Было дело: как мужчина заставил магазин вернуть деньги за невкусную еду
В феврале 2024 года житель Волгограда купил в «Перекрестке» еду. Среди покупок были продукты брендов «Маркет» и «Зеленая линия» на 5858 ₽, это собственные торговые марки X5 Group. На упаковках было написано: «Вернем деньги, если вам не понравился вкус или качество. Без чека».
Когда мужчина пришел домой и попробовал купленное, вкус еды его не устроил: что-то было слишком соленое, что-то — слишком сладкое, у чего-то был привкус металла.
Покупатель пришел в магазин и сказал, что продукты ему не понравились, поэтому он хочет получить деньги обратно, как это указано на упаковке. Но сотрудники магазина ему отказали.
Тогда волгоградец написал претензию администрации магазина и снова потребовал вернуть деньги. И снова получил отказ, теперь уже в письменном виде.
Мужчина решил бороться за свое право получить деньги за невкусную еду обратно и подал иск мировому судье. Он потребовал взыскать с магазина 5858,45 ₽ за продукты брендов «Маркет» и «Зеленая линия», вкус которых ему не понравился, а также неустойку за несвоевременное исполнение требований потребителя и штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке.
Аргументы сторон
😎 Покупатель. Производитель обещал вернуть деньги, если еда мне не понравится. Его за язык никто не тянул, сам написал на упаковке. Я попробовал — это вообще есть нельзя, настолько невкусно! Пусть возвращает деньги, а еще платит неустойку и штраф за то, что мне пришлось добиваться своего через суд.
🏪 Магазин. Пусть покупатель сначала докажет, что хранил наши продукты правильно: может, у них от ненадлежащего хранения вкус изменился. И предъявит документы, подтверждающие, что еда невкусная. А пока таких доказательств нет, мы ничего возвращать не должны, в иске надо отказать.
В другом деле все может быть иначе
Мы рассказываем судебные истории, чтобы читатели понимали, какие решения принимают суды в разных ситуациях, какие документы помогут добиться своего и как избежать ошибок. Но право в России основано на законе, а не на судебной практике: если дело не дошло до Верховного суда, юридической ценности оно не несет.
Это значит, что в схожем случае суд может истолковать закон по-другому и принять противоположный акт или взыскать другую сумму. Однако это не мешает использовать доводы и формулировки из вынесенных решений, предъявлять те же требования и доказательства.
А еще такие судебные истории просто интересно читать: узнавать, из-за чего вообще спорят люди, которые живут рядом с нами.
Что сказали суды
Истец сфотографировал покупки. На фотографиях видно, что на упаковках товаров брендов «Маркет» и «Зеленая линия» действительно есть надпись «Вернем деньги, если вам не понравился вкус или качество. Без чека». Никакой пометки или ссылки на какие-то дополнительные условия или правила рядом с надписью нет.
В акции «Вернем деньги, если вам не понравился вкус или качество» есть признаки публичного договора , а значит, магазин принял на себя обязанность вернуть деньги исключительно по желанию покупателя.
Истец сказал, что еда была невкусной, поэтому он написал магазину претензию с требованием вернуть 5858 ₽. Доказывать, что он хранил еду правильно и что она невкусная, покупателю не нужно. А вот магазин обязан был выполнить условия акции и выплатить покупателю деньги за приобретенный товар.
Ответчик должен вернуть 5858 ₽ — стоимость продуктов брендов «Маркет» и «Зеленая линия», вкус которых не понравился покупателю. И уплатить неустойку за просрочку выполнения требования потребителя: 3046,68 ₽ — по 1% цены товара за каждый день . И еще штраф за то, что не выполнил требование потребителя добровольно, — 4452,57 ₽ .
Магазин не хотел платить и обжаловал решение.
Полностью согласны с мировым судьей. Магазин объявил акцию, а значит, должен выполнять ее условия. Истцу достаточно заявить субъективное мнение о вкусе приобретенного товара — без предоставления продавцу каких-либо документальных подтверждений.
Сумма неустойки и штрафа рассчитана верно. Решение оставляем без изменения.
Что в итоге
Продавцы не просто вернули деньги за невкусную еду, но еще и заплатили 7499 ₽ сверху за то, что не сдержали слово. Удивительно, что мужчина не потребовал компенсацию морального вреда, которая полагается в таких случаях.
Это дело — важный прецедент в спорах с недобросовестными магазинами. Супермаркеты часто объявляют маркетинговые акции, но не торопятся следовать своим же правилам. Возможно, многим потребителям с помощью выводов районного суда будет проще отстоять свою позицию.
Делимся проверенными рецептами, ест-драйвами продуктов и гастроэкспериментами в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь — там очень аппетитно: @t_foooood