«Морфеус. Ответ Гиппократа» — игра, действие которой происходит в воображаемой больнице, где случилось трагическое происшествие. Игрокам нужно раскрыть тайну произошедшего и выбраться из больницы.
Бизнес запустили в 2015 году школьные друзья Петр Копылов, Александр Князев и Никита Проскуряков. На первом этапе это была квест-комната. Сначала предприниматели действовали втроем: сами написали сценарий, протестировали его, закупили реквизит и оборудование, сами же исполняли все роли. Постепенно набрали команду. Окупиться удалось меньше чем через год после запуска.
В 2018 году бизнес пережил ребрендинг: квест превратился в иммерсивное шоу. Это театральный жанр, где зритель становится участником спектакля и может влиять на сюжет. В отличие от квеста, для участия в котором нужно собрать компанию, на иммерсивное шоу можно покупать билеты поштучно. Таким образом предприниматели расширили аудиторию: пришли любители театра и те, кому удобнее прийти одному или с кем-то вдвоем.
В 2019 году шоу ежемесячно приносило около 300 000 Р прибыли. С декабря 2019 года герои запустили еще одну сцену, и количество спектаклей увеличилось примерно в 1,5 раза. С декабря по конец февраля, то есть до начала карантина, играли в месяц около 130 спектаклей. В марте запустили онлайн-спектакли на время режима изоляции: за 2 недели онлайн-формата отыграли 15 спектаклей и продали 94 билета. Это почти в 3 раза меньше февральских цифр.
Ключевые цифры
Запуск квеста | 611 200 Р |
Ребрендинг квеста в иммерсивное шоу | 113 600 Р |
Показатели шоу за месяц в 2019 году
Расходы | 662 518 Р |
Выручка | 996 000 Р |
Прибыль | 333 482 Р |
Показатели шоу за февраль в 2020 году с учетом переезда и ремонта нового помещения
Расходы | 1 350 000 Р |
Выручка | 1 600 000 Р |
Прибыль | 250 000 Р |
Запуск онлайн-спектакля: показатели за две недели
Расходы | 114 625 Р |
Выручка | 86 900 Р |
Прибыль | −27 725 Р |

Что за шоу
Особенность шоу в том, что все события происходят в воображении участников: игроки сидят в масках с закрытыми глазами. Вставать с кресел они не могут — только говорить, что хотят сделать. Ведущий описывает им ситуацию, в которой они находятся, а игроки должны придумать и назвать свое действие. От ответа зависят последствия: если игрок решил открыть дверь — ведущий рассказывает, что за дверью, если игрок решил вернуться — что или кто его там поджидает.

По словам предпринимателей, в обычной жизни человек получает с помощью зрения 80—90% информации. Если на время отключить зрение, остальные чувства обостряются. К тому же во время игры на них интенсивно воздействуют: кроме слов ведущего в игре есть запахи и звуки, например запах спирта или йода, звук льющейся воды или тиканье часов. Участники могут прикасаться к некоторым предметам, которые встречаются в сюжете, и даже пробовать их на вкус, если они съедобны. Все это подстегивает воображение и помогает глубже погрузиться в игровой мир.
По мере развития сюжета участники сталкиваются с различными персонажами, с которыми можно взаимодействовать, например с врачами и пациентами. Всего в шоу семь персонажей, которых играют три актера.
Жанр «Морфеуса» — триллер. Перед началом спектакля зрителей предупреждают, что если они захотят покинуть зал до окончания шоу, нужно скрестить руки над головой. Такое случается, но редко: не более чем в 200 играх из 8000.

Игра — авторская разработка предпринимателей. Первый ее вариант они придумали еще летом 2009 года, когда все вместе работали вожатыми в детском лагере. Участники должны были с закрытыми глазами выйти из подземелья, следуя подсказкам ведущего. Для такой игры нужны были только повязки для глаз, стулья и придуманная история.
Детям игра понравилась, и после лагеря друзья решили попробовать монетизировать идею. В 2011 году они впервые провели коммерческую игру на дне рождения одной из знакомых. В этой версии сценария шести участникам нужно было выбраться из заброшенного дома. Но результатом герои остались недовольны: игра растянулась на 3,5 часа, все устали, а еще оказалось, что продуманы не все действия игроков.
Вновь про игру вспомнили в 2013 году, когда Никита на несколько недель попал в больницу. Запутанные помещения и разнообразие больничных запахов так его впечатлили, что он предложил переработать сценарий: перенести место действия в больницу, а к повязкам на глаза и текстам ведущего добавить запахи. В ходе обсуждения решили задействовать и остальные органы чувств: осязание и вкус.
В это время в Москве как раз открылись первые квест-комнаты, и ребята поняли, что нашли свой рынок. Название придумали со смыслом: «Морфеус» обыгрывает тему сна и закрытых глаз, а «ответ Гиппократа» отсылает к месту действия — больнице.
Кто в команде
Первый год Никита, Александр и Петр сами вели игры и отыгрывали нужных персонажей. Через 8 месяцев, когда среднее количество игр в неделю увеличилось до 15, стали набирать актеров. Первыми двумя стали школьные друзья, следующих набирали по объявлениям в соцсетях. Кандидатов просили прочитать по Скайпу отрывок из «Мастера и Маргариты». Если все друг другу нравились, актеры проходили обучение. В среднем оно длилось 2—3 недели, или 20—30 часов чистого времени.
Сейчас в команде 8 актеров, которые сменяют друга друга. За шоу актер получает 800—1000 Р, в месяц выходит по-разному: от 15 000 до 70 000 Р в зависимости от нагрузки актера.
От качества актерской игры сильно зависит уровень погружения зрителей в воображаемый мир: зритель должен поверить, что рядом с ним умирает человек или раздаются выстрелы. Поэтому все шоу записывают на аудио и потом выборочно прослушивают, чтобы проверить актеров. Занимается этим бывшая актриса, которая проработала на шоу больше двух лет и хорошо знает процесс изнутри. За анализ одного спектакля с рекомендациями для актеров она получает 350 Р.
Еще в команде есть администратор, он принимает входящие звонки, составляет расписание актеров, отправляет подарочные сертификаты и помогает управляющему в мелких задачах. Зарплата администратора — 10 000 Р. Для бухгалтерских задач вроде учета трат и подготовки отчетности привлекают знакомого бухгалтера, в квартал на него уходит тоже около 10 000 Р.
За 5 лет работы в проект пришли около двадцати человек, а ушли восемь. Трое перешли с позиции актера на другие. Так в марте 2016 года один из актеров, Глеб, стал управляющим московской точки и активно занялся развитием франшизы.


Как работает бизнес
Шоу играют в арендованном помещении в центре Москвы. В феврале в месяц проходило около 130 спектаклей: по 3—5 в будние дни и до 10 — в выходные. В среднем на шоу были заняты пять мест из шести доступных.
Стандартный билет стоит 2800 Р. Также можно купить подарочный сертификат с открытой датой — 3500 Р на человека. Еще бывают закрытые сеансы для двоих за 7500 Р: туда приходят на романтические свидания. С момента открытия шоу было продано 437 сертификатов и 22 билета на закрытый сеанс. Всего в месяц продается от 500 до 700 билетов. Самое популярное время — вечера четверга, пятницы и субботы. На это время билеты раскупаются за несколько дней до спектакля.
Основной канал продвижения — Инстаграм и контекстная реклама. Рекламу в Инстаграме размещает управляющий, а контекстной рекламой занимается отдельный специалист-фрилансер за 15 000 Р в месяц. Это обеспечивает основной поток клиентов.
Около 30% зрителей приходят с интернет-афиши всех российских иммерсивных спектаклей «Иммерсивный-ру». Размещение анонса обходится в 40 000 Р ежемесячно.



Ежемесячные расходы за 4 квартал 2019 — 662 518 Р
Зарплата администратора и актеров | 220 700 Р |
Налоги | 152 468 Р |
Продвижение | 150 000 Р |
Аренда и коммунальные расходы | 65 000 Р |
Эквайринг 3,5% | 34 860 Р |
Хозяйственные товары | 18 000 Р |
Расходники на спектакли | 9000 Р |
Интернет, телефония | 7500 Р |
Абонентская плата за систему покупки билетов Hesus | 3200 Р |
Онлайн-касса | 1300 Р |
Ведение расчетного счета | 490 Р |
Сколько стоил запуск квеста
Проект начинался как квест-комната — она открылась в апреле 2015 года. На запуск предприниматели потратили 611 200 Р. Вот что они сделали:
- Написали и протестировали сценарий.
- Разработали специальное программное обеспечение для ведущего.
- Разработали сайт квеста, придумали логотип и слоган.
- Нашли помещение под игру.
- Закупили оборудование, мебель и реквизит.
- Зарегистрировали ИП.
- Запустили рекламу.
Сценарий и тестовые игры. Сценарий герои писали сами, опираясь на студенческий опыт ролевых игр. С несколькими вопросами обратились к знакомым психологам.
Чтобы не повторять неуспешный опыт первой игры, герои провели 35 тестовых игр с друзьями и знакомыми. После игры собирали отзывы: что понравилось, что не очень, что было непонятно или казалось неправдоподобным. По ходу дела корректировали сценарий.
В первых играх ведущий часто наталкивался на действие игрока, которого не было в сценарии. Но постепенно сценарий дополнялся и превратился в большую блок-схему. Постепенно ребята поняли, что игроков нужно вести к победе — так они получают больше положительных эмоций от игры.
На проведение тестовых игр предприниматели потратили около 150 000 Р. Это расходы на аренду помещения, ноутбук, колонки и реквизит — например, ингредиенты для создания запахов.


Разработка приложения и сайта. Через месяц тестирования герои поняли, что игра затягивается из-за отсутствия автоматизации. Ведущий не мог быстро реагировать на выбор игроков, потому что ему приходилось перелистывать кучу бумажек.
Тогда привлекли знакомых программистов-фрилансеров. Те разработали компьютерную программу, в которую внедрили все ветки сценария, подсказки для актеров и звуковое сопровождение игры. За это предприниматели заплатили 150 000 Р.
Еще за 120 000 Р те же программисты сделали сайт, куда встроили внешнюю систему бронирования и оплаты. Дизайн-макет сайта, а также логотип и слоган герои сделали сами вместе с друзьями, чтобы сэкономить.
Аренда помещения. На первом этапе решили использовать свободную комнату в помещении в центре Москвы, которое арендовал Никита под интернет-магазин. Ремонт делать не стали: игроки все равно были в повязках и не могли видеть интерьер. Аренда комнаты стоила 40 000 Р в месяц.


Закупка оборудования и мебели. Для качественного воспроизведения звуков купили оборудование: компьютер, монитор, микрофон с микшером, звуковую систему, сетевые фильтры. Все вместе обошлось в 43 500 Р. Из мебели понадобились 6 кресел, стол и стул для ведущего, стеллажи. Из реквизита — повязки и мелочи из сюжета. На мебель и реквизит потратили 63 200 Р.
Регистрация ИП. Перед официальным анонсом квест-комнаты герои оформили ИП на УСН. За оплату пошлины, изготовление печати и открытие расчетного счета отдали 3500 Р. Выбрали код ОКВЭД: 93.2 — деятельность в области отдыха и развлечений. Деньги у клиентов принимали наличными до 2018, пока не приобрели онлайн-кассу.
Запуск рекламы. В апреле 2015 года герои разместили свою квест-комнату на сайте квест-сети «Выход» и агрегаторах «Мир квестов» и «Гильдия квестов». На этом сайте желающие поиграть искали и бронировали интересные квесты. С каждой игры «Выход» получал 15% комиссионных, а агрегаторы — по 30%.
В марте, за месяц до запуска, запустили рекламную кампанию: таргетированную рекламу в Фейсбуке, Вконтакте и Инстаграме и контекстную рекламу в Яндексе и Гугле. Размещением рекламы занимались сами. В рекламе сделали упор на то, что это квест нового формата, где все происходит в воображении. Ориентировались на типовую аудиторию квест-комнат: молодых образованных горожан от 20 до 40, принадлежащих к среднему классу, любящих экспериментировать и общаться в компаниях. В итоге еще до официального открытия почти все доступные временные слоты были забронированы.
Всего на продвижение за первые полгода потратили 160 000 Р.


Деньги на запуск герои брали из своих личных доходов: параллельно с открытием бизнеса они работали в найме.
В первой версии квест был рассчитан на команду от 2 до 6 человек и стоил 5000 Р с команды независимо от количества игроков. Точного времени проведения не было: квест проводили, если была бронь. За первые полгода квест-комнату посетили около 150 команд. На этом ребята сделали выручку около 600 000 Р, а прибыль составила около 100 000 Р.
Траты на запуск квеста — 611 200 Р
Тестирование сценария | 150 000 Р |
Создание программного обеспечения | 150 000 Р |
Создание сайта и брендинг-материалов | 135 000 Р |
Закупка оборудования | 43 500 Р |
Аренда помещения за 1 месяц | 40 000 Р |
Закупка мебели | 32 600 Р |
Повязки для игры и мелкий реквизит | 30 600 Р |
Реклама в течение 1 месяца | 26 000 Р |
Регистрация ИП | 3500 Р |
Переезд и ребрендинг
В 2017 году квест переехал: интерес аудитории рос. Найти новое помещение помог знакомый риелтор за 5000 Р. Это был подвал старого дома площадью 30 м² с туалетом недалеко от станции метро «Арбатская». Аренда стоила 65 000 Р.
Ремонт ребята делали сами с помощью знакомого дизайнера и двух отделочников: покрыли пол ковролином, покрасили стены и украсили их зеркалами, фотографиями и шторами. За услуги отдали 120 000 Р, а на стройматериалы ушло 57 250 Р. Еще за 33 000 Р сделали зеркало во всю стену, чтобы визуально увеличить помещение. Также докупили по мелочи: этажерки, чайник, лампы, вешалки для одежды, пылесос. Все расходы оплачивали из прибыли прошлых месяцев.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |




Траты на переезд — 402 700 Р
Два месяца аренды | 130 000 Р |
Зарплата рабочим | 120 000 Р |
Мебель, посуда | 66 950 Р |
Стройматериалы | 57 250 Р |
Гонорар дизайнеру | 20 000 Р |
Комиссия риелтору | 5000 Р |
Вывеска | 3500 Р |
Еще до переезда предприниматели заметили, что посещаемость квеста падает — иногда до трех раз относительно пиковых значений. Схожая статистика была и у других знакомых квест-комнат. Складывалось впечатление, что аудитория «наигралась».
Как раз тогда в Москве появился первый иммерсивный спектакль «Черный русский». Он получил очень хорошие отзывы. Критики писали, что за иммерсивным театром будущее. Глеб, тогдашний управляющий, сходил на спектакль — и понял, что «Морфеус» тоже работает по законам иммерсивности. В шоу были актеры, спецэффекты, а главное — зрители становились главными действующими лицами.
Тогда герои решили сменить позиционирование. Главным отличием стала возможность покупать билеты не на целую компанию, а на отдельного участника — как в театре. Для этого перешли на новую систему онлайн-бронирования Hesus.
Для разработки нового логотипа и рекламных дизайн-макетов обратились к знакомому специалисту. Его работа стоила 50 000 Р. Новый сайт Глеб собрал самостоятельно — потратили только 6000 Р на годовую подписку на конструктор сайтов «Тильда». Еще Глеб сам занимался афишами и другими маркетинговыми материалами, а также рекламными кампаниями. Дополнительно снова оформили ИП на УСН с 6% налога с каждого бронирования. За это заплатили 3500 Р. И купили онлайн-кассу за 37 500 Р.
Сценарий доработали так, чтобы у зрителей было больше свободы выбора в действиях. В итоге добавили одного актера и «плохой» вариант финала — смерть зрителя.
В мае 2018 года «Морфеус» запустился как иммерсивное шоу. Первые шесть месяцев было сложно: проходило всего 4—12 шоу в месяц. Прибыль появилась только на шестой месяц, когда прошли 24 спектакля. С сентября 2018 шоу стало стабильно заполняться.
Траты на ребрендинг — 113 600 Р
Разработка логотипа и дизайн-макетов | 60 000 Р |
Покупка онлайн-кассы | 37 500 Р |
Система онлайн-бронирования, оплата за 6 месяцев | 6600 Р |
Подписка на «Тильду» | 6000 Р |
Регистрация ИП | 3500 Р |
Как устроена франшиза
Герои начали продавать франшизы через полгода после запуска квеста осенью 2015 года. За паушальный взнос в 150 000 Р и роялти 10—15% они предлагали:
- Программное обеспечение с подробным сценарием, сюжетными ходами, подсказками для актеров и ведущего и всеми звуками.
- Ключевую часть реквизита.
- Копию сайта с возможностью встроить свою систему покупки билетов.
- Маркетинговые материалы и стратегии.
- Помощь в поиске и подборе актеров.
- Обучение персонала франчайзером.
- Поддержку 24/7.
Первую франшизу купила команда из Самары — один из ее членов сходил на квест в Москве, впечатлился и захотел открыть его в своем городе. Именно он подал предпринимателям идею так быстро продавать франшизы. Еще 10 франшиз продали через квест-сеть «Выход» за комиссию 10% от паушального взноса и 20% от роялти. Остальные франшизы разошлись через сарафанное радио. Всего за пять лет их было продано около 30: во Владивостоке, Кемерове, Волгограде, Белгороде, Барнауле, Перми, Пятигорске и других городах России, а также Хорватии, Словении и США. Выручку с продажи франшиз герои оценивают в 3 млн Р, а прибыль — в 1—2 млн Р.

![]() | ![]() |


Новая сцена и карантин
Осенью 2019 года герои поняли, что теряют часть аудитории из-за того, что одновременно могут играть только один спектакль. Чтобы параллельно играть две сцены, решили переехать в более просторное помещение.
С переездом чуть не случилась неприятная ситуация. Первое помещение, которое нашли предприниматели, принадлежало ТСЖ и сдавалось в субаренду. Решили проверить документы. Оказалось, что у самого арендатора срок аренды истекает буквально через месяц, а продлить его он по каким-то причинам не может. К счастью, внести залог еще не успели.
В итоге остановились на подвале жилого дома у станции метро «Краснопресненская», который нашли на «Циане». Площадь нового помещения — 110 м², аренда стоит 110 500 Р. Весь ноябрь герои делали там ремонт и успели открыться перед праздниками. С декабря количество спектаклей увеличилось: с 3 до 5 в будни и с 5—6 до 10 в выходные.
Предприниматели продолжают дорабатывать интерьер. На конец февраля траты на обустройство нового помещения составили около 1 млн рублей. Деньги берут из прибыли — большую ее часть ребята с самого начала откладывают на развитие проекта.


В марте герои отпраздновали пятилетие. В планах на тот момент было доделать новое помещение, разработать еще несколько сценариев игры с закрытыми глазами и активно развивать франшизу. Но уже через пару недель стало понятно, что из-за коронавируса и объявленного карантина планы придется отложить.
В последний день марта герои запустили шоу «Морфеус» в приложении видеоконференций Zoom. Они предложили аудитории спектакль с теми же историей и механикой взаимодействия, но без запахов и кинестетики. Длительность осталась прежней — 1,5 часа, а стоимость снизилась с 2800 Р до 999 Р. Для запуска такого формата потребовалось адаптировать программное обеспечение — 5000 Р, перевезти оборудование на дом актерам — 2000 Р, перезапустить рекламную кампанию — 44 000 Р.
За две недели апреля авторам проекта удалось отыграть 15 спектаклей и продать 94 билета. Обычно за такой период играют 60 представлений. Арендодатели пошли навстречу и сделали скидку 50%, но герои все равно остаются в минусе. Пока приходится тратить сбережения, которые остались после недавнего ремонта. Сейчас они ищут способы, как конкурировать с большим количеством бесплатного развлекательного контента. Вполне вероятно, что после отмены карантина онлайн-формат закрепится наравне с обычными спектаклями.