Не сяду в самолет ни за какие деньги: что такое аэрофобия
Путеводитель по психике. Выпуск № 52
Некоторых людей при одном слове «самолет» охватывает страх.
Они безумно боятся перелетов и всеми силами пытаются их избегать. А если это не удается — весь полет трясутся в кресле или борются с паническими атаками. Это признаки аэрофобии. Рассказываем о том, что это такое, в новом выпуске путеводителя по психике.
В предыдущем выпуске: что такое эмоциональный интеллект.
Что такое аэрофобия
Аэрофобия, или авиафобия, — сильный страх перед перелетом на самолете. Он может возникать даже от самой мысли о предстоящем путешествии по воздуху. Нередко аэрофобия приводит к полному отказу от перелетов.
Официально аэрофобия отнесена к специфическим фобиям — сильным страхам перед какой-то определенной ситуацией, явлением, предметом или существом. Они считаются разновидностями тревожного расстройства личности.
Основные проявления аэрофобии можно разделить на три группы по источнику предполагаемой опасности.
Внешние опасности: отказ двигателя, попадание птицы в двигатель, попадание самолета в грозу, неадекватность пилота, который намеренно уничтожит самолет.
Внутренние опасности: опасения по поводу физического или психического состояния организма, который может якобы не выдержать полета.
Социальные опасности: вероятность оказаться в замкнутом пространстве с неадекватными или зараженными опасными болезнями пассажирами; боязнь быть осмеянным, если окружающие заметят чрезмерное волнение из-за предстоящего полета.
Причины аэрофобии
Механизмы, лежащие в основе аэрофобии, сложны и изучены недостаточно хорошо. Но можно выделить несколько возможных причин ее возникновения:
Психические расстройства. Исследования показывают, что почти у 60% пациентов с аэрофобией отмечаются симптомы других расстройств и фобий. В частности, тревожных расстройств, акрофобии — страха высоты, клаустрофобии, социофобии или агорафобии. Это позволяет специалистам предположить, что по крайней мере у этой группы пациентов аэрофобия может быть следствием и одним из симптомов этих состояний, а не отдельным расстройством.
Сильное внутреннее напряжение или конфликт. Если по какой-то сторонней причине во время полета человек будет переживать сильный стресс, например серьезно беспокоиться из-за работы, — у него могут возникнуть неприятные симптомы. Такие, как легкое головокружение, небольшая одышка, ускоренное сердцебиение.
Эти физиологические реакции нормальны для пребывания на большой высоте и не представляют угрозы здоровью. Но на фоне стресса они могут серьезно напугать — и даже вызвать панику. Мозг запомнит этот момент и свяжет неприятные симптомы с пребыванием в самолете. Этого достаточно, чтобы у человека развилась настоящая, не связанная с другими расстройствами, аэрофобия.
Выученное поведение. Если родители человека боялись летать на самолете, этот страх может передаться и ему.
Пугающие происшествия во время полета. Например, тряска при попадании самолета в зону турбулентности может вызвать сильный страх, который станет триггером для развития аэрофобии. Впрочем, такое происходит крайне редко. Ученые объясняют это тем, что для развития любого фобического расстройства у человека должна быть предрасположенность к этому.
Кто подвержен аэрофобии
Аэрофобия чаще всего возникает в возрастной группе 17—34 лет. Это связывают с тем, что в этом возрасте люди обычно находятся в наибольшем психическом напряжении, так как в их жизни происходит много перемен. Они получают образование, находят работу и стараются закрепиться на ней, вступают в брак, обзаводятся детьми.
В самолете из-за дополнительных волнений, вызванных путешествием, это хроническое напряжение может вызвать паническую атаку, которая в свою очередь может перерасти в аэрофобию.
Кроме того, у многих людей с аэрофобией есть личностные характеристики и особенности мышления, которые способствуют ее развитию:
- повышенная тревожность;
- страх потери контроля над собой или над ситуацией;
- склонность к эвристике рассуждений, из-за которой человек может считать, что само ощущение тревоги доказывает, что ему действительно грозит опасность;
- выборочная память, из-за которой человек лучше запоминает все, что связано с его страхами и опасениями.
