«Звучало подозрительно хорошо, я решила попробовать»: 5 историй о покупке курсов у блогеров
Курсы, которые запускают интернет-блогеры, — противоречивый феномен в онлайн-образовании.
Обучение часто основано на личном опыте знаменитости, а подписчикам обещают, что после освоения программы их жизнь не будет прежней: изменится доход, окружение, мышление или профессия.
Читатели Т—Ж поделились опытом покупки подобных курсов и рассказали, в каких случаях такая образовательная стратегия работает, а в каких — нет.
Это истории из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Когда благодаря курсу освоила новую профессию
Причина покупки. Я учусь на третьем курсе факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ, а также уже два года работаю в сфере инфобизнеса — занимаюсь запусками и продюсированием образовательных проектов.
Начать карьеру помогло обучение на продюсера курсов, которое я прошла у блогера. Мне понравилось, что создательница программы была в первую очередь экспертом: работала в СММ, а потом перешла в продюсирование.
Перед запуском нового потока были продвигающие обучение истории в «Инстаграме»: успешные кейсы учеников, история блогера, отзывы — это называется прогревом. Очень понравилось, что блогер подтверждала все свои слова скринами, отзывами, кейсами.
Я уже решила, что куплю курс, но из интереса посетила еще бесплатный трехдневный марафон перед его стартом. Мы разбирали ошибки, которые допускают продюсеры, и обсуждали, как дальше развиваться в сфере инфобизнеса. В студию к блогеру приходили реальные ученики прошлых потоков и рассказывали о своем обучении и результатах, которых они достигли после него. И таким образом показывали, как может сложиться жизнь у человека, который решит купить курс: у него появятся новые перспективы и возможности, повысится заработок. Марафон мне очень понравился, он был ненавязчивый, но интересный и эмоциональный, не было историй из разряда «из грязи в князи».
Я как продюсер считаю, что фишки с продающих вебинаров помогают эмоционально вовлечься и понять реальную ценность продукта. Одним из таких триггеров был упор на массовость: людей, которые уже приобрели курс, просили написать об этом в чате. Тогда остальным тоже хотелось присоединиться к комьюнити и купить продукт.
Всего было четыре тарифа. Подобное разделение есть практически на каждом курсе, только их названия и цены всегда разные:
- «Запуск» — базовый тариф, его цену я уже не помню.
- «Продюсер» — тариф с обратной связью по домашним заданиям от кураторов, он стоил около 60 000 ₽.
- «Платина» — с обратной связью по всем вопросам от вип-кураторов, 70 000 ₽.
- «Вип» — с обратной связью от автора курса, стоимость — около 500 000 ₽.
Я долго колебалась между вторым и третьим тарифом. Выбрала платиновый за 70 000 ₽ — решила, что разница всего 10 000 ₽, а пользы на более продвинутом тарифе получу гораздо больше. С этой суммой рассталась не очень легко, хотя это было осознанное решение.
Решила купить курс не у образовательной компании, а именно у блогера, потому что мне очень важно, у кого я учусь. Личность создателя курса мне была интересна: ее характер и жизненный путь, по ощущениям, мне очень близки.
Программа. Курс был рассчитан на два с половиной месяца. Но на деле длился чуть дольше, так как организаторы добавили нам дополнительный модуль.
Основная часть уроков была в записи на платформе «Геткурс», всех участников сразу же добавили в общий чат. Кроме лекций были еженедельные разборы домашних работ от наставников с реальным опытом в бизнесе и преподавании. Со многими я общаюсь до сих пор. На мастермайндах — групповых встречах — мы делились, с какими сложностями столкнулись за неделю и как их решали. Это помогало не сдаваться на полпути.
Бесполезных тем в программе не было, но курс был рассчитан в том числе и на абсолютных новичков в сфере. Поэтому сначала давали совсем базовую информацию о том, как работают запуски. Так как моя специальность связана с продюсированием, азы мне были понятны. Но уже очень скоро началась более сложная и увлекательная часть.
Обучение хорошо сочетало теорию и практику. Вначале мы должны были самостоятельно найти эксперта и сделать первый запуск его курса. Каналы поиска были разные — от знакомых до специальных чатов, где эксперты и продюсеры ищут друг друга для взаимного сотрудничества. Я разместила рассказ о себе в таком телеграм-канале, после чего мне написала девушка-эксперт с предложением поработать вместе. Домашние задания тоже были связаны с запусками, так что, выполняя их, мы сразу применяли знания на реальной работе.
Нас попросили самостоятельно разбиться на команды по 10 человек — такой формат позволил познакомиться с интересными людьми и вступить в крутое комьюнити. Мне попалась очень дружная десятка: одна девушка раньше руководила отелем «Марриотт», другая была маркетологом в сфере алкогольной продукции. Нам объявили, что все десятки, в которых каждый участник продаст мест на старте курса больше чем на 100 000 ₽, поедут в Сочи на особое закрытое мероприятие. Это еще больше мотивировало нас выкладываться по максимуму.
Первый запуск я сделала на 160 000 ₽, и это дало мне возможность попасть в Сочи. Там пять дней подряд с 11:00 до 19:00 нам проводили профильные семинары, на которых выступали профессионалы в индустрии, например эксперт по систематизации команд и бизнеса Денис Шешуков. Мне запомнилась сессия про запуски на холодный трафик — это когда подписчики попадают в блог, не зная ничего про эксперта и его продукт, по рекламе. Им продавать сложнее, чем лояльной аудитории, которая уже знает вашу историю и не сомневается в экспертности.
После обучения шла развлекательная программа. В последний день мы поехали на пляж — вспоминали все самое хорошее, что произошло с нами за время учебы, а потом катались на сапах. Впечатлений было много, я перезагрузилась и зарядилась энергией от талантливых и успешных людей.
Я дошла до конца курса и получила сертификат. На программе с этим все строго: нужно было отчитаться о запуске, обязательно представить скрины, которые доказывают поступление денег на счет эксперта, а также ответить на дополнительные вопросы от кураторов.
Плюсы и минусы обучения. Для меня опыт обучения на курсе был исключительно положительным. Главный плюс — развитие в новой профессии. Я продолжила заниматься продюсированием и нашла себя в этой сфере. Уже успела сделать запуски на 400 000, 3 000 000, 11 000 000 и 17 000 000 ₽. Последний проект завершился совсем недавно, мы с командой эксперта продали обучение на 18 000 000 ₽. Ниши за все время были разные: обучение тренеров, похудение, маркетинг, музыкальный лагерь. Продюсер зачастую работает за процент от итоговой суммы дохода, в среднем это 30%.
Всем, кто хотел бы купить курс от блогера, я бы посоветовала обращать внимание на отзывы. Когда эксперт уверен в качестве своего продукта, он показывает кейсы с никами людей, так что с ними можно связаться и задать вопросы. Лучше спросить больше трех бывших учеников, чтобы сформировать целостную картину. А еще стоит узнать, как долго автор курса находится в своей нише. Чем больше опыта, тем лучше.
Когда купила курс по СММ, а получила тренинг личностного роста
Причина покупки. Летом 2021 года после первого курса мне было совершенно нечего делать. Поехать на отдых не получилось, в стажировке в университете мне отказали: слишком рано. Я сидела на даче и не знала, чем заняться. Спустя пару недель безделья подумала, что неплохо было бы освоить какую-нибудь онлайн-профессию и начать зарабатывать первые деньги на фрилансе. Вспомнила, что несколько знакомых работают в СММ и получают от 20 000 до 80 000 ₽ в месяц.
СММ-специалисты занимаются продвижением аккаунтов в соцсетях: оформляют ленту, пишут посты, продвигают аккаунты бесплатными и платными способами, ведут профиль. Можно взять сразу нескольких клиентов. Мне казалось, что это простая работа, так что я тоже решила пройти курс.
В поисковике запрещенной в России соцсети я забила «школа СММ» и первым делом наткнулась на школу, где было больше 10 тысяч подписчиков. Сейчас у них по-прежнему очень многообещающая шапка профиля, громкие фразы вроде «образовательная лицензия», «заработок всех учеников за курс — 900 000 000 ₽».
Я стала изучать сторис, и как раз анонсировали бесплатный трехдневный тренинг — он же продающий вебинар, но об этом прямым текстом никто не говорил. Основательница школы обещала научить зарабатывать на СММ уже в конце тренинга. Звучало подозрительно хорошо, я решила попробовать.
В течение трех дней проходили сессии по 45 минут, на которых блогер рассказывала, чем занимаются СММ-менеджеры, сколько стоят их услуги и что входит в их рабочие обязанности. На чем можно было начать зарабатывать сразу же, я уже не помню. Но в конце вебинара предложили купить курс и обещали, что его гарантированно получится окупить еще до окончания. У участников будет денежная игра: новички будут предлагать свои услуги на разных платформах и получать гонорар на фрилансе каждый день. Я заинтересовалась.
Всего было три тарифа. Я выбрала вариант с проверкой домашних заданий, обратной связью от кураторов, денежной игрой и возможностью бесплатно вести реального клиента — тариф стоил 30 000 ₽. Не обязательно было отдавать всю сумму за раз. Всем слушателям предлагали рассрочку от школы: первую часть оплачиваешь сразу, вторую — в середине курса. На первом курсе у меня была привычка копить стипендию на отдельной карте и не тратить, так что вступительный платеж покрыли эти сбережения. Остальное профинансировали родители.
Программа. Видеоуроки выкладывали на специальной платформе каждый день, кроме выходных. В них была полезная информация для начинающих: как делать визуальное оформление соцсетей для маникюрных салонов, языковых школ, бровистов. Рассказывали, как «упаковать» профиль — от визуального наполнения до продвижения: сформировать шапку, подобрать подходящие фотографии и написать посты.
Были отдельные уроки по таргетированной рекламе, но на это выделили слишком мало времени: с ними нужно было разбираться дополнительно и вникать в алгоритмы. Таргет — один из способов онлайн-рекламы, который позволяет показывать объявления определенной целевой аудитории на основе различных параметров.
Еще нам дали списки приложений для монтажа видео и обработки фотографий, телеграм-каналы с шаблонами для сторис, показали их тренды оформления. Отдельный раздел был посвящен копирайтингу и написанию продающих постов для коммерческих аккаунтов.
Ученики в самом начале обучения выбирали тематику, которая им была наиболее интересна, например маникюр, свечки, съедобные букеты, мыло ручной работы, шоколадные конфеты. Так распределяли клиентов: кому-то достался маникюрный салон, кому-то — кондитерская. Нам предстояло прокачать их профили по всем аспектам: придумать более эстетичное визуальное решение для аккаунтов, написать контент-план постов, сделать другую шапку профиля, оформить актуальные истории, доработать концепцию блога. Это было интересно, даже возникал азарт: хотелось сделать из обычной странички конфетку.
Плюсы и минусы обучения. Польза от курса — это возможность применить полученные знания на практике и поработать с реальным клиентом от школы. В целом обучение шло хорошо, пока не началось откровенное инфоцыганство. Записи с информацией по СММ стали разбавлять сессиями с коучем — тренером по личностному росту и мотивационным оратором. Девушка говорила, что ни в коем случае нельзя бросать курс, что у нас наконец-то появилась возможность изменить свою жизнь. Еще советовала, как правильно мотивировать себя и доводить дела до конца. Так что в дни коуч-сессий меня ждало разочарование: в часовом видео была только вода и стандартные фразы. Пропустить их было нельзя: по коуч-сессиям тоже задавали домашние задания, а без них не выдали бы сертификат.
Денежная игра, которую так активно рекламировали на продающем марафоне, тоже разочаровала. Для учеников создали отдельную беседу, где каждый день нужно было публиковать отчет за день: писать о сумме, которую удалось заработать, и услугах, которые удалось продать. Самым активным полагались призы, в основном техника «Эпла».
Первым заданием игры стало попросить любую сумму у близких и друзей — не взаймы, а просто так, для себя, после чего рассказать об этом в чате. Такие практики должны были разрушить ограничивающие финансовые убеждения. Делать я этого, конечно, не стала: мне были интересны знания по СММ, а не психологические тренинги. Контингент на курсе был разный: школьники, студенты, домохозяйки, молодые мамы в декрете, и многие с большим энтузиазмом включились в игру.
Еще обязательным условием было дважды в день отправлять в чат видео с аффирмациями, формирующими денежное мышление. Нам советовали носить больше вещей красного цвета, потому что это цвет денег и богатства. У автора курса, кстати, ярко-красные волосы — они, по ее словам, тоже способствуют заработку.
Обиднее всего понимать, что даже обратная связь от куратора оказалась неквалифицированной. Меня осыпали комплиментами по поводу каждой работы, не давали никаких советов и не критиковали, даже когда я потеряла энтузиазм и делала домашние задания «на отвали». Я хотела получить рост, а не похвалу.
Курс до конца так и не прошла: было много сомнений в компетентности автора и кураторов, а также в актуальности знаний. Например, нам советовали набирать клиенту подписчиков с помощью массфолловинга, то есть подписываться каждый день на 100 новых человек. Даже с угрозой блокировки аккаунта. Или просить всех знакомых репостить посты блогера к себе в сторис.
Недавно я зашла в истории к основательнице школы и увидела, что теперь курс можно оплатить материнским капиталом, потому что с недавних пор его разрешили тратить на услуги, которые оказывает ИП с образовательной лицензией. Удивлению не было предела.
Сейчас сложно сказать, почему я не стала искать курсы на авторитетных образовательных платформах. Наверное, думала, что онлайн-продукты блогеров дешевле и современнее. Будущим ученикам таких курсов хочу дать совет. Подумайте сами, если дело поставлено на поток, идет один запуск за другим, то сколько таких же начинающих специалистов, как вы, выходят на рынок? Все они терроризируют работодателей рассылками в «Телеграме», пишут в личные сообщения в мессенджерах и предлагают свои услуги. Даже мне выпускники курса старались продать разбор профиля. Все это ассоциируется лишь с навязчивостью и непрофессионализмом. Советую стараться ловить себя, когда вы ведетесь на тот или иной маркетинговый ход. Когда в рассказах коучей и блогеров слишком много успешного успеха, это должно настораживать, а не мотивировать.
Я не понимаю людей, которые влезают в долги, оформляют кредиты и рассрочки, лишь бы купить курс. Если у вас ипотека на 30 лет или плохой ремонт в квартире — остановитесь и подумайте хорошенько, нужен ли вам сомнительный курс за 30 000—50 000 ₽.
Когда научилась создавать сайты и попала в творческое комьюнити
Причина покупки. Я учусь на третьем курсе направления «реклама и связи с общественностью» в РАНХиГС. В январе этого года стажировалась в «Боржоми» — получила опыт в крупной компании, но раз и навсегда разочаровалась в офисной работе. Каждый день видела уставших, измученных коллег и все больше убеждалась в том, что такая рутина не для меня.
Тогда я стала думать, в какой сфере действительно хочу развиваться. Поняла, что мне нравится визуальная составляющая разных интернет-материалов и я хотела бы сама оформлять онлайн-продукты и всячески креативить. Подумала, что веб-дизайн — это та область, которая объединяет все, что мне нравится: творчество, систему, диджитал. Веб-дизайнер создает лендинги, сайты для компаний и интернет-магазины, а эстетичный сайт с большой вероятностью привлечет больше клиентов заказчикам.
Я наткнулась на профиль веб-дизайнера в соцсети, и меня зацепило визуальное наполнение аккаунта: фото, видео, истории. Решила подписаться и сразу же узнала, что у нее есть курс по веб-дизайну, тогда как раз шел второй поток. Посмотрела информацию о продукте — особенно меня впечатлил прогресс выпускников, которые с нуля дошли до классного уровня благодаря обучению. Я увидела работу одной ученицы и поняла, что хочу делать так же: это было настоящее цифровое искусство.
У меня никогда не было убеждения, что курсы блогеров чем-то хуже продуктов от известных образовательных платформ. Пару лет назад я покупала курс от «Скиллбокса» и была разочарована. Он стоил очень дорого и не принес никакой пользы. Так что не всегда общепризнанная платформа гарантирует качество продукта.
Через два месяца объявили, что скоро начнется третий поток курса по веб-дизайну. Прогревы в сторис перед новым запуском были деликатными, без агрессивного маркетинга. Больше всего меня привлекли истории учеников: их путь из точки А до точки Б, их проекты и зарплаты до и после обучения. Тогда я оставила свои данные в анкете предзаписи.
В марте 2022 года я пришла на бесплатный продающий вебинар, хотя уже знала, что куплю курс. Сначала была лекция — рассказывали о профессии веб-дизайнера и трендах в этой сфере, давали советы, как новичку выйти на высокий чек. На бесплатнике выступали авторы курса, оба веб-дизайнеры. Когда-то они сами купили продукт от известной онлайн-платформы, но разочаровались в нем и начали учиться всему сами и собирать информацию по кусочкам.
Нам обещали, что после курса мы сможем брать от 100 000 ₽ за лендинг, а не сидеть на оплате 20 000 ₽ за проект. На вебинаре была практика в визуальном редакторе «Фигма» для новичков. Мы делали обложки для сторис и изучали инструментал программы. А потом по традиции онлайн-курсов открылись продажи.
В конце февраля и начале марта в обществе царила напряженная обстановка. Я боялась, что не смогу попасть на обучение, потому что будущее было неясным. Тогда авторы снизили цены примерно в два раза. Я рассчитывала, что курс будет стоить 60 000 ₽, а в итоге купила его за 28 000 ₽.
Выбрала тариф, который включал не только записи уроков, но и домашние задания, обратную связь от кураторов. На вебинаре внесла первую часть суммы. С оплатой помогла мама, за что я ей очень благодарна. Я воспользовалась системой внутренней рассрочки — когда ее выдают создатели курса, не прибегая к услугам банка.
Программа. Курс изначально был рассчитан на два с половиной месяца, но затянулся, так как организаторы подстраивались под учеников и несколько раз сдвигали дедлайн для тех, кто учится или работает. Получилось, что занятия начались в апреле и закончились в июле, но еще полгода у учеников сохраняется доступ ко всем материалам.
Формат курса был стандартным — это записанные занятия по блокам на платформе «Геткурс». Каждый блок был посвящен одной теме. Сейчас мне вспоминаются уроки по графике, работе с конструктором сайтов «Тильда» и в редакторе «Фигма», анимации и тренировке насмотренности — это позволяет оценить, что будет визуально эстетично, а что нет. Из нестандартного были лекции по NFT и английскому языку для веб-дизайнеров, выходу на зарубежный рынок и дизайн-мышлению.
По каждой теме мы выполняли домашнее задание — оно могло быть тестовым или практическим. Несколько раз в неделю проходили общие созвоны, на которых автор курса в прямом эфире разбирал наши работы и давал советы.
У нас были недели манимейкинга — челленджи, когда за неделю ученик должен заработать деньги с помощью своих навыков веб-дизайна. В первый день нужно определить финансовую цель на неделю, а после — везде искать клиентов и брать первые платные заказы. Считаю, что это классная инициатива и возможность заработать уже во время курса. К сожалению, эти активности выпали на конец мая, когда я начала готовиться к сессии, поэтому принять в них участие не смогла.
Но зато удалось поучаствовать в дизайн-батле. Нам выдали техническое задание, несколько картинок, какой-то текст, и по ним мы должны были полностью сделать дизайн сайта с нуля за два часа. Мы делали сайты с детскими воспоминаниями. Это было действительно стрессовое задание, особенно для меня: люблю выполнять работу не торопясь, с вниманием к деталям. В дизайн-батле победила девочка, которая пришла на курс с нуля. В качестве награды она получила заказ от блогера на 100 000 ₽.
Создатели курса постоянно делились с нами реальными вакансиями в их команду, можно было откликнуться на них. Правда, искали в основном ребят с опытом. В конце обучения был конкурс портфолио. Я тоже поучаствовала. Создатели курса выбрали участника с лучшими работами и вручили ему денежный приз.
Мне было несложно совмещать курс с учебой, так что я почти не отставала от графика. Но в период сессии появились проблемы, поэтому сдала пару заданий с задержкой. Эти трудности не были критичными, и я получила сертификат о прохождении курса.
Плюсы и минусы обучения. За время курса я влилась в классное комьюнити веб-дизайнеров. У нас был чат участников с куратором, но в нем никогда не было спама и разговоров ни о чем. Мы всегда общались по делу — советовались, какой ценник поставить на услуги, какие приложения выбрать для работы.
Был еще один чат, более неформальный. Там все скидывали работы, делились обратной связью и знакомились. Это мотивировало и заряжало, признание — одно из лучших чувств, которое можно испытать на курсе. Мне нравится, что, заканчивая обучение, ты не выпадаешь из комьюнити — беседы останутся навсегда.
Работа кураторов тоже была на высоте. Моим наставником была девушка 25 лет с опытом больше пяти лет в дизайне. Кураторы записывали подробные и детальные видеоразборы домашних заданий, комментарии длились дольше 10 минут.
Сейчас я собираю себе портфолио, чтобы выходить на рынок. Уверена, что знаний для этого теперь хватит. Кроме работы в «Фигме» и «Тильде», я освоила адаптивную верстку сайта, SEO-оптимизацию и подключение оплат, научилась создавать анимацию, формы обратной связи и личный кабинет.
Не исключаю, что в будущем куплю еще один курс от блогера для расширения компетенций. И в любом случае подойду к этому серьезно.
Когда прошла курсы по энергетическим практикам и не пожалела
Причина покупки. Я давно была подписана на блогера — автора курсов по духовности и энергии. Насколько знаю, подобных продуктов на популярных образовательных платформах просто нет. Даже если бы были, скорее всего, не стала бы покупать: я доверяю блогеру как эксперту и вижу хорошо сформировавшийся личный бренд.
Я проходила несколько курсов этого автора: о построении мандалы и работе с энергиями года, о финансовом благополучии и энергиях рода. Обучение на такую тему не предполагает никаких обрядов: обычно ученики проводят расчеты, анализируют воспоминания, изучают методы работы с бессознательным — например, медитации и нейрографику. Последним был курс о правильном планировании года в соответствии с его энергиями.
Навязчивой рекламы я не заметила: блогер просто открывает окно записи на неделю или несколько дней, ежедневно цена курса повышается. Думаю, основной прогрев — это истории ее учеников об успехе через тернии, которые она регулярно публикует.
Во время продаж всегда доступно несколько тарифов. Я пробовала и базовые, и с сопровождением куратора. Минимальная цена, по которой покупала курс, — 12 000 ₽, за более объемный образовательный продукт на полгода просили более 60 000 ₽. Для меня такие траты не проблема: я легко расстаюсь с деньгами на обучение.
Программа. Длительность курсов была разная, от двух недель до года. В основном чередуются вебинары или теория в письменном виде и практика. Ученикам доступно много методических материалов.
Обязательно нужно было успевать делать домашние задания, на моем тарифе их проверяли кураторы. Отзывы по некоторым заданиям получались довольно большими. Некоторые практики я делала дважды, так как мне задавали очень много вопросов для их лучшего осмысления. Самыми интересными стали темы рода, родовых программ, детских травм, снятия телесных блоков и зажимов.
Плюсы и минусы обучения. Не могу назвать курсы блогера инфоцыганством, так как нахожу в них много нового, полезного и применимого для себя. Все программы я прошла до конца. Медитации и разные методички продолжаю использовать до сих пор. Если ответственно подходить к обучению, оно дает свои плоды. У меня открылись глаза на некоторые паттерны поведения, вспомнились фрагменты прошлого, которые были заблокированы мозгом. Один из курсов удвоил во мне интерес к родословной. Я продолжила ее изучение спустя долгое время.
За время обучения я проработала темы сепарации от родителей, успокоения и принятия внутреннего ребенка, наделения ответственностью внутреннего взрослого. Еще очень хорошо помню тему денежных блоков — вопрос, почему мы не можем зарабатывать больше. Нужно было найти все ограничивающие убеждения, прописать их и переделать на позитивные установки. Эти практики правда помогли мне пробить финансовый потолок.
Благодаря работе с установками я утвердилась в необходимости долгосрочного и более консервативного инвестирования и стала совмещать его с трейдингом. Постепенно перешла к планированию доходов и расходов — с этим были тотальные проблемы. Стала легче брать ответственность за свои действия — появилось более четкое понимание, зачем это нужно.
На курсах люди очень тесно общаются друг с другом, с радостью обмениваются своим мнением и результатом. Сама я близких друзей не нашла, но встретилась с потенциальными исполнителями своих проектов.
Из негативных моментов — иногда были задержки вебинаров или их переносы. Для меня это не играло особой роли, потому что я редко смотрела что-то день в день, но слышала много недовольств от сокурсников.
Когда купила курс по фотографии, но уроки оказались банальными и устаревшими
Причина покупки. Я учусь на втором курсе СПбГУ. На первом испытывала личный кризис и не понимала, чем именно хочу заниматься по жизни. В то же время мне очень хотелось реализоваться в творческой сфере.
Поделилась своими мыслями с подругой, и она посоветовала подписаться на девушку-блогера, которая вдохновляюще ведет профиль и делает классный курс по фотографии. Она фотограф и визуальщик, то есть занимается визуальным оформлениям лент в социальных сетях.
Автор курса известна тем, что делает интересные кадры и создает небанальные визуалы — сама она говорит, что может сделать эстетичную ленту для любой сферы и предмета. Блогер публиковала видео, как делает визуал для ершика для унитаза, спичек, туалетной бумаги, вантуза, стройматериалов. Все это и правда смотрелось красиво. Я заинтересовалась и подписалась.
В историях уже тогда шли прогревы к новому потоку курса по фотографии и визуалу. Блогер рассказывала про актуальность профессии и говорила, что может позволить себе работать в любом месте: на природе, на речке, в другой стране. Эффект усиливался отзывами выпускников, которые смогли переехать в другой город или что-то себе позволить. Она создавала картину востребованности курса, выкладывала вопросы от подписчиков: «А когда будет набор? Когда следующий поток?» Сейчас я не знаю наверняка, были ли это настоящие люди или спрос создавали искусственно, но тогда не было сомнений.
По иронии судьбы на следующий день после моего знакомства со страничкой фотографа проходил бесплатный вебинар. Это был мой первый продающий вебинар — тогда я еще не знала, что так делают все блогеры. Автор рассказывала свою историю, как она начинала работать фотографом с нуля. Снова были кейсы учеников и море положительных отзывов. Очень понравилась атмосфера, она мотивировала и вдохновляла, и, когда открылись продажи, я была на взводе, меня переполняли эмоции.
Сейчас я не вспомню цены на тарифы, все было как в тумане. Я выбрала третий по счету и заплатила 35 000 ₽. Тогда я подрабатывала и взяла рассрочку от банка — до сих пор ее выплачиваю. До этого кредиты и рассрочки были для меня под запретом, но на вебинаре меня убедили, что в этом нет ничего страшного. Это было очень импульсивное решение.
Я даже не искала аналоги от известных платформ. Фотография и инстаграмный визуал — специфическая сфера. Я подумала, что популярный блогер точно сможет рассказать о трендах в соцсетях, а в онлайн-школах может быть не самая актуальная информация.
Программа. Обучение проходило в формате записанных лекций и было рассчитано на два месяца. Мой тариф отличался тем, что у нас должны были быть отдельные мастермайнды лично с автором курса в маленьких группах.
На курсе были лекции по теории цвета, работе с клиентом, поиску идей для фото, составлению визуального макета и фотографии, по «распаковке личности». Это очень популярная онлайн-услуга, когда эксперт беседует с клиентом и помогает ему понять, какие направления лучше развивать в блоге, на какие темы делать акцент, чтобы привлекать больше подписчиков.
С нами делились шаблонами для составления ленты, учили снимать рилсы. После каждого урока нужно было сдавать небольшие домашние задания. На первой неделе мы должны были найти себе бесплатного клиента, провести для него съемку и создать визуал ленты на 12 фотографий, используя полученные знания. Ниша могла быть любой. Я делала проект со знакомым бровистом, чей визуал хотела улучшить.
Плюсы и минусы обучения. Я получила крайне негативный опыт. Лекции, которые смотрела, были записаны года три назад, примерно в 2019 году. На них рассказывали, что будет актуально в фотографии в 2020 году. С того времени в программе не было никаких обновлений.
На занятиях было слишком много неактуальной или очевидной информации. Например, говорили, что не надо накладывать много фильтров и пресетов на фотографии, лучше выбрать естественный стиль. Как активный пользователь соцсетей я знала об этом и так. С нами делились идеями для фото, которые, на мой взгляд, были нелепыми. Например, взять мусорный пакет, сделать в нем дырку и приклеить к телефону. Дальше — поставить таймер и сделать вид, что пролезаешь через эту дырку. Такие советы вызывали недоумение, хотелось плакать и смеяться.
В целом уроки показались мне недостаточно информативными и наполненными, плюс так и осталось непонятно, как монетизировать знания. Максимум, что я использую сейчас из всего курса, — советы по оформлению ленты в соцсетях.
Обратная связь от автора курса меня разочаровала. Я ждала квалифицированного фидбэка от профессионала, но ни разу не услышала критики в свой адрес. Она все время писала мне сообщения с огромным количеством смайликов: «Ты супер! Ты молодец!» Можно было хотя бы дать рекомендации, что улучшить, в каких аспектах вырасти. Так что получилось, что толку в эксклюзивном тарифе не было.
Кроме того, блогер не выполнила свои обещания по эксклюзивным мастермайндам. По плану она должна была провести восемь встреч за два месяца. Мы собрались в «Зуме» два раза с включенными камерами, после чего мастермайнды закончились. Все потому, что обучение выпало на февраль — март и автор курса была обеспокоена запретом «Инстаграма» в России. Вместо встреч в узких группах провели общие созвоны для всех подписчиков. Не было обещанной камерности, возможности пообщаться, так что тариф полностью обесценился в моих глазах.
А еще у меня остались негативные эмоции от работы с клиентами. У меня и многих других участников не клеились взаимоотношения с заказчиками: те могли долго не отвечать, отменять встречи в последний момент или пропадать навсегда. Все было не так легко, как нам рассказывали на бесплатном вебинаре, и мне уже не слишком хотелось двигаться в этом направлении. По этой причине я не прошла курс до конца, просто стало неинтересно.
За время обучения не сложилось никакого дружного комьюнити. В чатах всегда была тишина, многие тоже не прошли программу до конца. По моим наблюдениям, вовлеченность была крайне низкая. После окончания обучения одна девочка спросила в чате, удалось ли кому-то найти клиентов. Тогда все написали, что клиентов ни у кого нет, а новая работа оказалась совершенно невостребованной.
Многие разочаровались в блогере. Я видела, что она устраивала онлайн-выпускной, на который пришел один человек. В беседе она попросила учеников записать видео с отзывами о курсе, чтобы смонтировать фильм. В опросе под этой идеей проголосовало два человека.
Этот курс мог быть полезен людям в возрасте, которые далеки от социальных сетей и хотят пройти ликбез по фотографии и обработке фото. У нас были женщины старше 50 лет, для них информация была откровением. Молодые люди многие тенденции подмечают и так, просто листая ленту.
Сейчас у меня подорвано доверие к курсам от блогеров. Это неприятный опыт, оставивший осадок. Конечно, не надо делать выводы об эксперте по одному вебинару и идти на поводу у эмоций: такая мотивация как быстро придет, так и уйдет за миг. А еще неплохо найти учеников прошлых потоков и пообщаться с ними — только нужно самим искать людей, а не опираться на прогревы. Кейсы в них могут быть выдуманными, а реальные люди расскажут правду.