«Инклюзия в школе нужна и выигрышна для всех»: две истории о помощи детям с инвалидностью

Опыт читательниц

141
«Инклюзия в школе нужна и выигрышна для всех»: две истории о помощи детям с инвалидностью

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Аватар автора

Катя Булгакова

задала вопросы

Страница автора

В 2022 году в России насчитывалось более 11,3 млн людей с инвалидностью, среди них около 720 тысяч — дети.

К обучению таких людей готовы только 8% российских школ: в них есть лифты, пандусы, безбарьерные входы, контрастная маркировка стеклянных дверей и лестниц. В еще меньшем числе учреждений внедрены адаптированные программы обучения и тьюторское сопровождение для детей с тяжелой инвалидностью и ментальными особенностями.

Две читательницы Тинькофф Журнала рассказали, как сами создали для своих детей образовательную среду и сделали так, чтобы они получали от учебы удовольствие.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Тинькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.

В ноябре и декабре мы рассказываем об инклюзивной среде. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

История № 1

«Всегда можно что-то сделать для своего ребенка»

Аватар автора

Евгения Шимова

не боится пробовать

Страница автора

Мы из Балашихи. В раннем детстве заметили у сына сложное поведение: он часто кричал, визжал. Ему было трудно в детском саду, и мы его оттуда забрали. Леша — первый ребенок в семье, поэтому мы не сразу осознали, что происходит. В 2016 году, когда сыну исполнилось три года, ему поставили диагноз РАС  .

Я приняла это не сразу. Но сейчас знаю, что каждый 36-й ребенок в мире рождается с расстройством аутистического спектра.

Мы устроились в частный детсад и начали заниматься с коррекционными специалистами: дефектологами, логопедами, психологами, нейропсихологами. Эффекта от этого не заметили и поняли: если ничего не предпринять, ребенок не сможет пойти в школу и тогда с ним будет заниматься педагог на дому.

Без контакта со сверстниками человека ждет постоянная изоляция. В такой ситуации замыкается и семья. Я все время находилась дома и присматривала за сыном, выходила лишь на детскую площадку. Во дворе мамы рассказывали, как их дети учат стихи, а мне было нечем поделиться. К тому же сын постоянно нарезал круги, падал на землю, мог подбежать к другим малышам и неспециально кого-то задеть или толкнуть — от этого становилось не по себе. Ребенок с РАС может не ощущать физических границ между собой и другим человеком.

Бабушки и дедушки также звонили и спрашивали, заговорил ли сын, пошел ли на горшок. Эти элементарные вещи даются непросто детям с аутизмом, и мне было сложно отвечать на эти вопросы. Мой круг общения сужался, я комплексовала.

В 2018 году в инклюзивном центре «Подсолнух», куда я водила Лешу на занятия со специалистами, познакомилась с другими родителями детей с РАС. У нас была общая проблема: куда малыши пойдут учиться, когда достигнут школьного возраста.

Коррекционная школа не взяла бы гиперактивных детей, которые не сидят на месте. Их вывели бы на домашнее обучение, и к нам в лучшем случае приходил бы логопед-дефектолог. Он может не знать об эффективных методиках работы с людьми с РАС, например о прикладном анализе поведения и речи, или ABA  . Если и находятся такие специалисты, то в редких случаях. В обычной школе такого нет вовсе, а платные — далеко от дома и дорогие.

Одна из мам подала идею создать ресурсный класс  для наших детей при обычной школе. Тем более в Балашихе такой проект уже существовал и поддерживался благотворительной организацией «Журавлик». Мы обратились в НКО за помощью и начали изучать, какие специалисты нужны и что должно быть внутри.

В школе, при которой был открыт первый ресурсный класс в Балашихе, проводились конференции для специалистов и родителей детей с РАС. Туда приезжали эксперты по прикладному анализу поведения детей из «Журавлика» и подшефных им других ресурсных классов, чтобы поделиться опытом. Мы их тоже посещали и знакомились с экспертами.

Еще мы обратились в городское управление образования, где уже знали, что такое ресурсный класс. Мы сказали, что готовы открыть НКО, организовать поддержку специалистов, привлечь деньги и закупить на них парты, стулья, доску, компьютеры, принтер. В итоге ведомство выделило помещение под класс в местной школе № 5.

В июне 2019 года мы с четырьмя другими родителями основали некоммерческую организацию «Перемена», и я стала ее руководителем. Помогает экономическое образование: у меня управленческие и бухгалтерские навыки. Еще одна мама — программист и ведет сайт, вторая — юрист и работает с документами. Другие решают организационные моменты, например покупают канцелярские принадлежности.

Нам нужны были деньги, чтобы оплачивать работу специалистов, которые владеют методикой ABA, — тьюторов, учителей. В школах таких нет, поэтому мы искали специалистов на стороне. Мы не могли оплатить все сами, поэтому подавались на гранты и собирали пожертвования. О грантах, фандрайзинге и другой специфике НКО мы узнаем от других фондов, из вебинаров и курсов.

В 2019 году мы выиграли первый грант на оборудование — 367 303 ₽. С остальным помог «Журавлик», который в течение первого года оплачивал работу куратора по прикладному анализу поведения, учителя ресурсного класса. Также НКО давала дополнительные деньги тьюторам, которым платит государство, но мало.

Уже в 2020 году мы открыли ресурсный класс. Теперь наша обязанность — ежегодно искать деньги на оплату всех специалистов. В год нужно около 1 300 000 ₽: 600 000 ₽ — на работу куратора, 450 000 ₽ — для учителя и около 250 000 ₽ — тьюторам.

В нашем ресурсном классе учатся пять детей с понедельника по пятницу с 08:40 до 13:20. Они посещают групповые и индивидуальные занятия, а также общие уроки со своими сверстниками без инвалидности: физкультуру, рисование, труд — всегда вместе с личным тьютором. С ним выполняют задания, которые учитель дает всему классу.

Дети с РАС не могут полностью обучаться в общем классе. Так, Леша начал говорить только в десять лет, а другим одноклассникам могут мешать поведенческие проблемы ребят с аутизмом.

