Сталкивались с запретами на работе? Расскажите о странных требованиях начальства
Работодатели часто что-то запрещают сотрудникам.
Иногда требования понятны. Но порой запреты бывают абсурдными и незаконными.
Например, есть дресс-код — ходить в деловых костюмах. При этом девушкам разрешено носить только юбки ниже колена и обязательно капроновые колготки плотностью не ниже 40 ден — даже в +30 °C.
Бывают требования, связанные с безопасностью: нельзя устанавливать рабочие программы на личные устройства. Но в некоторых компаниях в офис не пускают с любыми своими гаджетами, в том числе фитнес-браслетами.
Есть фирмы, которые запрещают сотрудникам курить, пользоваться микроволновкой, покупать продукцию фирм-конкурентов, выкладывать «стыдные» фотографии в личные аккаунты, уходить в отпуск во время важного проекта, разглашать свою зарплату, — список можно продолжать бесконечно.
Расскажите, что вам запрещали на работе? Какие требования приходилось выполнять? Были ли они логичными или скорее абсурдными? Соответствовали ли трудовому кодексу? Какие ограничения вам не нравились больше всего? Пытались ли вы изменить ситуацию и чего смогли добиться? Работаете ли вы до сих пор на том же месте или решили уволиться?
Для вдохновения сотрудники редакции вспомнили запреты на своих прошлых работах и поделились болью.
Никакого пирсинга и компрометирующих фотографий в личных соцсетях
Я много лет работала в отельном бизнесе. По ощущениям, вся работа состояла из каких-то запретов.
В гостиницах много жестких требований к внешнему виду. Часто запрещают носить вторую серьгу в ухе, даже крошечную, а о другом пирсинге не может быть и речи. На ресепшене правила более строгие: например, нельзя, чтобы на пальцах было больше одного кольца, есть ограничения по длине и цвету маникюра. Нельзя надевать юбку без колготок или чулок. В одном отеле требовали носить сеточку для волос на пучке.
Раньше мужчинам запрещали отращивать усы и бороды, но я заметила, что с годами за этим перестали следить. Еще лет десять назад все было гораздо строже. Однажды видела официальный документ о том, что мужчины должны брить тыльную сторону рук, если она слишком волосатая.
Еще было правило не фотографироваться со звездными гостями и ни в коем случае не выкладывать фото в соцсети. За это можно было получить выговор. И вообще нельзя было публиковать какие-либо компрометирующие фотографии.
Например, однажды я выложила фото с коллегами и сделала смешную подпись, которая никак не принижала отель и вообще к нему не относилась. Но пиар-отдел усмотрел в ней что-то обидное, позвонил через пять минут и потребовал удалить фотографию. Забавно, что в тот момент я даже не была сотрудником этого отеля.
На последней работе была сложная система отпусков. Нельзя было отдыхать в сезон — весной и осенью. А другие даты жестко ограничивали: например, если в табеле написано, что можно брать отпуск до 26 февраля, то 27-е разрешат взять только за свой счет, даже если на это нет никаких объективных причин.
Отпускной сезон летом превращался в ад, когда 12—15 человек должны были распределить между собой два с половиной месяца и умудриться соблюсти сложную систему, кто кого заменяет. В итоге в отпуск все уходили на последнем издыхании, а возвращаясь, не только разгребали свои дела, но и подхватывали гору чужих.
Еще во все отпуска требовали включать выходные. Поэтому, если кому-то разрешали взять три дня на майские, оставшиеся четыре он должен был отдыхать с четверга по воскресенье. Взять дни с понедельника по четверг запрещали. Хотя такого требования в трудовом кодексе нет.
Сессия без учебного отпуска
В 2014 году я работал в крупной логистической компании в Санкт-Петербурге. По закону нам были положены учебные отпуска, но на собеседовании устно предупреждали, что брать их нельзя.
Мои коллеги, которые учились в вузах, пользовались своим законным правом и все-таки брали отпуска на время сессий. В компании этому были не рады — и коллег отправляли работать с юга города на север. В итоге их время на дорогу до работы и обратно увеличивалось в два, а то и в три раза.
Никакой музыки на рабочем месте
Мне на работе запрещали слушать музыку в наушниках. Начальник считал, что это будет мешать мне работать и думать головой. Справедливости ради, я занимал самую младшую должность в рекламном агентстве и только обучался азам маркетинга в интернете. Может быть, в запрете и был какой-то смысл. Но с помощью музыки я просто пытался не отвлекаться на разговоры коллег из отдела продаж.
Регламенты по колготкам и чулкам
С 2014 по 2016 год я работала в московском офисе крупной турецкой компании. В больших корпорациях всегда много разных стандартов: от правил подписи до дресс-кода. Но с тем, чтобы у девушек была регламентирована длина юбки или шортов, я столкнулась впервые именно тут.
Сейчас уже не вспомню в цифрах, но точно было требование, чтобы юбка была на ладонь выше колена, длиннее можно, короче — нет. Знакомые даже рассказывали, что поначалу их всех встречали на входе в офис чуть ли не с линейкой. А одну девушку вообще отправили домой переодеваться.
Минимум два раза в год наша компания участвовала в профильных выставках. У всех сотрудников была форменная одежда и требования к обуви. Но у девушек были дополнительные ограничения по чулкам и колготкам. Накануне каждой выставки нас предупреждали: телесный оттенок, никакого эффекта загара и люрекса. И чтобы плотность — только 40 ден. Приходить с голыми ногами было, конечно, запрещено. Меня это страшно пугало, поэтому на все выставки я брала с собой две запасные упаковки чулок.
Еще у нас нельзя было носить яркий маникюр — только нежные пастельные оттенки. Первое, что я сделала после увольнения, — покрасила ногти в ярко-зеленый цвет.