Пассивный доход в Грузии: мы запустили коворкинг за месяц и сдаем его в субаренду
Я жил в Москве и работал удаленно: занимался маркетингом и управлением редакциями.
До января 2022 года работал в образовательном портале GeekBrains, а после запустил свой проект. Прошлой осенью вместе с другом Мишей и его семьей переехал в Грузию. Миша — опытный предприниматель, он уже 10 лет управляет бизнесами. Он гендиректор компании, которая занимается вывесками в 50 городах России, а еще создает CRM для полиграфических компаний.
С Вовой, третьим партнером, мы познакомились, когда пересекали границу в Верхнем Ларсе. Он айтишник в букмекерской компании. Вместе с Мишей и Вовой в феврале 2023 года мы открыли коворкинг в Тбилиси. Мы хотели небольшой стабильный доход в лари, а еще сделать себе бесплатный офис и получить нетворкинг.
Сейчас мы сдаем коворкинг в субаренду ИТ-компании и вообще им не занимаемся. Чистая прибыль на троих — 1800 $ (165 420 ₽) в месяц. Расскажу, сколько мы вложили в ремонт, сколько могли бы зарабатывать и что надо иметь в виду, когда ведешь дела в Грузии.
«Приходите в следующем году»
Осенью 2022 года я переехал в Грузию. Решился за час: Миша, с которым мы знакомы уже 16 лет, собирался с женой уезжать из России и предложил мне поехать с ними. Через три дня мы загрузили полную машину вещей и вдвоем с Мишей выдвинулись в сторону Верхнего Ларса. Его жена приехала позже. Я несколько раз был в Грузии туристом, мне нравится страна. Работаю я удаленно — в Москве меня ничего не держало.
В Грузии мы на первое время остановились в доме у друзей в поселке Пасанаури. Искали постоянное жилье в Тбилиси. Вскоре сняли двухэтажный дом за 3000 $ (276 180 ₽) в районе Цхнети — это поселок внутри Тбилиси. Он находится на высоте 950 м от моря: летом не так жарко, как внизу, и нет пробок. В Пасанаури здравницы и санатории, а нормальное съемное жилье начинается от 1000 $ (92 060 ₽).
Мы делили дом и аренду на троих: Мишу с семьей, Вову и меня. Вова тоже искал жилье, и мы решили арендовать большой дом вместе. Мы захотели социализироваться в новом месте и стали устраивать в своем доме вечеринки. Приглашали туда друзей и их друзей. Всего провели четыре тусовки. Каждый раз к нам приходило все больше и больше людей. В доме собиралось по 40 человек. В основном россияне, но еще были грузины и итальянцы. Мы общались, знакомились, рассказывали, чем можем быть полезны друг другу.
Через пару месяцев нам надоел формат вечеринок. Захотелось перевести знакомство с новыми людьми в формат делового нетворкинга. При этом мы искали хороший коворкинг для работы. Несколько раз я работал в тбилисском «Коллайдере», там было одно свободное место прямо у входа. Сидеть было некомфортно: многие проводили созвоны прямо около меня.
Потом я пошел в коворкинг «Терминал». Мест не было, сказали «приходите в следующем году». После этого я сидел в «Библиотеке» в Ваке-парке. Это почти бесплатный коворкинг, стоит всего 20 GEL (710 ₽) в месяц. Бесплатные коворкинги — это всегда дискомфорт и суматоха. В общем, идея открыть коворкинг напрашивалась сама собой. В Грузии десятки тысяч релокантов-удаленщиков, и многим, как и мне, неудобно работать из дома.
При этом мы с ребятами поняли, что если мы здесь надолго, то нужно зарабатывать в местной валюте — лари. Когда мы приехали, один лари был 21 ₽, после Нового года вырос до 25 ₽. Сейчас он уже 34 ₽. Наш доход был в рублях — мы чувствовали, что жизнь в Грузии дорожает.
Мы скинулись по 12 500 лари каждый, по нынешнему курсу это примерно 433 000 ₽. Этих денег должно было хватить — и не жалко потерять, если что-то пойдет не по плану.
Ремонт делали сами
В конце ноября мы посчитали финмодель, спланировали расходы и начали искать помещение на местном сайте недвижимости myhome.ge. Рассмотрели пару десятков вариантов площадью от 100 до 300 м². Стоимость за 1 м² была от 6 $ (552 ₽) до 27 $ (2485 ₽). Некоторые помещения были уже сданы, а объявление просто висело, другие не подходили по месту или стоимости.
Нашли хорошее недорогое двухэтажное помещение в студенческом районе Тбилиси — Сабуртало. Раньше здесь была танцевальная студия.
Нам остались розовые стены, огромные зеркала и наклейки с танцующими девушками на окнах.
Мы договорились снимать помещение общей площадью 300 м² за 1600 $ (147 040 ₽), это 4200 лари в месяц: 5 $ (460 ₽) за 1 м². Заплатили владельцу Кахе 3200 $ (294 592 ₽) — за первый и последний месяц. Это стандартная практика в Грузии.
Каха сказал, что сделает косметический ремонт, починит замок, поменяет балконную ручку и треснутое стекло. Мы решили, что часть договоренностей не будем вносить в договор. А когда подписали его и оплатили аренду, Каха сказал, что ремонт оплатим 50 на 50. Когда дело дошло до мелкого ремонта, он то увиливал, то делал так, что приходилось переделывать. Тогда мы решили, что лучше делать ремонт самим.
Теперь я знаю, что в договоре нужно прописывать каждую мелочь — и не спешить отдавать деньги. С Кахой мы пришли к компромиссу: решили, что он будет каждый день помогать нам с ремонтом и оплатит половину суммы за покупку краски.
На первом этаже мы решили сделать конференц-зал на 45 человек, повесить проектор и в будущем проводить ивенты. Второй этаж — это опенспейс с длинными рабочими столами и барными стойками. Было бы лучше, если бы в помещении были отдельные комнаты или кабинеты, но такие места стоили дороже. У нас были две небольшие комнаты — из них сделали переговорки. Одна крохотная — два на три метра: там могут находиться один или два человека. Например, удобно записывать вебинары. Вторая побольше, на десять человек.
Каха дал месяц арендных каникул. Мы подписали договор и приступили к ремонту 25 декабря 2022 года, платить аренду начали с 25 января. Ремонтировали все вместе: я, Вова, Миша и Каха. Каждый из нас делал то, что мог, все были разнорабочими.
Мы заказали дизайн-проект за 15 000 ₽. Можно было бы обойтись и без него, но нам была нужна красивая картинка коворкинга для рекламы. Дизайнера, это парень, который работает у Миши на подряде, попросили использовать нейтральные спокойные тона. Результат нам понравился.
На январских праздниках мы зачистили стены, убрали зеркала и баннеры, зашпаклевали и все перекрасили. Прошлые арендаторы приклеили огромные зеркала размером два на три метра на клей к доскам, а доски прибили к стенам. Эти тяжелые конструкции было физически невозможно вытащить из помещения. Мы распилили деревянные основы и аккуратно сломали зеркала — по частям вынесли на помойку.
Для покраски стен сделали расчет и купили 15 десятилитровых банок белой водоэмульсионной краски по 120 GEL (4265 ₽) каждая и серый колер за 160 GEL (5687 ₽). Но ошиблись в расчетах, потому что ни у кого из нас не было опыта в ремонте.
Каха развел колер на глаз — цвет в каждой банке немного отличался по тону. И добавил: «Это ты видишь, другие не видят».
Позже докупили краску и опять развели колер на глаз. На самом деле, и правда получилось хорошо. Разница оттенков не испортила интерьер. Но я советую, если собираетесь самостоятельно красить стены в большом помещении, четко рассчитать количество краски в зависимости от метража и заколеровать всю краску сразу.
Еще для ремонта купили двадцатикилограммовый мешок штукатурки за 20 GEL (710 ₽), шкурок, валиков и кисточек на 200—300 GEL (7108—10 663 ₽). Материалы обошлись в 2120 GEL (75 354 ₽). Небольшую часть оплатил владелец помещения.
Делали, как и говорил выше, все сами. На суперквалифицированных рабочих у нас не было денег. За работу обычных мы отдали бы больше 2600 GEL (92 415 ₽), но результат, скорее всего, был бы не очень — и не в срок. Сужу по опыту работы здесь в мелком бытовом ремонте. Так говорят и сами грузины, которых я знаю: «У нас с работниками все плохо, особенно если наймешь из деревни».
В нашем случае поджимали сроки — был всего месяц на ремонт. Мы решили, хочешь сделать хорошо — сделай сам. В России такую работу точно отдали бы в руки надежной бригады.
А вот что следовало делегировать — так это грязную работу. Мы не нанимали клинеров, все выносили и чистили сами, хотя могли бы за это заплатить и сэкономить силы. За клининг просили 1300 GEL (46 207 ₽) при непонятном результате — могло быть нормально, а могло оказаться совсем плохо. Времени на поиск хорошего клинера по отзывам не было.
Нужных людей нашли на рынке
Мы сделали ремонт за январские праздники, а потом вернулись к своим основным работам. Параллельно занимались закупкой и производством мебели. Мы нагуглили, что человеку для комфортной работы нужно 110 см рабочего стола, сделали план помещения. Выходило, что в опенспейс помещаются три длинных стола и три барных стойки вдоль стен и окон. Такие не купишь в магазине — нужно делать на заказ.
Миша сделал проект столов и стоек с учетов стандартов высоты рабочих мест. Выходило, что за шестиметровым столом комфортно разместятся 12 человек. Всего в опенспейсе 45 рабочих мест: 30 за длинными столами, остальные — за барными стойками.
Нужно было найти сварщика, который изготовил бы каркасы, ножки для барных стоек и кронштейны для крепления к стене. Затем заказать столешницы по размеру. В Грузии все решают личные связи. Если их нет, то искать нужных людей лучше не в интернете, а на рынке. В стране практически все говорят по-русски, особенно старшее поколение. Молодежь лучше знает английский.
Я взял такси и поехал на рынок Элиава в центре Тбилиси. Познакомился с таксистом Робертом и рассказал ему, зачем еду на рынок. Роберт дал контакт сварщика. На рынке я просил продавцов посоветовать человека, который может сварить каркасы столов. Потратил на это полдня, в итоге мне дали телефоны еще двух сварщиков.
Задача была сварить четыре каркаса: два для столов и два для барных стоек. Потом покрасить черной алкидной эмалью. Материал каркасов — железная черная толстостенная труба. Длина стола — 6 м, высота — 70 см, ширина — 1,5 м.
Барная стойка крепится к стене на кронштейны. С внешней стороны стойка опирается на ножки. Сварщика попросили сварить десять кронштейнов и шесть ножек.
Я договорился с двумя сварщиками, но один сослался на плохую погоду и перенес сроки. Друг Роберта обещал сделать быстро. Столешницы из цельного дерева купили в магазине «Домино». Там напилили их по размерам столов. Потом мы сами прикрутили столешницы к каркасам с помощью уголков.
Чтобы открыться, нам нужно было купить 40 стульев для гостей. Приобрели стулья из черного матового пластика с деревянными ножками по 42 GEL (1492 ₽). Выбирали методом тыка — те, что понравились внешне. Посидели на них и решили, что удобные. Стулья поставили в конференц-зал.
В опенспейс купили десять высоких барных стульев для работы за стойкой. Чтобы работать за столами, были нужны удобные офисные кресла. О них расскажу дальше. Всего на мебель потратили около 10 000 GEL (355 444 ₽). Еще 1000 GEL (35 544 ₽) на 16 светильников, 100 GEL (3554 ₽) заплатили электрику.
Чтобы в коворкинге было уютно, мы купили горшки и грунт — посадили комнатные растения. Заказали декоративный мерч: например, каску с названием коворкинга.
ИП в Грузии регистрируют за день
С самого начала наши роли распределились так: я занимаюсь рекламой, Миша — операционной работой и управляет финансами, Вова — ИТ-частью. Также Миша составил финмодель и открыл ИП. Вова занимался покупкой и настройкой оборудования, например проводил интернет и подключал роутеры. Если нужно, занимается их обслуживанием.
Миша стал индивидуальным предпринимателем, как только мы начали искать помещение. ИП регистрируют за один день в доме юстиции — это что-то вроде местного МФЦ. Для этого понадобились:
- Загранпаспорт с отметкой о легальном пересечении границы.
- Юридический адрес в Грузии.
- Телефон с местным номером.
- Адрес электронной почты.
- Квитанция об оплате госпошлины — 26 GEL (924 ₽).
Расскажу, что значит предоставить юридический адрес. Вы приходите в дом юстиции с собственником жилой или коммерческой недвижимости, и он письменно подтверждает согласие на использование помещения в коммерческих целях. Юридический адрес можно купить у местных в тематических группах или у «помогал» — их много рядом с домом юстиции.
Их функция, как и в случае со знакомым, — это предоставить свой ID и подтвердить, что ты будешь жить или работать по их адресу. На этот адрес будет приходить корреспонденция. Как вариант — еще можно договориться с тем, у кого арендуешь жилье или офис. Нам повезло — знакомые предоставили адрес бесплатно.
Еще Миша открыл счет в местном банке на физлицо. Потратил на это 30 минут, на следующий день забрал карту. Заплатил 50 GEL (1777 ₽) в банке за рассмотрение анкеты. В год платим 100 GEL (3554 ₽) за обслуживание. Этот счет привязан к ИП. Здесь есть разделение на расчетный счет и карточный, но нет отдельного бизнес-аккаунта. Все в одном приложении.
Почти все банки берут 50 GEL (1777 ₽) за рассмотрение заявки — и часто отказывают. Мне отказал Bank of Georgia, а в TBC открыли без проблем. В случае отрицательного результата деньги не возвращают.
После регистрации ИП автоматически создалась запись в налоговой. На телефон пришли логин и пароль от личного кабинета на сайте налоговой. После получения ИНН нужно на сайте налоговой завести кабинет и внести туда все данные: вид деятельности, счет в банке и так далее. Нам с этим помогал грузинский бухгалтер.
При доходе до 100 000 GEL (3 554 440 ₽) в год налоги платить не нужно.
Если у вас статус малого бизнеса — его можно оформить по заявлению в личном кабинете налоговой, — тогда вы платите 1% с выручки. Если нет — стандартную ставку 20% налога на прибыль и НДС 18%.
Мы оформили статус малого бизнеса и платим 1% от выручки плюс 18% НДС за съем помещения. В Грузии НДС за аренду платит сам арендатор. Сдаем отчетность каждый месяц в личном кабинете на сайте налоговой. В первый раз заплатили бухгалтеру 100 $ (9206 ₽), чтобы он научил нас делать это правильно.
Как запустили рекламу
За месяц до открытия я настроил рекламу в Гугле, «Фейсбуке» и «Инстаграме». На тот момент сайта еще не было, но я оформил карточку компании. Каждый день поступало два-три звонка. Нашей задачей была предпродажа абонементов. Но люди не хотели покупать кота в мешке, они спрашивали, когда можно будет потестить коворкинг.
За месяц к нам обратилось около 60 человек, но мы не продали ни одного абонемента. Самый дешевый стоил 290 GEL (10 307 ₽). Когда назначали стоимость, отталкивались от цен конкурентов. Сделали чуть ниже рынка, потому что коворкинг не в центре. Посчитали точку безубыточности — вышло 13 абонементов по 290 GEL (10 307 ₽) в месяц.
На первое время бюджет на рекламу обозначили 300 $ (27 618 ₽) в месяц, это примерно 780 GEL (27 720,20 ₽). Дальше планировали постепенно снижать. В первый месяц работы мы предлагали покупать разовые посещения в два раза дешевле: по 20 GEL (710 ₽) в день вместо 40 GEL (1421 ₽).
Реклама сработала — начали поступать заявки. За первый месяц выручили 4000 GEL (142 177 ₽). За аренду мы платим 4200 GEL (149 286 ₽), поэтому немного ушли в минус.
Эффективнее всего работает реклама в Гугле. По метрике видно, что люди строили маршрут и приходили. Меньше толку от «Телеграма»: быстро расходуется бюджет, а конверсию в заказы сложно проследить, только прирост подписчиков на канале. Рекламный пост перестает работать через день. Через «Телеграм» у нас купили только одно разовое посещение со скидкой 50%.
Из чего складывается цена на абонемент
Аренда | 4200 GEL (149 286 ₽) |
Зарплата администраторам | 1200 GEL (42 653 ₽) |
Коммуналка | От 400 GEL (14 217 ₽) до 800 GEL (28 435 ₽) |
Маркетинг | 780 GEL (27 724 ₽) |
Интернет | 100 GEL (3554 ₽) |
Зарплата уборщицы | 100 GEL (3554 ₽) |
Налоги | 100 GEL (3554 ₽) |
Вода и чай | 50 GEL (1777 ₽) |
Из чего складывается цена на абонемент
Аренда | 4200 GEL (149 286 ₽) |
Зарплата администраторам | 1200 GEL (42 653 ₽) |
Коммуналка | От 400 GEL (14 217 ₽) до 800 GEL (28 435 ₽) |
Маркетинг | 780 GEL (27 724 ₽) |
Интернет | 100 GEL (3554 ₽) |
Зарплата уборщицы | 100 GEL (3554 ₽) |
Налоги | 100 GEL (3554 ₽) |
Вода и чай | 50 GEL (1777 ₽) |
Открытие коворкинга
Открытие мы запланировали на 1 февраля, но к этому моменту в помещении было много грязи и мусора. Решили открыться пятого. Заказали машину и утилизировали строительный мусор по правилам.
В переговорных мы еще не сделали ремонт и просто хранили там вещи. Решили на время оставить как есть.
5 февраля провели торжественное открытие. У нас была нетворкинг-вечеринка и несколько лекций. Мы пригласили друзей, чтобы они рассказали о своем деле. Родион, организатор крупных мероприятий в Москве, говорил об организации ивентов, Лиана — про получение гражданства в Грузии, Екатерина — про открытие компании в стране.
Мы заложили бюджет на открытие — 300 GEL (10 663 ₽), правда, по факту получилось чуть больше. За две недели до я купил рекламу в тематических каналах в соцсетях. Заплатил за нее 281 GEL (9987 ₽). Еще мы потратили 150 GEL (5331 ₽) на вино и снеки.
По плану было собрать 80 заявок от тех, кто придет на открытие. Мы думали, что придет только половина из тех, кто зарегистрируется. В итоге собрали 75 заявок, пришли 50 человек — примерно на столько мы и рассчитывали.
На вечеринке открытия мы собрали доску знакомств. Каждому гостю выдали два бейджика. Он подписывал на каждом имя, контакты и как может быть полезен остальным. Потом этой доской пользовались гости коворкинга и благодарили за полезные контакты.
Мы пригласили на открытие диджея. Это наш друг, которому мы оплатили бензин и накормили после вечеринки.
Мы рассчитывали продать хотя бы пять абонементов в коворкинг, но продали только один. В основном люди приходили потусоваться и познакомиться с новым местом.
Кроме проданного абонемента мы получили профессиональные фотографии. Фотографу мы не платили, его пригласила наша подруга Лиана, которая была одним из спикеров. Фотографии мы использовали для оформления сайта.
Еще нам написали несколько отзывов на Гугле и в соцсетях. По деньгам мы ушли в минус, но фактически получили то, что нужно: фотографии, отзывы и знакомства.
Расходы на открытие коворкинга в Тбилиси в 2023 году
Всего расходов | 36 741 GEL (1 305 936 ₽) |
---|---|
Мебель и декор | 10 800 GEL (383 879 ₽) |
Аренда за 2 месяца | 8400 GEL (298 572 ₽) |
Ремонт | 1630 GEL (57 937 ₽) |
Реклама | 535 GEL (19 016 ₽) |
Дизайн-проект | 15 000 ₽ |
Вечеринка в честь открытия | 300 GEL (10 663 ₽) |
Открытие ИП | 76 GEL (2701 ₽) |
Расходы на открытие коворкинга в Тбилиси в 2023 году
Всего расходов | 36 741 GEL (1 305 936 ₽) |
Мебель и декор | 10 800 GEL (383 879 ₽) |
Аренда за 2 месяца | 8400 GEL (298 572 ₽) |
Ремонт | 1630 GEL (57 937 ₽) |
Реклама | 535 GEL (19 016 ₽) |
Дизайн-проект | 15 000 ₽ |
Вечеринка в честь открытия | 300 GEL (10 663 ₽) |
Открытие ИП | 76 GEL (2701 ₽) |
Получаешь стул при покупке абонемента
Незадолго до открытия я оформил социальные сети, завел группу коворкинга в «Телеграме», начал делать сайт. Я написал текст и заплатил знакомому дизайнеру 10 000 ₽ за дизайн сайта. Плюсом бесплатно предоставил ему рабочее место в коворкинге на месяц. За 3500 ₽ заказал верстку на «Тильде». У меня тариф Business — можно размещать там сразу пять сайтов. Плачу за это 1250 ₽ в месяц.
Для полноценной работы коворкинга не хватало удобных стульев. Те 40, которые мы купили сразу, как я уже говорил, поставили в конференц-зал. В опенспейсе на момент открытия было 10. Те, кто приходил на один день, садились у барной стойки на высокие стулья.
Закупить удобные стулья на весь опенспейс было дорого — около 14 000 GEL (497 621 ₽). Мы делали так: как только человек покупал абонемент, мы в тот же день покупали ему удобный стул. Каждый стоит 350 GEL (12 440 ₽). Чтобы найти правильные стулья, мы консультировались у двух владельцев коворкингов.
Был вариант заказывать из Владикавказа — оттуда доставляют довольно быстро. Еще нам подсказали мебельный центр в Грузии — там продается мебель из Турции и других стран: можно найти что угодно. В этом центре мы познакомились с поставщиком, который согласился отгружать стулья по одной штуке по мере необходимости.
Все, кто оставлял заявку на сайте, приходили к нам на тестовый день. Примерно 20% из них потом покупали абонемент. Например, в марте тестовые дни были у 46 человек — каждый из них заплатил по 40 лари (1421 ₽). Купили абонементы десять человек — заплатили от 290 GEL (10 307 ₽) до 930 GEL (33 056 ₽).
Гости хотели кофе. Мы купили стеклянные стаканы, кофемашину и дрип-пакеты. Кофемашину доставил из России папа Миши. Заказали ее на маркетплейсе за 10 000 ₽, а папа привез, когда приезжал в гости.
В Грузии цены выше, и иногда кажется, что они совершенно рандомные. Хороший кофе тут в три раза дороже, чем в России, поэтому папа привез четыре большие коробки капсул и дрип-пакеты. Захватил запас протеиновых батончиков. Продавали их вместе с кофе. Хватило на три месяца.
На улицу заказали вывеску: небольшой пластиковый короб с наклейкой. Часто у грузинских компаний есть нужное оборудование, но нет ни сайтов, ни понятного порядка расчета, ни прайсов, ни клиентского сервиса. В одном месте, отдаленно похожем на рекламное агентство, нам полчаса рассчитывали на калькуляторе цену, а потом назвали сумму за комплект из четырех табличек, как будто взятую с потолка: 900 GEL (31 989 ₽).
Миша много лет работает в сфере изготовления вывесок и знает расценки. Он оценил работу в 55 GEL (1954 ₽) за табличку. В итоге он поехал на рынок и нашел ребят, которые сделали нам вывеску за 35 GEL (1243,86 ₽). Четыре небольшие вывески обошлись в 140 GEL (4976 ₽).
ИТ-компания арендовала весь коворкинг
С самого начала мы хотели найти якорного арендатора — компанию, которая бы занимала большую часть коворкинга и стабильно платила. Коворкинг — это пет-проект, в который просто некогда вкладывать много сил. Мы разместили объявления о сдаче помещения в аренду на сайтах коммерческой недвижимости.
Три месяца работали в небольшой минус. У нас было около 40 продаж ежемесячно. Человек десять купили абонементы на один-три месяца. Этих доходов едва хватало на аренду. Еще были расходы на ремонт переговорных комнат, декор и стулья. Каждый из нас в первые три месяца работы вложил примерно по 4000 GEL (142 177 ₽).
Чтобы зарабатывать больше, вкладывали в рекламу, повышали стоимость посещения, развивали соцсети. Мы наняли трех администраторов. Платили среднюю по рынку зарплату — 40 GEL (1421 ₽) в день. Например, разнорабочий на стройке в Тбилиси получает примерно столько же, но его работа труднее. Наши админы работали по 10 часов в день, но большую часть дня занимались своими делами в коворкинге.
Мы работали рядом и наблюдали за тем, как админы общаются, выявляли ошибки. Клиент говорил: «Хочу заплатить сейчас», а администратор отвечал: «Не принципиально, можете завтра».
То есть буквально отговаривал клиента от оплаты. Мы написали скрипт разговора для администраторов и попросили их улыбаться — после этого продажи пошли лучше. Админы стали приветливее. Эффект проследили по таблице: конвертация из первого посещения коворкинга в покупку абонемента за месяц повысилась на 35%.
Еще мы внедрили CRM-систему, чтобы вести автоматический учет клиентов. Миша — золотой партнер «Битрикс-24», и у него накопился бесплатный период за инвайты. Мы им воспользовались.
CRM рассылала клиентам приветственные сообщения с указанием срока действия абонемента, паролем от вайфая и ссылкой на карту, где отмечены ближайшие парковки, кафе и магазины. Еще система рассылала сообщения-напоминалки о необходимости продления абонемента и промокоды.
CRM помогает учесть, сколько абонементов в работе, сколько абонементов просрочено, отследить пропущенные звонки и зафиксировать телефонные разговоры сотрудников с клиентами. Это удобно, но если бы нам пришлось платить за CRM 11 190 ₽ в месяц — это ее реальная абонентская плата, — мы бы не стали ей пользоваться, потому что на выручку это не сильно влияет.
На третий месяц работы мы подключили риелтора — попросили помочь найти арендатора на весь коворкинг. За время работы к нам проявлял интерес крупный грузинский банк. Еще был запрос от знакомых на посадку программистов. Но ни с кем из них мы так и не договорились. Риелтор помог найти ИТ-компанию, которая арендовала весь коворкинг в мае 2023 года. За его услуги заплатили 9000 GEL (319 899 ₽).
С арендатором заключили договор на год. Если они съедут раньше, то сгорит их залог 3500 $ (322 210 ₽), который мы оставим себе и будем искать нового арендатора, чтобы сдать коворкинг полностью.
Мы получаем 3500 $ (322 210 ₽) в месяц. Из них платим 1600 $ (147 296 ₽) за аренду Кахе и 100 $ (9206 ₽) налогов. Остается 1800 $ (165 708 ₽) — их мы делим на троих. Получается по 600 $ (55 236 ₽) — это чистая прибыль каждого.
Мы могли бы зарабатывать почти вдвое больше, если бы постоянно занимались развитием коворкинга: проводили мероприятия, выстраивали комьюнити, каждый месяц обновляли рекламу. У нас 45 посадочных мест. Если умножить их на стоимость минимального тарифа — 290 GEL (10 307 ₽), получится 13 050 GEL (463 854 ₽), или почти 5000 $ (459 500 ₽). На руки каждый из нас получал бы по 1100 $ (101 266 ₽).
Но развитием можно заниматься бесконечно. Это не наш вариант. Мы думали нанять управляющего, но посчитали, что с учетом его зарплаты мы будем получать не сильно больше, чем сейчас. При этом, когда весь коворкинг арендует компания, мы ни за что не платим: они сами вносят коммунальные платежи, меняют лампочки, покупают кофе, платят за уборку помещения.
Изначально мы не планировали развивать коворкинг как бизнес-проект. Площадь в 300 м² недостаточна для прибыльного коворкинга. Чтобы зарабатывать, нужно иметь помещение побольше и постоянно заниматься развитием.
Мы, как и хотели, получаем небольшой стабильный доход в лари, правда, сейчас опять вынуждены работать в чужих коворкингах.
Операционные расходы в июне 2023 года
Всего расходов | 4465 GEL (158 705 ₽) |
Прибыль | 4725 GEL (167 947 ₽) |
Аренда | 4200 GEL (149 286 ₽) |
Налоги | 265 GEL (9419 ₽) |
Операционные расходы в июне 2023 года
Всего расходов | 4465 GEL (158 705 ₽) |
Прибыль | 4725 GEL (167 947 ₽) |
Аренда | 4200 GEL (149 286 ₽) |
Налоги | 265 GEL (9419 ₽) |
Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету