Некоторых людей при одном слове «самолет» охватывает страх.

Они безумно боятся перелетов и всеми силами пытаются их избегать. А если это не удается — весь полет трясутся в кресле или борются с паническими атаками. Это признаки аэрофобии. Рассказываем о том, что это такое, в новом выпуске путеводителя по психике.

Что такое аэрофобия

Аэрофобия, или авиафобия, — сильный страх перед перелетом на самолете. Он может возникать даже от самой мысли о предстоящем путешествии по воздуху. Нередко аэрофобия приводит к полному отказу от перелетов.

Официально аэрофобия отнесена к специфическим фобиям — сильным страхам перед какой-то определенной ситуацией, явлением, предметом или существом. Они считаются разновидностями тревожного расстройства личности.

Основные проявления аэрофобии можно разделить на три группы по источнику предполагаемой опасности.

Внешние опасности: отказ двигателя, попадание птицы в двигатель, попадание самолета в грозу, неадекватность пилота, который намеренно уничтожит самолет.

Внутренние опасности: опасения по поводу физического или психического состояния организма, который может якобы не выдержать полета.

Социальные опасности: вероятность оказаться в замкнутом пространстве с неадекватными или зараженными опасными болезнями пассажирами; боязнь быть осмеянным, если окружающие заметят чрезмерное волнение из-за предстоящего полета.

Причины аэрофобии

Механизмы, лежащие в основе аэрофобии, сложны и изучены недостаточно хорошо. Но можно выделить несколько возможных причин ее возникновения:

Психические расстройства. Исследования показывают, что почти у 60% пациентов с аэрофобией отмечаются симптомы других расстройств и фобий. В частности, тревожных расстройств, акрофобии — страха высоты, клаустрофобии, социофобии или агорафобии. Это позволяет специалистам предположить, что по крайней мере у этой группы пациентов аэрофобия может быть следствием и одним из симптомов этих состояний, а не отдельным расстройством.

Сильное внутреннее напряжение или конфликт. Если по какой-то сторонней причине во время полета человек будет переживать сильный стресс, например серьезно беспокоиться из-за работы, — у него могут возникнуть неприятные симптомы. Такие, как легкое головокружение, небольшая одышка, ускоренное сердцебиение.

Эти физиологические реакции нормальны для пребывания на большой высоте и не представляют угрозы здоровью. Но на фоне стресса они могут серьезно напугать — и даже вызвать панику. Мозг запомнит этот момент и свяжет неприятные симптомы с пребыванием в самолете. Этого достаточно, чтобы у человека развилась настоящая, не связанная с другими расстройствами, аэрофобия.

Выученное поведение. Если родители человека боялись летать на самолете, этот страх может передаться и ему.

Пугающие происшествия во время полета. Например, тряска при попадании самолета в зону турбулентности может вызвать сильный страх, который станет триггером для развития аэрофобии. Впрочем, такое происходит крайне редко. Ученые объясняют это тем, что для развития любого фобического расстройства у человека должна быть предрасположенность к этому.

Кто подвержен аэрофобии

Аэрофобия чаще всего возникает в возрастной группе 17—34 лет. Это связывают с тем, что в этом возрасте люди обычно находятся в наибольшем психическом напряжении, так как в их жизни происходит много перемен. Они получают образование, находят работу и стараются закрепиться на ней, вступают в брак, обзаводятся детьми.

В самолете из-за дополнительных волнений, вызванных путешествием, это хроническое напряжение может вызвать паническую атаку, которая в свою очередь может перерасти в аэрофобию.

Кроме того, у многих людей с аэрофобией есть личностные характеристики и особенности мышления, которые способствуют ее развитию:

Симптомы аэрофобии

Само по себе беспокойство перед полетом не является симптомом аэрофобии. Статистика показывает, что его испытывает до 40% взрослых людей. И как считают ученые, чаще всего это беспокойство укладывается в рамки нормы.

