«Современных родителей почему-то пугает скука»: психолог — о том, как гаджеты влияют на детей
40% родителей позволяют детям до трех лет пользоваться смартфонами, планшетами или аналогичными устройствами.
Чем старше ребенок, тем лояльнее взрослые относятся к гаджетам. О том, правильная ли это стратегия и как процесс должны контролировать родители, мы поговорили с детским психологом и автором ютуб-канала «О воспитании научно» Ириной Воробьевой.
— Когда лучше начинать знакомство ребенка с цифровыми устройствами?
— Американская академия педиатрии не рекомендует давать гаджеты детям до 18 месяцев. В возрасте от 18 до 24 месяцев можно смотреть качественный контент вместе с родителями. Но даже в 2—5 лет количество экранного времени не должно превышать часа в день.
Согласно более ранним исследованиям Американской академии педиатрии, детям до двух лет не стоит давать гаджеты, а телевизор лучше не включать даже в качестве фона.
В России требования строже: санитарные нормы запрещают пользоваться гаджетами детям до 6 лет, в 6—7 лет можно заниматься чем-то на планшете 10 минут в день, на ноутбуке — 20 минут. С точки зрения здравого смысла и как опытные пользователи гаджетов мы понимаем, что этого времени крайне мало. Следовательно, требование заведомо трудно соблюдать. Особенно если взрослые с помощью гаджетов пробуют решить какие-то образовательные задачи, а не просто отвлечь ребенка.
Чтобы понять, когда давать ребенку гаджет, рекомендую честно ответить себе на вопрос «Зачем?». Например, если вам нужно полчаса тишины, чтобы восстановить силы, а иного способа нет, это может быть уместно. Но если вы надеетесь, что таким образом у ребенка разовьется воображение или когнитивные способности, — зря: вопреки общепринятому мнению, гаджеты и даже игры и приложения сами по себе ничего не развивают.
Важно опираться на здравый смысл и помнить: пока ребенок сидит в гаджете, он не занимается другими видами деятельности, которые более органичны и однозначно полезны в его возрасте.
Например, в дошкольный период ценно, чтобы ребенок играл, общался со сверстниками, активно двигался, что-то придумывал, экспериментировал.
Вред или польза гаджетов — предмет большой дискуссии, и в зависимости от фокуса исследования мы можем видеть разные акценты. Но точно знаем, что игра — это ведущий вид деятельности, необходимый для развития ребенка. А пока ребенок с планшетом, он не играет и не общается. И вот это точно не очень полезно.
Есть исследования, которые показывают, что чрезмерное использование гаджетов тоже может затормозить когнитивное развитие детей. Канадские ученые отслеживали судьбы 2441 ребенка: опрашивали матерей о том, сколько дети проводят перед экраном в два, три года и в пять лет. А потом проверили когнитивное развитие детей с помощью теста.
В итоге специалисты пришли к выводу, что долгое сидение перед экраном любого гаджета в возрасте двух и трех лет приводит к низким результатам теста на развитие в трехлетнем и пятилетнем возрасте соответственно.
— Как родители способствуют привыканию ребенка к гаджетам?
— В бытовом диалоге люди часто говорят: «Он вас копирует и берет телефон, потому что видит, как вы в нем сидите». Но если бы дети так просто учились, то родители нашли бы людей, которые покажут ребенку, как вышивать, играть в футбол, решать математические задачи и выполнять другие задания, — и дети бы подражали. Нет. Дети сложнее. Они подражают нам не так слепо.
Они считывают взрослую модель отношения к миру и начинают к ней адаптироваться. Например, если ребенок видит, что мама получает удовольствие только от зависания в соцсетях, скорее всего, он будет ее копировать.
То, что цифровые навыки детей во многом развиваются путем наблюдения и отражения цифрового поведения родителей, старших братьев и сестер, также подтверждает исследование, проведенное в 2014—2017 в Европе. Ученые разговаривали с 234 семьями из 21 страны, чтобы узнать о взаимодействии с гаджетами детей до 8 лет.
Выяснилось, что маленькие дети быстро учатся обращаться с цифровыми устройствами, наблюдая за поведением взрослых и детей старшего возраста. Даже если они не освоили чтение и письмо, они разрабатывают собственные стратегии — например, используют распознавание голоса и изображений: чтобы подражать взрослым и копировать их модель отношения к миру, с гаджетом надо научиться обращаться.
Еще родители тренируют нервную систему ребенка, чтобы он закрывал какие-то потребности с помощью гаджетов, и тогда устройство превращается в «соску». Например, если ребенок плачет и не может успокоиться, включают мультфильм. Нервная система ребенка запоминает: когда плохо, надо отключиться, уйти в какую-то другую реальность.
Другой пример. Взрослый говорит: «Я работаю, отстань от меня, иди мультик посмотри». Тем самым он отмахивается от ребенка и показывает, что работа важнее.
Это не только не способствует развитию, но и может вызвать чувство вины у родителей, способствовать потере контакта с ребенком. На практике я часто вижу, что людям становится сложнее разговаривать друг с другом, быть в диалоге, интересоваться друг другом, и гаджеты частично в этом виноваты.
Также ребенка часто пытаются занять гаджетом в длительной поездке. Все потому, что современных родителей почему-то пугает скука, хотя на самом деле это ресурсное состояние: так нервная система расслабляется. Возможно, вы замечали, что интересные идеи приходят в голову, когда вы скучаете. У детей так же. Поэтому нет никакой трагедии в том, что ребенок немного поскучает и у него появится «пустое», незанятое время.
— Есть мнение, что специальные игры на смартфоне полезны для общего развития. Насколько это соответствует истине?
— Это как спросить: «Мяч — это хороший снаряд для развития ловкости?» Вроде бы да, потому что он предназначен для занятий спортом и помогает тренировать ловкость и координацию, но в то же время нет: если он лежит в углу, физическому развитию он не способствует.
Никакие игрушки или предметы не развивают сами по себе. Важно, чтобы рядом был посредник, который покажет, как все это использовать по назначению, включит предмет в деятельность, которая имеет для ребенка смысл, заинтересует и продемонстрирует неочевидные возможности. Родители учат ребенка держать ложку, разговаривать, читать, понимать музыку, следовать правилам дорожного движения и прочим вещам, которые непонятны без взрослого проводника. Точно так же они должны быть рядом, когда дают ребенку игру на смартфоне или включают мультфильм.
Тип контента, конечно, важен, но не нужно питать иллюзий и думать, что если включить игру, где надо собирать пазлы, то ребенок научится достраивать образы и разовьет воображение. Если перед ребенком рассыпана картинка, он учится строить образы, перебирая элементы руками. А в гаджетах — по крайней мере, в большинстве игр, которые я видела, — это технически невозможно: алгоритм сам подкладывает нужные детали, нет возможности проводить манипуляции с элементами. Если взрослый играет роль культурного посредника, проводника, шансы на то, что гаджет будет способствовать развитию, выше.
Один эксперимент показал, что просмотр мультфильма, посвященного теме правды, не учит распознавать ложь, в отличие от просмотра такого же мультфильма вместе со взрослым, когда ребенок может задавать вопросы и обсуждать увиденное.
Так что в целом выводы исследователей таковы: цифровые устройства могут способствовать эмоционально-личностному развитию и формировать социальные навыки у детей 3—7 лет, но это не всегда работает так.
— Как взрослым контролировать экранное время ребенка?
— Не стоит рассчитывать, что ребенок сам отложит гаджет. Произвольность появляется у детей примерно к 6—8 годам, но гаджеты «забирают» произвольность и внимание — так они устроены. Даже взрослому человеку иногда сложно оторваться от экрана или выйти из приложения.
Стоит принять, что контролировать время должны родители, но дальше возникает вопрос. Что вы выбираете: винить ребенка, наказывать, угрожать и спорить с ним или разговаривать, обсуждать, учить самоконтролю и предлагать альтернативы? Последний вариант долгий, но более эффективный на дистанции. К тому же он позволяет сохранять отношения.
Иногда мои клиенты жалуются: «Мы договорились, что гаджет будет до шести вечера. Я говорю положить телефон, а ребенок недоволен». Происходит конфликт.
Я всегда спрашиваю: «Хорошо, вы говорите „положи гаджет“, а какие альтернативы предлагаете?» Обычно мне отвечают что-то вроде «Пусть идет делать уроки. Или играет, у него много игрушек в комнате». Подумайте сами, захочет ли ребенок ради этого положить гаджет? Вряд ли. Скорее всего, он воспримет предложение как манипуляцию и вступит в борьбу.
То есть нужно всегда спрашивать себя: «Если я прошу ребенка отложить гаджет, какую альтернативу я ему предложу? Какие интересные возможности есть в его жизни? Умеет ли он вообще занимать себя сам? Чем мы займемся вместе?» Подчеркну слово «вместе», потому что ребенку контакт со взрослым в норме очень важен и интересен. Часто родители хотят, чтобы ребенок еще и «исчез», стал тих и невидим, как во время занятий с гаджетом, только делал бы что-то полезное: занимался уроками, читал, тихо играл. Но это так не работает.
— Всегда ли опасно, что ребенок много времени проводит в гаджетах? Возможно, это будущий программист?
— Рассчитывать на это не стоит — по крайней мере, быть в этом уверенным. Часто у успешных айтишников развито умение мыслить творчески и нестандартно, они хорошо работают со знаковыми системами в целом. Знаковые системы — это музыка, цифры, буквы, и гаджет для знакомства с ними не обязателен.
К тому же дети, которые много времени проводят в гаджете, редко решают там творческие задачи или, к примеру, занимаются математикой. Так что, если ребенок играет в Counter-Strike, вряд ли это указывает на возможность стать хорошим программистом в будущем.
Другое дело, что нельзя игнорировать интерес. Надо понять, что влечет ребенка. Это может быть творческая задача, алгоритм, знаковая система, коммуникация или что-то еще. Я всегда говорю: идите к психологу — он сделает диагностику, поможет увидеть то, на что вы, возможно, не обращали внимание, прокомментировать какие-то нюансы, найти альтернативу.
— В каком случае можно говорить о цифровой зависимости?
— Интернет-зависимость и непосредственно одна из ее разновидностей — зависимость от гаджетов — пока отдельно не включены в систему Международной классификации болезней или в ее американский аналог, DSM. Но в целом другие виды зависимостей имеют те же симптомы:
- выпадение из нормальной жизни;
- конфликтность;
- неспособность устанавливать отношения;
- нарушение режима;
- абстинентный синдром, то есть синдром отмены, когда человек долго не может успокоиться, если у него забрали гаджет.
Эти симптомы должны сочетаться.
Также, говоря о синдроме отмены, стоит учитывать, что именно делал ребенок, когда у него забрали гаджет. Возможно, это произошло в разгар игры или кульминации мультфильма. Тогда, разумеется, ребенок будет недоволен.
Когда родители говорят, что ребенок зависим от гаджета, потому что плачет, когда они отбирают устройство, речь о зависимости еще не идет. Когда ребенок делает уроки тяп-ляп, потому что не может дождаться телефона, это тоже не зависимость. Но если у дошкольника или ученика младших классов из-за длительного пребывания в гаджетах нарушается режим питания, сон, туалет и есть ярко выраженный синдром отмены, стоит сходить к психологу. Это значит, что проблема уже на физиологическом уровне.
Также имеет смысл обратиться к специалисту, если из-за гаджета не решается возрастная задача. Для дошкольников это игра, для младших школьников — учеба, для подростков — общение. Если ребенок в пять лет не хочет играть и не может договориться с детьми на детской площадке, ведущая деятельность не реализуется.
— Что в таком случае могут сделать родители? Кроме обращения к психологу.
— Как только родители заметят проблему, стоит начать разговаривать с ребенком. Сложные ситуации не должны автоматически становиться причиной конфликта, скандала или борьбы. Они должны служить поводом для того, чтобы поговорить друг с другом: как устроена жизнь, что важно для вас, а что — для ребенка. Нужно научиться лучше понимать друг друга и друг другом интересоваться.
К сожалению, я часто вижу, как родители даже не пытаются понять, что ребенок делает в гаджете: «Он просто играет в свои дурацкие игры». Вместо того чтобы так говорить, лучше выделить десять минут, сесть рядом и попросить ребенка показать, во что конкретно он играет, что смотрит. Можно даже попросить объяснить, попробовать.
Часто родители, которые следуют этой рекомендации, вдруг обнаруживают что-то интересное. Например, одна моя клиентка рассказывала, что попробовала сыграть в игру, в которую играет ее сын. Когда у нее ничего не получилось, испытала разочарование и очень удивилась. Клиентка поняла, что сын, оказывается, умеет делать что-то, в чем она не разбирается, и игра не такая глупая, какой казалась со стороны.
Еще один технический совет: обратите внимание на точное количество времени, которое ребенок проводит в гаджете. У него должно оставаться время для игры или учебы, отдыха, спорта, общения со сверстниками и других занятий. Например, у меня была клиентка, у которой одиннадцатилетняя дочь проводила в телефоне 12—18 часов в сутки. Это показала статистика Айфона. Такие цифры — уже тревожный сигнал.
— Как предотвратить развитие цифровой зависимости?
— Во-первых, нужно понимать, что у всех немного разная предрасположенность к аддиктивности. Кто-то попадает в зависимость очень быстро, и неважно от чего, а кто-то не поддается искушениям. Что из этого относится именно к вашему ребенку, заранее не известно, но не стоит сравнивать его с другими детьми.
Во-вторых, нужно общаться. Если у ребенка есть альтернатива, хорошо выстроен диалог с родителями, его жизнью интересуются, то вероятность того, что он попадет в цифровую зависимость, ниже.
В-третьих, важно формировать у него саморегуляцию и когнитивные навыки. Дети, у которых развита рефлексия, адекватная самооценка, доверительные отношения со взрослыми, тоже становятся зависимыми реже.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety