В 2011 году белгородец и мой приятель Александр Пыж открыл кофейню «Пыж кафе». Заведение в центре города стало модным местом.

В одном из залов постоянно проходили концерты, творческие вечера, здесь мэр Белгорода встречался с журналистами и блогерами. Казалось, что всё хорошо.

Несмотря на внешнюю успешность, владелец работал в минус. Через два с половиной года «Пыж кафе» обанкротилось. Александр рассказал об ошибках, которые делают начинающие бизнесмены, и дал советы, как их избежать.

Мэр Белгорода Сергей Боженов проводил в «Пыж кафе» встречи с журналистами и блогерами

Ошибка №1
Вложил последние деньги

Александр продал две оставшиеся в наследство квартиры и открыл кофейню. Бизнес прогорел, в итоге предприниматель остался без жилья и сбережений. Все деньги шли на то, чтобы удержать кофейню на плаву. Он не хотел связываться с кредитами, но теперь считает, что разумнее было бы половину стартового капитала взять в банке. Необходимость вовремя вносить платежи сделала бы бизнесмена ответственнее.

Если бы предприниматель пошел в банк за деньгами, то там потребовали бы сделать четкий бизнес-план. Без него проект развития будущей кофейни писался для себя, без разделения на этапы. Грамотно сделанный документ позволил бы не только получить кредит, но и увидеть, в какой момент бизнес просядет.

Зачем нужен бизнес-план

Бизнес-план — это большая таблица, в которой предприниматель планирует финансовые показатели своего бизнеса. Обычно в начале бизнес-плана расписаны расходы на старт, дальше учитываются операционные расходы и строится план продаж. Расчеты в бизнес-плане помогают оценить, насколько реалистичный бизнес.

Например, из бизнес-плана предприниматель узнает, что, чтобы покрыть операционные расходы и работать «в ноль», ему нужно продавать по 1000 чашек кофе в день. Это нереально. Значит, нужно уменьшить операционные расходы, продавать не только кофе или повышать цены.

Ошибка №2
Зря раздул штат

Помимо Александра в кофейне работало девять человек. Три баристы обслуживали клиентов за стойкой, они работали посменно и получали почасовую оплату. За чистотой в зале следили два стюарда. Работу барист и стюардов контролировал управляющий. Он же контролировал закупки. Арт-директор организовывал мероприятия. Руководил всем исполнительный директор. Финансовой отчетностью занимался приходящий бухгалтер.

При такой структуре на зарплату сотрудников уходила треть прибыли. Экономить на оплате барист было нельзя — кофеен в городе много, и люди с опытом быстро найдут себе новую работу. Поэтому размер зарплаты приходилось устанавливать с оглядкой на конкурентов.

Некоторую работу Саша мог бы делать сам

Некоторую работу Александр мог бы делать сам

Сейчас Саша понимает, что надо было сокращать число сотрудников в два раза. Бизнес был оформлен как ИП, а бухгалтерия индивидуального предпринимателя, как выяснилось позже, — не такая сложная вещь. Арт-директор появлялся в кофейне время от времени, и часть его работы делал Александр. Следить за порядком в зале по силе одному стюарду, а исполнительный директор — лишняя штатная единица, потому что все важные вопросы решал владелец.

Какие расходы входят в зарплатный фонд

Помимо зарплаты предприниматель платит за своих сотрудников налоги и взносы в фонды. Чтобы выдать на руки зарплату 50 тысяч, он должен выделить почти 75 тысяч в фонд оплаты труда. Поэтому в бизнес-плане учитывают не только саму зарплату, но и налоги со взносами.

Ошибка №3
Слишком увлекся благотворительностью

Площадь арендованного помещения составляла 300 кв.м. На первом этаже находились стойка с витринами и два зала для клиентов: один с маленькими столиками на четырех человек, другой — с диванчиками.

Половина от общей площади кофейни приходилась на подвал, где проходили мероприятия: выступления поэтов и музыкантов, городские этапы игр «Что? Где? Когда?», творческие мастер-классы для детей, спектакли любительских театров. Саша предоставлял зал бесплатно. Ожидалось, что зрители будут покупать кофе и приносить дополнительную выручку, но многие приходили просто так. Подвал не приносил прибыли, хотя съедал половину арендных платежей.

В подвале кафе регулярно проводились концерты, выставки, этапы игры «Что? Где? Когда?»

Кофейня, по словам Пыжа, — это, прежде всего, бизнес. Надо заниматься благотворительностью, если у вас есть лишние деньги или спонсоры со стороны. Зал в подвальном помещении лучше было бы сдавать в субаренду организаторам тренингов и семинаров.

Как можно увеличить выручку

Сдача помещения в аренду хотя бы на треть рабочих дней в месяц могла приносить Александру до 100 тысяч рублей по местным расценкам. К тому же участники тренингов могли пить кофе и обедать прямо в кофейне.

Ошибка №4
Работал с московскими поставщиками

Кофе и десерты «Пыж кафе» закупало в Москве. Так поступали другие кофейни в городе, и воспользоваться опытом конкурентов казалось разумным решением.

На деле сложная логистика вылилась в дополнительные расходы. Торты, чизкейки и другие десерты производились в Америке, и столичные оптовики продавали их только крупными партиями. Александру требовалось изымать из оборота единовременно много денег для закупки и тратиться на аренду склада для хранения десертов.

Если бы поставщиком стала местная пекарня, то удалось бы сэкономить 15% от закупочной цены и избежать расходов на аренду склада. У сотрудничества с местными кондитерами есть и еще один плюс — если какой-то вид десертов не пользуется спросом, его можно оперативно вывести из меню или заменить на другой.

Что касается кофе, то на нем как раз экономить не стоит. С московскими поставщиками работают и другие местные заведения, так как они предлагают лучшее соотношение цены и качества.

Сколько стоит чашка кофе

Из Москвы в Белгород кофе поставляют два десятка компаний. Многие из них закупают зеленое зерно и самостоятельно обжаривают его на собственном производстве — например, «Камера обскура» и кооператив «Черный». Средняя цена килограмма кофе — 1,5 тысяч рублей. На приготовление одной порции эспрессо нужно 9—11 грамм зерна. Из одного килограмма можно сделать примерно 100 порций кофе.

Ошибка №5
Купил подержанное оборудование

Новое оборудование стоило на 30% дороже и Саша купил подержанное. Впоследствии выяснилось, что это приносит массу проблем. В кофемашине постоянно барахлила подача воды, и раз в месяц аппарат ремонтировали. Повезло, что компания, которая занималась починкой, предоставляла временную замену. Остаться без кофемашины хотя бы на день для кофейни значит остаться без выручки.

Какое оборудование покупать

Два главных устройства для приготовления кофе в кофейне — кофемолка и кофемашина. Иногда они объединены в одном устройстве. Но лучше их покупать по отдельности. Стоимость нового оборудования по отдельности — от 450 тысяч рублей, вместе — от 350 тысяч. Так дорого, потому что устройства рассчитаны на работу без остановки в течение всего дня. В отличие от бытовых кофеварок, профессиональные аппараты могут готовить сотню чашек кофе в час без существенного износа.

Подержанная холодильная витрина постоянно подтекала и не поддерживала нужную температуру. Десерты портились быстрее. Их приходилось списывать.

Если вы покупаете бывшую в употреблению технику, убедитесь, что она находится на гарантии, а в мастерской готовы дать на время ремонта аналогичное оборудование взамен.

Ошибка №6
Подобрал неправильную мебель

Чем больше клиентов, тем выше прибыль. Поэтому первоочередная задача заведения — увеличивать число посетителей. Лучшие клиенты, по словам Александра, — те, кто берет кофе с собой. Они не занимают мест за столиком, напитки покупают в дешевых бумажных стаканчиках. Так кофейня экономит воду на мытье посуды и снижает процент разбитых чашек и чайников. Делайте скидки для покупающих кофе на вынос. «Пыж кафе» располагалось в центре города, а режим работы Александр специально установил с семи утра, чтобы горожане могли взять кофе по пути на работу.

Увеличить количество клиентов поможет и правильно подобранная мебель. Александр ориентировался, в первую очередь, на удобство посетителей, а надо было покупать столы и стулья, которые занимают мало места. Оба зала «Пыж кафе» вмещали 32 человека — 12 мест в «мягкой» зоне с диванчиками, еще 20 мест — за обычными столиками.

Правильно подобранная мебель позволила бы увеличить число посадочных мест на четверть

Александр жалеет, что купил квадратные столы и большие диваны. Если бы он купил круглые столы и компактную мягкую мебель, число посадочных мест удалось бы увеличить с 32 до 40, а потенциальная выручка выросла бы на 25%.

Что такое выручка на квадратный метр

Эффективность кафе, парикмахерских, продуктовых магазинов и других общественных мест часто измеряют с помощью показателя «выручка на квадратный метр». Это усредненный показатель, который дает представление об эффективности использования арендованной площади. Кафе повышают выручку на квадратный метр за счет более плотной посадки и повышения среднего чека. В хороший месяц у Саши выручка на квадратный метр составляла 4 тысячи рублей — этого было мало.

Выводы, которые сделал Александр

  1. Не надо вкладывать все сбережения, лучше попросить денег у банка.
  2. Некоторую работу владелец может делать сам, чтобы сэкономить на персонале.
  3. Социальное предпринимательство само по себе не приносит денег.
  4. Кофе лучше покупать в Москве, а десерты — в местной пекарне.
  5. Подержанное оборудование ломается и приносит убытки.
  6. Кофе на вынос продавать выгоднее.
  7. Правильная мебель может на четверть увеличить число посадочных мест.

Фото: vk.com/pyzh_cafe