![«Забываю, в каком веке и где живу»: как учатся в творческих учебных заведениях](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-cover-in.ogb0iy..jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/university-icon.2pa63g.jpg)
«Забываю, в каком веке и где живу»: как учатся в творческих учебных заведениях
Рассказы читательниц — будущих реставратора, театроведа, актрисы и режиссера
Стереотипы о голодных художниках, местах по блату и туманном будущем часто отталкивают абитуриентов от специальностей, связанных с искусством.
Мы спросили у читательниц Тинькофф Журнала, которые учатся на творческих факультетах, как они сдавали вступительные испытания, чем занимаются на парах и какие перспективы дает их образование.
Выбирайте направление
Это истории читательниц из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
На факультете реставрационной живописи
Выбор специальности. Я занималась искусством всю жизнь: рисовала пейзажи в путешествиях, писала олимпиады по истории искусств, дарила друзьям их портреты на праздники. В старших классах поняла, что нужно поступать на реставрацию, потому что хотела сочетать любовь к живописи и стремление к систематизации. Я без ума от досконального изучения полотен. Зная это, родители поддержали мой выбор.
Я всегда руководствовалась философией, что человек, любящий свое дело, сможет его монетизировать. Поэтому не переживала, что останусь без хлеба, получив диплом. Просто собрала волю в кулак и начала готовиться. Творческим людям никак не справиться без уверенности в себе и своей работе.
![Я с кисточками и картиной на голове в окружении мольбертов](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-01.v7ueed..jpg)
Подготовка и поступление. Я начала активную подготовку к ЕГЭ и творческим испытаниям в начале десятого класса. Тогда мне было интересно попробовать себя в разных направлениях, поэтому я записалась на курсы для художников кино и телевидения во ВГИК и для дизайнеров интерьера в НИУ ВШЭ. Курс по дизайну стоил 22 400 ₽ — для родителей немало, но это все равно меньше, чем несколько миллионов за все обучение в вузе. Подготовкой к реставрации специально не занималась.
Занятия прокачали мой художественный уровень, но поступать на эти специальности я так и не стала: не зацепили. К тому же практически все университеты планируют вступительные испытания в одно и то же время, чтобы абитуриенты сразу расставили приоритеты. Просто нереально одновременно поступать в разные заведения на факультеты, связанные с живописью. Я остановилась на Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. На мой взгляд, академия — самое сильное заведение в плане подготовки реставраторов.
Параллельно с уроками по рисованию я готовилась к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Прорешивала сборники и покупала занятия в онлайн-школе, они стоили около 4000 ₽ в месяц. Приходилось беспрерывно готовиться к творческим экзаменам и как-то находить время на школьные предметы. Это сильно выматывало. Но все страдания и старания того стоили.
![Роспись потолка в одной из аудиторий](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-02.gbl1rm..jpg)
![Интерьер мастерской](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-03.qohyqk..jpg)
Мне удалось поступить с первого раза, но я знаю прекраснейших художников, которым потребовалось две или три попытки. Дело точно не в таланте — возможно, только в удаче. Экзамены длились неделю и состояли из четырех ступеней:
- Просмотр портфолио, который занимал целый день. На нем абитуриенты раскладывают заготовленные работы на свободные темы и покидают помещение. Комиссия, не зная ничьих имен, оценивает картины и отсеивает людей с низким уровнем. На последующие этапы приглашают только тех, кто успешно справился с первым.
- Рисунок. Нужно было изобразить гипсовую голову карандашом. Тур шел два дня по шесть часов с перерывом на обед.
- Живопись. Мы писали оплечный портрет маслом на холсте два дня по шесть часов.
- Двухдневное собеседование. В первый день задавали вопросы по истории искусств, во второй — по основам реставрации икон и картин.
Проходить такой многоступенчатый отбор было сложно. В аудиториях я волей-неволей сравнивала свои работы с чужими, оценивала их. Уровень абитуриентов был совершенно разным, поэтому мои наблюдения одновременно и мотивировали, и огорчали. Но мысленно я себе запрещала корить себя за неидеальные штрихи. Со списком примерных вопросов для собеседования я заранее ознакомилась на сайте академии. Там же указали рекомендованную литературу, по которой можно было спокойно подготовиться к последнему этапу.
В период поступления, то есть все лето, академия открыта для абитуриентов: каждый может завести читательский билет и посещать студенческую библиотеку. Я взяла там книги, обозначенные в документе, и на протяжении нескольких недель их изучала и конспектировала. Для меня это стало единственной возможностью подготовиться к теоретическим вопросам.
Результаты экзаменов опубликовали на сайте академии на следующий день после собеседования. Тогда я и узнала, что поступила на бюджет. На специальность было всего девять бюджетных мест, платных — четыре. После заключительного испытания на одно место претендует в среднем пять человек, множество абитуриентов отсеивается еще на просмотре портфолио. Год учебы стоит 470 340 ₽, программа «реставрация станковой масляной живописи» длится шесть лет.
![Занятие по копированию масляной живописи](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-04.szbh7y..jpg)
Учеба. В академии учатся ребята из разных семей и городов. Есть как дети художников, так и «простые смертные», которые занимаются искусством всю жизнь.
Первый курс был сложным. У нас были анатомический и вечерний рисунок — копирование произведений известных мастеров, масляная живопись, иконопись, химия и технология материалов, а также общеобразовательные предметы вроде русского языка и истории. Все это умещается в шестидневный учебный график. Весь год я чувствовала эйфорию от большого количества активностей и занятия любимым делом, поэтому усталость ощутила только с наступлением летних каникул.
На втором курсе по субботам у нас пять часов подряд были пары по иконописи. В этом году туда поставили физкультуру. Мне редко хватает времени доделать работу на занятиях. Ничего не успеваю, приходится после учебы рисовать дома — все необходимые материалы есть.
Сейчас основная причина головной боли — палеография и эпиграфика. Невероятно интересная дисциплина, на которой мы изучаем особенности старославянской письменности и формы надписей на твердых материалах. Правда, информации очень много, а предмет длится всего семестр — наша преподавательница старается уместить все в полгода. Это тоже нелегко.
Вообще, любимых предметов у меня много, но особое предпочтение отдаю часам живописи. Жду занятий всю неделю. И хотя это большой труд, время проходит незаметно. Профильный предмет — реставрация — вызывает полный восторг. Она требует полной концентрации, поэтому к концу урока я даже забываю, в каком веке и где живу.
Реставрация — своего рода художественная хирургия.
«Доктор» берет огромную ответственность за произведение искусства — за его консервацию, восстановление, сохранность для последующих поколений.
Словом, работать в академии нужно много. Сейчас я учусь на третьем курсе — нагрузка большая, но я привыкла. Учеба по-прежнему занимает все время — шесть дней в неделю с десяти утра до восьми вечера. Из-за этого практически не развита студенческая активность: с такой нагрузкой просто невозможно заниматься чем-то еще.
Сессия проходит немного необычно. По лекционным предметам сдаем зачеты и экзамены по билетам, как и все студенты, а художественные работы показываем «на развеске». Приоритетов в предметах нет, как и поблажек. Получаешь двойку за просмотр — делают выговор, за вторую — еще один. На третий раз встает вопрос об отчислении. Но на моей памяти такого не было.
![Рисование гипсовой головы](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-05.6jtcay..jpg)
![Реставрация полотна](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-06.kcaku8..jpg)
![Показ работ на зимней сессии](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-07.g8rsed..jpg)
Перспективы. Вуз при любой возможности отправляет студентов на практику. Например, пары по копии картин на старших курсах проходят в Пушкинском музее. А этим летом наша группа ездила на реставрационные работы в Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи в Саранске, но пока не могу рассказать, чем мы занимались: конфиденциальная информация. Раскроем ее в конце года на конференции в академии.
Талантливых студентов всегда замечают на собраниях или просмотрах и приглашают на работу. Поэтому на все мероприятия нужно приносить максимально качественные картины. Это первые шаги, помогающие продвинуться по карьерной лестнице. Такой совет мне дала знакомая выпускница, но на практике я его еще не применяла.
Зарплата реставраторов зависит от учреждения. Выпускников РАЖВиЗ Ильи Глазунова часто устраивают в Государственный музей А. С. Пушкина, Исторический музей и музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Профессионалов-реставраторов этого профиля немного, так что проблем с деньгами у них нет. Я уже начала работать по специальности: беру частные заказы на дом от знакомых и собираюсь оставаться в мире реставрационного искусства.
На театроведческом факультете
Выбор специальности. Я всегда была человеком искусства. Ходила в обычную московскую школу, но в свободное время писала стихи, играла на музыкальных инструментах, участвовала в КВН, выступала на сцене. Тем не менее, отучившись восемь лет в детской театральной студии, осознала, что актерского таланта у меня, увы, нет.
Так что в 2020 году я поступила в Московский городской педагогический университет на преподавателя истории и английского языка — проходила туда по баллам ЕГЭ и успокаивала себя стабильной работе в школе.
За два года учебы мир вешалок, трех звонков и пьес меня так и не отпустил. Очень тянуло к театру, поэтому я работала сотрудником службы зала: проверяла билеты, рассаживала зрителей по местам, следила за порядком во время спектакля. С каждым днем все больше погружалась в искусство и в 2022 году поняла: нужно отчисляться и менять специальность на театроведение.
Поначалу мама была против: боялась, что не поступлю и останусь без образования. Потребовалось много разговоров, чтобы родители все-таки разрешили мне уйти из университета. В итоге условились на том, что я отчислюсь, но буду усиленно готовиться к поступлению на театроведа. Я хотела попасть в ГИТИС, потому что он лучший и крупнейший университет театрального искусства. У меня, конечно, были сомнения: вдруг это не то, что нужно, а восстановиться в МГПУ не получится. Но мечта оказалась сильнее страхов.
![Репетиция детского музыкального спектакля «Мамонтенок»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-08.i87usa..jpg)
![Декорации к мюзиклу «Преступление и наказание»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-09.ks5sui..jpg)
Подготовка и поступление. Результаты ЕГЭ по русскому языку, которые остались с 2020 года, действовали четыре года, тогда я писала еще историю и английский. Для театроведения требовалась литература, ее пришлось досдать. Я готовилась к экзамену в онлайн-школе «Умскул» за 3690 ₽ в месяц. Не скажу, что усердно, поэтому и баллы получила не самые высокие.
Для вступительных в университете полтора года занималась на подготовительных курсах при ГИТИСе. За 75 академических часов, или полгода, я заплатила 40 000 ₽. Два раза в неделю мы изучали историю театральной критики, российских и зарубежных театров. Уроки помогли лучше понять требования к абитуриентам: нам давали материал, который спрашивали на вступительном собеседовании, занятия вели преподаватели, некоторые потом принимали экзамен.
![За классной учебной атмосферой я прихожу в зону коворкинга ГЭС-2](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-10.dtqlwk..jpg)
Поступить в ГИТИС действительно сложно. Многие сдают экзамены по нескольку раз, из года в год. Конкуренция огромная, желающих полно, а мест на театроведении крайне мало: на очном бакалавриате всего 20, из них три бюджетных по общему конкурсу, а на заочном только 12 платных. Очное обучение стоит 485 000 ₽ за год, заочное — 164 400 ₽.
Блат, наверное, есть, но распознать его не получится. Мои родители никак не связаны с искусством, и полезных знакомых из этой сферы у них нет, но я все равно поступила, хоть и на заочное отделение. Все зависит от подготовки, желания и везения.
На сайте вывешен список примерных вопросов и произведений, которые нужно обязательно прочитать. Большую часть я знала благодаря ЕГЭ по литературе, все остальное мы разбирали на том же курсе для абитуриентов. Он специализировался конкретно на поступлении, поэтому готовили к вступительным там действительно хорошо.
Творческие испытания проходили в два дня. В первый было собеседование. Я приехала к 11 утра, а вышла только в шесть вечера. Людей было полно! Нас спрашивали об истории театра, драматургии, задавали вопросы о любимых фильмах и увлечениях.
На собеседовании мне сказали, что я не профессионал, а любитель и вузу такие люди не нужны.
Возможно, таким образом проверяют кандидатов на прочность. Я, например, не расплакалась, а взяла себя в руки и начала четко аргументировать свою позицию — не растерялась. Было неприятно, из аудитории я вышла злой, но гордой за то, что не сломалась и выдержала критику.
В курилке у входа абитуриенты обсуждали, как им сказали приходить через год. Кто-то, наоборот, был уверен, что покорил сердца экзаменаторов. В основном ребята возвращались с фразой «я облажался» — каждому второму казалось, что он не поступил.
Я переживала, что не доучила что-то важное, но полученных на курсах знаний оказалось вполне достаточно — на все удалось успешно ответить. Для прохода на следующий этап нужно набрать минимум 45 баллов из 100. Результаты публиковали на сайте университета на следующий день.
![Творческая атмосфера появляется уже в очереди на отборочный тур. Источник: телеграм-канал «ГИТИС. Абитуриентам»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-11.xyumfr..jpg)
После этого я и другие кандидаты в присутствии экзаменационной комиссии четыре часа писали рецензию в свободной форме на драматургическое произведение.
При нас, как на ЕГЭ, вскрывали конверт с заданиями, и каждому раздавали личные бланки. На выбор дали три спектакля, но каждый год темы меняются. Задача — рассмотреть содержание произведения и особенности художественной формы, проанализировать средства художественной выразительности и раскрыть тему с точки зрения современного театрального процесса. Экзаменаторы смотрели на аналитические способности, театроведческие знания и глубину работы.
Зачисление проходило по количеству набранных баллов. К сожалению, четких критериев не было, все субъективно: проблема творческих вузов в том, что преподаватели могут специально завалить абитуриента.
На следующий день после эссе я каждую секунду обновляла страничку со списком рекомендованных к зачислению абитуриентов. Переживала, что завалила последнее испытание, но все равно надеялась на лучшее. А когда список наконец опубликовали и я увидела свою фамилию, сильно обрадовалась — и удивилась, ведь даже после того нервного разговора мне удалось поступить.
Учеба. Сейчас на первом курсе мы изучаем основы сценической речи, театральную критику, источниковедение театра, историю театра и литературы, английский язык, русский язык и культуру речи. Больше всего я люблю семинары по театральной критике. На них мы смотрим фильмы и спектакли, а потом учимся описывать свои впечатления. К истории театра России отношусь с огромным интересом, а вот к зарубежной — спокойно. В рамках источниковедения мы разбираем архивы, нормативные документы культурных учреждений и законодательные акты.
В последующие годы появится больше профильных дисциплин, например семиотика театра — это разбор спектакля «по косточкам»: произнесение текста, вид сцены, актерский грим, звуковые эффекты. Еще будут постановки французской драматургии, основы сценографии, режиссерский и актерский взгляд на пьесы, история кинематографа. С нетерпением их жду — очень интересно.
Сессии проходят только по теории, к ним нужно прочитать определенные статьи, книги и отвечать по билетам. Сложность зависит от преподавателя, в основном они очень требовательны. Даже на заочке студенты на время сессии забывают про любые тусовки. Материала много, все нужно проанализировать и запомнить.
На старших курсах студентов ГИТИСа приглашают на различные мероприятия в другие города. К примеру, в сентябре ребята посещали Екатеринбург в рамках мастерской-лаборатории. Они смотрели спектакли в местном театре, а потом представляли свои рецензии и вместе разбирали увиденные пьесы. На мой взгляд, это классная практика для начинающих театральных критиков. А в прошлом году театроведы ездили в Санкт-Петербург: оценивали постановки, участвовали в обсуждениях и писали статьи. Мне только предстоит всем этим заниматься, пока я изучаю теорию.
![Выездная театроведческая мастерская для старших курсов в Самаре. Источник: gitis.net](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-12.t2o2rg..jpg)
Перспективы. Обычно после выпуска театроведы становятся театральными критиками, журналистами в области сценических искусств, преподавателями или заместителями художественных руководителей. Но я пока не знаю, где буду проходить практику. Есть те, кому предлагают работу в театре еще во время учебы. Другие ищут места самостоятельно. В любом случае можно попросить о помощи мастера, руководителя курса, и он подыщет варианты.
В дальнейшем мне хотелось бы или полностью погрузиться в театральную критику, или сделать упор на основы государственной культурной политики, чтобы работать управляющим театром. Надеюсь, что за время учебы я заведу полезные знакомства и найду возможности для первого шага в профессиональном развитии. Словом, вариантов и времени на размышление у меня достаточно. О перепоступлении на творческую специальность ничуть не пожалела: учеба в ГИТИСе была моей мечтой и целью.
На актерском факультете
Выбор специальности. Моя семья далека от театра и кино. В детстве мы с родителями, конечно, часто ходили на детские елки и ледовые шоу, но не более того. И почему-то мне в раннем детстве взбрело в голову, что я хочу стать актрисой. В классе шестом я давала одноклассникам автографы и говорила, что через много лет они будут дорого стоить.
В средней школе я занималась художественной гимнастикой, даже стала кандидатом в мастера спорта. Но в девятом классе бросила и побежала в школу искусств на театральное отделение, твердо решив связать будущую деятельность со сценой. Школа была бюджетной, поэтому нам не пришлось платить за обучение. Я занималась там два года. Больше никак не готовилась к поступлению на актерский факультет.
Поступление. Подавала документы в 2020 году в родной Санкт-Петербург в РГИСИ — Российский государственный институт сценических искусств. И во всю московскую «золотую пятерку» театральных вузов: ГИТИС, ВГИК, Театральный институт имени Щукина, ВТУ им. Щепкина и Школу-студию МХАТ.
Поэтому были сложности с совмещением вступительных. Например, в один день у меня было прослушивание в Петербурге, на следующее утро — в Москве, а потом — снова в Петербурге. Приходилось несколько дней кататься туда-обратно: где-то я доходила до финального тура, где-то слетала с начальной консультации. Но четко осознавала, что моей вины не было: просто не сошлась с экзаменаторами.
Я очень переживала по поводу мест по блату. Но почему-то верила в то, что талант не остается незамеченным: если во мне действительно есть что-то стоящее, на меня обратят внимание. Конечно, Петербург кардинально отличается от столицы в вопросах честности при поступлении на творческие специальности.
Как у Шекспира: «Ад пуст, все бесы здесь», — так и тут: «Блат пуст, он весь в Москве».
Впоследствии, уже поступив в РГИСИ, я узнала, что почти все ребята на моем курсе из простых семей. Только у одного парня мама играет в мюзиклах. Но он сам по себе очень талантливый, поэтому успех его родителей вряд ли имел большое значение на экзаменах.
Вступительные испытания во всех вузах проходили по-разному. В РГИСИ было три тура:
- Профессиональное испытание — чтение басни, стихотворения и прозы наизусть; демонстрация пластики — танец, музыкальности — исполнение песни.
- Творческое испытание — исполнение отрывков из драматических произведений. Всех абитуриентов разбивали на группы из двух-трех человек, давали конкретное произведение со сценарием и несколько дней на подготовку. Этот экзамен снимали на видео. Сложность заключалась в том, что никто не знал партнера и нужно было за короткий промежуток времени прочувствовать друг друга, найти точки соприкосновения, научиться вместе работать. Многие просто «не видели» оппонента, а из-за этого не могли включиться в задание. Но у меня все прошло хорошо, и я получила 90 баллов из 100.
- Собеседование — беседа с экзаменаторами в свободной форме. На ней задавали вопросы про выбор профессии и выявляли знания театрального искусства. Никакого прессинга не было, все прошло довольно спокойно.
![Кадр с творческого испытания. Показываем сцену из комедии А. Н. Островского «Волки и овцы»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-13.ytefgl..jpg)
В Питере, в отличие от Москвы, уже на консультации из меня пытались выжать все: просили и прохрюкать басню, как свинья, и показать суриката, и спеть, и станцевать. Главное — быть открытой, не теряться и сразу делать все, что скажут.
При поступлении было очень тяжело: я не ела несколько дней, постоянно зубрила тексты, которые раздали перед творческим испытанием, и репетировала. Внутренний азарт настиг пика, как и вдохновение: очень нравилось то, чем я занималась сутками напролет.
В итоге поступила на бюджет по специальности «артист драматического театра и кино». Вообще, моей мечтой была школа-студия МХАТ. Но после прохождения нескольких туров я увидела разницу в отношении к абитуриентам в двух столицах, поэтому захотела остаться в родном городе. Так и сложилось, чему я бесконечно рада.
Сейчас в РГИСИ по плану приема 82 бюджетных места и 61 платное на актерском отделении. Несмотря на адекватные цифры приема, конкурс все равно жесткий: спрос на актерские факультеты среди абитуриентов огромный, в мой год он доходил до 300 человек на место.
- 371 000 ₽
- в год стоит учеба на актерском отделении
![Здание моего университета на Моховой улице](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-14.cdviet..jpg)
Учеба. Сейчас я на третьем курсе. Студенты-актеры все свободное время проводят на учебе, с 10 утра до 10 вечера шесть дней в неделю. Только в воскресенье у нас «короткий день» — двухчасовые репетиции. На первом курсе было немного попроще: все в новинку, наслаждаешься новым ритмом жизни, думаешь о том, что осуществил мечту. А потом привыкаешь, да и пары новые прибавляются.
Учиться бывает и физически, и морально тяжело. Но я люблю свое дело, поэтому хожу в институт с удовольствием. Когда занимаешься тем, что тебе нравится, воспринимаешь длительные пары не как каторгу, а как уникальную возможность прокачать нужные навыки.
Из интересных дисциплин у нас есть сценическая речь — там мы работаем над дыханием, голосом и дикцией. Проходят лекции по русскому и зарубежному театру, есть история музыки, изобразительного искусства и литературы, а также сценический бой — нас учат фехтовать на шпагах и драться так, чтобы зрителю казалось, что у актера все лицо уже в крови.
И куда же без акробатики и классического танца. Артист, не владеющий своим телом, не способен качественно играть на сцене. Спасибо гимнастическому прошлому за то, что проблем с этими предметами у меня нет.
![Репетиция спектакля по рассказу «Ариадна» А. П. Чехова. Мне досталась главная роль](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-15.wsepeq..jpg)
![Сцена из пьесы «Таланты и поклонники» А. Н. Островского](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-16.vixva7..jpg)
В качестве домашки дают необычные задания. Например, попросить бариста сделать кофе, не используя слов, только жестами. Это называется ПФД — память физических действий. Еще мы часто наблюдаем за людьми в общественных местах — за их мимикой, тембром голоса, движениями, — а потом стараемся отыгрывать увиденное. Так что знайте: в любой момент за вами может тщательно следить какой-нибудь студент-актер.
Из «плюшек» университет предоставляет уютное общежитие, стипендию в размере около 3000 ₽ в месяц и бесплатные билеты в театр, которые можно получить в кассе, предъявив студенческий. К сожалению, не всегда есть возможность посещать культурные мероприятия, но бонус все равно приятный.
Перспективы. Никакой практики после окончания вуза нет. При трудоустройстве в театр все проходят такой же опыт, как и при поступлении. Одних возьмут, других безжалостно отправят домой.
Я пару раз играла на сцене, но в учебном театре «На Моховой», труппу которого представляют студенты. Сейчас мы готовим два спектакля — «Ариадну» Чехова и «Таланты и поклонников» Островского. Премьера будет зимой. Для меня это шикарный опыт и отличное начало карьеры.
На вопрос, куда пойду, если не возьмут на работу актрисой, надеюсь, никогда не узнаю ответа. Даже не хочу об этом думать.
На режиссерских курсах
Выбор специальности. В 2014 году я окончила Сыктывкарский государственный университет по специальности «финансы и кредит». Но с цифрами работать вообще не хотелось, поэтому ушла в творчество.
В родном городе я работала социальным репортером: снимала ролики про аварийное состояние домов и записывала видеообращения местных жителей к администрации. Позже сменила сферу — стала маркетологом в фитнес-клубе. По работе я фотографировала спортивные мероприятия для сайта и сообщества.
![Одна из моих фотографий того периода — тренер по боксу](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-17.c38tgy..jpg)
В какой-то момент мне захотелось прокачать навыки в создании визуального контента, и я прошла курсы по фотографии, потратив 80 000 ₽: на них мы проводили съемки в студии, разбирали композиционные приемы и изучали устройство фотоаппарата. Я поняла, что творчество — на 100% моя сфера, поэтому подумала о полном погружении в искусство. Для этого, конечно, хорошо было бы получить образование.
Через несколько месяцев у меня появилась возможность уволиться с работы, чтобы поступить в профильный вуз. Я очень этого хотела, и мне помог муж, предложив заплатить за учебу. Тогда я начала выбирать факультет. Продюсирование — не мое, никогда не смогу выбить деньги на низкокачественное кино. Режиссура игрового кино — тоже, не умею работать с актерами. А вот документалистика — круто! Она похожа на мой опыт с социальными репортажами.
Также мы с мужем долго выбирали университет. Я отправляла документы в НИУ ВШЭ на факультет фотографии и в Британскую высшую школу дизайна на направление «фотография для новых медиа». В первом мне не понравилась атмосфера, да и куратор показался слишком высокомерным. Во втором программа была слишком обширной, а я склонялась к чему-то более специализированному.
В итоге остановилась на Московской школе кино, куда и поступила в этом году. Влюбилась в нее, когда пришла на открытую лекцию по компьютерной графике. Мне понравилось направление «новый doc», там готовят режиссеров и продюсеров документальных фильмов — два в одном.
Но в школе дают не высшее, а дополнительное профессиональное образование, программа длится год. Меня это не смущало, ведь главное — не корочка, а профессиональные навыки и наработанное портфолио.
![Коридоры школы украшены киноафишами](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-18.dowiti..jpg)
Подготовка и поступление. Специальной подготовки у меня не было — только прошла пару фотокурсов, о которых упоминала выше. По поводу поступления тоже не переживала. Думала, что, если это мое, никаких проблем не будет, а если нет, то и не нужно тревожиться. Я очень доверяю Вселенной и не лезу в те места, где встречается много трудностей.
Для поступления на программу «новый doc» нужно подать заявку на сайте в начале сентября, пройти предварительный отбор и собеседование с куратором. Первый этап был заочным. Абитуриенты отправляли любое задание на выбор: серию фотографий в документальном жанре, рассказ-наблюдение, видеоролик, заявку на документальное кино с референсами, произвольную нарезку собственных съемок. Я подготовила постановочный проект фильма об Усть-Цилемской горке — древнем празднике деревни, в которой я раньше жила.
Затем меня пригласили на онлайн-собеседование. Оно прошло легко и весело: спрашивали о том, какую документалистику я знаю и почему решила поступать на это направление.
Спустя неделю сообщили, что меня приняли. Тогда я забеспокоилась об оплате. В середине сентября тревожные мысли настигли всех, в том числе меня. Я боялась оплачивать учебу полностью: вдруг поменяются планы или нужно будет уехать. Цена программы — 420 000 ₽. Но есть вариант платить каждый месяц, тогда получится 462 000 ₽. Я выбрала второе. Да, придется переплатить, но так мне будет спокойнее.
Познакомившись с одногруппниками, я выяснила, что так сделали почти все. Люди боятся отдавать все деньги сразу, потому что не знают, что будет через несколько месяцев. Некоторые студенты уже переехали за границу и теперь учатся дистанционно.
Учеба. Московская школа кино находится на территории центра дизайна Artplay, где располагаются еще 10 учебных заведений: архитектурная школа МАРШ, Московская школа музыки, Британская высшая школа дизайна и другие. Все заведения связаны между собой одним университетом — Universal University. У студентов даже есть общий чат для знакомства и помощи друг другу в учебных проектах.
На факультете учатся 18 человек, поэтому обстановка очень камерная. Все ребята творческие и мотивированные. Каждому ученику предоставляют необходимую технику: микрофоны, диктофоны, камеры, фотоаппараты, объективы. Еще на территории школы есть кинопавильоны, в которых можно работать до самой ночи.
![Мой внеучебный фотопроект совместно со стилистами из Британской высшей школы дизайна](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-19.4ethgk..jpg)
![До поступления я даже не могла представить, что смогу делать кадры на крутом фотоаппарате с профессиональным объективом, а сейчас реализую все творческие задумки. На фото — мой приятель с баскетбольным мячом](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-20.eg568d..jpg)
![Кроме фототехники, нам предоставляют компьютеры и ноутбуки. Теперь я могу работать на Аймаке и Макбуке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-21.ajle66..jpg)
К тому же у нас есть шикарная библиотека с топовыми журналами вроде Vogue и Dazed, а также книгами об истории Balenciaga или снимках Ирвина Пенна. Их можно забирать домой. Некоторую литературу мы читаем в качестве домашнего задания, сейчас, например, разбираем «100 великих отечественных кинофильмов» Игоря Мусского.
Пока у меня были только занятия по продюсированию, теории документального кино и истории кинематографа. Позже начнется операторская работа и режиссура. Каждую лекцию интересно слушать и конспектировать. Занятия по истории кино дают полное представление о том, как и для чего оно зарождалось. Недавно мы обсуждали знаковые моменты каждой эпохи и отслеживали, как работа со светом, актерами и костюмами менялась с течением времени.
![Так проходят лекции по истории кинематографа. Вместо скучных аудиторий с древними партами — кинозал](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-22.jbwpr6..jpg)
Наши преподаватели — практикующие режиссеры и продюсеры. Они снимают документальные фильмы для «Первого канала», «России», «Культуры», ТВЦ, организуют кинофестивали «Зеркало», «Послание к человеку», курируют программы российского кино на международных фестивалях, пишут для журналов «Искусство кино» и «Сеанс».
На лекциях по продюсированию, к примеру, преподаватель рассказывает о собственном опыте финансирования проектов. Мы разбирали на конкретных примерах, кто спонсировал фильмы, как определялась целевая аудитория, какой бюджет был собран, что этому способствовало. Наконец-то я поняла, откуда берутся деньги на фильм и как найти людей, заинтересованных в твоем проекте.
Теория документального кино стала для меня открытием. На занятиях нам показывают малоизвестные фильмы и объясняют, как определить цель создания каждого проекта. Например, я сильно удивилась, узнав, что работа, посвященная переливанию крови, по задумке режиссера показывала «обескровленность» России из-за нефтедобычи.
Вспоминая свое первое образование, понимаю, насколько отличается подход к обучению. В Московской школе кино я не заставляю себя идти на занятия, а сама хочу этого. Чувствую себя на своем месте.
Учеба проходит по вечерам — с 19 до 22 часов. Нагрузка не очень большая, поэтому днем я занимаюсь съемками и самостоятельным изучением основ дизайна и режиссуры: читаю книги, смотрю образовательные видео.
![Съемочный кинопавильон с профессиональным оборудованием и базовым реквизитом. Источник: moscowfilmschool.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/creative-studies-23.muxpp5..jpg)
Перспективы. Я только начала заниматься, но знаю, что в конце нас ждет дипломная работа в виде собственного документального фильма. Думала снять историю жизни одного предпринимателя, сидевшего в тюрьме. Но до этого момента мне предстоит изучить все этапы постпродакшена, монтажа, основы цветокоррекции, звукорежиссуры, написания сценариев и стратегии продвижения.
У вуза множество партнеров: НТВ, ТНТ, СТС, ТВ-3, «Пятница», десятки галерей и магазинов. К тому же в учебный чат постоянно скидывают анонсы мероприятий, на которых можно презентовать свои проекты. Многим компаниям нужны новые лица с необычными идеями. Поэтому найти себе место в индустрии не так сложно, если сильно захотеть. Знания съемочного процесса полезны везде: и в нефтяной промышленности, и в инженерном деле, и в книжном магазине. Все думают над рекламой и контентом.
Я планирую много работать. Ездить по всему миру. Снимать так, как не снимал никто и никогда. Хочу учиться у лучших и стать лучшей. Сейчас у меня десяток проектов, которые я буду реализовывать в ближайшее время. Уверена, что все получится!