Бизнес
84K

Как выбрать название для бизнеса

Чтобы конкуренты не потащили в суд
48

Один мой знакомый открыл ресторан, а регистрировать название не стал: не до того, надо строить ресторанную империю.

Аватар автора

Алексей Башук

юрист по товарным знакам

Страница автора

Через пару лет у него дошли руки и до товарного знака. И тут началось.

Оказалось, что за два года конкуренты из разных городов уже подали на регистрацию очень похожие знаки. Если они узнают о рестораторе и подадут в суд, ему придется заплатить компенсацию — до пяти миллионов рублей за каждый знак. Столько суды обычно не взыскивают, но 500—700 тысяч — нормальная практика. А еще на кону полтора миллиона рублей, вложенных в рекламу, дизайн интерьеров и сайт. Если название заставят поменять, все это придется переделывать.

Сейчас я веду для него регистрацию четырех знаков вместо одного: в надежде, что хотя бы один пройдет экспертизу Роспатента.

Предпринимателю не стоило тянуть с регистрацией знака. Но более серьезная и менее очевидная ошибка — в неудачном названии. Чтобы не раскрывать название ресторана, назовем его «Дуэльпицца». Роспатент сказал, что «пицца» — неохраняемый элемент, «дуэль» уже зарегистрирован. Слитное написание сути не меняет: всем понятно, что это два разных слова. Кроме того, дуэль — это схватка со смертельным исходом, поэтому такое название для ресторана аморально и портит аппетит.

Давайте разбираться, что все это значит. Поделим названия для бизнеса на категории и посмотрим, что там с аморальностью. Но сначала немного матчасти, чтобы дальше было понятнее.

Основные понятия

Товарный знак, он же торговая марка или бренд, — это слова или изображения, зарегистрированные в Роспатенте. В качестве товарных знаков регистрируют названия компаний и отдельных продуктов, слоганы и логотипы. Цель регистрации — получить федеральную монополию на обозначение и не дать получить ее другим. Это нужно для того, чтобы покупатели различали компании и товары, а предприниматели не несли ущерба от подделок.

Знак регистрируют, если он соответствует требованиям закона и не повторяет уже зарегистрированные знаки. Он действует 10 лет, охраняется на территории всей страны, отмечается маркировкой®. Компенсация за нарушение права на товарный знак — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

МКТУ — международная классификация товаров и услуг. Товарный знак регистрируют не на все товары и услуги, а на определенные классы — всего их 45. У компаний с разными классами МКТУ могут быть одинаковые товарные знаки.

Сходство до степени смешения — это значит, что разные обозначения настолько похожи, что покупатель может их перепутать. Роспатент старается этого не допускать, поэтому следит, чтобы новые товарные знаки не были слишком похожи на старые.

Уровень 0

Запрещенные названия

В эту категорию входят названия, которые лучше не использовать. Их точно не получится зарегистрировать и защитить.

В первую очередь это обозначения, которые, по мнению Роспатента, противоречат общественным интересам, принципам гуманности и нормам морали. Кроме того, опасно использовать названия произведений искусства или цитаты из них, имена персонажей. А за некоторые названия могут даже оштрафовать.

Общественным интересам противоречат названия, которые обманчиво намекают на связь с государством: включают в себя слова «российский», «федеральный», «государственный» или их части. Например, название «Госкредит» можно зарегистрировать как товарный знак, только если Минюст даст добро. А он этого не сделает, если среди учредителей компании нет государства.

С таким названием можно не дойти и до Роспатента. Сначала компанию регистрирует налоговая, а она тоже фильтрует «государственность». Но даже если что-то пропускает, то потом может передумать и заставить сменить название через суд. Например, компанию «Рос-дон М» заставили переименовываться за корень «рос».

Гуманности противоречат названия, которые слишком сильно контрастируют с продуктом или тем, что делает компания. Например, Роспатент не зарегистрирует название «Исповедальная» для водки, «Долгожитель» для пива или «Незнайка собирает друзей» для похоронного бюро.

По нормам морали не пройдут названия, которые ассоциируются с ругательствами, даже с самыми мягкими. Например, Bledina или «Ёшкин кот».

Названия произведений, имена персонажей и цитаты защищает авторское право. Даже если как-то получится зарегистрировать название с отсылкой к произведению, правообладатель может не оценить это и взыскать компенсацию через суд.

  • Проблемы могут возникнуть, даже если это простое совпадение: у компании «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» ушло пять лет на то, чтобы доказать, что персонаж Успенского тут ни при чем. Фамилия Чебурашкин была еще у их деда, который появился на свет намного раньше самого Чебурашки.

Еще опаснее использовать в названиях прилагательные в превосходной степени: «лучший», «первый», «номер один». ФАС может решить, что это не соответствует действительности, и оштрафовать компанию на 500 тысяч рублей.

Уровень 1

Указательные названия

Указательные названия прямо указывают на товары или услуги: например, «Сапоги» для магазина сапог. Монополизировать и защитить такие названия не получится. Роспатент считает их неохраняемыми элементами и не регистрирует как товарные знаки.

Владелец магазина «Сапоги» не может продать франшизу или запретить кому-то открыть на соседней улице магазин с похожим названием. Но у таких названий есть и плюсы: покупатели сразу понимают, что внутри, и никто не сможет обвинить предпринимателя в том, что он использует чужой товарный знак.

Указательные названия подходят магазинам, которые не планируют расширяться или выделяться за счет брендинга. Если у вас ларек с шаурмой или ремонтом обуви, можно просто назваться по виду деятельности и ничего не регистрировать.

Но здесь тоже есть обо что споткнуться. Шаг в сторону — и, казалось бы, указательное название превращается в чей-то товарный знак. Один мой знакомый назвал магазин детской одежды «Детским миром», потому что решил, что это распространенное название и ни у кого не может быть на него монополии. Через пять лет настоящий «Детский мир» объяснил, что это не так. Пришлось переименовываться, чтобы избежать суда.

Я советую своим клиентам не мудрить. Если не планируете регистрировать товарный знак, называйте ремонт обуви «Ремонтом обуви», а не «Вселенной обуви и ремонта».

Уровень 2

Описательные названия

Описательные названия указывают на свойства товара: красивый, хороший, вкусный, дешевый. Они не обладают различительной способностью: кто угодно может называть свою одежду красивой, а еду вкусной. По такому названию покупатель не отличит одного производителя от другого. Поэтому зарегистрировать их как товарные знаки тоже не выйдет.

В лучшем случае описательное название можно зарегистрировать в составе логотипа, при этом само название выделят неохраняемым элементом. Логотип будет защищен, но название с другой графикой сможет использовать кто угодно.

Например, марка «Русский продукт» зарегистрирована разными компаниями в разных графических исполнениях.

Товарные знаки с одинаковыми названиями принадлежат разным организациям, сами названия не защищены
Товарные знаки с одинаковыми названиями принадлежат разным организациям, сами названия не защищены

Описательное название получится зарегистрировать как товарный знак, только если доказать, что его уже так долго и широко используют, что оно приобрело различительную способность. Но особо полагаться на это не стоит. Например, «Макдональдс» не смог доказать известность бургера Big Tasty и получил отказ. С другой стороны, логотип «Много мебели» все-таки зарегистрировали как товарный знак вместе с названием.

В законе нет четкого описания известности, поэтому эксперты Роспатента сами решают, насколько известно название. Подходы разных экспертов могут отличаться, поэтому регистрация описательного названия — это лотерея. Как и указательное, такое название стоит выбирать, только если вы не против, чтобы его использовали другие компании.

«Макдональдсу» отказали в регистрации описательного названия «Большой вкусный»
«Макдональдсу» отказали в регистрации описательного названия «Большой вкусный»
Указания на неохраняемый элемент нет, значит, название тоже охраняется. Правда, зарегистрировать логотип вместе с названием получилось только со второй попытки
Указания на неохраняемый элемент нет, значит, название тоже охраняется. Правда, зарегистрировать логотип вместе с названием получилось только со второй попытки
Уровень 3

Ассоциативные названия

С третьего уровня надежности начинаются довольно сильные названия, которые можно защитить регистрацией в Роспатенте.

Ассоциативное название намекает на суть продукта, но напрямую его не называет и не описывает свойства. Если получается придумать такое название, то оно здорово помогает выделиться среди конкурентов. Но хорошее ассоциативное название придумать сложно: всегда остается риск, что Роспатент все-таки посчитает его указательным или описательным и выделит в неохраняемый элемент.

У бренда «3 корочки» все получилось: товарный знак не указывает на продукт, но при этом вызывает нужную ассоциацию
У бренда «3 корочки» все получилось: товарный знак не указывает на продукт, но при этом вызывает нужную ассоциацию
Уровень 4

Семантически нейтральные названия

Еще сильнее семантически нейтральные названия. Они никак не указывают на товары или их свойства, поэтому охраняются сами по себе, вне зависимости от графического исполнения. У нейтральных названий нет рисков отказа, которые есть у описательных, указательных и ассоциативных.

«Квадрат» для магазина стройматериалов — семантически нейтральное название
«Квадрат» для магазина стройматериалов — семантически нейтральное название

Вариант нейтрального названия — географическое. Оно считается нейтральным, если между продуктом и местом нет никакой связи. У покупателя не должно возникнуть и мысли, что продукт там производят или могут производить. Иначе Роспатент может отказать в регистрации.

  • Например, предприниматель из Челябинска подал на регистрацию название «Жамбон де пари» для колбасы. Роспатент отказал в регистрации товарного знака, потому что это название — транскрипция французского «Jambon de Paris», что означает «Ветчина из Парижа». Такое название может создать у потребителя ложное представление о том, что продукт производят во Франции, а не в Челябинске. К тому же перевод указывает еще и на конкретный вид товара — ветчину.

При этом «Везувий» для кафе и «Атакама» для обогревателей прошли регистрацию без проблем: их посчитали семантически нейтральными.

Эксперт Роспатента не нашел связи между кафе и вулканом, поэтому знак зарегистрировали
Эксперт Роспатента не нашел связи между кафе и вулканом, поэтому знак зарегистрировали
Уровень 5

Фантазийные названия

Выдуманные названия — самый надежный вариант. Среди юристов и экспертов их еще называют фантазийными. Выдуманного слова нет в словарях, поэтому маловероятно, что кто-то уже защитил его товарным знаком. Оно не указывает на товары и свойства продукта, поэтому зарегистрировать его проще других. С точки зрения бизнеса такое название хорошо выделяет компанию среди конкурентов.

Сюда же относятся фамилии и их производные, например «Т⁠-⁠Банк». Иногда Роспатент просит предпринимателя подтвердить, какое отношение он имеет к фамилии в названии. Если это фамилия ИП или учредителя ООО, то вопросов не возникнет.

Название банка, конечно, зарегистрировано
Название банка, конечно, зарегистрировано

Исключения — это аббревиатуры и акронимы. Они тоже часто выглядят как выдуманные, но, по мнению Роспатента, не обладают различительной способностью и не могут быть зарегистрированы как товарные знаки.

Даже если аббревиатура компании становится настолько известной, что приобретает различительную способность, защитить ее тяжело. Например, BMW и KFC смогли это сделать далеко не сразу и не во всех странах.

Акронимы — это чаще всего что-то из советского наследия вроде Тяжметпромстроя и Оптторга. С ними проблема в том, что эксперты обычно расценивают части названий как указание на продукты или их описание. Поэтому зарегистрировать подобный акроним получается только вместе с логотипом — отдельно он охраняться не будет.

А вот если придумать акроним, который выглядит выдуманным словом, то его, скорее всего, зарегистрируют без проблем. Например, Yandex — это акроним от фразы «Yet ANother inDEXer» — «Еще один индексатор».

«Яндекс» — это акроним, который выглядит как выдуманное название
«Яндекс» — это акроним, который выглядит как выдуманное название

Как выбрать название для бизнеса

Процесс обычно такой: предприниматель придумывает несколько названий, отсеивает плохие, проверяет занятые, а из оставшихся выбирает какое-то одно — сам или с помощью юриста. Посмотрим, как это выглядит.

Скажем, мы продаем плюшевых медведей. Нам нужно придумать название для бирок на медведях и вывески на магазине. Мы хотим, чтобы название отличало нас от конкурентов, — возможно, потом мы даже будем продавать франшизу. После консилиума с женой и котом у нас появилось 10 вариантов. Мы прогнали их по уровням надежности — осталось четыре. Вот их уже надо проверять.

Варианты названий для магазинов плюшевых медведей

НазваниеКомментарийВердикт
«Лучшие медведи № 1»Нарушает закон о рекламе👎👎👎
«Красивые медведи»
«Плюшевые медведи»
Plush Bear
Названия описывают свойства товара. Если кто-то захочет стать нашим конкурентом, название не поможет с ним бороться. Английский язык сути не меняет👎👎
«Медвежатник»Бойко, но на уголовном жаргоне так называют воров, которые взламывают сейфы. Эксперт может решить, что для игрушки название аморально👎👎
ПлюшмедторгЗарегистрируют только с логотипом, отдельно от него охраняться не будет. А логотипа у нас еще нет👎
«Медведи Братьев Чичкановых»
«Вежливые мишутки»
«Вежливые мишки»
«Барни»
Названия выглядят нейтральными или выдуманными. С ними можно работать, но нужно проверить, не опередили ли нас, — а уже потом выбирать из оставшихся вариантов🔎

«Лучшие медведи № 1»: нарушает закон о рекламе. 👎👎👎

«Красивые медведи», «Плюшевые медведи», Plush Bear: названия описывают свойства товара. Если кто-то захочет стать нашим конкурентом, название не поможет с ним бороться. Английский язык сути не меняет. 👎👎

«Медвежатник»: бойко, но на уголовном жаргоне так называют воров, которые взламывают сейфы. Эксперт может решить, что для игрушки название аморально. 👎👎

Плюшмедторг: зарегистрируют только с логотипом, отдельно от него охраняться не будет. А логотипа у нас еще нет. 👎

«Медведи Братьев Чичкановых», «Вежливые мишутки», «Вежливые мишки», «Барни»: названия выглядят нейтральными или выдуманными. С ними можно работать, но нужно проверить, не опередили ли нас, — а уже потом выбирать из оставшихся вариантов. 🔎

Как проверить название

Проверять названия надежнее всего в официальной базе Роспатента. Один поиск по товарным знакам стоит 59 рублей, по заявкам — 295 рублей.

Чтобы сэкономить, можно начать с бесплатных баз. Они показывают меньше данных, но все, что есть там, есть и в базе Роспатента. Если бесплатная база покажет, что название уже занято, за его проверку можно не платить.

295 ₽
стоит поиск по заявкам на регистрацию товарных знаков в базе Роспатента

Я обычно пользуюсь условно-бесплатной базой linkmark.ru. Результаты поиска по базе совпадают с базой Роспатента, но в бесплатной версии не показывают поданные заявки. Может оказаться так, что наших мишек уже кто-то регистрирует, а мы об этом не узнаем. Но поиск по заявкам здесь стоит дороже, чем в Роспатенте: 500 рублей за запрос.

При поиске мало вбить название — нужно учесть код МКТУ. Если кто-то зарегистрировал «Вежливых мишуток» для сервиса ремонта бытовой техники, они нам не конкуренты. На «Линкмарке» для проверки кода МКТУ есть кнопка «Добавить класс». По щелчку на ней появляется поле ввода, и если вписать ключевое слово, сервис предлагает классы.

По запросу «игрушки» появляется класс 28 с видами игрушек. Плюшевые там тоже есть. Выбираем этот класс и проверяем наши названия
По запросу «игрушки» появляется класс 28 с видами игрушек. Плюшевые там тоже есть. Выбираем этот класс и проверяем наши названия
Названия «Барни» нет, но есть похожие. Чтобы не отказали из-за сходства, можно подать на регистрацию знак «Медвежонок Барни» — его не перепутаешь с «Барби», «Бамси» или «Бадди»
Названия «Барни» нет, но есть похожие. Чтобы не отказали из-за сходства, можно подать на регистрацию знак «Медвежонок Барни» — его не перепутаешь с «Барби», «Бамси» или «Бадди»
ООО «Прогресс» зарегистрировало товарный знак «Вежливые мишки» для игрушек раньше нас. «Вежливые мишутки» тоже не подойдет: слишком похоже на «Вежливых мишек»
ООО «Прогресс» зарегистрировало товарный знак «Вежливые мишки» для игрушек раньше нас. «Вежливые мишутки» тоже не подойдет: слишком похоже на «Вежливых мишек»
Иногда поиск выдает много результатов. Например, по запросу «Медведи братьев Чичкановых» он показывает 1337 товарных знаков и 978 заявок. Чтобы убедиться, что нашего названия среди них нет, все это придется просмотреть. По крайней мере, среди товарных знаков нашего названия нет
Иногда поиск выдает много результатов. Например, по запросу «Медведи братьев Чичкановых» он показывает 1337 товарных знаков и 978 заявок. Чтобы убедиться, что нашего названия среди них нет, все это придется просмотреть. По крайней мере, среди товарных знаков нашего названия нет

После бесплатного поиска остается два варианта названия: «Медвежонок Барни» и «Медведи братьев Чичкановых». Теперь стоит заплатить и прогнать их по заявкам в базе Роспатента.

Но без опыта интерпретировать результаты сложно. Возьмем того же «Барни». Кажется, что «Балми» — это совсем другое название, а на самом деле тут очевидное сходство до степени смешения по фонетическому признаку. А, скажем, «Банни» вполне может пройти, потому что это не вымышленное имя, а «Кролик» в переводе с английского.

А еще многое зависит от вида товаров. Например, названия алкоголя и медикаментов должны различаться гораздо сильнее, чем те же названия игрушек. Значение имеет и то, где покупатель видит название. Туалетную бумагу обычно продают рядом с салфетками, поэтому эксперт может найти сходство между их названиями — даже если это разные классы МКТУ.

Бывают и более сложные случаи. Например, один товар может относиться к двум-трем классам МКТУ. А может не подходить ни к одному — и тогда придется самому придумать, куда его отнести.

Из-за таких нюансов товарные знаки — это отдельная специализация юристов. Какие-то названия можно отсеять и самому, но в конце лучше все-таки проконсультироваться со специалистом: это надежнее всего.

Если компания работает под чужим товарным знаком

Представьте: ваша компания работает несколько лет, зарабатывает деньги, открывает новые точки. И тут, как мой знакомый с сетью ресторанов, вы проверяете свое название и выясняете, что такой товарный знак уже есть. Вот что нужно делать дальше.

Проверьте классы МКТУ. Если у вас они отличаются, вы еще не опоздали с регистрацией. Компании могут использовать одинаковые знаки, если они занимаются разным делом.

Ангелов много. Но первый занимается химической обработкой, второй выпускает электронику, третий продает напитки, а четвертый готовит еду. Ни один из них не может запретить работать другому: каждый занят своим делом и никому не мешает
Ангелов много. Но первый занимается химической обработкой, второй выпускает электронику, третий продает напитки, а четвертый готовит еду. Ни один из них не может запретить работать другому: каждый занят своим делом и никому не мешает

Проверьте дату приоритета товарного знака, если классы МКТУ пересекаются. Это дата, когда правообладатель подал заявку на регистрацию знака. Если вы начали работать раньше этой даты, есть шанс защитить свое название, если на вас подадут в суд. И чем раньше вы начали работать, тем выше шансы.

Дату начала работы вашей компании и сам факт работы устанавливает суд. К сожалению, раз вы не зарегистрировали знак, по умолчанию вы не правы и вынуждены доказывать обратное. Придется доказывать, что вы действительно продавали товары под спорным названием. Помогут любые документы, которые имеют отношение к работе: например, договоры с контрагентами и на размещение рекламы, договоры на регистрацию доменов. Чем больше таких доказательств вы принесете в суд, тем больше шансов, что решение будет в вашу пользу.

Но решения выносят разные: все зависит от суда и обстоятельств дела. В базе судебных решений больше шести тысяч дел по таким спорам, и за каждым из дел стоят чьи-то деньги, время и нервы.

  • Например, с маникюрного салона из Новосибирска суд взыскал 600 тысяч рублей за нарушение права на товарный знак, хотя он начал работать раньше даты приоритета. Спор дошел до Верховного суда, но тот не испытал жалости.
  • А автосервис из Тулы прошел несколько инстанций и все-таки отстоял свое название. Теперь ему предстоит аннулировать чужой знак через Палату по патентным спорам или арбитражный суд. Это непростой процесс, достойный отдельной статьи, но, по крайней мере, автосервису не пришлось платить компенсацию.

Если правообладатель знака подал на него заявку раньше, чем вы начали работать, придется менять название. В этом случае шансов отстоять его нет: если дело дойдет до суда, он может заставить вас выплатить компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей — а название все равно поменять.

За последний год я видел больше сотни похожих ситуаций. Какие-то вытягивали юристы, где-то предпринимателям везло, а где-то все кончалось печально. Например, с цветочного ларька в Кирове за нарушение права на товарный знак суд взыскал 500 тысяч.

Если очень не хочется менять название

Единственная альтернатива — доработать название, чтобы оно перестало походить на зарегистрированное до степени смешения. Но этот вариант для тех, кто готов рискнуть: отличается знак или нет, все равно решает эксперт Роспатента.

При доработке точно не подойдут элементы со слабой различительной способностью или вообще без нее: местоимения, цифры, описательные прилагательные. Бесполезно писать название другим шрифтом или латиницей вместо кириллицы. Ничего не даст плюс и минус в конце названия или слитное написание вместо раздельного. Знаки проверяют и на графическое и фонетическое сходство. Если уже зарегистрирован «Ромашка и Василек», то Romashka & Vasilek и «Ромашка-Василек» пролетают: они хоть и пишутся по-разному, но звучат одинаково.

Чтобы не получить отказ, выбирайте совершенно другие варианты названий. Например, добавьте необычное существительное или прилагательное.

Производители водки очень любят слово «озеро». Я насчитал 42 подобных товарных знака, еще 17 заявок получили отказ. Трюк не сработает, если название выдуманное: у них слишком сильная различительная способность. «Кристальное озеро» и «Белое озеро» различаются, «Яндекс» и «Кристальный яндекс» — нет
Производители водки очень любят слово «озеро». Я насчитал 42 подобных товарных знака, еще 17 заявок получили отказ. Трюк не сработает, если название выдуманное: у них слишком сильная различительная способность. «Кристальное озеро» и «Белое озеро» различаются, «Яндекс» и «Кристальный яндекс» — нет

В любом случае, если дело дошло до суда, ищите хорошего юриста. Интеллектуальная собственность — это не та область, где можно обойтись бесплатными консультациями и шаблонами из интернета.

А еще лучше — проверяйте названия сразу и не доводите до суда. Ну не такие это деньги, чесслово.

Про выбор названия пока все. В следующий раз будет про собственно регистрацию товарного знака: что дает, сколько стоит, как не выйти в окно от предварительного отказа Роспатента. Не переключайтесь.

Кратко: как выбрать название для бизнеса

  1. Ларек с шаурмой можно назвать просто «Шаурма». Название можно не проверять и не регистрировать — как и все названия, которые указывают на товары, услуги или их свойства. Но конкуренты тоже смогут так назваться.
  2. Более оригинальные названия помогают выделиться среди конкурентов. Это может быть, например, ваша фамилия или вымышленное слово.
  3. Оригинальные названия надо проверять, потому что вас могли опередить. Это можно сделать по платной базе Роспатента, условно-бесплатным базам в интернете или с помощью юриста по товарным знакам.
  4. Если кто-то зарегистрировал название раньше вас, но оно вам очень нравится, попробуйте доработать его: например, добавить необычное существительное или прилагательное.
Алексей БашукЕсли у вас есть бизнес, расскажите, как выбирали название?
  • Сергей КиреевСпасибо за топовую статью9
  • Петр МурзинСпасибо за статью. Интересно будет почитать про регистрацию в Роспатенте. Скажите, правильно ли я понял, что откажут в регистрации любых аббревиатур, в том числе с расшифровкой? Например, "OTS4" (расшифровка oil treatment system of the 4th generation). Получается, выпуская продукт под таким названием, я защитил себя от возможных атак конкурентов с этой стороны? Влияет ли наличие логотипа? С уважением, Петр.0
  • Алексей БашукПожалуйста :)0
  • Алексей БашукПетр, пожалуйста :) Вопрос про аббревиатуры достаточно интересный и непростой. Не существует общего правила о том, что любые аббревиатуры нельзя регистрировать. Роспатент в руководстве для экспертов выделяет отдельно "общепринятые аббревиатуры и сокращения" и "сочетания букв, не имеющие словесного характера". "Общепринятые аббревиатуры и сокращения" — это те сокращения, которые есть в словарях: "пищепром", "ООО", "кг". Их нельзя использовать как товарные знаки, потому что они не обладают различительной способностью и их может использовать кто угодно. Зато можно нарисовать логотип со словом "пищепром" и зарегистрировать этот логотип как товарный знак. В таком случае будет охраняться именно Ваша картинка, а само слово «пищепром» будет неохраняемым элементом товарного знака, в другой графике его сможет использовать и регистрировать кто угодно. "Сочетания букв, не имеющие словесного характера" — это «обозначения, состоящие исключительно из согласных звуков (ТПР, ЧВФД), а также обозначения, в которых после букв содержатся точки (Т.Е.Н., I.D.N.S.).». От аббревиатур отличаются тем, что у этих сочетаний нет общеизвестных расшифровок. Ваш случай с «OTS4» ближе ко второму. У Вас есть гласная буква, у слова «OTS» нет общепринятой расшифровки, как у аббревиатуры, поэтому кажется, что можно регистрировать. Но стоит знать, что «отсутствие различительной способности» всё-таки оценочный критерий, поэтому один эксперт Роспатента может зарегистрировать товарный знак «OTS4», а другой сочтет, что даже несмотря на наличие гласной в начале, «OTS4» не выглядит как слово, поэтому в регистрации нужно отказать. Если Вам нужно регистрировать «OTS4», то я бы сделал упор на то, что «OTS4» читается как «отсфор», и поэтому различительная способность есть. Кроме этого я предложил бы подавать на регистрацию «OTS4» логотипом: тогда мы в любом случае зарегистрировали бы товарный знак, вопрос был бы только в том, получится ли сделать так, чтобы само слово «OTS4» признали охраняемым. Расшифровка «oil treatment system of the 4th generation» никак не влияет на регистрацию. Эта расшифровка указывает на продукт, различительной способностью не обладает, будет неохраняемым элементом, поэтому что она есть, что её нет, без разницы. Хотя всё-таки немного она вредит: если Вы напишете на логотипе «OTS4 — oil treatment system of the 4th generation» то весь перечень МКТУ вам порежут до собственно систем очистки масла и того, что именно с этим связано. Это сделают, потому что расшифровка указывает на конкретные товары, и продавать одни товары под названиями других товаров нельзя. Нельзя продавать кефир под логотипом с надписью «молоко». Из-за этого через несколько лет, когда Вы решите продавать под брендом «OTS4» другие товары для автомобилей, не связанные с системами очистки масла, Вам придется регистрировать этот же товарный знак на другие классы МКТУ, но уже без расшифровки «oil treatment system of the 4th generation». Поэтому расшифровки лучше убирать. «Получается, выпуская продукт под таким названием, я защитил себя от возможных атак конкурентов с этой стороны?» Спорный вопрос. Далеко не факт, что Ваше «OTS4» можно считать самостоятельным элементом, подлежащим охране. Но если его все-таки кто-то сможет зарегистрировать, по причинам, описанным выше, и этот кто-то будете не Вы, то может возникнуть неловкий момент. Еще есть нюанс в том, что неохраняемые аббревиатуры в качестве названий могут в итоге всё-таки создать путаницу на рынке. Например, сейчас у меня стоит задача от завода: нужно придумать, как сделать так, чтобы их аббревиатурные названия изделий зарегистрировали как товарные знаки. Они много лет выпускали изделия под названиями в духе «Т4А9-0.9» и довыпускались до того, что названия их изделий стали включать в заявки на госзакупки. И получается ситуация, что хочет, например, госпредприятие закупить продукцию этого завода и пишет в госзакупках, мол, поставьте нам изделие «Т4А9-0.9», пять штук. Название завода поставщика почему-то там указывать нельзя, а марку изделия можно. Тут как тут появляется конкурирующий завод на госзакупку, и говорит предприятию, мол, держите, вот мы тоже выпускаем изделие «Т4А9-0.9», пять штук и на сто рублей дешевле. В итоге получается, что наш завод не продает продукцию туда, куда планировали, а госпредприятие получает продукцию от другого завода не того качества, на которое рассчитывали. Счастлив только конкурирующий завод, который вовремя подсуетился. Мораль истории в том, что если бы с самого начала завод назвал бы изделие не «Т4А9-0.9» а например, «розовый гусь», то этой ситуации сейчас бы не возникло. В общем, если собираетесь использовать в бизнесе название «OTS4», то стоит зарегистрировать его вместе с логотипом, или зарегистрировать «OTSFOUR». Если только начинаете бизнес, не уверены, что дело пойдет и не хотите тратиться на товарный знак, то назовите товар «Murzin Oil Treatment System». Это самые беспроигрышные варианты, на мой взгляд. Такие дела :)8
  • Арсений ВолчанскийАлексей, спасибо за статью! Тоже буду ждать статью про регистрацию в Роспатенте)1
  • Stani UkhА если химчистку назвать «Химчистка»? )0
  • Алексей БашукStani, никто не сможет запретить вашей химчистке работать с названием "Химчистка". Если не планируете выделяться на рынке за счет брендинга и клиенты приходят к вам просто потому, что ваша химчистка к ним ближе расположена или цены ниже, чем в соседней — отличный вариант :)1
  • Василий ПупкинА если в названии магазина УЖЕ есть слово "Лучший "? УФАС сразу штрафует или время на переделку даст? ПС: Качество товаров, представленных в магазине, действительно очень высокое0
  • Artem VodaСпасибо за информацию! Я придумал название бренда и хотел было начать выпуск своей продукции, но как назло нашел такое же название в Роспатенте. Зарегистрированный товарный знак выглядит как монохромное слово и в графе (591) Указание цвета или цветового сочетания стоит - , значит ли это что мой логотип, с таким же словом, но другими шрифтом и цветом не привлечет внимание правообладателей патента? МКТУ у нас тоже совпадают. Вопрос даже не в регистрации, понятное дело откажут. Вопрос как быстро найдут меня если я осуществлю свою задумку.0
  • Алексей БашукВасилий, все зависит от обстоятельств дела. Если у вас магазином владеет свежеоткрывшийся ИП, то можно обойтись предупреждением. А могут и сразу оштрафовать на 100 000 рублей, и даже приписка "пожалуй, лучший" не спасет. Качество товаров значения не имеет. Можно быть "лучшим по данным опроса среди специалистов", "лучшим по версии рейтинга", но быть вообще "лучшим" юридически невозможно.2
  • Алексей БашукArtem, цвет в этом случае значения не имеет. Любой эксперт признает сходство до степени смешения по фонетическому и семантическому признаку, что при регистрации, что в суде. Проще говоря, важно будет только то, что слова читаются и пишутся одинаковыми буквами. Как быстро вас найдут — не знаю. Может быть это произойдет послезавтра, может быть никогда, а может быть вас уже нашли, просто письмо с досудебной претензией потерялось на почте. Если вас найдут, то могут через суд взыскать компенсацию до 5 млн рублей, конфисковать весь товар и заставить сменить везде название, на этикетках, рекламе, в интернете и даже в ЕГРЮЛ. Могу сказать только, что неприятности не происходят вовремя, в любом случае это случится в самый неподходящий момент, например, когда у вас уже будет реклама, сайт и полный склад готовых упаковок. Стоит ли это название того, чтобы всю жизнь компания работала под таким Дамокловым мечом — решать вам. Я, конечно, всегда предлагаю поменять или хотя бы подправить название, но люди в итоге поступают по-разному: кто-то меняет название, тратится на новый домен и новую упаковку, зато потом работает со спокойной душой, а кто-то наоборот продолжает строить гостиничные комплексы с названием, в регистрации которого уже отказали, сославшись на целую серию товарных знаков известной по всему миру сети отелей. В вашем случае, Артем, я бы предложил все-таки поменять название, тем более, что вы только хотите начать выпуск продукции и, как я понимаю, у вас склады еще не забиты маркированными товарами. На этом этапе сменить название еще не так сложно.4
  • Василий ПупкинАлексей, спасибо! А если вот такая ситуация: в доменном имени сайта Интернет-магазина есть слово "Лучший" нужно менять доменное имя? Или оставить можно, при этом только поменять название самого магазина и инет-магазина?0
  • Алексей БашукВасилий, пожалуйста :) Я бы предложил поменять доменное имя, а со старого домена настроить редирект на новый, чтобы клиенты не терялись. Вероятности, что кто-то оштрафует за доменное имя немного, но на всякий случай лучше поменять. Вдруг это название у вас, например, где-нибудь потом на рекламном щите окажется, а это уже действительно похоже на нарушение.1
  • Nikita CherevatyОо0
  • Ярослава СлавнаяСпасибо за подробную понятную статью! Алексей, прочитав несколько статей на темы вокруг товарного знака и походив по ссылкам, указанным в них, я поняла, что для того, чтобы подать заявку на регистрацию товарного знака надо иметь зарегистрированное юридическое лицо или ИП. Верно? Если подаёшь заявку на регистрацию товарного знака от имени юридического лица, и словесное выражение товарного знака один в один с наименованием юридического лица, с той лишь разницей, что юридическое лицо должно иметь приписку - общество с ограниченной ответственностью, например, а словесное выражение товарного знака без этого ООО (и прочее), то это очень даже допускается. Верно? Ещё я поняла, что зарегистрированный товарный знак, защищён авторским правом лишь ограниченный период времени, что эту регистрацию необходимо продлевать. В этой ситуации какими могут быть расходы, также необходимо прибегать к помощи поверенных или юристов по авторскому праву, как и при регистрации?0
  • Алексей Бритов> По нормам морали не пройдут названия, которые ассоциируются с ругательствами, даже с самыми мягкими. Например, Bledina или «Ёшкин кот». Всё отлично регистрируется: "Ёшкин кот" (Свидетельства: № 239633 и № 417483) "Ёшкина коровка" (Свидетельство: № 547274) "Ядрёна Матрёна" (Свидетельства: № 424478 и № 353852) "Ядрёна копоть" (Свидетельства: № 339662 и № 695728) "Ядрён бидон" (Свидетельство: № 392035) А "Bledina" - вообще международный товарный знак (номер международной регистрации: № 784650)3
  • Алексей БритовАлексей, вопрос из серии "компания уже работает, название менять не хочется, риски есть, но гром пока не грянул (т.к. хотя классы с владельцем ТЗ совпадают, но обе компании региональные и работают в отдалённых друг от друга регионах - в общем, или владельцу ТЗ пофиг, или он просто не знает о второй компании)". Вопрос: Если товарный знак зарегистрирован правообладателем, но его регистрация в скором времени заканчивается (9 лет из 10 уже прошло), то каким образом вы бы действовали для регистрации похожего товарного знака после завершения регистрации зарегистрированного? Каким образом можно оценить вероятность успеха такой затеи? Каков алгоритм действий и на что следует обратить внимание при реализации?0
  • Юрий ЩитининСпасибо огромное! Думаем обратится в ваше агентство! Еще понять бы, название сразу проверять с изображением? Или главное проверить название , а изображение уже подать вместе с названием?0
  • Ирина ГеллерУ нас экипировочный центр спортивный товаров для туризма- альпинизма "Штурм", существуем более 10 лет. Но недавно обнаружили тренажерный зал, открытый совсем недавно под таким же названием.Правомерна ли будет наша притензия, на то чтобы зал изменил название, поскольку оно занято?1
  • Ирина СтепановаАлексей, а в нашем городе Йошкар-Оле есть товарный знак "Йошкин кот"3
  • Валентина КушнироваСпасибо большое!1
  • Алексей БашукАлексей, два знака «Ешкин кот», которые вы привели, с 2011 года не действуют. В 2001 году их тогда приняли, да, но за 20 лет практика изменилась и полагаться на знак 2001 года я бы не стал. Тем более, что в 2014 году была подана новая заявка на «Ешкин кот» 2014705816 и ему отказали. По «Bledina» — да, вы правы, международный знак есть и он действует. Но едва ли национальная российская заявка с таким названием прошла бы регистрацию. В целом, тут история в том, что заигрывания с названиями «на грани» — это всегда очень спорная и слабо предсказуемая история. Та же сеть доставок суши «ЁбиДоёби» уже третий год пытается зарегистрировать свое название, но пока что у них так и не получилось.5
  • Алексей БашукАлексей, я бы просто подал на регистрацию свою заявку, чтобы зафиксировать право приоритета, а потом бы подождал и посмотрел, продлит ли правообладатель тот знак или нет. Если не продлит, то получил бы свою регистрацию. Подавать заявку лучше заранее, не дожидаясь истечения срока продления. Иначе может быть такая история, что пока мы ждем, продлят знак или нет, кто-то вообще третий подает похожую заявку, которая помешает нам зарегистрировать наш знак, даже если тот продлевать не будут. Вероятность успеха немаленькая, потому что не так много компаний и товаров выживают на рынке 10 лет. Какие-то товары перестают выпускать, компании банкротятся, поэтому всегда есть шанс, что в знаке уже утратили заинтересованность и ничего под ним не производят. Алгоритм действий схож с обычной регистрацией, разве что можно потянуть с уплатой пошлин: просто подать заявку и не платить, чтобы заявка висела, а заплатить пошлины только после того, как станет ясно, что знак не продлевают. Обратить внимание нужно на графику — тут главное не копировать ее со старого знака. То есть название взять можно, а вот логотип брать не стоит, потому что на него действует авторское право, не зависящее от права на товарный знак.1
  • Алексей БашукЮрий, пожалуйста, рад быть полезным. Лучше, конечно, проверять сразу и изображение. Не скажу, что часто, но тем не менее бывают случаи, когда оказывается, что дизайнер, который рисовал логотип, просто скопировал чужое изображение или перерисовал его с минимальными отличиями. Поэтому лучше проверить изображение заранее.0
  • Алексей БашукИрина, если у вас есть товарный знак, а в товарном знаке в перечне товаров и услуг есть 41 класс МКТУ с указанием услуг клубов, фитнес-центров или предоставления спортивного оборудования, то да, правомерна.1
  • Алексей БритовАлексей, у меня похожий вопрос. Есть зарегистрированный ТЗ (условно назовём его "Пупсик"), который совпадает и с коммерческим названием моей компании и с доменом (по классам МКТУ мы тоже совпадаем, но работаем в разных регионах, поэтому до сих пор никак не пересекались и проблем не было). Понятно, что дамоклов меч висит, проблемы могут возникнуть, и этот вопрос нужно как-то решать уже сейчас. Смену коммерческого названия я рассматриваю как совершенно крайний вариант (т.е. пока готов рассматривать любые другие варианты, помимо этого). Специалисты рекомендуют мне следующее решение: добавить к названию дополнительное слово и зарегистрировать новый ТЗ по тому же классу (условно, это будет ТЗ "Весёлый пупсик"). Вопрос 1. Рабочее ли это решение? Вопрос 2. Если зарегистрировать ТЗ "Весёлый пупсик" как графическое изображение, совершенно не похожее на то, которое зарегистрировано и ТЗ "Пупсик", а затем использовать графическое изображение моего ТЗ ("Весёлый пупсик"), убрав из графики слово "весёлый" - то какие варианты развития событий возможны и каковы вероятности их исходов? Т.е. графически то, что я буду использовать (логотип "Весёлого пупсика" без слова "весёлый") будет сходно до степени смешения с моим же ТЗ "Весёлый пупсик" и совершенно не похоже на ТЗ "Пупсик". Но с другой стороны - слово используется то же, что и в чужом ТЗ "Пупсик". Вопрос 3. Что бы вы порекомендовали, помимо смены названия, если задача не "свести риски до нуля, имея уникальный ТЗ", а "минимизировать риски", т.е. максимально снизить вероятность судебного решения в пользу оппонента, если он такой процесс инициирует (сам я подобные иски инициировать не собираюсь, т.к. тяжбы - совершенно не наш бизнес)?0
  • Алексей БашукАлексей, в таких ситуациях нужно всегда смотреть на конкретное название и конкретные товары и услуги, потому что везде могут быть свои нюансы. 1. Добавить слово — все зависит от самого слова, от его различительной способности. Тут нужно смотреть конкретику, потому что есть варианты, при которых добавление слова поможет, а есть такие, где не поможет. Сравните сами — «Озеро» и «Загадка Озера» и «Яндекс» и «Веселый яндекс». И там, и там, добавлено слово, но результат очевидно разный. Без конкретики я, к сожалению, не смогу дать корректный ответ. 2. Все заигрывания с графикой — это так себе варианты. Могут отказать, несмотря на графику. Могут выдать, но потом вы будете обязаны использовать знак именно в том виде, в котором он зарегистрирован. В противном случае, знак можно будет аннулировать на основании неиспользования через три года. Кроме этого, если использовать его не в том виде, можно нарушить тот знак, который уже занят. Когда вы используете свой знак, то нужно использовать не просто «обозначение сходное до степени смешения» с вашим же знаком, а нужно использовать его или так, как он зарегистрирован, или, в крайнем случае «с изменениями отдельных его элементов, не меняющими существа товарного знака». «не меняющий существа» и «сходство до степени смешения» — это разные категории. Поэтому все эти штучки типа «а давайте заменим пару букв в слове картинками» — это история про то, как люди перехитрили сами себя. К сожалению. 3. Я бы посоветовал соотнести даты регистрации вашей ООО и товарного знака. Если у вас ООО было зарегистрировано раньше, чем товарный знак, то я связался бы с правообладателем товарного знака и попросил бы его подписать мне письмо-согласие на регистрацию моего логотипа в качестве товарного знака. Мол, графика у нас разная, мы в разных городах, все такое. Если он согласится, то знак зарегистрируют. Если не согласится, то можно пойти в Палату по патентным спорам и аннулировать его товарный знак на основании более раннего права на фирменное наименование, а параллельно зарегистрировать свой знак.1
  • Тип ПроПодскажите, у нас есть заявка на регистрацию названия на латинице и на кириллице. Если конкуренты скопировали название, но после претензий поменяли букву в место "А" написали "О" или поставили "Ъ" знак в конце. Является ли это нарушение? Например "Сапог" зарегистрирован и конкупенты назвали "Сопог" или "Сапогъ". И как им предъявить до судебно претензию1
  • Aleksandr MorozovАвтор, подскажите пожалуйста, вот в моем случае у меня товарный знак это словосочетание на английском и тут я вижу, что какие-то ребята зарегистрировали очень визуально похожий товарный знак, который точно такое же словосочетание, но на русском. Это может являться нарушением прав?0
  • RussianGirlОчень понравилось название отеля из зарубежного сериала, в базе его нет, но оно все равно не пройдет?0
  • Дмитрий МинеевИрина, привет, землячка)0
  • Dmitri GalОтличная статья! Хотелось бы уточнить в отношении комбинированного т/з (изображение + слово). Получается, что если не имеется указания на неохраняемый элемент, значит, название (слово) тоже охраняется (см. пример "Много мебели")? То есть, если какой-либо предприниматель будет использовать свой не зарегистрированный комбинированный т/з, в составе которого имеется слово, которое идентично в моем комбинированном т/з, для того же МКТУ, то это нарушит мои права? Или всё-таки, охрана не распространяется отдельно на слово в составе комбинированного т/з, если он не зарегистрировано, как отдельный т/з?0
  • Алексей БашукDmitri, спасибо! Да, все верно: если в регистрации нет указания на дискламацию, значит словесный элемент является охраняемым и является предметом самостоятельной правовой охраны. Но это условие обычно не распространяется на те случаи, когда словесный элемент представлен в нечитаемой графике, или это прочтение требует домысливания. По «Многомебели» — они спустя восемь или девять лет работы по всей стране и нескольких неуспешных попыток регистрации наконец-то смогли доказать возникновение различительной способности у своего названия в силу известности. Поэтому да, у них охраняется название само по себе. Про использование комбинированного ТЗ — смотрите, тут для того, чтобы ответить по конкретному случаю, нарушение это или нет, нужно исследовать целый ряд факторов: однородность товаров/услуг (их вид, свойство, назначение, материалы, круг потребителей, способы распространения и т.д.), сходство обозначений (фонетическое, графическое, семантическое), плюс иные факторы, влияющие на вероятность смешения (известность, серийность, и т.д.). Поэтому на такие вопросы можно ответить только анализируя материалы конкретного дела, т.к. одно неучтенное в абстрактном ответе обстоятельство может привести к неправильному экстраполированию выводов на свой конкретный случай. Если брать ситуацию в вакууме «есть комбинированный ТЗ, включающий словесный элемент, а нарушитель для идентичных товаров использовал только название из этого ТЗ», то здесь нужно учитывать, что при оценке сходства учитывается все обозначение в совокупности. То есть сравнивать будут не слово «Ромашка» из логотипа и такое же слово у конкурента, а полностью весь логотип «Ромашка» и конкретную маркировку у конкурента. Чем больше в логотипе графики и других словесных элементов, в том числе неохраняемых, чем больше эти элементы довлеют над словесным элементом, тем ниже вероятность того, что обозначение нарушителя признают сходным, если там использован только один словесный элемент из комбинированного ТЗ. С другой стороны, все зависит еще и от различительной способности словесного элемента: одно дело, если у вас там что-то со слабой различительной способностью в духе надписи «Деревенская» в составе этикетки колбасы, и другое дело, если у вас там фантазийное название типа «Яндекс» вместе с логотипом. Чем выше различительная способность словесного элемента в составе комбинированного обозначения, тем выше вероятность, что его использование конкурентом признают нарушением. В общем, в таких делах все очень сильно зависит от конкретного случая, на самом деле. Я попробовал описать главные детали, но все равно при принятии решения нужно смотреть на конкретную регистрацию и конкретного нарушителя, чтобы учитывать все обстоятельства дела.1
  • Алексей БашукRussianGirl, может пройти вполне, если иных абсолютных и относительных оснований для отказа в регистрации нет. только смотрите — в бесплатных базах в интернете нет заявок, поданных на регистрацию и международных регистраций, действующих на территории РФ, а их тоже нужно учитывать. ну и части российских регистраций там тоже иногда нет, ответственности за полноту этих баз никто не несет.0
  • Александр ГавриленкоДобрый день. Сейчас выбираю название своей компании. 20леь работал на "дядю", теперь решил Сам. Выбрал название СибУралТрансПроект чтобы было информативно, солидно и уникально. Но теперь считаю его слишком старомодным. Хочу креативнее, но чтобы солидно было и на кириллице. Нравится название Проект-1520. Но есть большая компания ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГРУППА КОМПАНИЙ 1520". Не будет ли проблем, как вы думаете?0
  • Александр АнтохинАлексей, спасибо, интересная статья! Хотел уточнить один момент. Как я понял, если мое название будет к примеру на 1 букву отличаться от названия другой компании, с которой мы в одном классе, то мой патент не зарегистрируют. Слишком похоже. А как насчет обратной ситуации? Могут ли они подать на меня в суд и выиграть дело за то, что я на них просто похож? При этом я на регистрацию ТМ не претендую.0
  • Rail TransДобрый день. Подскажите, вот к примеру есть в Китае такая торговая марка ЦиньДиньБянь, могу ли я, торгуя здесь их продукцией, зарегистрировать свою торговую марку ЦиньДиньБянь в России?0
  • Алексей БашукRail, этот вопрос достоин отдельной статьи :) Общий ответ — да, можете. Товарный знак действует территориально, то есть китайские знаки в России не действуют. Но есть нюансы: — Роспатент оценивает вероятность введения потребителей в заблуждение. То есть в регистрации товарного знака могут отказать, даже если у китайской компании нет знака в РФ, если есть риск, что покупатели в России будут покупать ваш товар, а думать, что покупают у тех китайцев. Тут нужно оценивать известность того обозначения на территории РФ — Парижская конвенция, ст. 6 septies устанавливает запрет на недобросовестные действия агентов. То есть если у вас есть дилерский контракт с китайцами, а потом вы зарегистрировали такой знак на себя в РФ без их разрешения, то эту регистрацию по их возражению можно аннулировать. Это распространенная причина для споров, мне доводилось участвовать в таких спорах с разных сторон. — Может оказаться так, что у китайцев уже есть знак в РФ. Только может еще быть так, что он у них зарегистрирован неправильно — не на нужные товары или не так, как стоило бы. Еще бывает часто, что компании ошибаются в делопроизводстве — получают предварительный отказ, не отвечают на него, отказ превращается в финальный и в итоге регистрации у компании нет, а они думают, что есть. — Может оказаться так, что в РФ такой знак уже кем-то зарегистрирован, и этот кто-то не имеет никакого отношения к вашим китайским поставщикам. Такой вариант самый неудачный, это значит, что товар китайцев — контрафакт. В общем, ситуаций разных много, есть такие, где ответ на ваш вопрос — «да», есть, где «нет», а бывает и «да, но так лучше не делать».0
  • Вера ЧПодскажите ,а человеческие имена разве это этично? вот к примеру Елизар, у меня так сына зовут,а есть пятновыводитель с таким названием,мне неприятно это!0
  • ЛарисаАлексей, спасибо за статью! Недавно выяснилось, что название моего юр лица совпадает с зарегистрированным товарным знаком. Могу я дальше его использовать или должна переименоваться? Вроде как я ничего не нарушаю, указывая на вывеске и в соц сетях название своего ООО.1
  • Поющая в коровникеВера, как гласит анекдот, всех женщин назвали в честь какой-нибудь парикмахерской. С мужчинами сложнее. У меня сын Норман. Друзья смеются, что в алкомаркете к 18-летию могут пожизненную скидку дать.0
  • Михаил В.Прекрасный ликбез! Спасибо !1
  • OlyaЗдравствуйте. Алексей, подскажите пожалуйста. На днях открыла магазин одежды в Новосибирске и обнаружила, что в Москве есть магазин одежды и товарный знак зарегистрирован уже 14 лет как, и на русском и на английском языках. Название моего магазина на английском языке. Вопрос: если к этому слову, добавить ".nsk" или цифру региона, будет ли это считаться другим названием? Или например в это слово на английском добавить в серединку букву на русском?1
  • Алексей БашукOlya, скорее нет, чем да — цифра или «nsk» будут расценены Роспатентом как элемент, не обладающий различительной способностью, и, соответственно, сравниваться будут доминирующие элементы, которые у вас совпадают. Про добавление буквы — нужно проверять и разбираться с конкретным обозначением, всё зависит от особенностей именно вашего случая. Иногда бывает так, что добавленная буква-две меняют смысл и восприятие названия, тогда регистрация может состояться, особенно, если род товаров такой, что требования к отсутствию сходства не такие высокие, как, например, в сфере фармы или алкоголя.0
  • Алексей БашукЛариса, это очень хороший вопрос, и он несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Посмотрите, пожалуйста, вот здесь у нас была отдельная статья на эту тему: https://secrets.tinkoff.ru/bezopasnost-biznesa/zachem-tovarnyj-znak/0
  • OlyaАлексей, я понимаю, что регистрация похожего названия может не состояться. А если я не хочу регистрировать похожее название, а это просто торговая точка в ТЦ с этим названием или с добавлением цифры или буквы? Тогда никаких последствий не будет? Спасибо за ответ0
  • Алексей БашукOlya, ответ на вопрос о возможных последствиях зависит от двух обстоятельств: что за знак и какой там правообладатель. Правообладатель может быть никогда не предъявит вам претензий, а может быть пришлет претензии уже завтра — тут мы со стороны не угадаем, как повезет. Можно, конечно, посмотреть, что там за компания и судилась ли она с кем-то и как, но это будут только предположения. Касаемо знака — тут нужно смотреть конкретную регистрацию. Может быть там знак зарегистрирован неправильно — некорректный перечень товаров и услуг, неверно выбрано обозначение, есть дискламированные элементы, знак неустойчив к аннулированию или что-то еще. Или может быть наоборот, там вполне живая и грамотная регистрация. Получается, возможные последствия на практике зависят от сочетаний этих двух факторов в конкретном случае. А если брать сухой теоретический вопрос «нарушаю ли я чужой знак, если использую такое же обозначение в отношении тех же товаров, и отличается оно только одной буквой или цифрой» — скорее всего да, нарушаете. Последствия такие же, как и при любом другом нарушении, подробнее о них мы писали здесь: https://journal.tinkoff.ru/trademark-conflict/ В целом, в такой ситуации как правило выгоднее доработать как-то название, чтобы оно достаточно отличалось от существующего, и зарегистрировать себе свой товарный знак. Это менее затратно, чем ничего не делать, а потом в случае конфликта с правообладателем тратить деньги на суды и выплату компенсации.1
  • user2536223спасибо. подскажите как в казахстане проверить товарный знак?0