Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.

Я очень люблю кофе, как и два моих бизнес-партнера. Как-то раз, сидя за очередной чашкой кофе в спа-центре, мы решили, что нужно непременно вложиться в открытие кофейни.

Нам казалось, что кофейный бизнес принесет гораздо больше денег, чем стабильный процент по вкладу в банке. Почему бы не попробовать?

Проштудировав интернет и пообщавшись с несколькими владельцами заведений, мы поняли, что на открытие кофейни, или кофеточки, в Москве нужен примерно 1 миллион рублей на троих. Я была готова попробовать и потерять, но мои партнеры хотели тщательно все просчитать, проанализировать и составить бизнес-план.

Выбор формата кофейни

В Москве есть несколько форматов кофеен, для открытия которых нужен стартовый капитал размером до 1,2 млн рублей: уютная кофейня в спальном районе, кофе с собой в проходимом месте, кофе-островок в торговом центре, кофеточка в бизнес-центре. Еще можно купить франшизу, где, как правило, вам предложат все то же самое, но под сетевым брендом.

В ходе обсуждения формата мы определили для себя четкие критерии того, что мы хотим или не хотим. Назовем их идеальными, поскольку реальность оказалась совсем иной.

Удобное расположение. Мы планировали открыть точку недалеко от места жительства каждого из партнеров. Это помогло сузить круг поиска по аренде, выделить основные районы и ветки метро.

Ремонт. Здесь расчет был на то, что, если локация будет выбрана неправильно, мы могли бы легко переехать в другое место с минимальными финансовыми потерями.

Автономная работа. На этапе открытия каждый из нас был готов принимать активное участие в деле или быть на подхвате. Но после отстройки всех бизнес-процессов ни я, ни мои партнеры не хотели работать в бизнесе. Расчет изначально был на пассивный доход: максимум раз в две недели съездить на точку.

Невысокая арендная ставка. Хотелось платить не более 100 тысяч рублей в месяц за точку. Расчет также был очень простым: чтобы раскрутить точку, нам придется работать в убыток или в ноль минимум шесть месяцев. Значит, львиную долю нашего бюджета — от 500 до 600 тысяч — сразу съест аренда, даже если в первые месяцы нам предоставят арендные каникулы и каникулы по коммуналке.

Хорошая доходность на троих. Это наиболее близкий к идеалу критерий.

Поиск места

Самостоятельные поиски локации под кофеточку ни к чему не привели. Мы обзвонили все номера из объявлений с близлежащей арендой и пришли к выводу, что в местах, которые нам подходят, уже слишком высокая конкуренция.

В недавно возведенных районах Новой Москвы за Мкадом арендная ставка за квадратный метр варьируется от 2,5 до 5 тысяч рублей в месяц без коммуналки. Плюсы такой локации: достаточно низкая конкуренция и возможность выбрать проходимое место. К минусам можно отнести то, что арендодатели изначально в два раза завышают плату именно для кофеточек, исходя из высокой маржинальности кофейного бизнеса. Кроме того, если это все-таки новый район, то придется подождать еще лет десять, пока его полностью заселят. Иными словами, окупаемость такой кофеточки очень долгая и неочевидная.

Изучив несколько предложений по аренде в спальных районах, мы составили примерную смету расходов на открытие, а также посчитали переменные и постоянные траты за месяц работы. Таким образом, открытие кофеточки на 8—10 м2 на территории фуд-маркета в районе Новой Москвы обошлось бы в 321 850 Р. Постоянные и переменные расходы за месяц работы — 179 980 Р. Получается, за первый месяц работы мы должны были потратить сумму в 501 830 Р — вполне укладывались в миллион.

Расходы на открытие кофеточки в Новой Москве

Первоначальные вложения
Кофемашина и кофемолка150 000 Р
Мебель и полки15 000 Р
Стойка50 000 Р
Вывеска с подсветкой15 000 Р
Магнитное меню5000 Р
Средства уборки2000 Р
Водоснабжение и водоотведение31 500 Р
Регистрация ИП3000 Р
Кассовое оборудование, денежный ящик, чековая термолента, дополнительные сервисы19 000 Р
Инвентарь для изготовления продукции8350 Р
Холодильник, блендер, весы18 000 Р
Брендбук5000 Р
Первоначальные вложения
Кофемашина и кофемолка
150 000 Р
Мебель и полки
15 000 Р
Стойка
50 000 Р
Вывеска с подсветкой
15 000 Р
Магнитное меню
5000 Р
Средства уборки
2000 Р
Водоснабжение и водоотведение
31 500 Р
Регистрация ИП
3000 Р
Кассовое оборудование, денежный ящик, чековая термолента, дополнительные сервисы
19 000 Р
Инвентарь для изготовления продукции
8350 Р
Холодильник, блендер, весы
18 000 Р
Брендбук
5000 Р
Постоянные расходы
Аренда50 000 Р
Коммунальные платежи6000 Р
ФОТ36 000 Р
НДФЛ4680 Р
Банковские услуги5000 Р
Расходы на ведение бухгалтерии2000 Р
Непредвиденные расходы5000 Р
Постоянные расходы
Аренда
50 000 Р
Коммунальные платежи
6000 Р
ФОТ
36 000 Р
НДФЛ
4680 Р
Банковские услуги
5000 Р
Расходы на ведение бухгалтерии
2000 Р
Непредвиденные расходы
5000 Р
Переменные расходы
Сырье и расходные материалы66 300 Р
Реклама5000 Р
Итого501 830 Р
Переменные расходы
Сырье и расходные материалы
66 300 Р
Реклама
5000 Р
Итого
501 830 Р

Посчитав реальный трафик и поговорив с конкурентами, мы решили оставить затею с арендой в спальном районе. Ставка была на формат кофе с собой, и, чтобы окупать месячные расходы и аренду, трафик места должен был составлять 53 человека в день. В реальности он вряд ли был бы больше 30 человек, и мы бы получили убыток в размере 77 680 Р в месяц.

Кому подходит франшиза

Сегодня на кофейном рынке очень много предложений франшиз. Но мы провели анализ и поняли, что франшиза пригодится, если ты хочешь расположиться в реально проходном месте. Например, в крупном торговом центре никто даже и разговаривать не станет об аренде островка неизвестным брендом. Но даже если вам удастся его снять, вы проиграете в конкурентной борьбе сетевым точкам.

Вас никто не знает, а «Старбакс» и «Кофикс» знают все.

Продажа франшиз — это отдельный бизнес, на котором зарабатывают сети. Они заказывают крутые ролики у бизнес-блогеров, чтобы человек поверил в успех этого дела. Но естественно, никто не дает гарантии, что открытая по франшизе точка принесет хоть какую-то прибыль.

Финансовая модель, представленная нам одним из продавцов кофейной франшизы, на деле оказалась обобщенным идеалом, который не имел ничего общего с реальностью. Нам предлагали вложить 500 тысяч рублей в кофеточку. Аренда места стоила 50 тысяч в месяц, а трафик был бы от 100 человек в день и постоянно бы увеличивался. Ребята, ну так не бывает.

Покупка готовой кофеточки

Проанализировав рынок франшиз и изучив доступную аренду в спальных районах, мы пришли к выводу, что хотим попробовать готовый и уже работающий бизнес, который приносит своим хозяевам реальную прибыль. Тот же «Авито» предлагает массу вариантов готовых кофеточек.

Кофеточка в бизнес-центре. Цена кофеточки в одном из бизнес-центров на Бауманской составляла 700 тысяч рублей. Работала она всего три месяца, но аренда была привлекательной — 24 тысячи в месяц. График работы — 5/2, траты на бариста — 46 тысяч. Закупка сырья составляла 30% от оборота.

Собственник также обещал оставить все оборудование: кофемашину, кофемолку, умягчитель воды, холодильник, витрину, терминал «Эвотор», видеонаблюдение, интернет «Йота» и все товарные остатки на момент продажи. Кроме того, была возможность обслуживать посетителей с улицы, что потенциально могло обеспечить дополнительный трафик. Выручка в день в среднем составляла 5 тысяч рублей, итого за месяц (20 рабочих дней) — 100 тысяч.

Но в смете не были учтены расходы на рекламу, бухгалтера, эквайринг и налоги. Также в разговоре собственник упомянул, что каникулы по коммуналке скоро закончатся и придется платить еще и по счетчикам. Такой готовый бизнес мы также отмели из соображений убыточности и отсутствия возможности увеличить дополнительный трафик.

Кофеточка на Казанском вокзале. Решили посмотреть кофеточку на Казанском вокзале за 850 тысяч рублей. Действительно, выручка в 420 тысяч в месяц впечатляла, но аренда была высокой — 150 тысяч ежемесячно. Но несмотря на такую арендную ставку, на первый взгляд все выглядело очень даже неплохо. Трафик можно было нарастить за счет увеличения количества рабочих часов: на тот момент кофеточка работала с 7:00 до 20:00 при том, что пригородные поезда ходили с 5:00 до 01:00. То есть потенциально можно было перевести работу заведения в две смены. В борьбе с конкурентами, которые также продавали кофе и булки, логично было бы делать ставку на известную франшизу.

Собственник прислал нам информацию по текущим и переменным расходам кофеточки за месяц.

Расходы на содержание кофеточки на Казанском вокзале

Закупка100 000 Р
Аренда150 000 Р
Зарплата двух бариста 75 000 Р
Аренда кофемашины и кофемолки10 000 Р
Коммунальные и прочие платежи8000 Р
Программное обеспечение для управления кофейней «Постер»3120 Р
Услуги грузчика, вынос мусора и прочее12 000 Р
Торговый сбор и налоги18 000 Р
Итого376 120 Р
Закупка
100 000 Р
Аренда
150 000 Р
Зарплата двух бариста
75 000 Р
Аренда кофемашины и кофемолки
10 000 Р
Коммунальные и прочие платежи
8000 Р
Программное обеспечение для управления кофейней «Постер»
3120 Р
Услуги грузчика, вынос мусора и прочее
12 000 Р
Торговый сбор и налоги
18 000 Р

Чистая прибыль за месяц — 43 880 Р

Но в ходе дальнейших переговоров выяснилось, что собственники продают нам практически пустой павильон и забирают с собой все оборудование, кроме кондиционера, микроволновой печи и холодильника. По запросу могут оставить тандыр. Чтобы оборудовать такую кофеточку, пришлось бы вложить еще 500 тысяч рублей.

Таким образом, потратив на сбор и анализ информации около месяца и выпив по пять литров кофе в разных заведениях, мы единогласно проголосовали за отказ от развития этого бизнеса.

Выводы

Открытие кофейни — дело хлопотное и с неочевидной перспективой. На мой взгляд, московский рынок кофейного бизнеса явно переоценен, конкуренция весьма высокая. Да и мы опоздали года на три со стартом в этом сегменте малого бизнеса.

Маленький кофейный бизнес хорош только для самозанятых граждан, живущих неподалеку от места расположения собственной кофейни. Он также подходит семейным парам, которые готовы работать вместе и знают, как создать атмосферу праздника для посетителей. Ведь кофе — это очень атмосферный напиток.