Аэрофобию можно диагностировать лишь при наличии нескольких из этих симптомов:

  1. Человек делает все возможное, чтобы избежать полета, даже если это может грозить ему негативными последствиями. Может уволиться с хорошей работы, лишь бы не лететь в командировку.
  2. Выбирает только такие места отдыха, куда можно добраться наземным транспортом.
  3. Испытывает огромное облегчение и настоящую радость, если удалось отменить перелет.
  4. Чувствует волнение, когда в его присутствии обсуждают темы, прямо или косвенно касающиеся перелетов.
  5. Избегает просмотра новостей, фильмов, чтения книг, содержание которых связано с авиаперелетами.
  6. Если перелет неизбежен, задолго до него начинает испытывать сильный стресс: плохо ест, не спит, не справляется с работой и повседневными делами, не может отвлечься от пугающих мыслей о путешествии.
  7. Во время полета и в период его ожидания страдает от выраженных панических атак.

Как избавиться от аэрофобии

Самостоятельно преодолеть фобию сложно. Лучше всего обратиться к специалисту, работающему в рамках когнитивно-поведенческой терапии. Это направление имеет больше всего доказательств эффективности при лечении тревожных расстройств и фобий.

Если степень выраженности аэрофобии небольшая и вы пока не испытываете сильных панических атак и не отказываетесь из-за них летать на самолетах, можно попробовать справиться своими силами. Вот что можно сделать.

Узнайте как можно больше фактов об авиаперелетах. И профессиональное, и самостоятельное лечение аэрофобии всегда начинается с изучения принципов работы самолета, того, как проходит полет, что означают различные звуки, возникающие во время него, почему возникает турбулентность.

В частности, каждый человек, испытывающий сильную тревогу перед полетами на самолетах, должен знать следующие факты:

  1. По данным Гарвардского университета, вероятность крушения самолета –– 1 к 1 200 000, а вероятность стать жертвой авиакатастрофы — 1 к 11 000 000. Шансы погибнуть в автокатастрофе –– 1 к 5000.
  2. Самолеты способны долетать до места назначения даже при отказе одного двигателя.
  3. Если в двигатель попадет птица, это никак не повредит самолету. Устойчивость к столкновению с птицами проходит проверку на этапе тестирования реактивных двигателей.
  4. Перед каждым вылетом самолет проходит техническую проверку.
  5. Каждая система самолетов гражданской авиации состоит из четырех подсистем: основной, вспомогательной, резервной и аварийной. При отказе основной системы в работу вступает вспомогательная, а потом, если будет нужно, и другие.
  6. Пилоты обучены безопасно сажать самолеты в условиях нулевой видимости.
  7. При перелете в условиях, способствующих обледенению, самолеты обрабатываются специальной антиобледенительной жидкостью.
  8. Каждый самолет гражданской авиации имеет систему предотвращения столкновений, которая сводит к минимуму риск врезаться в другой самолет.
  9. На борту каждого самолета есть радар, помогающий пилотам обходить зоны со сложными погодными условиями.
  10. Когда молния ударяет в самолет, она проходит сквозь него, не причиняя вреда ни людям, ни технике.
  11. Самолеты обязаны иметь на борту достаточно топлива, чтобы достичь пункта назначения, совершить уход на второй круг, долететь до самой дальней точки альтернативной посадки, провести в воздухе еще 30 минут и приземлиться с 10% лишнего топлива в баках.
  12. Почти каждый аэропорт коммерческих авиалиний оснащен современным рентгеновским сканером и сложным программным обеспечением, которые проверяют весь багаж на наличие взрывчатых веществ.

Проработайте иррациональные мысли, поддерживающие фобию. Этот процесс начинается с их принятия: надо научиться отслеживать такие мысли, но не осуждать себя за них.

Как заменить иррациональные мысли на рациональные

Иррациональные мыслиРациональные мысли
Стюардесса так мрачна, потому что самолет близок к крушениюЯ не знаю, о чем думает этот человек. Чтение мыслей невозможно. Ее удрученное состояние может быть вызвано массой событий в ее личной жизни, о которых я ничего не знаю
Если мы попадем в зону турбулентности, меня укачает. Будет тошнить, я этого не выдержуЯ не знаю, попадем ли мы в зону турбулентности и насколько сильной она будет. Но даже если мне станет нехорошо, в этом нет ничего страшного. Меня много раз укачивало на аттракционах, и я спокойно это переживал

Как заменить иррациональные мысли на рациональные

Иррациональные мыслиРациональные мысли
Стюардесса так мрачна, потому что самолет близок к крушениюЯ не знаю, о чем думает этот человек. Чтение мыслей невозможно. Ее удрученное состояние может быть вызвано массой событий в ее личной жизни, о которых я ничего не знаю
Если мы попадем в зону турбулентности, меня укачает. Будет тошнить, я этого не выдержуЯ не знаю, попадем ли мы в зону турбулентности и насколько сильной она будет. Но даже если мне станет нехорошо, в этом нет ничего страшного. Меня много раз укачивало на аттракционах, и я спокойно это переживал

Освойте техники расслабления. Например, дыхательные практики, медитацию, прогрессивное мышечное расслабление по Джекобсону. Полезно иметь собственный набор из этих техник — тех, которые эффективны именно для вас.

Учиться применять их нужно заранее: в спокойной обстановке. В стрессовой ситуации с первого раза они, скорее всего, не дадут нужный результат.

Тщательно готовьтесь к полету. Для этого старайтесь придерживаться следующих правил:

  1. Приобретайте билеты на места в передней части самолета — там меньше ощущается турбулентность. К тому же такие места находятся ближе к пилоту, что успокаивает тревожных пассажиров.
  2. Расскажите о своих страхах попутчикам и бортпроводникам. Члены экипажей коммерческих рейсов обучены работе с людьми с аэрофобией. Они не будут осуждать и смеяться. А признание уберет необходимость скрывать волнение, и сразу станет легче.
  3. Перед посадкой и в самом самолете контролируйте дыхание: вдыхайте на счет 5 через нос, выдыхайте на счет 7—8 через рот.
  4. В день полета избегайте кофеина и алкоголя. Но если у вас есть успокоительные препараты, которые выписал врач, обязательно примите их в соответствии с его рекомендациями.
  5. Отвлекайтесь от мыслей о триггерах, запускающих тревогу. Не сосредотачивайте внимание на своих внутренних физических и психических ощущениях, не пытайтесь анализировать звуки двигателей и голос пилота. Вместо этого займите себя чем-то приятным: послушайте музыку, посмотрите фильм, почитайте. Или представьте отдых на море.

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Иллюстратор — Вера Поздеева
Светлана Белицкая
Светлана Белицкая
Как вы справляетесь с тревогой перед полетом? Расскажите:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Alex Alex

Я фаталист. Мы все умрем в любом случае, рано или поздно. В случае с самолетом это, хоть и маловероятно, что случится в принципе, но будет быстрая смерть. Есть вещи намного страшнее...

11
Alex

Alex, ну как быстрая, пару минут острых ощущений вполне можно успеть получить!

1
Аделина

Alex, разве это можно сравнить с годами мучений от болей и страданием близких от всего происходящего?

1
0
Малютка-медовар

Я не люблю летать, правда без фобии, потому что:
1) вдруг самолет упадёт и это вне контроля. В автомобиле есть хотя бы иллюзия контроля над ситуацией
2) если он упадёт, то смерть будет относительно долгой и страшной

Это не мешает все равно летать, зато обламывает возможное удовольствие

7
Аделина

Малютка-медовар, быстрой и безболезненно. Потеря сознания наступит быстрее чем удар об землю

2
Малютка-медовар

Аделина, если разгерметизация, то да. А если все в сознании, то это долго может длится, пилоты же всегда стараются спасти самолет, но не всегда это возможно

0
0
Пухоспинка Царственная

Боюсь только на взлете. На высоте отпускает, потому что смиряюсь с тем, что я ничего не контролирую и не могу повлиять на полет. Если становится совсем тревожно - начинаю размеренно дышать и думать о том, чем займусь после приземления - прям пошагово представляю, как получаю багаж, как заказываю такси, мозг отвлекается на бытовое планирование и становится спокойнее

6
0
Elena Valery

Боялась летать с 2008 по 2010 годы, с паническими атаками и отказом от отпусков. В 2010 случилась командировка из Москвы в Днепропетровск, от которой я не могла отказаться - никто, кроме меня, полететь не мог и с поездом по датам не складывалось. Тогда я экстренно купила за 8000 рублей видео курс от Алексея Герваша - 4 часа лекции об аэрофобии - и посмотрела его за один присест в вечер перед вылетом. Утром, сидя в такси по дороге в Шереметьево, услышала по радио, что ранее утром упал самолёт в Сибири. Я подумала - по статистике, это означает, что сегодня больше авиакатастроф не будет, и меня отпустило, по крайней мере на тот полет. Дальше не всегда все было гладко, видео я пересматривала с тех пор ещё три раза и каждый раз помогало на несколько лет. Главное, не пить перед полетом, а то можно опять спровоцировать паническую атаку.

5
Гошп

Паническая атака от алкоголя? У меня после хорошего приёма перед полетом, в небе возникает только дичайший дурняк (от которого 100 раз жалеешь о ранее выпитом алко)

2
Elena Valery

Гошп, я чтобы справиться с подступающей панической атакой, стараюсь расслабиться и дышать. От алкоголя хуже себя контролирую, начинаю себе накручивать страхов ещё больше

1
0
big shot

А я панически боюсь ехать на длинные дистанции на авто :( Вот сейчас стоит вопрос, поехать ли на отдых с родителями, они за рулем. Я не могу решиться, отнекиваюсь. Уже думаю, может, себе взять самолет или поезд. А с другой стороны: будет ли мне легче, если они разобьются, а я нет? Но и мысль о том, чтобы ехать по трассе около 12 ч, меня просто парализует. Я ездила, и я видела, ЧТО может произойти буквально рядом с тобой. Бррр.

3
0
Елизавета Сопруненко

Я всегда жутко боялась летать. Но после 24 февраля перестала. Теперь каждый раз, когда поднимаюсь по трапу, повторяю себе: если самолёт упадёт и я умру, для меня это всё закончится. Страх уходит, и на его место приходит умиротворение. Иногда стрёмно во время турбулентности, но волшебная фраза помогает и здесь.

3
0
Николай Зеленкин

Занимаюсь просмотром ФлайтРадара перед полетом. Медитативно залипаешь на самолеты, кто куда летит на этой планете. И заодно успокаиваешь себя, что десятки тысяч самолетов ежедневно не падают.

2
0
Ирина

Я боюсь до такой степени, что ноги подкашиваются при мысли о самолёте, насмотрелась про случаи авиакатастроф таких нелепых, как пилот посадил своего ребёнка за штурвал или как пилоты не могли понять, что делать, один жал тормоз, другой газ. Летала пару раз, где в один из них попала в зону турбулентности, было такое ощущение, что как будто бы самолёт кто-то взял как коробку пустую и потряс так нормально, в это время взади меня пассажирка призывала госпада Бога, а мой молодой человек сгруппировался, мне ничего не оставалось делать как заплакать.Теперь не могу собраться никуда в отпуск, только русский юг, остальное мне не по силам (моральным).

1
0
Дмитрий

У меня есть знакомый, после аварийной посадки - стал аэрофобом .
Перестал летать в принципе.

1
0
Александр Лобанин

Не летаю потому не боюсь 😄

0
Максим Шатилов

Александр, не = что

3
0
Гусь лапчатый
Герой реалити

Никак, самолет и поезд - места, где от тебя ничего не зависит.
Господи, хорошо-то так.
Жалко, что меня укачивает на взлете, пропускаю всю красоту, когда самолет поднимается и летит над городом.

0
0
Аделина

Перестала бояться когда начала принимать антидепрессанты. Да и смерть в авиакатастрофе намного быстрее и проще, чем дожить до неизлечимой болезни промучиться от болей и замучить собой близких. Опять же, похороны дорогие, а тут рыбы поели все довольны.

0
0
Alla Emily

Начала бояться летать после трагедии с самолетом в Шереметьево, когда люди сгорели не в воздухе, а уже на земле. Обхожу стороной Аэрофлот и никогда не сяду в Сухой Суперджет. Второй виток аэрофобии - после начала санкций, когда понимаешь, что тупо не хватит детальки или обновления, а в РФ доверять руководству Росавиации и перевозчиков невозможно.
При этом относительно спокойно летаю иностранными авиалиниями, потому что больше доверяю...

0
0
Александр

ну мне не летать больше но фобия проявляется иногда аж до паники как быть

0

Сообщество