Что такое аэрофобия

Путеводитель по психике. Выпуск № 52

27
Аватар автора

Светлана Белицкая

любит летать

Страница автора

Некоторых людей при одном слове «самолет» охватывает страх.

Они безумно боятся перелетов и всеми силами пытаются их избегать. А если это не удается — весь полет трясутся в кресле или борются с паническими атаками. Это признаки аэрофобии. Рассказываем о том, что это такое, в новом выпуске путеводителя по психике.

Что такое аэрофобия

Аэрофобия, или авиафобия, — сильный страх перед перелетом на самолете. Он может возникать даже от самой мысли о предстоящем путешествии по воздуху. Нередко аэрофобия приводит к полному отказу от перелетов.

Официально аэрофобия отнесена к специфическим фобиям — сильным страхам перед какой-то определенной ситуацией, явлением, предметом или существом. Они считаются разновидностями тревожного расстройства личности.

Основные проявления аэрофобии можно разделить на три группы по источнику предполагаемой опасности.

Внешние опасности: отказ двигателя, попадание птицы в двигатель, попадание самолета в грозу, неадекватность пилота, который намеренно уничтожит самолет.

Внутренние опасности: опасения по поводу физического или психического состояния организма, который может якобы не выдержать полета.

Социальные опасности: вероятность оказаться в замкнутом пространстве с неадекватными или зараженными опасными болезнями пассажирами; боязнь быть осмеянным, если окружающие заметят чрезмерное волнение из-за предстоящего полета.

Причины аэрофобии

Механизмы, лежащие в основе аэрофобии, сложны и изучены недостаточно хорошо. Но можно выделить несколько возможных причин ее возникновения:

Психические расстройства. Исследования показывают, что почти у 60% пациентов с аэрофобией отмечаются симптомы других расстройств и фобий. В частности, тревожных расстройств, акрофобии — страха высоты, клаустрофобии, социофобии или агорафобии. Это позволяет специалистам предположить, что по крайней мере у этой группы пациентов аэрофобия может быть следствием и одним из симптомов этих состояний, а не отдельным расстройством.

Сильное внутреннее напряжение или конфликт. Если по какой-то сторонней причине во время полета человек будет переживать сильный стресс, например серьезно беспокоиться из-за работы, — у него могут возникнуть неприятные симптомы. Такие, как легкое головокружение, небольшая одышка, ускоренное сердцебиение.

Эти физиологические реакции нормальны для пребывания на большой высоте и не представляют угрозы здоровью. Но на фоне стресса они могут серьезно напугать — и даже вызвать панику. Мозг запомнит этот момент и свяжет неприятные симптомы с пребыванием в самолете. Этого достаточно, чтобы у человека развилась настоящая, не связанная с другими расстройствами, аэрофобия.

Выученное поведение. Если родители человека боялись летать на самолете, этот страх может передаться и ему.

Пугающие происшествия во время полета. Например, тряска при попадании самолета в зону турбулентности может вызвать сильный страх, который станет триггером для развития аэрофобии. Впрочем, такое происходит крайне редко. Ученые объясняют это тем, что для развития любого фобического расстройства у человека должна быть предрасположенность к этому.

Кто подвержен аэрофобии

Аэрофобия чаще всего возникает в возрастной группе 17—34 лет. Это связывают с тем, что в этом возрасте люди обычно находятся в наибольшем психическом напряжении, так как в их жизни происходит много перемен. Они получают образование, находят работу и стараются закрепиться на ней, вступают в брак, обзаводятся детьми.

В самолете из-за дополнительных волнений, вызванных путешествием, это хроническое напряжение может вызвать паническую атаку, которая в свою очередь может перерасти в аэрофобию.

Кроме того, у многих людей с аэрофобией есть личностные характеристики и особенности мышления, которые способствуют ее развитию:

Симптомы аэрофобии

Само по себе беспокойство перед полетом не является симптомом аэрофобии. Статистика показывает, что его испытывает до 40% взрослых людей. И как считают ученые, чаще всего это беспокойство укладывается в рамки нормы.

Аэрофобию можно диагностировать лишь при наличии нескольких из этих симптомов:

  1. Человек делает все возможное, чтобы избежать полета, даже если это может грозить ему негативными последствиями. Может уволиться с хорошей работы, лишь бы не лететь в командировку.
  2. Выбирает только такие места отдыха, куда можно добраться наземным транспортом.
  3. Испытывает огромное облегчение и настоящую радость, если удалось отменить перелет.
  4. Чувствует волнение, когда в его присутствии обсуждают темы, прямо или косвенно касающиеся перелетов.
  5. Избегает просмотра новостей, фильмов, чтения книг, содержание которых связано с авиаперелетами.
  6. Если перелет неизбежен, задолго до него начинает испытывать сильный стресс: плохо ест, не спит, не справляется с работой и повседневными делами, не может отвлечься от пугающих мыслей о путешествии.
  7. Во время полета и в период его ожидания страдает от выраженных панических атак.

Как избавиться от аэрофобии

Самостоятельно преодолеть фобию сложно. Лучше всего обратиться к специалисту, работающему в рамках когнитивно-поведенческой терапии. Это направление имеет больше всего доказательств эффективности при лечении тревожных расстройств и фобий.

Если степень выраженности аэрофобии небольшая и вы пока не испытываете сильных панических атак и не отказываетесь из-за них летать на самолетах, можно попробовать справиться своими силами. Вот что можно сделать.

Узнайте как можно больше фактов об авиаперелетах. И профессиональное, и самостоятельное лечение аэрофобии всегда начинается с изучения принципов работы самолета, того, как проходит полет, что означают различные звуки, возникающие во время него, почему возникает турбулентность.

В частности, каждый человек, испытывающий сильную тревогу перед полетами на самолетах, должен знать следующие факты:

  1. По данным Гарвардского университета, вероятность крушения самолета –– 1 к 1 200 000, а вероятность стать жертвой авиакатастрофы — 1 к 11 000 000. Шансы погибнуть в автокатастрофе –– 1 к 5000.
  2. Самолеты способны долетать до места назначения даже при отказе одного двигателя.
  3. Если в двигатель попадет птица, это никак не повредит самолету. Устойчивость к столкновению с птицами проходит проверку на этапе тестирования реактивных двигателей.
  4. Перед каждым вылетом самолет проходит техническую проверку.
  5. Каждая система самолетов гражданской авиации состоит из четырех подсистем: основной, вспомогательной, резервной и аварийной. При отказе основной системы в работу вступает вспомогательная, а потом, если будет нужно, и другие.
  6. Пилоты обучены безопасно сажать самолеты в условиях нулевой видимости.
  7. При перелете в условиях, способствующих обледенению, самолеты обрабатываются специальной антиобледенительной жидкостью.
  8. Каждый самолет гражданской авиации имеет систему предотвращения столкновений, которая сводит к минимуму риск врезаться в другой самолет.
  9. На борту каждого самолета есть радар, помогающий пилотам обходить зоны со сложными погодными условиями.
  10. Когда молния ударяет в самолет, она проходит сквозь него, не причиняя вреда ни людям, ни технике.
  11. Самолеты обязаны иметь на борту достаточно топлива, чтобы достичь пункта назначения, совершить уход на второй круг, долететь до самой дальней точки альтернативной посадки, провести в воздухе еще 30 минут и приземлиться с 10% лишнего топлива в баках.
  12. Почти каждый аэропорт коммерческих авиалиний оснащен современным рентгеновским сканером и сложным программным обеспечением, которые проверяют весь багаж на наличие взрывчатых веществ.

Проработайте иррациональные мысли, поддерживающие фобию. Этот процесс начинается с их принятия: надо научиться отслеживать такие мысли, но не осуждать себя за них.

Как заменить иррациональные мысли на рациональные

Иррациональные мыслиРациональные мысли
Стюардесса так мрачна, потому что самолет близок к крушениюЯ не знаю, о чем думает этот человек. Чтение мыслей невозможно. Ее удрученное состояние может быть вызвано массой событий в ее личной жизни, о которых я ничего не знаю
Если мы попадем в зону турбулентности, меня укачает. Будет тошнить, я этого не выдержуЯ не знаю, попадем ли мы в зону турбулентности и насколько сильной она будет. Но даже если мне станет нехорошо, в этом нет ничего страшного. Меня много раз укачивало на аттракционах, и я спокойно это переживал

Как заменить иррациональные мысли на рациональные

Иррациональные мыслиРациональные мысли
Стюардесса так мрачна, потому что самолет близок к крушениюЯ не знаю, о чем думает этот человек. Чтение мыслей невозможно. Ее удрученное состояние может быть вызвано массой событий в ее личной жизни, о которых я ничего не знаю
Если мы попадем в зону турбулентности, меня укачает. Будет тошнить, я этого не выдержуЯ не знаю, попадем ли мы в зону турбулентности и насколько сильной она будет. Но даже если мне станет нехорошо, в этом нет ничего страшного. Меня много раз укачивало на аттракционах, и я спокойно это переживал

Освойте техники расслабления. Например, дыхательные практики, медитацию, прогрессивное мышечное расслабление по Джекобсону. Полезно иметь собственный набор из этих техник — тех, которые эффективны именно для вас.

Учиться применять их нужно заранее: в спокойной обстановке. В стрессовой ситуации с первого раза они, скорее всего, не дадут нужный результат.

Тщательно готовьтесь к полету. Для этого старайтесь придерживаться следующих правил:

  1. Приобретайте билеты на места в передней части самолета — там меньше ощущается турбулентность. К тому же такие места находятся ближе к пилоту, что успокаивает тревожных пассажиров.
  2. Расскажите о своих страхах попутчикам и бортпроводникам. Члены экипажей коммерческих рейсов обучены работе с людьми с аэрофобией. Они не будут осуждать и смеяться. А признание уберет необходимость скрывать волнение, и сразу станет легче.
  3. Перед посадкой и в самом самолете контролируйте дыхание: вдыхайте на счет 5 через нос, выдыхайте на счет 7—8 через рот.
  4. В день полета избегайте кофеина и алкоголя. Но если у вас есть успокоительные препараты, которые выписал врач, обязательно примите их в соответствии с его рекомендациями.
  5. Отвлекайтесь от мыслей о триггерах, запускающих тревогу. Не сосредотачивайте внимание на своих внутренних физических и психических ощущениях, не пытайтесь анализировать звуки двигателей и голос пилота. Вместо этого займите себя чем-то приятным: послушайте музыку, посмотрите фильм, почитайте. Или представьте отдых на море.

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Как вы справляетесь с тревогой перед полетом? Расскажите:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество