Я пришла работать в благотворительный фонд с опытом в коммерческих организациях: фэшн-индустрии, пиар-агентстве, продюсерском центре.

Мне казалось, в сфере НКО все должно быть устроено совсем по-другому. Но оказалось, процессы и подход очень похожи. Профессионализм и стратегия здесь важны не меньше, чем в бизнесе. Отличие только в том, что главная цель — не прибыль, а социальные изменения.

Весной 2022 года в России было зарегистрировано больше 10 000 благотворительных организаций. И хотя многие из них столкнулись с проблемами из-за санкций, есть ощущение, что работа фондов сегодня имеет и большой смысл, и потенциал.

Если вам интересна сфера благотворительности, но вы боитесь в нее вступить, потому что это другой мир, — возможно, эта статья подтолкнет вас попробовать.

Например, вы социальный предприниматель, и вам этого мало. Или вы хотите вложить собственные бизнес-ресурсы в конкретный регион, город, деревню, чтобы влиять на развитие общества. Возможно, вы готовы направлять часть прибыли на помощь социально незащищенным гражданам и хотите делать это регулярно и системно. В любом случае эта инструкция для вас.

На примере опыта с фондом «Нужна помощь» расскажу, какими бывают благотворительные организации, с чего начать, какие законы нужно знать и чего ожидать от благотворительной деятельности.

Шаг № 1
Определить цели и форму организации

Первое, что нужно сделать, — определиться с кругом социальных проблем, которые вы планируете решать, и масштабом организации. От этого будет зависеть, какую организационно-правовую форму вы выберете.

У НКО есть несколько организационно-правовых форм, все они прописаны в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Самые распространенные: ассоциация, общественная организация, автономная некоммерческая организация, или АНО, и благотворительный фонд. Они все могут собирать пожертвования, если занимаются общественно полезной деятельностью.

Формы управления отличаются по структуре организации. Например, в благотворительном фонде обязательно должен быть совет фонда, а в АНО достаточно одного учредителя и директора.

Если вы хотите открыть небольшой приют для бездомных собак, которым будут управлять несколько человек, удобнее работать как АНО. Если вы собираетесь распоряжаться большим бюджетом и создавать сложно структурированную организацию — выбирайте благотворительный фонд. Каким бы общественно полезным делом вы ни занимались, вы можете выбрать любую удобную форму НКО.

Так сложилось, что для разных видов деятельности удобнее разные форматы управления, поэтому за какими-то формами негласно закрепились свои виды деятельности. Коротко расскажу о них.

Ассоциация. Главная цель ассоциации — развивать профессиональное или любительское сообщество в какой-то области. Бывают ассоциации женщин-предпринимателей или врачей, любителей футбола. Ассоциацию могут создать несколько организаций или людей. У всех членов равные права на управление и принятие решений, может существовать система членских взносов.

Общественная организация. Похожа на ассоциацию — тоже основана на принципах членства. Но если ассоциация объединяет людей по принципу профессиональной принадлежности, то участники общественной организации защищают права и отстаивают интересы разных групп людей, не обязательно одной профессии. Общественная организация действует на определенной территории, которая отражается в названии, есть общероссийские, региональные и другие организации. К таким НКО относятся, например «Матери Беслана».

У общественных организаций есть статус общественного объединения. Поэтому они обладают дополнительными правами и могут проводить собрания, митинги, демонстрации. Могут участвовать в выборах и референдумах, если это предусмотрено уставом.

Автономные некоммерческие организации, или АНО. Они помогают решать социальные проблемы, оказывая платные и бесплатные услуги в области образования, здравоохранения, науки, правовой деятельности, спорта.

Если в ваши планы входит просвещение, образовательные курсы или лекции, организация фестивалей и культурных мероприятий, развитие спорта — обратите внимание на эту форму.

Примеры АНО: АНО «Портал „Такие дела“», АНО «Центр развития социально-культурных инициатив и благотворительности „Благосфера“».

Серия совместных паблик-токов «Кому и зачем нужна инклюзия», организованная Еврейским музеем и центром толерантности и порталом «Такие дела»
Серия совместных паблик-токов «Кому и зачем нужна инклюзия», организованная Еврейским музеем и центром толерантности и порталом «Такие дела»
Веб-проект и выставка «Несомной», организованная Еврейским музеем и центром толерантности и порталом «Такие дела»
Веб-проект и выставка «Несомной», организованная Еврейским музеем и центром толерантности и порталом «Такие дела»

Благотворительный фонд. Его создают для помощи нуждающимся и решения социально значимых проблем. Максимально широкое определение дает возможность выбирать разные виды помощи и разные виды деятельности.

Можно собирать деньги на дорогостоящие лекарства, создавать рабочие места для людей с ментальными особенностями, продвигать обучающие курсы для психологов, работающих с темой насилия, направлять средства на исследования в области онкологии, оплачивать преподавателей, занимающихся с трудными подростками, строить центры для бездомных, разрабатывать ИТ-решения для НКО.

В статье мы расскажем о том, как открыть благотворительный фонд. Эта форма организации — самая распространенная и понятная, если вы хотите помогать социально незащищенным гражданам.

Шаг № 2
Составить благотворительную программу

Благотворительная программа — это документ, в котором подробно описаны цели и задачи фонда: кому он помогает, что для этого делает, на какой территории действует, кто и на каких условиях может обратиться за помощью.

Программа нужна, чтобы доноры знали, на что они жертвуют, а надзорные органы могли проверить, что полученные деньги расходуются именно на цели, заявленные в программе.

Типовой формы благотворительной программы нет, она может быть любой. Главное зафиксировать три важных пункта: цели программы, действия для достижения этих целей и смету.

Цели программы. Здесь вы прописываете, как и кому поможет программа: социальная поддержка людей с определенными заболеваниями или попавших в тяжелую жизненную ситуацию, оказание материальной помощи детям из неблагополучных семей, укрепление роли семьи в обществе, просвещение населения о волонтерской и благотворительной деятельности и другое.

В целях должно быть понятно, кому вы планируете помогать и как.

Это цели благотворительной программы фонда «Нужна помощь», который занимается развитием благотворительности в России. Одна из главных его целей — просветительская деятельность и помощь другим социальным проектам
Это цели благотворительной программы фонда «Нужна помощь», который занимается развитием благотворительности в России. Одна из главных его целей — просветительская деятельность и помощь другим социальным проектам
А это пример из программы благотворительного фонда «Подарок ангелу». Она направлена на родителей детей с поражениями ЦНС и двигательной инвалидностью — чтобы родители знали о возможностях реабилитации для ребенка и могли получить психологическую поддержку
А это пример из программы благотворительного фонда «Подарок ангелу». Она направлена на родителей детей с поражениями ЦНС и двигательной инвалидностью — чтобы родители знали о возможностях реабилитации для ребенка и могли получить психологическую поддержку

На цели, которые вы пропишете в программе, по закону вы обязаны тратить не меньше 80% от всех пожертвований.

У НКО есть два вида расходов:

  1. На благотворительные цели — то есть на реализацию благотворительной программы, направленную на помощь социально незащищенным гражданам.
  2. Административные расходы: аренда помещения, коммунальные платежи, канцелярия для офиса, компьютеры, зарплаты сотрудников. То есть все, что обеспечивает вашу работу, но не относится напрямую к вашим целям.
На административные расходы можно тратить только 20% от полученных пожертвований.

Некоторые из административных затрат могут быть записаны в пункты благотворительной программы. Если ваша программа занимается реабилитацией тяжелобольных детей, вы можете прописать в ней зарплаты тех, кто непосредственно работает с благополучателями. Например, сотрудников горячей линии или эрготерапевтов — специалистов, которые помогают восстанавливать двигательные и социальные навыки людей, перенесших тяжелые травмы или болезнь.

Другой пример: фонд занимается организацией мероприятий, и работа пиарщика, который ищет помещение и подрядчиков, может быть включена в программу. Но если пиарщик занимается тем, что придумывает мероприятия для продвижения самого фонда, это уже относится не к программным целям, а уставным.

Большинство НКО стараются распределять административные расходы между проектами и включать их в соответствующие бюджеты программ, на которые они просят финансирование. Еще часть этих расходов можно вписывать в заявку на гранты. Или заключить договор с крупным донором и прописать в нем, что он будет оплачивать какую-то часть административных расходов — вплоть до 100%.

Действия для достижения целей. В программе вы описываете, что будете делать для результата: поддерживать социальные проекты финансово, распространять информацию о благотворительной деятельности, набирать волонтеров, привлекать финансирование и другое.

Смета. К благотворительной программе прикладывают смету, в которой расписаны расходы, необходимые для реализации программы.

Пример мероприятий для достижения целей программы фонда «Линия жизни», который оказывает помощь тяжелобольным детям: оплачивает операции и лекарства, собирает пожертвования
Пример мероприятий для достижения целей программы фонда «Линия жизни», который оказывает помощь тяжелобольным детям: оплачивает операции и лекарства, собирает пожертвования
Так выглядит бюджет фонда «Нужна помощь» за май 2022. Источник: nuzhnapomosh.ru
Так выглядит бюджет фонда «Нужна помощь» за май 2022. Источник: nuzhnapomosh.ru

Шаг № 3
Найти юриста и бухгалтера

Юрист нужен, чтобы подготовить документы для регистрации фонда и грамотно составить учредительные документы: устав, политику о персональных данных, оферту для пожертвований и другие.

За юридической помощью можно обращаться в проекты «Правовая команда» и «Юристы за гражданское общество»: они бесплатно помогают некоммерческим организациям.

Бухгалтер нужен, чтобы вести раздельный учет средств и готовить отчетность. Раздельный учет обязателен для всех НКО, которые принимают пожертвования. При таком учете пожертвования учитываются отдельно от всех остальных поступлений — например, от коммерческой деятельности или процентов по вкладам.

Если НКО не ведет раздельный учет или ведет его неправильно, налоговая может переквалифицировать те доходы, которые не облагаются налогом на прибыль, в налогооблагаемые. НКО без бухгалтера работать не может: проверяющие органы очень внимательно следят за отчетностью и раздельным учетом. Бухгалтер, который работает с бизнесом, может не разбираться в этих деталях, поэтому я советую искать специалиста, который уже работал с НКО.

Работа благотворительного фонда связана с постоянной отчетностью. Фонды сдают:

  1. Бухгалтерскую отчетность, бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств. ОФР, отчет о финансовых результатах, НКО сдают, только если получили существенный доход — от 5% — от предпринимательской деятельности. В реальности такое почти не встречается.
  2. Налоговую отчетность. Это декларации по налогу на прибыль и НДС или декларации по УСН, отчеты 6-НДФЛ и по страховым взносам за сотрудников, декларация по налогу на имущество, если фонд владеет недвижимостью.
  3. Отчеты в ПФР и Фонд социального страхования.
  4. Отчетность в Минюст.

Если у фонда есть поступления из иностранных источников, в составе фонда — иностранные граждане, или за год организация собрала более 3 млн рублей, то нужно подать два отчета по специальным формам — ОН0001 или ОН0002.

Если ничего этого нет, фонд может просто подать в Минюст заявление о продолжении деятельности.

Шаг № 4
Узнать о налогах и льготах

Благотворительные фонды могут применять либо общий режим налогообложения, либо упрощенку 6% или 15%.

Некоммерческие организации платят:

  1. Налог на прибыль или налог при УСН. Их платят с заработков от коммерческой деятельности — например, с продажи мерча или товаров, которые делают подопечные фонда.
  2. Страховые взносы. НКО на упрощенке может платить пониженные взносы: 20% на обязательное пенсионное страхование и 0,2% на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  3. Налог на доходы физических лиц. НКО обязаны платить НДФЛ с зарплаты сотрудников. При этом НДФЛ не облагаются материальная помощь подопечным, подарки до 4000 Р, выплаты в связи со стихийными бедствиями — например, перечисление денег пострадавшим от наводнения, и еще много других.
  4. Налог на имущество, если НКО на ОСН или на УСН и у нее есть в собственности жилые здания.
  5. Налог на добавленную стоимость, если НКО на ОСН.

НКО не платят налоги с пожертвований и безвозмездно полученных услуг или работ — если донор подарит фонду дом в благотворительных целях, его стоимость не будет налоговым доходом.

Благотворительная помощь, которую вы будете оказывать подопечным, например еда, лекарства, купленная для подопечного квартира, не будет облагаться НДФЛ. Эта льгота действует только на помощь, которую фонды оказывают в денежном или натуральном виде. Подробнее про налоги в сфере НКО можно прочитать на сайте Фонда президентских грантов.

Шаг № 5
Спланировать бюджет

Благотворительные фонды формируют бюджет из нескольких источников:

Пожертвования. Пожертвования бывают одноразовыми и регулярными или рекуррентными — речь про автоплатежи, от частных и корпоративных доноров. Частные пожертвования обычно составляют большую часть бюджета.

Очевидная сложность пожертвований — непросто планировать бюджет, когда не знаешь, сколько денег получишь.

С этим сталкиваются все НКО. Поэтому НКО так часто говорят о регулярных платежах — они обеспечивают стабильность и позволяют строить долгосрочные планы. Одна из главных задач у фондов — постоянно информировать людей о том, как важны рекуррентные платежи и почему именно они обеспечивают работу организации.

С конца февраля количество регулярных пожертвований у большинства фондов упало почти на 50%. Чтобы вернуть хотя бы часть платежей и напомнить об их важности, наш фонд запустил кампанию в поддержку более 370 благотворительных организаций «Остаемся помогать».

Из отчета фонда «Нужна помощь» за 2020 год. Регулярные платежи от физлиц — большая часть пожертвований, около 60%. На третьем месте — разовые. Источник: nuzhnapomosh.ru
Из отчета фонда «Нужна помощь» за 2020 год. Регулярные платежи от физлиц — большая часть пожертвований, около 60%. На третьем месте — разовые. Источник: nuzhnapomosh.ru
Отчет фонда «Ночлежка» по источникам финансирования за 2020 год. Видно, что большая часть приходится на частные пожертвования, а самая маленькая часть финансов — это проценты от депозитных вкладов фонда. Источник: homeless.ru
Отчет фонда «Ночлежка» по источникам финансирования за 2020 год. Видно, что большая часть приходится на частные пожертвования, а самая маленькая часть финансов — это проценты от депозитных вкладов фонда. Источник: homeless.ru

Пожертвования можно собирать через сайт и соцсети фонда, а еще прекрасно работают фандрайзинговые мероприятия: лекции, концерты, благотворительные ярмарки.

Мероприятия могут проходить и в онлайн-формате — например, можно просить партнеров или друзей устраивать в пользу фонда аукционы.

Гранты. Гранты бывают государственные и частные — например, грантодателями могут быть другие благотворительные фонды, крупные корпорации или банки.

Подать заявку на грант могут организации, которые существуют больше года. Лучшие источники информации про гранты, на мой взгляд — телеграм-каналы «Лайфхаки фандрайзинга» и «Капитан Грантов». В них публикуется полная и актуальная информация.

Крупные грантодатели:

Фонды могут получать социальную поддержку и от частных крупных компаний: например, «Яндекс» и «Гугл» выдают гранты на рекламу для НКО.

Свои деньги. Часто представители бизнеса, открывая благотворительный фонд, вкладывают собственные деньги. Чтобы это сделать легально, можно либо составить договор учредительного взноса, либо оформить перевод через договор пожертвования.

Такой фундамент — лучший вариант из возможных. Фонду будет проще планировать бюджет на первое время — когда известно, какие средства есть в его распоряжении.

Но можно действовать и так: сколько пришло — столько и потрачу. То есть примерно оценить, сколько вы сможете собрать за год, разбить программу на несколько этапов и делать первые шаги, не дожидаясь получения всей суммы.

Коммерческая деятельность. Некоторые фонды зарабатывают дополнительные деньги: выпускают тематический мерч, продают товары, которые создают подопечные организации, дают платные консультации, сдают в аренду часть помещения. Если вы планируете зарабатывать — обязательно пропишите это в уставе.

Когда фонд ведет коммерческую деятельность, ему нужно платить налоги с полученного дохода — как обычной коммерческой организации. А прибыль можно тратить только на уставные цели.

Еще на коммерческую деятельность нельзя брать средства из пожертвований, так как она считается дополнительной, вспомогательной к уставной деятельности НКО. Но зато производство мерча и другие вещи могут стать залогом финансовой устойчивости фонда, и лучше предусмотреть это заранее.

Из отчета фонда «Антон тут рядом» за 2020 год. У фонда есть магазин, в котором продаются фирменные сумки и футболки и изделия студентов центра: посуда, украшения для интерьера. Выручка от магазина — 15% от всех доходов. Источник: antontut.ru
Из отчета фонда «Антон тут рядом» за 2020 год. У фонда есть магазин, в котором продаются фирменные сумки и футболки и изделия студентов центра: посуда, украшения для интерьера. Выручка от магазина — 15% от всех доходов. Источник: antontut.ru
Кадр из мультипликационного благотворительного проекта «Летающие звери» от сотрудников фонда AdVita и анимационной студии «Да». Хотя новые серии мультфильма не снимаются с 2018 года, деньги от просмотра старых серий и деньги от продажи лицензии на использование персонажей идут подопечным фонда AdVita
Кадр из мультипликационного благотворительного проекта «Летающие звери» от сотрудников фонда AdVita и анимационной студии «Да». Хотя новые серии мультфильма не снимаются с 2018 года, деньги от просмотра старых серий и деньги от продажи лицензии на использование персонажей идут подопечным фонда AdVita
АНО «Упсала-цирк», в котором помогают детям из групп социального риска и детям с особенностями развития, — создали отдельную коммерческую организацию «Упсала Ивент»
АНО «Упсала-цирк», в котором помогают детям из групп социального риска и детям с особенностями развития, — создали отдельную коммерческую организацию «Упсала Ивент»
Она организует авторские цирковые мероприятия для детей, а 50% прибыли передает в «Упсала-цирк»
Она организует авторские цирковые мероприятия для детей, а 50% прибыли передает в «Упсала-цирк»

Фонд «Нужна помощь», например, продает коммерческие курсы для НКО, проводит стратегические сессии по фандрайзингу и продает бизнес-партнерам API с верифицированными нами фондами — то есть компании могут не тратить ресурсы на самостоятельную проверку фондов на честность, а использовать наши инструменты и переводить пожертвования организациям, которые проверили в «Нужна помощь» — участникам так называемого каталога «белых фондов».

«Заинтересовать инициативный малый или средний бизнес проще, чем корпорации»

Для финансовой стабильности нужно иметь несколько источников денег: получать пожертвования от частных доноров и организаций, подаваться на гранты, сотрудничать с бизнесом. Главный ресурс, который фонды могут продавать, — это экспертиза.

Крупный фонд способен разрабатывать программы корпоративной социальной ответственности, или КСО, и проводить исследования эффективности социальных программ по заказу компаний. КСО — это концепция, при которой бизнес тратит часть прибыли на решение социальных проблем. Например, компания по производству корма для домашних животных может поддерживать работу приютов для бездомных животных. И профильные фонды могут подсказать, как лучше и эффективнее эту поддержку организовать.

Фонды любого размера могут разрабатывать идеи социальных программ для сотрудников компаний — например, программы волонтерства, придумывать благотворительные акции и мероприятия, консультировать бизнес по вопросам благотворительности.

Если у организации есть мерч, она может составить коммерческое предложение для компаний и выпускать лимитированные совместные коллекции. Заинтересовать инициативный малый или средний бизнес проще, чем корпорации.

Деньги, полученные от коммерческой деятельности, можно тратить только на достижение уставных целей. И заниматься коммерческой деятельностью можно, только если она служит достижению целей устава и соответствует им.

Фонд может провести платную лекцию об искусстве, если он занимается просвещением в сфере искусства и культуры, и не может — если занимается лечением онкобольных. Вы не можете открыть просто кафе, но можете открыть инклюзивное кафе, в котором будут работать сотрудники с особенностями здоровья — если ваша деятельность связана с инклюзией.

Если в целях НКО прописана, например, популяризация благотворительной и социальной деятельности, общественно полезных инициатив и проектов, выпуск мерча не будет противоречить деятельности организации — наоборот.

Фотосессия маркетплейса «Есть смысл», где продается мерч благотворительных фондов. В мерче важно то, что фонды не просто производят худи и футболки — они закладывают в них определенные смыслы
Фотосессия маркетплейса «Есть смысл», где продается мерч благотворительных фондов. В мерче важно то, что фонды не просто производят худи и футболки — они закладывают в них определенные смыслы
Магазин фонда «Антон тут рядом», в котором продается мерч и изделия студентов центра «Антон тут рядом»
Магазин фонда «Антон тут рядом», в котором продается мерч и изделия студентов центра «Антон тут рядом»
В центре работают семь мастерских: швейная, графическая, декораторская, керамическая, переплетная, кулинарная, шелкографии
В центре работают семь мастерских: швейная, графическая, декораторская, керамическая, переплетная, кулинарная, шелкографии
Носить мерч фонда — значит открыто поддерживать НКО и его ценности
Носить мерч фонда — значит открыто поддерживать НКО и его ценности

Еще есть вариант для коммерческой деятельности учредить отдельное ООО. Этот вариант можно использовать, если цели НКО идут вразрез с тем, на чем вы собираетесь зарабатывать.

Но создание отдельной коммерческой организации влечет за собой и дополнительную нагрузку по отчетности и финансам, поэтому такой вариант стоит рассматривать в последнюю очередь.

Эндаумент. Эндаумент — это целевой капитал НКО. Смысл эндаумента такой: вы собираете определенную сумму, кладете ее на расчетный счет и передаете в управление инвестиционной компании. Она вкладывает эти деньги в проекты, а доход передает НКО на финансирование уставной деятельности.

Если вы хотите создать эндаумент, за год с момента поступления первого пожертвования нужно собрать на него не менее 3 миллионов рублей. Если собрать не получится и в договоре пожертвования не был предусмотрен вариант использования этих денег на уставную деятельность — деньги придется вернуть донорам.

Для целевого капитала нельзя использовать собственные средства и бюджетные деньги, выделенные государством — например, грант, — только пожертвования. С каждым жертвователем должен быть заключен договор, в котором прописано, куда идут средства — на формирование целевого капитала.

Чтобы упростить процесс, можно сделать публичный сбор на формирование целевого капитала: для этого фонд публикует на сайте форму договора пожертвования, и все, кто перечисляют средства, к нему присоединяются. Так работают оферта и акцепт.

Создание целевого капитала нужно либо прописать в уставе, либо создать дочернюю организацию — специализированный фонд управления целевым капиталом. Второй вариант используют, если хотят поддерживать деньгами от целевого капитала другую НКО.

Пока практика создания эндаумента не очень распространена: к ней прибегают в основном крупные фонды, которые располагают и ресурсами, и возможностью планировать на десятилетия вперед вкладывать в свое будущее.

Шаг № 6
Составить финансовый план и стратегию

После того как вы спланировали, из каких источников будете получать деньги, можно составлять финансовый план и стратегию.

Допустим, вы хотите создать благотворительный фонд, чтобы помогать людям, пережившим насилие, и первая цель — открыть бесплатный консультационный центр. Расскажу вкратце, как будет выглядеть алгоритм в этом случае.

  1. Центр можно начать с запуска горячей линии. Составьте бюджет со всеми расходами: работа директора, юриста, бухгалтера, дизайнера и ИТ-специалиста для разработки лендинга, оплата технического сопровождения горячей линии, оплата специалистов-психологов, работа СMM-менеджера. Возможно, вам удастся привлечь кого-то pro bono — это когда специалисты оказывают профессиональную помощь бесплатно. Найти таких специалистов можно на платформах todogood и ProCharity.
  2. Распишите по пунктам, что нужно сделать для запуска в первую очередь, а что можно сделать позже. Допустим, организовать техническую работу линии и привлечь специалистов стоит как можно быстрее, без этого проект не стартанет. А сделать лендинг проекта и нанять сммщика можно позже.
  3. Сделайте календарный план и в каждом месяце нацельтесь на развитие.
  4. Посчитайте, сколько денег вам нужно на каждом этапе, и определите, какой результат ждете. Допустим, вы будете собирать 300 000 Р ежемесячно — сколько человек в месяц вы сможете проконсультировать на эти деньги с учетом административных расходов? А если будете собирать миллион?
  5. Посчитайте, на каком этапе и с каким бюджетом вы сможете позволить себе аренду помещения — чтобы открыть полноценный консультационный центр. А как вы будете развиваться потом? Будете открывать консультационные центры в регионах? Развивать собственный просветительский ресурс о проблемах насилия? Расширять деятельность, занимаясь другими темами? Эти вопросы лучше прописать с самого начала.
  6. Обозначьте возможные ресурсы финансирования: собственные вложения, частные пожертвования, пожертвования от крупных доноров, гранты. Можно привлечь волонтерский фандрайзинг — его суть в том, что вы собираете деньги не сами, а просите единомышленников организовывать сборы в вашу пользу. Таким образом, вы тратите меньше ресурсов. Для доноров же плюс волонтерского фандрайзинга в том, что это очень простой и легкий способ входа в благотворительность. Можно заниматься тем, что ты любишь, — и при этом помогать.

Самый простой способ — организовать сбор в честь своего дня рождения, попросив друзей заменить подарки пожертвованиями. А можно придумать что-то интересное — например, художница Таня Задорожная в течение недели рисовала открытки по мотивам комментариев тех, кто оставил пожертвования, и таким образом собрала 185 433 Р в пользу фонда «Детские сердца».

Мы в фонде «Нужна помощь» делаем благотворительный футбольный чемпионат «Меняй игру», построенный на принципах волонтерского фандрайзинга. Команды собирают на благотворительность — это одно из условий участия. В прошлом году 40 команд собрали 2 238 361 Р в пользу 18 некоммерческих организаций.

Чтобы приблизить финансовый план к реальности, можно ориентироваться на другие похожие организации. Проведите исследование — посмотрите, как они работают и сколько денег собирают. И сколько собирали, когда только начинали работать. Эту информацию можно посмотреть в публичных отчетах.

После того как вы начнете собирать деньги, планы, скорее всего, придется скорректировать — исходя из той суммы, которую вам удалось получить. Но с прописанной сметой в любом случае проще: вы будете понимать, в какой точке находитесь, что позволяют ваши ресурсы сейчас, а что вы сможете позволить себе позже.

С конца февраля мы, как и все благотворительные фонды, столкнулись с сильным падением числа пожертвований, и нам пришлось сокращать проекты. Но, имея общий план развития, нам было легче понять, от чего мы можем отказаться, что не входит в приоритетные задачи, а что важно оставить, но можно трансформировать.

Например, тот же чемпионат «Меняй игру» мы переформатировали в более бюджетный вариант: если в прошлом году мы арендовали для игр коммерческие футбольные поля, то в этому году мы будем играть в общедоступных городских коробках.

Что важно знать. Фонды обязаны проводить ежегодный аудит бухгалтерской отчетности, если их поступления за предыдущий год превышают 3 миллиона рублей. Он платный, поэтому про эти дополнительные затраты стоить тоже подумать сразу и заложить их в бюджет.

В среднем маленький фонд потратит на аудит 10 000—30 000 Р, средний — 30 000—70 000 Р, крупный — от 70 000 и до 300 000 Р, но пределов нет.

Шаг № 7
Зарегистрировать фонд

Фонд могут создавать люди и компании. В названии фонда должно быть обязательно написано «благотворительный фонд».

Для регистрации фонда нужны несколько учредителей, хотя бы двое. В фонде должно быть два органа управления: совет фонда и попечительский совет. Может быть и один учредитель, но тогда в совете фонда должно быть минимум два человека.

Совет фонда. Это высший орган управления. Он утверждает устав, определяет приоритеты, согласует благотворительные программы и годовой отчет, назначает директора и попечительский совет фонда.

Члены совета не могут занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, которые учреждает фонд. Например, если вы состоите в совете, вы не можете одновременно стать директором ООО, которое ваш фонд учредил для продажи мерча.

Члены совета фонда работают на добровольных началах — они не могут получать деньги за свою работу.

Попечительский совет. Он следит за работой организации: контролирует распределение денег и решения других органов, смотрит, чтобы фонд соблюдал законы.

В попечительский совет можно привлекать известных людей — амбассадоров — для поддержки имиджа фонда. Участники попечительского совета точно так же не получают деньги за работу.

Члены попечительского совета имеют доступ к финансовой отчетности фонда и могут запрашивать у директора любые документы, связанные с деятельностью организации. То есть они могут гарантировать своей репутацией, что деятельность фонда эффективна, прозрачна и соответствует закону.

Директор фонда. В отличие от совета фонда и попечительского совета, директор может получать зарплату. Его назначает совет.

Чтобы зарегистрировать некоммерческую организацию, нужно подать документы в Минюст России. В какое именно отделение — зависит от будущего юридического адреса фонда.

Что нужно из документов:

  1. Заявление о регистрации по форме № P11001.
  2. Учредительные документы некоммерческой организации — для благотворительного фонда это только устав.
  3. Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов и об избрании органов фонда.
  4. Приложение к заявлению, где указаны сведения об учредителях.
  5. Документ об уплате государственной пошлины. В 2022 году это 4000 Р.
  6. Сведения об адресе постояннодействующего органа некоммерческой организации, по которому возможна связь с ней. НКО может быть в том числе зарегистрирована по месту жительства одного из учредителей.

Можно воспользоваться автоматизированной программой подготовки документов для государственной регистрации — на сайте ФНС.

Учредителями фонда могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане. Если учредитель — гражданин иностранного государства, но не финансирует фонд, закон об иностранных агентах не применяется ни к нему, ни к фонду. Но если будет иностранное финансирование, то будет применяться.

Что важно знать. Закрыть фонд просто так нельзя. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Обычно инициатором выступает совет фонда или учредители, но может и Минюст.

Вот еще законы, которые полезно изучить перед открытием фонда:

  1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Он определяет особенности правового положения некоммерческих организаций, а еще в нем закреплены требования к учредителям, названию, уставу, структуре органов управления, их компетенции, описан порядок реорганизации и ликвидации каждой из форм НКО.
  2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В нем закреплен порядок создания и прекращения деятельности благотворительной организации. Здесь можно найти определение благотворительной программы и узнать, какие источники формирования имущества могут быть у благотворительного фонда.

Шаг № 8
Набрать команду

Какие сотрудники вам понадобятся, зависит от специфики фонда. Но вот кто нужен в любом случае:

  1. Исполнительный директор. Он будет выстраивать стратегию развития фонда и решать операционные вопросы — заключать договоры с партнерами и подрядчиками, следить за финансами, планировать расходы проектов, руководить проектными командами.
  2. Бухгалтер и юрист. Я уже писала, почему нужен бухгалтер в благотворительном фонде — из-за специфики ведения раздельного учета и массы отчетности. Юрист нужен на первом этапе, чтобы помочь зарегистрировать фонд, в дальнейшем можно привлекать его на аутсорс.
  3. Фандрайзер — это специалист по привлечению финансовой и иной поддержки для НКО. Он налаживает работу с частными и корпоративными донорами, ищет и подает заявки на гранты. Это фактически главный человек в фонде, потому что без привлекаемых средств фонд просто не может существовать.
  4. Пиар-менеджер — чтобы выстроить работу со СМИ и грамотно рассказывать о работе фонда людям.

Все позиции обычно берут сразу на зарплату, кроме юриста — с ним можно на первых порах договориться на фриланс. Будет отлично, если вы сможете найти коммерческого директора, который подумает, как фонд сможет зарабатывать, чтобы стать финансово независимым. Это должен быть не учредитель фонда, а отдельный человек — у учредителя на это вряд ли хватит ресурсов.

Есть мнение, что при найме людей на работу в благотворительной организации важно, чтобы они разделяли ценности фонда и стремились изменить мир к лучшему. Это и так, и не так. Ценности в команде важны, но только если они идут вместе с профессионализмом.

Работа фонда — это история про рыбку и удочку: про решение проблемы в целом, а не только про сбор денег.

Например, чтобы помочь пострадавшим от насилия, недостаточно просто предоставить им жилье — важно дать психологическую поддержку. Чтобы помочь бездомным, недостаточно купить им еды и одежды — нужно предоставить им возможность выйти из этого положения. Поэтому не стоит экономить на сотрудниках — чтобы эффективно помогать людям, нужны хорошие специалисты.

К сожалению, мы с коллегами очень часто сталкиваемся со стереотипом: «Если ты работаешь в благотворительном фонде, ты должен работать за идею, а не за деньги». Но ведь мы вкладываем в работу не только свое сердце, но и мозги — используем свои знания, полученный опыт, компетенции. Я часто слышу, что люди не хотят жертвовать деньги на зарплату работникам фондам. Но правда в том, что чем выше профессиональный уровень работника — тем эффективнее будет работать фонд. А значит, эффективнее расходовать средства.

Что важно знать. На зарплату сотрудников благотворительного фонда можно потратить не больше 20% от общей суммы расходованных вами за год денег.

Сюда входит все: частные и корпоративные пожертвования, гранты, доход от коммерческой деятельности. Но при этом здесь не учитываются зарплаты сотрудников, задействованных в благотворительных программах — об этом мы говорили выше. При этом, что еще важно знать — что деньги от пожертвований (не от коммерческой деятельности, не от процентов от депозитов и т. д.) распределяются так: 80% на благотворительную программу, 20% на административные расходы.

Допустим, вы получили 1 000 000 Р частных пожертвований: 800 000 Р ушло на благотворительную программу, 200 000 Р можно оставить на административные расходы. Еще 500 000 вы заработали на коммерческой деятельности: 400 000 Р отправили на благотворительную программу, 100 000 Р на административные расходы. Еще 100 000 Р вам перечислил крупный донор на работу вашей организации.

Ваш бюджет за год — 1 600 000 Р, на административные расходы потратить вы можете 400 000 Р: 300 000 Р, которые мы взяли на административные расходы + 100 000 Р, которые перечислил донор. Из этих 400 000 Р на зарплату можно тратить только 320 000 Р — 20% от общего бюджета 1 600 000, превышать этот лимит нельзя.

Шаг № 9
Сделать сайт организации

Сайт важен для прозрачной и открытой работы организации. На сайте будет выложена программа фонда, там же вы будете делиться своими успехами и публиковать отчеты. Чем подробнее вы рассказываете о работе, тем больше вам будут доверять ваши доноры.

На сайте важно разместить:

  1. Информацию про политику обработки данных. В политике нужно прописать, как вы будете использовать данные доноров, сотрудников и контрагентов.
  2. Оферту. В оферте прописаны условия договора пожертвования. Она нужна, чтобы доноры могли делать пожертвования через сайт или переводить деньги на счет фонда, а не приходить к вам, чтобы заключить договор пожертвования. С офертой можно ознакомиться и согласиться онлайн, нажав галочку при переводе пожертвования.
Так выглядит финансовый отчет фонда «Нужна помощь» за 2022 год, он есть на нашем сайте в разделе «Отчеты»
Так выглядит финансовый отчет фонда «Нужна помощь» за 2022 год, он есть на нашем сайте в разделе «Отчеты»

Шаг № 10
Начать собирать деньги

Пожертвования от людей можно принимать просто на расчетный счет, но это неудобно пользователям и требует от них дополнительных действий. Чем проще сделать пожертвование — тем больше шансов его получить.

Поэтому для работы с физлицами лучше подключить на сайте несколько платежных систем. Критерии отбора такие:

  1. Платежная система должна давать максимальное количество данных о том, кто совершил пожертвование: ФИО, электронная почта, название банка, тип карты, первые и последние цифры номера. Это важно для отчетности.
  2. Небольшой размер комиссии для благотворительных организаций — так вы получите больше денег.
  3. Возможность подключать регулярные платежи — это основа бюджета фонда и планирования.
  4. Гибкость системы безопасности. Пожертвования — низкорисковые операции для платежной системы. Будет хорошо, если система безопасности позволит уменьшить настройки до минимума — например, разрешит максимально допустимое количество платежей с одного IP-адреса. Чем проще пользователю сделать платеж — тем лучше.
  5. Возможность импортировать данные из личного кабинета. Так вы получите информацию о донорах и сможете ее анализировать, чтобы лучше выстраивать работу с потенциальными жертвователями.
  6. Есть автоматические письма и сообщения, например напоминание о предстоящем платеже — важно быть постоянно в контакте с донором.
  7. Оперативная техподдержка, чтобы быстро решать вопросы и технические проблемы.

К кнопке «Пожертвовать» нужно прикрепить оферту, с которой жертвователь должен согласиться. Чтобы принимать пожертвования от организаций свыше 3000 Р, нужно заключить с донором договор благотворительного пожертвования — его тоже можно заменить на оферту.

Что важно знать. Если донор посчитает, что деньги были потрачены нецелесообразно, он вправе требовать отмены пожертвования.

Вам могут жертвовать не только деньги, но и имущество и объекты интеллектуальной собственности. А еще — безвозмездно предоставлять какие-то услуги. Во всех случаях необходимо составлять с контрагентами договор благотворительного пожертвования. (Пример такого договора и других можно найти в этом гайде, составленном Благотворительным фондом развития сообщества «Гарант»).

Шаг № 11
Отчитаться перед донорами

За все пожертвования нужно отчитываться перед донорами. Есть несколько типов отчетов.

Регулярные отчеты. В идеале отчеты перед жертвователями нужно делать каждый месяц. Отличный вариант — отправлять донорам рассылку, в которой рассказывается, сколько денег получил и на что потратил фонд. По нашему опыту доноры с большей охотой жертвуют, если видят конкретные результаты.

В рассылках хорошо мотивировать людей жертвовать на конкретные пункты программы. Это позволит быть в постоянном контакте с донорами и создать вокруг себя неравнодушное сообщество.

Это рассылка фонда «Нужна помощь» за ноябрь 2021 года. Все рассылки фонд публикует на сайте
Это рассылка фонда «Нужна помощь» за ноябрь 2021 года. Все рассылки фонд публикует на сайте
Это рассылка фонда «Нужна помощь» за ноябрь 2021 года. Все рассылки фонд публикует на сайте
Это рассылка фонда «Нужна помощь» за ноябрь 2021 года. Все рассылки фонд публикует на сайте

Годовой отчет. В годовом отчете лучше писать не только про деньги, но и про результаты программы: скольким людям помогли, что полезного купили на перечисленные деньги, какие исследования провели.

Годовой отчет нужен в первую очередь, чтобы люди, которые пожертвовали деньги, увидели результат и захотели помогать вам дальше. А еще это визитная карточка для новых доноров.

Шаг № 12
Оценить эффективность работы

Предположим, вы прошли все этапы: зарегистрировали фонд, утвердили программу, собрали деньги, направили их на благие цели. Как в конце года оценить свою эффективность?

Для начала — привыкнуть оценивать работу не деньгами. Деньги — это хорошо, но благотворительный фонд — прежде всего про компетенции, а не деньги. Можно собрать 50 млн рублей и оплатить лечение одного подопечного. А можно на 50 млн рублей построить центр для сотни людей. Что лучше?

Задайте себе вопросы:

Вероятно, в какой-то момент вы поймете, что изначальный подход был не совсем верным, и его нужно пересмотреть. Совет здесь один: больше спрашивать специалистов.

Классический пример: помощь детским домам. Многим кажется, что воспитанникам детских домов нужно дарить одежду, компьютеры и другие материальные вещи. На деле дети больше всего нуждаются в социальной адаптации.

«В благотворительность стоит входить постепенно»

Если есть желание открыть фонд, лучше всего входить в благотворительность постепенно. Если предприниматель готов отправлять часть прибыли на решение социальных проблем, можно найти фонд, который близок по духу, и начать поддерживать его.

За время поддержки получится разобраться в проблеме глубже и оценить ее объем — а значит, лучше рассчитать, сколько денег нужно для своего проекта.

Чтобы максимально погрузиться в работу фонда, можно попробовать войти в попечительский совет или в совет фонда.

Чтобы заручиться поддержкой коллег по сектору, выйти на новую аудиторию и точно знать, что вы делаете все правильно, фонд можно подать на верификацию в агрегаторы «Добро Mail.ru», «Благо-ру» или «Нужна помощь».

Если вы что-то делаете не так — например, есть ошибки в документах или вы собираете деньги на личные карты — на этапе верификации вам подскажут, как это исправить.

Что учесть при создании благотворительного фонда

  1. Чтобы открыть НКО, нужно определить масштаб организации и какие проблемы фонд будет решать. От этого зависит выбор организационно-правовой формы. Самая распространенная — благотворительный фонд.
  2. Для фонда понадобится благотворительная программа — это документ, в котором подробно описаны цели и задачи НКО. Программа нужна, чтобы люди знали, на что жертвуют, а проверяющие органы видели, как расходуются деньги.
  3. НКО не платят налоги с пожертвований, в том числе имущества, и безвозмездно полученных работ или услуг. У НКО на УСН пониженный тариф страховых взносов с выплат сотрудникам.
  4. Бюджет фонда формируется из нескольких источников: пожертвований, грантов, вкладов учредителей, выручки от коммерческой деятельности и целевого капитала — эндаумента. Важно наладить поток регулярных пожертвований.
  5. Для регистрации нужно минимум двое учредителей, а в названии обязательны слова «благотворительный фонд».
  6. В команде должны быть юрист, бухгалтер, исполнительный директор, фандрайзер и пиар-менеджер.
  7. Чтобы собирать пожертвования, на сайте фонда должно быть подключено несколько платежных систем. Чем проще сделать пожертвование — тем больше шансов его получить.
  8. За все пожертвования нужно отчитываться перед донорами — публиковать на сайте и отправлять в рассылке регулярные месячные и годовые отчеты.
  9. Кроме публичных отчетов перед донорами, фонды отчитываются в налоговую, ПФР, Фонд социального страхования и Минюст.
  10. Перед тем как открывать благотворительный фонд, стоит начать с отправки части прибыли на решение социальных проблем. За время поддержки получится разобраться в теме глубже и оценить объем проблемы — а значит, лучше рассчитать, сколько денег нужно для своего проекта.