«Комбинат по выжиманию здоровья»: 6 историй о работе курьером
По данным «Авито Работы», четверть россиян когда-либо доставляли заказы.
Эту сферу выбирают как для дополнительного, так и для основного заработка. Читатели Т—Ж вспомнили, как были курьерами, и рассказали о подводных камнях этой профессии, а мы сделали подборку из их историй. Присоединяйтесь к дискуссии и высказывайте свое мнение о работе в сфере доставки в комментариях.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Когда работал в эпоху без смартфонов и «Яндекс Карт»
Я работал курьером около года в 15 лет. Тогда еще не было «Яндекс Карт» и смартфонов. Когда я ехал куда-то отвозить документы или посылку, знал только станцию метро и адрес с номером телефона. Все это было записано на бумажке или в моем блокноте.
Когда я приезжал на станцию метро, на улице всегда была палатка «Союзпечать» или что-то типа того. В ней я покупал карту местности — они реально продавались везде и различались по районам.
Дальше — самое интересное. Как в игровом квесте, я начинал искать нужную улицу, продумывал, куда и как долго нужно двигаться. Возможность сесть на другой транспорт также была указана на этих картах, или еще вариант — спросить кого-нибудь по пути.
За время работы я сильно прокачался в знании районов, улиц, дворов, тупиков и классных спотов для клевых встреч с друзьями. После такого опыта я стал всем своим мелким братьям рекомендовать сначала пойти на работу курьером. Нет ничего круче, чем ориентироваться в родном городе и знать, где памятник носу или, скажем, тупик с красивым видом на церковь и высотку.
Вспомнил один из самых классных кейсов. Я отвозил документы в центр города в квартиру какого-то крутого профессора, и у него была симпатичная дочка, которая мне понравилась. Но я был доставщиком — и, наверное, все это казалось странным. В какой-то момент я посмотрел фильм «Курьер» и удивился, какое получилось совпадение.
Когда остался доволен подработкой
Первый опыт работы в доставке у меня был в 14 лет. Через службу занятости устроился разносить письма. Зарплата — 10 000 ₽ в месяц. После вычета налогов и оплаты проездного получил 8000 ₽. Работа была незаурядная. Давали 5—7 писем, все адресаты находились в пределах небольшого района.
Второй опыт у меня был, когда я устроился в «Самокат», так как появилась девушка, вместе с чем улетучились денежки. Работал летом год назад со ставкой около 250 ₽ в час. Честно говоря, рабство. За количество доставок не доплачивали, поэтому нужно было ездить с полным коробом по три заказа разом ради хорошей статистики твоего даркстора — такая система сейчас в «Сбермаркете» у сборщиков. Работал по четыре часа, ибо сил не хватало: коробы были очень тяжелые, а велосипеды выдавали убитые.
Осенью того же года устроился в «Яндекс Еду». Купил на «Авито» велик за 5000 ₽ и был готов к труду и обороне. Работал абы как, так как учеба очная, не было жесткого расписания и никто на мозги не капал, как в «Самокате». С наступлением зимы доставлял заказы пешочком и получал 500 ₽ в час. Был приятно удивлен. Но началась сессия. Сейчас жалею, что в то время не носился как сумасшедший за 700 ₽ в час.
Декабрь 2024 года был не такой кормящий. Тем не менее вместе с учебой при работе по четыре часа разное количество дней в неделю у меня стабильно выходило и выходит больше 20 000 ₽ в месяц. На еду хватает, и спасибо.
Денежный потенциал правда сумасшедший. То, что вы видите в рекламах и всех этих новостях, на самом деле не миф. Цена таких заработков, конечно, высока, но они существуют — в чате курьеров встречал этих «машин».
Курьерка — лучшая подработка на свете, но на постоянке психологически некомфортно пялиться на асфальт и ходить или ездить из точки А в точку Б, если не придумать, как увеселить этот процесс. Другое дело, что, подрабатывая так, можно выйти на доход как от полноценной работы.
А еще, уважаемые пользователи доставок! Пощадите меня и вместо трех пятилитровок воды, закажите себе фильтр!
Когда в сухом остатке получил только опыт
Заработок курьеров — хайповая тема. Все верят вранью про оклад 200 000—300 000 ₽. На самом деле это адский труд за копейки.
Сын летом перед вузом работал пешим курьером в Москве месяц в «Яндекс Еде». Итоги: ноги в кровь, доход ушел на санкнижку, новую обувь и немного на еду.
Из плюсов: изучил локально город и насмотрелся на работу линейного обслуживающего персонала. Это отличная мотивация к обучению. Была бы там хоть сотка чистыми, туда бы очередь стояла, не протолкнуться.
Опыт неквалифицированной работы — вот весь остаток. Ставка в «Яндекс Еде» — 150 ₽ в час в Москве, а в регионах — в три раза меньше. Выходит 2000 ₽ в день в лучшем случае. Минус налоги, транспорт, еда, обувь, мази, пластыри. Вот и считайте.
Когда устроился в доставку, чтобы больше двигаться
Летом 2022 года я четыре дня работал курьером по четыре часа в день. Это был беззаботный период, когда я переучивался и искал другую работу, сидел целыми днями за ноутом и двигался очень мало. Поэтому решил кататься на велосипеде. Ну и подумал, почему бы и не заработать на этом немного.
Вышло примерно 4000 ₽, но и отдал на медкнижку 3000 ₽. В целом получил то, чего хотел, — накатался на велосипеде по всему городу. Проблем с клиентами и заказами не было, максимум звонил, чтобы открыли дверь.
Как-то раз приехал по ошибке в соседний дом, но быстро сообразил, что перепутал, и зашел в нужный. В заданное время все равно успел, так что ничего критичного. Еще был какой-то забавный случай, когда заказали кофе и салат из кафе буквально из заведения через дорогу. Это была самая быстрая доставка.
Когда уволился из-за большого штрафа
Работал курьером в «Самокате» и «Яндекс Лавке» до 2022 года ради фана на уницикле и моноколесе. Получал копейки, но заработок чего-то выше нуля мотивировал двигаться. Как это было там у людей основной работой, не знаю, но выглядело как рабство.
Клиенты в целом попадались адекватные, за все время только одного чудака встретил. А вот работодатель — нет. В «Самокате» полнейшая антисанитария, и всем на все пофиг. Ну и платят копейки.
«Яндекс Лавка» — комбинат по выжиманию здоровья из курьеров: рассчитывали все маршруты на пределе возможностей человека до секунд. Доставщики из-за этого бегали на красный свет. Любые задержки дают минус к невидимому тебе рейтингу. У меня из-за хорошей скорости он был отличный, но знаю, что курьеров увольняли.
Ушел после случая, когда за опоздание на 20 минут на смену, где еще ни одного даже заказа не поступило, выставили штраф размером с плату за весь день.
Когда доставлял заказы на собственном автомобиле
Два года назад работал недолго курьером в одном кафе. Развозил на личном авто заказы — суши, роллы, пиццу, шавуху. Кафе держали киргизы. Смена длилась 12 часов, с 11:00 до 23:00. Наличка на руки в конце дня. Обед бесплатно в кафе. В день выходило 3000—4000 ₽. Минус бензин — примерно 700 ₽.
То есть не так уж это было и выгодно. Тем более работать на своем авто — значит залезать в долг в его ресурс. Замена масла наступает каждые три-четыре месяца и стоит в районе 7000 ₽, городская езда — это повышенный износ тормозных колодок. Ходовка вообще боль: лежачие полицейские кругом, где надо и не надо. Едешь — и только бух-бух…