«Главное в нашей работе — честность»: как я учусь в клоунской академии

История читательницы, которая переживает катарсис на сцене
20
«Главное в нашей работе — честность»: как я учусь в клоунской академии

Это история из Сообщества. Мы задали уточняющие вопросы, бережно отредактировали и оформили по нашим стандартам

Аватар автора

Аксинья Макеева

актриса

Страница автора

Я занимаюсь театром с 2005 года.

За это время я успела окончить экономический факультет, переехать в другой город и поработать в разных сферах, но творчество всегда оставалось частью меня. В какой-то момент я поняла, что хочу сделать его своей профессией.

Так я оказалась в Клоунской академии Которого — месте, где я обрела свободу через клоунаду. Расскажу, как пришла к этому искусству, что мы изучаем на занятиях и какие люди обычно становятся клоунами.

Выбор профессии

Творчество всегда было в моей жизни. В пять лет я создала театр кукол для родственников. Взяла метровую швейную линейку, поставила ее в проходе между комнатами и повесила простыню — это была ширма. Вместо кукол — мягкие игрушки. Сценарии я придумывала на ходу.

В подростковом возрасте я продолжала сочинять стихи и разыгрывать сценки. Но в старших классах, когда пришлось задуматься о поступлении, вариант с театральными вузами сразу отпал: не хватало подготовки и уверенности в себе, да и в Москву переезжать не хотелось.

Я осталась в родном Калининграде и в 2005 году поступила в БФУ имени И. Канта на экономический факультет. Остановилась на этом направлении, потому что проходила по баллам ЕГЭ на бюджет. Университет выбрала осознанно: в те годы при нем действовал классный студенческий театр «Третий этаж». Раз с театральным вузом не сложилось, я решила получать базовое высшее и заниматься актерским мастерством параллельно.

Обычно словосочетание «студенческий театр» вызывает ассоциацию со школьным драмкружком, но наш был не таким. Мы считали репетиции не просто хобби после пар, а основной деятельностью. Как и другие актеры, я иногда даже пропускала лекции ради подготовки к спектаклям.

Хотя в «Третьем этаже» играли студенты, он скорее напоминал независимый городской театр с молодыми актерами. Ребята составляли полноценный репертуар и обновляли афиши, а на спектакли съезжались зрители со всего Калининграда.

Я пришла в театр на первом курсе. Занятия проводились несколько раз в неделю по вечерам и выходным. Тогда мы делились на две группы: взрослые артисты — студенты старших курсов и выпускники — и новички. Первокурсники начинали с учебной труппы, или «учебки», — с уроков актерского мастерства под наставничеством художественного руководителя. Старшие артисты тоже участвовали: помогали ставить этюды и делились опытом. Многие теряли интерес и уходили после «учебки», а кто-то влюблялся в театр, оставался и попадал в основную труппу, где начиналась серьезная работа над спектаклями.

Студийный формат давал больше свободы: параллельно можно учиться и где-нибудь подрабатывать. А еще он не хуже, чем театральный вуз, просто в общем требует больше времени и усилий. Если студенты условных Щуки или ГИТИСа учатся и репетируют с утра до ночи, то у нас время было только по вечерам и в выходные.

К нам приезжали режиссеры, мы участвовали в мастер-классах, слушали лекции известных педагогов. Наши студенты, как и ребята из театральных вузов, изучали актерское мастерство и историю театра, занимались сценической речью и движением, осваивали систему Станиславского. Подход к профессии был серьезным.

Кроме того, каждый участвовал в организационных процессах: расклеивал афиши, продвигал спектакли в интернете. Костюмы находили в секонд-хендах и сами перешивали. Я, как представитель экономического факультета, занималась финансами. Получалось забавно: утром я изображала серьезного бухгалтера, который сдавал отчетность в налоговую, а вечером перевоплощалась в актрису театра.

Такой подход имел свои плюсы. Каждый чувствовал себя сопричастным к процессу не только как актер, но и как человек, который помогает театру существовать. В какой-то степени «Третий этаж» стал для меня личным проектом, моим детищем.

Я с афишей спектакля «Алые паруса», крепящейся на бантиках
Пуговица — логотип фестиваля «Нитка»

Сначала все держалось на идее: никто не зарабатывал на спектаклях, деньги с билетов шли на содержание театра, покупку костюмов и рекламы. Актеры начали получать гонорары спустя несколько лет, когда «Третий этаж» стал профессиональным театром.

Я играла в «Третьем этаже» весь специалитет — с 2005 по 2010 год и, как и многие мои товарищи, занималась театром после выпуска. Мы развивали авторский проект — фестиваль коротких спектаклей «Нитка».

В 2014 году студенческий театр превратился в камерный — настоящий, с залом на 50 мест, где мы давали по пять-шесть спектаклей в неделю — для взрослых и детей.

Я ни разу не пожалела, что выбрала студенческий театр вместо столичного актерского факультета. У меня есть диплом о высшем экономическом образовании, при этом во время учебы я занималась актерским мастерством. И благодаря «Третьему этажу» поняла, что театр для меня не увлечение, а дело всей жизни.

Поступление в академию

Интерес к клоунаде. Переломным моментом стало знакомство со «Снежным шоу» Славы Полунина. Я увидела выступление в записи, и оно меня покорило. Когда узнала, что команда Полунина приедет в Калининград на гастроли, я купила билет в партер на последние деньги. И не прогадала: шоу стало мощнейшим театральным опытом в моей жизни.

В нем сочетались клоунада, пантомима и элементы циркового искусства. Как только я вышла из зрительного зала, поняла, что хочу попробовать себя в этом жанре. Я смутно представляла, что это такое, мои знания ограничивались теорией о различиях цирковой и театральной клоунады.

С тех пор идея прочно засела во мне и не отпускала. Я видела в этом жанре свободу, хулиганство, наивность и искренность — то, что привлекало меня в театре и искусстве в целом.

Трейлер «Снежного шоу»

Переезд. В 2016 году я переехала в Санкт-Петербург. В Калининграде у меня остались родные, друзья и театр, в новом городе пришлось строить жизнь сначала. На время обустройства я разрешила себе уйти в творческий отпуск, но полноценным он все равно не был: театр — не единственный способ моего самовыражения, я занималась фотографией, писала тексты.

В Петербурге я не спешила искать театр. Мне хотелось найти особое место, где актеры не просто выполняют чужие указания, а становятся соавторами процесса — от идеи до воплощения. Еще мне было важно найти единомышленников, настоящую «банду». Так что я ждала, когда у меня появится внутренняя готовность к новому театру и люди, с которыми захочется создавать что-то значимое.

Выбор учебного заведения. Я впервые почувствовала, что готова вернуться в театр летом 2022 года. Мы с подругой пошли пить вино на набережную. Чтобы быстрее дойти, решили сократить путь через дворы. Вдруг я заметила, что в одной из пристроек приоткрыта дверь и из нее идет свет.

Я знала, что там театр, но раньше всегда проходила мимо. А в этот раз подумала: «Опа, что-то интересное, надо зайти». В коридоре я встретила руководителя — Диму Казенаса. Я сказала, что увлекаюсь клоунадой, он заценил мою бутылку вина в авоське и пригласил в Клоунскую академию Которого. Набор начинался осенью.

Прежде чем принять приглашение, я посетила ежегодный фестиваль уличных театров на Елагином острове: хотела посмотреть выступление студентов академии и понять, куда я собралась.

Интуиция меня не подвела: ребята оказались на одной волне со мной. Такие же дураки!

Сейчас я считаю ту встречу судьбоносной. Это был знак, что пришло время вернуться к театру, к себе. Все случается, когда мы готовы к переменам.

Клоунская академия Которого. Студия работает при Театре имени Которого Нельзя Называть и подходит взрослым актерам и всем, кто хочет попробовать себя в клоунаде. Обучение длится пять лет, но это не высшее образование в привычном смысле. После выпуска нам не выдают никаких дипломов, потому что в нашем деле это не главное, хотя можем нарисовать их сами себе на бумажке. Учеба платная — 8000 ₽ в месяц.

Других учебных заведений, связанных с клоунадой, в России нет. Например, у театра «Лицедеи»  есть совместная программа с Российским государственным институтом сценических искусств, РГИСИ, но на факультете готовят не клоунов, а режиссеров эстрады. А в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева — Карандаша — обучают артистов цирка. Это другая специфика.

Клоунада бывает цирковой и театральной. Первая фокусируется на трюках, физической комедии и зрелищности. Клоун в цирке — это мастер ловкости и акробатики, развлекающий публику через гиперболизированные действия. Вторая же исследует человеческую природу, эмоции и слабости. Театральный клоун — художник, который через простоту и абсурд говорит о сложных вещах, вызывая у зрителя глубокие переживания и отклик. В Академии Которого учат именно театральной клоунаде.

