах на государственных площадках. Процесс строился так: госструктура размещала заказ на работу, а компании подавали заявки. Выигрывали самые низкие по стоимости предложения. Ольге тоже пришлось занижать стоимость проектов, чтобы получить хоть какие-то заказы.
Процесс торгов только налаживали, а госучреждения привыкли работать со «своими» и поэтому не знали, как писать техническое задание и проводить процедуру торгов. Но другого выбора у бюро не было: ребята не могли найти крупные заказы по-другому. Предоплаты по госзаказам не было, деньги приходили только по завершении проекта и с задержкой в оплате. Чтобы ее получить, несколько раз пришлось судиться. Так бюро работало до середины 2011 года.
Летом Ольга перевезла команду в офис поменьше, чтобы сэкономить на аренде. Она сняла помещение на 60 м² в офисном здании на Павелецкой за 30 тысяч рублей. Ремонт делать не пришлось.
Пока готовились к переезду, сотрудники полтора месяца работали из дома. В это время бюро выполняло проект по реконструкции детского сада. Оказалось, что в офисе похожие заказы делали четыре месяца, а из дома закончили за три недели.
Ольга поняла, что в офисе команда работала неэффективно, уволила часть сотрудников и организовала удаленную работу.

Проектировщики в бюро работают на постоянке, но сами определяют свой график. Теперь заказы, которые другие бюро делают год, «Уникум» успевает выполнить за четыре месяца.
Архитекторы и проектировщики — творческие люди, часто им удобнее работать из дома. Так они не тратят время на проезд и работают в своем режиме. За удаленную работу они готовы получать меньше и работать из других городов.
Все сотрудники получают фиксированный оклад от 20 до 30 тысяч рублей и премию за каждую выполненную работу. Ее размер оговаривается перед началом проекта. Это помогает уменьшить кассовые разрывы, страхует от провалов и мотивирует делать работу быстрее. Когда проектов мало, проектировщики получают меньше, но компенсируют это в загруженный период.
В пиковый месяц зарплата конструкторов — 100—150 тысяч рублей, инженеров — 80—100 тысяч. Провалы по заказам случаются в январе и феврале. В это время все получают оклад, даже если заказов нет.
Кроме зарплаты рядовых сотрудников, Ольга экономит на административном персонале: для руководства удаленными работниками не нужно много менеджеров и управляющих. Помимо Ольги, в команде еще два руководителя — главный архитектор и главный инженер.
Сейчас в «Уникуме» 32 сотрудника. Если бы они сидели в офисе, пришлось бы снимать помещение больше. Люди работают на своих компьютерах, поэтому компания на них не тратится.

Команда
Ольга находит сотрудников через сайты по поиску работы и на биржах фрилансеров. В первую очередь смотрит портфолио, обращает внимание на логику и проработку деталей. После приема нового человека ему сразу дается первый, тестовый проект, например подготовить эскиз двухэтажного офисного здания. На пробной задаче Ольга проверяет способности специалиста и скорость его работы.
За все время в команде «Уникума» работало 100 человек. Сотрудника увольняют за крупные нарушения: превышение срока работы в два раза, нежелание исправлять замечания, постоянные ошибки и плохое оформление проектов. По этим причинам бюро рассталось уже с десятью проектировщиками.
Клиенты
Клиенты бюро — это средний и крупный бизнес, но иногда приходят и заказчики из госструктур. Часто «Уникум» работает как субподрядчик: делает заказы для других архитектурных и проектных бюро. Цена иногда равна или ниже себестоимости проектных работ у крупных конкурентов.
Сейчас «Уникум» проектирует жилые, административные и общественные здания всех типов. За интерьеры берутся только для знакомых — не больше шести в год.
Новые заказчики находят бюро по рекомендациям от других клиентов и через сайт. Для его раскрутки Ольга нанимала специалистов по продвижению в поисковых системах, но их работа оказалась неэффективной: когда Яндекс ввел новый поисковый алгоритм «Минусинск», тот стал понижать в выдаче те сайты, на которые вели некачественные ссылки. Например, ссылки на архитектурное бюро в статьях про одежду или еду с новым алгоритмом больше вредили, чем помогали.
В кризис от услуг по продвижению отказались и некачественные ссылки убрали. Позиции сайта выросли в пять раз. Ольга сама разобралась в поисковой оптимизации и контекстной рекламе, и теперь в месяц на рекламу она тратит 40 тысяч рублей.


Цены
Обычно на сайтах архитектурных бюро цен нет. Так разные бюро могут называть потенциальным клиентам разные ценники на одну и ту же работу. Ольга считает, что это неправильно: клиент должен знать стоимость, чтобы он мог выбрать. Поэтому на сайте «Уникума» указана стоимость всех работ.
На архитектурном рынке есть две цены, на которые можно ориентироваться: рыночная и цена по МРР. Так называется официальный документ с региональными расценками на проекты. Его составляет Министерство строительства.
В «Уникуме» ставят цены ниже рынка и МРР. Например, проектирование крупного жилого комплекса площадью 50 000 м² в «Уникуме» стоит 7,5 млн рублей. Средняя цена по рынку — 35 млн, цена по МРР — 50 млн.
Ольга закладывает в стоимость время работы всех специалистов, офисные расходы и затраты на согласование с клиентом. При этом она точно знает, сколько времени занимает каждый проект, и может в уме подсчитать его себестоимость. Например, здание на 3000 м² будут проектировать месяц. К этому она прибавляет время на проверку, оформление и согласование — в сумме выходит два месяца. Проект торгового центра вроде «Афимолл-сити» площадью 320 000 м² спроектировали бы за 48 млн рублей, заложив на это год.

Результаты и планы
Бюро выполняет по десятку крупных и мелких заказов в год. Оборот в 2017 году составил 10 млн рублей, прибыль — 3 млн. Ежемесячная прибыль сегодня колеблется от 375 до 500 тысяч рублей.
Сейчас «Уникум» реконструирует под офис здания бывших казарм в Подмосковье и гостиницу в центре Москвы на улице Басманной.
Ольга мечтает увеличить количество сотрудников и заказов. Она хочет расширить свой бизнес и сделать его известным среди крупных заказчиков по всей России.

Выводы Ольги
На первых порах важно браться за дешевые, мелкие, неинтересные и даже не очень выгодные заказы. Потом эти же заказчики могут вернуться с большими и крутыми проектами. Например, один клиент заказал у Ольги проект фасада. Когда заказ выполнили хорошо, этот же заказчик предложил спроектировать три офисных здания в центре Москвы.
Любой сотрудник может заболеть, уйти в отпуск или уволиться. Лучше нанимать по несколько специалистов в одной сфере, чтобы они могли подменять друг друга. В команде Ольги на каждом направлении работает минимум два сотрудника.
Нужно проверять людей в деле. Ольга два раза брала специалистов по хорошему портфолио, а они не оправдывали ожиданий. Поэтому новым сотрудникам стоит сразу давать в работу проект и смотреть, что они умеют делать и готовы ли к по-настоящему большим проектам.
В архитектурном бюро цикл продаж занимает от 3 до 6 месяцев. Самый длинный срок, по опыту «Уникума», — два года. Заказчики долго обсуждают и выбирают проекты, и это обязательно нужно учитывать, когда планируешь бюджет на старт.
Операционные расходы в месяц в 2018 году — 780 000 рублей
Фонд оплаты труда | 400 000 Р |
Налоги | 150 400 — 250 000 Р |
Маркетинг | 40 000 Р |
Аренда помещения в 60 м² | 30 000 Р |
Наём новых сотрудников | 20 000 Р |
Канцтовары | 15 000 Р |
Бухгалтерия | 15 000 Р |
Взносы в СРО | 10 000 Р |
Прибыль в месяц
Чистая прибыль | 375 000 — 500 000 Р |
А зачем такой дикий дэмпинг с рыночных 30млн до 7.5млн?сами же и обезцениваете свою работу
Вячеслав, вот тоже поддержу этот вопрос.
Специфики не знаю, но от статьи складывается впечатление о каком-то диком демпинге.
А еще, надеюсь, вы в этом котле зарабатываете все-таки больше чем указали
Работаю конструктором. Честно говоря не поняла как прибыль архитектурного бюро может быть 375-500тр в месяц, при этом средняя зарплата инженера 100тр при количестве инженеров 32 человека...... Очень красиво приподнесено, только грустно от того что у нас в стране инженеры вынуждены соглашаться на такую работу, а работодатели этим пользуются, зачем покупать лицензионное програмное обеспечение, оборудовать офис, когда можно найти инженера из Урюпинска который на коленках сделает проект в 2 раза дешевле и быстрее, потому что у него выбора нет и деньги нужны чтобы семью кормить. Хорошие специалисты в Москве и Петербурге не согласятся делать такую сложную и ответственную работу за 12-30тр, вот и приходит на помощь такой удаленный тип организации труда. А потом прорыв теплотрассы и гибель людей.
Анастасия, мне не кажется заработок 50-100 тыс\месяц маленьким даже для Москвы. 12-30 тыс- это окладная часть, без премиальных, чуть внимательнее прочтите. Прибыль-
это прибыль, а не заработная плата- это два разных показателя. Да в регионах зар.плата ниже, поэтому нам выгодно работать с ними, но у нас как минимум половина сотрудников как раз из Мск и Спб. А сотрудники из регионов не "соглашаются"- а просто работают на хорошей для региона з\п. Пожалуйста для высокооплачиваемых столичных специалистов есть множество стандартных фирм, офисного графика, и офисной з\п. Инженер из Урюпинска ,кстати, звучит как то обидно, вы считаете что например в Новосибирске мало хороших инженеров, и они хуже вас только потому что живут не в столице? Вы ошибаетесь. Также если вы посмотрите в интернете громкие несчастные случаи, особенно с гибелью людей, то видимо с удивлением, узнаете, что все они спроектированы серьезными стандартными бюро и институтами. Никаких маленьких фирм с удаленным графиком работы в сводках нет.)
Про расходы на программное обеспечение забыли написать!
Justa, В статье в целом конечно приведены общие примерные цифры, конечно нельзя в рамках статьи полностью описать балансы и хоз. деятельность фирмы- конечно программы мы купили- на все офисные машины. Но это один раз на несколько лет- так что это не ежемесячный платеж. Опять таки программы мы покупали очень экономно- например AutoCad мы используем старой версии и LT- без лишних возможностей программы
Василий, Нет, весь офисный софт у нас полностью лицензионный. Также сертификаты иногда нужны в экспертизе
Justa, ну премиальная часть- просто не ежемесячный бюджет\платеж) Да программы действительно забыли, мы последний раз покупали их около 6-7 лет назад) Спасибо и вам)
Justa, на официальном софте только крупные фирмы, мелкие себе позволить не могут
Ольга, ну в любом случае это расходы как минимум сопоставимые со стоимостью б/у техники, и уж точно больше разовых расходов на регистрацию, странная избирательность удивила. И с другими расходами то же самое - нет премиальной части зарплаты, но есть 15 000 на канцтовары.
Спасибо за интересную статью!
Верно говорят, что труд большой и малооплачиваемый, рабский просто, с опытом 5-7 лет зарплата 60 000. Смешно просто! Только и осталось от професии имя, и то скоро пропадет.
Полностью согласна с некоторыми комментариями сверху. Сама инженер пгс, работаю в Москве на генподряде. Насмотрелась на всех этих конструкторов и инженеров, которые работают за 60-80 тысяч, без слез не взглянешь.
Да вот даже вы говорите, что зарплата 100 для Москвы это норм, да откройте секрет, что это зарплата человека со стажем лет 5-7 минимум, когда в других сферах можно гораздо лучше подняться за это время.
Работодатели сильно демпингуют зарплаты. Самое ужасное, что учеба в строительном , да и в архитектурном отнюдь не легкая, а зарплаты оставляют желать лучшего. Так что лучше не идти в строительный.
Да и сама работа проектировщика требует большого опыта, чтобы запроектировать все верно.
Не знаю , как ваши проектировщики, но вот обычно все эти фрилансеры на удаленке сделают такую дичь, что потом на проект только со слезами смотреть и строить по наитию.
Maria, поддерживаю по части зарплат. По моему опыту из сибири: ПГСник после университета может расчитывать на зп 20-25к, что сильно снижает привлекательность профессии. В свою очередь работодатели в большинстве случаев не дают молодым специалистам нормальную, ответственную работу. Если ставить понятные задачи, нет никаких проблем сделать чертежи, много ума не нужно)
Все, выговорился 😀
Есть ещё отдельный пласт проблем с бимом в регионах, но об этом в другой раз)
Я поражаюсь терпению Ольги и вместе с тем восхищаюсь содержательностью ответов, которые она даёт на все, пусть даже далеко не конструктивные, комментарии! Мне кажется, это выдаёт человека, беззаветно преданного своему делу и находящегося в постоянном стремлении довести до совершенства всё то, к чему она прикасается. Не сомневаюсь, что ей это блестяще удаётся и желаю её компании всяческих успехов и процветания!
Konstantin, желаю вам всю жизнь работать на таких замечательных людей
И 400 000 на 32 сотрудников получается по 12 500, или я неправильно считаю?
Антон, во первых что такое "хватаете объекты и раздаете халтурщикам"? Мы получаем заказы и выполняем их. У нас все необходимые документы и штат для этого, мы делаем это 13 лет. Разумеется, что стоит на домашних компьютерах- не мое дело, у вас работодатели проверяют домашний компьютер? Как часто? Показываете ли вы им личные фото, коллекции немецких фильмов, они кстати у вас куплены? А word у вас дома лицензионный? У всех наших компьютеров и ноутбуков, которые мы раздаем нашим сотрудникам, лицензионное по- мы покупали лицензии сразу на несколько машин. Разумеется у нас все полностью законно со всех точек зрения.
Ольга, чувствую, задел за живое)
Все ПО на моем личном ноутбуке оплачено работодателем.
А за первую формулировку да, прошу прощения. грубовато получилось.
Ольга, это не совсем информативно и не позволяет составить хоть какую-то картину что указана только окладная часть оплаты труда, наверное это менее 50% всего среднемесячного ФОТ за год? Такой же вопрос к прибыли учитывая длительность циклов проектирования.
Justa, Приведена среднемесячая сумма окладной части з\п. И у нескольких сотрудников из команды окладной части нет совсем- таким образом получается данная сумма
Ольга, разве такое возможно с точки зрения закона? Или речь идёт о том, что у вас есть сро, хватаете объекты и раздаете халтурщикам? А вот у какое ПО стоит у них на домашних компьютерах - уже не ваше дело?)
Чтото прям напали диванные хейтеры на Ольгу)))
Ольга - держись! молодец!!!
Респект и Уважуха Ольге, от коллег (почти) !!
У меня схожий бизнес Геодезия и инженерные изыскания в Питере (Гильдия Геодезистов)!
Так что будет необходимость, обращайтесь
Кирилл, спасибо, они меня не смущают) Я могу внятно ответить на все возникающие у них вопросы). Схожий бизнес- у множества небольших бюро. Только все об этом стыдливо помалкивают. Почему? Я рассказываю о системе всем желающим, и в первую очередь заказчикам. Доказываю на деле, что это работает и ничем не хуже традиционного типа. Я уверена что человечество скоро перейдет на такой тип работы везде, где не требуется физическое присутствие. Через 50 лет- все будет иначе, и я желаю быть флагманом этого движения))) Да в Спб у нас бывают объекты, обратимся)))
Ольга, все иначе будет уже лет через 10. идет к тому, что проектировщики превратятся в ИП, а компании будут набирать команды под объекты (в компании будет несколько ГИПов-менеджеров). и этого уже полно вокруг нас, правда пока в диких формах.
Другой вопрос, что пока мелкие бюро, простите, паразитируют на крупных проектных компаниях (архитекторы, конструкторы, проектировщики сидят за зарплату в проектном институте и половину времени лепят проекты на такие "бюро с удаленными сотрудниками").
Ну, также крупняки никуда не денутся, когда речь идет о больших комплексных объектах, а заказчик не хочет раскидывать объект на стопицот подрядов и субподрядов, а хочет отдать в одни руки весь процесс (а то и весь процесс от изысканий и до пуско-наладочных работ).
Кирилл, тоже демпенгуете?
Удаленка удобна - транспортные расходы,время на дорогу не расходуется.
И не только. Совершенно иначе строится жизнь. Можно жить даже загородом например. Уделять время детям и работать в декрете. Путешествовать по миру и работать. Многое становится лучше)
Ольга, пссс, ПГСник со знанием ревит, Автокад, скад, Лира, плаксис и набивающим руку в Текле не нужен?😉
Ничего не хочу сказать плохого про статью,но на 32 сотрудника ФОТ в 400 тысяч мало. Да и выручка в 10 млн на 32 сотрудника - тоже очень мало. Откуда там прибыль? Проверьте цифры.
Ольга, спасибо за статью! Очень интересно узнать как Вы работаете с пожарной безопасностью. У вас есть в штате пожарные консультанты или Ваши архитекторы с этим справляются? Например, чтобы спроектировать архитектуру общественного здания, нужно учесть много нюансов по противопожарным нормам. Также интересно, кто разрабатывает проекты АПС, СОУЭ, АПТ и др? Вы просите заказчика обращаться в специализированную организацию на разработанную архитектуру?