Почему не выживают партнерства: 3 причины
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
О себе
Специалист по связям с общественностью, дипломированный коуч, бизнес-медиатор
Проблема
Накопление недовольства в партнерских отношениях может привести к серьезным конфликтам. Недостаток эффективной коммуникации и умения разрешать споры мешает сторонам находить общий язык и решать проблемы, что требует вмешательства медиатора для достижения понимания и компромисса. Когда мы говорим о том, что партнеры ссорятся, часто представляется серьезная проблема. Откровенный обман, срыв контракта, или иной серьезный проступок, после которого «нельзя так, как было раньше».
Возможно кому-то покажется это удивительным, но причина конфликтов часто кроется не в конкретном событии, а в длительных коммуникационных нарушениях. Все то, что на старте отношений кажется «и так понятным и не требующим обсуждения» на проверку разъединяет сильнее всего, незаметно размывая фундамент. Часто психологи и медиаторы встречаются с партнерами в тот момент, когда проблема достигла апогея.
Самые распространенные причины конфликтов
- Разные ценности и подходы к ведению бизнеса. «Это же очевидно. Зачем это обсуждать, любой здравомыслящий человек будет хотеть и действовать только так». Мы разные. Встретив будущего партнера, мы ищем в нем то, что нас будет объединять, что будет усиливать. Но при этом забываем проговорить и подумать о том, чем мы будем отличаться. Можете ли вы сказать, какие ценности у вашего партнера?
- Разное видение стратегии развития бизнеса. Сложная и непредсказуемая экономическая ситуация достает на поверхность первичные защиты человека. Знаете ли вы, как ваш партнер реагирует на стресс и любую входящую информацию? Становится ли он подозрительным, тревожным, мнительным? А как ведете себя вы?
- Один из партнеров думает, что делает больше, но получает несоразмерно. Никто никогда не сможет оценить наш вклад так, как мы думаем, этого заслуживаем. Мы всегда склонны переоценивать свой вклад и недооценивать вклад всех остальных. Поэтому в условиях отсутствия разделения обязанностей и понятных договоренностей часто каждый чувствует себя недооцененным.
Куда ведут эти причины? Поначалу каждая из перечисленных причин кажется незначительным разногласием — мелочью, которую можно исправить по ходу дела. Но на деле эти маленькие «нестыковки» складываются в снежный ком взаимных обид.
Представьте себе двух людей, которые решили построить дом, но один хочет кирпичный, а другой — из дерева. Вместо того чтобы договориться на старте, они начинают строить два дома на одном фундаменте. Логика проста: «в процессе решим». Итог? Фундамент рушится, а оба дома становятся непригодными для жизни.
Теперь применим эту метафору к партнерским отношениям. Если базовые принципы сотрудничества не обсуждены заранее, партнеры рискуют превратиться в противников, каждый из которых защищает «свою половину дома».
Как предотвратить
Во-первых, необходимо научиться говорить о сложных вещах в самом начале. Как видите то, что чаще всего разрушает партнерские отношения, мы привыкли обсуждать в последнюю очередь.
«Мы разные» — это не угроза, а факт. Чем быстрее партнеры примут эту реальность, тем проще будет договориться. То, что кажется понятным и естественным для одного, может быть странным и нелогичным для другого и лучший способ об этом узнать — поговорить. Например, если вы понимаете, что ваш партнер ценит скорость принятия решений, а вы склонны тщательно анализировать, обговорите, как вы будете принимать важные решения. Не избегайте этой темы из страха выглядеть «слишком дотошным» или из предположения, что «все итак ясно, зачем это обсуждать?».
Во-вторых, важно выстроить прозрачные механизмы распределения обязанностей и контроля результатов.
Здесь ключевое слово — «прозрачные». Когда каждый понимает, за что он отвечает и как его вклад будет оценен, вероятность взаимных обвинений существенно снижается. Подумайте: как вы оцениваете свой вклад в партнерство? Что важно для вас, чтобы чувствовать себя ценным участником? Задайте тот же вопрос партнеру.
Важно не просто обсудить, кто за какое направление отвечает, но конкретно детализировать: что будет являться результатом работы каждого из партнеров? Какими ресурсами при этом каждый может пользоваться? Какие действия вы будете предпринимать, если результаты не будут достигнуты? Как вы будете информировать друг друга о процессе работы?
В-третьих, научитесь распознавать первые сигналы напряжения. У каждого из нас есть своя «точка кипения». Обычно недовольство не приходит в один день, оно копится постепенно. Если вы замечаете, что партнер стал закрытым, чаще говорит с раздражением или избегает обсуждения сложных вопросов, это звоночек. Задайте себе вопрос: «Что могло его расстроить? Есть ли что-то, что я упустил?».
Когда без медиатора не обойтись
Иногда партнеры достигают точки, где самостоятельно решить конфликт уже невозможно. В этом случае вмешательство медиатора становится необходимостью. Важно понимать, что медиатор не будет «мирить любой ценой» и не представлять чьи — то интересы.
Роль медиатора в конфликте намного шире, чем простое разрешение споров. Он действует как независимый посредник, который помогает сторонам выйти из замкнутого круга взаимных обвинений и найти конструктивные решения. Его задача — выстроить беседу таким образом, чтобы стороны могли разговаривать конструктивно. В этом случае он выступает «на стороне бизнеса».
Чем может помочь профессиональный посредник?
- Услышать друг друга — без обвинений и «перетягивания каната». Если конфликт уже случился — тогда важно проговорить все, что произошло так, чтобы не нести этот эмоциональный багаж дальше. Важно создать безопасную нейтральную атмосферу, где каждая из сторон будет чувствовать себя услышанной. Часто партнеры не могут разговаривать открыто из-за страха эскалации конфликта. Медиатор помогает выстроить беседу так, чтобы каждый мог проговорить свои эмоции и переживания и это не привело к ухудшению положения.
- Найти точки соприкосновения, где ваши интересы совпадают. В конфликте важно уметь отделить эмоции от фактов, работать и с эмоциональной стороной, и с когнитивной.. Через грамотное задавание вопросов медиатор помогает сторонам понять, где их цели совпадают, и выстраивает мосты, которые могут привести к компромиссу.
- Разработать план действий, который устроит обе стороны. Медиатор выступает своего рода «переводчиком», который помогает сторонам выразить свои позиции четко и понятно. Это снижает вероятность разночтений и дает возможность зафиксировать договоренности так, чтобы каждая сторона понимала свои обязательства.
- Создать новые правила. Правильно урегулированный конфликт — это подарок. Он дает возможность нам понять, чем хочет второй человек, улучшить коммуникацию и создать новые механизмы взаимодействия, которые помогут предотвратить подобные случаи в будущем.
Партнерство — это не только про бизнес. Это про отношения, в которых важны честность, доверие и взаимное уважение. Отношения, которые требуют работы. И чем раньше вы начнете эту работу, тем выше шанс построить «дом мечты», а не поле для битвы.