«Каждый день ждали, что кто-то подаст на нас в суд»: 5 верных способов устать от бизнеса

Бесценный опыт читателей

10
Аватар автора

Тимофей Разов

узнал о причинах провалов

Страница автора

Предпринимателям часто приходится принимать сложные решения — иногда в условиях неопределенности.

Нередко они сталкиваются с экономическими и рыночными рисками, конкуренцией и стрессом при работе с клиентами и сотрудниками. Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как усталость вынудила их закрыть свой бизнес.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Лейбл заголовка
Способ № 1

Набрать долги

Аватар автора

Евгения Якименко

получила бесценный опыт

Страница автора

Мы открыли детский центр в Белгороде в 2010 году. Муж практически жил там год. Сначала ремонт и запуск, потом занятия с 8 утра до 8—9 вечера. Администратор был один. Почти всегда закрывали сами, раньше 9—10 вечера не выходили.

У нас было все: Монтессори, подготовка к школе, садик на неполный день, шахматы, английский, йога. Самые нормальные занятия, по которым был выхлоп, — подготовка к школе и логопед. Все остальное — ни о чем. Хотя нам повезло с помещением: оно у нас было на центральной улице, перед спальными районами. Супертрафик. Целый год ежедневно раздавали визитки, устраивали мероприятия. Повезло нам и с педагогами: по подготовке к школе лучший учитель, логопед сильный, девочки по Монтессори классные. Администратор был отличный. Английский я вела сама после трех непонятных англичанок. Я преподаватель вуза, суперпедагог по театру.

Но, видимо, сама бизнес-идея изначально была провальной. В базе было, по-моему, две тысячи клиентов за год, с которыми мы работали. Дети приходили, но посещали занятия очень нестабильно: «ой, что-то приболели», «в этом месяце воздержимся», «к бабушке уедем», «ой, уже апрель, вряд ли ходить будем». Это был ад.

Не нужны такие занятия — в таких объемах и с постоянным графиком, чтобы это можно было планировать как бизнес. Для родителей детский центр — это развлечение: сегодня хочу, завтра неохота.

Оборудование и ремонт обошлись нам примерно в 400 000 ₽. Аренда была, кажется, 45 000—50 000 ₽, плюс зарплата получалась копеечная, так как нормальной загрузки не было — всего тысяч 100 в месяц, но и их мы не могли вытянуть. К счастью, мы не залезли по уши в кредиты. Но выгребали деньги у друзей и родителей, потом частями отдавали.

Через год закрыли бизнес. Продали оборудование с 60-процентной скидкой, раздали долги. Потеряли примерно 200 000—250 000 ₽. И отпраздновали — это был лучший день в году.

Много позже вернулись примерно в эту же сферу: муж открыл школу робототехники, а я — студию английского. Не считаем это бизнесом. Работаем сами на себя. Начинали с каморки 14 м², сейчас у нас большое помещение: 120 м² у мужа, у меня — кабинет для групповых занятий. Мы занимаемся профессиональными вещами, тоже с детьми. Но текучки теперь такой нет, можно все планировать, покупать оборудование и получать отличную зарплату.

Лейбл заголовка
Способ № 2

Выполнять все требования посетителей

Аватар автора

Ирина Бондал

боялась травмировать клиентов

Страница автора

Однажды мы решили открыть свой хоррор-квест. В то время, в 2015 году, был бум квестов: о них много писали, говорили, они появлялись как грибы после дождя. Мы сходили на парочку таких и очень расстроились: там не было актеров, которые бы пугали, не было интересных загадок, а про сюжет и говорить нечего.

Собственно, идея состояла в том, чтобы организовать страшный квест, потому что мы очень любим жанр страшилок. Но при этом хотелось сделать его последовательным и интересным — со своим сюжетом, который раскрывался бы по мере прохождения игроками квеста. Чтобы были логичные загадки, которые вписывались в происходящее, а к концу была бы кульминация с сиреной и погоней за участниками — причем актер, конечно, пугал бы их еще и на протяжении всей игры. Таких квестов на рынке были единицы. Мы вдохновлялись фильмами «Карантин», «Искатели могил», а также компьютерными играми Outlast и Amnesia: The Dark Descent.

На начальном этапе мы вложили около 700 000 ₽ — эти деньги пошли на ремонт, закупку мебели и разного реквизита, а также на аренду за первый и последний месяц. У нас было очень большое помещение, около 200 м², которое досталось нам невероятно дешево. Поначалу мы платили за него примерно 100 000 ₽ в месяц вместе с коммуналкой. Стоимость менялась в зависимости от сезона. При этом помещение находилось в центре Москвы — в 15 минутах ходьбы от метро «Курская», прямо рядом с ТТК.

Для раскрутки мы решили снять клип — это вообще было что-то инновационное для квестов. Не считая расходов на реквизит и аренду оборудования, мы потратили всего около 20 000 ₽: наняли вчерашних студентов, которые готовы были поработать у нас за копейки ради портфолио. Еще они нам помогли зафактурить помещение: мы вчетвером полностью закрасили стены нашего большого коридора черным так, что выглядело, как будто там случился пожар. Очень зловеще. И в целом эти ребята помогли нам с разными решениями в плане дизайна квеста. Именно благодаря их отличному вкусу наш первый квест стал тем, чем он стал, и завоевал кучу поклонников.

Открылись через два месяца после того, как сняли помещение, и еще через месяц выпустили ролик. Мы не знали, где брать клиентов, поэтому зарегистрировались на всех агрегаторах квестов, которые нашли. Очень удивились, когда к нам стали стабильно приходить команды, — уже к декабрю мы получили свой первый заработок. К Новому году заключили договор с «Купонатором», но поняли, что для нас — с нашей низкой стоимостью квеста и большими издержками — это просто невыгодно. На новогодние праздники к нам записалась куча народа. Актеры практически не уходили с квеста, но мы почти ничего на этом не заработали. В дальнейшем стали работать только с агрегаторами, с большинства игр платили им комиссию 30%. Частично люди приходили и по сарафанному радио.

В зависимости от времени суток и дня недели игра стоила от 4000 до 5500 ₽ на четырех человек. В выходные было дороже, так как они всегда забивались почти целиком. Со временем мы увеличили минимальную стоимость до 5000 ₽, а максимальную — до 6000 ₽. Еще брали доплату 500 ₽ за каждого игрока в команде свыше четырех человек. Изредка к нам приходили и команды из восьми человек, но даже шестеро-семеро на хоррор-квесте — это перебор. Становится просто не страшно, и половине народа нечем заняться.

В итоге мы стали зарабатывать где-то 500 000—700 000 ₽ в месяц и особенно поначалу были очень довольны доходом. Со временем эта цифра несколько уменьшилась, но мы никогда не переживали совсем уж тяжелые времена: хватало и нам на зарплату, и на аренду, и на выплаты актерам, и на прочие издержки. Актеры получали 500 ₽ за одну игру, и их зарплата полностью зависела от наличия игр — нам это было очень удобно.

Поскольку всего организаторов было трое, каждый из нас получал в месяц около 30 000 ₽ — можно сказать, очень хорошую зарплату для такого бизнеса.

Много денег уходило на ремонт мебели, дверей и покупку нового реквизита, потому что люди от страха ломали все, чего касались.

Позже мы еще попытались открыть франшизные квесты. Получили с этого немного, так как не брали роялти, а только небольшой паушальный взнос за помощь в организации квеста и раскрутке. И все эти франшизы, увы, провалились по разным причинам. Было много чего — скажу только, что мы пережили потоп, пожар и рейдерский захват, а еще на нас подавали заявление в полицию, но все обошлось.

Вскоре после того, как провалилась самая первая франшиза, для которой мы выбили соседнее помещение, мы договорились с арендодателем, что снимем оба этих места со скидкой. Поскольку это был подвал, еще и с ремонтом под хоррор-квест, арендодатель согласился за 150 000 ₽ без учета коммуналки.

В итоге у нас в руках оказалось более 300 м² в центре Москвы, в особняке Демидова — Куракина. Второй хоррор-квест не особо пошел, и мы решили запустить в другом помещении наш тестовый проект — ролевой квест. На самом деле это была ролевая игра. А квестом мы ее назвали из-за странных предубеждений у большинства русских людей, что ролевая игра — это исключительно что-то про латекс, плетки и костюмы школьниц.

В общем, ролевой квест людям зашел, и мы поняли, что очень устали от бесконечных поломок, жалоб игроков на наших актеров, обстановку и ушибы посетителей, которые они нанесли себе в панике по неосторожности. Нас утомило сидеть на маленьком пятачке проходной рядом с туалетом: не было другого места, где можно было бы расположить компьютер. И еще мы ужасно устали оттого, что зарабатывали с этого всего все еще скудные деньги, в то время как квест стагнировал и перспективы для расширения или диверсификации не было.

К тому времени хоррор-квесты очень развились, мы дали толчок к новой моде — «напугай своих друзей». Это когда игрок приглашает друзей на квест, а сам приходит к нам в подсобку, переодевается и потом выходит вместе с нашим актером и пугает их. Появились еще любители различных вещей «на грани». Например, у нас был электрошокер, но мы просто пугали людей его звуком. Некоторые начали просить, чтобы их ударили. Шокер был слабенький, но будоражил. И пошло-поехало: режим «хард», когда тебя не только бьют шокером, но и грубо с тобой обращаются, «хард с болью» — то же самое, только еще и делают больно, и ультимативно-беспредельный режим игры, который придумал один из наших актеров и который затем подхватило множество других квестов, — «анархия». Что там происходило — ведомо только тем, кто сам там был. Мы боялись даже спрашивать.

Вся эта мода на насилие очень нас беспокоила, ведь изначально мы хотели создать только атмосферу страха, как в кино, когда тебе ничего вроде бы не угрожает, но выглядит все равно жутко. Актер должен был ходить где-то поблизости, стрекотать шокером, утробно рычать и громко ронять вещи, но к людям прикасаться не должен был. В какой-то момент нашим клиентам этого стало мало. И хотя они слабо представляли, что будет происходить в каждом конкретном режиме, за исключением «лайта» — пришлось его ввести как обозначение классической изначальной версии квеста, — люди все равно брали все эти «харды» и «анархии». А мы с замиранием сердца каждый день ждали, что кто-то себе что-то сломает, покалечится и пойдет подавать на нас в суд. Или его покалечит наш актер, что было бы еще хуже.

В общем, от всего этого мы очень устали — от нервов и переживаний. От изначальной нашей задумки, нашего реквизита и мебели остались лишь воспоминания, и мы решили двигаться в сторону чего-то более спокойного. Ролевой квест вполне подходил под такую характеристику: люди спокойно ходят с бокалом вина или сока в плащах и масках, общаются, обмениваются игровыми деньгами и предметами, а в конце ведущий красиво объявляет, кто был отравлен, кто уплыл на край света, а кто стал новым дожем, то есть главой Венеции. Очень симпатично. Так что в итоге мы отказались от квестов с насилием в пользу ролевых квестов.

Лейбл заголовка
Способ № 3

Не иметь запасного плана

Аватар автора

Давид

не выдержал давления

Страница автора

В 2011 году у меня был магазин по продаже разливного пива на севере Санкт-Петербурга.

У меня оставались какие-то деньги после закрытия международного проекта, в котором я участвовал, и я решил, что нужно их куда-то вложить. Купил уже готовый бизнес за 100 000 ₽. В эту стоимость вошли барная стойка, холодильная витрина, музыкальный центр, кондиционер, немного оборудования для продажи рыбы и различных снеков.

Первые полгода я сам стоял за прилавком. Изучал бизнес и знакомился с покупателями.

Почти с первых же дней дело пошло. Выручка доходила до 25 000 ₽ в день. Это покрывало все расходы и давало хорошую прибыль.

А потом арендодатель резко поднял аренду, и я не смог найти хорошего продавца. Возникла общая усталость от этого бизнеса, и я его закрыл.

Лейбл заголовка
Способ № 4

Делать все самостоятельно

Аватар автора

Maryana Shostak

занималась бизнесом ради удовольствия

Страница автора

В мае 2018 года я открыла свой онлайн-секонд-хенд в Петербурге.

Сколько себя помню, я всегда, еще со школы, любила находить прикольные вещи, обувь и бижутерию на барахолках или просто у людей с рук через группы в соцсетях. Я это делала не из-за дефицита денег, а по причине уникальности таких вещей. Каждая не была похожа ни на какую другую из массмаркетов, где одевались все мои знакомые. Мне нравилось выделяться.

Я всегда задумывалась об идее воплотить мое хобби в нечто большее, но побаивалась. А однажды что-то щелкнуло: я буквально за неделю накидала краткий бизнес-план и приступила. Стартовый капитал был 3500 ₽, на них я купила хлопковые футболки Nike, Fila, штаны-треники Nike и Puma, винтажные спортивные ветровки Reebok, несколько легких платьев-комбинаций, джинсы и джинсовые юбки на высокой талии, мужские шорты Napapijri, Dickies и несколько легких курток-анораков. Естественно, я сама была в шоке, насколько был выгоден мой первый улов! Да-да, были такие груды вещей на Удельном рынке, где все по 100 ₽, а там уже все зависит от тебя — как покопаешься и как поторгуешься.

Затем я создала группы в соцсетях, где и развивала потихоньку свое дело. Каждые выходные ездила по разным секондам, в основном на Удельный рынок, где перерывала тонны тряпья в поисках чего-то клевого. Еще я регулярно серфила «Авито», «Юлу», группы секондов в соцсетях, ежедневно встречалась с людьми и покупала у них вещи.

Партнеров и помощников у меня не было, так что было тяжеловато таскать домой тюки с барахолок.

Однако это еще было не самым сложным: после покупок мне еще предстояло все это отсортировать, выстирать, если нужно, подшить, потом отпарить, сфотографировать на моделях и выложить на продажу в соцсети. С последним мне помогали друзья, за что я очень была им благодарна. Фотосессии занимали обычно день, иногда два — каждый раз часов по шесть-восемь. Фото должны были быть живыми, не как на сайтах обычных магазинов, а для этого приходилось подбирать прикольные локации и ракурсы. Например, однажды мы фотографировались на старых гаражах, вышло прикольно.

На продвижение в интернете я тратила мало — около 2000—3000 ₽ в неделю. Методом проб и ошибок я поняла, что самое действенное — это покупать сторис у блогеров: с каждой прибавлялось по 50 подписчиков.

В ассортименте у меня всегда были спортивные вещи, в основном винтажные и олдскульные из девяностых и нулевых, ну и просто бланковые, без всяких брендов. Моя целевая аудитория состояла из школьников, студентов и просто любителей необычных винтажных штучек. Важно, что искала я только то, что бы надела бы сама. Хотя знала, что есть некоторые шмотки в тренде, которые разлетелись бы сразу, включи я их в свой ассортимент. Но нет, мне принципиально было оставить тот вектор в стиле, который я нащупала — и за который меня впоследствии и находили интересным продавцом мои покупатели.

Первую обнову, помню, раскупили быстро, за неделю-полторы. К тому моменту у меня уже была на подходе вторая партия. Так я поняла, как надо работать. Честно говоря, я была постоянно уставшей, потому что, кроме своего секонда, еще работала в офисе 5/2, но мне безумно нравилась такая занятость! Помню, однажды удалось найти винтажную ветровку Saucony за 500 ₽ и продать ее за 4000 ₽. А еще я купила белые винтажные кожаные кроссовки Nike за 200 ₽, а продала их за 2700 ₽. Это чувство ни с чем не сравнимо. Наценки в сравнении с закупочной ценой действительно большие, но все только потому, что мне везло находить вещи за очень дешево, поэтому я не чувствовала уже себя алчным торгашом. Тем более я вкладывала в свое дело невероятное количество сил и времени.

Пару раз мне удалось побывать на гараж-сейлах в только открывшемся тогда порту «Севкабель». Аренда места для продавцов была всего 500 ₽ в день без всяких дополнительных плат, что очень радовало и даже удивляло, — позже цены сильно выросли. За выходные на таких мероприятиях у меня покупали процентов 95 всех вещей. По выручке это было порядка 30 000—37 000 ₽. Я ликовала.

В общей сложности за пять-шесть месяцев существования секонд-хенда я заработала около 200 000 ₽ чистыми. Я понимала, что если бы обороты были больше, то и прибыль была бы существеннее. И если честно, я не очень преследовала коммерческие цели. Тогда если уж мне и нужны были деньги, то только чтобы закупиться снова, а не для личных интересов. Не об альтруизме речь — просто мне тогда нравился сам процесс, встречи с людьми, их суперотзывы и ощущение, что у меня есть свой бизнес, и ни о чем другом у меня не было времени думать. Однако заработанных денег мне тогда более чем хватило, чтобы съездить в отпуск в Грузию.

Закрыла я свое детище, когда поняла, что оно высасывает из меня все силы. Буквально по дороге домой с последнего гараж-сейла я решила, что пора завязывать. Спустя время понимаю, что в тот момент просто рядом нужен был человек, который подставил бы плечо в этом нелегком деле, и мы бы развивали его с новыми оборотами. Но на горизонте никого подходящего я не видела, а кого попало брать в партнеры не хотелось. Так что я ушла на пике, как и следует делать всем звездочкам!

Лейбл заголовка
Способ № 5

Одновременно работать по найму и развивать бизнес

Аватар автора

Александр Хомяков

начал дело из любопытства

Страница автора

Несколько лет назад я открыл интернет-магазин часовых ремешков.

Я копил на квартиру, занимаясь совершенно другой деятельностью, а магазином занялся просто ради любопытства, так что вообще в него не вкладывался. Закупил ассортимент на 5000 ₽ — получилось больше сотни ремешков. Друг сделал бесплатный сайт, я создал страничку во «Вконтакте» и купил новую симку, чтобы не выкладывать свой основной номер.

Продавал ремешки по 300 ₽ за штуку без учета доставки. Посылки доставляли мои однокурсники, которым я за это платил, и Почта России. Поскольку тот же самый товар в палатках стоил от 700 до 1500 ₽, у меня он расходился быстро. Вышло так, что я демпинговал, хотя не имел такой цели, и продавал чуть ли не в девять раз выше закупочной цены! Само собой, бизнес очень быстро окупился — с 5500 ₽ это было не сложно. Дальше я торговал уже с прибылью.

Но в сравнении с моим основным видом деятельности это все были копейки, на которые приходилось много времени и труда: оформление на почте, ответы на звонки во время пар, поднятие паблика в поиске «Вконтакте».

В общем, я это дело закрыл, надоело. Хотя, наверное, стоило просто развиваться и делегировать работу.


Если у вас был бизнес и он потерпел крах, расскажите об этом и станьте героем нашего следующего материала
Тимофей РазовВы уставали от своего бизнеса? Расскажите, с какими сложностями столкнулись:
  • Pavel>Поскольку всего организаторов было трое, каждый из нас получал в месяц около 30 000 Р — можно сказать, очень хорошую зарплату для такого бизнеса. Там опечатка, 300к наверное?1
  • Тимофей РазовPavel, нет, они зарабатывали 500-700 тысяч, после доходы немного просели. Им нужно было платить за аренду, зарплаты сотрудникам и т.д., опечатки нет)1
  • Тимофей РазовДавид, здравствуйте. Вы самостоятельно, со своего аккаунта на сайте, поделились историей через анкету https://journal.tinkoff.ru/fail-business/ . Нажав кнопку "отправить", которая находится внизу анкеты, приняли условия соглашения. Также в той анкете указано, что мы ищем героев, которые могут поделиться своей историей и тем самым помочь другим предпринимателям. Мы использовали всю информацию из полученного от вас ответа, без отрыва от какого-либо контекста.8
  • ДанилВызывают глухое раздражение ребята типа Александра Хомякова. Демпингуют, не думая на три хода вперёд. Это называется "ломать рынок". Есть кто-то, кто развивает сервис, живёт на заработанные от продажи ремешков деньги и мыслит о чём-то большем. При этом несколько раз в месяц вылазят ребята, которые делают что-то по очень низкой цене, "купив новую симку", а потом выбросив её, чтобы не доставали, например, претензиями по качеству; свои объявления из заброшенного ВКонтакте не удаляют - цена на товар или услугу формируется неправильно. Могу долго рассказывать и приводить взаимосвязи того, чем чреват такой "манки-бизнес". В стройке у меня забавно. Услуги специфические, сложные. Усиление фундаментов старинных зданий, гидроизоляция резервуаров ТЭЦ. Казалось бы, откуда тут взяться дилетантам "бизнесьменам". Ан нет. Каждый год вылазят. С лендингами пёстрыми. Клиентуру хватают задёшево и банкротят контору к концу сезона. Смотришь на ценник, спрашиваешь "а как вы так?" Отвечают: "Нормально! Один объект в плюс, один в минус..." Читаем между строк дальше - тут рабочих кинули, там субподрядчика, сям поставщика. От таких бизнесменов сплошной бардак. Такие как мы не уходим, но прибыль недополучаем, развиваемся медленнее, чем должны бы... Эх. Про квесты порадовало))) "Что происходит на квесте, остаётся на квесте"))) По теме вопроса: "Вы уставали от своего бизнеса? Расскажите, с какими сложностями столкнулись:" Да, несколько устал от своей кофейни. С одной стороны здорово, новые горизонты, новые знакомства. Быть организацией, усиливающей основания зданий по всей России - нифига непонятно и не интересно никому (даже когда упоминаешь, что одно из них - это Петропавловская Крепость); совсем иное - быть кофейщиком))) Ахахаха) Что меня убивает? Величина среднего чека и величина проблем. В стройке у меня средний контракт 1-2 млн.руб. Любая проблема весома, стоит включения мозга. В кофейне средний чек 380 рублей, проблема - третья бутылка молока приходит прокисшая от поставщика))) Блииииииииннн!) Купите у меня кофейню кто-нибудь! Ахахаха))) Это нервное.3
  • Тимофей РазовДанил, у вас интересный комментарий. Как вы думаете, почему они демпингуют рынок? Так ведь долго не проработать, а "легкие деньги" не факт, что будут легкими) Любой бизнес ведь создается с прицелом на какой-то срок И как думаете, как можно бороться с такими предпринимателями? Что вы делаете в таких случаях (что нужно делать или какой идеальный сценарий нужен для того, чтоб это не происходило)? Рынок порешает — рано или поздно отвалятся такие дельцы или всегда придется мириться с этим?1
  • ДанилТимофей, спасибо за ваш интерес к моему комментарию. Хотя в нём больше преобладают эмоции, нежели некое здравое зерно. Должен признать, что ответ на вопрос "кто виноват?" даётся мне лучше, чем ответ на вопрос "что делать?") Могу только предположить, что создание правильного информационного поля принесёт положительный результат. Иных способов борьбы с демпингом и некачественным, как следствие, оказанием услуг придумать не могу.2
  • Тимофей РазовДанил, вам спасибо, мне действительно интересно) Под "правильным информационным полем" имеете ввиду развитую бизнес-культуру в стране? Я тоже думал о подобном, только слабо представляю, как это можно было бы реализовать. Крутить агитации по телеку с призывами аля "не обманывайте заказчиков и коллег" или заставлять платить огромные штрафы за "манки-бизнес"? Далеко не первый год в стране проводятся бизнес-форумы, локальные встречи, существуют какие-то комьюнити и т.д., но, как мне кажется, ситуация меняется очень медленно0
  • ДанилТимофей, мне кажется, что просто нужно делать это каждому из нас. Доносить информацию, делиться ей. Например. Я, пока наше доблестное правительство не заблокировало Инстаграм, вёл там небольшой блог, в котором паствой была небольшая тусовка специалистов узкой специализации в строительной сфере. И кроме постоянного появления самозванцев была проблема низких цен. Коллеги жаловались, что зарабатывают мало. А проблема была в том, что они всего-лишь недооценивали собственные работы. И вот я потихоньку начал делиться ценами. Спрашивал: как вы думаете сколько мы выставили/получили за такие-то работы? 60 тысяч, 600 тысяч или 6 миллионов? С удивлением видел, что большая часть ответов размещалась в категории 60-600 тысяч, а вот на 6 миллионов (правильный ответ) никто даже не замахивался. Когда же респонденты узнавали правильный ответ, это вызывало любопытство, начинались вопросы. Даже те, кто не спрашивал ничего, по крайней мере должны были удивиться и что-то понять, о чём-то задуматься... Тоже самое я "проповедовал" в части взаимоотношений с заказчиками. Получалось выстроить и объяснить политику "заказчик вовсе не всегда, скорее редко прав". Коллеги начинали задумываться о правильных договорных отношениях. О здоровых финансовых взаимоотношениях. Так же я предлагал свою помощь (бесплатно), в том, чтобы развернуть судебный процесс против неплательщика. Длинно получается... Но это краткий перечень действий, с помощью которых я формировал информационное поле.3
  • Тимофей РазовДанил, большое спасибо за ответ! Вы молодец, что пытаетесь развивать комьюнити в своей рабочей среде. Было бы круто, если бы таких людей стало больше)0