Как я уволилась с завода и стала бизнес-аналитиком

За полгода и 35 000 ₽

95
Как я уволилась с завода и стала бизнес-аналитиком
Аватар автора

Алена Болдырихина

ушла в ИТ

Страница автора

Я шесть лет проработала на одном из воронежских предприятий сферы ВПК, а потом решила сменить сферу деятельности.

На переобучение ушло меньше полугода. Причем все профессиональные навыки я получала бесплатно — в школе бизнес-анализа, которая работала внутри компании, искавшей стажеров. Главной моей статьей расходов были курсы английского.

В итоге мне удалось с нуля попасть в ИТ-сферу и устроиться на работу в крупную компанию. Расскажу, как все было.

Как я попала на предприятие

Я пришла на свою первую работу в 2015 году после того, как окончила экономический факультет воронежского политеха. Место работы выбирала по принципу «А куда еще?». Про заводы я вообще мало что знала, но на этом предприятии когда-то работал родственник. Плюс здесь набирали выпускников нашего вуза на практику, а после оставляли работать. Соответственно, здесь трудились знакомые однокурсники, и я, недолго думая, тоже пошла на этот завод.

Когда отдел подбора персонала на предприятии предлагал мне вакансии, я, вчерашняя студентка, просила: «Только не в отдел кадров». Мне казалось, что быть кадровиком — это что-то про женщин предпенсионного возраста в очках и вязаных платках на плечах. Поэтому когда сказали, что в отделе технологий процессов есть ставка стажера, я согласилась не раздумывая.

Дальше были 3,5 года работы технологом. Я с нуля изучила огромное количество информации, связанной с разработкой и изготовлением печатных плат. Постепенно меня повышали в должности — сначала до технолога, потом до старшего технолога с зарплатой 35 000—40 000 ₽ в месяц.

Как развивалась моя карьера и почему я решила уйти

Несколько раз я оставалась и. о. начальника нашего отдела, когда та уходила в отпуск. Поэтому когда столичное начальство решило создать на заводе новое подразделение, вопрос, кого рекомендовать в руководители, не стоял. Так я возглавила проектный офис с зарплатой примерно в 3 раза выше, чем у среднестатистического специалиста нашего предприятия. Размер зарплаты сказать не могу, так как это оборонное предприятие. Отмечу только, что она была в 3,5—4 раза выше средней по Воронежу.

Основной обязанностью моего подразделения была оптимизация бизнес-процессов на заводе. Работать было сложно. Во-первых, среди руководства предприятия меня никто не знал и помогать мне хоть как-то никто совершенно не хотел. Во-вторых, задачи всегда ставились очень размыто, а наказания за их неисполнение были вполне конкретными. В-третьих, требования высказывались не нашим местным руководством, а столичным, которое, сидя в Москве, слабо представляло, что действительно нужно менять на предприятиях в регионах.

Прожив в таком состоянии еще два года, я поняла, что если не сменю сферу деятельности, то имею все шансы стать постоянным клиентом психолога или даже психиатра. И в октябре 2020 года я поняла, что пришло время все поменять, пока система не затянула меня навеки. К слову, родные это решение только поддержали, потому что устали видеть меня в таком состоянии каждый день.

Я выгорела, продолжать работу меня не мотивировали ни отдых, ни высокая зарплата, ни хорошая должность. При этом увольняться в никуда я не хотела, поэтому понимала, что нужно для начала выбрать, чем я буду заниматься, потом найти конкретное место работы — и только тогда писать заявление.

Первым делом я подумала про копирайтинг. Писать я любила и начала с того, что написала контент-план и все посты на месяц для инстаграм-аккаунта мастера ногтевого сервиса. Это была моя мастер, и я сама предложила посотрудничать на бесплатных условиях — и ей хорошо, и я потренируюсь. Делала это по вечерам после основной работы, но мне нравилось и даже оставались силы, потому что впереди забрезжила надежда на светлое будущее — читай, на увольнение.

После этого я взяла заказ на подготовку текстов для сайта танцевальной студии. Справилась тоже неплохо, но поняла, что постоянно искать вот так заказы значит не иметь стабильности. А в вакансиях на «Хедхантере» авторам текстов обещали платить не больше 30 тысяч рублей в месяц, что было в разы ниже моей зарплаты руководителя. Профессия копирайтера меня не устраивала.

Почему именно ИТ

Сферой ИТ я интересовалась еще будучи подростком, но ребенок в семье директора завода и директора школы не имел никаких шансов поступить куда-то, кроме педагогического или политехнического вуза. По этой причине за плечами у меня был экономический факультет политеха, что для ИТ означает максимум «уверенный пользователь Microsoft Word».

Меня же информационные технологии привлекали сразу по нескольким причинам: удаленная работа, интересные проекты, большие перспективы, хороший доход, молодой коллектив, новые тренды в технологиях, иностранные заказчики, знаменитые работодатели.

Путем непродолжительных поисков я выяснила, что самый короткий путь в отрасль без соответствующих знаний лежит через три профессии: QA-инженер — он же тестировщик, бизнес-аналитик и проджект-менеджер. По крайней мере, так говорили все блогеры на «Ютубе», которые снимали контент про информационные технологии. В эти профессии можно попасть, не изучая долго программирование.

Теперь, уже работая в сфере ИТ, я могу согласиться, что порог входа сюда действительно ниже, но чтобы стать хорошим специалистом, все равно придется разбираться в коде.

Чтобы определиться, что из этого мне больше по душе, первым делом я пересмотрела множество интервью с представителями этих профессий, в которых они рассказывали в том числе о необходимых навыках для успешной работы: о так называемых hard skills — технических навыках, а также soft skills — личных качествах.

Наиболее полезным в этом плане ютуб-блогером оказался «АйТиБорода». Он приглашает на интервью разных ИТ-специалистов и расспрашивает их о том, что нужно делать, чтобы стать «тру айтишником». Например, я смотрела его интервью:

После этих видео я уже имела представление о каждой профессии и понимала, с каких книг стоит начинать самостоятельное обучение. А еще примерно представляла, сколько времени понадобится, чтобы освоить нужные навыки.

Пересмотрев гигабайты видео, я решила, что мне наиболее близка профессия бизнес-аналитика. Этот специалист играет одну из ключевых ролей в ИТ-проектах: его задача — определить, какой продукт необходим заказчику, чтобы решить проблему. Аналитик проводит исследования, выявляет потребности заказчика и его цели. После этого он разрабатывает требования к продукту, описывает их и отдает разработчикам.

  • Поясню на примере. Представим, что в ИТ-компанию обращается владелец продуктового магазина. Клиент хочет сделать на своем сайте систему онлайн-заказов и организовать доставку. Задача аналитика — понять, какая проблема на самом деле стоит перед заказчиком, и выяснить: может быть, на самом деле боль клиента можно решить другим, более эффективным способом.
  • Плохой аналитик пойдет сразу формулировать требования для системы онлайн-заказов. Хороший — сначала спросит, для чего она вообще понадобилась. Быть может, заказчика на самом деле беспокоят очереди в магазине и окажется, что проще и выгоднее установить кассы самообслуживания.
  • Конечно, может быть, проблему клиента действительно решит система доставки, но задача аналитика — проверить, какое решение будет лучшим, а уже потом готовить требования для команды разработки. Чем лучше аналитик сделает свою работу, тем больше шансов, что заказчик решит свою проблему и останется доволен.

Штудирование «Ютуба» заняло у меня около трех месяцев. Весь октябрь — декабрь 2020 года по вечерам после работы я занималась тем, что изучала тонкости работы бизнес-аналитика.

Помимо канала «АйТиБорода», я смотрела и другие видео, который мне выдавал поиск «Ютуба» по запросу «бизнес-анализ». Вот что могу посоветовать:

Какие навыки нужны бизнес-аналитику

Из тех же видео на «Ютубе» я выяснила, что хороший бизнес-аналитик должен обладать четырьмя главными навыками: хорошо знать английский, иметь аналитический склад ума, быть любознательным, а также понимать принципы работы бизнес-аналитики.

Разговорный английский язык. Крупные российские ИТ-компании работают в основном с иностранными заказчиками. Аналитик много общается с клиентами, изучает рынки, на которых они работают, читает документацию. Кроме этого, команда разработчиков часто бывает интернациональной, а английский — основной язык международного общения.

Мой уровень языка в конце 2020 года был на уровне школьного иностранного. Забегая вперед, скажу, что интервью при трудоустройстве я проходила на английском. Язык — первый навык, который я сразу же стала прокачивать и продолжаю это делать до сих пор.

Начала с того, что в декабре 2020 года записалась на вечерние курсы в офлайн-группу. По отзывам в интернете я нашла одну из лучших школ иностранного языка в Воронеже, прошла в интернете вводное тестирование и поговорила немного с преподавателем. По итогу мне предложили группу Pre-intermediate — то есть мой уровень на тот момент был Elementary.

Занятия проходили неподалеку от предприятия, где я тогда работала. Уроки были три раза в неделю по полтора часа. Стоило это 5100 ₽ в месяц. Мне очень повезло с преподавателем, и я страдала только от того, что английский всего три раза в неделю, а не семь. В этой группе я проучилась с декабря по июнь 2021 года, пока мы не завершили уровень и школа не ушла на летние каникулы.

Аналитический склад ума, или, проще говоря, умение докапываться до сути. В ИТ-проекте аналитик — генератор вопросов. Его задача — максимально глубоко вникнуть в бизнес клиента и его проблемы, а проще всего это сделать, спрашивая. Сложность только в том, чтобы после каждого ответа понимать, куда копать дальше. К счастью, с этим у меня проблем не было.

Любознательность, а скорее даже любопытство. Очень важный навык для аналитика, который собирается работать в компании с множеством проектов в разных сферах. Сегодня клиент — продуктовый магазин, завтра — сельскохозяйственная ферма, послезавтра — завод по производству комбайнов. В начале каждого нового проекта необходимо будет перелопатить интернет и другие доступные источники информации и изучить сферу деятельности заказчика настолько глубоко, насколько это вообще возможно. Но это меня не пугало, потому что учиться я любила и умела.

Знание теории, принципов и подходов бизнес-аналитики. Это, по сути, каркас, на котором основывается работа специалиста на проекте. Несмотря на то, что в каждом проекте аналитик изучает и делает что-то новое, есть несколько методик, на которые можно опираться как на некий чек-лист.

Подробно вся теоретическая база изложена в книге Карла Вигерса «Разработка требований к программному обеспечению». В большинстве источников, из которых я черпала информацию, как стать бизнес-аналитиком, авторы советовали книгу как своего рода энциклопедию для бизнес-аналитика. Наткнувшись на эту рекомендацию несколько раз подряд, я заказала книгу на «Озоне».

Книга обошлась мне в 934 ₽
Книга обошлась мне в 934 ₽

Прочла я ее не сразу и могу сказать, что книга достаточно тяжело читается. На мой взгляд, внутри много воды. Но в целом там есть ответы на все вопросы начинающего бизнес-аналитика: какие существуют требования к ИТ-продукту, как их собирать, как общаться с заказчиками и командой и много другой практической информации. Теперь это моя настольная книга в прямом смысле этого слова: это единственный источник информации, который всегда лежит на моем рабочем столе, и обращаюсь я к нему частенько.

Параллельно с курсами английского тогда же в декабре я подсела на статьи на форуме айтишников «Хабр». Каждый вечер перед сном я заходила на сайт, вбивала в поисковую строку «бизнес-анализ» и читала все мало-мальски релевантное, что попадалось. Иногда, конечно, приходилось гуглить некоторые термины из статей, но это очень полезно для будущей работы в ИТ. По себе могу сказать: как человеку от этой сферы далекому, первое время при разговоре с айтишниками мне казалось, что из русского в их речи только предлоги.

Очень полезной мне показалась статья «Хочу все знать: бизнес-анализ», где автор указывает на частые ошибки при проведении этапа бизнес-анализа в проекте, а также предлагает свои методики решения этих проблем. Также советую всем начинающим аналитикам прочитать эти три статьи на «Хабре»:

Как я искала работу

Еще в январе 2021 года я задалась вопросом, куда пойду работать, когда почувствую в себе силы пройти собеседования. Чтобы оценить варианты трудоустройства, пошла на «Хедхантер». Сначала искала вакансии только в своем городе, но почитав описания к ним, поняла, что можно не ограничивать себя каким-то одним регионом. Все дело в том, что локдаун вынудил многие компании уйти на удаленку, и сфера ИТ в офис возвращаться не планировала.

Искала в основном организации, где есть вакансии аналитиков уровня стажеров и джуниоров. Зарплату в объявлениях почти никогда не указывали, но я не рассчитывала на сумму больше 30 000 ₽ на этапе стажировки, основываясь на отзывах знакомых.

Компаний, предлагающих работу специалистам без опыта, было очень мало. Хотя, надо отдать должное, те, кто искал стажеров, предлагали даже на старте бесплатное обучение английскому, комфортное рабочее место с хорошими компьютерами, полный соцпакет и ДМС. Последнее вообще выглядело как неземные блага в сравнении с условиями на постсоветских предприятиях вроде того, на котором работала я.

Я выбрала несколько крупных компаний, где требовались начинающие аналитики, и зашла на их официальные сайты. В двух из них не просто брали специалистов из других сфер, а периодически открывали набор на бесплатное онлайн-обучение с последующим трудоустройством. Причина этого, как я теперь уже понимаю, заключается в острой нехватке кадров в ИТ-сфере, которая быстро развивается.

Первая компания — крупный банк. Чтобы подать заявку на обучение, требовалось пройти тест на знание языка программирования баз данных SQL, заполнить анкету-резюме и выполнить задания на логику. И если с двумя последними пунктами проблем не возникло, то SQL на тот момент для меня были просто тремя английскими буквами.

Впрочем, и эту проблему я решила. Что касается самого теста на знание SQL, то какие там были вопросы, уже не помню, но помню, что они оказались несложными. Я воспользовалась Гуглом, нашла ликбез по базам данных и прошла его за один вечер. Мне пришлось пройти три-четыре урока из этого мини-курса, чтобы решить пять из семи задач в тесте.

Отправляя заявку, я особенно ни на что не надеялась. Тем более что у банка не было офиса в Воронеже, а в вакансии писали, что предпочтение отдадут кандидатам из городов присутствия. Но попытка так или иначе была полезна. Во-первых, я, пусть и поверхностно, изучила SQL. Во-вторых, лучше жалеть о сделанном, чем о несделанном.

К тому же все это время я продолжала ходить на ненавистную работу и не упускала даже призрачных возможностей все поменять. Забегая вперед, могу сказать, что на собеседование в банк меня так и не пригласили.

Вторая компания была именно из сферы информационных технологий и занималась разработкой ИТ-решений для сторонних клиентов. Чтобы попасть туда на обучение, требовалось записать минутное видео на английском. В ролике надо было рассказать, как я представляю себе работу бизнес-аналитика.

Во втором задании требовалось решить несколько сложных логических задач вроде «расшифруйте такой-то шифр, если такой-то знак означает то-то».

С видео я справилась за один день: при помощи онлайн-переводчика написала и вызубрила текст для видео на английском и записала ролик на фронталку телефона. Задачки решила за 25 минут, благо с логикой у меня никогда проблем не было.

Заявку подала 27 января, а уже 5 февраля пришел ответ, что я зачислена в группу для онлайн-обучения. Конкурс был небольшой: из 120 претендентов приняли в школу бизнес-анализа компании около 40 человек.

Обучение в компании

Обучение началось 18 февраля, и вместе с ним начался мой личный ад. Я работала на заводе с 08:00 до 17:00, три раза в неделю ходила на английский, один-два раза по вечерам слушала лекции в компании, а каждую свободную минуту делала практические задания, которые были очень объемными. Спасибо большое моему мужу, который меня поддерживал и на это время взял на себя все домашние обязанности, потому что иногда мне некогда было даже поспать.

Самая большая сложность была в том, что и лекции, и все материалы, и домашние задания были на английском языке. С моим уровнем иностранного на просмотр, конспектирование и перевод часовой лекции уходило около двух с половиной часов. Для каждого задания был жесткий дедлайн, и всех нарушителей сразу же отчисляли.

За время обучения я исписала конспектами почти три тетради по 80 листов каждая
За время обучения я исписала конспектами почти три тетради по 80 листов каждая

В компании обучали понятиям Use Case и User Story — это основные инструменты формулировки требований в бизнес-анализе, объясняли разницу между функциональными и нефункциональными требованиями, учили делать прототипы сайтов, рисовать диаграммы разных типов и многому другому.

Параллельно я продолжала перед сном почитывать «Хабр», но уже не с таким энтузиазмом: просто не хватало сил. Этот период прокачал мой английский так, как не смог бы ни один преподаватель, даже занимаясь со мной индивидуально каждый день.

В конце обучения организаторы провели деловую игру. Она проходила в офисе компании и была, к счастью, на русском языке. Всех студентов поделили на команды, и каждая получила своего заказчика — его роль играл бизнес-аналитик компании. Наша задача заключалась в том, чтобы в короткий срок на основе запроса заказчика выдать концепцию идеального технического решения.

Наш «заказчик» был посредником по торговле стройматериалами и хотел сделать сайт, чтобы собирать заявки от поставщиков. Мы разработали прототип сайта со всеми разделами, отзывами клиентов и с возможностью сделать заказ. Предоставили прототип заказчику. По его словам, мы абсолютно удовлетворили все пожелания на текущем этапе. Вообще, я сделала вывод, что обучение в компании поставлено хорошо, так как со своими задачами справились все команды.

Трудоустройство

Сразу после обучения — это был конец апреля — компания пригласила меня на техническое собеседование. Я была один на один с интервьюером. Как выяснилось позже, я разговаривала с одним из главных бизнес-аналитиков компании. Мы пообщались, я рассказала о своем опыте работы и причинах столь сильного желания эту работу сменить.

Второй этап — собеседование на английском языке с преподавателем иностранного, который работал в этой же компании. Для подготовки к нему я, впервые за все время, обратилась к репетитору с просьбой позаниматься индивидуально. Этот преподаватель уже готовил учеников к интервью в ИТ-компаниях, поэтому за три занятия мы просто вызубрили все возможные варианты моих ответов на стандартные вопросы подобных собеседований. За обучение я заплатила 3600 ₽.

На интервью я жутко занервничала и сама перевела разговор на тему, к которой не готовилась. Мы вели обычный диалог на бытовые темы: меня спрашивали, как давно я учу английский, чем увлекаюсь, какую книгу прочитала последней, о чем она, могу ли я ее посоветовать и все в таком духе. На собеседовании я набрала минимальный проходной балл — 3,4 балла из 5 возможных. Но меня взяли! С условием, что во время испытательного срока и далее я продолжу учить язык, а в ближайшее время пройду переаттестацию и повышу балл.

Всех успешных выпускников взяли на работу стажерами — это примерно 20 человек из 40 студентов. Но уже на этой должности нам стали платить зарплату — примерно среднюю по городу. К сожалению, сумму зарплаты нам тоже разглашать нельзя, но отмечу, что и она была в 3,5 раза ниже моей зарплаты руководителя на предыдущем месте работы.

Это был конец мая 2021 года. Когда я узнала, что меня берут на новое место, я ни секунды не раздумывая отправилась на свой оборонный завод писать заявление на увольнение. Я не жалела о том, что теряю хорошую зарплату, ухожу с насиженного места и все начинаю заново. Наоборот, ощущала бесконечную гордость за себя и счастье, что наконец-то буду заниматься чем-то интересным и полезным.

Мой руководитель на старой работе очень расстроился и даже пообещал, что без вопросов возьмет меня обратно, стоит только позвонить. Это было приятно и добавило уверенности, что в случае чего можно вернуться.

Коллег новость об увольнении повергла в шок, потому что я держала свои планы в секрете до последнего. А еще потому, что с нашего предприятия руководители редко уходили сами: уж очень хорошо там платят начальникам.

Моя работа сейчас

Я официально вышла на новую работу 15 июня 2021 года. К моменту написания статьи я уже успешно прошла стажировку и работаю джуниор бизнес-аналитиком. Первые три месяца, пока шла стажировка, работала в офисе: это было обязательно. Потом перешла на удаленку, но за мной сохранили рабочее место, и я могу им пользоваться в любое удобное время.

Сейчас я работаю одновременно в двух проектах от заказчиков из Англии. Первому клиенту мы помогаем разрабатывать обучающую платформу, для другого делаем один гаджет. Подробно рассказывать о проектах нам запрещено. В целом могу сказать, что до сих пор ни разу не пожалела о том, что перешла в эту компанию, а мои близкие меня очень поддерживают и поражаются упорству, с которым я шла к этой цели.

Что касается зарплаты, то на текущий момент я получаю примерно в 2,5 раза меньше, чем на прошлом месте работы, но все равно моя зарплата выше средней по городу. К тому же в перспективе в ИТ можно достаточно быстро выйти на уровень шестизначной зарплаты.

Мое рабочее место дома
Мое рабочее место дома

У компании, в которой я теперь работаю, великолепный офис в центре города с оборудованными местами для отдыха, современной техникой и хорошей мебелью. Коллектив, как и во всей ИТ-сфере, молодой и дружный. Я с первого дня обзавелась знакомыми на новой работе, с которыми мы общаемся теперь и в нерабочее время.

Свое обучение я продолжаю уже на внутреннем портале компании, где есть много бесплатных курсов по всем специализациям. Помимо этого, продолжаю изучать английский в группе, но уже бесплатно — тоже от компании.

Всего на смену профессии мне потребовалось 5,5 месяца — все произошло с января по июнь 2021 года. Общие затраты на переобучение составили 35 134 ₽: из них 30 600 ₽ я потратила на курсы английского, 3600 ₽ на репетитора перед собеседованием и 934 ₽ на книгу по бизнес-анализу.

Подводя итог, могу сказать, что сейчас для перехода в ИТ действительно существует масса возможностей и совсем необязательно отдавать большие деньги за платные курсы.

О чем стоит знать перед сменой профессии

  1. Перед увольнением лучше накопить подушку безопасности, чтобы можно было уволиться и посвящать учебе больше времени. Когда я осваивала новую профессию, то продолжала трудиться на старой работе. В результате после полноценного восьмичасового рабочего дня еще три-четыре часа в день уходило на курсы английского или на изучение профильных статей на сайте. Свободного времени не оставалось.
  2. Информацию необходимо черпать из всех возможных бесплатных источников. Не стоит сразу покупать дорогие курсы, потому что может выясниться, что к профессии душа не лежит, а деньги уже потрачены. Вся информация, которую я почерпнула по бизнес-анализу, досталась мне бесплатно. И могу сказать, что в интернете ее достаточно, чтобы сделать первые шаги в новой профессии.
  3. Вакансии и обучение стоит искать напрямую на сайтах компаний, в которых хочется работать. Я бы никогда не узнала о бесплатных стажировках, если бы искала работу только на «Хедхантере».
  4. Чтобы английский лучше усваивался, советую окружить себя по максимуму иноязычной средой. Например, когда я активно учила язык, все сериалы смотрела на английском с субтитрами, читала книги на иностранном и даже в настройках телефона и планшета поменяла язык на английский.
  5. Если есть возможность, советую найти ментора. Пусть это будет человек, который уже работает по профессии, которую предстоит освоить. Наставник сможет разобраться в потоке информации и дать советы по самостоятельному обучению. У меня, к сожалению, такого человека не было, но многие мои коллеги попали в ИТ гораздо быстрее именно с помощью ментора.

Алена Болдырихина
Вы бы уволились с таким понижением в зарплате, чтобы перейти в более перспективную сферу?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество