Прочитала в соцсетях, что налоговая присылает ИП письма, в которых требует пояснений по взносам. Сама я такого письма не получала, но теперь боюсь.

Кому могут прислать такое письмо и что нужно на него ответить? Говорят, там налоговая требует объяснить, почему налог уменьшен на взносы. Разве они сами этого не видят из декларации и своих данных? Я уже читала советы про это, но ничего не поняла. Я и так знаю, сколько взносов заплатила, у меня все сходится.

Мне правда нужно указывать в письме статьи налогового кодекса? Почему я должна что-то объяснять налоговикам и учить их проверять декларации?

Елена

Елена, если у вас со взносами и декларацией все в порядке и вы знаете, как правильно считать налоги, вам нечего бояться. Скорее всего, такого письма вы не получите. Но некоторым предпринимателям налоговая действительно присылает такие запросы, как и тысячи других по разным поводам.

За годы бухгалтерского стажа я получила и разобралась в сотнях писем от налоговой. Их не нужно бояться. Лучше получить письмо с запросом на пояснения, чем сразу требование по поводу недоимки, вызов на допрос или решение о выездной проверке.

Почему приходят письма из налоговой

В налоговой работают живые люди. Каждую вашу декларацию проверяет человек. Много процессов автоматизировано, но не все. Если у инспектора что-то не сходится, он должен разобраться. Сначала он использует для этого свои каналы. Например, запрашивает выписку из вашего банка, чтобы проверить доход. Вы об этом даже не узнаете.

Но по некоторым вопросам пояснения может дать только сам налогоплательщик. Представьте, что инспектор проверяет вашу декларацию и видит там доход 1 млн рублей за год. А в выписке из банка проходит сумма больше — 1,2 млн рублей. Инспектор запросит пояснения и узнает, что 200 тысяч вы получили, а потом вернули — это не доход. Клиент перечислил их вам по ошибке, или сделка не состоялась. Вы напишете все это в ответном письме, покажете документы, и претензий не будет.

Со страховыми взносами таких вопросов возникает много. Дело в том, что с 1 января 2017 года их администрирование передали налоговой. Раньше предприниматели платили взносы напрямую в фонды, там накопились какие-то остатки, невыясненные платежи, у кого-то была недоимка, пеня или штраф. Несколько раз менялись КБК, но не все предприниматели успевали за ними следить.

Потом пенсионный фонд просто взял и все эти невыясненные платежи, остатки и недоимки передал налоговой. Причем сделать это удалось не сразу. Хотя закон заработал с 1 января 2017 года, остатки налоговая получила позже. Из-за этого у кого-то возникла путаница.

В выписке по расчетам с бюджетом за 2017 год у предпринимателей может быть сразу три раздела по пенсионным взносам. При этом администратор взносов изменился, но многие ИП после 1 января продолжали платить в пенсионный фонд и даже по старым КБК. Кажется, что сумма сама как-то попадет куда нужно. Часто так и бывает, но не всегда. С этим всем надо как-то разбираться.

Письма из налоговой — это и есть шанс разобраться.

Почему письма по взносам стали приходить именно сейчас

Все просто: предприниматели начали сдавать декларации за 2017 год. И хотя срок до 30 апреля, многие уже сдали. Я, например, тоже.

Инспекторы начинают сверять данные в декларациях и выписках по расчетным счетам с суммами в лицевом счете. На камеральную проверку вашей декларации у инспектора есть три месяца. За это время надо не только найти нестыковки, но и выяснить, откуда они взялись. И может быть, получить от налогоплательщика уточненную декларацию.

Часто бывает так, что именно налоговый инспектор находит ошибку и объясняет, как ее исправить. Иногда без писем, а по телефону. Потом даже дает время на уточненную декларацию и подсказывает, сколько доплатить, чтобы не было штрафа. В это сложно проверить, но я лично не раз сталкивалась с таким по работе.

Если вам пришло письмо, не игнорируйте его. Постарайтесь разобраться, что не так и как это исправить или уточнить.

Как разобраться со взносами

Не паникуйте. Нет никакого смысла писать в соцсетях и жаловаться на несправедливость налоговой. Письмо пришло конкретно вам, значит, и разбираться вам. Никто из соцсетей вам в этом не поможет. Если только на ваш клич не отзовется грамотный бухгалтер и вы будете готовы ему заплатить.

Не игнорируйте письмо. Если вам его прислали, значит, придется отреагировать. Можете промолчать и ничего не делать, но тогда не удивляйтесь, если следующим окажется требование об уплате недоимки. Тогда разобраться будет сложнее.

Вот что вам нужно сделать по шагам:

  1. Закажите выписку по операциям с бюджетом за 2017 год. Там будут все платежи, которые вы делали в налоговую. Они будут разделены по КБК и датам. Выписка выглядит не очень понятно, но в ней можно разобраться.
  2. Выписку удобнее всего заказывать через систему для отправки отчетности: она придет на следующий день. Но можно свериться с налоговой через личный кабинет ИП (это не то же, что личный кабинет физлица, хотя вход по одному логину). Если вы не очень дружны с этими системами, заказать сверку можно лично в налоговой.
  3. Возьмите выписку со своего расчетного счета за 2017 год. Если платили по квитанциям или с карты, найдите подтверждения.
  4. Проверьте платежи по взносам. То, что вы перечислили с расчетного счета, и суммы в выписке налоговой. Смотрите не только на цифры, но и на КБК.
  5. Если вы платите не год в год, а позже или с запасом, проверьте, какой остаток с 2016 года пенсионный фонд передал налоговой и все ли платежи за январь и февраль 2017 года учтены в выписке. Это был переходный период, и именно там может быть неточность. Для остатков в выписке налоговой есть свой раздел.
  6. Проверьте свою декларацию за 2017 год. Иногда предприниматели допускают ошибки случайно. Вы можете знать суммы взносов за год и правильно указать КБК, но не разобраться в нюансах. Даже если такое обнаружится, не страшно. Просто подайте уточненную декларацию, и в лицевом счете все автоматически исправится. Потом закажете новую выписку, чтобы в этом убедиться.
  7. Позвоните исполнителю. Его телефон указан в конце письма. Иногда одного звонка достаточно, чтобы разобраться. Инспектор всегда знает, что именно у него не сходится, когда и куда вы платили деньги и что не так заполнили. О нестыковках ему подсказывает система.

Какие ошибки допускают предприниматели из-за взносов

Учитывают начисленные, а не уплаченные взносы. За 2017 год вы должны заплатить на пенсионное страхование 27 990 рублей. Но налог с доходов можно уменьшить только на ту сумму, которую реально перечислили в налоговую.

Иногда ИП автоматически указывают в декларации 27 990 рублей за год, хотя взносы за декабрь платят в январе. Даже если в платежном поручении в январе написать, что это взносы за декабрь, учесть их в декларации за прошлый год нельзя. Зато можно учесть взносы, которые вы заплатили за 2016 год, но перечислили в 2017. И конечно, нужно учесть еще взносы на медицинское страхование — по такому же принципу.

Начисляют 1% с суммы превышения доходов и уменьшают на него налог без уплаты. Эти взносы за 2017 год можно платить до 2 июля 2018 года. Но налог с доходов на эту сумму можно уменьшить только после уплаты. Заплатили в 2018 году — в 2018 году и учитываете. В декларации за 2017 год эту сумму указать нельзя, и уменьшить на нее налог с доходов тоже нельзя.

Но многие предприниматели так делают. Налоговый инспектор смотрит на эти суммы и не понимает, откуда они взялись. В лицевом счете ведь их нет. А предприниматель возмущается: он же их начислил и даже, может быть, заплатил 10 января 2018 года. Вроде бы и бюджету ничего не должен, а в декларации ошибка.

Не учитывают в декларации суммы взносов за прошлый год. Например, в 2017 году вы заплатили часть взносов за 2016 год — тот же 1%. А в декларации за 2017 год не учли эту сумму. Но в лицевом счете она отражена, и инспектор не понимает, что с ней делать. Если честно, такое бывает нечасто. Если вы укажете меньше, у вас вряд ли попросят разъяснения. А вот если укажете больше и уменьшите налог раньше времени — тогда точно попросят.

Включают в сумму уплаченных взносов штрафы и пени. На них налог уменьшать нельзя. Даже если по банку у вас проходят платежи в налоговую, но это не взнос, его нельзя учесть в декларации. Поэтому так важно проверять КБК.

Кстати, при уплате пени можно указать КБК налога, а в назначении платежа — пеню. Если это на самом деле пеня и есть номер требования, налоговая может посчитать ее как пеню, а вы — как налог. Вот и получится расхождение.

Неправильно разносят взносы по кварталам. В декларации взносы нужно указывать поквартально. В каждой строке надо указать не начисленную, а уплаченную сумму. Если во втором квартале вы заплатили за первый квартал, то эту сумму нужно учесть в строке 141, а не 140.

Строки в декларации, где нужно указать суммы уплаченных взносов по кварталам нарастающим итогом

Не учитывают нарастающий итог. Все суммы доходов, налогов и взносов указываются в декларации нарастающим итогом. Не за второй квартал, а за полугодие, не за четвертый квартал, а за весь год. Это может не повлиять на общую сумму налога, но повлияет на пени и точность декларации.

Предпринимателям кажется, что это все неважно и инспектор как-нибудь разберется: налоги-то уплачены. Сам что-то сложит, сверится с банком и все поймет. Он-то разберется, но не факт, что это будет в вашу пользу. Уж лучше получить письмо.

Это не все ошибки, но все они возникают даже у предпринимателей, которые точно уверены, что знают, как начислять и платить взносы. Свои нюансы есть при расчете взносов на ЕНВД и при наличии сотрудников. Еще вы можете пользоваться льготой и платить взносы по пониженным тарифам, а у инспектора нет подтверждения, или какое-то из условий нарушено.

Со взносами все и правда сложно, поэтому я советую не заниматься этим самим, а нанять бухгалтера. Или поручить бухучет банку. Обычно для предпринимателей на УСН банки это делают бесплатно или недорого. Так вы точно не ошибетесь. А если придет письмо, будет проще разобраться.

Как именно отвечать на письмо из налоговой

Отвечать можно в произвольной форме: по почте, письмом на бумаге или через систему отправки отчетности. Нет никаких бланков и стандартных формулировок. Главное — написать все понятно и приложить копии документов. Нет смысла цитировать статьи налогового кодекса и даже ссылаться на них. Поверьте, инспектор знает их наизусть, а если вы начнете «качать права», ему будет просто неприятно. По закону его плохое настроение не должно на вас никак отразиться, но все же люди.

Укажите в письме, что конкретно вы учли по каждой строке для взносов в своей декларации: откуда взялись эти суммы, когда они были перечислены. Скорее всего, пока будете составлять это письмо, сами найдете ошибку.

Всегда читайте, что конкретно от вас просит инспектор. Не используйте стандартных формулировок из интернета. Вы можете думать, что к вам вопрос по взносам, потому что в соцсетях так пишут, а на самом деле у вас клиент в платежке указал НДС или это вообще встречная проверка по вашему контрагенту.

Если вы нашли ошибки, обязательно подайте уточненную декларацию. Это сильно повлияет на санкции, если они будут.

А можно вообще не отвечать на такие письма?

Это зависит от формулировки. Если это требование, на него придется ответить в течение пяти дней. Если найдете ошибки, подайте уточненную декларацию — иначе штраф.

Иногда инспектор может вообще ничего не присылать, а позвонить. Тогда вы имеете право не взять трубку или не выслушать. Но я не советую вам так делать. Задача инспектора — как можно скорее закончить проверку вашей декларации, во всем разобраться и перейти к следующей. Чем быстрее вы это сделаете вместе, тем лучше.

Если у вас есть вопрос о налогах, бизнесе или законах, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.