Мы регулярно рассказываем о разных профессиях и доходах, которые они приносят.

В этом выпуске — сразу несколько историй о диджитал-специальностях. Наши читатели рассказали, как стали сммщиками, таргетологами и копирайтерами, с какого дохода начинали, сколько работают и зарабатывают сейчас. Собрали на основе их опыта 7 стратегий, которые помогут построить карьеру в интернет-маркетинге.

Пойти в маркетинг и работать с блогерами

Доход: 55 000 Р
Где: Краснодар

У меня два высших образования: окончила журфак и переводческий. Получив диплом журналиста, устроилась пиарщицей на радио. Оклад был 15 000 Р. Удаленно подрабатывала рерайтом новостей и написанием сценариев для радиороликов. Это давало 6—10 тысяч сверху.

В тот период начала интересоваться продвижением в соцсетях. Через полтора года прошла онлайн-курс по СММ и сменила место работы. До сих пор продолжаю регулярно слушать лекции на эту тему, участвовать в вебинарах, читать книги.

Сейчас я работаю в компании, которая производит полезное питание. Публикую посты, общаюсь в комментариях, разбираю входящие, договариваюсь с блогерами о рекламе. В такой работе нужно иметь терпение: чувство собственной важности, свойственное блогерам, и вопросы по кругу от подписчиков легко могут вывести из себя. Кроме того, работа в нашей компании длится 24/7. По рабочему вопросу могут позвонить в любой момент, и соцсети нужно мониторить круглосуточно.

Больничные брать не принято. Если заболел, просто предупреждаешь руководителя и работаешь удаленно. Почти так же с отпусками: даже у официально трудоустроенных сотрудников законных 28 дней в год не бывает. Буквально единицы отпрашиваются на срок от нескольких дней до недели, и все равно желательно все это время оставаться на связи.

Я работаю из дома, но знаю, что у нашей компании современный офис с хорошей мебелью и техникой. Мы с коллегами в разных часовых поясах: мой рабочий день начинается в восемь, а их — в девять. Утром разбираю ночные комментарии и сообщения на всех страничках, затем перехожу в «Инстаграм», где у нас два аккаунта — основной для контента и рабочий для общения с блогерами. Чаще сижу во втором. После обеда оформляю отправки блогерам и победителям конкурсов, пишу тексты в блог, делаю контент в соцсети, ищу новых блогеров, добавляю информацию на сайт. После работы обычно иду в зал или на курсы.

Подработки находятся легко, но времени на них нет. Да и обычно ищут сммщика, который накрутил бы ботов и лайки, то есть создал видимость, а мне такое неинтересно.

Моя зарплата зависит от выполнения показателей, в среднем получаю 50 000 Р на основной работе и 5000 Р с подработки. В сумме это выше стандартной зарплаты по городу и, думаю, даже выше средней по специальности. Но как эту сумму увеличить — пока не знаю.

Я не транжира. Экономлю, потому что мне нравится разумно тратить. Снимаю квартиру с парнем, плачу половину суммы за аренду — 7500 Р, около 1000 Р за коммуналку. На продукты трачу 5000 Р, на интернет — 800 Р, оплачиваю свой и бабушкин мобильные. 28 000 Р кладу на разные накопительные счета, 2000 Р — на инвестиции. Откладывать стала недавно, исключение — месяцы, когда запланированы большие расходы. Хочу накопить подушку безопасности на полгода и купить квартиру. Не исключено, что буду менять профессию.

Построить карьеру сео-специалиста и научиться себя продавать

Доход: 200 000 Р
Где: Москва

Работал автослесарем, но понял, что больше не хочу ковыряться в грязи. Высшего образования у меня не было, зато учился в лицее по профилю «Информатика и экономика». Пришел на стажировку в агентство, сделал карьеру, а потом перешел на сторону клиента ведущим специалистом.

Профессия сеошника подходит таким, как я, — худо-бедно понимающим в ИТ и маркетинге, интересующимся веб-разработкой. Суть работы — сбор поисковых запросов и оптимизация сайтов клиентов, чтобы продвигать их в топ-10 по этим запросам в поисковиках. Самое трудное — справляться с рутиной и верить в то, что делаешь важные для развития бизнеса и рунета вещи.

Сейчас работаю в инхаусе у застройщика, веду частную практику и курсы, являюсь соучредителем агентства. Плюсы — высокий доход и белая зарплата, интересные проекты и постоянное развитие профессиональных компетенций и кругозора. Минусы — изнурительный интеллектуальный труд, сидячая работа и необходимость всегда быть на связи. Как только я вгрызаюсь в запланированные задачи, мой телефон разрывается — у ассистентов, клиентов и партнеров возникают вопросы, которые нужно закрывать здесь и сейчас, чтобы не стопорить рабочие процессы.

Однажды случайно продал контракт на миллион рублей.

Встретился с подругой, она спросила, точно ли я сео-специалист, а потом мы позвонили ее другу, который нуждался в экспертном аудите и продвижении. В подпитии я предложил ценник в несколько раз выше обычного, и клиент согласился. Это было так просто и нереально, что до сих пор в голове не укладывается.

В начале карьеры зарабатывал 20 000 Р. Экономил по хардкору: ходил в одежде, купленной в одиннадцатом классе, или из секонд-хендов, питался в офисе бесплатной едой, жил у родственников за 5000 Р в месяц. Спустя полтора года в профессии зарабатываю сильно выше рынка — 200 000 Р в месяц. Это очень много, обычно в сео столько даже тимлиду не платят. Но фишка нашего рынка в том, что ты стоишь ровно столько, за сколько сможешь себя продать, а с этим у меня проблем нет. К концу года планирую увеличить доход до 300 000 Р в месяц, в основном за счет курсов и новых клиентов агентства. В будущем вижу себя в качестве продавца экспертности.

Выбрал жить в кайф. Снимаю квартиру за 50 000 Р, за каршеринг отдаю 10 000 Р в месяц, на кафе и рестораны трачу около 20 000 Р, на еду дома уходит еще столько же. Откладываю на Мерседес, не отказываю себе в брендовой одежде и все жду, когда появится время для путешествий, — на них готов сливать вообще все.


Стать хорошим таргетологом и переехать в Азию

Доход: ~140 000 Р
Где: Индонезия

На первом курсе случайно стал волонтером в проекте по привлечению абитуриентов. Это была интернет-игра, где ты «проживаешь» жизнь студента. Мы продвигали ее в интернете, помогали с продакшеном. Тогда я познакомился с интернет-маркетингом. Делал спам-рассылки через специальный софт, договаривался с тематическими сайтами и пабликами во «Вконтакте», чтобы они опубликовали наши анонсы.

После завершения проекта руководитель позвал меня работать в свое «агентство», где никто ничего не умел, целый год делали что-то на ощупь. Я занимался привлечением клиентов: холодными звонками, массфоловингом и лайкингом в «Инстаграме», рассылками, сео-оптимизацией, таргетированием рекламы.

Вели любые проекты, приносящие деньги: салон эротического массажа, местное отделение политической партии, наркологический центр. Даже продавали подделки спортивных товаров.

Но денег почти не заработали.

Родители говорили, что я занимаюсь ерундой, однако я приобрел много опыта и знакомств. Потом вел группу во «Вконтакте» для другого университетского мероприятия. Успешный кейс дал свои плоды: мне написал владелец местной кальянной, и я стал работать с ними за 3000 Р в месяц.

А в начале 2017 года я узнал об агентстве, которое занималось СММ для крупных компаний, и просто написал его генеральному директору в «Телеграм». Показал аккаунт кальянной, рассказал, что умею. Сначала был ассистентом на двух проектах — первая зарплата была 10 000 Р. Ассистент выполняет механическую работу: публикует посты, собирает данные для отчетов, отвечает на комментарии пользователей.

Потом стал проджект-менеджером. Он ведет проект и управляет командой — обычно это дизайнер, копирайтер и редактор, которые готовят и публикуют посты, занимаются комьюнити-менеджментом и продвижением. Менеджер работает с документами, общается с клиентом и решает все вопросы. Может показаться, что это несложно, но этот этап карьеры дался мне труднее всего — нужно не только понимать тонкости работы в соцсетях, но и уметь общаться с командой и клиентом. Оплата зависит от количества проектов, которые ты потянешь, — обычно их 3—4. Я в среднем получал около 35 000 Р в месяц.

Тогда я еще учился на втором курсе по специальности «Нефтегазовое дело». Даже месяц был на вахте — и это был единственный отпуск в моей жизни.

Спустя год стал таргетологом. Это человек, который запускает таргетированную рекламу в соцсетях — обычно именно ее вы видите в «Инстаграме», листая ленту или сторис. Чтобы хорошо ее настраивать, нужно понимать, кому она будет интересна. Надо выделить этих людей с помощью специальных инструментов и сделать хороший креатив, то есть публикацию, которую увидят пользователи.

В разных типах проектов таргетолог решает разные задачи. Например, цель перфоманс-маркетинга — запустить рекламу товара или услуги, которая должна окупиться за счет привлеченных клиентов. Хорошо, когда ты потратил 10 000 Р, взял за свои услуги еще столько же, а заказчик с рекламы продал товаров на 100 000 Р. Плохо, когда реклама не окупилась.

В конце декабря прошлого года мы продвигали одного крупного застройщика, клиенту важно было освоить весь бюджет, но мы не успевали, «Фейсбук» не хотел откручивать нужный дневной лимит. Тогда мне пришлось сделать копию кампании и расширить таргетинг, но я неправильно выставил лимиты. Мы открутили на 180 тысяч больше, чем было нужно, и я девять месяцев по частям выплачивал эти деньги агентству из своей зарплаты.

В моей профессии мне нравится, что, чтобы больше зарабатывать и быть эффективнее, нужно постоянно учиться. За время работы я научился делать сайты на специализированных платформах, настраивать их, делать триггерные имейл- и мессенджер-рассылки по контактам, которые оставили пользователи. Научился писать рекламные тексты, освоил «Фотошоп» и «Фигму», чтобы быстро самому что-то исправить или сделать баннер с нуля. Сейчас изучаю язык программирования R, чтобы делать автоматические отчеты и дашборды. Это помогает мне ни от кого не зависеть — я почти все могу сделать сам. Но обычно все-таки подключаю внешних дизайнеров и копирайтеров.

Карьеру в маркетинге можно начать с собственных проектов — отучиться на каком-нибудь курсе, бесплатно сделать проект «за кейс», когда заказчик не платит за работу, а дает только бюджет, и дальше уже пытаться продать свои услуги. Плюсы этого способа — сразу выходишь на удаленку и сам решаешь, сколько брать за работу. Минусы — нет стабильности, а клиенты часто сильно прогибают новичков.

Второй способ — пойти в диджитал-агентство. Первый месяц, скорее всего, придется работать и учиться без оплаты, а потом можешь сам брать проекты. Но немногие агентства берут на работу без опыта, так что желательно иметь хотя бы базу — в интернете много бесплатных курсов, даже я запустил свой для новичков. В агентстве в начале пути тяжело: это около 12 часов в день за небольшие деньги. Так что лучше комбинировать оба способа.

Я по-прежнему работаю в агентстве, в котором начинал. В декабре 2019 года мы с женой переехали из Омска на Шри-Ланку, а затем в Индонезию. Из-за разницы часовых поясов за компьютер сажусь не раньше 13:00 — работаю по московскому времени. Утром могу или закончить задачи, которые не успел вчера, или заняться своими делами, например пойти серфить.

Кроме того, работаю как фрилансер — ко мне обращаются предприниматели или другие агентства, обычно это мои бывшие коллеги. Чаще всего просто пишут в «Телеграм» или «Вотсап». Платят мне как ИП, я выставляю счет на свою ставку плюс 6%. Нанял ассистента, который избавляет меня от головной боли.

Агентство платит мне от 75 000 до 150 000 Р, с фриланса выходит от 30 000 до 100 000 Р. Мой средний доход — 140 000 Р, а вдвоем с женой в среднем зарабатываем 200 000 Р. Но вести семейный бюджет у нас не очень получается. Когда супруга подарила мне на день рождения Эпл-вотч, я даже не заметил, что куда-то делись 20 000 Р.

На жизнь в Азии нам обычно хватает около 100 000 Р в месяц: за аренду жилья отдаем 50 000 Р, байка — 8000 Р, бензин стоит 2000 Р, еда в кафе — 25 000 Р, кальяны — 7000 Р, другие развлечения — 15 000 Р. Особо не экономим, просто ходим есть в модные и дорогие места только раз в день и не покупаем новые Айфоны, как только выходят.

Самоизоляцию встретили на Бали. Условия здесь хорошие: пока пандемия не кончится, не нужно продлевать визу и платить за нее. Магазины и кафе работают до 21:00, после этого времени не пускают в некоторые районы, пляжи закрыты. Зато теперь мы можем снимать жилье хорошего качества за относительно небольшие деньги: арендуем с друзьями четырехкомнатную виллу за 140 000 Р в месяц, в то время как на Airbnb она стоит 500 000 Р.

Отпало много рабочих проектов, многие клиенты снизили бюджеты. Баланс получается сохранять за счет подработок — клиентов стало больше, но платить они стали меньше. В марте заработал 140 000 Р, в апреле — 200 000 Р, в мае — 178 000 Р.

В планах купить квартиру, чтобы ее аренда окупала ипотеку, много путешествовать, родить ребенка в Америке, сделать курс и открыть агентство.


Стать СММ-специалистом и работать на себя

Доход: 46 000—72 000 Р
Где: Ярославль

У меня есть среднее специальное образование, высшее еще получаю. Во время учебы в колледже полгода работал в сервисном центре, ремонтировал ноутбуки. Мне не очень понравилось. Кроме компьютеров, меня привлекали числа, аналитика и реклама, поэтому решил пройти бесплатный интернет-курс по арбитражу трафика, то есть его перепродаже. Коуч учил, как заработать миллионы на рекламе, но не рассказал самое важное: чтобы заработать миллион, нужно еще больше потратить на практику.

Я попробовал взять первый заказ на фрилансе без опыта работы. Прочитал пару статей про Гугл и взялся настроить клиенту Adwords — так тогда назывался Ads — за 3000 Р. Не смог выполнить заказ и вернул деньги. Но понял главное: практика очень отличается от теории. Поэтому начал искать, где получить опыт, за который мне еще и заплатят.

Устроился аналитиком-маркетологом в компанию, которая делает памятники и надгробия. Доход был 15 000 Р. Много работал с радио, газетами, ТВ и другой рекламой, кроме интернета. У меня были идеи, как продвинуть компанию в соцсетях, но их посчитали абсурдными: «Какие соцсети? Мы занимаемся памятниками!»

Спустя восемь месяцев уволился и устроился на должность СММ-специалиста в ярославскую компанию, которая занимается раскруткой сайтов и интернет-рекламой, — СРА-сеть. Там был дружный коллектив, много офферов, а главное — мои идеи выслушивали и выделяли на них бюджет. Там я узнал, что такое коэффициенты ROI и ROMI. Доход был 25 000—30 000 Р, плюс самостоятельно работал с некоторыми заказами.

После смены директора уволился, переехал в Москву и устроился в компанию, оказывающую услуги по настройке таргетированной рекламы и ведению соцсетей. Мне оплатили обучение по СММ. Я зарабатывал 27 000—35 000 Р. Но столкнулся с тем, что предприниматели не понимают, что такое реклама в соцсетях. Спустя два месяца ушел в свободное плавание.

Работаю на себя уже больше двух лет. Недавно вместо ИП открыл ООО. Пока в организации устроен я один. Когда работы много, нанимаю фрилансеров, чаще всего они делают креативы и видеоролики. Но сейчас я запартнерился с продакшеном: команда там уже собрана и качество продукта лучше. Клиенты обычно приходят по сарафанному радио.

В работе на себя много плюсов: самостоятельность, свободный график, работаешь, где тебе удобно. Но есть и минусы: нужно все делать самому. Не сдал документ — получи штраф. Банк может припаять статью и закрыть счет. Постоянные налоговые издержки и аренда офиса, трудно найти добросовестных специалистов. Например, два фрилансера просто кинули меня на 20 000 Р. А если заболеешь или тоска придет, тогда и заработок уменьшается.

Обычно работаю по 12—15 часов в день то из дома, то из офиса. Созваниваюсь с фрилансерами по «Скайпу», иногда езжу на встречи с клиентами.

Однажды мне предложили продавать воблу через «Фейсбук».

Я не скептик, но засомневался. Еще больше стал сомневаться после анализа конкурентов, которых просто не оказалось. Но два месяца спустя, когда получилось привлечь более шести тысяч активных подписчиков и продать более 300 кг воблы, я понял, что продать так на самом деле можно любой товар — надо просто подобрать нужные инструменты.

Профессия СММ-специалиста подходит людям с аналитическим складом ума, умеющим генерировать новые идеи и готовым много работать. Мне нравится искать разные подходы к рекламе: никогда не знаешь, какая из гипотез зайдет, а когда заходит и приносит первый результат, радуешься, как ребенок. Постоянно взаимодействуешь с аудиторией и анализируешь свои действия и конкурентов.

Самое трудное, по-моему, — потратить первые деньги на рекламу. Я первое время боялся вкладывать больше 100 Р, потому что не понимал, зайдет или нет. Но чтобы получить числа, которыми можно будет управлять, нужно потратить какой-то рекламный бюджет.

В услугах СММ большой разброс цен, и у всех разный подход к работе. В среднем настройка таргетированной рекламы стоит от 10 000 Р, ведение соцсети — от 20 000 Р. Чтобы зарабатывать больше, нужно продавать не часы и услуги, а результат.

Когда я начал работать на себя, у меня был один постоянный клиент, который приносил 15 000 Р в месяц, и несколько временных — по 5000 Р. Сейчас зарабатываю от 40 000 Р до 65 000 Р, иногда меньше. Начал развивать свои тематические паблики, это плюс еще 6000—7000 Р.

Мои основные траты: аренда офиса и офисные нужды — 9000 Р, налоги — 6%, еда — от 6000 до 8000 Р, аренда жилья — 12 000 Р, связь — 1000 Р, а также тестирование собственных идей. Остальные деньги почти все откладываю, часть перевожу на вклад и в акции. У меня много финансовых целей. В этом году хочу купить синтезатор, разобраться со здоровьем мамы, накопить миллион и купить квартиру.

Постоянно искать новые задачи и погрузиться в имейл-маркетинг

Доход: 80 000 Р
Где: Санкт-Петербург

У меня высшее филологическое образование в области русского языка как иностранного, красный диплом. После пятого курса пошел служить, получил серьезную военную специальность и положение невыездного на пять лет. Но в вооруженных силах решил не оставаться, хотя мне предлагали две хорошие должности с зарплатой около 45 000 Р и доплатами за особые условия службы.

К сожалению или к счастью, ни копейки в жизни не заработал с помощью своего образования — ни репетиторством, ни работой в школе, ни написанием курсовых и дипломов. Единственное, что я умел, — это худо-бедно работать с текстом. Поэтому первая мысль была стать копирайтером. Но к этому так сразу без портфолио не прийти. Я перебрал на «Хедхантере» много профессий и отраслей. Маркетинг мне был ближе всего.

Начал с позиции контент-менеджера и специалиста по маркетинговому документообороту в крупном агентстве недвижимости. Тут помогла военная специальность — в армии научили правильно вести документооборот. Зарплата была 28 000—30 000 Р до вычета налога. Спустя полгода работы предложил переписать все тексты на сайт и стал копирайтером с зарплатой от 30 000 до 35 000 Р.

Потом, чтобы двигаться дальше, предложил открыть корпоративный блог и ввести редполитику, чтобы увеличить качество присутствия бренда на рынке. Стал редактором с зарплатой в 40 000 Р.

Когда вырос из этой позиции и мне разонравилась работа с недвижимостью, я устроился в ИТ-стартап редактором и СММ-менеджером. Получал 45 000 Р. Наладив все, что касается социальных сетей, предложил заняться улучшением клиентского опыта и юзабилити сайта. Закончил курсы по «Экселю», веб-аналитике и анализу больших данных, стал веб-аналитиком. Уровень дохода остался прежним.

После ушел в международную ИТ-компанию и стал имейл-маркетологом, получал 60 000 Р. Внедрил новые подходы в развитие имейл-канала, вплотную занялся его аналитикой, и зарплату мне подняли до 80 000 Р.

В нашей компании ценят специалистов и заботятся о том, чтобы нам было комфортно работать. У нас плавающее начало рабочего дня, ДМС со стоматологией и страховкой для выезда за границу, завтраки и ужины в офисе, возможность пропустить два дня в месяц без больничного, бесплатные занятия английским, а кроме того, возможность поработать неделю-две из офиса на Кипре, в США или Чехии.

Маркетинг — это искусство превратить один доллар в десять. Суть профессии имейл-маркетолога в том, чтобы понять, что нужно пользователям и что им порекомендовать, а потом это еще и автоматизировать. Как и во всем маркетинге, здесь нужно дружить с логикой, основами матстатистики и здравым смыслом. Но, в отличие от контекстологов и таргетологов, имейл-маркетологу, чтобы самому работать с контентом и упаковывать письма, необходимо еще и хорошо разбираться в редакторе и дизайне, HTML/CSS и SQL, пройти минное поле из технических препон типа валидации базы, прогрева IP и HTML-верстки, а также знать как минимум английский.

С такой работой никогда не состаришься: всегда идешь в ногу со временем и технологиями. А чтобы зарабатывать больше, нужно делать как можно больше окупающихся кейсов, принося пользу компании. Пока я планирую работать по той же специальности, но в дальнейшем перейти в продуктовую разработку, возможно, на позицию продукт-овнера.


Уйти из ИТ и анализировать интернет-аудиторию

Доход: 100 000—112 000 Р
Где: Москва

Работал ИТ-специалистом, но резко поменял специализацию и освоил профессию маркетолога в рекламном агентстве. Начинал стажером с доходом 10 000 Р.

Сейчас работаю в микрофинансовой организации, которая выдает краткосрочные займы и стремится стать банком. Сотрудников здесь ценят и учитывают их просьбы. Плюсы: классная команда и филиалы в нескольких частях света. Минусы: разбросанный повсюду коллектив и замедление процессов из-за того, что организация растет.

Начинаю работать в 10 часов утра с кружкой свежесваренного кофе. В начале дня созваниваюсь по поводу текущих задач с командами из других городов, а после обеда и настольного тенниса с коллегами работаю с аналитикой и рекламными системами. Получаю 100 000 Р в месяц, это средний по рынку доход. Подработок много, найти их легко. С их помощью я зарабатываю еще 6000—12 000 Р.

Эта профессия подойдет как креативщикам, так и технарям с аналитическим складом ума. Я больше всего люблю анализировать аудиторию в интернете и статистику по работе рекламы. Самое трудное — поменять мнение большинства пользователей о рекламе.

В ближайшем будущем планирую сдать экзамен по английскому. Тогда увеличится доход и появится возможность устроиться в международную компанию. Мы хотим всей семьей переехать в Чехию. Коплю на эту цель. Сейчас моя жена находится в отпуске по уходу за ребенком, большая часть средств уходит на подгузники, еду и коммунальные услуги. Откладываем 20 000 Р на отпуск и 10 000 Р на инвестиции.

Стать копирайтером и продавать воздух

Доход: 35 000—40 000 Р
Где: Ижевск

Учился на лингвиста, но не захотел идти за «свободную кассу» или преподавать в школе, поэтому за год до диплома начал фрилансить копирайтером и познакомился с инфостилем, а на следующий день после защиты диплома стал искать работу. Попал на стажировку в рекламное агентство. После испытательного срока стал получать 20 000 Р.

Сотрудников здесь немного, горизонтальная иерархия, все друг друга слышат и понимают — иногда даже слишком: у нас не принято кричать друг на друга, бывает очень много опекунства, когда не надо, а порой сидишь и не знаешь, что делать, потому что тебе предоставили слишком большую свободу действий. Приезжаешь вальяжно к десяти, уезжаешь неспешно в половину шестого. Рабочий день — это кофе, переговорка, два часа работы, снова кофе и опять переговорка.

Однажды мы долго готовили презентацию, пилили идеи и слоганы. Клиент послушал и сказал: «Прикольно, но давайте просто напишем слово из трех букв и зальем градиентом». Мы тогда посмеялись и не поняли, что две недели работы насмарку.

Профессия копирайтера подходит начинающим рекламщикам. Как и мастерство редактора, это не про текстики. Копирайтер доносит смыслы.

Но я плохой копирайтер: через год стал стратегом и теперь продаю клиентам воздух. Моя зарплата сейчас — 35 000—40 000 Р, чуть выше средней по рынку. Чтобы зарабатывать больше, нужно стать креативным руководителем. На подработки времени не хватает. Иногда, если очень надо, беру небольшие задачи буквально на сутки-двое.

Трачу в основном на жилье, еду, алкоголь. Хочу научиться экономить и откладывать. Нужна финансовая подушка — уж больно все нестабильно.

Когда-нибудь достигну потолка и поменяю профессию. Говорят, лингвисты могут уйти в обработку естественного языка, — может, не зря я об этом диплом писал.


Вы можете стать героем нашего нового материала. Заполните анкету и расскажите о своей профессии.