Бизнес
16K

Могу ли я назвать свой магазин «Двери № 1»?

10

Мои конкуренты поменяли вывеску магазина и теперь называются «Лучшие двери». Я боюсь, что из-за такого названия покупатели будут уходить к ним. Я думаю назвать свой магазин «Двери № 1», чтобы не отставать. Могу ли я так сделать?

Иван

В каждом городе существуют компании с названием «что-то там № 1», а в их рекламе проскакивают голословные заявления вроде «лучший», «первый» и тому подобные. То, что они до сих пор работают, — это не их право, а недоработка госорганов.

Аватар автора

Алексей Башук

юрист по интеллектуальной собственности

Страница автора

Почему нельзя назвать компанию «№ 1»

Дело в том, что закон запрещает просто так называть свою компанию «первой», а товар — «лучшим». Компании, которые таким образом продвигаются на рынке, конкурируют недобросовестно, а их реклама вводит покупателей в заблуждение. За такими нарушениями следит ФАС — Федеральная антимонопольная служба.

Любые описания, которые сравнивают компанию или ее товар с другими, должны приводиться с указанием конкретного критерия сравнения. Нельзя быть просто «лучшим», но можно быть «самым производительным» или «самым энергоэффективным». Кроме этого, заявление о лидерстве нужно подтвердить результатами испытаний, соцопросов, рейтингами или какими-то другими относительно объективными источниками. Именно поэтому в рекламе по федеральным телеканалам заявления о лидерстве продукта приводятся с осторожным уточнением: «№ 1 по мнению стоматологов*» с указанием данных отчета под звездочкой.

Если критерий для сравнения в рекламе не указан, а компания называет себя «превосходной» или «абсолютной», то получается, что она считает себя таковой по любому критерию. Верховный суд еще на пленуме 2012 года указал, что такие сведения должны автоматически считаться недостоверными, пока компания не докажет обратное.

Что грозит за такие названия

За голословные заявления о собственном превосходстве ФАС может оштрафовать компанию на сумму от 100 000 до 500 000 рублей. Если компания нарушила закон впервые, не нанесла особого ущерба и вовремя сняла недостоверные вывески, то дело может обойтись простым предупреждением вообще без штрафа.

Итоговое решение остается на усмотрение ФАС и зависит от конкретных обстоятельств дела. Например, очередную «Аптеку № 1» просто заставили убрать вывеску и не стали штрафовать. А строительную компанию за описание товара на сайте с использованием слов «лучший», «лидер» и формулировкой «№ 1» оштрафовали на 250 тысяч рублей.

Можно попробовать доказать, что ваши двери лучшие, но это непросто

Чтобы суд отменил решение ФАС, придется доказать, что компания вправе называть себя «лучшей» без указания критериев сравнения, сразу во всем. Теоретически это возможно, если получится подтвердить достаточным количеством доказательств.

Но даже МГУ им. Ломоносова не смог доказать в суде, что надпись на фасаде университета «МГУ — лучший вуз России» соответствует требованиям законодательства. В ответ на приведенные университетом рейтинги и результаты соцопросов суд сказал, что если бы МГУ так и написал: «вуз, занимающий первые места в рейтинге среди вузов РФ», — то никаких вопросов бы не возникло. В итоге МГУ не оштрафовали, но баннер убрать заставили.

Зато можно пожаловаться в ФАС на конкурентов

Если кто-то из ваших конкурентов внезапно стал «лучшим» и «превосходным» — это повод обратиться в ФАС с жалобой. Тогда конкурента заставят убрать заявления о лидерстве из названия и всей рекламы, а возможно, даже оштрафуют.

Чтобы подать жалобу, не нужно платить госпошлину и даже не обязательно нанимать юристов. Достаточно в свободной форме написать, какие именно действия конкурента вы считаете незаконными, со ссылками на законы из этой статьи и приложить к жалобе подтверждающие скриншоты или фотографии нарушения. Дальше ФАС самостоятельно проведет проверку и накажет недобросовестного конкурента.

После того как вы подадите жалобу на нарушение закона о рекламе, у ФАС будет месяц на то, чтобы принять решение о дальнейшей судьбе нарушителя. Если за месяц служба не успеет собрать достаточно доказательств, то вас уведомят о продлении рассмотрения еще на месяц. Два месяца — это крайний срок рассмотрения жалобы
После того как вы подадите жалобу на нарушение закона о рекламе, у ФАС будет месяц на то, чтобы принять решение о дальнейшей судьбе нарушителя. Если за месяц служба не успеет собрать достаточно доказательств, то вас уведомят о продлении рассмотрения еще на месяц. Два месяца — это крайний срок рассмотрения жалобы

Если все конкуренты вокруг «лучшие» и «№ 1», это не повод повторять за ними и нарушать закон. Вместо этого стоит написать жалобы в ФАС, а самому выбрать менее проблемное название для бизнеса.

А за покупателей не переживайте. Если компания называет себя лучшей, то это еще не значит, что покупатели ей поверят. Чтобы продажи компании росли, она должна быть лучшей в глазах покупателей, а не по мнению своего директора. Чтобы быть действительно лучшим, мало просто заявить об этом — нужно привлечь людей интересной рекламой, вежливо и заботливо продать им качественный продукт, который поможет решить их проблемы и понравится им настолько, что они будут рады рассказать о нем знакомым.

Пока «компании № 1» тратят время на то, чтобы воевать с антимонопольной службой, у вас есть возможность сделать еще несколько настоящих шагов навстречу вашим клиентам. Почитайте наши публикации о клиентском сервисе, знании клиента и переговорах: возможно, эти статьи помогут вашему бизнесу стать действительно лучшим.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • наталья макароваПопала в ДТП, тут же мне начала названивать организация независимой оценки с названием "Независимая экспертиза Казань" - при поиске других подобных организаций или отзывов на них, половина результатов поиска конечно же были на эту независимую экспертизу. По отзывам на 2гис узнала что там мошенники, изменившие свое наименование. Могу ли я пожаловаться в ФАС?1
  • AlexeyБратья Васильчуки негодуют0
  • Юрий ВасильковAlexey, тоже об этом подумал, но они при этом как-то умудряются делить место на пьедестале с Ланским )))0
  • Макс ЧабашвилиА Чайхона №1 это нормально😂8
  • Алексей БашукМаксим, меня тоже всегда интересовала эта история с "Чайхоной") У "Чайхоны" много разных товарных знаков с 2005 года, много разных владельцев, в большей части этих знаков слова "Чайхона №1" выведены из охраны. Я думаю, что они обошли запрет на знак первенства за счет того, что не совсем понятно, с кем должны сравнивать "Чайхону". То есть "Парикмахерская №1" — это очевидно нарушение, а вот, условно, если бы "Яндекс" назывался бы "Яндекс №1", то это нарушением бы не было. С другой стороны, "чайхана" это не совсем имя собственное, а скорее тоже общее название для определенной категории заведения общепит. В общем, история именно с "Чайхоной №1" и правда запутанная :)3
  • Алексей БашукНаталья, да, конечно. Вот как это сделать: https://journal.tinkoff.ru/ask/phone-spam/0
  • Расул УстархановСервис и качество у нас в стране очень далеко от „лучшего“ и номер1.... Вот молча подняли бы сервис и качество товаров, покупатель шёл косяком1
  • Pavel BartovЯ часто помогаю настраивать рекламу для малого бизнеса. Спрашиваю предпринимателя: "Какие написать преимущества в рекламе? Чем вы отличаетесь от конкурентов?" В 90% случаев, после долгого молчания, ответ: "Ничем". Получается, только названием отличаются. И придумать имя для бизнеса тоже не у всех хватает фантазии.2
  • GreLIМакс, так вроде ФАС уже сказало что ненормально. Нетрудно загуглить.0
  • Alex Artа как обстоят дела с приставкой "первый.." ?0