Симптомы аэрофобии
Само по себе беспокойство перед полетом не является симптомом аэрофобии. Статистика показывает, что его испытывает до 40% взрослых людей. И как считают ученые, чаще всего это беспокойство укладывается в рамки нормы.
Аэрофобию можно диагностировать лишь при наличии нескольких из этих симптомов:
- Человек делает все возможное, чтобы избежать полета, даже если это может грозить ему негативными последствиями. Может уволиться с хорошей работы, лишь бы не лететь в командировку.
- Выбирает только такие места отдыха, куда можно добраться наземным транспортом.
- Испытывает огромное облегчение и настоящую радость, если удалось отменить перелет.
- Чувствует волнение, когда в его присутствии обсуждают темы, прямо или косвенно касающиеся перелетов.
- Избегает просмотра новостей, фильмов, чтения книг, содержание которых связано с авиаперелетами.
- Если перелет неизбежен, задолго до него начинает испытывать сильный стресс: плохо ест, не спит, не справляется с работой и повседневными делами, не может отвлечься от пугающих мыслей о путешествии.
- Во время полета и в период его ожидания страдает от выраженных панических атак.
Как избавиться от аэрофобии
Самостоятельно преодолеть фобию сложно. Лучше всего обратиться к специалисту, работающему в рамках когнитивно-поведенческой терапии. Это направление имеет больше всего доказательств эффективности при лечении тревожных расстройств и фобий.
Если степень выраженности аэрофобии небольшая и вы пока не испытываете сильных панических атак и не отказываетесь из-за них летать на самолетах, можно попробовать справиться своими силами. Вот что можно сделать.
Узнайте как можно больше фактов об авиаперелетах. И профессиональное, и самостоятельное лечение аэрофобии всегда начинается с изучения принципов работы самолета, того, как проходит полет, что означают различные звуки, возникающие во время него, почему возникает турбулентность.
В частности, каждый человек, испытывающий сильную тревогу перед полетами на самолетах, должен знать следующие факты:
- По данным Гарвардского университета, вероятность крушения самолета –– 1 к 1 200 000, а вероятность стать жертвой авиакатастрофы — 1 к 11 000 000. Шансы погибнуть в автокатастрофе –– 1 к 5000.
- Самолеты способны долетать до места назначения даже при отказе одного двигателя.
- Если в двигатель попадет птица, это никак не повредит самолету. Устойчивость к столкновению с птицами проходит проверку на этапе тестирования реактивных двигателей.
- Перед каждым вылетом самолет проходит техническую проверку.
- Каждая система самолетов гражданской авиации состоит из четырех подсистем: основной, вспомогательной, резервной и аварийной. При отказе основной системы в работу вступает вспомогательная, а потом, если будет нужно, и другие.
- Пилоты обучены безопасно сажать самолеты в условиях нулевой видимости.
- При перелете в условиях, способствующих обледенению, самолеты обрабатываются специальной антиобледенительной жидкостью.
- Каждый самолет гражданской авиации имеет систему предотвращения столкновений, которая сводит к минимуму риск врезаться в другой самолет.
- На борту каждого самолета есть радар, помогающий пилотам обходить зоны со сложными погодными условиями.
- Когда молния ударяет в самолет, она проходит сквозь него, не причиняя вреда ни людям, ни технике.
- Самолеты обязаны иметь на борту достаточно топлива, чтобы достичь пункта назначения, совершить уход на второй круг, долететь до самой дальней точки альтернативной посадки, провести в воздухе еще 30 минут и приземлиться с 10% лишнего топлива в баках.
- Почти каждый аэропорт коммерческих авиалиний оснащен современным рентгеновским сканером и сложным программным обеспечением, которые проверяют весь багаж на наличие взрывчатых веществ.
Проработайте иррациональные мысли, поддерживающие фобию. Этот процесс начинается с их принятия: надо научиться отслеживать такие мысли, но не осуждать себя за них.
Как заменить иррациональные мысли на рациональные
Иррациональные мысли | Рациональные мысли |
---|---|
Стюардесса так мрачна, потому что самолет близок к крушению | Я не знаю, о чем думает этот человек. Чтение мыслей невозможно. Ее удрученное состояние может быть вызвано массой событий в ее личной жизни, о которых я ничего не знаю |
Если мы попадем в зону турбулентности, меня укачает. Будет тошнить, я этого не выдержу | Я не знаю, попадем ли мы в зону турбулентности и насколько сильной она будет. Но даже если мне станет нехорошо, в этом нет ничего страшного. Меня много раз укачивало на аттракционах, и я спокойно это переживал |
Как заменить иррациональные мысли на рациональные
Иррациональные мысли | Рациональные мысли |
Стюардесса так мрачна, потому что самолет близок к крушению | Я не знаю, о чем думает этот человек. Чтение мыслей невозможно. Ее удрученное состояние может быть вызвано массой событий в ее личной жизни, о которых я ничего не знаю |
Если мы попадем в зону турбулентности, меня укачает. Будет тошнить, я этого не выдержу | Я не знаю, попадем ли мы в зону турбулентности и насколько сильной она будет. Но даже если мне станет нехорошо, в этом нет ничего страшного. Меня много раз укачивало на аттракционах, и я спокойно это переживал |
Освойте техники расслабления. Например, дыхательные практики, медитацию, прогрессивное мышечное расслабление по Джекобсону. Полезно иметь собственный набор из этих техник — тех, которые эффективны именно для вас.
Учиться применять их нужно заранее: в спокойной обстановке. В стрессовой ситуации с первого раза они, скорее всего, не дадут нужный результат.
Тщательно готовьтесь к полету. Для этого старайтесь придерживаться следующих правил:
- Приобретайте билеты на места в передней части самолета — там меньше ощущается турбулентность. К тому же такие места находятся ближе к пилоту, что успокаивает тревожных пассажиров.
- Расскажите о своих страхах попутчикам и бортпроводникам. Члены экипажей коммерческих рейсов обучены работе с людьми с аэрофобией. Они не будут осуждать и смеяться. А признание уберет необходимость скрывать волнение, и сразу станет легче.
- Перед посадкой и в самом самолете контролируйте дыхание: вдыхайте на счет 5 через нос, выдыхайте на счет 7—8 через рот.
- В день полета избегайте кофеина и алкоголя. Но если у вас есть успокоительные препараты, которые выписал врач, обязательно примите их в соответствии с его рекомендациями.
- Отвлекайтесь от мыслей о триггерах, запускающих тревогу. Не сосредотачивайте внимание на своих внутренних физических и психических ощущениях, не пытайтесь анализировать звуки двигателей и голос пилота. Вместо этого займите себя чем-то приятным: послушайте музыку, посмотрите фильм, почитайте. Или представьте отдых на море.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine
Я фаталист. Мы все умрем в любом случае, рано или поздно. В случае с самолетом это, хоть и маловероятно, что случится в принципе, но будет быстрая смерть. Есть вещи намного страшнее...
Alex, ну как быстрая, пару минут острых ощущений вполне можно успеть получить!
Alex, разве это можно сравнить с годами мучений от болей и страданием близких от всего происходящего?
Я не люблю летать, правда без фобии, потому что:
1) вдруг самолет упадёт и это вне контроля. В автомобиле есть хотя бы иллюзия контроля над ситуацией
2) если он упадёт, то смерть будет относительно долгой и страшной
Это не мешает все равно летать, зато обламывает возможное удовольствие
Малютка-медовар, быстрой и безболезненно. Потеря сознания наступит быстрее чем удар об землю
Аделина, если разгерметизация, то да. А если все в сознании, то это долго может длится, пилоты же всегда стараются спасти самолет, но не всегда это возможно
Боюсь только на взлете. На высоте отпускает, потому что смиряюсь с тем, что я ничего не контролирую и не могу повлиять на полет. Если становится совсем тревожно - начинаю размеренно дышать и думать о том, чем займусь после приземления - прям пошагово представляю, как получаю багаж, как заказываю такси, мозг отвлекается на бытовое планирование и становится спокойнее
Боялась летать с 2008 по 2010 годы, с паническими атаками и отказом от отпусков. В 2010 случилась командировка из Москвы в Днепропетровск, от которой я не могла отказаться - никто, кроме меня, полететь не мог и с поездом по датам не складывалось. Тогда я экстренно купила за 8000 рублей видео курс от Алексея Герваша - 4 часа лекции об аэрофобии - и посмотрела его за один присест в вечер перед вылетом. Утром, сидя в такси по дороге в Шереметьево, услышала по радио, что ранее утром упал самолёт в Сибири. Я подумала - по статистике, это означает, что сегодня больше авиакатастроф не будет, и меня отпустило, по крайней мере на тот полет. Дальше не всегда все было гладко, видео я пересматривала с тех пор ещё три раза и каждый раз помогало на несколько лет. Главное, не пить перед полетом, а то можно опять спровоцировать паническую атаку.
Паническая атака от алкоголя? У меня после хорошего приёма перед полетом, в небе возникает только дичайший дурняк (от которого 100 раз жалеешь о ранее выпитом алко)
Гошп, я чтобы справиться с подступающей панической атакой, стараюсь расслабиться и дышать. От алкоголя хуже себя контролирую, начинаю себе накручивать страхов ещё больше
А я панически боюсь ехать на длинные дистанции на авто :( Вот сейчас стоит вопрос, поехать ли на отдых с родителями, они за рулем. Я не могу решиться, отнекиваюсь. Уже думаю, может, себе взять самолет или поезд. А с другой стороны: будет ли мне легче, если они разобьются, а я нет? Но и мысль о том, чтобы ехать по трассе около 12 ч, меня просто парализует. Я ездила, и я видела, ЧТО может произойти буквально рядом с тобой. Бррр.
Я всегда жутко боялась летать. Но после 24 февраля перестала. Теперь каждый раз, когда поднимаюсь по трапу, повторяю себе: если самолёт упадёт и я умру, для меня это всё закончится. Страх уходит, и на его место приходит умиротворение. Иногда стрёмно во время турбулентности, но волшебная фраза помогает и здесь.
Занимаюсь просмотром ФлайтРадара перед полетом. Медитативно залипаешь на самолеты, кто куда летит на этой планете. И заодно успокаиваешь себя, что десятки тысяч самолетов ежедневно не падают.
Я боюсь до такой степени, что ноги подкашиваются при мысли о самолёте, насмотрелась про случаи авиакатастроф таких нелепых, как пилот посадил своего ребёнка за штурвал или как пилоты не могли понять, что делать, один жал тормоз, другой газ. Летала пару раз, где в один из них попала в зону турбулентности, было такое ощущение, что как будто бы самолёт кто-то взял как коробку пустую и потряс так нормально, в это время взади меня пассажирка призывала госпада Бога, а мой молодой человек сгруппировался, мне ничего не оставалось делать как заплакать.Теперь не могу собраться никуда в отпуск, только русский юг, остальное мне не по силам (моральным).
У меня есть знакомый, после аварийной посадки - стал аэрофобом .
Перестал летать в принципе.
Не летаю потому не боюсь 😄
Александр, не = что
Никак, самолет и поезд - места, где от тебя ничего не зависит.
Господи, хорошо-то так.
Жалко, что меня укачивает на взлете, пропускаю всю красоту, когда самолет поднимается и летит над городом.
Перестала бояться когда начала принимать антидепрессанты. Да и смерть в авиакатастрофе намного быстрее и проще, чем дожить до неизлечимой болезни промучиться от болей и замучить собой близких. Опять же, похороны дорогие, а тут рыбы поели все довольны.
Начала бояться летать после трагедии с самолетом в Шереметьево, когда люди сгорели не в воздухе, а уже на земле. Обхожу стороной Аэрофлот и никогда не сяду в Сухой Суперджет. Второй виток аэрофобии - после начала санкций, когда понимаешь, что тупо не хватит детальки или обновления, а в РФ доверять руководству Росавиации и перевозчиков невозможно.
При этом относительно спокойно летаю иностранными авиалиниями, потому что больше доверяю...
ну мне не летать больше но фобия проявляется иногда аж до паники как быть