Я окончила СПбГПМУ и разочаровалась в профессии врача

История читательницы

153

Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Выбор профессии и вуза

Аватар автора

Без слов

не хочет быть доктором

Страница автора

Я живу в Санкт-Петербурге, здесь и училась. В школе мне нравились естественные науки, поэтому я рассматривала два направления для поступления — биологическое и медицинское.

Выбрала профессию врача: казалось, что школьнику с моими интересами дорога лежит либо в науку, например на биофак, либо в медицину. Но смущало, что научная работа в России оплачивается весьма скудно, поэтому остановилась на втором. Решающим фактором стало наивное предположение, что я буду получать моральное удовлетворение от социально значимой работы и альтруизма.

Из всех направлений выбрала педиатрию, так как казалось, что с детьми работать приятнее, чем со взрослыми. Впоследствии я поняла, что заблуждалась, ведь основной диалог приходится вести с родителями, а они бывают очень тревожными.

После настало время определиться с вузом. Я выбирала между педиатрическим факультетом Первого меда — ПСПбГМУ и Педиатрическим университетом — СПбГПМУ. В качестве запасного варианта оставила биофак СПбГУ.

Выбор пал на СПбГПМУ. У него было много преимуществ: обширная база медицинских учреждений, клиническая больница и современный перинатальный центр на территории университета, а также большое количество преподавателей, работающих с детьми. Не думаю, что где-то в России так много думают о маленьких пациентах. Проходные баллы в педиатрический были чуть ниже, чем в Первый мед, — тоже дополнительный плюс.

Поступление

Поступала в середине 2010-х годов. Сдавала ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. Биологию сдала на 87, русский — на 84, профильную математику — на 72 балла. Еще мне повезло стать призером олимпиады СПбГУ по биологии — она гарантировала 100 баллов по предмету. Кроме того, я получила, кажется, пять баллов за индивидуальные достижения: у меня было несколько грамот за школьные конкурсы и общественные активности.

Мой примерный суммарный балл оказался 270 при проходном 260. Я поступила на бюджет и была полна надежд.

Учеба

Учеба отняла у меня минимум шесть лет жизни. Она занимала все мое время — и это не преувеличение. Если проанализировать расписание, первые три года были самыми тяжелыми. Пары начинались в 09:00 и заканчивались в 17:00 — и так с понедельника по субботу. Увиливать от занятий, опросов, коллоквиумов, юлить на экзаменах не получалось. Все пропуски семинаров и лекций обязательно нужно было отрабатывать. Поэтому я не могла совмещать учебу и личную жизнь.

В течение первых трех курсов мы изучали фундаментальные дисциплины: нормальную анатомию, гистологию, нормальную физиологию, биохимию, фармакологию, микробиологию, топографическую, а потом и патологическую анатомию, патологическую физиологию, общую хирургию, основы взрослой и детской пропедевтики. Их изучали сначала в варианте нормы, потом — патологии. Объем домашних заданий порой казался неподъемным. Обычное явление — когда задавали на следующий день выучить 100 страниц темы.

Записи на доске с семинара по биохимии
Записи на доске с семинара по биохимии

В книгах по медицине почти нет воды, там всегда написана конкретная информация, которую студент должен знать в полном объеме перед занятием по теме, так что от нас требовали детальных знаний по каждому предмету.

Пожалуй, больше всего материала за день приходилось усваивать на цикле факультетской терапии. Мы учились по книгам А. Н. Окорокова о внутренней медицине: преподаватель задавал читать одну книгу по теме занятия, после чего проводил опрос по содержанию. А в собрании 14 работ, каждая по 250—300 страниц. Стоит отметить, что 90% образования студента-медика — самообразование.

Для запоминания я делала краткие конспекты учебников и перечитывала их утром по пути на учебу. Еще рисовала схемы и не тратила много времени на красивое оформление, даже если очень хотелось. Искала методички других вузов — бывало, материал там излагался более емко.

С четвертого курса расписание будущего медика включает клинические дисциплины, которые идут циклами, то есть студенты занимаются одним предметом на одной клинической базе от одной до четырех недель. Казалось бы, свободы должно стать больше, но нет: в это же время начинается сестринская работа, за которую можно получить дополнительные баллы при поступлении в ординатуру, — и она тоже отнимает время.

После третьего курса будущий врач имеет право сдать экзамен на сестринский сертификат, который действует до конца учебы. Я не стала его получать, но это несложно: необходимо записаться на экзамен, дождаться очереди — она длится несколько месяцев — и сдать тест.

В итоге больше половины студентов работают сменами в больницах, некоторые устраиваются медсестрами или медбратьями в поликлинику, если есть соответствующая вакансия. Работу легче совмещать с учебой, но приходить на пары после 24-часовой смены смогут не все: многим просто не позволяет здоровье. А каждое пропущенное занятие надо отрабатывать.

Поначалу я тоже планировала подрабатывать медсестрой, обхаживала отделения физиологии новорожденных и педиатрические отделения различного профиля в разных больницах, но места не нашлось. У меня не было энергии, чтобы кроме учебы еще и работать посуточно, не было и особой нужды, поэтому пересиливать себя не пришлось.

Пара по микробиологии — проверяем чувствительность микроорганизма к антибиотикам
Пара по микробиологии — проверяем чувствительность микроорганизма к антибиотикам

На курсах с четвертого по шестой учеба интереснее: студенты хотя бы изредка видят пациентов. Пойдете вы к ним или нет, зависит исключительно от преподавателя: будут ли они у него и готов ли он их показывать. С детьми мы взаимодействовали редко — видимо, родителям не нравилось, что на их детях обучают молодых специалистов.

Кроме того, на занятии стандартно присутствуют две группы студентов — это больше 20 человек, — и родители не хотели показывать своих детей такому количеству посторонних. Так что в лучшем случае мы делились на пары и осматривали пациентов с согласия их родственников. Поэтому теория преобладает.

Количество материала, которое теперь необходимо было выучить к занятиям, не уменьшилось. Но учить по 100—300 страниц стало уже легче, так как фундаментальные дисциплины были хорошо усвоены на первых курсах.

В то же время в расписании сохранялись непрофильные предметы, которые я считаю абсолютно бесполезными. Мы, медики, учили историю, философию, медицину катастроф — это одна из вариаций ОБЖ. Иностранный язык преподавался на крайне низком уровне.

Пара по топографической анатомии — тренируемся накладывать швы на манекенах
Пара по топографической анатомии — тренируемся накладывать швы на манекенах

В вузе иногда проводились спортивные мероприятия, был свой театральный кружок — правда, он был доступен только тем, кто жил в одном из общежитий университета, а оно далеко от центра. Дорога туда долгая и тяжелая, так что в театральном кружке я не занималась. Еще можно было поехать на международную стажировку, один нюанс: все они проходили за счет студента и стоили от 1000 до 2000 $.

На протяжении всей учебы я получала стипендию, сумма зависела от результатов сессии. Если все экзамены сданы на «отлично», выплачивали 4000 ₽ в месяц, за «хорошо» и «отлично» давали 3500 ₽, за «хорошо» — 3000 ₽.

Еще можно было получить ежемесячную социальную стипендию, которая по размеру была примерно равна обычной, и единовременную материальную помощь из фонда соцподдержки учащихся раз в квартал — ее размер варьировался от 6000 до 8000 ₽. Я получала социальную стипендию с первого по третий курс. Выплата полагалась детям из малоимущих семей, и на следующих курсах я уже не подпадала под эту категорию.

Сомнения в выборе профессии и ментальные проблемы

Серьезные сомнения появились зимой на втором курсе. В моем вузе это первая сложная сессия, на которой сдают три крайне обширных фундаментальных экзамена: нормальную анатомию, гистологию и биохимию.

Перед сдачей последнего предмета, анатомии, у меня случилась ужасная истерика. Психика не выдержала высокого уровня напряжения и стресса. Несмотря на то что я неплохо знала материал, я чувствовала себя очень глупой, неспособной сдать такой сложный экзамен. Тогда я впервые задумалась о том, что медицина была ошибочным выбором, так как сама профессия сопряжена с высоким уровнем личной ответственности.

Начались ментальные проблемы: в конце учебного года я ехала на занятия утром и читала материал, как вдруг почувствовала ком в горле, который не проходил. После занятий я побежала к врачу, так как решила, что это непременно опухоль и я скоро умру. Она меня осмотрела и лишь спросила, в порядке ли я. После ее слов я плакала час.

Я столкнулась с недугом всех студентов-медиков, он называется «болезнь третьего курса» — это когда примеряешь на себя симптомы заболеваний, о которых узнаешь во время обучения. С началом клинических дисциплин все проходит, но переживать такое неприятно.

Сомнения в выборе профессии я тогда проигнорировала.

Проигнорировала я их и на экваторе — в середине третьего курса, когда мы сдавали очередную сложную сессию. Меня больше не увлекали предметы, которые мы тогда изучали, — нравилось только рисовать на патологической анатомии и рассматривать препараты под хорошим микроскопом.

Микроскопические препараты с патологической анатомии
Микроскопические препараты с патологической анатомии
1/2
Микроскопические препараты с патологической анатомии
Микроскопические препараты с патологической анатомии

Альтернатив не было. Я столько сил потратила на то, чтобы поступить в медицинский, что мысль об отчислении вызывала у меня сильное чувство вины, с которым я не могла тогда справиться. Все время было занято учебой, и домой я приходила только делать домашние задания и спать. Времени на увлечения не было. В такой бесконечной круговерти обучения остановиться и прислушаться к себе, чтобы понять, что меня еще интересует, было сложно. Сил на это уже не оставалось.

В полной мере мои ментальные проблемы расцвели на пятом курсе. За плечами был год клинических дисциплин и работы с реальными пациентами, но удовлетворения от обучения все не было. Я стала пропускать занятия, вставать утром было невыносимо. Чувствовала себя ничтожной, бесполезной, не было ни к чему интереса.

Обратилась к психотерапевту, она предложила попробовать антидепрессанты, но я отказалась, так как мне сложно было признать наличие болезни. Через какое-то время стало еще хуже, я пережила первую паническую атаку, которая длилась несколько часов. После согласилась начать медикаментозное лечение — оно продлилось полгода, еще я раз в месяц посещала психотерапевта. Тогда врач поставил мне диагноз «смешанное тревожно-депрессивное расстройство» — его часто ставят пациентам в России. Я с этим диагнозом не согласна.

Сейчас планирую ходить на сеансы когнитивно-поведенческой терапии, чтобы научиться справляться с тревогой, и больше слушаю себя, не засматриваясь на окружающих.

Недостатки учебы

За шесть лет я обнаружила огромное количество недостатков моего вуза. Первый — преподаватели не были открыты новым знаниям в их сфере. Считаю, что в вузе давали в основном теоретические знания, не особо ориентированные на практику. А медицина — наука, в которой быстро появляется новая информация, но в руки студентов она попадает только при личном желании лектора и знании английского на соответствующем уровне.

Большинство книг, по которым мы учились, были старыми, а на гистологии среди пособий был атлас 1961 года. Преподаватели, особенно пожилые, работают по методичкам, изданным кафедрами очень давно, или опираются исключительно на клинические рекомендации Минздрава.

Если во время ответа на занятии студент рассказывал о том, что прочитал в недавнем зарубежном исследовании, ответ не засчитывали, так как преподаватель ожидал услышать совсем другое. К сожалению, российская медицина чрезвычайно консервативна и с большим трудом принимает новые методы диагностики и лечения, что уж говорить о медицинском образовании.

Второй минус — преподавательский состав. За время учебы мне показалось, что в вузе работает много психологически нестабильных преподавателей. Это не значит, что они плохие врачи, — наоборот, заслуженные, уважаемые профессионалы. Но со студентами они могли делать все что угодно: унижать, оскорблять, выгонять из аудитории, не приходить на отработки, отменять занятия, доводить до слез и брать взятки. Все потому, что студент находится в безвыходном положении и должен подчиняться преподавателю, в противном случае его ждут проблемы на экзаменах или даже отчисление.

Были и проявления сексизма. Однажды именитый детский хирург Санкт-Петербурга доказывал нам, 150 студенткам — а в моем университете 90% девушек, — что женщина не должна и не может быть хирургом. Что ее задача — рожать и воспитывать детей, а за хирургическим столом имеет право работать только мужчина. Для женщины это слишком сложно. Нам приходилось его выслушивать, потому что возразить лектору или встать и уйти мы не могли.

Разумеется, не все преподаватели ведут себя так. 60% преподавательского состава — адекватные люди, любящие свой предмет и уважающие студентов, но оставшиеся 40% периодически применяют психологическое насилие к студентам. Третий недостаток моего вуза — во время учебы сильно страдает ментальное здоровье студентов. На мой взгляд, даже самая прочная психика может сломаться при такой умственной нагрузке в сочетании с пренебрежительным отношением преподавателей.

Четвертый серьезный минус — плохое состояние здания университета и общежитий. Корпуса кафедр старые, построены в 1925 году, ремонта давно в них не было, а нормальных санузлов всего два на весь большой университет. У вуза четыре общежития, и душевые в них были без дверей, находились в подвалах — комментарии здесь излишни. Плюс везде жильцы находили тараканов.

При этом выделю и плюсы. Во-первых, некоторые клинические базы уникальные в своем роде. Во-вторых, мне встречались преподаватели-врачи, искренне заботившиеся о здоровье детей.

Дальнейший путь

По окончании университета мы получили диплом с отметкой «врач-терапевт» или «врач-педиатр», с которым можно стать только участковым врачом. Но перед тем как начать работу, нужно пройти аккредитацию — на мой взгляд, это бесполезная форма подтверждения знаний молодых специалистов, результаты которой не соответствуют действительности.

Считаю, что труд участкового врача очень тяжелый и умственно, и физически, а без опыта еще тяжелее. Конечно, немногие студенты мечтают о такой работе — в основном все хотят быть нейрохирургами, эндокринологами, гинекологами, онкологами и психиатрами. Но к шестому курсу их планы кардинально меняются, и сейчас я расскажу почему.

В 2016—2018 годах Министерство здравоохранения отменило интернатуру для медиков-выпускников. Интернатура — практический год, когда студенты работали в отделении с наставниками. Таким образом, они одновременно и учились, и практиковались.

Примеры аккредитационных тестов — примеры есть в приложении «МедикТест», на сайте Центра аккредитации специалистов Сеченовского университета или в андроид-приложении этого института. Источник: «МедикТест»

После прохождения интернатуры можно было идти работать на участок, так как специалист был готов и теоретически, и практически. Но Минздрав решил, что для работы участковым врачом выпускникам необходимо сдать только аккредитацию, а для поступления в ординатуру по узкой специализации необходим новый учет индивидуальных достижений студентов.

В этой системе преимущество у студентов, которые проработали на участке от девяти месяцев. За это дают от 100 до 150 баллов, за остальные достижения вроде работы медсестрами или медбратьями, волонтерства, научных публикаций или красного диплома суммарно не получится набрать и 100 баллов. Таким образом, поступление на бюджет сначала нужно отработать.

Выпускникам тех лет пришлось в стрессовой ситуации менять планы и искать решение. Платная ординатура в 2022 году стоит от 300 000 ₽ в год — считаю, сумма немаленькая.

Отмена интернатуры, введение первичной аккредитации сразу после выпуска, значительное уменьшение количества бюджетных мест в ординатуру и постоянная смена системы учета индивидуальных достижений — вот причины, по которым выпускники от безысходности выбирают идти «на участки». Зарплата там немного выше, чем у врачей других специализаций в поликлинике, — в среднем 70 000 ₽ в большом городе за полный день с учетом ковидных надбавок. Сейчас этих надбавок нет, получается, что сумма меньше. На мой взгляд, цель этих нововведений — пополнить штат участковых врачей в поликлиниках.

На шестом курсе после лечения депрессии и психотерапии удалось признаться себе, что с клинической медициной мне не по пути. Я не желала работать по специальности в стационаре на полторы ставки и получать маленькую зарплату — примерно 40 000 ₽.

Но без пройденной ординатуры работать в стационаре в принципе нельзя. А идти на участок было страшно: часть моей учебы прошла в дистанционном формате из-за ковида. В больницы нас в это время, разумеется, не пускали, так как мы могли быть дополнительным источником инфекции для детей, поэтому полноценной практики не получилось.

Стать врачом на дистанционке невозможно.

После выпуска я устроилась в страховую компанию и проводила согласование медицинских услуг по программам ДМС. Это единственное место, куда меня тогда взяли. Зарплата в страховой на позиции врача-координатора составляет от 40 000 до 60 000 ₽, в среднем 45 000 ₽. Работа была неприятной и стрессовой — это комбинация колцентра и медицины. Через несколько месяцев я уволилась из-за неуважительного отношения клиентов.

Сейчас я прохожу курсы подготовки репетиторов, чтобы готовить старшеклассников к ЕГЭ по биологии. Планирую начать с этого учебного года. Больше не ищу работу в найме, так как с медицинским образованием и без практического опыта строить карьеру бесполезно. Пока планирую развиваться как самозанятая.

Хочу больше времени уделять хобби: во мне проснулась давно забытая любовь к искусству. Я снова начала читать книги, которые мне нравятся, подумываю изучать новый язык, когда появится стабильный доход. Потихоньку возвращаю забытый на время учебы вкус к жизни.

Советы будущим студентам

Во-первых, не стоит выбирать медицинский вуз, если вам просто нравятся биология и химия. Чтобы понять, хотите вы стать врачом или нет, представьте себя на месте участкового педиатра. Работа врача — это большое количество бумажек, и многих студентов здесь ждет разочарование.

Во-вторых, уже во время учебы в медицинском необходимо прислушиваться к своим ощущениям и не игнорировать их. Если чувствуете, что это не ваше, у остальных студентов все получается лучше, а вам тяжело, если надеетесь, что дальше будет интереснее и нужно лишь немного потерпеть, это не так. Я бы даже сказала, что уже на первом курсе становится понятно, подходит медицина студенту или нет.

Есть люди, которые осознают ошибку и через неделю после начала учебы и забирают документы. Нет ничего плохого, чтобы признаться себе, что медицина вам не подходит. Вместе с тем это очень тяжело, так как на поступление потрачено очень много сил и денег. Нужна смелость.

В медицинском вузе можно выжить, если изначально обладать устойчивой самооценкой, крепкой психикой и отличным физическим здоровьем. Скажу очевидную вещь, но нужно спать столько, сколько необходимо, чтобы чувствовать себя выспавшимся, и обязательно отдыхать хотя бы в воскресенье.

При появлении проблем лучше сразу обратиться к специалисту — психологу, психотерапевту или психиатру, сейчас много способов бесплатно получить психологическую помощь. Встречи с друзьями, разговоры с родными, хобби — найдите то, что вас поддерживает, и пользуйтесь поддержкой в полной мере.

РедакцияРазочаровались в вузе и профессии? Расскажите, как заново нашли себя:
  • Ell'Почему год на участке- не вариант, если потом уйти на какую-то узкую специальность в ординатуру? Куча дневников трат, где люди в разных сферах начинают с з/п 20 шт и растут потом. Работа на пед участке=3 часа приема+ 3 по вызовам. Участок в СПБ = 7-10 многоэтажек, не в резине по деревне бегать, по част. сектору. У вас стаканы по жизни пустые? Или зря не свалили после первого курса? Вы учились 6 лет. И чо? Ковровую дорожку? Встречающих дев в кокошниках? Не поняла, КУДА вы не попали?13
  • Ирина УспенскаяВы просто немного выгорели за годы учебы. И да, год на участке можно выстоять, так сказать, пороху нюхнуть. Я отработала 2 года перед тем как уйти в узкую специальность.16
  • Юлия ШубинаВозможно вам надо себя попробовать в частной медицине? Да, там свои подводные камни и особенности, но больше времени на пациента, больше возможностей обследовать и лечить, не чувствуя себя менеджером от медицины: поздороваться, перекрестить фонендоскопом, отправить в никуда. Педиатрия очень востребована! К тому же вам доступна первичная переподготовка (согласно приказу 707н), там всевозможные специальности, хоть УЗИ, хоть организация здравоохранения, хоть КЛД, хоть рентгенология. Удачи вам!7
  • ИринаЛиза, я Вас очень понимаю. Мне 60 лет. 37 лет работаю терапевтом. Получить узкую специализацию не было возможности. Одна растила двоих детей. В моём городе курсов не было. Ехать куда-то было не на что и не с кем оставить детей. Это очень тяжелая жизнь, полная непосильных физических и психоэмоциональных перегрузок, постоянных подработок. На одну ставку кушать нечего, на две некогда. Самое лучшее в этой адовой работе были изредко пациенты, которые тебе были искренне благодарны за лечение и иногда даже за спасение жизни. Я и на скорой подрабатывала. Но это не компенсирует постоянную полунищету, отсутствие нормального жилья и полноценного отдыха. Я до сих пор вынуждена работать, на пенсию в 15000 невозможно жить. Это беспросветное рабство. До сих пор ещё плачу ипотеку. Работать с людьми с каждым годом всё тяжелее. Хамство, агрессивное поведение встречаются всё чаще. Нас не уважают пациенты, относятся как к обслуге. Бегите пока можете куда- нибудь в узкую специализацию, диагностику, косметологию. Куда нибудь где нет кошмарных очередей из пациентов, выматывающих приемов, где ты как автомат за 15 минут должен осмотреть, поставить диагноз, расписать лечение и заполнить документацию и в таком темпе весь день. И зарплата которую не знаешь на что потратить так как ни на что толком не хватит. Я уже давно выгорела. Мои дети в медицину не пошли. И слава богу!78
  • Лиза СороцкаяEll', в России достаточно много именно российских фарм.компаний и они точно никуда не денутся, плюс многие иностранные компании тоже не прекратили полностью свою работу, так что вполне стоит автору присмотреться.8
  • Без словГалина, это очень грубо с Вашей стороны. Терапевт - это специалист широкого профиля, который должен обладать большим количеством знаний из разных областей медицины, чтобы помочь человеку при обращении за первичной медицинской помощью. Если город маленький, и врачей узких специальностей не хватает, то терапевт - это врач на все руки. Женщина выше рассказала о своей боли - она всю жизнь помогала людям, а Вы с комментатором kino смешали ее жизненный опыт с грязью, осуждая ее за то, какую жизнь она прожила, хотя ей уже 60 лет. Я уверена в том, что она ни одной сотне людей жизнь спасла. Ее с таким опытом в любой частный центр возьмут, и я искренне желаю ей удачи.81
  • Анна СтрыкановаЯ врач-педиатр по диплому и ординатуре, аллерголог-иммунолог после переподготовки. 8 лет работала в гос больнице города Москвы,начиная с зарплаты 8 тысяч рублей и делая всё, от выноса горшков, до работы в итоге и.о.зав отделением. Работа непростая, но интересная, давшая мне опыт. Последние 3 года в частных клиниках, не сетевых, то есть занимаюсь действительно медициной, с учётом новейших данных. Когда встаёт вопрос: работать в гос.поликлинике - отвечаю что лучше буду мерчендайзером в магазине. Действительно жаль, что кучу времени автор потратила впустую.13
  • Mori LeeИрина, у нас в пк 80% врачи- молодые (до 30 лет), наш районный пед пришёл в ПК видимо сразу же после универа и уже 4 года с нами. Все весёлые-довольные, пациенты тоже рады хорошему отношению и доказательному лечению) Так что не все ПК одинаково плохие, я так думаю. Спб, центр9
  • НатальяЯ, правда, не врач, а медсестра, и сын учился на педиатрии 2 года, подтверждаю, что все, что написано в статье, чистая правда. Когда сын отчислился, перекрестилась. Автору могу предложить два варианта: 1 преподавательская деятельность, например, в медколледже или 2 все-таки закончить платную ординатуру по диагностике, например, рентгенолония, лаборатория, функционалка26
  • Доктор ТВо время учебы не всё так "жутко", как вы пишете. Просто с самого начала, после школы, было выбрано не то направление. Мотивация была не та. Отсюда и разочарование. Многое из изложенного правда, к сожалению. Дистанционное обучение для медиков, вообще катастрофа ! Отмена интернатуры -шаг назад. Медицинский мы с мужем закончили в 1993 г, уже с маленьким сыном на руках, педиатры. Работаем до сих пор (не на участках, правда). Любим свою трудную и прекрасную работу безумно ))). Два сына уже врачи, у обоих дети, так что про недоступность личной жизни.... не в медицине дело 😉. Но раз уж столько лет потрачено, то присмотритесь к лабораторной диагностике . Тут и биология, и медицина, и нет прямого контакта с пациентами. Для клинических специалистов нужна очень крепкая нервная система 😊 и стойкая психика. Не отчаивайтесь! Закончить медвуз могут только сильные. Вы смогли!34
  • Элизабет ТейлорЯ работаю в одной из престижных клиник своего города. У меня высокие рейтинги. Среди пациентов я славлюсь хорошим доктором. Но. Зарплата моя составляет 37500(без вычета 13%). Это ее подняли месяц назад. До поднятия зарплаты я получала 30 тыс, чистыми с вычетом выходило 26 тыс. Чтобы зарабатывать больше я должна работать ещё больше часов, и плюс заниматься косметологией (я дерматолог). Работаю я на целую ставку. Косметологией не хочу заниматься, не мое. Я люблю детское направление, микологию. В клинике мы должны выполнять план по выручке. Все,что выше этого плана- проценты к зарплате. Мне предлагали увеличить количество часов, чтобы у меня получалось выполнить план и получать проценты. Но помимо работы у меня есть я, моя личная жизнь, мой сын, муж, и вся моя остальная жизнь. Почему я не могу заниматься детским направлением и микологией и получать хорошую зарплату? Аккредитация на половину платная. То есть часть бесплатно,часть платно.и это обязательно. Плюс конференции, вебинары, мастер-классы. Хочется же быть в ногу со временем. Быть хорошим специалистом. Получать нужные знания. Но за них надо платить. Один курс дерматоскопии стоит ого-го! Я сама изучаю, много иностранной литературы. Я люблю свою работу! У меня хорошие пациенты. Кто-то даже стал мне другом. Но,к сожалению, государство не склонно оплачивать труд врача достойно. Я планирую уйти в другую отрасль. Хочется жить на хороший доход. А зарабатывать на здоровье людей я не могу67
  • Юлия Лkino, это по поговорке "сытый голодного не разумеет". Критикуемый Вами доктор написала, что живет не в крупном городе. Там, возможно, и нет никаких частных центров. Выучилась она на терапевта, потому и работала по специальности. То, как пока не вышло устроиться на другую работу с таким специфическим образованием, как медицинское, автор поста уже рассказала. Обучение в медвузе адовое. Особенно первые 3 года. Головы не поднять от книг. А то, как потом профессия врача оплачивается, и какая это нагрузка, знают только сами врачи. А остальные вот так презрительно шипят оскорбления, вроде Вас😏56
  • MalincheИрина, вы устали тоже. Очень жаль, что в нашей стране врач не получает достаточное вознаграждение за свои знания и компетенции.35
  • SenjaЯ хоть и не врач, но всё же напишу. Какое-то время работала фельдшером. Могу продублировать всё написанное в посте - помещения, век ремонта не видавшие, сомнительной адекватности преподы и руководство, кошмарящие по поводу и без (хотя всё же были прекрасные преподаватели, честь им и хвала). На клинических дисциплинах по большей части были относительно достоверные современные данные, но дичь иногда всё же проскальзывала. Тоже нажила себе тонну психологических проблем к третьему курсу, перед экзаменами часто были дерматозы на нервной почве, начался бруксизм. Из безысходности после выпуска пошла работать в поликлинику (зря диплом получала что ли), исполняла роль универсальной затычки от санитарки до врача-терапевта около года, окончательно не выдержала после введения системы НМО, когда приходилось после работы дома сидеть за компом и решать тестики за баллы. Самое смешное, что устроившись после этого в кофейню на должность бариста, я получала ощутимо больше, чем фельдшером в государственном учреждении. Такие дела.29
  • Натали КузнецоваПосле этого поста я прекрасно понимаю, почему в ту же 23 больницу Екатеринбурга не идут работать узкие специалисты. В поликлинике почти нет невролога. Да, он есть, он это совместитель. Работает по полдня три дня в неделю. Раньше в этом медучреждении была иная ситуация. Но! Опытные специалисты уходят из-за дикой нагрузки, неадекватных пациентов и малой зарплаты, а молодежь не идет. Из этой больницы ушла мой бывший лечащий. Великолепный специалист. Работает в частной медицине. И за все это надо благодарить наш Минздрав, который уничтожает систему медицинского образования. В 2021 году летом я столкнулась в этой больнице с девочкой-терапевтом на участке. Она была как запуганный забитый кролик. Сидела в кабинетике с медсестрой и без наставника. А в коридоре толпа пациентов. Бедный несчастный ребенок. Она даже документы на выписку толком не могла оформить и извинялась за свои ошибки. Успокоила девочку. Автор! Желаю вам удачи и сил! Пусть все будет хорошо.35
  • Эдуард ЗайнуллинДа ужасное конечно у нас в стране отношения к медикам, они жизни спасают, а зарплаты нищенские. Когда наконец поймут что если они хотят чтобы медики в нашей стране были в почёте, и чтобы у студентов было реальное желание учиться, то зарплата должна быть минимум 100 тысяч рублей. Минимум. Моя мать тоже более 25 лет проработала на скорой помощи, и сейчас работает, и зарплата с премией максимум 45.000-50000 рублей достигала) Ладно хоть в этом году будет пенсию получать, хоть как-то легче будет!) Я ей сейчас тоже советую в новую профессию прийти, интеллект-тренером, как я, которую можно за 10 дней освоить, при этом она ещё онлайн сможет работать, и также людям помогать, и доход хоть увеличить) Сейчас конечно все у нее хорошо, но столько времени потрачено, а выхлоп небольшой) хочу ей помочь реализоваться и в других направлениях, чтобы могла путешествовать чаще)7
  • Виктория СкоробогатоваЮлия, частная медицина в РФ тоже ужасна торгашество, ДМС, зарплата меньше,чем в государственных клиниках13
  • Виктория СкоробогатоваЯ , наверное, закончила вуз ненамного раньше автора статьи. Могу сказать,что в ординатуре мне нравилась моя специальность (неврология) ,но никакого обучения там нет. Если хочешь ,можно вообще не приходить. На периферии выучиться стоит в районе 300 тысяч уже за 2 года. Но даже это неоправданная сумма, я просто не понимаю,как ординатор может платить за то,что работает бесплатно . Говорила это при поездке в Англию - никто не верит ,что такое вообще возможно. После окончания ординатуры встретилась с кучей унижений при попытке найти работу,потому что у меня нет опыта. Интересно, откуда он возьмётся,если никуда не берут ? Справедливости ради, не было никакого желания работать терапевтом не по специальности или на периферии за копейки. Потому искала работу в Москве и ближайшем Подмосковье. Нашла где-то через полгода безуспешных поисков, и то не то,что хотела. Здесь рынок труда перегрет, большинство врачей съезжается в один город ,так как бегут от нищенских зарплат . Поэтому отношение к врачам здесь презрительное , при этом не могу сказать,что даже в мск врачам очень хорошо платят . В целом могу сказать,что ординатура и наличие специализации не спасает вас ни от нищенской зарплаты, ни от унижений при поиске работы. Вуз я в целом закончила без проблем ,не могу сказать ,что сильно напрягалась, при этом у меня были 4 и 5. При желании можно ничего не открывать и спокойно получить диплом с кучей троек и пересдач,таких людей процентов 60,если не 70. Так что это миф,что прям очень тяжело учиться в медицинском. Но то,что они сделали платную ординатуру ,после которой тебе тоже ничего не платят , меня мягко говоря триггерит. Думаю,что врачам нужно ценить себя больше и уезжать из страны так же, как и айтишникам. Я именно это и планирую сделать ,так как при желании медицинский диплом можно подтвердить где угодно в отличие от тех же экономистов, юристов и даже айтишников, которые здесь с презрением на нас смотрят.24
  • Юлия ШубинаВиктория, я врач, работаю в институте и подрабатываю в частном медицинском центре (не сетевом) , если не брать в расчет необходимость дозвониться и согласовать услуги, все остальное мне нравится и оплата в том числе. У меня нет минимального чека или необходимости на какую-то сумму оказать услуги. Это мой опыт в частной медицине и не думаю, что он какой-то уникальный.11
  • Виктория СкоробогатоваЮлия, возможно, вам проще потому что вы не в сетевом работаете я допускаю ,что в разных конторах все по-разному и где-то лучше12
  • Надежда ВолодинаЛиза, как я вас понимаю! Читала и чуть не расплакалась. Я закончила в 2007 РостГМУ педфаке, у нас хотя бы не было аккредитации, только госы. 7 год учёбы была интернат ура, примерно как в сериале "Интерны"). А ньюансы учёбы были те же самые, ничего не изменилось) Сейчас я работаю врачем педиатром в детском саду и большой школе, так как у меня двое детей, я хожу вместе с ними. На участок точно больше не пойду, был опыт. Кстати, антидепрессанты тоже есть в моей жизни, но не так давно появились. Ещё есть "профессиональная" мигрень-ужасная головная боль, возникающая как реакция на хамство со стороны родителей маленького пациента(в ответ хамить нельзя, нужно терпеть и улыбаться)13
  • Ольга Беляеваkino, вы не понимаете, о чем говорите.18
  • Окс ППравильно, бегите из медицины, и другим не советуйте терять время на учёбу. Как жена врача могу сказать, что это адовая работа по спасению жизней в операционной-никчемная, разружающая жизнь медика и его семьи...ни детей не родить, ни себя обеспечить. с красной зоны мог прийти-а со сьемного жилья выгнали!!жить негде, некогда и не на что. Думайте только о своей семье и о своей жизни-она одна, не живите так, как будто вечно будете жить..25
  • Ольга ПетроваЯ медсестра,училась 3 года,не 6.учеба сложная зарплата12 т чистыми в поликлинике,нагрузка адовая и условия труда плохие,даже бумагу и мыло для рук свои покупай,.медицина в провинции отстой .1 МС за двоих на ставку или на30%подработки за копейки пашет.осваиваю новую профессию и уйду из медицины однозначно!10
  • Виктория СкоробогатоваДмитрий, пойду поплачу пойду) Дмитрий Лядов из мухосранска в перерыве между поеданием доширака ,купленного в пятёрочке по акции , открыл мне истину, что меня никто нигде не ждёт... ну а миллион уехавших за границу русских врачей поплачут вместе со мной ,утирая слезы евровыми купюрами 😂 PS не стоит так завидовать "окраинцам",как вы их называете возможно, и на вашей улице настанет праздник !22
  • HaraldАвтор права во всем. Государство давно уже дало понять, что ему медицина не нужна. Примеров масса - бесконечная убыль населения каждый год с 90ых, продолжительность жизни (особенно среди мужчин) на уровне беднейших стран Африки, рекордная смертность во время пандемии. Структура бюджета тоже намекает, что профессии будущего в русском мире - это вертухай ФСИН, росгвардеец и полковник гибдд с золотым унитазом в доме, а не хирург или учёный. Ритуальный агент тоже подойдёт, кстати, - рынок на взлёте. Другая проблема - сама система российского здравоохранения, построенная на базе советской модели семашки, в которой врач - не статусный и уважаемый член общества, а обслуживающий персонал для удовлетворения интересов класса-гегемона в виде пролов в промасленных робах. Задача такой системы одна - обеспечить доступом хоть к какой-то медицине вообще всех, поэтому очевидно, что какого-то дохода там быть в принципе не могло. В СССР кардиохирург мог легко получать зарплату меньше работяги на уралговнозаводе, в РФ сейчас такой же врач может получать как грузчик, официант или курьер. Единственный момент, из-за чего профессионалы от медицины в принципе ещё существуют в этой стране, - тебе не нужно выживать на зарплату, если ты живешь не на зарплату. Если у вас есть родственники или близкие друзья, которые помогут попасть на такое место, то можно дерзать в мединституте. Если нет, но работать с людьми очень хочется - ритуальный агент. Все равно при уровне развития медицины результат там один и тот же, просто этапы взаимодействия с «пациентом» разные.18
  • Екатерина ВорончукЭлизабет, такая же ситуация. Большинство людей думает, что если они заплатили в частной клинике деньги, то их доктор сказочно богат. На самом деле зарплаты не такие уж большие. У меня нет зарплаты. У меня процент. И всё. Если пациентов нет, то и зп нет. Отпуск за свой счёт, отчисления в пенсионный фонд с минималки. Надо ли говорить , что сертификаты и обучения только за свой счёт. Причём и маленькие и большие клиники работают по этому принципу. Соц пакет только на бумаге. Зарплата редко доходит до 50 тыс. средняя 35. Стаж у меня около 30 лет. Изменить ситуацию не возможно. Пыталась несколько раз. Хотела уйти в другую сферу. Но медику сложно быть кем-то ещё. Да и в 53 трудно найти работу. для работодателя я уже пенсионерка( чуть ли не в маразме)17
  • Аня ИванешкинаДоктор, добрый день! Хотела бы связаться с вами и расспросить про ваш опыт получения медицинского образования. Если вы не против - подскажете, где я могу вам написать :)0
  • Элизабет ТейлорЕкатерина, я тоже работала когда-то чисто на проценты. Потом просто повезло, подвернулась возможность это поменять... Хотя тоже так, прием 750 рублей, это три года назад, сейчас повыше. С 750 мне шли 25%. Сейчас стоимость приема выше, но процент тот же. Правда я запросила повысить мне процент. Выбила на 40% благодаря отзывам и количествам пациентов. Это минус частных структур. В бюджете,как по мне, плюсов нет совсем5
  • Виктория, я тоже в шоке от того, что за ординатуру ты еще и платишь. В Испании, например, за ординатуру платят тебе! И вполне неплохо, зп чуть выше среднего по стране. И это нормально.16
  • Татьяна СурядоваУважаемая коллега, комментирующие. Внесу нотку оптимизма. Не все уж так плохо. Главное, как ты к жизни относишься. Я тоже закончила ЛПМИ (СПбГПМУ) в советское время, 40 лет назад. Высказывание "от сессии до сессии", и нам тоже было не чуждо. Преподавателей любили, уважали. Они к нам относились достойно, строго и понимающе. Учили, старались. До 12 ночи закрывали нас в "анатомке", учить заставляли. И работала после 3 курса в Куйбышевке, и шла после дежурства на занятия, дремала на задворках, выкручивались... Пропускали, таскали в деканат потом справки синие и красные, кому как повезёт. Спортсменкой лыжницей была. Зимние соревнования все каникулы "сжирали". В Шувалово на тренировку всю зиму моталась, а потом все каникулы дома на Камчатке недели по 3 "догоняла", справку раздобудешь у участкового терапевта о болезни, ну, а потом, конечно, отработки.... Но мы же были молодые, сил, энергии хоть отбавляй, а главное желание потом помогать, лечить детишек. С трепетом вспоминаю студенческие годы. До сих пор есть группа в вотсапе, общаемся, обмениваемся информацией, да и декан наш здравствует. 2021 год собирались на 40 окончания ЛПМИ. Даже умудрялась в Кинематограф на Васильевском сбегать накануне экзамена, традиция была такая. Закончила с 1 тройкой. Нам всегда говорили в ЛПМИ, что педиатрами остаются всего30%. Я попала изначально по убеждению именно туда, да ещё в участковые. И сразу был бешенный настрой вернуться на родную Камчатку, в деревню с мыслью "Если не я, то кто же?" Знала заранее, что вернусь, и люди спросят с меня по полной, вдалеке от цивилизации. Но по распределению по "семейке" отработала участковым педиатром в Череповце 5 лет, включая интернатуру. В эпидемию честно по 45 вызовов было. Но выдержала. Родители, детки... Люблю их безмерно и понимаю. Они всегда чувствовали это. И с родителями всегда находила язык. Часть профессии у меня чистый альтруизм, но я уважаю себя за это, что служу людям. Основная масса родителей понимают это, с ними можно договориться. И честно скажу, жила только на бюджетную зарплату с мужем хирургом в районной больнице. Оба педиатра. Привезла его на родину из Череповца. Он начал попутно с детьми делать операции"космические" взрослым, его послеоперационные рубцы в районе узнаваемы. Изящные, еле заметные, осложнений минимум из-за бережного отношения к оперируемому месту, тканям, так научили в институте мыслить, и учителя педагоги, и коллеги наставники. И постоянно подработки, девочки мои папу по 2 суток отца не видели, день проработает, ночь отдежурит, а потом ещё день работы ординатором. Тогда ещё приходилось за терапевта (не нужен был сертификат) мне в амбулатории работать, а население до 3.5 тыс, и отдаленность от специалистов, ты становишься универсалом, а вот при нынешнем подходе хирург детей не оперирует, если нет сертификата, хотя 20 лет это делал успешно. Разделили всех, а специалистов не стало.... Трудные 90тые,бывало сигарет ему, мужу, не на что было купить, зарплаты по 6 месяцев не давали. Хорошо родители мои пенсионеры, да свое выращивала на приусадебном участке. И выжили,.... На работу бывало убегала в чёрном и красном "туфля", и замечала это только к обеду. Люблю участковую педиатрию!!! До сих пор, 63 года уже мне, приходится подрабатывать педиатром в других посёлках, ездить за 80 км. Нас не хватает, отпуска, болезни. Люблю свою профессию. Пропитана ею каждая клеточка моего тела. Никогда не боялась работы, любила её, не меряла рублём. В родном селе отработала 36 лет, не собираюсь пока уходить. Профессия у нас замечательная!!! Любите людей, правда надо это уметь! Стараюсь всегда себя поставить на место пациента, и как бы хотела, чтобы ко мне относился доктор.32
  • Виктор ДуксовОкс, если все убегут из медицины, кто же будет лечить-то, уважаемая? Не бежать надо,а необходимо трезво понимать, с чем столкнетесь при выборе профессии врача. Выбирать эту профессию нужно без розовых очков и без ложной романтики. Лично я сделал свой выбор исходя из реальности, мои родители врачи, я прекрасно понимал все плюсы и минусы профессии. Врач в современной России -это профессия для сильных и психологически устойчивых людей, как говорится, слабым здесь не место.0
  • Елена ЛьвоваСовершенно согласна с автором. Учеба в медицинском вузе убойная, а зарплата на выходе - никакая. Теперь еще и ординатуру не получишь. Шесть лет отучись и будешь каким- то недоврачом. Будут тобой дыры в ФАП-ах затыкать. Каждая рвань будет в лицо плевать. А то, что касается фармпредставителей, то эта работа для бездетных свободных людей, а не для семейной женщины. Все остальные места( хорошие) заняты людьми со связями. Карьеры в медицине простому человеку не сделать. А жить на маленькую зарплату, а затем на крошечную пенсию невозможно.6
  • ВеленаВиктор, вот сильные пусть и лечат. А мы, слабенькие и беззащитные, будем на хорошую зарплату жить, отдыхать и вообще чувствовать вкус жизни. А сильные пустьутешают себя тем, что они сильные) Удачи им)3
  • ВеленаSenja, я в ветеринарном отучилась- практически то же самое)1
  • ПереносицаТатьяна, спасибо вам за ваше отношение к вашей работе и пациентам.2
  • УлькаВиктория, медицинский диплом как раз очень трудно подтвердить.8
  • czaplinska annВ гос медицине работают герои. Случайно узнала, что врач в Московской Боткинской Больнице получает от 40 от 80 тыс в зависимости от выполнения плана. ПЛАНА, понимаете, ПЛАНА на пациентов по омс.. В общем, мне довольно стыдно за нашу страну и принципы оплаты труда..14
  • ЗлатеникаОкс, и другим не советуйте терять время на учёбу. Как жена врача могу сказать, что это адовая работа ну это только в России же. вообще врач одна из самых высокооплачиваемых профессий в мире, даже айти нервно курит в сторонке.0
  • Панакея ХанымТатьяна, «Часть профессии у меня чистый альтруизм, но я уважаю себя за это, что служу людям». Тронуло и откликнулось. Обнимаю вас, коллега❤️2
  • Andrey Ra1sИрина, сочувствую вам искренне. Сам закончил 2 года назад. Из последних сил бьюсь, чтобы закончить ординатуру и не остаться врачем участковым, потом что им работать не буду никогда как бы не пытались закрыть дыры дефицита кадров в минздраве. Если уж и работать прислугой, то хотя бы за хорошие деньги, а не за объедки, либо валить из страны и подальше. Все ещё способные мыслить врачи, имеющие самооценку и самоустремления делают именно так.1
  • Александр ПетровАня, выше отписался. Гляньте мой коммент с вопросом, плиз0
  • Александр ПетровЕкатерина, почему не попробовать открыть свой кабинет?0
  • Александр ПетровОкс, так и есть. Иногда думаю, что всем альтруистам надо послать всех к чертям и разом уволиться всем, чтобы медицина окончательно сдохла... Чтобы "там" задумались что то поменять, хотя бы повысить ЗП .... Работа за копейки под гнетом делает из человека раба!!!! Почти в прямом смысле1
  • Александр ПетровВиктор, нет, ты не прав... Надо и именно что бежать. Если к тебе относятся как к Г, то надо протестовать. А как? Правильно - ногами. Тогда с тобой будут вести хоть какой то серьезный диалог.3
  • Екатерина ВорончукАлександр, Если открывать, то надо было лет 20 назад. сейчас уже поздно. И кабинет это пережиток прошлого. Люди хотят получать комплексное лечение. А это возможно только в клинике. Где должен быть и терапевт и ортопед и хирург и ортодонт. И рентген. Вы хоть представляете сколько нужно средств , чтобы открыть приличную клинику?( а не забегаловку). Не говоря уже о временнЫх затратах. там столько нюансов. Стороннему человеку не понять, а объяснять долго))5
  • Надежда ВолодинаАлександр, у нас тоже интеллектуальный труд и физически мы ещё устаем не мало.5
  • Ксения КузнецоваТатьяна, низкий Вам поклон! Вы большая молодец, сразу видно - это по любви)))0
  • ЦапелькаИрина, дорогая коллега, шлю Вам лучики добра и поддержки1
  • IrmaAndrey, мне тоже все это близко(( Вуз Я окончила ещё в 2018 году и работала на участке. Это совершенно не кайфовая работа! Поступить в ординатуру смогла лишь в 23 году. Вот так вот! Я вообще училась в лднр и застала все эти события, сами понимаете какие. Сейчас переехала в СПб 3 года назад. Все сами с мужем в этой жизни! Квартиру в ипотеку сами, в квартиру - тоже сами. Опереться вообще не на кого! Я учусь и работаю... Вчера вообще сорвалась и написала заявление на рассчёт. Сегодня отозвала. Поговорили с начальством и мне разрешили поменять график. Совершенно не охота лишаться зарплаты и я же беременеть собираюсь потом, и мне нужны выплаты на ребенка. Мне жёстко крышу сносит уже от всего! Ночами сижу читаю и иногда кажется, что я ничего не понимаю и это БЕСИТ ужасно!!! Учусь всего полгода в ординатуре. Увлечения, развлечения? Я вас умоляю!!! Я вообще не знаю что это! Последний раз нормально отдыхала полгода назад в отпуске. Раньше увлекалась вокалом, в спортзал ходила, занималась на фортепиано. Все было! Сейчас меня спроси - чем я увлекаюсь, я отвечу, что ничем, потому что я вообще забыла что такое увлечения, что такое хоть какой-то блин просвет в этой жизни! Мне даже не интересно стало с людьми общаться. У меня на это сил просто нет, потому что все силы уходят на учебу и на мысли о том, что я просто дура и как бы лишний раз просто не отсвечивать!0