В итоге я без сомнений согласилась пройти обучение в академии. Мое решение поддержала мама — она гордилась тем, что я занялась любимым делом.

Клоунская академия Которого в лицах

Поступление. Клоунская академия Которого — это не вуз, так что мне не пришлось сдавать ЕГЭ или проходить медкомиссию. Основной критерий для поступающих один: человек должен получать удовольствие от занятий. В клоунаде можно быть каким угодно: не соответствующим стандартам красоты, с дефектом речи — и при этом оставаться замечательным артистом.

Вместо вступительных испытаний провели бесплатное пробное занятие, где все познакомились и выполнили задания на чувство ритма и согласованности между актерами. Такой формат помогает понять, готов ли человек к жанру и насколько ему комфортно в театральной обстановке.

Люди отсеивались сами: кто-то сразу убежал, сверкая пятками и не понимая, куда он попал и зачем ему это надо. Некоторым была интересна клоунада, но они осознали, что не готовы тратить время и силы на занятия, поэтому сейчас приходят на выступления как зрители.

Сначала я боялась, что предыдущий театральный опыт будет мне мешать — наработанные техники и привычки не дадут посмотреть на клоунаду свежим взглядом. К счастью, этого не произошло. Наоборот, я старалась совместить опыт в драматургии с изучением нового жанра. Для меня не оказалось противоречий между системой Станиславского и правилами клоуна Джанго Эдвардса  — эмоциональной честности, живого контакта с публикой и разрушения театральных условностей.

Вместе со мной в академию поступили 10 человек. К концу второго курса нас осталось четверо.

Кот на открытом занятии по клоунаде. Источник: сообщество в vk.com
Кот на открытом занятии по клоунаде. Источник: сообщество в vk.com

Учеба в академии

Расписание. Занятия проходят с октября по май трижды в неделю. Длятся уроки три часа: в понедельник и среду с 19:00 до 22:00 и в воскресенье с 11:00 до 14:00. Такое расписание составили специально, чтобы люди могли посещать академию после учебы или работы.

Иногда приходится задерживаться. Так как театр независимый, бытовые обязанности возлагаются на плечи актеров. Например, у нас есть список дежурных, моющих полы после уроков. Я думаю, это даже классно: когда приводишь в порядок сцену, на которой выступаешь, ты словно сродняешься с пространством. Для меня дежурство — не повинность, а почетная обязанность.

Предметы. Как и цирковые артисты, мы учимся жонглированию, пантомиме, ритму, истории театра. При желании каждый может попробовать себя в акробатике: ходить по канату и на ходулях, выполнять сложные трюки. Иногда проводят занятия за рамками основной программы — например, по гриму.

Кроме клоунады в расписании есть уличный театр, комедийная импровизация и даже капоэйра  — она помогает раскрепоститься и лучше взаимодействовать с партнером. Поэтому нужно приходить в удобной одежде, в которой не жалко валяться на полу.

Клоуном может стать любой человек независимо от пола, возраста и других характеристик. Но активность играет важную роль: она дает больше возможностей на сцене. Навыки вроде хождения на ходулях или жонглирования необязательны, но каждый из них расширяет диапазон артиста, появляется больше вариантов для выступлений и взаимодействия со зрителем.

Лекции и мастер-классы тоже есть. Мы часто начинаем уроки с теории, а потом переходим к практике. Благодаря такому сплетению происходит непрерывный творческий процесс, при котором рождаются новые идеи.

В основном занятия проводятся в театре, но иногда преподаватели устраивают выходы на улицу. Клоунада — часть уличного театра, такие практики помогают артистам взаимодействовать с публикой в естественной среде, учат импровизации и работе с непредвиденными ситуациями.

Мы периодически наводим шорох в районе метро Петроградская. Если встретите странных людей, не пугайтесь: скорее всего, это добродушные и безобидные клоуны, которые оттачивают свои навыки.

Один из моих образов. Фотограф — Никита Раков
Один из моих образов. Фотограф — Никита Раков

Экзамены и домашние задания. Домашку дают после каждого урока: если не тренироваться самостоятельно, вы не сможете ничему научиться. Например, в академии мы осваиваем способы жонглирования и вместе их отрабатываем, но чтобы закрепить навык, придется часами подбрасывать разные предметы дома.

Еще у нас есть учебный чат: преподаватели присылают туда видео спектаклей или фильмов, которые нужно посмотреть, чтобы расширить понимание жанра. Дедлайнов нет, да и проверять никто не будет: мастера дают нам инструменты, а пользоваться ими или нет — каждый решает сам.

Формат экзаменов зависит от курса: из года в год уровень и требования повышаются. Зимой и весной мы сдаем зачеты по пантомиме, жонглированию и ритму. Ничего сложного, просто показываем прогресс в освоении техник. Оценки за это не ставят.

Главный экзамен — уличный выход — проводят в конце учебного года. Нужно придумать короткое выступление и показать его людям возле метро или в парке так, как требует задумка. При этом клоун играет без грима. Сложность в том, что на фестиваль или на спектакль приходят зрители, которые хотят увидеть артиста, а на улице нужно привлечь внимание случайных прохожих.

В это время товарищи снимают все на камеру, а мастер наблюдает со стороны. После выхода мы пишем отчет — анализируем ошибки и успехи, а педагог дает комментарии. Затем снова выступаем с тем же номером, но уже с доработанным.

Кроме зачетов и экзаменов у нас есть задания в течение всего года — придумывать номера и показывать их на «Тупом кабаре». Почему тупое? Потому что это клоунада и мы — дураки.

Мероприятие проходит в Театре имени Которого раз в месяц. Мы регулярно устраиваем сборные концерты из клоунских и музыкальных номеров, а также выступлений Хора Дурацкого. Мы всегда выбираем новую тему, под которую придумываем программу. Часть идей продолжаем развивать и, если они удачны, показываем снова.

Для перехода на следующий курс нужно придумать и исполнить на «Тупом кабаре» несколько номеров. Прежде чем показать их зрителю, ученик обращается за помощью к мастеру и художественному руководителю.

«Коммуналка», мой номер на «Тупом кабаре»
«Коммуналка», мой номер на «Тупом кабаре»

Атмосфера. До поступления я думала, что учиться будет легко, ведь у меня есть театральный опыт. Как оказалось — ничего подобного. С одной стороны, порой возникает ощущение, что в мозгу скрипят шестеренки, так как для клоунады нужны включенность, умственная, духовная и физическая работа. С другой, мне легко: в академии я занимаюсь тем, что люблю и чем вдохновляюсь. Прихожу на занятия уставшая и замученная, а потом чувствую легкость в теле и оживаю.

В академии человека принимают по умолчанию — независимо от его особенностей характера или достижений в учебе. Никого не пытаются переделать или изменить, для нас главное — оставаться собой.

А еще в театре есть барная стойка, которую я называю несущей стеной. За ней мы часто едим пирожки, пьем — необязательно что-то крепкое — и придумываем идеи для номеров. Творческий процесс идет постоянно, даже во время обеденных перерывов.

Работа и зарплата. Цель учебы — стать профессиональными артистами, которые смогут найти свою нишу и зарабатывать деньги. Важно определиться с родом занятий: преподавание, выступления на корпоративах, фестивалях или спектаклях.

Не хочу создавать иллюзий и скажу честно: найти полноценную работу в нашей сфере сложно. Клоун — это тяжело и часто неприбыльно. Успех зависит не столько от актерских умений, сколько от продвижения и, как сейчас модно говорить, личного бренда.

На мой взгляд, творчество — это не про деньги. Я выбрала театр, потому что не могу без него жить. У меня есть основной источник дохода, а клоунадой я занимаюсь в свободное время. Некоторые ребята предпочитают полноценный путь актера: участвуют в спектаклях и фестивалях, ездят на гастроли. У них, конечно, не остается времени на другую работу.

Та самая дверь, в которую я вошла летом 2022 года. Источник: сообщество в vk.com
Та самая дверь, в которую я вошла летом 2022 года. Источник: сообщество в vk.com

Кто такой клоун. Некоторые считают, что это «затычка» между акробатическими номерами в цирке. Но за внешней простотой и юмором скрыта глубина на тонком художественном уровне. Если в драматическом театре серьезные темы часто раскрывают через монологи, то в клоунаде — через пантомиму. Это более чувственный способ взаимодействовать с аудиторией, где каждая мелочь становится выразительным средством.

Жанр клоунады для меня часто грустный, лирический, и, как я по жизни, мой клоун нередко несет в себе грусть. Я больше тяготею к трагикомедии, где за смехом всегда скрывается что-то более глубокое. Если зрители смеются, значит, номер удался, но смех — лишь внешняя оболочка переживаний.

Клоун — тот, кто не боится быть дураком. Все мы в какой-то мере дураки, просто кто-то это прячет, а клоун принимает себя таким, какой он есть, и раскрывает душу через персонажа. В этом и заключается парадокс: грим и красный нос позволяют обнажить настоящие эмоции и мысли, сделать их более искренними.

Люди часто воспринимают свою роль в жизни слишком серьезно и привязываются к определенной профессии, статусу. А когда что-то идет не так, она рушится — появляется стыд, обида или смущение. Клоун же относится к своей маске иначе: он понимает, что вся наша жизнь, по сути, — игра, так что ему легче принимать себя со всеми ошибками и неловкостями.

Как только понимаешь, что ты дурак и быть несовершенным нормально, появляется удивительное чувство свободы.

Ты перестаешь возлагать на себя чрезмерные ожидания и просто живешь в гармонии. Это освобождает от внутреннего напряжения, ведь что с дурака взять? Ему все прощают. В этом смысле клоун — один из самых свободных людей на свете. Он никому ничего не должен и сам себе не ставит границ.

Мне кажется, в клоуны идут те, кто в какой-то степени чувствует себя изгоем. Для них тесны общественные нормы и правила, потому что они не дают полностью выразить себя. Клоун может научиться внешне быть таким, как все: надеть галстук, пойти в офис. Но внутри будет жить стремление к чему-то более легкому, хулиганскому. В клоунаде мы позволяем себе свободу.

Главное в нашей работе — честность. Нужно давать волю чувствам, проживать их на сцене искренне и на полную катушку. Если ты грустный или уставший, это тоже часть игры. Клоунская игра — не о создании искусственного образа, а об искреннем проживании момента. Мы как дети, которые играют не потому, что нужно, а потому что так хочется — здесь и сейчас. И эта игра помогает освободиться от внутреннего груза.

Я в образе клоуна
Я в образе клоуна

Дальнейший путь

Мне кажется, если человеку суждено быть артистом, никакие родительские советы, даже самые логичные и практичные, не изменят этого. Он может прислушаться и стать условным юристом, пойти по «правильному» пути, но внутри будет понимать, что жизнь идет не так, как должна. Такой человек будет чувствовать себя чужим в выбранной профессии и однажды, возможно, бросит все, чтобы вернуться к своей страсти — сцене, искусству, где его истинное место.

Клоунада для меня — это дело, которым я хочу заниматься всю жизнь. Но реальность такова, что в независимом театре сложно зарабатывать только на искусстве, потому я совмещаю артистическую деятельность с обычным трудом.

На работе я часто применяю актерские навыки: умение импровизировать, общаться с людьми и находить творческие решения. А в театре, напротив, мой профессиональный опыт помогает лучше организовывать процессы. Ведь в независимом театре каждый занимается всем: мы сами продвигаем спектакли, продаем билеты и стараемся оставаться на плаву без бюджетного финансирования.

Жалею ли я о выбранном пути? Этот вопрос никогда передо мной не стоял. В жизни все не навсегда, человек волен менять столько профессий, сколько захочет. Но я понимаю, что клоунада — моя сущность. В этом жанре чувствую, что я по-настоящему свободна.

Для меня важно находить новые способы раскрывать себя, поэтому теперь я занимаюсь художественным светом в нашем театре. Осваивать профессию художника по свету я начала в «Третьем этаже», поэтому у меня уже большой опыт. Сейчас я работаю на спектаклях в Театре имени Которого и на других площадках. Это еще одна моя страсть, через которую я реализуюсь.

Конечно, я хотела бы зарабатывать на жизнь искусством, но не стремлюсь к этому любой ценой. Для меня творчество — это нечто большее. Я не хочу превратить его в ремесло ради денег, мне важно сохранять задор, живой огонь, который помогает творить. Поэтому я рассматриваю разные варианты заработка, если обеспечить себя одним театром мне не удастся.

РедакцияУчитесь на творческой специальности? Расскажите, как вам:
  • АртемийКот тоже учится, получается4
  • Велена"найти полноценную работу в нашей сфере сложно. Клоун — это тяжело и часто неприбыльно". Нет ну хоть раз бы написали хоть про какую-то профессию: "У нас очень прибыльная сфера. Найти работу легко, специалисты требуются везде. Создавать личных брендов и из штанов выпрыгивать не надо, надо отучиться и прийти на работу, тогда вы получите гарантированно ту зп, на которую сможете жить".13
  • М КЯ училась в БФУ (тогда ещё КГУ и немного РГУ) с 2005 по 2010 и ходила на спектакли "Третьего этажа". Столько воспоминаний :) А Вы невероятно крутая! Искренне восхищаюсь людьми, которые в своей "серьёзные взрослой жизни" находят время и силы на дело для души.13
  • Валерия ЩенниковаКакой замечательный текст и чудесная девушка! Удачи вам 💜12
  • Марат АзаВелена, контракт и на фронт))2
  • Либерж КпадонуВелена, айти сфера4
  • АльдекЕщё один пример того, что самый главный маршрут рождается в детстве , но под влиянием обстоятельств мы сворачиваем с него и в дальнейшем жалеем об этом…Героиня публикации сумела сохранить себя в нашем непростом мире , а ведь это самое главное в жизни -оставаться самой собой среди всех перипетий ! Не в деньгах счастье - прекрасный пример ! Восхищаюсь Вами и желаю всяческих успехов - далеко не каждый может жить так, как хочет его душа!👍🤝🤗🌺5
  • Артём Гайденконаверное кто-то уже пошутил, но я в этой клоунской академии работаю....4
  • Wind-Up BirdИнтересно, как вы относитесь к эмоджи клоуна)3
  • Николай ПеревезенцевАртём, старший преподаватель ? Или уже доцент ? Фамилия просто очень знакомая.0
  • ВеленаМарат, нет, там слово жить в конце) не подходит(3
  • ВеленаЛиберж, уже нет тоже ведь)0
  • Олеся ТретьяковаПотрясающая история! Вот за такие истории из жизни, которые открывают перед тобой совершенно иной мир, прощаешь тж всё остальное. Желаю вам удачи и, уж не знаю как принято правильно говорить в российских театрах, но так же "сломать ногу" на сцене.1
  • ЛюдмилаШикарная статья, очень интересная история. Спасибо!1
  • Задействован, Гусь!Пожалуй, тот самый момент, когда можно сделать комплимент автору 🤡 🤡 🤡 🤡 🤡 🤡 🤡 🤡 🤡 🤡 🤡1
  • Задействован, Гусь!Велена, а что ты хотела?) либо кровью платишь, либо большой ответственностью. На край, можно инвестиции и биткоины глянуть1
  • Светлана СтарковаУдивительный текст. Всегда считала, что я человек совершенно не творческий, больше наоборот, люблю всё по косточкам разобрать и по полочкам разложить. А тут вдруг захотелось попробовать себя в новой роли. Действительно захотелось, а не обстоятельства навязали, такого со мной не случалось лет, наверное, двадцать. На сцене себя даже не воображала никогда, ну не моё это -- играть кого-то. Никого, кроме себя, всё равно не сыграю. Подписалась на ВК, изучу. Жаль, что опоздала, да и 7к в месяц для меня было бы трудно. Но хоть на одно занятие хотелось бы сходить, чтобы понять, не показалось ли мне. Если подскажете, что делать, буду весьма благодарна. Пишите ещё, мне кажется у вас прекрасно получается. И быт, и философия, и всякое, не буду перечислять и навешивать ярлыки. С разных сторон осветили свою деятельность. И нет этого ощущения, как почти везде теперь, когда перескакивают с одной темы на другую, не заботясь о связности. И лицо, и одежда, и душа и мысли -- всё в симбиозе. И наконец, анекдот из моей молодости, простите, что не совсем в тему. Примерно 1990 год плюс-минус лапоть, место действия СПб, улица Белинского, там тогда была кофейня с прекрасным кофе. Как-то я затащила туда подругу, более здравомыслящую и включённую в действительность, чем ваша покорная слуга, приговаривая "Там же не только кофе, там такой народ интересный! Студенты театральной академии! Они же клёвые, ты попробуй с ними пообщаться, оценишь!" Ну да, вот ничего лучше я не придумала, как мою твёрдо стоящую на земле подругу такими словами завлекать. Она посмотрела на эту всю тусовку, пообщалась и сказала "Знаешь, по-моему, они не из театральной академии, а из клоунского училища." А речь шла как раз про РГИСИ, у вас упомянутый, который на улице Моховой совсем рядом, но он тогда по-другому назывался. Было обидно. А сейчас думаю, может, это комплимент был?0