Пациенты хамят врачам, а врачи — пациентам. Как с этим бороться?

31
Аватар автора

Вера

спросила в Сообществе

В больнице со мной произошел неприятный случай. Одна из пациенток требовала к себе повышенного внимания, оскорбляла медиков, пыталась попасть на прием к врачу, ссылаясь на какие-то льготы и заслуги. Другие пациенты ей не возражали: вроде как их это не касается.

Но когда я попала на прием, то врач уже тоже была на нервах. Нагрубила, разговаривала на повышенных тонах, осмотр провела, на мой взгляд, поверхностно.

Что делать в такой ситуации? Чего можно требовать от врача и хамящего пациента? И как на это смотрит закон?

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

борется с хамством

Страница автора

Ситуация объективно сложная: одно правонарушение влечет за собой другое. Пациент нахамил врачу, а тот, в свою очередь, — следующему пациенту. Цепочка может продолжаться и дальше, но ее можно прервать в самом начале. Иногда для этого достаточно просто указать человеку на то, что он нарушает общественный порядок.

Бывает, что на грубияна, оскорбляющего окружающих, слова не действуют. В этом случае его можно привлечь к административной ответственности. А если сорвался врач, ответственность будет дисциплинарной. Врача в этом случае накажут по трудовому кодексу, например выговором или увольнением. Сам врач тоже может защититься от грубияна.

Дам алгоритм действий для всех — и для пациентов, и для врачей.

Если хамит пациент

Конфликты в поликлиниках случаются каждый день. Сценарий типичный: человек требует от окружающих повышенного внимания, оскорбляет медиков. Все это, как правило, ради того, чтобы получить какую-то медицинскую услугу без очереди или побыстрее. Этому может быть объяснение: в государственных медицинских учреждениях порядка иногда не хватает. Вот и восстанавливают его пациенты с помощью криков и скандала.

Казалось бы, это проблемы медицинских работников. Их же оскорбляют — пусть сами себя и защищают. Но в реальности на любые пререкания с проблемным пациентом, возражения ему и попытки успокоить уходит время, которое можно было посвятить другим пациентам. Рабочий день закончится, и медики пойдут домой. В проигрыше останутся пациенты.

Человека, который нарушает общественный порядок, можно привлечь к ответственности. Если он неприлично выражается и унижает конкретных людей, например врачей или других пациентов, отвечать придется за оскорбление. Санкция — штраф от 3000 до 5000 ₽. Наказание зависит от того, привлекался ли он ранее к ответственности за подобные правонарушения.

Бывает, что нецензурные слова адресованы не конкретному человеку, а всем в целом. Любое лечебное учреждение — это общественное место, а значит, в этом случае придется отвечать за мелкое хулиганство. Санкция за него — штраф от 500 до 1000 ₽ или до 15 суток ареста.

В таких ситуациях люди предпочитают не вызывать полицию. Пока сотрудники прибудут на место происшествия, пройдет много времени, нарушитель успеет уйти, и установить его личность не получится. Обычно так и бывает. Но в лечебном учреждении пациент-скандалист почти всегда приходит к конкретному специалисту. Ему и карточку в регистратуре получить нужно, и врачу ее показать, чтобы тот мог сделать назначение. А заодно медики фиксируют, кто именно обратился и в какое время, в своей документации.

Хотите наказать пациента, нарушающего общественный порядок, — зафиксируйте этот факт. Замечательно, если будет видеозапись с телефона. Если нет, хватит и свидетельских показаний тех, кто присутствовал при инциденте. Это могут быть посетители, другие пациенты или медицинский персонал. Полицию можно вызвать даже после того, как нарушитель порядка покинет лечебное учреждение. Главное — написать заявление, приложить к нему видеозапись или указать данные свидетелей.

А можно обойтись и без полиции. И врачам, и пациентам, которых оскорбили в больнице, я рекомендую следующий алгоритм действий:

  1. Записать оскорбления на видео. Если не получилось, то собрать данные свидетелей.
  2. Вернувшись домой, обратиться в прокуратуру через интернет-приемную.
  3. В заявлении указать место, где все произошло, время, как именно вас оскорбляли и кто может это подтвердить. А если есть видео- или аудиозаписи, прикрепить их к заявлению. Еще обязательно надо написать свои полные данные — фамилию, имя, отчество, — адрес и телефон для связи.

Именно прокурор возбуждает дела об административных правонарушениях по статье 5.61 КоАП РФ. Прокуратура сама направит материалы в мировой суд — он и будет решать, как наказать нарушителя.

Способ, когда нарушителя не задерживают на месте, а наказывают уже позже на основании видеозаписи, может показаться нерабочим, но он вполне законен. Вот один из примеров его удачного использования.

Автор Т⁠—⁠Ж добился привлечения к ответственности соседа, который, напившись, шумел в подъезде. В качестве доказательства использовалась запись с видеокамеры в подъезде. В результате дебошира оштрафовали на 500 ₽. Штраф небольшой, но и добиться его было нетрудно. Если же за хамство в конкретной поликлинике начнут штрафовать регулярно, желающих требовать к себе повышенного внимания, возможно, станет меньше. Выиграют от этого и обычные пациенты, и медики.

Примеры, когда мировой суд штрафует пациентов, оскорбляющих врачей, встречаются нечасто, но они есть. Так, в 2014 году в Новосибирске мужчина оскорбил работника регистратуры в поликлинике — и в результате суд оштрафовал его на 2000 ₽.

Гнева со стороны правонарушителя можно не бояться. Большинство скандалистов в поликлиниках — обычные люди, которых штраф приводит в чувство. А для тех, кто из мести готов, например, порезать колесо на машине врача, предусмотрена уже уголовная ответственность. То, что человек ранее привлекался к административной ответственности за оскорбление и испортил имущество, суд тоже учтет.

Если оскорбляет врач

Бывает и так, что медик прямо оскорбляет пациента и делает это в нецензурной форме. В этом случае его тоже можно привлечь к административной ответственности по статье 5.61 КоАП РФ. Алгоритм действий такой же, как и с пациентами: видео- или аудиозапись, свидетели, обращение в прокуратуру или полицию. И отвечать в этом случае медику придется точно так же, как рядовому пациенту, — заплатить штраф.

Но для медика административная ответственность не исключает дисциплинарной. На грубого доктора, медсестру или санитарку можно пожаловаться главврачу. Он, как руководитель медучреждения, может наказывать подчиненных дисциплинарно, например выговором. Если главврач не реагирует, жалуйтесь в Росздравнадзор или Минздрав, а можно и сразу в оба ведомства. О том, как направлять жалобы, мы рассказывали в статье «Как правильно подать жалобу в любое ведомство».

В результате медицинскому работнику сделают выговор, если это произошло в первый раз, или даже уволят, если нарушения со стороны врача происходят систематически. В каждом случае вопрос решается индивидуально, так что после жалобы ожидать немедленных репрессий не стоит. Но о том, наказан виновный или нет, вы узнаете в любом случае: на каждое обращение чиновники обязаны давать письменный ответ в течение 30 дней.

Можно ли получить компенсацию от обидчика

Получатель штрафа — это всегда государство. Но человек, которому напрямую были адресованы оскорбления, имеет право дополнительно потребовать от обидчика компенсации морального ущерба.

Для этого, после того как виновника инцидента оштрафуют, потерпевший может снова обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда от оскорбления. Сам факт оскорбления при этом будет считаться уже доказанным, раз суд принял решение об административном штрафе.

О том, как женщина взыскала 24 000 ₽ с человека, который ее оскорбил, мы рассказывали в статье «Сколько можно взыскать за оскорбление. Случай из Верховного суда».

Если в поликлинике просто бардак

Такую ситуацию тоже можно попробовать исправить. За организацию работы в любом медицинском учреждении отвечает его руководство. На него тоже можно воздействовать, например с помощью жалоб в Минздрав. В этом случае к жалобе желательно прикрепить доказательства: видеозаписи или фотографии. Форма подачи обращения позволяет это делать.

Если факты подтвердятся, к дисциплинарной ответственности привлекут руководство поликлиники. Обычно для главврача выговор — хороший стимул, чтобы лучше контролировать подчиненных.

Что в итоге

В любой организации одно нарушение ведет к другому. Оскорбил пациент — оскорбит и врач. Лучше прервать эту цепочку в самом начале, призвав участников конфликта вести себя цивилизованно.

За оскорбление и для врачей, и для пациентов предусмотрена административная ответственность. Вдобавок врачу за грубость могут сделать выговор или даже уволить, если он систематически ввязывается в скандалы.

Если никто никого не оскорбляет, но в лечебном учреждении бардак, можно жаловаться в Минздрав на руководство поликлиники.

  • chitatelк великому сожалению, ничего хорошего про эту тему не сказать. реально надо уповать на Бога и возможности платить большие и очень большие деньги за своё здоровье. ищите причины не во врачах. а в тех, кто ими командует. а командуют ими обычно люди которым хахахаахахха на 100% всё равно что там у вас и какие там у вас проблемы.5
  • chitatelв Москве скорее всего не так, а в в провинции в госполиклиниках хаха - отрицательный отбор персонала. Там обычно никому не нужные специалисты, от врачей до санитарок. Все специалисты, которые хоть кому-то нужны, которые знают профессию и умеют себя вести со сложными пациентами и сложными личностями - в частных клиниках. А в госполиклиниках - творится содом. Мегазарплаты руководства, зарплата на кусок хлеба и стакан воды для работничков. Круговорот хамства, низких зарплат, несчастных нищих пациентов, ад взаимных упрёков.28
  • Наталья КуулерПро бардак в медучреждения. У меня несколько нет назад случилось большое горе. Умер новорождённый ребёнок. Умер он в больнице. Через некоторое время начались звонки с детской поликлиники почему не привожу ребёнка на прививки. Я обратилась с жалобой в местный минздрав. Через две недели мне пришел ответ с извинениями и сообщением что виновные были дисциплинарно наказаны. Звонки действительно прекратились.9
  • Artem Zhanpeysovchitatel, согласен с вами. Сам врач, поэтому могу подтвердить существование отстроенной (не случайно самоорганизовавшейся) системы отрицательного отбора (на Москву и остальные овермиллиники примеряем с поправочным коэффициентом).4
  • НеОнпопробовать сменить поликлинику на платную. может, поможет5
  • Pavla TolokoninaНаталья, трагическая ситуация и бездушный совершенно бардак. Сочувствую и надеюсь, что время лечит.5
  • Pavla TolokoninaIlya, хуже всего - государственные клиники за деньги. платишь как за настоящую, а хамят как по омс)12
  • ДмитрийДа это культура у нас такая. Хамство повсюду же. А по телеку добавляют дров: обвиняют рвачей во всех грехах и рассказывают, как власть старается и выделяет триллиарды на льготы, бесплатные лекарства и т. д. Считаю, что хамящих посетителей медучреждений надо выкидывать за шкирку с лестницы. Выпроваживать.7
  • Юрий СапаДорогие друзья. Отношение к медицинским работникам и медицине в целом, на просторах постсовка уникальное. Даже в самых извините "зачуханых" странах, врач на голову превосходит среднего гражданина по оплате труда и уровню жизни. И отношение пациентов пролетарски пренебрежительное унаследовано от СССР. Да еще отбор абитуриентов в медвузы долгие годы происходил по анкете (желательно чтоб был в пилотке со звездой и от сохи) и деньгам. Итог: имеем то , что имеем. Не обижайтесь, но такова "красная таблетка".2
  • Miroslav SvobodinЭтой зимой мне на приеме нахамила мой участковый врач. Написал на её жалобу, да такую, что она ко мне домой потом приходила, чтобы уладить этот вопрос. В итоге главврач нашей районной больницы влепила ей выговор, а через полгода он же снялась с ней на фото для статьи в местной районке, которая восхваляла эту врачиху как типа нашего "великого" специалиста, хотя очень многие ей недовольны. И как с таким покрывательством бороться, скажите, пожалуйста. Тёте уже за 60, но дорогу молодым она не даёт и считает, что может через губу говорить с пациентами. Наследие совка, итиеху мать!1
  • Ivan LevashovЯ почётный донор РФ, у меня одна из льгот - проход к врачу без очереди, по крайней мере в поликлиниках Москвы. Но пока даже не думал ей пользоваться, такой льготой, боюсь бабушки в очереди не поймут и не пропустят.1
  • Михаил ИвановIvan, как это право реализовывается с учетом предварительной записи к конкретному времени? У одного пациента талон на 12 часов, а другой - почетный донор.0
  • chitatelArtem, спасибо)0
  • Наталия ЗинковскаяА мне пациент на приеме хамил и требовал эротической игры во время осмотра со своим сценарием в руках , а от согласия на осмотр в письменном виде отказался- ушёл, не получив того что в перечень услуг медработника не входит ,хлопнув дверью!!! Обозвав всю медицину такими словами и всех медиков!!!!! Я только развела руками!!!и улыбнулась!!! ))))0
  • Наталия ЗинковскаяНаталья, их обвинять не в чем!! Это сбой передачи данных!! Педиатры звонили в колокола о вашем ребёнке, потому что переживали за его Здоровье! Поэтому и приглашали на прививку , поверьте в таком горе нет звонящих просто так!!! Это была видимо просто техническая ошибка! Соболезную вашему горю! Я иногда тоже разыскиваю своих потеряшек- больных, и иногда слышу вот такое и поверьте - мне как ножом по сердцу !! Это очень тяжело терять людей и малышей тоже!!! Простите их!! И пусть меня Тоже наказывают!!!8
  • АбырвалгНачало проблемы не во враче или недовольном пациенте, а в "организаторах здравоохранения", которые не смогли организовать "получение медуслуги" без долгого ожидания (для "получателя медуслуги") и нормальную нагрузку для врача. При длинных очередях в поликлиниках страсти ожидающих накаляются, и врача оскорбляют по нескольку раз за смену. За то, что медленно работает (а работает быстрее положенного), за то,что кого-то принял без очереди (а тот сам залез!), за то, что не принимает без очереди (а с чего?), за то, что в регистратуре карточку потеряли... .... Вас когда-нибудь охаивали в трамвае? "Чего раскорячился - пройти невозможно!" И вы, невинный, после этого с повышенным давлением от незаслуженного оскорбления - сколько времени успокаивались? А вы когда-нибудь работали за двоих-троих? После дневной смены оставались в ночь, а после ночи ещё раз в день? Потом два дня снова за двоих-троих ...и опять день-ночь-день... А у многих врачей всю жизнь так. Жалуйтесь на врачей, жалуйтесь. За то, что врач не сдержался в ответ на ваше хамство или беспочвенное требование. За то, что администрация не организовала ваше "обслуживание". За то, что вы своими жалобами разогнали половину врачей... В Саратове с начала года уволилось более 200 врачей. В Екатеринбурге (кажется) из больницы уволилось 80 врачей... Массовый исход начался. Не знаете, по какой причине?1
  • Ivan LevashovКек, видимо эта льгота была введена до того, как почти везде появилась предварительная запись.1
  • Алина ПьяноваИ что вас мир не берет? Все просто как дважды два! В хамстве виноват тот, кто хамит! И какая разница кто это сделал? К чему оправдания ? Воспитывать нужно хама и всё! Ведь хамит тот, кто просто не воспитан, а значит таких нужно воспитывать. Поликлиники это сфера соц.обслуживания, а в ней всегда будут сложности, поэтому необходимо хамам дать понять, что этот номер у него в данном учреждении не пойдёт. Необходимо везде на стендах на столах врачей проставить предупреждение оь отаетственносьи за правовые нарушения. Это очень отрезвляет. Врач итак знает свою ответственность, а если забывает так ему напомнит администрация. Но зачастую врачей унижают незаслуженно! Очень унизили врачей сегодня к сожалению. Из-за этого врачи бегут в платные клиники или вовсе уходят из профессии. 6 потратить на обучение, а то и больше, чтобы из-за беззащитности уйти и потерять столько времени жизни. Кто за это тответит? Только население страны. Чем? - Тратой времени в очередях и некачественным медицинским обслуживанием. Из-за потока пациентов вас осмотрят вскользь для отписки, потому что за дверью большая очередь. Так что все возвращается на круги своя. Хам платит дважды!1
  • Акулина ЛисичкинаВСЕГДА в любой государственной поликлинике и больнице персонал ведёт себя высокомерно и тщеславно по отношению к простым пациентам, потому что с годами (не осознавая и не желая того) происходит профессиональное выгорание! Медперсонал просто привыкает, что перед ними каждый день "кланяются", заглядывают им в глазки, по сто раз говорят спасибо, суют денюжку в кармашек, бегают за ними выпрашивая укол или таблетку и соответственно начинают борзеть от заведущего отделением до санитарки! Личный многолетний опыт даёт мне право именно на такие выводы! И пусть мне кто угодно говорит, что это не так и не все такие, да конечно, есть исключения - прекрасные врачи, отличные хирурги, добрейшие санитарки и профессиональные медсестры, но их единицы, к сожалению! НИКОГДА не забываю в какой стране я живу, это НАШ совковский менталитет и нужны десятилетия чтобы это исчезло из жизни пациентов, но это всего лишь мысли на грани фантастики! Конечно высокомерные и зажравшиеся персонажи есть с обеих сторон, да только надо всегда разделять и понимать, что медперсонал находится на работе и получает за это зарплату, а пациент пришёл за помощью, вынужденно, улавливаете разницу?3
  • Varya ZavПроблема не только в организации здравоохранения, проблема и в пациентах, которые не знают порядка обращения. Возможно стоит этому учить ещё в школе, или вводить штрафы за ложное обращение? до смешного доходит. Например, пациенты, которые хотят получить амбулаторную помощь идут в стационар, отвлекая медсестер и врачей от работы с тяжёлыми пациентами, требуют к себе зачастую повышенного внимания. Часто это ради больничного и нежелания сидеть в очередях в поликлинике. Если врач занят действительно серьезным случаем, начинают хамить, угрожать жалобами... Не объяснишь твердолобым, что помимо них есть люди, которые действительно нуждаются в экстренной помощи. Это только один пример неуважительного отношения к медикам. Вот так идёшь работать в больницу, нравится тебе профессия, но перегораешь моментально... Из-за недостатка кадров график ужасный, требования большие, а зарплата смех, ещё и незащищенны никак.0
  • МихаилА если врач ссылается на перс данные,что снимать согласия не давал1
  • FreddyCrowЖивем в посёлке, в нашей районной больнице последние время творится бардак. Лично мне нахамили в регистратуре, когда я абсолютно спокойно общался, можно сказать что меня послали. Моего друга отправляли в одни и те же кабинеты, где никто не знал что делать или просто не хотел и он просто туда сюда ходил пока невыдержал и не ушел. А вот недавно произошел случай похлеще, моя мама пришла к стаматологу чтобы вылечить кариес, а карточки не нашли, после ещё поискали и оказалось что еë вычеркнули из компьютера, а карточку выкинули... А ведь она рожала моего брата здесь и в этой больнице уже как 12 лет зарегистрирована. В больнице бардак, а доказательств то нет.0
  • Tatyana Tatyanachitatel, в Москве твориться тоже самое, хамство дичайшее, за исключением.. отсутствие оказания качественной медпомощи, невыполнение своих непосредственных обязанностей медиками, незаконные заявления о 12 мин приёма, отсутствие фиксации жалоб со слов пациента, сбора анамнеза, внесение недостоверных фактов состояния здоровья пациента и тд и тп. Медики считают, что они, на рабочем месте ,никому ничего не должны! При этом крайне низкий уровень грамотности граничащий с нежеланием работать, ненавистью к пациентам. А также пациенты, асоциальные, неадекватные, с отсутствием воспитания, поведения в социуме, понимания условного времени приёма, врывающиеся в кабинеты врачей с заявлением "Долго ещё???!! ", сидя под кабинетом жалуются, что ужЕ задержка на 10 или 20мин, я к слову говоря высиживала от 2 до 5час в очередях, ни разу не позволила себе возмутиться или ворваться в кабинет, понимая, что каждому пациенту, врач обязан уделить столько времени, сколько нужно каждому конкретному пациенту. В общем, деградировали и те и другие, государственной медицины нет! Только громкие слова. Кстати говоря и те и другие ,это одни и те же деградировавшие люди. . И я, со своим многолетним опытом посещения учреждений, чётко это знаю, встречалась, встречаюсь как с медиками от которых априори избавляться, гнать вон нужно из профессии, согласна на 100% представителем страховой и сотрудником ВСП, так и с пациентами -неадекватами, которых нужно наказывать, направлять принудительно к психотерапевтам .0
  • Tatyana TatyanaМихаил, Почитайте про это на официальном сайте ВСП, как суд на это отреагировал, а также законодательство. Медучреждение-это общедоступное место, это вас не имеет право снимать врач, так как сам фак посещения вами медучреждения-это врачебная тайна. А вот вы, для защиты чести, достоинства, всего что связано с вашим здоровьем можете фиксировать. Достаете телефон, если конечно врач нарушает ваши права, НПА, хамит, заявляет вам, что у вас 12 мин на приём, не хочет проводить осмотр, мне фиксирует ваших жалоб и тд.. Достаете телефон, и заявляете врачу, что уважаемый врач, теперь приём будет записываться на камеру, будет сопротивляться вызывайте наряд, подавайте в суд, суд будет на вашей стороне. А также в соответствии с приказом МЗ РФ вы имеете право попросить врача, показать медкарту, как он оформил ваши жалобы, осмотр, анамнез, сделать снимки с ПК, карты. И писать жалобы не в сетях, а официально на имя гл. врача, МЗ, Росздравнадзор, следственные органы, не смотря на то, что здесь пишут в основном только врачи, какие плохие пациенты. Звоните, при возникновении вопросов ваших прав и незаконных действий медиков в страховую (пишите), а также на офицальный сайт Всероссийского Союза Пациентов (ВСП). Вас проинформирую, что вам делать.0
  • Tatyana TatyanaMiroslav, жалобы в письменном виде в Минздрав, Росздравнадзор. Всё должно быть прописано. Соблюдение деонтологии и норм общения с пациентом, прописанные Минздравом никто не отменял.0
  • Tatyana TatyanaНаталия, психически нездоровых хватает во всех сферах!0
  • Tatyana TatyanaVarya, что за чушь.. Может это не ваша профессия?? Я думаю мести дворы спокойней и отвлекать никто не будет, только и там такие как вы найдут причину ненавидеть людей,клиентов, пациентов, называя это выгоранием... Я всегда говорю, если бы я так работала со своими клиентами и ненавидела их, говорила, что я от них устала, я бы ходила голодной.0
  • Tatyana TatyanaVarya, люди всё разные, но они идут к вам, шли ко мне за помощью... Вы видимо не способны её оказывать..0
  • Зоя МурзинаРаботаю медсестрой в клинике. У меня в кабинете проводятся несколько разных процедур. ЭКГ, холтер , СМАД, тредмил-тесты. И прием в порядке живой очереди. Кто пришел, я спрашиваю на какую вы процедуру и провожу её. И начинается срач в очереди. Я одна, а пациентов за день больше 100 шт. И каждый пытается мне нахамить, что я медленно все делают и вообще они устали ждать ( пациенты лежат в больнице)0