Как взыскать с про­дук­то­вого магазина деньги за ис­пор­чен­ную одежду?

14
Аватар автора

Комментатор

спросил в Сообществе

Страница автора

25 марта 2021 года я вышел в магазин за молоком и хлебом, а вернулся с поврежденной одеждой. Молоко нужной мне марки стояло на краю верхней полки холодильника. Бутылок было много, и они стояли плотно друг к другу. На нижней полке в открытых контейнерах лежали пакеты со сметаной. Когда я взял нужную бутылку с молоком, несколько других бутылок с верхней полки упали как домино. Одна из бутылок раздавила пакет со сметаной, и его содержимое оказалось на моих куртке, штанах и обуви. Одежду я купил два месяца назад, на ней отчетливо видны жирные пятна, которые вряд ли отстираются.

Я сфотографировал одежду и чересчур плотную раскладку товара на верхней полке. А потом, 26 марта, вручил претензию директору магазина: указал на повреждение одежды и потребовал компенсацию. Ответ магазина получил 31 марта — мне сообщили, что указанные факты не подтвердились, и компенсацию не выплатят.

Помогите правильно определить мою юридическую позицию: как поступить, чтобы взыскать с магазина компенсацию за поврежденное личное имущество? Одежду я стирать не стал, потому что побоялся уничтожить доказательства.

Вот так плотно стояли бутылки с молоком в холодильнике
Вот так плотно стояли бутылки с молоком в холодильнике
Аватар автора

Алексей Каблучков

юрист

Страница автора

Покупатель не должен с трудом добираться до товара в магазине. Если при попытке достать его покупатель повредил свою одежду или здоровье, он может потребовать от магазина компенсацию.

Но сначала нужно доказать, что ущерб возник по вине магазина, а не из-за невнимательности покупателя. В вашем случае именно с этим могут возникнуть сложности. Расскажу подробнее.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что говорит закон о раскладке товара в магазине

Закон не устанавливает требований к раскладке товаров в супермаркете. Существуют госты, но это рекомендательные документы — соблюдать их не обязательно.

Например, госты рекомендуют делать выкладку товаров в магазине удобной для покупателя. Товар должен находиться в доступном месте, а размещенная на нем информация — быть наглядной  .

Также рекомендуется, чтобы поиск нужного товара был максимально облегчен. Для этого товары располагают лицевой стороной к покупателю. Нельзя допускать, чтобы продукты загораживали друг друга и не было возможности разглядеть целиком каждую товарную единицу  .

Четких требований к ширине прохода по действующему госту нет. Она лишь должна обеспечивать удобство выбора и приобретения товаров  .

Из фактов, которые вы привели, нарушения со стороны магазина не очевидны даже с учетом рекомендаций гостов. Нигде не указано, что нельзя размещать молоко над сметаной. Магазин также не обязан хранить сметану исключительно в закрытых лотках. Бутылки на фото не загораживают друг друга. Требований к высоте стеллажей закон не указывает. Судя по прикрепленной фотографии, холодильник был обычных размеров, поэтому, скорее всего, суд откажется удовлетворить иск.

Похожая ситуация произошла в Бурятии. Посетитель магазина вылил на свои футболку и брюки чистящее средство. Он заявил, что виноват продавец: товар был в негерметичной бутылке, а магазин не поместил его в пакет. Покупатель обратился в суд с требованием компенсировать стоимость испорченных вещей — 3098 ₽. Но суд отказался удовлетворить иск  : товар был в заводской таре, а действующие правила не обязывают продавца дополнительно его упаковывать.

Чтобы не тратить время и деньги на безрезультатное судебное разбирательство, предлагаю еще раз оценить ситуацию. Пока нарушения со стороны магазина доказать сложно. Можно попробовать сослаться только на то, что товары были расположены неудобно: для суда это может стать подтверждением недобросовестности магазина.

Как получить компенсацию за ущерб по вине магазина

Вы пишете, что уже направляли претензию, но магазин отказался ее удовлетворять. Тогда остается только один способ защитить свои права — обратиться в суд. Для этого нужно собрать все доказательства вины магазина и ваших расходов и сформулировать требования.

Вы написали, что не стирали поврежденную одежду. Вероятно, вы хотите попросить суд провести товароведческую экспертизу. Но, скорее всего, стоимость экспертизы будет выше ущерба вашей одежде. Например, в Воронеже стоимость простой товароведческой экспертизы — 5000 ₽, а услуг химчистки — 2900 ₽.

Можно поступить иначе: отнесите одежду в химчистку. Взамен вам выдадут бланк с описанием ее состояния. Попросите детально описать пятна на одежде — например, что предположительно они от сметаны.

Когда будете забирать одежду, бланк попросят вернуть, поэтому сделайте его копию. Или договоритесь с работником химчистки, чтобы он написал на бланке «одежда выдана потребителю» и бланк остался у вас. Возможно, химчистка может выдать заключение о причинах и последствиях загрязнения — этот документ тоже пригодится в суде. Обязательно сохраните чек на чистку — и требуйте возместить эти расходы.

Если химчистка откажется брать одежду в работу, попросите выдать письменный отказ. Если одежда не подлежит чистке, вы сможете требовать полную компенсацию ее стоимости.

В суде можно запросить компенсацию вреда не только имуществу, но и здоровью. Например, если на вас упала бутылка молока и из-за этого вам пришлось обратиться к врачу и купить лекарство от гематомы, магазин обязан компенсировать траты на медицинскую консультацию и медикаменты.

Такой случай был в Челябинске. Из-за разгрузочных работ в магазине на покупателя упала палета с товаром. Суд решил  , что торговая деятельность включает не только непосредственно продажу товара, но и оборудование помещений, предназначенных для торговли, в соответствии с требованиями безопасности. При разгрузке товара нужно было разместить сообщение об этом и огородить проход.

В результате с магазина взыскали компенсацию морального вреда — 200 000 ₽, расходы на медицинские препараты — 432 ₽, а также штраф за отказ добровольно удовлетворить требования истца — 100 216 ₽.

Обращение к врачу и расходы на лекарства надо будет подтвердить документами. При этом желательно, чтобы вы обратились к врачу в день инцидента или на следующий день после него. Иначе суд может решить, что травма получена в другом месте.

Вы также можете потребовать компенсацию морального вреда. Ее размер определяет суд.

В случае положительного решения суда, кроме возмещения ущерба одежде, с магазина также взыщут штраф за отказ добровольно удовлетворить ваши требования — 50% от общей суммы компенсации, присужденной судом.

Какой иск подавать к магазину

В вашей ситуации разумным будет подать иск о защите прав потребителей. Так не придется платить госпошлину и можно будет выбрать суд по месту жительства.

Кроме того, по таким искам продавец должен доказать, что он надлежаще исполнил свои обязательства. Разумеется, потребитель также должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается в иске. Но больше всего вопросов суды задают именно продавцу.

В случаях, когда сумма требований по иску — 100 000 ₽ или больше, дело подсудно мировому судье.

Если вы обратитесь в суд по истечении трех лет с момента инцидента, магазин сможет требовать применить срок исковой давности. В таком случае суд будет вынужден отказать в удовлетворении иска из-за того, что вы поздно его предъявили. Но течение срока исковой давности приостанавливалось с момента, когда вы направили претензию, и до получения на нее ответа.

Срок исковой давности также не применяется к требованиям о возмещении вреда здоровью.

Что в итоге

Поскольку магазин уже отказался удовлетворять вашу претензию, получить компенсацию за поврежденную одежду можно только через суд. Чтобы не потратить время на разбирательство зря, стоит еще раз оценить, есть ли в случившемся вина магазина: никаких норм он напрямую не нарушил и суд может отказать в иске. Если уверены в своей правоте, подавайте иск о защите прав потребителей.

Пробовали получить компенсацию от магазина? Расскажите, что вышло:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество