«Писали код на бумажке»: 5 причин, по которым обучение в вузе может разочаровать

Аргументы читателей

50

Мы часто спрашиваем читателей Тинькофф Журнала об их опыте получения высшего образования.

Например, о проблемах, с которыми им пришлось столкнуться во время учебы, а также о том, пригодилось ли в итоге полученное образование.

Устаревшие знания, вздорные преподаватели, странные правила — в этот раз собрали причины, по которым учеба может не оправдать ожиданий.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Лейбл заголовка
Причина № 1

Заставляют заниматься бесполезными вещами

Я училась в РУДН на историка, и там заставляли конспектировать книги.

Вот просто монография на 500 страниц. Ты садишься и переписываешь ее минимум на 50 страниц в тетрадь. Целую книгу. Причем конспект должен быть построен специальным образом, с отображением страниц, из которых ты списал те или другие слова. В семестр такое могло быть у нескольких преподавателей параллельно, по несколько книг.

То есть ты не читаешь, обсуждаешь и делаешь выводы. Ты тупо переписываешь книгу. Это кошмар.


В подавляющем числе вузов России, исключая некоторые кусочки топовых вроде МГУ и Бауманки, все обучение сводится к навыку скоростной записи лекций под бубнеж дядечки преклонных лет. Я всегда угорал от вот этой практики «проверки лекций», типа а все ли ты записал или нет.


Бюрократия по поводу и без: собери 1000 бумажек — и пусть их подпишет неизвестно кто и неизвестно где. Топом был обходной лист с 20 подписями, ради одной нужно было ехать через весь город, регистрироваться в библиотеке и там собирать коллекцию подписей на библиотечном обходном листе, чтобы они подписали университетский.

Лейбл заголовка
Причина № 2

Дают много теории и мало практики

Было очень мало практики для бухгалтера. Из бесчисленного количества предметов по бухучету за пять лет — только один практический. И то просто решали длинную задачу весь семестр. Программе «1С» тоже никто толком не учил, хотя разобраться там совсем не сложно. На работе я за пару месяцев все освоила.


Чудовищно много экономической теории без намека на связь с реальностью. Всего 10% предметов были про то, чтобы понять или сделать что-то из реального мира. В основном занимались выполнением математических упражнений, которые, по слухам, применяются продвинутыми исследователями для макроэкономического анализа. Но это только по слухам от продвинутой учебной группы, которой преподавали эти темы вдобавок к основной программе.

Самое полезное из всего курса — статистика и ее вариации. Самое интересное — институциональная экономика. Но это я говорю как человек, никакого отношения к профессии в итоге не имеющий. Спрогнозировать цены на нефть, курс рубля или понять, как выгодно инвестировать, с помощью всего этого математического аппарата я чего-то не научилась. Не исключаю, что это мой косяк.

Лейбл заголовка
Причина № 3

Программу обучения выстраивают нелогично

Я училась в РГГУ. Наш набор 2007 года был одним из первых, кого учили по системе «бакалавриат плюс магистратура». Только программу не очень-то адаптировали — или адаптировали неудачно, просто запихав пять курсов филфака в четыре и добавив к этому еще несколько профильных дисциплин. В итоге мы в одном семестре могли проходить несколько совершенно разных периодов русской и зарубежной литературы, а параллельно еще и читать современную.

На третьем курсе читали по несколько романов в неделю — при такой нагрузке о качестве чтения говорить трудно. Как результат, у меня не сложилось в голове стройной картины, что и за чем шло в литературе в плане периодов, какие современники были у русских писателей в разные годы. Половину сюжетов не помню и перечитываю спокойно уже сейчас, десять лет спустя.

На госе у меня вообще книги перемешались в голове, я так и не смогла перед комиссией вспомнить, отрывок из какого произведения рассказываю. Ах да, к госам мы готовились последний семестр, предварительно до этого сдав еще и полноценную сессию. То есть до госа у нас условно было несколько дней. В этот же период мы еще и диплом писали: защита была в июне, если правильно помню. На мой взгляд, так не должно быть.


Очень раздражали экваторные тесты в середине каждого семестра. Они были с неправильными ответами и абсолютно не соответствовали программе. Когда отличники написали тесты на тройки, преподаватели решили посмотреть, что же там такое. Они были в ужасе. Оценки за эти тесты в итоге никто не учитывал, но сдавать было обязательно, иначе к сессии не допустят.


Учусь на первом курсе в медицинском вузе имени Павлова. Первый курс всегда сложный, особенно в медицинском, из-за объемных углубленных предметов, которые ты должен не только выучить наизусть, но и осознать, иначе в дальнейшем не сможешь понять материал. При этой нагрузке в программу включают предмет «история культуры». Длится он семь недель: изучаются иконы, архитектура и прочее. Плюс письменные работы никто не исключал. Кому это нужно?

Еще в программе есть факультативные предметы, которые студенты должны выбирать сами, но выбора никому не дали: одним поставили физику, в программе которой ничего к медицине отношения не имеет, а другим группам — гистологию. Следовательно, группы с факультативной физикой, которая в последующем стала парой физкультуры, пропускали важные лекционные материалы по гистологии. Как тут не жаловаться на программу?


Училась в МГУ 15 лет назад. В целом все неплохо, матанализ, к счастью, еще не устарел, а профильные предметы вели действующие ученые. Из минусов, пожалуй, можно выделить убитое оборудование на практикумах — вплоть до того, что лаборант выдавала тетрадку с готовыми результатами и говорила переписывать их, потому что на установке правильных все равно не получить.

Еще были разные странные предметы типа «экономики», «психологии». Пишу в кавычках, потому что все как бы понимают, что за семестр ничего дельного из этой затеи не получится, да и студенты не рвутся заниматься такими странными вещами — выходит чистая формальность.

Кроме того, слабый английский и программирование. По факту те, у кого были знания по этим предметам, могли вообще не напрягаться, а те, у кого их не было, так ничему и не научились. Я не научилась программированию, зато подзабыла английский. Лучше бы вместо психологии и истории дополнительные пары по этим предметам были.

И моя личная придирка: на младших курсах довольно много математики, но не всегда понятно, к чему она. То есть вот линейная алгебра — отличный предмет. Но проходится он на первом курсе, а нужен, оказывается, курсе на третьем или четвертом, когда начинаются кванты. В итоге на первом курсе учишь кое-как, потому что непонятно зачем, а через два года мучительно пытаешься вспомнить, о чем идет речь. Но это моя личная особенность: не могу что-то делать только потому, что «так надо». А зачем надо — мало кто из преподавателей объяснял.

Лейбл заголовка
Причина № 4

Не дают актуальной информации

Несовременные знания — это бич российского образования! Я магистр-архитектор, пишу работу по деловым центрам. Мой научный руководитель за 80 не понимает даже базовых вещей, и офисы, оказывается, не нужны: «Нечего белых воротничков плодить». Спустя год он до сих пор считает, что речь идет о производственных зданиях, а не о деловых центрах. Его комментарием к моей статье о коворкингах было заявление: «А как мне там помидоры выращивать? Раз никак, значит, такого не существует». Обращения в деканат не дают успеха, ведь разве можно убрать такого «ученого», «исследователя».


В МГТУ имени Н. Э. Баумана учебная программа, может, и была актуальна лет 20—30 назад, но не сейчас. После выпуска из вуза тебе пригодится процентов 10 того, что ты получил.

Один плюс хотя бы есть: администрация Бауманки смогла пустить в свои двери современное образование — VK, «Яндекс», «Микрософт». Но для получения этих знаний придется успевать и по тем парам, которые тебе никогда не пригодятся, — иначе отчислят и, как следствие, ты лишишься возможности посещать обучение при компании.


Студентам дают морально устаревшие знания: есть несколько методичек, написанных в 2001 году. Не видел, чтобы на ИТ-специальности рассказывали хотя бы про Git, Linux и паттерны программирования или сети. У одного преподавателя писали код на бумажке…


Учился на географическом факультете регионального вуза. По окончании первого курса, вдохновленный своей будущей специальностью, я поехал в музей Арктики и Антарктики в Петербурге. Изучая экспозицию, обнаружил, что оборудование, которое я использовал в своей летней учебной практике, было актуально во времена экспедиции Папанина. Тем летом я все понял об актуальности знаний, получаемых в стенах альма-матер, и никаких иллюзий у меня более не оставалось.

Лейбл заголовка
Причина № 5

Отбивают желание учиться

Старшее поколение преподавателей разучилось преподавать, им это неинтересно. Они могут позволить себе внаглую перечитывать на лекции учебник. А зачем тогда вообще нужна эта лекция, если я тоже умею читать? Есть хорошие старые преподаватели, действительно ученые, которые понимают, что учиться и актуализировать свои знания нужно всегда. Но к сожалению, таких меньшинство.


Что больше всего бесило в вузе, так это отсутствие уважения к студентам. Одна преподаватель позволяла себе называть нас дебилами, умственно отсталыми и так далее. Я ни слова не помню с ее лекций, только визги. И это был один из профильных предметов.

Снисходительное и высокомерное отношение преподов было постоянно. Вечное причитание «а вот до вас поток был намного сильнее». Примерно один из десяти обращался к студенту на «вы», остальные тыкали. И это был лучший вуз в области.


Такое впечатление, что у нас армия была, а не вуз. Логика в организации процесса и рядом не пробегала, конечно. Знания тоже только с первых трех курсов пригодились, ну и с работы. Остальное просто выветрилось, подчистую.

Помню, как я отвечала на первом курсе. Очень нервничала, и мне препод сказал: «Ты че, бухала, что ли, всю ночь? Иди проспись!» Подобное было нормой. Смешно типа, шутка такая. Другой препод на парах все время восхищался грудью моей подруги. Тоже типа шутка такая, ага.


Как вспомню, так вздрогну. Сначала я училась очно на инязе в филиале Московского психологического университета. Был один препод — ну, как-то он меня невзлюбил, что ли: всегда снижал баллы, оскорблял и говорил, что я не закончу обучение.

Я не выдержала, перевелась в главный вуз. Начала дышать, бежать на учебу. Группа у нас — семь человек, но все дружные и помогали друг другу. По всем предметам у меня были четверки и пятерки. Я тогда поняла, насколько важен подход к каждому: давать понять, что не важно, платник ты или бюджетник, каждого заряжать духом и оптимизмом.


При сдаче экономики преподаватель не поставил пять, потому что я пошел отвечать через две минуты, а также потому что не купил его методичку. После этого я плюнул на получение красного диплома.


Коротко о моем опыте в петербургском Политехе на кафедре кибернетики на очно-заочном.

Физик весь семестр ведет монологи о рыбалке, аргументируя это тем, что программистам физика особо не важна, он все понимает и поставит зачеты. А затем на сессии дает задачу на вычисление диаметра воронки, оставленной от удара человеком, сделанным из стали, в бетонную стену. На удивленные лица и возражения отвечает: «Ну, а как вы думали, в жизни тоже не все так просто будет».

Несмотря на мой C1, подтвержденный кембриджскими экзаменами, преподаватель по английскому не согласился провести экзамен экстерном, потому что «сейчас можно все что угодно напечатать». Целый год сидишь с группой уровня Intermediate и плюешь в потолок, а потом преподаватель отказывается принимать экзамен, потому что ты опаздываешь на две минуты из-за пробок.

Преподаватель программирования на Fortran — тьфу, боже — заставляет работать только с клавиатурой, без мыши, упрекая в том, что мышью пользуются только домохозяйки, графический интерфейс пользователя, GUI, придумали гуманитарии и вообще «интерфейсы для лохов», тру парни кодят только с клавой.


Перехожу на четвертый курс бакалавриата по специальности «математическое обеспечение и администрирование информационных систем», я программист-математик. Повидал многое: и преподавателей, которые требуют решения задач конкретно по их конспектам, более простые и прикладные варианты их не интересуют. И преподавателей за 70, которые, честно говоря, не совсем понимают, что происходит вокруг.

Был преподаватель по программированию, который писал код на доске, не знал функций из стандартных библиотек, на первых занятиях говорил, что девушкам программирование не дано, поэтому автоматически повышает им оценку на один балл.

Самое интересное — преподаватель по математической дисциплине, который на занятиях рассказывал про авторов русской литературы, про фильмы и задавал соответствующие домашние задания. Требование к зачету у него было такое: явиться на трехчасовой «семинар» в выходной день, на котором собирались его коллеги и рассказывали про теории заговора.

А как учились вы? Расскажите о своем вузе и помогите будущим студентам понять, к чему готовиться
Теги: учеба
С какими проблемами вы сталкивались в вузе? Расскажите в комментариях:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

26.05.22, 15:42

Отредактировано

Технический вуз в Санкт-Петербурге (название намеренно не сообщаю), лет 20 назад. Специальность: специалист по системам автоматического управления.

Из-за возможного недопуска к чему-то там из-за проблем с предметом "Культурология" (!!!) приходится посетить какое-то внеурочное занятие по этому, офигенно необходимому в рамках специальности, предмету.

Там у доски придурковатый сокурсник выступает с докладом, где он берётся математически обьяснить триединство Бога (святая Троица). В итоге все сводится к графическому сложению 3 векторов. В процессе чувак прикладывается к мегаузнаваемой бутылке из-под коньяка Арарат (из горлА) в которую налит чай (позже уточнил, что действительно чай). Выглядит это всё на уровне лютого сюра.

Народ, нафига так было учиться? 😀

23

сапер, культурология - это предмет, который заставил меня задуматься о том, так ли я хочу вышку по специальности "программное обеспечение...". И кажется я знаю, что за ВУЗ)

7
Герой

29.05.22, 08:51

Отредактировано

Ксения, я всё же фанат мысли о том, что любое знание (не опыт) — на пользу.
Тут скорее вопрос подхода к преподаванию / к системе.

Пример: супруга сейчас учится на флориста/садовника/ландшафтного дизайнера.
И у них есть в том числе "физкультура", разумеется не основным предметом. Возраст студентов от 18 до 50. И никто их не заставляет, к примеру, бегать табуном, подтягиваться etc.

Вместо этого:
- поставь себе на телефон приложение-трекер и наматывай "активности" как тебе угодно.
- напиши какими активностями ты занимаешься, зачем тебе это надо и чего от них ждешь.
- сдай некоторое количество тестов в онлайне, на сайте учебного заведения. Тесты интуитивно-понятные, в меру эрудированным человеком сдаются с первого раза.

Как я понимаю, идея такова:
- активному в плане "физры" человеку/ЗОЖевцу будет по кайфу сделать всё это.
- "нелюбитель" физкультуры, как минимум, узнает для себя как пользоваться фитнес-приложениями и почерпнет полезную информацию, когда будет проходить тесты в онлайн.

4

сапер,
Просто государство готовит как сейчас модно говорить "T-shape people"

0

Alexander, куда вероятнее, что в лохматом году лохматый дедушка, при советском чине, решил, что "культурология - наше всё". И с тех пор её по инерции пихают куда можно впихнуть.

Самое забавное, что сейчас, возможно этого студента и препода привлекли бы по статье "Об оскорблении чувств".

4
Герой

26.05.22, 16:16

Отредактировано

сапер,
У нас эта дисциплина превратилась в дискуссионный клуб("дебаты по всем правилам", "моделирование различных сценариев").
Преподавательский состав в целом формировал повестку, обеспечивал процесс но не особо вмешивался.
Пару раз попросили при удобном случае почитать лекцию об отдельных моментах истории КПСС.
Экзамен при этом сдавался по билетам, которые не менялись лет 20 и были не особо сложные.
Было довольно полезно.

1
0
Герой статьи

29.05.22, 06:54

Отредактировано

Знаете, я когда писал коммент про обучение на программиста, делал это чисто с точки зрения весёлого опыта. Но вот если серьёзно задуматься, то приходишь к пониманию, что детей заставляют по 5 зубрить ненужную чепуху, в прямом смысле превознемогать жизнь и обстоятельства ради того, чтобы выпуститься из университета и ощутить себя полным ничтожеством. Они идут на hh, linked создают резюме и им там абсолютно нечего писать. Можно выдумать, разумеется, всё, что угодно, но по сути дела - они ни черта не умеют. А некоторые даже не хотят что-то уметь.

Общаясь с англоязычными коллегами, окончившими зарубежные университеты (британские, немецкие), понимаешь, насколько в принципе мы далеки от нормальной какой-то системы становления людей и специалистов. Да, у нас есть практики и всё такое, но какие, например, шансы у студента, который вчера освоил Pascal, получить место в конкуренции с опытным разработчиком? Или у юриста? Или у бухгалтера? Да будем честными - обычно никаких.

Разбирая аргументы тех, кто за - становится понятно, как люди любят самообманываться.

Ведь обычно это дело подаётся под соусами "вам надо - вы и делайте", "образование - это нелегко", "нужно обязательно выучиться" - какими-то абсолютно нелепыми предрассудками прошлого века. А также аргументы про то, что универститет даёт полезные навыки общения. Ну вы серьёзно? Полезные навыки общения появляются не тогда, когда вам нужно быстро списать на экзамене, а когда стоит реальная проблема, а вы все вместе пытаетесь её решить. Когда выигрывает общее, а не частное. В жизни не бывает так, что один человек делает всё. Обычно за ним всегда стоит группа сторонников. Умение искать и находиться в подобных группах может появиться только в реальной жизни, когда есть потребность и интерес в решении задач, а не искусственная мотивация не вылететь с кафедры.

Или, например, высшее образование учит думать. Правда? Меня вот в школе научили думать. А в университете научили думать так, чтобы завтра я думал поменьше. По принципу наименьшего сопротивления. Все те, кого университет научил думать, вы же не косили от пар, имели идеальную посещаемость, знали все предметы, подтягивали концы, а не старались с наименьшими потерями закрыть сессию? Умели договариваться со всеми, даже самыми конченными психопатами? Ведь так.. да...? Хотяяя, что-то я вам не верю. 95% моих одногруппников были другими людьми. Выходит, что не очень то и учит.

Университет учит решать жизненные проблемы? Ну только если те, которые звучат наподобие: "как прожить на стипендию 2000 рублей в месяц". А как правильно взять кредит? А как подписывать договора? Как подавать в суд? Как корректно вызвать полицию, чтобы самого не оштрафовали? А как переехать в другой город/страну? Как загран. паспорт корректно оформить (Я кстати до сих пор не знаю, приходится платить)? Так можно до вечера продолжать.

Моё мнение такое - пока у нас будут преподавать динозавры, терроризирующие детей за какие-то несущественности, пока на рынок не будут выходить люди, умеющие конкурировать с реальными специалистами (да хотя бы по какому-то навыку), пока образование - лишь ментальная галочка, якобы свидетельствующая о том, что человек что-то из себя представляет, до тех пор образование в России будет в заднице.

Мне искренне жаль всех тех, кто тратит 5+ лет своей жизни, нервов и здоровья на то, что им никогда в жизни не понадобится.

13
0

Мы тоже в 2003-04 писали код на бумажке. Перед экзаменом пошла выбивать нам компьютерный зал, на бумаге я б в жизни не сдала. Меня спросили удивлённо: А зачем вам компьютерный зал?

6

Ekaterina, все зависит от глубины экзамена, скажем так.
Студента, будущего программиста, не способного объяснить «принцип пузырька» на бумажке, возможно стоит и вовсе не пускать на экзамен :)

10

сапер, принцип пузырька объясняется на пальцах в паре предложений, раз уж мы за принцип.
Код на то и код, чтобы выполняться автоматически!
Когда два человека используются для общения между собой машинный интерфейс напрямую - стоит задуматься, а точно ли они понимают чем занимаются? Студент-то ладно, ему простительно. А вот преподаватель...
(Про отсутсвие материально-технического обеспечения давайте не будем, мировым конференциям обычно достаточно проектора, поговорить за принципы можно и у доски с мелом)

6

сапер, принцип пузырька на бумажке объясняется в виде блок-схемы и расчета сложности, а не в виде кода на турбо-паскале, написанного от руки. И минус 0.2 балла за забытую ";" в конце строки.

2

сапер, поверхностный. Специальность Материаловедение в машиностроения. Как на других специальностях сдавали что-то не знаю даже.
В целом с вами согласна. Сначала общее понимание логики и алгоритмов, а потом уже и за компьютер.

0
0

Получала второе высшее в одном из топовых ВУЗов Москвы.
Одну из экономик вела тётушка с лекциями, полностью взятыми из интернета, читала их по бумажке. При этом на экзамене спросила по полной программе, не давая списать.
WTF?

6
0

У меня неприкладная специальность, поэтому я не сталкивалась с такими проблемами вроде "это мне не нужно в профессии". Листочки, ручки, доска без проектора, сто интегралов из Демидовича за месяц принести и сдать. Вот была наша реальность. Возраст преподов тоже не проблема, когда твой предмет алгебра, например.
Так что единственная проблема, с которой я сталкивалась в университете это леденящий душу и тело холод в аудиториях в Петергофе.

При этом нас разбирали в компании как горячие пирожки, проблем ни с трудоустройством и с отсутствием явного практического смысла профессии тоже не было. Все одногруппники при деле.

6
Герой статьи

27.05.22, 17:25

Калина, лучший препод по алгебре была бабулька лет ста. В вузе у нас. Как-то так просто и легко все объясняла.

4

Калина, код на бумажке тоже писали, кстати. И на С++, и на Haskell. И да, за ошибки в нем ругали. Один раз помню на первом курсе мне преподаватель сказал: "Так у тебя тут память течет", а я настолько была чиканутой, что на этот листок налила воды при нем и такая: "И правда протекает".

4
0
Герой статьи

27.05.22, 21:29

Культура делового общения, почти весь семестр интересные занятия, важная информация, без воды и тд… все было хорошо и ничего не предвещало беды… и вдруг на паре преподаватель на доске пишет КОСЫ-КОСМЫ-КОСМОС и лекция о том, что наши волосы это антенны для связи с космосом…

6
0

Я учился в экономическом вузе в Екатеринбурге. Сейчас работаю в сфере продажи товаров 18+ и не помню, чтобы хоть какие-то знания из университета пригодились.
Самое яркое воспоминание - пара очередного высосанного из пальца предмета по туризму. Преподаватель показывала презентацию, и на очередном слайде сказала "ой, ну вы тут не смотрите, это данные пятилетней давности, уже не актуальные - всё поменять не могу"
Суть изменений заключалась в необходимости удалить одну строчку в слайде PowerPoint.
Никаких реальных решений по трудоустройству не предлагали. Были варианты пойти поваром в какую-то пельменную или устроиться в муниципальную организацию по развитию туризма на должность "принеси-подай" и ждать чуда в виде повышения, выживая на копеечную зарплату.
Регулярно происходили ситуации, во время которых снимали с пар на различные патриотические мероприятия - как правило это были лекции о роли России на мировой арене.
В плане специальности - толковой информации о ситуации с туризмом в стране, о мировых трендах, уровне сервиса и так далее не было, всё развитие туризма сводилось к Свердловской области.
Многие преподаватели позволяли себе пользоваться "служебным положением", за ними приходилось бегать. Что забавно, в часы консультаций далеко не всегда можно было преподавателя поймать.
Ещё из ярких воспоминаний: на одну из факультативных дисциплин преподавать пригласили действующего директора сети турфирм. Мы спросили: "Что нам нужно сделать на собеседовании, чтобы вы взяли нас к себе на работу?"
В ответ получили: "Да ничего, я в любом случае вас бы не пригласила". Эта пара проходила примерно за полгода до окончания обучения.
Третий курс я практически полностью пропустил. Набрал долгов, потом за семестр всё сдал - одногруппники, ходившие на все пары, невзлюбили меня за это.
Были, конечно, и плюсы: развитая внеучебная деятельность (которую при этом университет практически не поддерживал, а скорее наоборот), несколько классных преподавателей, в беседах с которыми реально можно было почерпнуть для себя что-то полезное. Однако минусы значительно перевешивали плюсы.

5
0

Училась во 2 медицинском институте , г. Москва(1989-1996г). Требовали знаний примерно на всех кафедрах. Сдать зачёт или экзамен за взятку? Нет, не слышали.не было никчемных тестов, только очное общение преподавателя со студентом. На профильных кафедрах очень серьезно относились к преподаванию дисциплин. Сейчас, говорят, многое поменялось и образование превратилось в самообразование.

5
0

Еще на первом курсе я поняла, что здесь просто диплом топового вуза, покупаемый в рассрочку (благо, учились по выходным), а не знания. Без иллюзий. Поэтому я сосредоточилась на непыльной работе, на которую чудом устроилась, на языках (С2 англ + В2 немецкий у меня только благодаря курсам, а не вузу), на прочих радостях в жизни. На лекциях откровенно писала своё, готовилась к сдаче кембриджских и гётевских экзаменов, на последних писала диплом. А с полученным красным дипломом (и никого не интересует, очный он, или нет) уже рассматривала интересных мне работодателей.

4
0

Заканчиваю региональный вуз на факультете экономики и права. Не нравилось обращение преподавателей к студетнам по поводу внешнего вида. Могли подойти и высказать все ,что им не нравится в тебе. Также уставали все не от переписывания учебника или методичек по 50стр., а от бессмысленных и бредовых правил написания. Так, один преподаватель истории занижал оценки ,если не соблюден формат: 4,5 клетки справа и 2.5 клетки слева, главы и подразделы должны быть написаны разноцветными ручками и.т.п. Также необходимо было постоянно таскать всякую рухлядь к ней в ее созданный музей истории при кафедре,ходить в музеи,театры,выставки обязательно,хотя они могут быть на разных концах города. Много непрофильных предметов в программе для специальности " Экономическая безопасность"таких как: бжд,экология, ксе,психология, русский язык и.т.п. Некоторые преподаватели несли просто чушь про теорит заговора, рептилойдов и эффективность меда в борьбе с раком, другим было плевать на все, третьи старались,но не знали как нужно. Обещали в начале, что помогут с местом для практик , а на деле облом.

3
0

10 лет назад я закончила мед университет в Сибири. Были гуманитарные непрофильные предметы. Это была вишенка на торте к медицинским предметам. Философию преподавали офигенно. Это очень пригодилось в жизни) на др непрофильных было просто интересно за редким исключением. Это помогало расслаблять мозг после клинических дисциплин

Я одна из немногих кто ЗА них. Университет предполагает эрудицию. Хочешь быть лошадкой с шорами на глазах - можно пойти учиться на курсы или в шарагу и не ныть)

На мой взгляд, относиться к своему вузу плохо - это синдром первокурсника - когда кажется что ты знаешь всё лучше всех остальных. Не нравится - не ешь, как говорится)

3
0

Хочется сказать немного в защиту Вузов. Да, как и везде есть непрофессионалы- преподаватели. Простите, а где таких людей в обычной жизни нет? У вас в офисе? Или может в мфц?
Мой университет позволил продолжить подтягивать английский, 2 года давал бизнесс-английский, практику в программах 1с, программах Microsoft office. Профильные предметы были тоже нормальными: аудит, статистика, бух учёт и эконом анализ. И даже маркетинг нам всем зашёл. Может у нас такой поток был сознательный в 2010х годах, не знаю… но тот, кто хочет всегда будет учится, а кто нет - выкидывать по 250 тыс в семестр за обучение и не посещать предметы от слова совсем.
Единственное что я бы сказала, что если вы считаете высшее не нужным - не занимайте чужие бюджетные места) учитесь сами, пусть кто-то воспользуется этим.

3
0

Училась на журфаке в провинции (хотя типа в столице региона).
1. Нас учили верстать газеты и журналы в Ворде! Знание горячих клавиш чтобы поставить кавычки-елочки и тирешку нужной длины считалось за "о боже ты гений". На подростковых курсах вне вуза (мне тогда было до 18 и я ходила), где мы больше балдели и ели тортики, нас научили Фотошопу, Корелу и Индизайну за полгода. Базовым вещам. Верстала в них как боженька (для запросов нашего вуза).
2. У меня была кафедра печати, потому что кафедры онлайн-СМИ в мои годы не было, хотя я уже тогда работала в онлайн-СМИ главредом. Так вот половина пар - разбор местных стремных газеток с прицелом "вот отучитесь и пойдете писать в Удмуртскую правду за 10 000". Я охреневала. Вершиной творчества считалось издать свои стихи в сборничке аля "Удмуртские ручейки весны...".
3. У журфака один обшарпанный кабинет с древними столами и стульями. Остальное время кочуем между корпусами как беженцы.

Первый и второй курс я пахала на красный диплом. На третьем начала работать и заподозрила что что-то не то. Четвертый и пятый я практически не ходила. Мне многое прощали потому что человек 20-25 каждый год проходило практику в моем онлайн-издании у меня, где я работала. Я училась на бюджете. Если б я училась платно, я бы отчислилась где-то на четвертом я думаю. Тогда такое безобразие стоило около 40-50к в год.

П.С. на том журфаке до сих пор нет полноценной кафедры онлайн-СМИ, шел 2023 год...

3
0
Герой

27.05.22, 10:49

Отредактировано

Наш преподаватель по программированию два семестра рассказывал нам про свою жену (специальность "компьтерная лингвистика", иронично). Когда после его очередного "ну, что бы вам ещё рассказать" мы с одногруппницей наконец спросили, разве у нас нет учебной программы, по которой мы должны заниматься, он страшно и глупо обиделся. На следующем занятии устроил всем контрольную. За это одногруппники хотели было устроить нам бойкот, но, к счастью, всем было плевать на это программирование. Позже он испугался, что мы могли упомянуть об этом завкафедрой, и на зачёте поставил всем автоматы, спросив нас с той одногруппницей, устроит ли нас это.
Кстати, завкафедрой тоже у нас вела предмет по специальности. Это суперзаслуженный преподаватель, на котором вся кафедра держится, поэтому буквально никто, кто писал диплом не у неё, не получил выше 4, такое вот удивительное совпадение.)))

2
0

Проблемы отечественного образования всегда всплывают наиболее остро во время сессии 😅

2
0

Учился ранее на пищевого инженера в КубГТУ в 2018 году, так там вообще были поборы. Некоторые преподаватели нарочно усложняли материал ближе к сессии, либо изначально вели непонятно, и потом предлагали старостам услугу автоматических оценок на экзамене/зачёты за кругленькую сумму с каждого студента.
Коррупция - вот ещё одна абберация образования в этой стране

2

Мот, не всегда. Я учился очно-заочно (лекции и экзамены были по вечерам) в МГАВТ (сейчас это не отдельный ВУЗ, а структурное подразделение РУТ (МИИТ). Ни копейки не отнёс в карманы преподавателям или сотрудникам деканата, в итоге окончил ВУЗ с красным дипломом. Сразу дал понять, что я пришёл учиться, а не клянчить "тройки" в "зачётку".

1

Денис, рад за вас

1
0

Училась в известнейшем худ.вузе, в целом всё было неплохо, успела поучиться у замечательных преподавателей, немного странно было когда преподаватель отпускал всю группу с занятий на весь семестр со словами: если будут вопросы обращайтесь! И самый безобразный кадр - дама-профессор, которая безбожно пропускала свои занятия, а когда приходила- опаздывала минут на 20 или заканчивала лекцию на полчаса раньше, при этом на экзаменах (предмет второстепенный!) по полной программе, да валила одного человека просто из личной неприязни к удивлению всей группы! В остальном всё было довольно неплохо, но тех, кто за это (скорее за корочку с именем вуза) платил деньги

2
0
Герой

28.05.22, 21:19

Отредактировано

Учусь на программиста на радиофаке Уральского федерального университета, не без огрехов конечно но в целом знания хорошие а главное всеобъемлющие. Начиная от основ (матанализ, тервер, дисретка, матлогика и тд) заканчивая такими вещами как аналитика, софт скиллы и тд. Плюс образования в индивидуальной траектории, сами выбираем часть предметов (это уже после 1 курса), то есть грубо говоря если я бэк питона то каждый сем я выбираю предпочтительные мне предметы.

Конечно иногда выбора интересного тебе мало, да и успевать на волну выбора нужно (отличники выбирают первые), но предметы предоставляет не только сам интститут но и различные компании: банк точка, тинькофф, альфа-банк, тензор и другие. Эти же компании активно предлагают ребятам проекты (каждый семестр студенты занимаются проектами, своими или же предоставленными извне - неважно) и затем также активно берут на стажировку/работу. Есть различное множество нюансов и мелочей но в целом картина складывается такая, кому-то может не хватать математики например или других профильных предметов, но лично мне радиофак дает полезные в моей сфере знания и при этом сама учеба не отнимает кучу лишнего времени что тоже определенно радует (благодаря этому совмещаю с работой по специальности)
РТФ!УрФУ!Попов!

2
0

Учился в МГТУ «СТАНКИН» с 2001 по 2006. Со скепсисом вспоминаю предметы «Политология» (что-то душное про наследие коммунизма) и «Философия» (зачем это технарям?). Ну и довольно скудное технико-технологическое оснащение на тот момент и разрыв с реальностью устаревших знаний по некоторым предметам. Последнее я понял, когда на третьем курсе начал работать в инженерной компании, где за полгода узнал намного больше, чем за 5 лет в универе.

Из важного для жизни и работы вынес аккуратность, где-то перфекционизм, усидчивость, умение перерабатывать тонны технической информации. И любовь к решению инженерных задач. Почерк до сих пор напоминает гостовский шрифт. Ну и для детей домашку по черчению делал так, будто защищал курсовую на пяти листах)

1
0

"Не видел, чтобы на ИТ-специальности рассказывали хотя бы про Git, Linux и паттерны программирования или сети"

Странно, конечно. Паттерны мы не изучали, но все остальное было. Видимо, зависит от ВУЗа или направления
p.s Питерский ВУЗ, выпуск 2020 года - бак, 2022 - маг

1
0

МГУ, филфак, 20 лет назад. Читали на курсе "методику преподавания" и потом отправляли в школу на практику. От методики не пригодилось никогда и ничего (хотя 20 лет после Университета работаю в школе), по-моему, сам "методист" в школе никогда не работал. Практику сократили до уровня "1 урок посмотреть и 1 урок провести", хотя это был курс для желающих и шли туда только те, кто рассматривал вероятность работы в школе. Могу точно сказать, что при дальнейшей работе в школе учителем русского языка древнегреческий и старославянский мне пригодились больше, чем эта "методика преподавания".
Лет через 15 филфак проводил открытые лекции для всех желающих. Пошли на лекцию по современной детской литературе, был интересен взгляд специалистов. Ничего нового я не узнала от слова совсем, могла сама такую прочитать, и гораздо интереснее, честно говоря. Удивило, что время стоить на месте - все та же тетка за кафедрой с тетрадкой. Ни тебе слайдов, ни визуального ряда, ну хоть какого-то. Уровень проведения занятий у современных московских учителей сейчас в разы выше и технологичнее, чем уровень чтения лекций профессорами филфака, увы.
Все же я поклонник университетского образования. МГУ - это не знания, а способ мышления, он потом пригодится везде, но знания в сфере будущей профессии вам придется добывать самостоятельно.

1

Прошу прощения за опечатку, писала на бегу, функцию редактирования своих комментариев не нашла:(

1
0

МГУ, два факультета: иняз бак и геофак мага (всё ещё учусь). Между ними год перерыва (так как не могла найти работу после иняза)0)0)))0))))
Думала, что после специальности "Регионоведение России" буду знать всё о нашей необъятной, однако нас учили социокультурной дичи, и территориально дальше Урала мы практически ничего не проходили (ну кроме пар географии. На первом курсе.)
Думала, ну хоть языки подтяну. Ну английский я и правда подтянула (по сравнению с тем, с каким я пришла на первый курс, имея год подготовки к егэ, живя в провинции). Второй язык был китайский, и тут я промолчу. Ну нельзя за четыре года вытянуть восточный язык на такой же уровень, что и твои группаши с европейских языков. Да и в принципе языковых пар с каждым курсом становилось меньше, и к концу обучения мы даже английский подзабыли.
В группах 90-95% девушек, но это не мешало преподам отпускать сексисткие шутки. А на предмете "Философия" препод (и видимо по совместительству ютуб-коуч) рассказывал о том, в чём состоит предназначение женщины, и как построить счастливый брак, исходя из знаков зодиака (МГУ! ИНЯЗ!). А преподы-женщины, наоборот, могли обожать мальчиков в количестве одного-двух на группу, а к остальным относиться не очень.
Всегда хотела учиться на геофаке. Попробовала туда поступить сразу после бакалавриата... И не поступила (вау ничего себе кто бы мог подумать). Завалила вступительные. Пришлось искать работу.
Год поискав работу и поняв, что я с таким образованием не найду ничего (ибо практически ничего не умею, а знаю что-то из разряда строения православного храма или периодизации Северной Войны), решила снова попытать счастья на геофаке (благо, что сидела готовилась в этот раз поактивнее, плюс понимала, что меня может ждать на экзамене.)
Поступила. И я в таком светлом шоке, потому что нас учат полезным вещам, которые буквально можно увидеть и потрогать, если можно так сказать. Отдельным шоком было занятие, где второкурсникам бакалавриата нашей кафедры (социально-экономическая география зарубежных стран) и нам, магистрантам первого курса, которые уже защитили диплом, рассказывали, как проводить исследование и где искать источники. Одногруппники, кто учились на геофаке, уже это слушали, но мне, которой только к третьему курсу более-менее внятно объяснили, как вообще писать работу (при том, что на первом курсе у нас было две курсовых и один доклад в виде курсовой, на втором тоже курсовая и на третьем курсовая по выездной практике), было столько всего в новинку. Я за два часа узнала больше, чем за четыре года на инязе.
Короче, я не хочу сказать, что геофак хороший, а иняз плохой, просто на последнем мне реально было плохо из-за того, что это не моё. Хотя я ещё за человеческое отношение к студентам, но видимо, такое практикуют мало где.

1
0

я тоже до сих пор не понимаю, зачем на энергофизическом факультете нужны история (с жестоким преподавателем, у которой тройку для зачета получить за счастье), философия и физкультура. моя ненависть к этим предметам зашкаливает.

0
Герой статьи

27.05.22, 17:26

Авторка, зачем в вузе вообще нужна физкультура- этого мне никогда не понять.
И в школе я бы ее класса до 6 ограничила.

4

Велена, в таком виде в каком она существует, лучше бы вообще не было. кому надо - те в секции ходят, а кому не надо, у тех последнее желание пропадает после школьных уроков.

3
Герой статьи

28.05.22, 15:21

Авторка, ещё хуже первым уроком…

4

Yulianna, однозначно! потом весь день потерян =(

1
Герой статьи

27.05.22, 19:38

Авторка, вот-вот.

1

Аватарка, для общего развития ).

0
0

МИФИ, ИНТЭЛ
Ушёл на 1 курсе после осознания отсутствия качества знаний, средний возраст преподавателей > 60

0
0

31.05.22, 20:01

Отредактировано

Заочка. Профиль связан с людьми, но вуз называть не хочу.

Расписание могли выдать за месяц до начала занятий (соответственно, у многих были проблемы с руководством, не всех хотели внезапно отпускать на учёбу). Первые пару лет была, конечно, куча ненужных предметов; чтобы уместить все в одну сессию нам могли поставить пары с 8 до 18, учились 6 дней в неделю, а раза два пары были и в воскресенье. На выходных хотя бы было меньше занятий, уже хорошо. Курса с 3 стало легче.

Большая часть лекций (по крайней мере с дистанта) - информация из учебников и методичек. В том числе методичек чужих ВУЗов)) половина зачётов и экзаменов, в том числе профильных - в виде тестов. Иногда это были тесты типа "дважды два - три, четыре или ворона?", иногда что-то сложное, но при этом не было нормальной базы и подготовки.

На одну из практик отправили, не научив тому, что мы должны были делать там. Конечно, интернет помог и руководители практики многое подсказали, но все равно сюр. Кстати, шаблоны дневников почти каждый раз выдавались с какими-то ошибками: то опечатки в тексте, который нельзя убирать, то вообще дневник не нашего курса и направления, то ещё что-то.

Одна тётушка на парах любила загонять антинаучную фигню, зато профессиональные термины произнести без ошибок не всегда могла. Другой преподаватель много и красочно рассуждал за жизнь, но совершенно ничего не дал по предмету. Справедливости ради, проблем со сдачей экзаменов не было почти ни у кого, вопрос только в том, что мы с этих занятий выносили. Вообще преподавателей, которые давали действительно качественные знания - по пальцам одной руки можно пересчитать.

Курсовые не проверял почти никто. Мой научрук вообще сперва одобрила вариант в электронном виде, потом на бумаге отказалась поставить отметку - мол, не могла я такое принять, все ужасно и надо переделать 🙄 за сутки до защиты. Переделала. Поскольку к тому моменту она перешла работать на другую кафедру, на защите её не было. Её же не позвали, а сама она приходить не захотела. Помогло, что комиссия её знала и меня пожалела))

За месяц до госов оказалось, что кто-то на кафедре потерял данные о наших оценках за все годы обучения. В итоге где-то они там взяли информацию и, конечно, допустили всех. Но в тот момент у меня что-то внутри оборвалась.

Да много чего было вообще.
Сейчас понимаю, что все равно по профилю работать не буду по личным причинам, но это были странные годы обучения.

0
0

Вспоминаю свой вуз - убитые офисные компы, зато навороченные геймерские клавы и мышки. Нормальный такой мастер класс по гос. закупкам и отмыванию денег

0
0
Герой

09.02, 08:08

Отредактировано

У меня был ВУЗ, МЭИ, АВТИ, дающий хорошее образование. Училась в конце 90-х - начало 2000-х в Москве. Время перемен. На нашей кафедре мы действительно учились, без всяких взяток и т.д. У нас даже общагу не давали, почти все москвичи учились. У нас была группа "ботаников" айтишников. Но я пошла туда не по зову сердца, а "для родителей". Мне учиться было сложно и неинтересно. Поэтому мне институт мало что дал, я училась ради оценок, если честно. Ребята же учились с интересом, все хорошо зарабатывают, часть ребят уехала жить и работать за границу.
Убеждена, что учиться надо только тому, что действительно нравится, что "зажигает", а не ради диплома.

0
0

Дополню. В конце 90-х - начале 2000-х институты были очень плохо оснащены, преподаватели почти все пенсионеры. И это Москва, государственный хороший ВУЗ, МЭИ. Поэтому почти все обучение - теория. Компов на факультете автоматики катастрофически не хватало. Очень завидую современной молодежи - сейчас обучение в хороших институтах на совсем другом уровне. Но и стоимость обучения, конечно, высокая.
Что касается халявных универов, которых в Москве тоже немало, то они ничего не дают, несколько подруг закончили такие. Знаний 0. Учились для "корочки".
Кстати, сейчас неплохо оснастили колледжи. И учатся теперь там люди даже с высшим образованием. Была бы моложе, пошла бы в колледж, имея высшее.

0

Сообщество