С 2008 года я руковожу некоммерческой организацией помощи детям с инвалидностью.

Идея создать такую организацию возникла, когда в июле 2002 года в нашей семье родилась Настя — ребенок с синдромом Дауна. Я часто слышал от врачей, что у дочери нет перспектив в развитии и она будет «овощем», но не хотел с этим мириться. На собственном опыте я понял, что в одиночку семье тяжело воспитывать ребенка с ментальными особенностями: ему нужно общение со сверстниками, друзья и досуг. Поэтому я решил объединить людей с похожими проблемами, чтобы справиться с ними вместе. Так появилась АНО «Благое дело».

В 2019 году мы пошли на эксперимент — решили создать свою медиастудию. На это наша НКО получила финансирование по президентскому гранту. Расскажу, как нам это удалось и как мы реализуем грант.

Чем занимается наша НКО

Главная цель нашей НКО — социализация детей с ментальной инвалидностью через развитие их творческих способностей. На мой взгляд, творчество — это лучший вариант досуга и способ формирования личности: через искусство люди учатся понимать друг друга и интересно проводить время вместе.

Я керамист, поэтому керамика долго была основным направлением деятельности нашей организации — здесь нам есть чем похвастаться. Кроме керамики мы изготавливаем изделия из металла, шьем, ставим спектакли и проводим фестивали. Всем этим мы занимаемся с членами НКО — это дети и молодежь с ментальными нарушениями, их братья, сестры и родители, волонтеры и сотрудники дружественных некоммерческих организаций. У нас открытое членство, то есть получить его может каждый, а учет членов мы не ведем.

Не всегда при ментальных нарушениях человек получает статус инвалида. По уставу мы работаем именно с детьми с инвалидностью, но нас не интересует статус и возраст — мы занимаемся с любыми людьми, которые готовы участвовать в жизни НКО.

Работать с детьми с ментальными особенностями среди людей с одинаковыми или похожими диагнозами неправильно и неэффективно. Так можно научить их взаимодействовать только между собой, а наша задача — показать детям, как жить в обычном мире с разными людьми. Принцип включения детей с особенностями развития в обычную среду называется инклюзией. Я думаю, этот принцип полезен и людям с инвалидностью, и людям без этого статуса.

Коровку из проекта «Другая керамика» сделала Ольга Ситькова, у нее инвалидность по зрению. Я начинал со студии незрячих керамистов «Отражение», после нее мы уже учредили АНО «Благое дело»
Коровку из проекта «Другая керамика» сделала Ольга Ситькова, у нее инвалидность по зрению. Я начинал со студии незрячих керамистов «Отражение», после нее мы уже учредили АНО «Благое дело»
А этот маяк-светильник с подглазурной росписью сделали дети с ментальными нарушениями в нашей нынешней керамической студии
А этот маяк-светильник с подглазурной росписью сделали дети с ментальными нарушениями в нашей нынешней керамической студии
Коровку из проекта «Другая керамика» сделала Ольга Ситькова, у нее инвалидность по зрению. Я начинал со студии незрячих керамистов «Отражение», после нее мы уже учредили АНО «Благое дело»
Коровку из проекта «Другая керамика» сделала Ольга Ситькова, у нее инвалидность по зрению. Я начинал со студии незрячих керамистов «Отражение», после нее мы уже учредили АНО «Благое дело»
А этот маяк-светильник с подглазурной росписью сделали дети с ментальными нарушениями в нашей нынешней керамической студии
А этот маяк-светильник с подглазурной росписью сделали дети с ментальными нарушениями в нашей нынешней керамической студии

Что за гранты

Грант вообще — это деньги или вещи, которые выдают организациям или гражданам на какую-либо цель, от научной до общественной. Грант обычно предоставляют на конкурсной основе: организатор оценивает заявки претендентов и выбирает победителей, которым выдает деньги. Условия конкурса устанавливает сам организатор.

Организатором грантового конкурса может быть частное лицо, некоммерческий фонд, например фонд Потанина, коммерческая организация, органы местного самоуправления или государственной власти. Если грантовые деньги бюджетные, то есть их выдает муниципалитет, госорган или, например, учрежденный ими фонд, такой грант считается субсидией.

Грант президента — это субсидия, которую предоставляет Фонд президентских грантов. Это крупнейший грантодатель в России.

Президентский грант дают только зарегистрированным социально ориентированным НКО на реализацию социально значимых проектов. То есть претендентами могут быть, например, некоммерческие организации, занимающиеся проблемами экологии, или такие, как наша, которые занимаются социальной поддержкой людей с инвалидностью.

Вот все направления, по которым Фонд президентских грантов проводит конкурсы на субсидии среди НКО
Вот все направления, по которым Фонд президентских грантов проводит конкурсы на субсидии среди НКО

Президентский грант тоже выдают на конкурсной основе. Претенденты оставляют свои заполненные заявки на подходящий конкурс на сайте фонда в отведенное для этого время. Заявки проверяют на соответствие условиям конкурса и регистрируют, если все в порядке.

Каждую зарегистрированную заявку независимо друг от друга оценивают два эксперта. Критерии оценки есть в положении о конкурсе. Это, например, инновационность проекта, информационная открытость претендента и так далее. О них расскажу ниже.

По каждому критерию эксперты выставляют баллы. Если расхождение в оценках экспертов слишком большое, заявку проверяет третий эксперт. После этого объединенный экспертный совет принимает решение, какие баллы считать проходными. Если заявка набрала больше минимального порога, то она побеждает в конкурсе. С победителями фонд заключает договор на предоставление субсидии.

Количество победителей не ограничено. Главное — убедить экспертов в общественной пользе проекта и способности его реализовать.

Максимального размера президентского гранта тоже нет, то есть теоретически на реализацию проекта можно просить любые деньги. На практике же размер гранта ограничен оправданностью и реалистичностью трат — это тоже один из критериев оценки заявок. Эксперты должны видеть, что запрашиваемая сумма субсидии соразмерна цели проекта и предполагаемым затратам на его реализацию.

Например, НКО хочет обучить пенсионеров пользоваться компьютером — вполне допустимая задача социального проекта. Организация посчитала, что для этого потребуются компьютеры, мебель, преподаватели, помещение и программное обеспечение, на котором они обучат работать 25 человек. На проект НКО запросила 3 000 000 Р, то есть обучение одного пенсионера обойдется в 120 000 Р. Это слишком дорого, ведь можно за меньшие деньги договориться, к примеру, с библиотекой, где уже есть компьютеры и все необходимое для обучения. В итоге оценка по критерию оправданности и реалистичности трат будет низкой, а значит, шанс на выигрыш гранта — небольшим.

Все заявки и отчетность по проектам подаются онлайн — конкурсантам не придется никуда ходить
Все заявки и отчетность по проектам подаются онлайн — конкурсантам не придется никуда ходить
Некоторые последние проекты, реализованные при помощи президентских грантов в 2020 году. Справа — сумма субсидии и расходы. Субсидия вовсе не обязательно покрывает все расходы проекта
Некоторые последние проекты, реализованные при помощи президентских грантов в 2020 году. Справа — сумма субсидии и расходы. Субсидия вовсе не обязательно покрывает все расходы проекта

Наш опыт получения грантов

Грант на создание медиастудии — третий президентский грант, который получила наша НКО, и четвертый крупный грант за все время существования организации.

В 2018 году от краевой администрации мы получили субсидию в 1 000 000 Р на реализацию проекта «Творчество — неограниченные возможности» по занятиям керамикой: мы делали посуду и мелкую пластику с детьми из нашей организации. Проект получил всероссийский знак качества товаров и услуг «Лучшее — детям».

Кроме крупных грантов мы регулярно получаем на конкурсной основе субсидии от муниципалитета — около 250 000 Р. Это небольшие деньги, но они помогают закрывать базовые потребности нашей НКО. Например, на эти деньги мы закупаем глазури, петли, глину и другие расходные материалы для занятий керамикой.

Гранты — это возможность реализовать интересную идею. Но рассчитывать жить только на них нельзя. Хорошая организация должна работать и без конкурсных денег — у некоммерческой организации могут быть другие источники дохода. Например, оказание услуг и продажа товаров, членские взносы и частные пожертвования. У нас нет взносов, и услуги членам НКО мы оказываем бесплатно. Наша организация зарабатывает на сувенирной продукции, еще иногда мы делаем керамику на заказ.

Почему мы решили создать медиастудию

Это новое занятие для детей. Главная проблема людей с ментальными нарушениями — социальная изолированность. Мы хотим, чтобы такие люди не сидели дома, а погружались в общественную жизнь. Видео и фотография — еще один способ этого достичь, помимо спектаклей и керамики.

Все дети, в том числе с ментальными особенностями, большую часть времени проводят в интернете — смотрят фотографии в «Инстаграме» и видео в «Тиктоке». Поэтому мы хотели научить их делать контент — фотографировать, снимать видео и монтировать его.

Медиастудия должна была стать творческим и образовательным пространством для занятий членов нашей НКО с педагогами по фотографии, операторскому искусству и монтажу.

Важно обучать не только детей

Чтобы научить чему-то особенного ребенка, сперва следует научить этому его родителей: после обучения они могут помочь ему лучше освоить какие-то навыки и так разнообразить их семейный досуг.

Поэтому в медиастудии мы хотели учить режиссуре, операторскому искусству, фотографии и монтажу не только детей с инвалидностью, но и в первую очередь их родственников, а также других членов НКО.

Мы работаем и с особенными детьми, которые остались без попечения родителей. Учить их сложнее: на одного такого ребенка по стандартам должно приходиться два с половиной педагога, а процесс обучения без родителей дается им труднее.

Медиастудия не требует регулярных трат. Если, например, в случае со спектаклями всегда встает вопрос о новых костюмах и бутафории, то на работу медиастудии постоянных трат нет. Мы можем снимать мероприятия НКО и проводить фотосессии: для этого уже будет и оборудование, и умеющие с ним обращаться члены организации.

Это способ рассказать о нашей НКО. Видеоролики и фотографии, созданные в медиастудии, мы можем выкладывать на нашем канале на «Ютубе» и на сайте, а также показывать на общественных мероприятиях. Это привлечет внимание к нашей НКО.

Мы партнеры кинофестиваля «Кино без барьеров», и в перспективе хотим представить на нем фильм собственного производства о нашей организации.

Это еще один источник дохода. Оборудование для фото- и видеосъемки и монтажа из медиастудии мы можем использовать для заработка. В планах за деньги снимать мероприятия других НКО. Средства на наши услуги они могут получить, например, из других грантов.

Чтобы создать медиастудию, нужны большие деньги. Мы оценили проект почти в 7 000 000 Р — такой суммы у нашей НКО не оказалось, поэтому без стороннего финансирования было не обойтись.

В итоге я решил участвовать в конкурсе на президентский грант. Для этого в первую очередь надо было изучить конкурсную документацию, в том числе критерии оценки заявок, а затем подготовить и направить заявку в фонд.

Конкурс Фонда президентских грантов проводится дважды в год. В 2019 году я участвовал во втором конкурсе — заявки принимали с 10 июня по 31 июля.

Конкурсная документация

Конкурсную документацию можно найти на сайте Фонда президентских грантов — там всегда висит актуальная версия.

Конкурсанты часто не читают документы, а сразу направляют заявки на грант. Я так делать не советую: если хотите участвовать и победить, обязательно внимательно читайте конкурсную документацию.

Сперва надо убедиться, что НКО может участвовать в конкурсе. В 2019 году требования к конкурсантам были такие:

  1. НКО должна существовать шесть месяцев на момент подачи заявки на грант до 500 000 Р и двенадцать месяцев, если субсидия превышает эту сумму.
  2. Организация обязана быть социально ориентированной — в уставе должен быть прописан хотя бы один вид деятельности, который позволяет признать ее такой.
  3. НКО не находится в процессе ликвидации или банкротства, ее деятельность не приостановлена, например судом.
  4. У организации нет неоплаченных штрафов и налогов.
  5. Среди учредителей НКО нет органов государственной или муниципальной власти.

АНО «Благое дело» подходила под все эти требования, поэтому право на участие в конкурсе на президентский грант у нас было.

Критерии оценки заявок

Главное, на что надо обратить внимание в конкурсной документации, — критерии оценки заявок. Их всегда нужно держать в уме при составлении заявки, чтобы получить как можно больше баллов и выиграть грант.

По таким критериям оцениваются заявки претендентов на&nbsp;грант. Баллы выставляются по&nbsp;десятибалльной шкале, а&nbsp;затем умножаются на&nbsp;коэффициенты — чем больше сумма запрашиваемой субсидии, тем меньше эти коэффициенты. Поэтому новичкам я рекомендую начинать с&nbsp;субсидии до&nbsp;500&nbsp;000&nbsp;<span class=ruble>Р</span>
По таким критериям оцениваются заявки претендентов на грант. Баллы выставляются по десятибалльной шкале, а затем умножаются на коэффициенты — чем больше сумма запрашиваемой субсидии, тем меньше эти коэффициенты. Поэтому новичкам я рекомендую начинать с субсидии до 500 000 Р

Чтобы хорошо понимать, что означают критерии, я советую пройти обучение по участию в конкурсе. Критерии оценки заявок не так очевидны, как кажется. Например, «Инновационность, уникальность проекта» означает уникальность проекта с точки зрения его аудитории, территории, где реализуется проект, или самой услуги. В нашем случае образовательные и досуговые услуги фотографии и видеосъемки не уникальны, но детям с ментальными нарушениями в Приморском крае их никогда не оказывали.

Расскажу кратко и про другие критерии.

Актуальность и социальная значимость проекта. Чтобы заявка имела хоть какие-то шансы на победу, экспертов надо убедить в социальной значимости проекта: он должен решать реальные проблемы в общественной сфере и приносить людям пользу.

Если доказать, что проблема существует, и предложить понятный способ ее решения, можно получить хороший балл по этому критерию. Доказывать существование проблемы лучше документами, исследованиями, статистическими и социологическими данными — всем, что можно проверить. К таким доводам эксперты относятся лучше.

Значимость проблемы преувеличивать не стоит: за это эксперты снизят балл.

Так выглядит наше обоснование социальной значимости проекта. Главное в&nbsp;нем — ссылки на&nbsp;численные данные, экспертные мнения и&nbsp;аргументация, почему предложенный нами способ решения проблемы может быть эффективным
Так выглядит наше обоснование социальной значимости проекта. Главное в нем — ссылки на численные данные, экспертные мнения и аргументация, почему предложенный нами способ решения проблемы может быть эффективным

Логическая связанность и реализуемость проекта. Все части заявки должны биться друг с другом: цель — решать конкретную проблему, задачи — помогать достигнуть цели, мероприятия проекта и расходы — соответствовать задачам.

Реалистичность бюджета. В заявке надо четко написать, на что нужны деньги и сколько. Не стоит завышать или занижать цены в смете: эксперт это заметит и может поставить ноль баллов.

Следует пояснить каждую статью расходов. Например, если хотите купить стул, можно написать, кто на нем будет сидеть и зачем.

Чтобы получить максимальный балл, изучите рынок: узнайте среднюю стоимость товаров или услуг, которые нужны. В комментариях к смете можно поставить ссылку на интернет-магазин или сайт подрядчика. Так делают далеко не все, но за это можно получить балл выше.

География проекта. Чем шире география проекта, тем больше баллов удастся получить. По этому критерию выше оценят проект, который реализуется на территории всего региона, а не одного города. Однако такой проект куда сложнее, а значит, доказать свою способность его реализовать будет трудно.

Собственный вклад организации. Это свои или привлеченные со стороны деньги, которые НКО самостоятельно направляет на реализацию проекта. Иначе это называется софинансированием.

Любой труд, например волонтерский, или оборудование, которое есть у организации, можно конвертировать в денежный эквивалент, а затем указать в качестве софинансирования. Например, у НКО есть автомобиль, и он нужен для реализации проекта. Машину не придется арендовать, а примерную стоимость такой аренды можно и нужно положить в копилку софинансирования — это оценят эксперты.

Опыт организации. Чем больше у НКО опыта в сфере деятельности, с которой связан проект, тем выше будет оценка экспертов. В заявке нужно написать, чем занимается организация, какие проекты реализовывала прежде, и дать на них ссылки.

Мы занимаемся социализацией детей с ментальной инвалидностью больше десяти лет, так что получили неплохой балл по этому критерию. Если организация молодая и опыта немного, лучше отправлять заявку на грант до 500 000 Р: при такой сумме значимость критерия вдвое ниже, чем при запросе больших денег.

Опыт и компетенции команды. Любому проекту нужна команда. Чем опытнее ее члены и чем лучше их навыки подходят под планируемую работу, тем на больший балл можно рассчитывать.

Информационная открытость. Здесь все просто: к НКО, которая открыто ведет свою деятельность и хорошо ее освещает, у экспертов будет больше доверия. Поэтому важно вести страницы в соцсетях, рассказывать об организации в СМИ — это полезно не только для гранта, но и для эффективности работы НКО в целом.

Из чего состоит заявка на грант

У заявки на президентский грант стандартная форма, ее актуальную версию можно найти на сайте фонда. Там же есть методические рекомендации по заполнению заявок — ими полезно и нужно пользоваться.

Заявку на грант насчет создания медиастудии я впервые писал полностью самостоятельно. Предыдущие делал в сотрудничестве с местным ресурсным центром — это такая НКО, которая помогает другим некоммерческим организациям.

Если захотите учредить НКО или написать заявку на грант, рекомендую обратиться в ресурсный центр в своем городе. Найти его можно в интернете или позвонив в свой муниципалитет. Если в вашем городе нет ресурсных центров, не стесняйтесь обращаться в центры других городов: они могут помочь удаленно.

Это первая страница нашей заявки. Всего она получилась на&nbsp;22&nbsp;страницы
Это первая страница нашей заявки. Всего она получилась на 22 страницы

Вот основные пункты заявки на президентский грант:

  1. Грантовое направление и его тематика. Нужно выбрать направление, которое поддерживается фондом. Списки направлений указаны в положении о конкурсе. Тематика — это сфера работы. Например, у нас это содействие образованию людей с инвалидностью.
  2. Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант. В нашем случае «Социальная медиастудия „Благое дело“».
  3. Краткое описание проекта — чем будете заниматься.
  4. География проекта — где будет реализовываться проект. Я указал три крупных города Приморского края — Владивосток, где мы находимся, Артем и Уссурийск. Последние два города находятся недалеко от Владивостока, и мы постоянно работаем с живущими там людьми с инвалидностью и их семьями.
  5. Дата начала реализации проекта и дата ее окончания. Мы планировали реализовать грант с 1 ноября 2019 года по 30 ноября 2020 года.
  6. Обоснование социальной значимости проекта.
  7. Полное описание проекта и его презентация. В идеале на слайдах продемонстрировать планируемую деятельность, но я так не делал. Презентация поможет эксперту разобраться в смысле проекта, поэтому не рекомендую следовать моему примеру.
  8. Целевая аудитория проекта — для кого он.
  9. Цели и задачи проекта.
  10. Информация об НКО — выписка из ЕГРЮЛ, контакты, адрес, информация о видах деятельности организации из устава.
  11. Партнеры проекта. Их может быть несколько в зависимости от деятельности. В нашем случае это были некоторые департаменты региональной власти, местное информационное агентство, ресурсный центр и несколько других НКО.
  12. Письма поддержки, соглашения о сотрудничестве. Важно представить фонду доказательства того, что проект поддержат другие люди и организации. Я направил семь писем поддержки от наших партнеров и описал, какую помощь они готовы оказать проекту. Например, информационное агентство согласилось рассказывать о медиастудии на своем сайте, а художественная галерея хотела помочь специалистами по фотографии.
  13. Информационное сопровождение проекта — как планируете информировать целевую группу и других граждан о грантовой деятельности. Я указал, что мы будем распространять информацию о медиастудии через партнеров, в соцсетях, местных СМИ и на нашем канале на «Ютубе».
  14. Количественные результаты проекта — то, что можно посчитать. Я указал, что в медиастудии мы обучим фотографии и видеосъемке сто детей с ментальной инвалидностью и детей без статуса инвалида, но с ментальными нарушениями, а также их родителей и других членов НКО.
  15. Качественные результаты — к чему приведет проект и как повлияет на жизни тех, на кого он направлен. Я написал, что дети с ментальной инвалидностью приобретут новый опыт общения, новые творческие навыки. Это будет способствовать их личностному росту и повысит качество их жизни.
  16. Дальнейшее развитие проекта — его судьба после окончания гранта. Предполагается, что работа не завершится после того, как кончится финансирование. Я написал, что медиастудии будет работать после окончания гранта, в ней станут заниматься творчеством члены нашей организации.
  17. Руководитель и команда проекта. Здесь указываются персональные данные членов проекта, их образование, опыт, место работы и тому подобное.
  18. Календарный план — расписание проекта по датам. Проект разбивается на этапы, которые реализуются в соответствии с графиком. Деньги приходят частями на каждый этап.
  19. Бюджет — вся информация про ресурсы НКО и запрашиваемые на проект деньги.

Расскажу подробно про самые важные, на мой взгляд, пункты заявки.

Цели, задачи и аудитория проекта

С самого начала следует определиться с целями и задачами проекта и понять, на кого он направлен, кто его благополучатели. Все содержание заявки должно быть завязано на этих параметрах. Все мероприятия проекта должны быть взаимосвязаны друг с другом, и каждое из них — явно преследовать поставленную цель и решать задачи проекта.

Для нас основная целевая группа — это дети и подростки с ментальной инвалидностью и их родители.

Проект медиастудии преследует, прежде всего, уставную цель «Благого дела» — социальную адаптацию и реабилитацию людей с ментальными нарушениями.

Достигаем эту цель с помощью таких задач:

  1. Обучить фотографии, операторской работе и монтажу родителей детей с ментальными нарушениями и волонтеров. А через них — обучить этому же детей и вовлечь их в творческий процесс.
  2. Развить у членов НКО навыки работы в инклюзивном творческом пространстве.
  3. Дать благополучателям профессиональные навыки, применимые в жизни. Конечно, я не ожидаю, что все выпускники найдут себя в профессии оператора, однако можно рассчитывать, что хоть один такой случай произойдет.

Кроме этих задач есть и другие — промежуточные и отчетные. Например, съемка мастер-классов по керамике и их монтаж. Во-первых, это интересный опыт применения сил в новом ремесле и возможность рассказать людям о нашей НКО. А во-вторых, это доказательство фонду, что проект реализуется: оборудование используется, члены НКО знают, как с ним работать.

В заявке я указал, что в финале проекта мы снимем фильм о нашей организации и о реализации проекта. Мне кажется, это удачный способ доказать фонду, что грант мы потратили честно.

Команда и зарплата ее членов

Команда проекта состоит из постоянных членов НКО, которые работают и без грантов, а также привлеченных под конкретные задачи специалистов.

Я выбирал людей в команду по принципам профессионализма и солидарности. Для меня люди, объединенные важным для них делом, — идеальный коллектив.

Вот из кого состоит команда медиастудии:

  1. Руководитель — это я.
  2. Бухгалтер, который ведет отчетность и исчисляет налоги.
  3. Педагог-организатор, специалист по производству рекламных роликов с многолетним опытом.
  4. Профессиональный фотограф.
  5. Педагог-видеооператор.
  6. Педагог-психолог.

Многие члены команды долгое время сотрудничают с нашей НКО. Например, у нас есть постоянный фотограф, который работает с нами на добровольных началах уже много лет. Поэтому для работы над медиастудией я обратился именно к нему.

В заявке необходимо указать ФИО каждого члена команды, его образование, опыт и место работы. Стоит добавить краткое резюме каждого члена, чтобы доказать, что он сможет справиться со своими обязанностями — они тоже прописываются в заявке.

Профессиональный труд нужно оплачивать. Поэтому в бюджете проекта всегда указываются зарплаты членов команды.

Это зарплаты штатных сотрудников АНО&nbsp;«Благое&nbsp;дело» за&nbsp;реализацию гранта. Проект рассчитан на&nbsp;13&nbsp;месяцев, на&nbsp;каждый составляется отдельный договор
Это зарплаты штатных сотрудников АНО «Благое дело» за реализацию гранта. Проект рассчитан на 13 месяцев, на каждый составляется отдельный договор
Так выглядит бюджет по&nbsp;зарплатам сотрудников, которые работают в&nbsp;проекте по&nbsp;гражданско-правовым договорам. Все суммы указаны с&nbsp;учетом налогов
Так выглядит бюджет по зарплатам сотрудников, которые работают в проекте по гражданско-правовым договорам. Все суммы указаны с учетом налогов

Как видно, больших денег в некоммерческой сфере не заработать, но на то она и некоммерческая: организация не преследует цель распределить прибыль между участниками.

Чтобы рассчитать размер зарплаты, нужно оценить, сколько в среднем люди получают денег за аналогичную работу в регионе реализации гранта. Указывать слишком большие зарплаты смысла нет: заявку отклонят. Указывать слишком маленькие тоже не стоит: это свидетельствует о возможном низком качестве услуг.

Кроме того, можно вынести зарплаты полностью или частично в категорию софинансирования, то есть конвертировать время и навыки членов команды в деньги и представить их в качестве своего финансового вклада в реализацию проекта. Таким образом можно добиться больших баллов по критерию софинансирования. Я деньги на зарплаты членам команды полностью запрашивал у фонда.

Если труд оплачивается из средств гранта, на каждого работника также надо запросить сумму, необходимую для уплаты страховых взносов.

Страховые взносы также нужно включить в&nbsp;бюджет проекта. Все страховые и&nbsp;пенсионные отчисления производит бухгалтер проекта — это важнейший член команды
Страховые взносы также нужно включить в бюджет проекта. Все страховые и пенсионные отчисления производит бухгалтер проекта — это важнейший член команды

Другие расходы на проект

Для работы медиастудии было необходимо оборудование: камеры, объективы, компьютеры, свет и тому подобное. Я заранее подготовил список, расписал оборудование по брендам и моделям, указал конкретные цены. Для этого обратился за помощью в магазин, который был готов продать нам необходимые товары со скидкой. Это удобный способ составить смету, но так делать необязательно — можно ограничиться средней стоимостью оборудования по региону. Хотя если указывать конкретные модели и цены, заявку выше оценят по критерию реалистичности бюджета.

Из всего перечня необходимой техники у нас был только фотоаппарат — его я указал в графе софинансирования.

Все товары мы закупали у двух поставщиков — это очень удобно для отчетности: не нужно собирать чеки из многочисленных магазинов. У нас всего два счета-фактуры.

Полный список оборудования, который был необходим для&nbsp;работы медиастудии. На&nbsp;все, кроме фотоаппарата, я запрашивал деньги у&nbsp;фонда. Уже после выигрыша гранта узнал, что наа&nbsp;программном обеспечении можно было сэкономить — его производители предлагают хорошие скидки для&nbsp;НКО
Полный список оборудования, который был необходим для работы медиастудии. На все, кроме фотоаппарата, я запрашивал деньги у фонда. Уже после выигрыша гранта узнал, что наа программном обеспечении можно было сэкономить — его производители предлагают хорошие скидки для НКО

Кроме зарплат команде медиастудии и техники, проекту понадобились транспортные услуги для проезда детей с инвалидностью на фестивали и мастер-классы, а также перевозки оборудования. Их я оценил в 30 000 Р.

Другая неизбежная статья расходов — офисные. Сюда входит стоимость электронного документооборота, услуги связи и банков, аренда помещения и коммунальные услуги.

Я включил в бюджет проекта только электронную отчетность и аренду помещения. Причем аренду помещения нам оплачивает бизнесмен-меценат, так что эту статью расходов я указал в графе софинансирования.

Общая сумма расходов на проект составила 6 715 569,20 Р, а запрашиваемая сумма без учета софинансирования — 4 605 969,20 Р.

Налоговая отчетность — обязательная часть проекта, на&nbsp;которую нужно закладывать бюджет. Отчетность удобно вести в&nbsp;электронном виде — я включил электронный документооборот в&nbsp;расходы. В&nbsp;оплате аренды помещения у&nbsp;нас потребности не&nbsp;было
Налоговая отчетность — обязательная часть проекта, на которую нужно закладывать бюджет. Отчетность удобно вести в электронном виде — я включил электронный документооборот в расходы. В оплате аренды помещения у нас потребности не было

Доходы и расходы НКО

Помимо общей информации об НКО, в заявке также необходимо отразить ее доходы и расходы за предыдущий год. Это нужно, чтобы показать серьезные намерения организации. Предпочтение отдается тем НКО, которые постоянно ведут работу.

В 2018 году доходы АНО «Благое дело» составили 2 819 942 Р. Большая часть из этой суммы — деньги от предыдущего президентского гранта и пожертвования коммерческих организаций. Расходы составили 4 785 565 Р.

НКО может себе позволить такую разницу в доходах и расходах. Дело в том, что часть расходов выражена не в натуральных деньгах, а в работе добровольцев, которые трудятся бесплатно. Их труд тоже конвертируется в деньги.

Результаты конкурса

1 октября мне пришло письмо из фонда с поздравлениями. К письму прилагался договор на предоставление субсидии.

Фонд может урезать сумму финансирования, если заявка выиграет, но не все статьи расходов эксперты посчитают убедительными. В нашем случае этого не произошло: нам одобрили грант на всю запрашиваемую сумму — 4 605 969,2 Р.

Заключить договор на субсидию можно, только если сдана отчетность по предыдущему гранту. У нас с ней вышли сложности, но представители фонда помогли разобраться и исправить ошибки. Они заинтересованы в реализации проектов победителей и всегда просят звонить им со своими проблемами.

Деньги на первый этап реализации гранта — 2 613 478,20 Р — мы получили 1 ноября 2019 года. Обычно в рамках первого этапа закупают оборудование для проекта, а зарплаты или аренда помещений, которые нужны для мероприятий проекта, начисляются на счет НКО по мере движения этапов гранта.

Деньги переводят на банковский счет организации, который указывается в договоре на субсидию.

Как мы реализуем грант

Когда мы получили деньги, сперва разработали график занятий в медиастудии, купили оборудование и подготовили волонтеров. Затем набрали группу из 30 человек для обучения во время первого этапа реализации гранта. Мы должны были научить их операторскому искусству, фотографии и монтажу к июню 2020 года.

Основная часть обучающихся в начале нашей работы — родители детей с инвалидностью, добровольцы и сотрудники дружественных НКО. Так мы могли подготовить почву для дальнейшей работы с особенными детьми.

Пандемия коронавируса внесла корректировки в наш график: очные занятия пришлось прекратить, и мы перешли на онлайн-формат. Не все родители могли заниматься таким образом: их дети требуют много внимания. Во время очных занятий с детьми работает профессиональный педагог — занимает их, пока обучаются родители. Во время удаленных занятий это было невозможно.

В итоге мы не могли обучить всех 30 человек к установленному календарным планом проекта сроку, а его нужно строго соблюдать. Поэтому я обратился за помощью в фонд, и мы немного изменили план — часть людей доучили позже.

Осенью 2020 года мы находимся на этапе создания видеороликов и учебных мастер-классов для презентации нашего проекта в местных СМИ и на публичных мероприятиях. Часть этих видео мы уже должны были показать на Дальневосточном медиасаммите, который ежегодно проходит во Владивостоке. Но из-за режима повышенной готовности в Приморском крае видео все еще находятся в процессе производства, а медиасаммит прошел онлайн с измененной программой, куда наши ролики не вошли.

Тем не менее у нас уже есть материал для работы. Например, мы снимаем видео о наших детях, партнерах, делаем ролики с собакой, специально обученной контактировать с детьми, — так мы вносим элементы пет-терапии в образовательный процесс.

Во Владивостоке пока нет специалистов, обучающих таких собак. Члены «Благого дела» проходят специальное обучение — преподаватели из Санкт-Петербурга проводят для нас дистанционный курс.

Канистерапия может быть полезной для&nbsp;наших подопечных
Канистерапия может быть полезной для наших подопечных

Отчетность

После каждого этапа реализации грантового проекта необходимо отчитываться перед фондом: сдавать аналитический и финансовый отчеты. Аналитический — это отчет о ходе реализации проекта и результатах. Финансовый — о расходовании средств субсидии. Важно, чтобы результаты соответствовали задачам проекта, а траты были целевыми.

Если все хорошо, фонд пришлет деньги на следующий этап. Если нет, то, возможно, придется возвращать потраченное.

Субсидия — это целевой безвозмездный невозвратный трансфер. Если цель субсидии не достигнута, ее средства надо вернуть. Кроме того, в России предусмотрена административная ответственность за нарушение условий пользования субсидией. Штраф для граждан и должностных — лиц от 10 000 до 30 000 Р. Для юридических лиц — от 2% до 12% суммы субсидии.

Грантовый проект нашей медиастудии заканчивается в ноябре 2020 года — нужно будет финально отчитаться перед фондом. Финальный финансовый отчет надо сдать до 1 декабря, а финальный аналитический — до 15 декабря 2020 года.

Все отчеты прикрепляются в личном кабинете на сайте фонда.

Это итоговый финансовый отчет о реализации нашего предыдущего президентского гранта на&nbsp;театральную студию. В&nbsp;нем 13&nbsp;страниц. Составить отчет помогает бухгалтер, но&nbsp;все равно для&nbsp;меня процесс не&nbsp;самый простой
Это итоговый финансовый отчет о реализации нашего предыдущего президентского гранта на театральную студию. В нем 13 страниц. Составить отчет помогает бухгалтер, но все равно для меня процесс не самый простой
А это аналитический отчет о последнем этапе реализации гранта на&nbsp;театральную студию. В&nbsp;нем нужно указать, какие задачи выполнены и&nbsp;каким образом
А это аналитический отчет о последнем этапе реализации гранта на театральную студию. В нем нужно указать, какие задачи выполнены и каким образом

Итоги и планы на будущее

Несмотря на то что грантовый проект заканчивается, медиастудия будет работать постоянно. Я доволен тем, что получается: мы обучили родителей операторскому искусству, фотографии и монтажу, ведем занятия с детьми, снимаем ролики, готовимся к фотовыставке и пишем сценарии для сказок, которые хотим показать широкой аудитории.

После того как сделаем все, что запланировали, начнем информационную кампанию нашего проекта. Будем стараться привлечь внимание общественности к тому, что людей с ментальными нарушениями важно вовлекать в социальную и экономическую жизнь.

У нас много планов. Например, мы создаем кафе, где будут трудоустроены наши подопечные. Это следующий наш эксперимент.

Недавно мы получили в безвозмездное пользование из региональной собственности большое историческое здание — оно нуждается в серьезном ремонте и реставрации, чтобы там можно было работать с нашими подопечными. В нем мы планируем разместить кулинарную студию, керамическую и металлическую мастерские, перенести туда медиастудию, создать театральное пространство и заниматься пет-терапией.

Также в этом здании планируем разместить керамическую студию «Другая керамика», чтобы выпускать продукцию под одноименным брендом, а в следующем году — открыть то самое кафе. Там же мы хотим возродить наш ремесленнический проект «Анатомия творчества».

Мы продолжаем заниматься музыкой и танцами. На финальной стадии запуска находится наш кукольный театр и «Необыкновенный театр» с собаками.

Словом, мы хотим стать мощным центром реабилитации детей и молодежи с ментальной инвалидностью.

Как НКО получить президентский грант

  1. Ознакомьтесь с условиями конкурса и убедитесь, что имеете право в нем участвовать. К конкурсантам есть особые требования.
  2. Прочитайте конкурсную документацию и обратите внимание на критерии оценки заявки и правила ее заполнения. Критерии оценки важно держать в уме при составлении заявки, чтобы получить больше баллов и победить в конкурсе.
  3. Сформулируйте цель проекта, его задачи, целевую аудиторию и результаты. Все содержание заявки должно быть завязано на этих параметрах.
  4. Соберите письма поддержки: обратитесь в свой муниципалитет, местные СМИ, к другим НКО или к коммерческим компаниям, которые готовы оказать помощь проекту.
  5. Соберите команду проекта.
  6. Напишите заявку и составьте подробный бюджет. Как правильно заполнять заявку, можно почитать на сайте Фонда президентских грантов. В бюджете надо указать реальные цены на товары и услуги или их среднюю стоимость по региону.
  7. Отправьте заявку в фонд и дождитесь результатов.
  8. Если заявка победила, приготовьтесь к самому важному: нужно реализовать все, что задумали, и отчитаться перед фондом.