«Это дети недоверия и желания все контролировать»: для чего нужны референсы при съемке контента

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Анастасия Андреевна

Страница автора

Помню лет 9 назад, в мире уже были планшеты, а мой младший брат только пошел в третий класс, я пообещала сводить его на фильм о черепашках ниндзя. Мы ехали в такси, была серая осенняя погода, где-то вдалеке он увидел яркую куртку своего одногодки с героями фильма и раздвинул пальцами по стеклу, повторяя увеличивающее движение гаджета. В тот момент я подумала, что следующие десять лет мир будет усердно стирать границу диджитального с реальным, а новое поколение воспримет результат этого процесса, как данность, мир, который никогда и не был другим. Все так, но не совсем.

Когда после пандемии, набравшись сил и вдохновения, все рванули в гонку за развитием бизнесов, сфера продакшена расцвела, но появились и новые правила. Контент снимается стабильно, потому что соцсети требуют регулярности. Его нужно много и качественного, бюджеты на съемки растут, но ответственность брать на себя согласны единицы, лучше всего договориться на берегу и сделать это наглядно. Так референсы наиболее плотно вошли в нашу жизнь. Они были и раньше, но где-то там далеко, где бюджеты съемок выходили за границы стоимости поездки в Турцию, а здесь на местах люди ограничивались «проверенным человеком».

Референсы и планы съемок — это дети недоверия и желания все контролировать.

В новом мире появились и активно размножились менеджеры по ведению соцсетей (многие из низ предпочитают более красивые названия, но как по мне, это и без того хорошая работа, не требующая украшательств), а популярность приложения Pinterest побила все рекорды. Оборачиваясь на опыт свой и коллег сегодня скажу, что с самых древних времен ничего не изменилось: самобытный контент побеждает контент, созданный из тысяч копий. И хоть в целом, в копировании нет ничего плохого, видимо сначала надо написать инструкцию о том, как им пользоваться.

О правилах использования референсов:

Референсы — это примеры для копий. Давайте признаем это в самом начале. Это нам ничего не даст, но поставит на нужный уровень креатива, что уже хорошо.

Референсы не отменяют подготовку к съемке — это основа, которую многие упускают. Показываю наглядно: повторить атмосферу стола, засервированного винтажной посудой (или копиями под нее, это фото способно попытаться скрыть) и специально застаренными тканями без всего этого, из героев съемки имея только еду, не получится. Так что если на подготовку к съемке есть всего 4 часа, лучше всего 40—60 мин. потратить на поиск референсов и все три часа на поиск реквизита.

Автор: author (inst): i_am_natia — food aesthetics
Автор: author (inst): i_am_natia — food aesthetics

Для того, чтобы получить желаемый диджитал результат нужно максимально прокачать реальность. Опуская работу с ИИ, сейчас именно он устанавливает правила на ближайшие несколько лет, нам нужно только правильно адаптироваться.

Референсы в работе с людьми уместны только если вы используете их как примеры поз, стиля наряда, особенно если работаешь не с профессиональной моделью. Отмечу, что я говорю не про моду и бьюти. Мой опыт ограничивается работой в ресторанной и других сферах услуг, работа с продуктом (готовым товаром) — совсем другое. Пример, референс кампейн бренда одежды — общая новогодняя фотография семейной итальянской траттории. Референс в исходнике — посадка героев фото.

Анастасия Прасолова и Александр Катугин для Trattoria Fettuccine в Сочи
Анастасия Прасолова и Александр Катугин для Trattoria Fettuccine в Сочи

Оглянитесь вокруг, учитывайте интерьер и работу с ним. Не можете найти референсы с общими планами, ищите детали и собирайте кадр самостоятельно. Это сложнее, но так вы не обманете ожидания.

Показывая заказчику референсы, указывайте на что он должен обратить внимание. Здесь можно было бы привести старую буддистскую притчу о том, как слепые описывали слона, ощупав только одну конкретную часть его тела. Но по идее и так понятно: там где вы показываете красный, кто-то смотрит на овал. Слова даны нам для того, чтобы можно было объясниться и избежать этих недопониманий.

Мудборды — это не референсы. Я убеждена, что:

  • имея действующие проект мудборды нужны только под глобальные съемки, в повседневности надо работать с тем настроением, которое уже есть,
  • мудборд — это плохо, когда со стороны заказчика к исполнителю является чем-то вроде «убеди меня в том, что у тебя порядок в голове»,
  • мудборд — это хорошо, когда он оплачивается заранее (потому что представляется большой работой) и является картой настроения и вдохновения,
  • мудборд — не является доказательством того, что съемка пошла не по плану, так как составляется еще до старта этапа планирования,
  • мудборд нужен также для того, чтобы договориться, что белое — это белое, а кошка — это кошка. Это набросок мелком на асфальте там, где потом будет дом (не баня, не отель и не магазин, а дом), но в руках профессионала является продуктом даже в такой стадии.
Энн Хэтэуэй в роли Андреа Сакс. Кадр из фильма «Дьявол носит Prada», 2006
Энн Хэтэуэй в роли Андреа Сакс. Кадр из фильма «Дьявол носит Prada», 2006

В конце хочется сказать, что идеальным является тот сценарий, когда вы собрали команду исполнителей, креаторов, которым доверяете и уже обходитесь без референсов. Просто готовите им в любом формате описание идеи, а команда на месте создает продукт, без рамок, границ, включая время и средства. Но это было бы описанием на уровне «сферического коня в вакууме». Конечно переменных гораздо больше, тут же и психотипы людей, и бюджет, и фазы луны. Все, что угодно может помешать творчеству. Главное себе не мешать, развивать доверие ситуации и людям, а если все-таки контроль возобладал, то доводить его до абсолюта, когда дело касается подготовки. Не хочется мешать бизнесу кофеен, но возможно тогда все ребята из мечтательных особ с латте у окна превратятся в прообраз Энн Хэтуэй с миллиардом поручений и пакетов в руках из фильма «Дьявол носит Прада». Ведь именно так выглядит подготовка к съемке.