«Не хочу оказаться на помойке жизни»: как помочь себе выйти из тупика
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Я раньше учился в двух школах. В них, откровенно говоря, у меня так и не получилось взять нужные знания.
В первой школе не дали базовых знаний по математике. Во второй — продвинутых. Если в то время меня не очень это тревожило, то, когда поступил в колледж, это начало давить: я ничего не знал и не смог сдать экзамены. Из-за чего мне грозило исключение.
Также в моей жизни был человек, который очень изменил меня, но категорично бросил. Конечно, рана зажила, но и это оставило очень сильный след.
Это может показаться глупым и нелепым, но я в безвыходной ситуации.
Я постоянно в унынии, хочу спать или, в лучшем случае, просто смертельно спокоен. Боюсь за свою жизнь: на меня возложили надежды, а я их не оправдал. Не хочу оказаться на помойке жизни, правда, но ничего не могу поделать.
Не получается приступить и к учебе: когда берусь за ту же математику, начинается очень сильное отторжение. И так со всеми предметами: сколько бы ни бился над ними — ничего не получается. Я много делал, очень много, но безрезультатно.
Как на нас влияет состояние безысходности
Сожалею, что вы переживаете апатию и безысходность. В этом состоянии трудно совершать активные действия и концентрироваться. Хочется впасть в анабиоз: уйти от реальности и замкнуться в себе.
Судя по вашей истории, это стало результатом накопительного эффекта: в первой школе вы получили неудовлетворительные знания, что привело к некоторому напряжению. Затем знания не усваивались из-за отсутствия базы, и это создало дополнительный стресс. А неудача с экзаменами в колледже и грозящее отчисление добавили еще больше стресса, выдерживать который стало практически невыносимо.
Экзамены, поступления и отчисления — это мероприятия, где тревога уместна. На них мы находимся в подчиненной позиции, нас оценивают и на основании полученных результатов, можно сказать, «вершат нашу судьбу».
Отчисление может вызывать серьезный страх за будущее. Ведь отсутствие диплома напрямую связано с перспективами работы и может влиять на самоощущение, приводить к неуверенности.
То, что сейчас вам сложно делать что-либо из-за такого сильного напряжения, увы, закономерно: организм находится в стрессе. В малых дозах тревожное состояние оказывает мобилизующее действие: появляется возбуждение, усиливается концентрация внимания, в теле может ощущаться напружиненность, которую хочется пустить в действие.
Но излишняя тревога, наоборот, оказывает тормозящее, дезорганизующее воздействие: фокусировка падает, затрудняется принятие решений, вы чувствуете несобранность и некоторую ватность в теле. В вашем случае еще добавляется отторжение к делам на фоне кажущейся безысходности.
В таком состоянии, прежде чем что-то делать, очень важно сперва поддержать себя — как физически, так и морально. А уже затем переходить к выполнению задач.
Как помочь себе в этом состоянии
Проконсультируйтесь с врачом по поводу апатии, если она длится более двух недель. Это результат накопленного стресса. Возможно, мы имеем дело с апатией, перерастающей в депрессию. В таких случаях работа организма угнетается на физиологическом уровне, и этому можно помочь медикаментозной терапией.
Важно: ставить точный диагноз и назначать лечение должен врач-психиатр. Нормальное функционирование организма и запас бодрости — необходимые факторы для выхода из сложной ситуации.
Поищите альтернативные варианты. Вы пишете, что ситуация с непониманием материала и грозящем отчислением безвыходная для вас, что вы можете оказаться «на помойке жизни». Это звучит очень устрашающе и правда обездвиживает. Невыносимым страх за будущее становится от уверенности, что есть только один возможный позитивный вариант развития событий. Но это убеждение можно легко опровергнуть фактами из жизни: например, найти примеры людей, которые не оказались «на помойке жизни» из-за неоконченного колледжа. Также неверно думать, что для комфортной жизни нужно окончить именно тот колледж, где вы учитесь.
Что до предполагаемого отчисления — возможно, у вас получится договориться о пересдачах, взять академический отпуск, перевестись на другую специализацию, на которой будут другие предметы. Рассмотрите переход в другой колледж. Как вариант — можно отчислиться и устроиться на работу, параллельно подтягивая нужные предметы с репетитором или на курсах, а далее восстановиться или перепоступить в другое учебное заведение.
Не дайте себе мысленно застрять в единственном способе разрешения ситуации, перестаньте так сильно пугать себя беспросветным будущим. Не сдав экзамены, вы не окажетесь «на помойке» автоматически.
Организуйте себе поддержку. Вот на что вы можете опереться уже сейчас. Вы учились в двух школах и обе окончили, затем смогли поступить в колледж и отучиться там какое-то время. Все это говорит о том, что, несмотря на пробелы в знаниях, вам как-то удавалось сдавать экзамены. То есть у вас уже имеется некоторая комбинация навыков: часть из них лежит в знаниях по предметам, а часть — в области технической подготовки. На это стоит опираться в моменты, когда кажется, что ничего не получается.
Далее очень важно заручиться поддержкой со стороны других людей — моральной и предметной. Моральной — чтобы вам было психологически легче выносить напряжение и сложные эмоции. О ней можно попросить у близких, друзей или психолога. Предметная поддержка — помощь с техническими аспектами решения вашей проблемы, например с освоением материала, поиском альтернативных факультетов или учебных заведений, работы, финансов. Важно не оставаться совсем в одиночестве, это может усиливать апатию и страх.
Возможно, ваш путь не сложится классическим образом «школа — колледж — работа», а будут какие-то перерывы, переходы между учебными заведениями. А может, вы сразу приступите к работе. Так бывает, и это тоже нормально. В жизни есть более чем один способ входа в комфортное будущее.