Здесь ребята поступили в третий класс. Леша справа
Здесь ребята поступили в третий класс. Леша справа
Ребята занимаются под присмотром тьюторов в ресурсном классе
Ребята занимаются под присмотром тьюторов в ресурсном классе

Перед общим занятием учитель ресурсного класса предупреждает школьного преподавателя, что к нему придут ученики с особенностями. Также он узнает тему урока и готовит для детей с РАС адаптированный материал, например картинки с пояснениями. Если нормотипичному  ребенку понятны инструкции учителя, то ребятам с аутизмом часто надо показать их на карточках — так они лучше усвоят информацию.

Кто-то из детей выдерживает только короткое время. Если тьютор видит, что ребенок перегрузился, то выводит его в ресурсный класс и дает отдохнуть. Задача специалиста — вовремя заметить, что подопечному некомфортно, поскольку сами дети с РАС не могут выразить свои чувства и начинают кричать, плакать.

Учителя сначала относились к нам настороженно и не понимали, почему наши дети будут учиться в обычной школе. Они думали, что ребята будут кричать на переменах, срывать уроки. Сейчас дети занимаются уже четвертый год, и все проходит спокойно.

Чтобы подготовить преподавателей и администрацию к работе ресурсного класса, мы проводили семинары, рассказывали, что собираемся делать, какие могут быть проблемы и как их решать. В этом нам помогали специалисты «Журавлика». Мы переживали и за реакцию остальных родителей, но они отнеслись с пониманием.

Мы также проводим в классах «уроки доброты», где рассказываем учащимся, что есть такие же ребята, как они, но с определенными сложностями. На такие занятия приходят ученики из ресурсного класса и делают вместе со сверстниками общие поделки или рисунки.

Школьники без инвалидности иногда сами посещают наш класс, им интересно поиграть с ребятами в настольные игры, которые мы купили специально для этого. Кто-то узнает о карточках для детей с аутизмом и рассматривает их. В это время тьюторы следят, чтобы общение было дозировано и не перегружало ребят с РАС.

Дети без инвалидности приобретают хороший опыт: они вырастут и не будут бояться нейроотличных людей.

Однажды мне довелось встретить мальчика во дворе, который узнал Лешу, подбежал к нам и поздоровался. Мне было очень приятно, что с сыном общаются ребята без инвалидности.

Поначалу школа вызывала у Леши стресс, а сейчас ему все нравится. Он плохо выговаривает цифры, но может посчитать от одного до десяти: нажимает кнопку в лифте, называет число и смотрит на меня, чтобы я его похвалила. Думаю, ему это интересно, потому что у него получается.

Письмо дается сыну сложно из-за проблем с моторикой, читать тоже еще учится. Ему тяжело воспринимать что-либо на слух, и пока он запомнил только гласные буквы. Постепенно все это наращивается.

Сейчас Лешу можно понять: если он устал, может сказать тьютору «уйти» или дать карточку PECS  с этим словом. Некоторые дети пользуются коммуникативным планшетом с похожими картинками. Сыну тоже интересно его включать: он слышит, как озвучиваются слова, запоминает их, пересматривает. Леша также начал самостоятельно обуваться, одеваться, ходить в туалет. Таким бытовым навыкам детям с РАС научиться сложно, и школа в этом сильно помогла.

Часто Леше комфортнее заниматься в наушниках, которые подавляют шум
Часто Леше комфортнее заниматься в наушниках, которые подавляют шум
Так проходил урок ИЗО в общем классе
Так проходил урок ИЗО в общем классе
1/2
Часто Леше комфортнее заниматься в наушниках, которые подавляют шум

Леша по-прежнему ходит четыре раза в неделю на разные творческие кружки в инклюзивный центр «Подсолнух». Еще посещает занятия по музыке, кулинарии, социально-бытовой адаптации и по сенсорной интеграции  .

После того как мы открыли ресурсный класс, я чувствую, что мы не изгои в обществе — мой ребенок точно так же с утра берет портфель, надевает школьную форму и идет в школу.

Семья не изолируется, а у сына нормальная жизнь.

Инклюзия в школе нужна и выигрышна для всех. Думаю, мне было бы психологически легче, если бы я знала об аутизме раньше: я бы меньше пугалась и лучше поддержала своего ребенка. Инклюзия делает обучение более комфортным: специалисты помогают как людям с особенностями, так и другим детям, учителям в школе, сотрудникам администрации. В учреждении начинают бережнее относиться друг к другу.

Я советую не бояться пробовать и объединяться с другими людьми, потому что так легче идти дальше. Всегда можно что-то сделать для своего ребенка.

История № 2

«Каждый ребенок — в первую очередь человек, а не набор диагнозов»

Аватар автора

Анастасия Хандажинская

меняет жизнь детей вместе с единомышленниками

Страница автора

Когда я узнала, что у моего сына множественные нарушения развития, земля ушла из-под ног. Такой диагноз тяжело принять, и я не знаю никого, кто придал бы этому мало значения.

Но дальше у каждого родителя есть выбор: искать причины и мучиться оставшуюся жизнь или попытаться принять это и думать, как жить дальше. Мы выбрали второй вариант.

Когда Мише был год, мы начали ходить в московский Центр лечебной педагогики на индивидуальные занятия. Затем в 2011 году перешли в группу для ребят с множественными нарушениями развития. Там я познакомилась с другими родителями детей с тяжелой инвалидностью.

Вместе мы начали думать о будущем своих ребят, о школе. Обращались в разные учебные заведения в Москве, но поняли, что таким детям, как наши, невозможно там учиться: десять лет назад в России мало кто был знаком с понятием инклюзии. Ребят с тяжелыми нарушениями уже перестали признавать необучаемыми, но учиться разрешали только на дому. Никому не хотелось иметь дело с детьми, которые сидят в инвалидной коляске, не разговаривают, не двигаются и не пользуются туалетом без помощи.

Чтобы такой человек мог ходить в школу, нужна большая поддержка: индивидуальный сопровождающий, доступная среда — лифты, пандусы, широкие дверные проемы, специально оборудованный просторный туалет. Также важна работа специалистов, которые предложат детям дополнительные средства коммуникации и подберут технические средства реабилитации, чтобы ребенок комфортно сидел и мог сфокусироваться на учебе.

Подходящей школы не нашлось, и мы с родителями решили организовать обучение сами. Нас поддержали и проконсультировали специалисты Центра лечебной педагогики и его директор Анна Битова. В 2012 году мы объединились в сообщество «Краски этого мира» — в него вошли первые пять семей с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Сейчас в нашей НКО 13 семей и 14 ребят с инвалидностью.

Мы начали готовиться к открытию класса: ездили в наиболее приспособленные для людей с инвалидностью учебные заведения в Москве, Пскове, Санкт-Петербурге. Там изучали, какие есть методики преподавания, как организовать процесс, сколько человек в классах, какая нужна поддержка для ребят. Мы также ездили в США и Францию, чтобы посмотреть, как устроено их образование, какие специалисты и по каким методикам работают.

Три года мы учились, сплачивали коллектив семей, пробовали разные форматы занятий в Центре социального обслуживания, знакомились и общались со школами — искали ту, что будет готова принять наш класс. Наконец, в начале 2015 года на нашу просьбу откликнулась московская школа № 1206, и в сентябре ребята приступили к подготовительным занятиям. В первый класс они пошли в 2016 году.

Администрация школы выделила нам три новые педагогические ставки: дефектолога, логопеда и психолога. Их труд оплачивает государство. Нам достался класс в здании, которое взял в аренду фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Внутри сделан ремонт, организована доступная среда, созданы мастерские: керамическая, столярная и свечная. Еще есть кабинет социально-бытовой ориентации, где ребята могут учиться готовить, стирать и гладить.

Дальше мы искали учителей и сопровождающих, пригласили молодых специалистов, которые помогали придумать учебную программу. Все дети прошли психолого-медико-педагогическую комиссию и получили заключения о необходимости специальных условий — такие требования нужны для обучения в государственной школе. Взамен мы получили свободу в выборе обучающей программы: от людей с тяжелыми множественными нарушениями развития не требуют подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

В итоге каждый ребенок занимается по индивидуальной программе, а все обучение рассчитано на 12 лет. Всего в классе 10 ребят с множественными нарушениями от 12 до 16 лет: двое полностью незрячих, один с нарушением слуха, дети с ДЦП, аутизмом, разной формой эпилепсии, синдромом Ретта  , восемь детей передвигаются на колясках.

Несколько человек изучают академические предметы — русский язык, окружающий мир, математику. Кто-то тренирует свои социально-бытовые навыки: готовит макароны, заваривает чай, сортирует одежду. Проходят и общие уроки: музыка, физкультура, кулинария.

Ребята посещают занятия три дня в неделю: по понедельникам, четвергам и пятницам с 10:00 до 15:00. Каждого сопровождает личный помощник — он знает, как переодеть и покормить ребенка, помочь с туалетом. Мы специально обучаем этому сопровождающих, чтобы дети чувствовали себя комфортно, а родители могли спокойно отправить их в школу.

Некоторые помощники забирают детей в школу из дома и затем привозят обратно, часто на социальном такси. Все зависит от возможностей и пожеланий семьи. В этом году обучение и работу команды сопровождающих нашей ассоциации поддержал Фонд президентских грантов.

Ребята учатся уже девятый год. Они уезжают в школу, где интересно и есть друзья, а родители в это время занимаются своими делами. Моему сыну Мише тоже нравится: он общительный парень, ему интересно с разными людьми.

Алиса с сопровождающей Катей на перемене
Настя и педагог София на уроке пространственной ориентации. Настя не видит и учится понимать на ощупь, где находится
Уроки кулинарии
Мирон на уроке керамики за гончарным кругом

Чтобы наши ребята чаще виделись с людьми без инвалидности и получали опыт такого общения, мы создали второй проект — интегративный клуб в Московском зоопарке. Мы всегда зовем желающих разных возрастов.

Два раза в неделю проводим открытые бесплатные занятия: общаемся с животными, мастерим поделки, валяем из шерсти, слушаем живую музыку, устраиваем чаепития. Люди без инвалидности занимаются сами, а детям с особенностями помогают сопровождающие. Специалисты следят, чтобы участвовали все ребята — пусть даже просто выбирали цвет для рисунка, если не могут рисовать сами.

Нам важно создать дружелюбную среду, чтобы гости не пугались общения с людьми с инвалидностью. Ведь в любом человеке с тяжелыми множественными нарушениями внутри целая вселенная: ему нравятся определенные животные, еда, люди, предметы. Каждый ребенок — прежде всего человек, а не набор диагнозов. И чтобы это заметить, можно заняться общим делом.

Наши активности в зоопарке
Наша гостья Яна и музыкальный педагог Вероника. Яна не из нашей НКО, но пришла к нам на открытое занятие
Общий урок музыки

Мы стараемся дать детям возможность получить разный опыт и понять, что им интересно и что нравится. В 2022 году мы выиграли грант 1,5 млн рублей от благотворительного фонда Владимира Потанина. На эти деньги организовали для детей знакомство с 12 видами спорта — побывали на стадионах, катках, бассейнах, спортцентрах, где тренируются настоящие спортсмены. Узнали, что такое боулинг, следж-хоккей  , фигурное катание, бокс, пляжный волейбол, футбол, керлинг. Они выходили на поле, трогали ворота, мяч, сетку, лед, примеряли боксерские перчатки, знакомились с профессионалами.

Кроме этого, раз в год мы всем нашим сообществом выезжаем в лагерь, который проводит ассоциация. Педагоги и сопровождающие специалисты присоединяются со своими семьями, и это здорово: родственники начинают лучше понимать их работу.

Я ценю нашу команду, потому что мы все делаем сообща. У каждой мамы своя роль: одна занимается бухгалтерией, другая работает юристом, третья пишет посты в соцсети. Среди нас есть врач, дефектолог и инструктор адаптивной физической культуры. Каждая старается быть полезной.

Наши волонтеры заняты не больше 15 рабочих часов в неделю, и они работают где-то еще. Я директор организации, но занятость у меня частичная и зарплата небольшая — до 30 000 ₽. У меня есть основная работа — я ведущий научный сотрудник в Институте молекулярной биологии РАН, доктор химических наук.

Мы с мамами непрерывно учимся. В 2023 году я окончила менеджерский курс Московской школы профессиональной филантропии. Мы и сами организуем обучение специалистов — в 2023 году провели курс для сопровождающих на деньги Фонда президентских грантов. Приглашенные эксперты знакомили учащихся со средствами альтернативной коммуникации, объясняли, как оказать экстренную первую медицинскую помощь, накормить, ухаживать за человеком и перемещать его.

Мы сформировали свой опыт и с огромным удовольствием его передаем. Если такое сообщество, как наше, будет у каждого в его районе, это сильно упростит жизнь.

Все наши ребята научились общаться, не стрессуют в магазинах или на стадионах. Они существенно лучше приспособлены к жизни, чем раньше, могут показать и рассказать, что им нравится.

Мы с другими родителями не жалуемся и не предъявляем миру никаких претензий. Стараемся поддержать себя, друг друга и сделать сообща для наших ребят все что можно. Наша история о том, что жизнь продолжается.

Миша, Аня и Дима на уроке «Человек». У каждого есть сопровождающий тьютор
Миша, Аня и Дима на уроке «Человек». У каждого есть сопровождающий тьютор
Общее занятие «Круг» проводится каждый учебный день. Все обсуждают, в каком пришли настроении, какая погода, и делятся всем, чем хотят
Общее занятие «Круг» проводится каждый учебный день. Все обсуждают, в каком пришли настроении, какая погода, и делятся всем, чем хотят
Катя БулгаковаРасскажите, какие помогающие людям с инвалидностью проекты вы поддерживали?
  • Laska ZimaНу хейтеры, ату! Резко все минусить этот коммент. Но я скажу о наболевшем. Я против резко инклюзии или может быть (но это не точно) против инклюзии в таком виде, какая есть сейчас. В нашем саду инклюзия. Что расстраивает 98% родителей. Нашим детям по 5 лет, к нам в группу из старшей перевели мальчика аутиста. Абсолютно невменяемый, неуправляемый, агрессивный ребенок. Моё знакомство с ним было очень знаменательным. Когда я пришла забирать свою дочь на участок с прогулки, я зашла на веранду, там возле стола играли три девочки и этот мальчик. Дети меня не видели. Игра была спокойная и ничего не предвещало. Но внезапно этот мальчик схватил огромный деревянный брусок и ударил со всей силы девочку прямо в темечко. Кровь, визги, слезы, я смотреть на это не стала сразу же вызвала неотложку. Инцидент замяли. Мнение об этом мальчике поменять уже не получится. Просто на ровном месте. Девочка его не провоцировала, даже не обращалась к нему. Просто мальчик играл и ему в башку взбрело что ударить по голове тяжелой деревяшкой это ок. Второй раз я познакомилась уже с его бронелобой мамашей. В саду после сна, этот мальчик подошел и сильно (до синяка) ударил мою дочь по спине. Я свою учу давать сдачи изо всех сил. Чтоб не лезли больше. Моя, конечно, ответила так, как я ее учила. В итоге, в тот же вечер я пришла забирать ребенка и на меня налетела с орами его мамаша. Ну и пользуясь случаем я сказала ей все что думаю. Больше инцидентов с моей не было. Он наверно не такой уж и недоразвитый, понимает наверно, к кому больше не стоит подходить. Но жалобы других родителей минимум 3-4 раза в неделю в чате появляются. А его мать просто их игнорит. Так вот, уважаемые родители, особенных детей, да, бывают особенные детки нормальные, без агрессии. А бывают вот такие как у нас. И нам не дали специального воспитателя для такого ребенка, хотя он положен. Отвлекают воспитателей от наших детей. Я да, абсолютно против инклюзии. Вэлкам: минусите! 😏70
  • AlephОх нет, инклюзия далеко не всегда выигрышна. Знакомая учительница начальной школы жаловалась, что в её классе как раз-таки есть один "особенный" ученик - парниша может посреди урока начать кататься по полу, например, или в приступе агрессии схватить ручку и пытаться зарядить ею кому-нибудь в глаз. А вспышки гнева на пустом месте у него случаются регулярно. В итоге учительнице приходится тратить время урока, чтобы утихомирить одного буйного ученика. При этом родители наотрез отказываются его перевести в спецшколу, потому он абсолютно нормален в их понимании. А то, что он мешает учиться всему классу - это уже не их проблемы.29
  • Выдра в гетрахВот это инклюзия здорового человека. Заметьте, усилиями родителей в основном. А то, как сейчас инклюзия реализуется на государственном уровне - это трэш. Ведь мало того, что нейротипичным детям тяжело учиться с агрессивными и неуспевающими детьми, так и для самих этих детей это тяжело и ведёт скорее к проблемам, чем к развитию. Я думаю, что многие дети с отклонениями и сами понимают, что отличаются от коллектива, что не так хорошо занимаются, что над ними смеются или их презирают... То есть, инклюзия сейчас проходит как закидывание неподготовленного ребёнка с РАС, СДВГ или ЗПР во враждебную к нему среду. И плохо в итоге всем. А вот такие проекты как в этом тексте, я готова поддерживать, в т.ч. и как волонтёр. Поищу такое в своём городе.41
  • Laska ZimaAleph, вот именно. Мешает всему учебному процессу. И всем все равно.9
  • ElenAleph, а есть ли такая спецшкола? Если у него нормальный интеллект, то в коррекционную школу 8 вида его не имеют права взять. Такие дети находятся в лимбе. Их, разумеется, нельзя отправлять к умственно-отсталым детям в коррекционку, а школ для детей с девиантным поведением не осталось, сейчас всех инклюзируют об других учеников и несчастных учителей. Тут либо дома сиди, либо ходи в обычную школу.11
  • Елизавета ИоноваAleph, и у нормиков есть дети в классе, что постоянно срывают уроки, что уж все на РАС валить... Об инклюзии можно говорить в том случае, если в классе с нормиками учится ребенок с установленной инвалидностью (физической или ментальной). При этом СДВГ основанием для инвалидности не является (поправьте меня, если я ошибаюсь). И в этом случае у ребенка в ИПР прописан тьютор. Если у ребенка сохранный интеллект, но проблемы с поведением, тут может быть многое – от невоспитанности и быстрой возбудимости до бог ещё знает чего. То есть плохое поведение это не всегда ментальная инвалидность. И не всегда нормики гарантируют приличное поведение на уроках. Способы решения этой ситуации есть, и даже в законном поле.14
  • ТатьянаLaska, это потому что организовано все через жопу :( В первой истории как раз описывается то, как это должно быть. При правильной организации ничего этого не происходит. Я училась в школе в сша. Там инклюзия, в школе было достаточно много детей с инвалидностью от СД, до тяжелых дцп (естественно я диагнозов не знала, сужу лишь по тому, что видела и дальнейшему опыту). Ни разу никаких проблем в нашей школе не возникло за время моего обучения там. Дети с инвалидностью имели свой большой класс, с огромным окном (что не характерно для американских школ, окна там встречаются не часто), на определенные предметы они присоединялись к здоровым детям. С нами в классе риторики занимались двое детей с СД. С ними всегда была тьютор. Никогда и никому они не мешали, приэтом они активно участвовали в самом уроке. Остальные ребята относились к ним с уважением, всегда очень доброжелательно. В итоге, дети с инвалидностью получали социализацию и образование, дети здоровые получали не меньше: они учились общаться с теми, кто отличается от других, учились быть добрее, а это очень важно для всего общества. Но если ребенка с рас, или даже просто со сломанной ногой бросить в класс, а дальше "пусть сам гребет", то получается плохо всем: и учителю (если физрука обязать обучить бегать того, у которого гипс, то тоже фигня получится), и деткам с инвалидностью, и обычным деткам. Но у нас в основном они слово "инклюзия" добавляют, на этом и заканчивт эту инклюзию. Хорошо, когда подобрались активные родители, но зачастую к моменту школы родители на столько вымотаны борьбой с государством (это уже другая тема) и на столько замкнулись в своем мире, что не могут сворачивать горы и остается лишь функция "защитить чадо", а от чего защищать, там уже не хватает сил осозновать :( В итоге государство просто бросает семьи на самостоятельное выплывание и сталкивает всех лбами "да начнутся голодные игры", а сами пилят бюджеты и получают медали за "инклюзию"53
  • ТатьянаВыдра, да, а при правильной организации булет комфортно всем и есть надежда, что когда-нибудь уйдет и враждебность к тем, кто не такой, как все10
  • Артем СтепановLaska, класс, типовая экстраполяция одного случая на всех. Как в анекдоте "но прибор то есть"8
  • Laska ZimaТатьяна, вот абсолютно согласна с вами. А в нашей ситуации еще проблема именно в бронелобой мамаше. Она прекрасно понимает, что ее ребенок агрессивен, но стоит на своем и прикрывается его инвалидностью, якобы это мир суров. Но В детском саду ничего не утаишь, как она пыталась орать на меня, как она орет на воспитателей- так же точно она разговаривает со своим сыном, когда заходит за угол. Все не раз это слышали. Вот такие дела. Все из семьи5
  • ТатьянаLaska, да больных мамаш вагон, инвалидность-просто удобный аргумент, но очень многие мамы детей с инвалидностью стараются это не афишировать, не пользуются правами (в поликлинике, например, без очереди могут идти, но в большинстве случаев даже зная об этом, все равно сидят), а есть те, кому по жизни все должны, а почему-всегда можно придумать и инвалидность в данном случае для них как аргумент. Только вот они громкие и по ним начинают обо всех судить, хотя их меньшинство, на самом деле16
  • Laska ZimaТатьяна, опять же в этом же году к нам пришла девочка 6 лет, с умственной отсталостью, она и меньше наших пятилеток, и действительно, видно что девочка отличается, но насколько видно что ребенок ласковый, излюбленный, она всегда подойдет, покажет свое платьице, с девочками играет прекрасно. И что мы видим глядя на ее родителей? А забирают и приводят ее и мама и папа по очереди - мы видим абсолютное принятие и мамы и папы - они всегда разговаривают с ней нежно, ласково, разумно. И соответствовало ребенок такой же. Почему то против этой девочки у нас ни один родитель не высказался. Против же этого мальчика мы собрали 100% подписей по какой то там форме. Приложим максимум усилий чтоб оградить наших детей от такой вот «инклюзии»28
  • Лимончелла"Инклюзия в школе нужна и выигрышна для всех" - нет, и ещё раз нет. На 2 вот этих благополучных истории найдется 20 от родителей "с другой стороны". Ребенок с отклонениями ребенку рознь, есть такие неадекваты, что к ним приближаться страшно даже взрослому, не то что ребенку.9
  • ТатьянаLaska, но, согласитесь, что у той мамаши и здоровый ребенок был бы с большой долей вероятности, агрессивным. У сына в саду были здоровые дети из каких-то диких семейств, которые других били, кусали, толкали. А был глухой мальчик, который первый год пугал громкими вскриками и тд, но потом ему сделали слуховые аппараты и все это прекратилось, появилась нормальная речь, а ребенок был просто замечательный, очень добрый и ласковый. У меня у самой дочка особенная, она ходит в садик при реабилитационном центре, в группе сейчас 6 детей, но абсолютно все очень милые, ласковые, спокойные (не заторможенные, просто без истерик), но и родители все спокойные. С другой стороны, эти родители не боятся за будущее детей, государство очень многое делает, чтобы оно не просто было, а было максимально комфортным, может поэтому они спокойны 🤷🏼‍♀️. У нас только в на комиссию для мсэ сходишь , ведро помоев получишь,а потом с комздравом по судам побегаешь, чтобы лекарства у ребенка были и мама не в тюрьме за самостоятельную покупку этих лекарств, и можно кукушечкой уехать, спокойные-это самые стойкие17
  • Laska ZimaТатьяна, согласна. У той мамаши перед этим мальчиком еще пятеро. Мы видели троих старших, двух сестер и брата. Общение абсолютно такое же.6
  • ТатьянаLaska, те дело не в болезни, а в воспитании :( Жалко детей, на самом деле, но сделать ничего не сделаешь :(9
  • Laska ZimaТатьяна, об этом я и говорю. Не проработана эта инклюзия в должном виде. Диагноз есть- пожалуйста, буду ходить к нормальным детям,- имею право. А то, что ребенок неуправляемый, агрессивный - для нее же это норма. Она считает что мы нагнетаем. Что ж… Мы никак не защищены от этой ситуации. У нас и на площадке есть особенные детки - и все очень приятны в общении. Не агрессивны - это ключевое. Так откуда это? Разумеется на площадке общаешься с родителями и всё видно как на ладони. Вменяемые любящие родители - и такие же дети. Пусть и с особенностями. Вот этот вопрос нужно прорабатывать, а не просто выполнить план, сказали инклюзия и мы напихаем вам всех кого ни попадя.4
  • ТатьянаLaska, да, именно. Все эти вопросы должны решаться на государственном уровне, а не на самотек пускаться2
  • Laska ZimaТатьяна, вы правы. Дело не в болезни. Я вообще не видела солнечных деток агрессивных. Этот первый на моем опыте. Дело именно в том, что мама считает, что орать на всех вокруг это вариант нормы. В той группе родители видимо «ели» все от нее. У нас родители в группе не такие. Когда случился конфликт, я, если честно, не думала что все 100 процентов встанут на мою сторону. Видимо до этого случаи тоже были. Я просто первая заявила во всеуслышание. Я свою дочь одна воспитываю, поэтому я ей и мама и папа- защищать в любом случае мне. Так все и вышло.1
  • ТатьянаLaska, честно, я тоже не видела их агрессивных. Знаю про агрессию при рас, но зачастую вызвано препаратами от сопутствующих болезней, те при смене препарата агрессия уйдет. Проблема в том, что не всегда эти препараты можно убрать, грубо говоря, поменял терапию, агрессия ушла, а эпилепсия вернулась и развитие откатилось. Иногда родителям тоже приходится лавировать между всем этим, это очень тяжело. Но наличие тьютора наверняка бы проблему эту могло решить0
  • Laska ZimaТатьяна, а нам он не выделен. Хотя по нормам обязаны это сделать2
  • ТатьянаLaska, это скорее правило, чем исключение, к сожалению :(1
  • Елизавета ИоноваМне кажется, в целом проблема растет из того, что 100% комментаторов, выступающих с позиции "нам эти неадекваты не нужны" не допускают мысли, что рождение такого ребенка это лотерея. Никто (!) не знает, почему появляется такой ребенок – с ментальными или физическими особенностями. Да, есть риск патологий при алкоголизме и прочих зависимостях, но почему-то его экстраполируют на всех. Никто из сообщества родителей инвалидов не выбирал такого ребенка, поверьте. Отличные анализы в беременность, отличный апгар, а потом... И задача инклюзии – сделать мир лучше и терпимее, потому что никто, абсолютно никто не застрахован. Мы, родители особенных детей, хотим встроить их в жизнь, как, собственно, и все родители. В комментариях много пишут об агрессии таких детей. Так вот, агрессия есть в норме у всех. Вот это не все готовы принять. К нашей школе вообще много вопросов, и мы не можем ждать, пока их решит кто-то, дети растут здесь и сейчас. Юное поколение нормиков в возрасте постпубертата сознательно выбирает затворничество. Родители особенных детей хотят дать своим детям выбор во всем - в форме образования, образе жизни, развитии способностей и т. д. Отлично, что получается хотя бы у кого-то.16
  • AnnaЕлизавета, проблема растет из того, что часто инклюзия только на словах. Если все как в статье - личный тьютор, специалисты, то никто не будет против.22
  • Елизавета ИоноваAnna, согласна с вами. И все же стоит начать с элементарной человечности, хотя бы не говорить детям, своим детям, что, мол, вот будешь в игрушки свои дурацкие играть, станешь как дурачок из спецшколы. Тьюторов не хватает на школы I – VIII вида, их ценность как специалистов неясна тем, кто верстает бюджет. Ещё горы работы впереди. В Москве с этим лучше, чем в регионах, но и то...8
  • Eugenij NikiforovЯ работал на самом краю этого профиля - в детской паллиативной медицине. Очень смешанные чувства. Иногда мне кажется, что современные методы продления жизни льстят "добрым" родителям, но детей скорее мучают.10
  • Надежда МаховаТут нужно понимать, насколько родители занимаются ребенком или спихнуть в школу и :"Вы обязаны". У большинства учителей нет специального образования, они не знают особенностей, плюс, на них ответственность за остальных детей. Я встречала и вовлеченных родителей, и таких, которых описала выше. Плюс, зависит от уровня интеллекта ребенка. У нас в подъезде живет мальчик. Ему 13 лет. Я, взрослая тетя сорока лет, с ним одна даже в лифте боюсь оставаться, не то, что ребенка в класс с таким отдавать. Еще - наличие тьютора. Без него посещение такими детьми общеобразовательных школ, я считаю, невозможно. Не только они сами, даже, если не агрессивны, но и другие дети могут ожидать. И мое мнение укоренилось в том, что большая часть таких детей должна посещать все-таки специализированные учреждения, т.к.. Моя знакомая работает в детском саду с аутистами. У нее специальное образование, работает больше 20 лет. На площадках я тоже встречала таких детей и, как я писала в первом абзаце, есть родители, которые сели на лавочку и отключились. Есть те, кто следит и пытает адаптировать. Если к моему ребенку подошел мальчик в два раза старше и крупнее и начал его толкать и отбирать игрушки, даже, если он не страдает никаким расстройством, насколько я должна быть толерантна, чтобы не надавать его маме люлей?13
  • СветаLaska, целиком поддерживаю. Детей с ментальными расстройствами не стоит отправлять в обычные классы. У меня родственник с РАС, знаю, о чём говорю. Вообще не понимаю, искренне, почему остальные дети должны топтаться на месте, если в классе есть ученик с УО. Миф про гениев-аутистов — навязанный штамп, который сейчас так популярно муссировать в поп-культуре. В большинстве случаев — это инвалиды, которые могут не заговорить к школе, как в нашем случае. Если у ребёнка лёгкая степень отставания и относительно адекватное поведение, ещё можно рассмотреть вопрос о переводе в обычный класс. Я заканчивала школу, где учились особенные дети. Так вот, это были люди с дцп, в большинстве своём, с сохранным интеллектом, а также дети с небольшим УО. Проблем не возникало. А учить со всеми тех, кто не умеет даже смотреть в глаза собеседнику — ну, такое. Мы, родственники, просто выгорели, и смотрим на жизнь уже цинично.8
  • ясеньв Швейцарии очень мило и душевно относятся к аутистам. педагоги могут приходить в школу только для одного ребенка, специальные давать карточки. думать и вникать, как помочь конкретному ребенку, какие б приколы его мозг не выкидывал. все внимательные, понимающие. на самом деле у нас и в обычном садике есть девочка инклюзивная. но педагогов нет, просто тот же самый воспитатель. получается что половина времени уходит на одну эту девочку, а половина на всех остальные 20 детей. так не должно быть. в целом у аутистов прекрасно то, что интеллект может быть не просто сохранным, а выше среднего. конечно, поведение сперва шокирует, но общаться не мешает. могу сказать, что я за инклюзив в садиках и школах для детей с сохранным интеллектом. но нужен дополнительный воспитатель/педагог только для этого/этих детей, хотя бы как на подмогу обычному.9
  • Светлана БелянкинаТатьяна, наше государство так и делает. А остальные выплывают пусть сами. И не только с больными детьми.0
  • Светлана БелянкинаТатьяна, выдавайте лекарства которые положены таким людям. И всем будет спокойно. И не нужно в тюрьму не по делу сажать.1
  • Елизавета ИоноваСистемный, мы все доситавляем проблемы другим. В каждую минуту существования. Мы же люди все-таки, умеем сосуществовать в обществе. И этому стоит учиться в детстве. А то не дай бог родителя деменция накроет и он начнет доставлять реальные проблемы собственным детям. Или "это другое"?11
  • ВаньшаСистемный, это очевидно невозможно, иначе вообще не было бы проблемы "иных" людей. Перестройка сознания - процесс по определению дискомфортный, поэтому полноценно ввести в общество инвалидов и одновременно оставить вас в своем уютном мирке не получится.10
  • Надежда МаховаLaska, к сожалению, у них копеечные оклады. Моя знакомая, после универа, пошла в обычную школу. Оклад 25 . Сплошные требования. В т.ч. от родителей. В итоге, ушла в частную школу. У нее своя семья и жить на что-то надо.5
  • ТатьянаНадежда, и опять же к кому вопросы.... Мы сейчас в нидерландах живем, дочка ходит в садик при реацентре, все государственное. С ней работает толпа специалистов. Текучки в центре нет совсем, за то есть очередь из желающих (у нас воспитатель одна уволилась, тк переезжали в другой город семьёй, новая была на следующий же день, если кто-то заболевает, с заменой тоже никаких сложностей не возникает). У терапевтов практику проходят студенты (присутствуют на всех занятиях в течение года, им объясняют все нюансы), учатся несколько лет прежде чем приступить к работе. Видно, что люди любят свою работу и довольны условиями. Так и должно быть, от этого только всем лучше, но все это нужно организовывать, те работа на уровне правительства и министерств, а не садиков и родителей. С другой стороны, если голландцы смогли это организовать, то почему наши не могут? Столько гордости на тему величия страны, но величие-это когда люди защищены, спокойны и счастливы, а не это вот все.9
  • ТатьянаСмузивый, воспитать в себе доброту к окружающих, а не жить, зацикленным на себе и своих потребностях, например. Потому что это сделает мир, в котором вы живете, лучше и если, не дай бог, такая беда случиться в вашей семье, одним страхом в видении будущего будет меньше, а это уже не мало, поверьте11
  • Надежда МаховаТатьяна, я работала и работаю в госучреждении и, к сожалению, очень много надо показывать на бумаге. Иногда, департамент настолько оторван от жизни, как будто, они (к примеру) в Голландии живут, а ты, даже не в Москве, а где-то в глубинке. Постоянно какие-то невнятные обучения и требования. Ладно бы, по делу, и текущей работы от тебя не требовали, так и текущей кто будет заниматься? "Обучают" какие-то девочки в розовых очках. Кто такие и почему занимают места- другой вопрос. Возможно, как я уже написала выше, в Голландии зарплата лучше, уважение, плюшки социальные. Всегда вспоминаю Цискаридзе, который рассказывал про детей из своей академии. Очень показательно. При том, что дети там здоровые, по всем параметрам. Да и вообще он много рассказывал того, что у нас в образовании замалчивать принято.1
  • ТатьянаНадежда, да, я как раз к тому, что в голландии у людей хорошие зп (если откровенно, тут, на сколько я понимаю, все зп +- сбалансированы, те нет такого, что ты работаешь 40 часов в неделю, а на еду нехватает, разрывы по зп не такие как в россии) и любой труд здесь ценен. Те, грубо говоря, детей не пугают будущей профессией дворника 🙈. Сколько бумажек им заполнять надо, честно, не знаю, может у них на это отдельные сотрудники есть, тк на родителях вообще никакой нагрузки нет: ходунки, специальный велосипед трехколесный (педали расположены, как у нормального велосипеда, но 3 колеса, а не 4, для устойчивости), ортопедическая обувь, лекарства, все обследования, реабилитации-от меня требуется только устное согласие, типа "да хочу", остальное они сами все оформляют, согласовывают и мне надо только на примерку и на прием приводить ребенка. Никаких мсэ и уж тем более судов за лекарства, битв в садах и школах не требуется. А с ребенком в саду так носятся, что , откровенно если, ее дома меньше в попу целуют, хотя уж более залюбленного ребенка представить себе сложно 🙈 Но все это возможно только когда процесс правильно выстроен и люди довольны своей жизнью6
  • ТатьянаСмузивый, ну вас ничего воспитать в себе не получится. Остается надеяться, что в будущем не столкнетесь с отсутствием этого гуманизма в отношении вас и ваших близких9
  • Надежда МаховаКогда государству нужны граждане - они будут заботится о них на словах, а не на деле. Сейчас с этим тоже такой разрыв и такие крайности.2
  • Елизавета ИоноваСмузивый, в воспитании в себе человечности, эмпатии, умения сострадать и понимания, что сегодня ты нормик с мамой и папой, а завтра может что-то случится и жизнь переменится. Умению быть человеком надо учиться. Это не только успешный успех.11
  • ТатьянаНадежда, наоборот, но да, так и есть :) Причем зачастую проблема в долгосрочном планировании: вложись в детей первые годы жизни (вот в нашем случае это лекарства бесперебойные и реабилитации первые несколько лет жизни) и все шансы, что ребенок вырастет обычным (да, со своими заморочками по здоровью, но для общества он будет обычным), будет жить полноценной жизнью, работать и платить налоги (в итоге отобьет для государство, все вложенное в него), но у нас забивают, таблетки по суду и с приставами выбивают (от них просто очень сильно зависят шансы, но тк они не зарегистрированы в рф, то просто пойти и купить родители не могут, только на черном рынке за дикие деньги и с юридическими рисками), реабилитации-вообще отдельная тема (у знакомой ребенку сказали в реацентре не ходить на рисование ,тк он рисовать не умеет, ребенку 3 года было 🤦🏼‍♀️), те можно найти спецов, но все это очень дорого и в основном только в самых крупных городах есть, те опять же не все родители могут это дать своим детям. Те да, государству вначале надо вложиться, но в итоге часть детей даже ВО получает (в штатах их процент выше, в россии это скорее исключение), но потом получать от этого ребенка обратно. Либо забить вначале, а потом платить хоть и нищенскую, но пенсию много-много лет, грузить систему здравоохранения и прочее. Но ведь это будет "потом". Про общечеловеческий фактор я вообще молчу, который деньгами не измерить, тк самое главное для любого родителя-нормальная жизнь для их ребенка, а этого достичь невозможно без лекарств и работы со специалистами в детстве, к сожалению.5
  • ТатьянаПо поводу социума, хочу еще пример привести из недавнего. Девочка, с диагнозом, но в ремиссии, хорошее развитие, хотя дается тяжелее, чем обычным детям и дома с мамой очень много занимаются. В детском саду (логопедический обычный), ребенка драконили воспитатели. Прошлой зимой им там всем елочки повесили и на елочки клеили снежинки, в качестве пятерок за рисунки, поделки и прописи. У всех елочки все в снежинках, а у этого ребенка ничего. Воспитатели аргументируют тем, что "не достаточно хорошо рисует, не достаточно хорошо пишет (я видела видео как она пишет, делает это лучше, чем мой сын-нормик в том же возрасте, сейчас у нее вообще каллиграфический почерк,я таких у детей и не видела никогда). Те ребенка маленького взрослые шпыняют, что она не такая, не достойна-ну не дикость?! В итоге в этом году они пошли в школу, подправили медкарту, чтобы не за что цепляться было и о чудо, ребенок-молодец, со всем справляется. Причем мамы прекрасно понимают, что переделка карт-это плохо, что это риски и что так нельзя, долго мучаются делать или нет, но по-сути их вынуждает это делать система. А многим приходится диагнозы даже от родных скрывать, тк ничего кроме 💩 иначе не получат :( Вот и какой диагноз можно поставить обществу на основе этого?8
  • полынный чайСветлана, хочу дать заметку про зрительный контакт, не всегда его отсутствие является признаком умственной отсталости. Я не смотрю в глаза собеседнику, не могу смотреть, мне тяжело. Иногда могу поломать себя и смотреть на переносицу. Но при этом я студент, инженер-проектировщик. (да, у меня рас легкой степени, но интеллект и обучаемость не страдают)6
  • ТатьянаСветлана, вы полагаете, что я против и препятствую этому? 😂1
  • МаргаритаТатьяна, ну, сахарный диабет и дцп - это не психиатрия. А СВДГ (настоящий, это отнюдь не шилопопые дети, это неуправляемые возбудимые дети, существующие в своем мире), аутизм и прочее - это психиатрия. При ДЦП интеллект страдает в последнюю очередь. Это совсем другие дети, им как раз нужна реабилитация в коллективе (не берём самые тяжёлые случаи). А психически нездоровых детей не нужно помещать с психически здоровыми. Никому от этого не лучше, психиатрия от этого не пройдёт, а вот здоровые дети сделают вывод, что внешний мир небезопасен, как минимум. Соединять психов и здоровых и называть это инклюзией - это какое-то модное веяние, кто-то очень неплохо на этом деньги поднимает. Причём я более чем уверена, что здоровые дети этих товарищей не учатся в инклюзивных заведениях)))1
  • ТатьянаМаргарита, ну с гиперактивнрстью есть методы борьбы. И опять же, речь идет о том, чтобы дети посещали то, что могут. Если не могут, то о чем речь? А у нас все дети заперты, вне зависимости от того дцп у них, уо, сд или еще что-то, без разбора. Всё-таки психиатрия-далеко не единственная причина инвалидности3
  • МаргаритаТатьяна, я же написала выше, гиперактивность - не СВДГ. Как раньше всё валили в кучу под флагом ДЦП: и родовые травмы, и последствия ВУИ, и последствия гипоксии в родах, так и сейчас СВДГ ставят подвижным неусидчивым детям. Я видела настоящий СВДГ со стороны в группе коррекции - это совсем не то, это психически нездоровые дети. Что же касаемо детей с сахарным диабетом, ДЦП, инвалидов опорников, инвалидов по зрению и слуху - то я только за инклюзию, хотя мне кажется что инвалиды по зрению и слуху и так неплохо адаптированы в обществе. Глухонемых периодически вижу на улицах и в метро - они явно не выглядят ущемленными. Лучше слепых массажистов могут быть только слепые массажисты. Диабетики вообще растворяются в обществе, единственное, скачки сахара, конечно, бьют по мозгам, и есть у них особенности характера - снижена критика к своему состоянию, эйфоричность, но это не мешает им жить полной жизнью. Мне кажется, не нужно переживать за эти категории людей1
  • ТатьянаМаргарита, я , если честно, с свдг не очень сильна, как и в дцп, те в общих чертах знаю, но без конкретики. По поводу слепых и глухих, подозреваю, что их социализация существует только благодаря упорности родителей, тк спихнуть их куда подальше тоже желающих достаточно :( Но повторюсь, я исхожу из того варианта, который я видела. Дети с инвалидностью занимаются с обычными детьми только там, где они могут. Если ребенок никак не может, то он занимается исключительно со своими специалистами, тк ну какие тут варианты. Но ребенок с уо, который просто ро развитию, как пятилетка, а не 10-летний, как по документам, очень даже может петь или рисовать или на других предметах слушать. Понятно, что им нафиг интегралы не сдались (если объективно, то они и многим нормикам не очень помогают), но то, в чем они могут участвовать, то почему нет. А у нас да, просто ребенка воткнут в класс, и учись как хочешь. Так нельзя, потому что от этого пользы нет никому.3
  • Даниил СмирновТатьяна, радуюсь.. Увы, я видел агрессию как у аутистов так и детей с СД, которая ничем не была вызвана и семья нормальная, ласковая.. А вот случилось😢0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество