Мнения
47K

Мнение: поколение девяностых лишнее на рынке труда

520

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.

Дорогой читатель, если ты 1990—1999 года рождения, задумывался ли ты о том, какие профессии у твоего окружения?

Я имею в виду профессии, по которым твои ровесники работают, а не окончили колледжи и вузы. Неправда ли, среди них почти нет юристов, экономистов, журналистов, архитекторов, дизайнеров? Но есть бариста, курьеры, сборщики, операторы колцентров, продавцы, кассиры и другие должности без квалификации или с низкой квалификацией. Почти каждый окончил вуз или как минимум колледж и мечтал работать по специальности, но пошел работать, куда его взяли.

Ты задумывался, почему так? Вот я тоже раньше не задумывался. Почему вдруг наше поколение оказалось лишним на рынке труда с высокой квалификацией? А вот почему: рождаемость в 70-х и 80-х годах была высокой, эти люди успели получить квалифицированную работу до того, как возникла пресловутая яма на рынке труда, до того как власти отменили распределение, но эйчары начали просить со всех опыт работы.

Сейчас с избытком хватает опытных людей 70—80-х годов рождения. Работодателям нет никакого смысла брать нас, неопытных детей 90-х, и учить, тратить ресурсы компании на наставника, нести риски, что обучишь новичка, а он уйдет, когда на рынке еще полно безработных с опытом. Высокая квалификация практически недоступна для детей 90-х годов рождения. Не беру в пример исключения в виде медиков, учителей, военных, которые нужны всегда и в любой кризис.

Одновременно с этим Россия из страны с производством превратилась в сырьевую отсталую страну, живущую газом и нефтью. На одно квалифицированное место тут приходится тысяча курьеров. В Т⁠—⁠Ж постоянно споры, куда пойти учиться. Ребята, скажу вам неутешительное: куда бы вы ни пошли учиться, вы все равно в 99% случаев окажетесь там, где и так могли бы работать, не потратив ресурсы на никому не нужное нынче образование.

То же касается и модных инфоцыганских курсов. Не ведитесь: поучиться вы поучитесь, но дальше вас просто не возьмут без опыта работы. Предвижу комментарии в стиле «поработайте стажерами бесплатно». Или «начните с уборщицы, и вас сделают юристом». Нет, сейчас это уже не работает.

Выход? А выхода нет! Ищем с друзьями много лет.

Куча дипломов, но везде все упирается в требование опыта. Даже на рабочих специальностях, таких как повар или машинист, не только на так называемых элитных: юрист, архитектор и так далее. Каждый год надеемся, что на рынке найдется квалифицированное место и для нас, но нет, то ковид, то СВО, и только хуже становится. Дипломы стареют, годы идут, и вот эйчарам становится уже не в кайф, что мы и староваты, и давно вуз окончили, и опыта мало.

Если власть и примет меры, то это будет не для нашего несчастного поколения, которому досталось голодное детство и безработица в юности. Люди старшего возраста или те, кому повезло проскочить яму с опытом, никогда нас не поймут. Неблизким друзьям я вру, что сам не хочу работать по полученным дипломам. Так проще, чем выслушивать, что «ты плохо ищешь», «да не может быть такого», «иди поработай бесплатно».

Работать бесплатно я тоже не хочу. Вот такой я гад. Наше поколение не получило халявное жилье, путевки, распределение, стипендии. Жизнь дорогая и дорожает с каждым днем, мы всё выгрызаем себе сами, работая на двух-трех работах, — нам не до бесплатной работы, которая чаще всего заканчивается тем, что потом просто берут еще одного дурака, согласного потрудиться просто так.



Редакция
Готовы поспорить с мнением читателя? Поделитесь мыслями:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Я из этого поколения. И среди моего окружения и программисты, и лингвисты, и дизайнеры, и экономисты…И большинство работают на хорошо оплачиваемых должностях, многие уже сделали отличную карьеру
Очень грустно, что свои неудачи вы объясняете «поколением», а может все-таки дело в вас?

747

Малютка-медовар, согласен, похоже на попытку свалить ответственность на «ситуацию»

153

Даниил, так не он же такой, а жизнь такая))))

53

Малютка-медовар, плюсую, у меня данные вообще не сходятся с написанным, поколение 90х очень хорошо утроенно, с очень гибким и быстроадаптебельным мышлением, любят учиться, достигать, потреблять, созидать. А вот к поколению 80х вопросики. Как раз среди них много низкоквалифицированных, работающих 1000 лет на одном месте с зашоренными взглядами и тд. И кол-во спившихся, сколовшихся именно среди 40+ зашкаливает.

95

"Спившиеся и сколовшиеся" есть абсолютно в любом поколении, не надо обобщать.. зависит только от скорости данного процесса, пройдёт некоторое время и среди рождённых в 90-е и 2000-е найдутся такие)) а что плохого работать на одном месте и при этом расти и развиваться?)) Поколение 80-х в вузы не по егэ поступало, начитанных больше среди них... поэтому написали полную чушь, значит в Вашем окружении именно такие люди, это уже вопрос к Вам, с кем общаетесь, взаимодействуете...

20

Ekaterina, так я и говорю прямо, что это моя выборка, а не официальная статистика. Если бы они на одном месте развивались и росли, я бы не писала об этом как о чем-то плохом. Развития там нет, роста зп нет, обучения новым скиллам тоже нет. Все осуждают миллениалов и зумеров, что они скачут с места на места. Но они всегда переходят с улучшеним условий для себя. Рабского менталитета в людях 20-35 гораздо меньше, чем 40+.

12

Sabina, в какой точке РФ-и такую «выборку» накопали по 40-летним или на каком отдельно взятом заводе? Интересно для социологических исследований.

3

Sabina, у автора статьи из поколения миллениалов очень незашоренное мышление 🙂

3

Sabina, ахах, наконец-то к третьему поколению смогли выдавить из себя раба

0

Sabina, обычно после вуза человек занимается тем, под что он заточен. Если при наличии высшего образования он длительное время работает курьером, таксистом, грузчиком и пр. (ничего против этих, безусловно, важных видов деятельности, не имею), что ж, значит таков его уровень...

0

Ekaterina, понятно, что они в любое время такие, есть, но очевидно, что во времена героинового бума их в десятки раз больше было. Удивляет такая логика

0

Малютка-медовар, то же самое. И журналисты, и, невероятно, менеджеры.

30

Малютка-медовар, полностью согласна. Я родилась в 97 году и неплохо зарабатываю, работаю по профессии.

8

Малютка-медовар, тоже самое, все нормально, у всех профессии разнообразные

2

Малютка-медовар, как представитель более старшего поколения полностью с толой согласен! Успехов, дружище, в этом неспокойном мире!

0

Малютка-медовар, Инфантильное крыло зумеров, столкнулись с реальностью😂

0

IL, 1990-1999 это всё-таки миллинеалы

9
0
Герой Т—Ж

+1

28.01.23, 02:17

Больше всего похоже на инфантильную позицию "не мы такие, жизнь такая". Автору и его друзьям не повезло в жизни, и он пытается свалить всё почему-то на свой год рождения, хотя поколение точно ни при чём.

243

lazex, такие дурочки бесполезные в любом поколении были, есть и будут…

25
0
Герой

27.01.23, 21:37

Отредактировано

Какой-то бред школьника. Без опыта работа будучи студентом третьего спокойно устроился в 2011 году техником второй категории, предварительно летом отработав у них бесплатно три месяца стажером, после окончания ВУЗа начал работать инженером, в период обучения в аспирантуре таки устроился младшим научным сотрудником, защитил кандидатскую - сразу стал старшим научным сотрудником, потом в связи с высокими результатами без проблем перешел на должность ведущего научного сотрудника, а сейчас И.О. главного научного сотрудника, к 33-35 планирую защищать докторскую (формально результатов и публикаций хватает уже сейчас, но хочу таки свой Опус Магнум довести до полного ума, чтобы можно было работать полноценным ГНС и претендовать на ученое звание профессора.

Аналогично в Франции и Германии краткосрочно подрабатывал на позициях приглашенного ученого? С научными центрами ФРГ несмотря на особенности нашего времени поддерживаю связи, только на прошлой неделе созванивались в Скайпе по поводу очередной совместной публикации.

Ну а если человек дурачок, то в самом деле в ВУЗ ему идти не надо, это ему ничего не даст и будет с дипломом работать баристой. Образование нельзя получить, это не посылка почтовая, — его можно только силой, упорством и трудом забрать. Причем в связи с современным положением дел в системе высшего образования диплом ему все равно дадут ибо фактическое подушевое финансирование университетов заставляет ВУЗы не отчислять даже самых безнадежных Баранов поскольку это приведет к сокращению финансирования. Как у Гоголя, только не мертвые души, а тупые безнадежные идиотские души.

212

PhD, поддержу, ведь в этом крике души как раз отсутствует упоминание инженерных профессий, а это треть рынка труда.

69

Богиня, так у кого руки из задницы в инженеры же не идут)

21

PhD, "образование надо забрать" - это красиво.

28
Герой

30.01.23, 10:17

Отредактировано

Evgrin, ну как бы так и есть, дают только диплом. Образование забирают в борьбе и труде. Как Черчиль обещал народу Великобритании только пот и кровь если народ хочет победить Гитлера, так и процесс образования это пот, кровь, слезу и так далее.

16

PhD, Вы сделали все абсолютно верно, и это прекрасный пример хорошей карьеры. Но только автор прямо сказал: он не будет бесплатным стажером, потому что квартиры больше "бесплатно" не раздают и жизнь дорогая и вообще :)

13

Anna, автор видимо считает, что у поколения 70-80х были стипендии, распределение и квартиры от государства.
Да, в 90е ведь так все и было устроено - выходишь из института с дипломом и тебе сразу дают квартиру, хорошую работу, соцпакет и бочку варенья.

28

Чёрный, я 78-го г.р.
Закончил ВУЗ в 2000-м.
Куда мне подойти за бочкой варенья хотя бы?
Первые три предложения уже не интересуют, все есть. А вот бочки варенья нет и я очень страдаю из-за этого... :)

1

Anna, ну у меня тоже не было бесплатной квартиры, жил у родителей

0

PhD, именно поэтому такой ник, да?

2
Герой

08.08.23, 14:32

Отредактировано

PhD, а тему своего "Опус Магнум" скажете? Дадите после защиты почитать сам опус (хотя бы автореферат из него, конечно же)?

0
0

Я из этого же поколения. В моём окружении есть и юристы, и дизайнеры, и архитекторы, и инженеры, которые добились всего сами и начинали с низких зарплат. Это нормально. Никто никому ничего не обязан. Мне кажется так было и будет всегда: сначала ты работаешь на "зачетку", потом "зачётка" работает на тебя (вместо "зачётки" подставить необходимое: опыт, портфолио, имя и т.д.)

184

Ekaterina, "сначала ты работаешь на репутацию, потом репутация работает на тебя" (Рокфеллер) .

27
0

А поколению 80-х что больше повезло? Мы закончили обучение в нулевые, когда о распределении после учёбы уже давным давно забыли. Даже большинство родившихся в 70-е вышли на рынок труда в 90-е когда многие предприятия закрывались.Успех в трудоустройстве зависит от многих факторов.Связи родителей, личные качества.Многое зависит от места проживания.В небольших городах хорошей работа далеко не на всех хватает.В отличии от крупных.Я когда учился к колледже в 2002 на бухгалтера нам так прям в конце учёбы и сказали что на вряд ли вы работу по специальности найдёте и предложили курсы продавца пройти.

145
0

Выхода нет - это заблуждение. Выход есть всегда, просто возможно, находится он в той стороне, куда вам смотреть не хочется. Не поработав вначале за копейки, не построишь карьеру, не имея ничего за душой. Сделайте уже этот шаг, переступите через свою гордость. Покажите работодателю, что вы готовы в него вкладываться. Тогда только работодатель начнёт вкладываться в вас. А иначе ему неинтересно, как и вам. Но в проигрыше ведь остаётесь вы. Кому больше надо, тот и барахтается. Я была тем странным энтузиастом, который выбрал малоперспективную работу за копейки, пока мои одногруппники шли куда угодно, только не по профессии. Теперь я сама могу перебирать студентами, выбирая наиболее перспективных, с которыми мне хочется работать дальше, помогать им расти и развиваться. Но вас я бы не взяла. Вы уже сдались заранее.

105
0

Я из поколения, которое описывает автор, и добавлю, что была в "наше время" такая не очень хорошая тенденция - "поступи в вуз или умри", желательно на юриста, экономиста...никто не задумывался и не особо спрашивал, а нужно ли конкретному человеку это высшее, а кем он вообще хочет быть в жизни, просто вот поступай в вуз любой ценой, дальше видно будет. Отсюда - очень мало кто работает потом по этому высшему, и то самое явление "юрист, который стал бариста", сейчас молодежь как то более осознанно что ли относится к выбору профессии и образования. А не так как условные мы в 90е, когда высшее получалось по принципу "чтоб было" и чтоб красиво/престижно звучало...

92

Мако, да есть такое. Я школу заканчивал, вообще понятия не имел, кем хочу стать и на кого учиться. Сейчас можно в интернете много информации почерпнуть, а у меня был только справочник ВУЗов с адресами. Родители не особо участвовали. В итоге по профессии ни дня не работал.

49
Герой

28.01.23, 13:19

Отредактировано

M, дело даже не в том, что сейчас есть интернет и больше информации, а раньше не было. А в самом каком-то подходе к получению профессии. В год моего поступления, второй по численности студентов в моем городе был педагогический вуз, то есть каждый второй студент моего поколения (а это огромное количество, в столице Сибири, есличе) учился в педе. Вопрос - зачем? Лишь какой-то ничтожный процент потом хотел идти в школу работать. А просто был такой вот бум, бумище на получение ну хоть какого-то высшего, тогда же помню - расплодились всякие частные вузы-шарашки, которые обеспечивали этот спрос на вышки и дипломы. Какая-то паника была в обществе, мол без диплома ты будешь вообще совсем "никто", и люди (вчерашние школьники) кидались его получать вот вообще без какого-то осознания. Соответственно через 5 лет выходили люди по факту без профессии, не желающие по полученной специальности работать , но с дипломом, да.
Сейчас даже как-то абсурдно вспоминать, как все шли на модных "экономистов и юристов", кому не повезло - ну хотя бы в пед, чтоб корочки были.
И кмк многие-то знали все-таки, кем они хотят быть, но все это подавлялось "а вдруг ты не поступишь сразу же после школы, как тогда жЫть??", и выбирались какие-то варианты, чтоб и "престижненько", и точно чтоб поступить. Не дай бог ты будешь не "юрист", а какой-нибудь там мастер маникюра. Сейчас такого снобизма по отношению к профессиям имхо стало меньше.

44

Мако, есть базовое образование, как раз техническое, экономическое, юридическое, медицинское и сейчас ИТ. На этом базисе дальше самостоятельно наращивается любой профиль, потому что институт даёт кругозор, но не профессию и так было всегда.Диплом на сегодня-справка об обучаемости, что человек способен,правдами и неправдами,достичь поставленную хотя бы на 4 года цель.

27
0

Я из этого поколения и моя сестра. Никто нам на блюдечке готовое рабочее место с хорошей зп не принёс. Приходится много учиться, разбираться в своей профессии, знать, возможно, даже больше, чем нужно на первый взгляд. Брать на себя риски работы на самого себя и тп. О своём поколении могу сказать, что у нас было не модно хорошо учиться. Быть отличником и даже хорошистом - не круто. Списать, как-то выкрутиться, а в свободное время тусить в каких-то мутных компаниях - вот это круто. Институты заканчивались так же.
Поэтому, очень часто диплом сам по себе ещё ничего не значит. В смысле, вообще ничего.
Человек может иметь диплом о ВО, и при этом быть нулём. Ни разу после того, как сдал госэкзамен, больше не поинтересоваться никаким обучением. Зато годами потом трясти своим дипломом и жаловаться на несправедливости.

Сложно точно сказать о следующем поколении, во многом вижу ту же тенденцию. Есть отдельные, отличающиеся личности. Но это скорее исключение.

Да что там говорить, в какую-то студию танца или салон красоты невозможно найти хорошего администратора. Или человека на звонках. Я была этому свидетелем много лет. У человека завал работы, куча не сделанного по плану. Есть перспектива роста по зп. Но при этом, залипает в телефоне полдня. Лишь бы ничего не делать. И денег особо не надо, на шее у родителей посидим. Ноль желания учиться, даже если работодатель тебя готов учить бесплатно. Ноль готовности брать ответственность.

Я не говорю, что такие все. Но очень и очень многие.

71
Герой

28.01.23, 12:54

Отредактировано

Екатерина, я оч сильно извиняюсь, администратор- это то, чему надо учиться, да? Я как раз думала, что это тот род деятельности, про который автор говорит, что мы можем этим заниматься. по крайней мере, я себя отношу к такому типу людей, который, если будет поставлен вопрос "умри или иди работать с людьми" пойдет. Не по желанию, нет. Но пойдет. Это как раз-таки низкоквалифицированный труд, вот я о чем. Я сейчас работаю не с людьми, мы регулярно проходим обучения, но становится ли мой труд от того более квалифицированным? Нет. Квалификация и обучение на конкретном месте работы - это чуточку разные вещи. Обучения - это есть везде. А квалификация нужна высшей касте, да. Элите.

Это про всяких химиков, физиков, врачей, инженеров и прочих.

Администратор и человек на звонках, я очень прошу прощения у всех, кто считает это чем-то невъебенным, но это и рядом не стояло. Да-да-да-да-да-да, это все "оч сложно", "тоже работа", "а вот попробуйте..." и так далее- не надо мне расскзаывать, я работала админом, я знаю, о чем говорю.

24
0

Я ребёнок 80х, в 90х была подростком.
Я родилась в пик рождаемости, нас было 6 классов в параллели, потом огромный конкурс в университете, потом мы конкурировали за место под солнцем.
И, на мой взгляд, хорошее у нас получилось поколение. Люди моего окружения привыкли рассчитывать на себя и брать ответственность за других.
Сестра 90 г.р. ЕГЭ тогда давали всем подряд, т.к. его только вводили. В университетах был недобор.
В общем, можно было устроиться в жизни.

43
0

Полная чушь, основанная на личном опыте, который ничего не доказывает.
Автор коммунист что ли? Хотите халявное жилье? А в очереди за базовыми продуктами не хотите постоять?
21 век дал огромное количество возможностей для самореализации. Хватит себя жалеть. Карьерный рост есть практически в любой компании, если хорошо себя показывать.

43
0

У всех выпускников любого года рождения есть проблема с тем, что работодатели хотят сотрудников с опытом.
Но если говорить о Москве, то работы очень много, поэтому всегда можно найти компанию, которая платит ниже рынка и поэтому готова брать молодёжь без опыта. Можно получить этот самый опыт и затем искать более высокооплачиваемую работу или получить повышение на текущей.

Если не получается - проблема точно не в годе рождения.

39
0

Здравствуй, автор) я экономист 95 года рождения, а точнее доросла до начальника отдела. Да, изначально осталась работать на месте, на котором была на практике в техникуме-госслужба, параллельно закончила вышку. И когда поняла, что госслужба-не моё, и сидеть всю жизнь инспектором, никуда не вырасти и пахать как не в себя за стабильную,но не большую зп(ну такое себе), ушла в фирму, на ещё меньшую зарплату, но по образованию-экономистом. Я понимала, что ничего не могу предложить работодателю после госслужбы и шла просто получить опыт, знания, которые действительно нужны в работе и запись в трудовой книжке. Через год меня повысили до начальника отдела. Если вы думаете, что это тоже легко далось, то нет-первые 3 месяца я работала после работы и в выходные, выла от усталости моральной и физической, огромного количества информации и ответственности. Без высшего образования никто бы не повысил до начальника отдела.
Всё зависит от вас, однажды согласившись на меньшее, в будущем вы можете получить большее)

38
0

Вот это пристыдил автор бариста, курьеров, сборщиков, кассиров и остальные «низшие» профессии!
Работа есть работа.
Но, как тут уже сказали, если вы пишете, что к 30 годам (поколение 90х) вы не можете найти работу, значит у вас слишком завышенная планка и слишком богатые родители, чтобы содержать безработный напыщенный лоб. А, ну да, родители ваши же не в 90е родились, ИМ ЖЕ ЛЕГЧЕ 🤭

37
0

Проблема в том, что картина мира автора очень подходит под описание дел в бедных и депрессивных регионах, да и просто в очень маленьких населённых пунктах без промышленности под боком. А вот в комментарии набежали как раз жители Москвы, Питера, Ёбурга и прочих благополучных мест.
А сложнее всего на самом деле не курьерами и таксистам, а башковитым ребятам, положившим кучу времени и сил на сложное образование (как пример выучиться в Курчатовских школах и далее в профильной вышке), чтобы потом попасть в нии на 40 тыс оклада - вот тут вообще мир вокруг должен рассыпаться.
Ещё хороший и злободневный пример - это вакансии "спасителей" отечественной микроэлектроники, которые так нужны, что ... ну этот стыд любой может найти по запросу "вакансии Ангстрем"

32
0
Герой Т—Ж

+1

27.01.23, 23:18

Так а какая у вас специальность и в каком вы городе? Что-то и правда звучит не слишком правдоподобно, что устроиться нельзя.

30
0

О, это именно то поколение, от которого мы (рожденные в начале 80х), офигевали, что они приходят на собеседования и без опыта работы ждут огромных зарплат СРАЗУ🙈

30
0

Окружение автора- сплошные лузеры. Моя дочь 1992 г/ р. юрист. В настоящее время уже начальник отдела в крупном лизинговом холдинге. Ее одноклассники - журналист ( сегодня редактор в большом интернет - журнале, вторая ДЕВОЧКА - проектировщик ( очень успешная), парень - инженер ( что то строительное - там и работает инженером, есть инженер - эколог ( на предприятии Солерс). Девочка фармацевт - в шоколаде ( торг представитель дружественной индийской формации, объездила весь мир.
Сын - 2000 год ( чуть не входит в диапазон) Сейчас техник - программист ( начало карьеры - работает техником - программистом в небольшой, но успешной конторе), через год получает диплом инженера ( ждет - недождется).

Есть конечно и менее успешные кейсы, люди то разные, но даже самая троешница - закончила мед училище и теперь топовый массажист.

27

Лилия, за халявное жильё надо было отработать много лет на нелюбимом месте, возможно с небольшой зарплатой. Или временно работать на стройке, пока за тобой числится место. Или грязный холодный шумный вредный завод лет на десять, который строит жильё для работающих. Или годами жить в трешке с родителями, семьёй и семьёй сестры, а не как сейчас в трешке с мамой тесно, возьму ипотеку. Ах как мне тяжело, ипотеку плачу. Да, и в очереди стояли не за туалетной бумагой, а за всем, за молоком, овощами, хлебом. Представте магазин из пустых полок. Вот как было. Полки и продавцы. В садик ребёнка приводишь, а тебе говорят, ваша организация за этот месяц не заплатила и ребёнка не принимают., а тебе на работу надо. Куда хочешь, туда его и девай.

24

Сообщество