Почему в России не стоит полагаться на коммерческую тайну?

14

Я придумал одно интересное устройство и хочу его запатентовать. Но слышал, что патенты публикуют в открытых базах, — получается, кто угодно сможет взять мои чертежи и сделать то же самое. Говорят, что даже «Кока-Кола» не патентует рецепт, чтобы его не украли из баз. Вместо этого они вроде как используют режим секретности в своей компании.

Подскажите, пожалуйста, что лучше: патент или коммерческая тайна? Пока что мне кажется, что подготовить соглашение о конфиденциальности с большими штрафами проще и надежнее, чем получить патент.

Владислав

Положениям о конфиденциальности в договоре обычно доверяют больше, чем стоило бы. Кажется, что достаточно написать: «Штраф за разглашение — миллион рублей», — и все, ты защищен. На деле это не так.

Аватар автора

Алексей Башук

юрист по интеллектуальной собственности

Страница автора

Сами по себе пункты о конфиденциальности в договорах практически бесполезны: почти ни у кого не получается реально взыскать все эти миллионные штрафы за разглашение. В лучшем случае коммерческая тайна помогает защититься разве что от недобросовестных работников, и то не всегда. Расскажу по порядку.

Коммерческая тайна защищается, только когда в компании оформлены все документы

Чтобы в компании работал режим коммерческой тайны, мало просто написать об этом в договоре с контрагентом или сотрудником. В компании должно быть принято положение о коммерческой тайне, каждый работник должен подписать соглашение о конфиденциальности, все секретные документы должны быть помечены грифом «Коммерческая тайна», должен вестись учет доступа к ним, а сами документы должны лежать в сейфах или находиться под защитой логина-пароля.

Если какого-то документа не будет или он будет составлен неправильно, то взыскать компенсацию с нарушителя через суд не получится. Суд откажет в иске со ссылкой на то, что истец «не создал необходимые условия для соблюдения режима коммерческой тайны».

Понятное дело, что никакой коммерческой тайны у частного лица быть не может: если у вас нет права заниматься коммерцией, то не может быть и коммерческой тайны. Поэтому, если вы самостоятельный изобретатель, прежде чем внедрять коммерческую тайну, придется сначала открыть компанию или стать ИП.

Но, даже если все документы в порядке, это не гарантирует победу в суде.

Найти и доказать нарушение коммерческой тайны почти невозможно

Допустим, я изобрел автоматическую палку-копалку. Своего производства у меня нет, поэтому я еду в московский офис производителя электроники и рассказываю — после того как мы подписываем соглашение о конфиденциальности — о своем изделии, чтобы узнать, сколько будет стоить выпуск первой партии. Мы не сходимся в условиях, а спустя месяц мои палки-копалки начинает выпускать завод под Саратовом.

Завод в Саратове и московский офис — разные юридические лица, взаимосвязи между ними никакой нет. Я понимаю, что меня обманули, но доказать это не могу. Довод «никому, кроме москвичей, я об этом не рассказывал» не аргумент для суда.

Судебная практика показывает, что коммерческая тайна поможет разве что при конфликтах внутри компании. В конце 2017 года фонд «Атом» опубликовал комплексный обзор судебной практики по делам с коммерческой тайной. Победой истца завершились топорные дела против нерадивых работников: то отправили секретный файл по почте конкурентам, то скинули на флешку клиентскую базу и унесли. Ни о какой компенсации для компании речи не шло, в лучшем случае суды признавали увольнение законным и компанию не заставляли платить бывшему работнику компенсацию за незаконное увольнение.

Взыскать миллион долларов за разглашение секретов фирмы — это сценарий для американского сериала про юристов, но не история из обычного российского суда.

Зачем нужна коммерческая тайна

Может показаться, что коммерческая тайна абсолютно бесполезна, но это не совсем так. Как минимум режим коммерческой тайны дисциплинирует работников. Когда человек подпишет десяток документов, он станет более внимательно относиться к секретам компании. Юристы называют такие документы пугалками: главное, что выглядит внушительно и заставит одуматься большинство потенциальных нарушителей. Сработает в суде или нет — дело десятое.

Документы о коммерческой тайне не гарантируют стопроцентную защиту, но дают хотя бы шанс доказать в суде свою правоту. Например, в одном из дел один предприниматель передал другому предпринимателю диск с бизнес-планом производства раковин и описанием технологии. Покупатель технологии нарушил соглашение о конфиденциальности: он отправил файлы с диска по электронной почте какому-то третьему лицу. Я не знаю, как создатель технологии обнаружил это нарушение, но он смог доказать его в суде, и с нарушителя взыскали миллион рублей. Решение о взыскании прошло три судебных инстанции и устояло.

В общем, я не хочу сказать, что коммерческая тайна не работает, — она работает, просто не так, как показывают в фильмах про юристов.

Если можно — лучше запатентовать

Если секретная идея связана с техникой, стоит подать патентную заявку. Когда вы подадите заявку, Роспатент выдаст уведомление о поступлении — приоритетную справку. Эта справка фиксирует дату создания изобретения и его автора. После этого можно спокойно ездить по заводам, выставкам и конференциям, рассказывать всем о своей идее. Соглашения о конфиденциальности можно не заключать: в Роспатенте и так уже все будут знать, что настоящий изобретатель вы.

Подавайте патентную заявку до того, как будете рассказывать кому-то об изобретении. Если кто-нибудь подаст заявку раньше вас, то поезд точно уйдет. Не поможет ни коммерческая тайна, ни Роспатент.

Если запатентовать нельзя, используйте коммерческую тайну

Запатентовать можно только то, что связано с техникой: устройства, способы, составы и другие объекты, которые имеют материальное воплощение. Если хочется защитить что-то нематериальное, например рецепт пиццы или маркетинговый план, то здесь можно защититься только коммерческой тайной, другого выхода просто нет.

Я тоже слышал такую историю: «Кока-кола» не патентует свой рецепт, чтобы никто не смог его подсмотреть в патентных библиотеках, поэтому они защищают себя коммерческой тайной. На деле причина скорее в другом: никакой рецепт напитка нельзя запатентовать. В нем нет технической составляющей, он просто не может быть объектом патентования. Поэтому для «Кока-Колы» коммерческая тайна — это единственный способ защитить свой рецепт. Если бы они могли получить патент на рецепт, они давно бы его получили.

Коммерческая тайна — это полезный инструмент для решения конфликтов внутри компании. На взыскание компенсации в суде лучше особо не надеяться. Если что-то можно запатентовать — патентуйте.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • Наталья КрысинаВладислав! Если Вы придумали интересное УСТРОЙСТВО и планируете выход с ним на рынок, то купившим его не составит труда разобрать его до винтика и начать выпускать. И где же будет Ваша коммерческая тайна (КТ)? В режиме КТ может иметь смысл охранять либо состав вещества, либо технологию изготовления чего-то. При тех условиях, которые совершенно правильно описал в своей статье Алексей, еще есть хотя бы какая-то возможность сохранить секрет производства. В Вашем случае все-таки нужно патентовать.5
  • Алексей БашукНаталья, спасибо за комментарий, абсолютно с Вами согласен. Причем даже состав вещества или способ, если можно запатентовать, то думаю, лучше все-таки запатентовать. Ведь КТ никак не защищает от риска того, что на другом конце страны кто-нибудь создаст такое же вещество и выпустит его на рынок. Но если речь идет о непатентоспособном составе вещества, условно, о составе печенья, то тут, конечно, кроме КТ выходов больше особо и нет.0
  • Наталья КрысинаАлексей, здравствуйте! Не совсем поняла Ваше утверждение о том, что "никакой рецепт напитка нельзя запатентовать". Очень быстрый поиск по БД ФИПС позволил найти патенты как российских, так и зарубежных заявителей (2 406 415; 2 403 815; 2 444 214; 2 442 441; 2 651 810). Если не затруднит, поясните мне свою позицию.0
  • Алексей БашукНаталья, я рассуждаю так: чтобы запатентовать напиток, нужно изложить его состав. Состав вещества можно запатентовать только как изобретение. Один из критериев патентоспособности, которому должно удовлетворять изобретение, это промышленная применимость. Чтобы доказать промышленную применимость, нужно показать наличие технического результата. Доказать наличие технического результата у напитка представляется мне весьма неординарной задачей. Наверное, это возможно, если речь идет о медицинских напитках, БАДах, или чем-то в таком духе. В любом случае, история уже выглядит нестандартной: патентоведу придется выжимать технический результат из явно нетехнического объекта. Патенты, которые вы привели в качестве примера, это подтверждают. Там патентоведы вышли из ситуации указав как технический результат «уменьшение горечи и иных неприятных ощущений (привкуса металла, остаточного ощущения (послевкусия) и тактильного ощущения консистенции и густоты), присущих некалорийным подсластителям.», "исключение побочных эффектов от фосфорной кислоты и ненатуральных красителей", и тому подобные результаты. В таком ракурсе патентование представляется возможным, но едва ли этот способ патентования подойдет для любого напитка. Формулировка технического результата из других патентов "расширение арсенала средств" видится мне весьма спорной, и я не стал бы на нее полагаться. Поэтому, на мой взгляд, по общему правилу можно сказать, что рецепт напитка нельзя запатентовать. Понятно, что если очень хочется, то можно, но в любом случае, далеко не любой напиток получится описать таким образом, далеко не факт, что патент в итоге получится получить и совсем не факт, что патент с техническим результатом "расширение арсенала средств" не отменят потом через Палату по патентным спорам или суд. Ситуация с патентованием напитков видится мне очень похожей на ситуацию с патентованием компьютерных программ в качестве изобретения способа. Там ГК РФ напрямую запрещает патентовать программы и математические методы, но если попалась очень уж оригинальная программа и толковый патентовед, то можно программу описать как способ и в итоге все-таки получить патент.3
  • Салават ДэйенА как же ст. 183 УК РФ до 5 лет лишения свободы за разглашение коммерческой тайны?0
  • Наталья КрысинаАлексей, ход Ваших мыслей поняла0
  • semiglobataАлексей, есть патенты на полезные модели, можно запатентовать способ. Вполне пригодны к патентованию точные рецептуры материалов.0
  • Алексей Башукsemiglobata, да, конечно, более подробно я писал об этом здесь: https://journal.tinkoff.ru/patent/0
  • Алексей БашукСалават, доказать наличие преступления будет очень сложно, а посчитать нанесенный ущерб еще сложнее.1
  • Serg ShaparenkoДоброго времени суток, Алексей ! Интересно было читать, но сложиласьу меня абсолютно безрадостная картина. Или я абсолютно ничего не понял... Изобрел я палку-самокопалку. Класс... Бегу, счастливый, нахожу Вас, Вы мне за определенную сумму выдаете бумажку... Вопрос - а куда я с ней. ??? Решил производить эту копалку, все хорошо, придумал - где, придумал - как, но вот незадача, какой-то человек, который умеет читать, ознакомился с патентом и наладил производство в Китае, Испании, Марокко - да где угодно... В суд бежать ? Или я не уловил - а в чем, собственно. смысл патентования для реалного изобретателя, который хочет выпустить что-то реальное, ну и заработать, конечно... но, ко всему прочему, надо сделать упаковку, логотип, название, плюс ко всему там может быть целый ряд новшеств - и это все тоже надо запатентовать ??? Это опять же куча денек складывается... Опять же, кто и что кому-то мешает взят идеи и воплотить их в изделие, если деньги позволяют... Ведь сушествует же в Китае система институтов по " адаптации" патентов. Куда тут в суд бежать ? Или я ничего не понял ??? Или все же, если я изобрел аппарат, которого не сушествует, то, получается, это так или иначе становится собсвенностью всех !!!??? Ведь нереално запатентовать во всех странах одновременно, да и накладно получится... Совсем запутался в поиске смысла патентования... В таком случае надо заранее определится с предполагаемыми рынками и патентовать там в каждом по отдельности - США, Европа, Китай и т.д. ??? Или ??? Извините, если сумбурно, но как-то растерялся я, все равно получается какой-то бред, если что-то только на внутренний рынок - ну как-то да, а если на мировой ? С уважением, Сергей. Кстати, очень импонирует Ваша подробность и детальность ответов, надо же время на это !!!1
  • Алексей БашукSerg, здравствуйте! Патент действует в той стране, которая его выдала. Это значит, что если у вас есть патент в России, то в РФ никто кроме вас не может продавать устройство, сделанное по вашему патенту. Китайская компания сможет изготовить устройство у себя в Китае и продать его другим китайцам, но как только устройство попадет в РФ, оно станет контрафактным. Поэтому патентовать имеет смысл только в тех странах, в которых вы планируете продавать свой продукт. Патент — это рыночный инструмент, монополия на техническое решение. Это значит, что сам по себе патент не приносит денег до тех пор, пока он не ляжет в какую-то бизнес-модель. Получается, что стоимость патентования нужно соотносить со всем расчетом затрат и доходов проекта. Более подробно я том, когда патент имеет смысл вот здесь: https://journal.tinkoff.ru/patent/ Возможно, эта статья поможет вам решить, полезен ли вам патент или нет. Спасибо :)1
  • Serg ShaparenkoДобрый день, Алексей, спасибо за скорый ответ! Статью, ссылку на которую Вы отправили, я прочел первой, а затем о коммерческой тайне, а вт почему вопрос был задан здесь - ответить затрудняюсь... Меня интересует именно мировой рынок, осюда и вопрос - т.к. продукт, скажем так, будет продаваться во всем мире, соответственно, мне интересно как запатентовать его в макцимально большем количестве стран одним ударом - если такое возможно - либо все же придется носится по всем отдельно взятым ??? Уже вопрос даже не столько в деньгах, как во времени... И что есть тогда система PCT (Patent Cooperation Treaty). Это как-то решает проблему ? Я, так понимаю, было бы лучше встретиться и обсудить, хотя для этого надо подготовится более основательно... Вы же занимаетесь этим ? Спасибо. Хотя если ответите, хотя бы кратко, буду весьма признателен. С уважением, Сергей0
  • Юлия АлександроваАлексей, читаю ваши статью взахлёб. Никогда ещё не было так интересно читать статьи с юридической тематикой. Патентоведение я изучаю год, каждый раз что-то новое узнаю. Вопрос возник после прочтения статьи. Допустим есть зарубежный потребитель и российский поставщик. Поставщик производит палки-копалки (воспользуюсь вашим обозначением). Между поставщиком и потребителем существует соглашение о неразглашении, то есть поставщик производит эти палки-копалки только для этого потребителя. Но тут поставщик решает изготавливать эти палки-копалки другим потребителям. Насколько это возможно? Если допустить вариант что патента у потребителя на эти палки-копалки нет, то возможно ли обойти соглашение?1