Как оформить договор коммер­ческой концессии при покупке франшизы?

Обсудить
Аватар автора

Вера Павловна

спросила в Сообществе

В прошлом году хотела купить франшизу, документы были готовы, но юрист отговорил подписывать договор. Он сказал, что мне предлагают договор поставки, а не франчайзинга. После консультации я попросила продавца внести изменения и дополнить договор, но он отказался.

Я хочу понять, как правильно оформляют передачу франшизы. Обязательно ли составлять договор франчайзинга или можно работать и по договору поставки? Если франчайзинговый договор обязателен, что там должно быть написано? Какие пункты главные, а какие второстепенные? Есть ли обязательные требования к оформлению и на что нужно обратить внимание в первую очередь?

Аватар автора

Андрей Корнилов

юрист

Страница автора

Суть франчайзинга в том, что предприниматель или компания покупает право использовать бренд и стоящую за ним готовую бизнес-модель.

Но в российском законодательстве терминов «франшиза» и «франчайзинговый договор» нет. Вместо этого обычно используют договор коммерческой концессии — наиболее подходящий как по смыслу, так и по содержанию. Такой договор передает покупателю все права для ведения бизнеса: на обучение персонала, оборудование, брендбук и остальное.

Расскажу, как правильно составить и зарегистрировать договор коммерческой концессии и на какие пункты обратить особое внимание.

Что такое договор коммерческой концессии

Это двустороннее соглашение, по которому одна сторона передает другой право использовать средства индивидуализации, например товарный знак, название, логотип, секреты производства и ноу-хау — все то, что помогает построить бизнес по модели, разработанной правообладателем  .

Проще говоря, покупателю разрешают использовать атрибуты, с помощью которых можно отличить бренд от других. Поэтому договор можно заключить, только если зарегистрирован товарный знак  .

Есть несколько особенностей договора коммерческой концессии  :

  1. Правообладатель может передать какие угодно объекты интеллектуальной собственности, но среди них должен быть товарный знак. Свидетельство о его регистрации должно быть приложено к договору коммерческой концессии.
  2. Договор могут заключить только организации и ИП.
  3. Договор заключают письменно.
  4. После подписания договор регистрируют в Роспатенте.

Некоторые развивающиеся компании вместо договора концессии предлагают заключить несколько разных договоров:

  • лицензионный — при передаче в пользование программы, приложения, сайта. А когда владелец передает секреты производства, дополнительно оформляют лицензию на ноу-хау;
  • оказания услуг — если владелец франшизы проводит консультации или обучение покупателей франшизы;
  • поставки — его могут использовать для франшизы по продаже товаров.

Заключение смешанного договора или нескольких разных договоров нельзя считать удачным решением. Коммерческая концессия — это комплексная передача права вести бизнес, а консультации, продажи и секреты — только отдельные составляющие, но не франшиза. Чем больше договоров, тем больше внутренних противоречий и тем сложнее защитить нарушенное право в суде.

Основные условия договора коммерческой концессии

Перечислю условия договора, на которые нужно обратить внимание.

Объекты передаваемой интеллектуальной собственности. Продавец — франчайзер — должен передать право на использование товарного знака и минимум еще одного объекта исключительных прав. Иначе соглашение не будут считать договором коммерческой концессии  .

Пример формулировки: «Правообладатель передает Пользователю комплекс исключительных прав:

  1. Товарный знак Правообладателя.
  2. Программное обеспечение, разработанное по заказу Правообладателя и используемое в бизнесе Правообладателя.
  3. Коммерческие обозначения».

Проверить, зарегистрирован ли товарный знак, можно на сайте Федерального института промышленной собственности, ФИПС, в разделе «Открытые реестры». Или можно обратиться к патентному поверенному, аттестованному Роспатентом по специализации «товарные знаки». Он проверит, не закончился ли срок действия знака и действительно ли он принадлежит тому лицу, с которым заключается договор.

Объем передаваемых прав. В этом пункте прописывают, где и как покупатель — франчайзи — сможет воспользоваться переданной интеллектуальной собственностью.

Чтобы применять товарный знак, нужно определить товарные группы и виды продукции и прописать, где, в каких регионах, городах, районах франчайзи сможет использовать переданные ему средства индивидуализации.

Зафиксировать территорию можно в приложении к договору в виде карты с отмеченными районами действия. В отдельном пункте может быть запрет конкурировать с франчайзером на территориях, которые входят в сферу его интересов.

Территориальные рамки могут быть широкими: от всей страны до конкретного адреса с указанием номера дома.

Пример формулировки: «Пользователь вправе использовать принадлежащий Правообладателю комплекс исключительных прав на территории Москвы и Московской области».

Обратите внимание, что по договору коммерческой концессии франчайзи получает право использовать чужой бренд лишь на время. Отчуждения прав от франчайзера к франчайзи насовсем не происходит.

Информация о платежах и их размерах. Есть два вида платы:

  1. Паушальный взнос — сумма, которую вносят на старте работ, — около 10% от общих начальных затрат. Это вознаграждение за передачу информации о бизнесе франчайзера: бизнесбука, брендбука, рецептур, технологий и прочего.
  2. Роялти — регулярная, чаще всего ежемесячная, выплата за использование интеллектуальной собственности франчайзера. Обычно это процент от объема продаж, наценки на оптовую цену товара и так далее.

Срок действия договора. Есть два варианта  :

  1. С конкретным сроком действия исключительного права франчайзера на товарный знак.
  2. Без указания срока. Тогда договор будет действовать пять лет, но не дольше срока действия исключительного права на товарный знак.

Если франчайзи добросовестно исполнял обязанности, по истечении срока договора он имеет приоритетное право на его продление. Условия нового договора могут быть изменены по соглашению сторон  .

Если франчайзер отказывается его продлевать, но в течение года заключает аналогичный договор с кем-то другим, бывший франчайзи может потребовать в суде перевести на себя права и обязанности по новому договору либо возместить убытки, причиненные отказом продлить договор  .

Из договора должно быть понятно, как покупателю выйти из партнерства:

  1. Как и в какой срок оповестить владельца бренда.
  2. Как это документально оформить.
  3. Как происходит окончательный расчет роялти, передача данных о клиентах.

Но не стоит допускать односторонний отказ — так называют расторжение договора по решению одной из сторон. Иначе франчайзи рискует вложить деньги в оборудование, помещение и сотрудников, а затем узнать, что его без компенсации лишают права работать под брендом.

Требование соблюдать стандарты производства, качества товаров и оказания услуг. Товар, который франчайзи будет выпускать, или услуги, которые он будет оказывать, должны быть не хуже тех, что предлагает правообладатель.

Пример формулировки: «Пользователь обязуется:

  1. Соблюдать инструкции и указания Правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется Правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых Пользователем в реализации предоставленного ему по Договору комплекса исключительных прав.
  2. Обеспечивать соответствие качества оказываемых им на основе Договора услуг качеству аналогичных услуг, оказываемых непосредственно Правообладателем.
  3. Оказывать клиентам дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, получая услуги непосредственно у Правообладателя».

Если франчайзи нарушает стандарты качества, это влияет на отношение клиентов к бренду в целом. Особенно это заметно в сфере обслуживания, где отзывы потребителей играют большую роль. Поэтому стандарты должны быть четко определены, а за отступление от них — установлены санкции.

И правообладатель, и пользователь несут ответственность за качество. Причем франчайзер отвечает солидарно, если франчайзи изготавливает продукцию под товарным знаком франчайзера, и субсидиарно, если речь об оказании услуг, выполнении работ или продаже товаров, не произведенных франчайзи  .

Но если франчайзи не соблюдает условия договора о сроках поставок, ассортименте, комплектности и прочем, франчайзер ответственности не несет.

Какие еще условия прописать в договоре концессии

Что еще может быть в договоре:

  1. Запрет разглашать конфиденциальную информацию, в первую очередь секреты производства, и ответственность за разглашение.
  2. Право франчайзи заключать договоры субконцессии и передавать третьим лицам интеллектуальную собственность — если франчайзер допускает это.
  3. Условия о расположении коммерческих помещений, то есть где франчайзи может их арендовать или построить и должен ли в принципе согласовывать этот момент.
  4. Вопросы ценообразования — нужно ли франчайзи согласовывать цены или он вправе проводить свою ценовую политику.
  5. Система штрафов, порядок выплат и виды нарушений — здесь указывают конкретные ситуации и четкие суммы. Например, за разглашение информации — штраф 100 000 ₽, за претензию от потребителя — штраф 50 000 ₽.
  6. Порядок разрешения споров — как будут регулироваться конфликты и разногласия, в каких случаях стороны вправе обратиться в суд.

Регистрация договора в Роспатенте

После подписания договор франчайзинга нужно зарегистрировать в Роспатенте  . Причем регистрируют не сам договор, а именно предоставление права использовать комплекс исключительных прав в предпринимательской деятельности. Если договором не предусмотрено иное, занимается этим франчайзер  .

Заявление нужно подать в Роспатент по почте или через сайт ведомства. Роспатент внесет сведения в реестр, а потом отправит заявителю уведомление о регистрации. После этого информацию о договоре опубликуют в официальном бюллетене Роспатента.

Без регистрации предоставление права пользоваться исключительными правами считают несостоявшимся  — и последующие действия теряют смысл. Если до регистрации франчайзи успел перечислить франчайзеру какие-то деньги, например паушальный взнос, а предоставление права в итоге не зарегистрировали, франчайзи может потребовать деньги назад.

Что в итоге

Договора франчайзинга в отечественном праве нет, но его может заменить договор коммерческой концессии — как наиболее близкий по форме и содержанию.

Оформление франшизы с помощью смешанного договора или нескольких разных договоров — нелучшая идея, поскольку каждый договор может регулировать только один момент этой сложной бизнес-модели.

Договор коммерческой концессии могут заключать только организации и ИП и только в письменной форме.

Предметом договора признают комплекс исключительных прав, включающий товарный знак. Без этого не может существовать бренд, а без бренда нет франшизы. Поэтому до подписания договора убедитесь, что товарный знак принадлежит именно тому лицу, с которым вы собираетесь подписывать договор, и срок действия его исключительного права на товарный знак еще не кончился.

При подписании особое внимание обратите на объем передаваемых прав, размер и очередность платежей, срок действия и порядок расторжения договора, а также ответственность за невыполнение прописанных в нем условий.

После подписания договор нужно зарегистрировать в Роспатенте. Без этого его нельзя считать заключенным.

Андрей КорниловКакую франшизу вы бы​ купили?