Из-за карантина многие бизнесы остановились или были вынуждены заняться чем-то еще. Но чтобы начать работу в новой сфере, сначала нужно добавить новый код деятельности — ОКВЭД.

Вы в налоговую — а они не принимают. Но даже после отмены самоизоляции сделать все это удаленно намного удобнее.

Если предприниматель решает начать работать в новой сфере или закрыть ИП, то изменения нужно внести в ЕГРИП — единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Если у вашего бизнеса открывается новое направление, нужно добавить новый код ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Как подобрать коды ОКВЭД и зачем они нужны, мы рассказывали в отдельном разборе.

Изменения в ЕГРИП можно внести лично, для этого нужно прийти с документами в налоговую. Но во время самоизоляции так делать нельзя. Зато есть несколько вариантов подать заявление удаленно: по обычной почте или онлайн — через личный кабинет ИП на сайте налоговой или через специальный сервис. В первом случае придется скачивать программы, во втором — заполнить формы онлайн. Закрыть ИП онлайн можно без электронной подписи, об этом уже мы сделали инструкцию. А вот сменить ОКВЭДы без электронной подписи не получится.

В 2019 году я сделал себе электронную подпись, а в мае 2020 года сменил ОКВЭДы в режиме самоизоляции. В статье расскажу, как это сделать и не сломать себе голову.

Льготы не получить, если поменять ОКВЭД сейчас

Пострадавшим из-за коронавируса отраслям государство оказывает поддержку. Но важно понимать: эти меры относятся к основному ОКВЭДу компании на 1 марта. Например, малому и среднему бизнесу с определенными ОКВЭДами выплачивают зарплатные гранты, дают кредитные каникулы и снижают суммы страховых взносов.

Если вы не попали в список пострадавших отраслей, менять ОКВЭД только ради льгот сейчас бессмысленно — их все равно не дадут.

Что за ЕГРИП

Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей — это картотека малого бизнеса.

В реестре на каждого предпринимателя заведена своя запись, которая содержит:

  1. Основной государственный регистрационный номер ИП — ОГРН.
  2. Персональные данные ИП: ФИО и адрес.
  3. Коды по ОКВЭД — то есть чем занимается или планирует заниматься предприниматель. Основной ОКВЭД — это вид деятельности, который приносит больше всего прибыли. Он может быть только один. Дополнительные ОКВЭДы можно указывать без ограничений.
Лист записи ЕГРИП. Здесь указаны сведения о предпринимателе, которые содержатся в реестре: ОГРН, основной ОКВЭД, дополнительные ОКВЭДы
Лист записи ЕГРИП. Здесь указаны сведения о предпринимателе, которые содержатся в реестре: ОГРН, основной ОКВЭД, дополнительные ОКВЭДы

Что можно делать в ЕГРИП:

  1. Открывать ИП. Инструкцию, как открыть ИП удаленно при помощи электронной подписи, мы уже выпустили ранее.
  2. Менять или добавлять виды деятельности. Когда вам нужно поменять или добавить ОКВЭДы.
  3. Закрывать ИП.

Если вы сменили адрес регистрации, делать ничего не нужно — налоговая узнает об этом сама и поменяет его автоматически.

Есть несколько способов внести изменения в ЕГРИП:

  1. Лично прийти в отделение налоговой или в МФЦ. С собой взять ИНН и паспорт.
  2. По обычной почте. При этом подпись на заявлении и копию паспорта нужно заверить у нотариуса, а потом ждать письма с документами.
  3. Онлайн без электронной подписи на сайте налоговой или на сайте госуслуг. Так можно открыть и закрыть ИП, но поменять ОКВЭДы без электронной подписи сервис не предлагает.
  4. Онлайн с электронной подписью.
Как вести бизнес без штрафов
Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Как сделать электронную подпись

Электронная подпись (ЭП) — это онлайн-аналог вашей подписи на бумаге. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу и работает без нотариального заверения.

ЭП бывает трех видов: простая, неквалифицированная и квалифицированная. Чтобы вносить изменения в ЕГРИП, нужна квалифицированная — КЭП. Ее покупают в удостоверяющем центре. Эта организация уполномочена выдавать электронные подписи и оказывать услуги по криптозащите информации. Она прошла сертификацию ФСБ и аккредитацию Минкомсвязи, и ей доверяют государственные органы.

Найти удостоверяющий центр можно в списках аккредитованных центров на сайте Минкомсвязи или на сайте уполномоченного федерального органа.

На сайте УФО можно выбрать центр в вашем городе, где выдают электронную подпись
На сайте УФО можно выбрать центр в вашем городе, где выдают электронную подпись

Цена электронной подписи зависит от задач, для которых она подходит, срока действия и региона. В Москве ЭП стоит от 3000 Р, а в Хакасии, например, может стоить от 2000 Р. Обратите внимание, входит ли в цену флешка — носитель, на который запишут электронную подпись. Иногда стоимость указывают без нее, чтобы предложение выглядело привлекательнее.

Сверьтесь со своими планами. Возможно, ЭП понадобится вам не только чтобы подписывать документы в налоговую. Подробнее, как приобрести электронную подпись и для чего ее можно использовать, мы рассказали в отдельном гайде.

Если подпись вам нужна только для налоговой, то перед покупкой уточните у менеджера, можно ли выпустить электронную подпись дешевле — без ненужных опций. Если вы хотите разово подать заявление в налоговую, и больше ЭП в течение года вам не понадобится, вряд ли стоит вообще на нее тратиться.

Электронная подпись требуется для участия в закупках, имущественных торгах, работы на порталах различных ведомств
Электронная подпись требуется для участия в закупках, имущественных торгах, работы на порталах различных ведомств
Когда определитесь с параметрами электронной подписи, удостоверяющий центр вышлет форму заявления и счет
Когда определитесь с параметрами электронной подписи, удостоверяющий центр вышлет форму заявления и счет

Сертификат выдают лично в сервисном центре. От ИП потребуется:

  1. Копия паспорта, развороты с фото и пропиской.
  2. Копия СНИЛС.
  3. Копия ИНН.
  4. Копия документа, где указан ОГРНИП: выписки из ЕГРИП или уведомления о постановке на учет в налоговой.
В качестве документа с ОГРНИП я привез уведомление о постановке на учет в налоговой
В качестве документа с ОГРНИП я привез уведомление о постановке на учет в налоговой

Я живу в Омске, приобретал ЭП для участия в госзакупках, но для налоговой она тоже подходит. В нашем городе электронная подпись с такими функциями стоит 4500—6000 Р. В итоге купил ЭП на год за 4500 Р. Можно было доплатить, чтобы сертификат выпустили в течение часа, но я не стал. Сумма доплаты зависит от характеристик подписи.

Если не доплачивать за срочность, электронную подпись делают за 1—3 рабочих дня.

Электронную подпись дают в виде сертификата на флешке. Чтобы работать с ней, нужно вставить флешку в компьютер и настроить сертификат
Электронную подпись дают в виде сертификата на флешке. Чтобы работать с ней, нужно вставить флешку в компьютер и настроить сертификат
Настраиваем сертификат — создаем ключ, генерируем пароль
Настраиваем сертификат — создаем ключ, генерируем пароль
Дальше нужно настроить и установить компоненты
Дальше нужно настроить и установить компоненты

У меня часть настройки прошла автоматически, а потом я звонил в удостоверяющий центр, где приобрел электронную подпись — они удаленно подключались к моему компьютеру и что-то там настраивали, меняли настройки браузеров.

Мне очень понравилась поддержка в моем удостоверяющем центре. Когда возникали какие-то сложности, они всегда старались помочь, даже если проблемы были не связаны с работой подписи. Когда срок действия сертификата подходил к концу, мне позвонили и предложили продлить действие подписи. Звонили и конкуренты, но по ценам предлагали примерно то же.

Потом объявили самоизоляцию, и мой бизнес полностью встал — я провожу уличные и квартирные социологические опросы. Но электронная подпись все равно пригодилась: с ее помощью я удаленно сменил ОКВЭДы. Для этого ФНС предлагает два способа.

Продлить работу электронной подписи на год стоило 4000 <span class=ruble>Р</span>, то есть на 500 <span class=ruble>Р</span> дешевле, чем сделать новую
Продлить работу электронной подписи на год стоило 4000 Р, то есть на 500 Р дешевле, чем сделать новую

СПОСОБ 1
Внести изменения в ЕГРИП через специальные программы

Эти программы скачивают с сайта налоговой, но у меня они не заработали. Возможно, я что-то криво установил, а, может, кривые сами программы. Потратил полдня, но так и не понял, работает ли этот способ.

Если тоже хотите попробовать, зайдите в личный кабинет ИП на сайте ФНС. Щелкните по своему имени вверху и зайдите во вкладку «Персональные данные». Промотайте вниз, там есть три кнопки: «Получить выписку из ЕГРИП», «Внести изменения в сведения об ИП» и «Прекратить деятельность в качестве ИП». Нажимайте вторую или третью. Вам сначала предложат перейти на специальный сервис ФНС и подать заявление через него — так действительно проще, но этот способ разберем ниже. Нажимаете «Продолжить в личном кабинете ИП».

Вы попадете на страницу «Внесение изменений в сведения об ИП / Прекращение деятельности в качестве ИП». Нажимаете «Далее», там нужно приложить комплект документов и отправить его. Если вы понимаете, что это за комплект — вам повезло. Мы пока этого не знаем, поэтому нажимаем на ссылку «Подготовка пакета электронных документов для&nbsp;государственной регистрации»
Вы попадете на страницу «Внесение изменений в сведения об ИП / Прекращение деятельности в качестве ИП». Нажимаете «Далее», там нужно приложить комплект документов и отправить его. Если вы понимаете, что это за комплект — вам повезло. Мы пока этого не знаем, поэтому нажимаем на ссылку «Подготовка пакета электронных документов для государственной регистрации»
Попадаем на страницу с программным обеспечением и скачиваем его
Попадаем на страницу с программным обеспечением и скачиваем его
Дальше при&nbsp;работе с этим софтом начались проблемы. В итоге программа ФНС сообщила, что у меня не указан адрес, хотя я указал. С этой ошибкой я справиться не смог, поэтому советую использовать второй способ
Дальше при работе с этим софтом начались проблемы. В итоге программа ФНС сообщила, что у меня не указан адрес, хотя я указал. С этой ошибкой я справиться не смог, поэтому советую использовать второй способ

СПОСОБ 2
Внести изменения через сервис на сайте ФНС

Для этого необходимо авторизоваться на странице сервиса, заполнить заявление и отправить его.

Авторизуемся на сервисе ФНС. На первой странице сервиса выбираем кнопку «Вносим изменения», если меняете ОКВЭДы, или «Прекращаем», если закрываете ИП. Я покажу на примере смены кодов ОКВЭД.

Авторизоваться можно через:

  1. электронную почту и пароль;
  2. личный кабинет налогоплательщика;
  3. электронную подпись;
  4. учетную запись портала госуслуг.
После этого вы попадаете на страницу «Индивидуальные предприниматели». Нажимаем на кнопку «Заполнить новое заявление»
После этого вы попадаете на страницу «Индивидуальные предприниматели». Нажимаем на кнопку «Заполнить новое заявление»
Вам предложат выбрать способ подачи заявления: по почте или электронно. Подать заявление на закрытие ИП в электронном виде можно с электронной подписью или без&nbsp;нее, а на смену ОКВЭДов — только с ЭП
Вам предложат выбрать способ подачи заявления: по почте или электронно. Подать заявление на закрытие ИП в электронном виде можно с электронной подписью или без нее, а на смену ОКВЭДов — только с ЭП

Заполняем заявление. Сначала вносите персональные данные и указываете, чего хотите. В моем случае — внести изменения в сведения о кодах по ОКВЭД.

Главное начинается на втором шаге, страница «Редактирование». Здесь мы выбираем коды по ОКВЭД. Будет три поля: основной код, дополнительные коды, которые добавляем, и дополнительные коды, которые исключаем.

Чтобы внести второй дополнительный код, просто щелкаем по уже заполненному полю. Если хотите исключить ОКВЭДы, вы увидите список текущих кодов — выберите те, от которых решили отказаться.

На шаге «Ввод данных» у вас попросят указать гражданство, электронную почту и ОГРНИП
На шаге «Ввод данных» у вас попросят указать гражданство, электронную почту и ОГРНИП
На шаге «Редактирование» поле «Основной код» заполняете, если меняете основной ОКВЭД, остальные поля по аналогии
На шаге «Редактирование» поле «Основной код» заполняете, если меняете основной ОКВЭД, остальные поля по аналогии
Чтобы внести основной ОКВЭД, щелкаем по его полю. Откроется классификатор. Выбираем оттуда код, отмечаем галочкой и жмем «Ок». Чтобы внести дополнительные коды, повторяем то&nbsp;же самое — столько раз, сколько нужно
Чтобы внести основной ОКВЭД, щелкаем по его полю. Откроется классификатор. Выбираем оттуда код, отмечаем галочкой и жмем «Ок». Чтобы внести дополнительные коды, повторяем то же самое — столько раз, сколько нужно
Я поменял местами основной и один из дополнительных кодов и добавил два новых дополнительных. Исключать ничего не стал, поэтому это поле пустое
Я поменял местами основной и один из дополнительных кодов и добавил два новых дополнительных. Исключать ничего не стал, поэтому это поле пустое
Когда заполнили ОКВЭДы, не нажимайте сразу «Далее». На этой&nbsp;же странице нажмите ссылку «Контактная информация и способ получения документов». Если выберете «Выдать заявителю», за результатом придется идти в ту налоговую, куда направили заявление. Если выбрать доставку почтой, результат пришлют бесплатно, но ждать придется дольше
Когда заполнили ОКВЭДы, не нажимайте сразу «Далее». На этой же странице нажмите ссылку «Контактная информация и способ получения документов». Если выберете «Выдать заявителю», за результатом придется идти в ту налоговую, куда направили заявление. Если выбрать доставку почтой, результат пришлют бесплатно, но ждать придется дольше

Отправляем заявление. После того как выбрали ОКВЭДы, указали контакты и способ доставки, нажимаем «Далее».

На этапе отправки нужно будет приложить фотографию или скан паспорта. Налоговая предъявляет несколько требований к изображению: просят размер до 2 Мб, расширение.tif или.tiff, черно-белое изображение и разрешение 300 × 300 dpi.

На шаге «Проверка» сервис сделает проверку, и на шаге «Итоги» мы увидим готовое заявление. Можно его скачать и проверить
На шаге «Проверка» сервис сделает проверку, и на шаге «Итоги» мы увидим готовое заявление. Можно его скачать и проверить
На следующем шаге заявление уже готово к отправке, нужную инспекцию и ее адрес сервис нашел автоматически, но требуется приложить паспорт
На следующем шаге заявление уже готово к отправке, нужную инспекцию и ее адрес сервис нашел автоматически, но требуется приложить паспорт
У меня уже были готовые цветные сканы, и я не знаю, с какими параметрами их делали, но переделывать не стал. Просто пересохранил в формате .tif, сжал до 2 Мб — и файл прикрепился, загорелась кнопка «Далее». Думаю, что остальные требования излишни
У меня уже были готовые цветные сканы, и я не знаю, с какими параметрами их делали, но переделывать не стал. Просто пересохранил в формате.tif, сжал до 2 Мб — и файл прикрепился, загорелась кнопка «Далее». Думаю, что остальные требования излишни

На следующем шаге в игру вступает электронная подпись. Сервис находит электронную подпись на компьютере или флешке, вы увидите ее описание в поле «Выберите сертификат». Если у вас их несколько, будет несколько вариантов — придется выбрать подходящий. Нажимаем «Подписать и отправить».

Ожидаем результат. Не позднее трех рабочих дней налоговики должны прислать сообщение о результатах рассмотрения заявки.

Электронная подпись понадобится на последнем шаге, когда вы отправите заявление
Электронная подпись понадобится на последнем шаге, когда вы отправите заявление
Комплект документов улетает в инспекцию, заявлению присваивается номер
Комплект документов улетает в инспекцию, заявлению присваивается номер
На электронную почту сразу должно прийти уведомление, что документы направлены в налоговую. Позже придет расписка в получении документов
На электронную почту сразу должно прийти уведомление, что документы направлены в налоговую. Позже придет расписка в получении документов
Мне сообщение из налоговой пришло на электронную почту через пять рабочих дней. В этом письме прислали лист записи ЕГРИП — отчет налоговой о проведенных изменениях
Мне сообщение из налоговой пришло на электронную почту через пять рабочих дней. В этом письме прислали лист записи ЕГРИП — отчет налоговой о проведенных изменениях
В листе записи ЕГРИП сказано, какие ОКВЭДы добавили, какие исключили
В листе записи ЕГРИП сказано, какие ОКВЭДы добавили, какие исключили

Запомнить

  1. Чтобы открыть и закрыть ИП или поменять вид деятельности, изменения нужно внести в ЕГРИП.
  2. Изменения в ЕГРИП вносят лично при визите в налоговую или МФЦ или удаленно. Поменять информацию удаленно можно по почте или онлайн — через программу или сервис на сайте ФНС.
  3. Через сервис ФНС закрыть или открыть ИП можно с электронной подписью или без нее, сменить ОКВЭДы — только с электронной подписью.
  4. Квалифицированная электронная подпись пригодится не только для налоговой: например, она нужна для госконтрактов и работы на сайтах госструктур.
  5. Чтобы внести изменения в ЕГРИП через сайт ФНС, потребуется приложить электронную копию паспорта.