Дети
3K

«Дети не рождаются со страхом непохожести»: как говорить с ребенком об инвалидности

Чтобы не испугать и научить толерантному поведению

8
«Дети не рождаются со страхом непохожести»: как говорить с ребенком об инвалидности

На 1 августа 2022 года в России насчитывалось 10,5 млн людей с инвалидностью, более 700 тысяч из них — дети.

Если ребенок никогда не сталкивался с инвалидностью, встреча с человеком с особыми потребностями здоровья может вызвать у него вопросы.

О том, как на них корректно и понятно отвечать, мы поговорили с семейным психотерапевтом и травматерапевтом Ольгой Черниковой.

Когда стоит начинать разговаривать об инвалидности?

Нет такого возраста, в котором ребенка нужно посадить в кресло и начать объяснять ему что-то про инвалидность. Люди с физическими и ментальными особенностями присутствуют вокруг нас, и рано или поздно ребенок их увидит. Когда это произойдет, именно отношение к ним взрослого даст ребенку информацию о том, как себя вести.

Если взрослый не боится людей с инвалидностью, может поддерживать с ними контакт, ребенок не будет испытывать неловкости. Дети не рождаются со страхом непохожести — его взращивают взрослые.

Не стоит рассказывать ребенку об инвалидности заранее, так как он не поймет, что с этой информацией делать. Но можно подобрать мультфильмы и сказки, в которых будут необычные герои, особые дети или зверушки. Это поможет ребенку получить информацию в доступной и безопасной форме. Вот мультфильмы, которые можно посмотреть и обсудить с детьми:

Также по телевизору часто показывают социальные ролики. Вместо того чтобы переключать их, можно обратить внимание на сюжет и сказать что-то подобное: «Очень жаль, когда дети болеют. Этому мальчику предстоит операция, надеюсь, все пройдет благополучно».

Обратите внимание, что ребенка с особенностями развития некорректно называть «больным», «ненормальным» или того хуже. А вот сказать, что у него есть серьезное заболевание, правильно.

Что именно стоит объяснить ребенку про особенности развития и как лучше это сделать?

В три-четыре года дети начинают активно интересоваться окружающим миром — скорее всего, в это время ребенок может спросить, почему мальчик на детской площадке передвигается на коляске. На это можно ответить кратко: «Мальчик не может ходить, у него болят ножки». Сразу вдаваться в подробности не нужно, так как дети в этом возрасте могут воспринимать только небольшое количество информации.

Через несколько дней ребенок может снова вернуться к этой теме и спросить, почему тот мальчик не может ходить. Тогда стоит сказать, что не все дети рождаются здоровыми, и есть заболевания, при которых невозможно самостоятельно передвигаться. Но люди уже об этом подумали и придумали много приспособлений, которые помогают нормально жить и развиваться. К примеру, оборудовали при входе в магазины пандусы, а родители этого мальчика купили ему коляску. Если вы уже смотрели вместе мультфильм «Цветик-семицветик», можно вспомнить мальчика Витю, который использовал костыли.

Точно так же можно объяснить ментальные особенности. Детям с такими заболеваниями иногда тяжело успокоиться, и они могут кричать, издавать звуки, похожие на голоса животных, или закрывать уши руками. При этом на уговоры и замечания они не реагируют. Такое поведение может испугать окружающих.

Если ваш ребенок интересуется, почему мальчик так странно себя ведет, можно ответить: «Я не знаю. Скорее всего, его что-то напугало или расстроило». Важно не отворачиваться, делая вид, что все нормально, и не убегать, демонстрируя желание скорее покинуть это место. Можно предложить маме этого мальчика помощь, то есть показать ребенку модель правильного поведения.

Если вы заметили, что ребенок боится человека с инвалидностью, важно не игнорировать проблему, а попытаться разобраться в том, что послужило причиной. Возможно, дело в том, что ребенок насмотрелся мультиков про монстров, теперь их боится и сравнивает окружающих с ними. Тогда, скорее всего, стоит переключить его внимание на другие мультфильмы. Если, допустим, ребенку кто-то сказал, что инвалидность заразна, надо объяснить, что это не так.

Правда ли, что здоровым детям полезно общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Хорошим и полезным является любой безопасный контакт. Общаясь с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ребенок не то чтобы становится более терпимым, а просто понимает, что мир разный.

Но помочь наладить контакт должен взрослый. Дети могут столкнуться с проблемой, которую в силу своего возраста не сумеют решить, и тогда им потребуется поддержка. Например, если девочка с ментальными особенностями начала кричать, потому что не хочет брать определенную игрушку, можно предложить ей другую.

Как реагировать, если ваш ребенок сказал что-то неловкое или обидное человеку с инвалидностью?

Дети любознательны, и ребенок вполне может спросить мальчика в инвалидной коляске, почему он не катается с горки. Не потому, что хотел обидеть, а потому, что ему интересно. Главное — не игнорировать подобную ситуацию, а помочь продолжить контакт.

Например, поддержать ребенка с инвалидностью: «Саша не понял, что тебе сложно ходить. Ты можешь ловить мяч? Давай вместе поиграем!» Неловкие моменты решаются взаимодействием, но важно, чтобы дети чувствовали уверенность взрослого в том, что с человеком, который имеет особенности развития, можно продолжить контакт.

Если ребенок оскорбил такого человека — случайно или нарочно, стоит принести извинения и помочь продолжить контакт. Потом, если вы поняли, что это произошло нарочно, важно выяснить причину. Возможно, дети не поделили игрушку, и ваш ребенок не нашел способа решить конфликт иначе. Тогда надо ему объяснить, что ребенок с особенностями здоровья не может ответить так же и проблему стоило решить другим образом.

Иногда подобные конфликты происходят в компании. В таком случае надо объяснить ребенку, что слабых стоит поддерживать, а не обижать их. Если же он видит, как другого ребенка обижают, к примеру, дети постарше, стоит сказать об этом взрослому.

Что делать, если вам самому неловко общаться с человеком, который имеет особенности развития?

Если вы сами испытываете трудности в контакте с людьми, имеющими особенности жизнедеятельности, важно понять, что вас смущает или пугает. Возможно, вам просто не хватает информации — тогда поможет литература. Если ваша тревога связана с более глубокими переживаниями, возможно, потребуется помощь психолога.

В этом случае наладить контакт вашего ребенка с особым ребенком будет сложнее, потому что дети считывают поведение родителей, и взрослому, прежде всего, надо разобраться в себе. Если родитель нормально относится к людям с ограниченными возможностями здоровья, он найдет, как объяснить инвалидность ребенку.

Бывает и такое, что вы разрешаете своему ребенку играть с особенным ребенком, а другая мама — нет. Тогда ребенок может поинтересоваться причинами ее поведения, но не надо его интерпретировать. Мы не знаем, что думает другая мама и почему она так себя ведет. Ребенку будет проще понять, если вы скажете: «Я не знаю, что думает мама этого мальчика, но я разрешаю тебе поиграть с Андрюшей, мне самой это интересно».

Что сказать ребенку, если человек с инвалидностью появился в семье?

Это сложное событие для всех членов семьи, и лучше обратиться за помощью к специалисту. Здесь работает принцип спасения при авиакатастрофе: сначала надеваете маску на себя, только потом — на ребенка. Иначе у вас может не хватить внутренних ресурсов для его поддержки.

Кроме того, не надо скрывать информацию. Среди семейных психотерапевтов есть профессиональная поговорка: дети и домашние животные знают о семье все. Вы будете рассказывать о проблеме по телефону, разговаривать о ней с другими членами семьи и самим больным — ничего скрыть не получится. Дети нацелены на то, чтобы получать как можно больше информации. Но если она будет хаотичной, они могут неправильно ее интерпретировать — так что лучше все рассказать прямо, поддержав ребенка.

Если инвалидность поставлена самому ребенку, то скрывать диагноз от него или от родных тоже неправильно.

В моей практике были как отрицательные, так и положительные примеры того, как родители справились с такой ситуацией.

Мальчику был поставлен страшный диагноз — злокачественная опухоль глаза. Ему сделали несколько операций, в том числе операцию по установке глазного протеза, но не объясняли причину его госпитализации и не готовили к манипуляциям. Родителям было сложно найти слова и эмоциональные силы для объяснений. Тема его заболевания стала запретной, что усиливало напряжение дома. Я работала с семьей два месяца до смерти мальчика, и в это время они практически не разговаривали с мамой. Родители не смогли принять заболевание своего сына, и сохранить отношения с ним не вышло.

А вот положительный пример: в семье родился поздний ребенок с генетическим заболеванием, которое проявлялось в специфичной внешности и карликовости. Сначала родители были в шоке, и нашу терапию мы начали с того, что я посоветовала изучить заболевание, его проявления, возможности коррекции. Родители последовали моей рекомендации и приняли особенность развития ребенка. Потом они неоднократно присылали мне видео с семейных праздников, где ребенок вместе с остальными членами семьи поет, танцует. Чувствовалось, что ему комфортно в семье.

Ребенку важно пояснить, что сейчас ваша жизнь изменилась, но вы по-прежнему рядом и по-прежнему его любите. Реальность не надо скрывать — ее надо принять и жить с ней.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

На какие темы вам сложно говорить с ребенком?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Конечно, эта аббревиатура ОВЗ так вросла в обиход и официальные документы, что уже не убрать её, а ведь вредная: нет людей с неограниченными возможностями.

Спасибо за статью! Ещё замечу, что многие инвалиды сами себя называют инвалид (как и аутисты- аутист, а не человек с РАС), так как не видят ничего в этом оскорбительного, инвалидность влияет на человека, на его жизнь, мир, мышление, чувства (у аутистов или других нейроотличных людей так очень сильно). Аутизм это не чемодан, который можно бросить, поэтому не любят, когда говорят "с аутизмом"

Я сама была ребёнком инвалидом в детстве временно, два года не ходила, и это кардинальное изменение и обстоятельство.

5

Анна, полностью с вами согласна насчет неограниченных возможностей. Просто кому-то приходится прилагать чуть больше усилий, а кто-то, казалось бы, имея все возможности, напротив, не пользуется ими. Рада, что статья понравилась!)

5
0

К сожалению, многие взрослые сами не понимают как реагировать и контактировать с инвалидом.
У меня трое детей, старшая дочь глубокий лежачий инвалид. Часто гуляю со всеми детьми на придомовой детской площадке. Другие дети искренне интересуются моей дочкой - спрашивают, почему она другая, гладят по руке ее, разговаривают с ней (хотя она отвечает только мимикой). В общем, пытаются наладить диалог. А родители их в испуге оттаскивают подальше. Печально.
Иногда к нам в гости к моим младшим детям приходят друзья. У них сначала также в глазах испуг, и задают те же вопросы. После объяснения дети обычно раскрепощаются, и даже пытаются организовать совместные игры)).

4

Галина, здравствуйте! Да, Вы правы! У взрослых больше социальных страхов, чем у детей. Это касается разных областей жизни, в том числе и отношения к инвалидности. Вопрос, откуда эти страхи берутся? Всё просто - социальные страхи появляются из социальной среды. Родители живут в социуме, который сам боится и до конца не готов к здоровому контакту с инвалидами, требующему больше затрат, больше ресурсов, больше компетенций. Поэтому родителям сложно помочь своим детям строить здоровые отношения между собой, несмотря на различия и особенности каждого!
Вы верно делаете, когда собираете у себя дома друзей ваших детей и показываете им тот самый здоровый контакт! Желаю Вам сил, здоровья и любви!

1

Галина, как Ольга и говорит. Все начинается с родителей, со взрослых. К сожалению, подобные случаи на детской площадке около нашего дома и натолкнули меня на идею этого интервью.

1

Юлия, спасибо Вам, за Ваши вопросы! Получается, что все начинается с того, какие социальные модели вокруг нас! Надеюсь, что возможность открытого диалога, это модель безопасного контакта с темой инвалидности. В диалоге рождается новое понимание, новое отношение, новые возможности!

1
0
Герой реалити

21.06.23, 03:10

У меня видимая инвалидность с рождения, хотя и не получен этот статус.

Вначале близкие боялись за меня моё будущее - "обуза общества", а сейчас, после смерти родителей, уже страшно и самой - и так сердобольные волонтеры предлагают переехать в психо-неврологический интернат, а им отдать отцовскую квартиру, единственное жилье и имущество - ради моего же блага: в одиночку с прогрессирующей мышечной слабостью выжить невозможно, а там врачи вроде бы есть. Откачают, если что!

В детстве, когда дети спрашивали близких, кто такие инвалиды, им отвечали: "Такие как Наташа, которые сами ничего делать не могут, им надо обязательно помогать. Жалко их, они добрые, дружить со всеми хотят, а с ними никто - вдруг, не дай Бог, прямо на глазах умрут!".

1

Natalya, здравствуйте! Жаль, что я не увидела Ваш комментарий сразу. Я думаю, что нужно обратиться в государственные органы социальной защиты, что бы они помогли оформить инвалидность и соответствующие меры поддержки. Возможно с Вами рядом есть люди, которые смогут Вам в этом помочь, знакомые или друзья.
Во всех регионах России есть социальные службы.
По поводу "Обузы для общества" - Общество очень мощная и сильная система, у нее много ресурсов для помощи каждому, скажу больше, это его прямая обязанность.
Поэтому, воспользуйтесь этим, пожалуйста в полной мере.
Всю информацию можно найти в сети. Не бросайте себя в беде!

1

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество