Как медсестра взыскала с врача 40 тысяч за оскорбление при пациентах
В январе 2022 года в одной из поликлиник Воронежа произошел инцидент между коллегами. Врач ультразвуковой диагностики выгнала из кабинета медсестру, выкрикнув ей: «Выходи отсюда, забирай свои вещи, сидеть тут не надо, твоего рабочего места здесь нет. Мне тут не надо высиживать штаны свои».
Ситуацию наблюдали другие сотрудники поликлиники и пациенты. Медсестра подала на коллегу в суд: попросила обязать ее опровергнуть обидное высказывание и взыскать с обидчицы компенсацию морального вреда — 50 000 ₽ .
Аргументы сторон
Медсестра. Я тружусь в поликлинике уже 30 лет. К работе отношусь ответственно, штаны никогда не просиживала. Поэтому, когда врач указала мне на дверь и обвинила в лени, я была оскорблена. Это видели коллеги и пациенты, их уважение ко мне в тот момент могло пошатнуться. Такого я точно не заслужила — и требую защиты моей чести, достоинства и репутации ответственного и исполнительного медработника.
После инцидента я долго переживала, стеснялась коллег, боялась осуждения и имею право рассчитывать на компенсацию моральных страданий. Прошу суд взыскать в мою пользу с обидчицы 50 000 ₽.
Врач. В тот день я действительно вспылила и высказалась чуть более резко, чем следовало. Но я не хотела обидеть коллегу, а просто попросила ее удалиться: я бы справилась с приемом пациентов сама.
Прошу суд войти в мое положение и отказать в иске. Считаю, что я коллеге ничего не должна — ни денег, ни опровержений с извинениями.
Что сказали суды
В иске отказываю.
Истица представила в суд аудиозапись конфликта. Нужно установить характер сказанного: это оскорбление или оценочные суждения ответчицы. Каждый человек вправе выражать личное мнение, поэтому за субъективные суждения нельзя привлечь к ответственности. А вот за утверждения о фактах в оскорбительной форме суд может взыскать в пользу потерпевшего компенсацию.
Самостоятельно провести лингвистический разбор мы не сможем, поэтому назначили судебную экспертизу. Согласно заключению эксперта, врач всего лишь выразила свое мнение насчет работы коллеги. Она дала личную оценку — ее нельзя подтвердить или опровергнуть.
Высказывание было негативно окрашено: врач кричала на медсестру, выгоняя ее из кабинета. Так выражать свое мнение неприлично. Ответчица точно знала, что оскорбит сказанным коллегу. Но при этом прозвучавшие слова — субъективное мнение одного человека о другом, а не оскорбление.
Нет оснований принимать решение о защите чести, достоинства и деловой репутации: они не пострадали. А раз нет нарушения прав, не может быть и компенсации моральных страданий. Поэтому в иске отказываем. Истица должна заплатить 14 149 ₽ за работу эксперта.
Медсестра не согласилась с тем, что врачу сойдут с рук непрошенные оценки, и подала апелляционную жалобу на решение в областной суд.
Не согласны.
Врач могла высказать мнение насчет коллеги, но в приличной форме: не повышая тон и без оскорбительных выражений. Эксперт установил, что манера донесения мнения все же предполагала целью унизить, оскорбить адресата. Поэтому считаем, что решение коллег из предыдущей инстанции нужно частично поменять: хоть истица и не может претендовать на защиту нематериальных благ, но она переживала — и может получить за это компенсацию.
Суды вправе определять размер выплаты, соотнося страдания истца со степенью вины их причинителя . Считаем, что ответчица должна заплатить 5000 ₽.
В остальном согласны. Решение можно обжаловать в кассационном суде.
С этим решением не согласились обе стороны: медсестру не устроила сумма и отказ суда признать, что ее опорочили, а врач не считала, что должна платить за личное мнение.
Женщины подали жалобы в кассационный суд.
Все верно.
Никаких новых доводов у сторон нет. А те, что они приводят, уже исследованы в предыдущих инстанциях. Согласны с решениями коллег и не видим основания для их отмены или изменения.
Несогласные могут подать жалобу в коллегию по гражданским делам Верховного суда.
Врач решила, что не станет обжаловать решение. А вот медсестре было за что бороться — и она отправилась в высшую судебную инстанцию.
Там ее жалобу приняли и рассмотрели.
Нужны аргументы.
Если истцу причинен моральный вред, суд должен возложить на ответчика обязанность компенсировать его . Для определения суммы стоит соотнести степень страданий потерпевшего с виной обидчика . И принять во внимание ряд важных обстоятельств: как долго, как часто, какими способами и при каких обстоятельствах причинен вред, как вел себя при этом сам потерпевший и как пытался предотвратить негативные последствия обидчик. Еще надо изучить, как причиненный вред отразился на здоровье и работоспособности потерпевшего.
Суд должен обосновать решение о сумме компенсации, чтоб оно не вызывало вопросов о соразмерности последствиям нарушения прав. Возмещение не должно быть слишком маленьким: его цель — устранить страдания либо сгладить их остроту .
В этом деле апелляционный суд должен обосновать, почему считает 5000 ₽ справедливой компенсацией за оскорбление медсестры, какие именно обстоятельства дела определили эту сумму.
Еще одна ошибка — апелляционный суд не перераспределил стоимость лингвистической экспертизы между сторонами. Поскольку иск медсестры был удовлетворен частично, расходы на экспертизу она должна нести только в части неудовлетворенных требований .
Так как апелляционный суд допустил существенные ошибки при разрешении дела, а кассационный суд их не исправил, отправляем дело на пересмотр.
Еще раз изучите материалы, обоснуйте сумму компенсации моральных страданий истицы и перераспределите между сторонами обязанность оплатить экспертизу.
Материалы дела вернулись в областной суд — на пересмотр.
Исправляемся.
Сумма компенсации моральных страданий должна быть адекватной. Так как 5000 ₽ — явно мало, увеличиваем ее до 40 000 ₽.
Теперь разберемся с тем, кто должен оплатить экспертизу. По общему правилу, если суд удовлетворяет исковые требования истца частично, тот вправе получить с ответчика возмещение расходов в части, пропорциональной размеру удовлетворенных требований .
Но Верховный суд пояснял, что в случае частичного удовлетворения иска о защите нематериальных благ судебные расходы не делятся . Поэтому за экспертизу обязана заплатить ответчица.
Частично меняем решение районного суда. Врач должна выплатить медсестре компенсацию морального вреда — 40 000 ₽, а также оплатить судебную экспертизу — 14 149 ₽. В части требований о признании слов ответчицы информацией, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию истицы, и о необходимости ее опровергнуть — отказываем, как и прежде.
Что в итоге
Более двух лет шла тяжба между коллегами. Медсестре удалось не только отменить отказ во взыскании компенсации за унизительную выходку врача, но и увеличить сумму в восемь раз.
Что нужно знать
Сотрудники фирмы, офиса или предприятия должны общаться уважительно. Никто не имеет права грубить другим работникам, оскорблять их, наносить телесные повреждения, совершать другие поступки, отрицательно влияющие на климат в коллективе. Обычно эти требования прописывают в локальных актах работодателя.
Дискриминация сотрудников и градация их должностей по значимости недопустима. Один из принципов трудовых отношений — соблюдение прав трудящихся на защиту достоинства в период трудовой деятельности . Вот кто за этим следит.
Работодатель. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка он вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание. Строгость он может определить на свое усмотрение по результатам служебного расследования инцидента: замечание, выговор или увольнение . Возможно понижение в должности и депремирование виновного сотрудника — из-за несдержанности тот может потерять часть заработка.
Полиция. Оскорбленный вправе обратиться в полицию, если коллега допустил публичное высказывание с использованием оскорбительных слов. Тогда тот получит административный штраф: за личное оскорбление — от 3000 до 5000 ₽, за оскорбление в интернете — от 5000 до 10 000 ₽ .
Суд. Даже если обидчик был наказан штрафом или получил взыскание на работе, оскорбленный коллега вправе подать гражданский иск:
- запросить компенсацию морального вреда — за любое высказывание, осуществленное в оскорбительной форме;
- потребовать дать опровержение сказанному — если ответчик опорочил честь, достоинство и деловую репутацию истца сведениями, которые не соответствуют действительности.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl