Как бизнесу решить спор без суда
Когда предприниматель или компания не могут договориться с поставщиком или собственником помещения, кажется, что следующее логичное действие — идти в суд.
Но иногда подавать иск бесполезно. Сначала нужно попытаться решить проблему другими способами — в досудебном порядке.
Что вы узнаете
В чем суть обязательного досудебного порядка
Обычно если ИП или компания недовольны работой контрагента, это сразу дают понять — сотрудник звонит контрагенту или отправляет ему письмо, объясняет сложившуюся ситуацию. Стороны обсуждают проблему, договариваются, как ее решить. Чаще всего все заканчивается спокойно и до суда дело не доходит.
Если проблема не решается, стороны могут пригласить посредника — медиатора — и провести переговоры в его присутствии. Если есть письменная договоренность, можно также обратиться в третейский суд — негосударственный коммерческий суд, который разрешает экономические споры между организациями или между организациями и гражданами. Официально третейские суды не входят в судебную систему России, но их решения имеют юридическую силу — как решения арбитражных судов.
Переговоры, переписка, медиация — все это внесудебные способы решить спор, проводить их или нет, каждая компания или ИП решают сами.
Но есть случаи, когда организации, ИП и даже граждане до подачи иска обязаны попытаться решить разногласия мирным путем — если действует обязательный досудебный порядок урегулирования споров.
Бухгалтер компании ООО «Ромашка» Вера опечаталась в платежке и перевела поставщику 390 000 ₽ вместо 39 000 ₽. Когда обнаружилась переплата, Вера позвонила поставщику, объяснила ситуацию и попросила вернуть лишние 351 000 ₽. Тот пообещал, но деньги так и не пришли. А потом и вовсе перестал отвечать на звонки и письма.
Гендиректор Андрей скачал из интернета образец иска, заполнил его, приложил копии договора и платежки, поехал в суд. Там все документы приняли, и Андрей стал ждать, когда назначат заседание. Но вместо этого из суда пришел документ: иск оставлен без движения, то есть судья откладывает дело. Причина — несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Все потому, что компания должна была попытаться решить спор сама перед тем, как идти в суд.
Обязательный досудебный порядок устанавливает закон , а для некоторых споров — и договор, игнорировать его нельзя. Если у суда не будет письменных доказательств того, что истец пытался найти компромисс с ответчиком, иск в конце концов не будут рассматривать и вернут .
В отношении бизнеса это выглядит так. Сторона, которая считает, что контрагент не выполнил свои обязательства или сделал это плохо, должна сообщить ему об этом, чтобы тот исправился. Для этого она направляет документ, в котором говорит примерно следующее: «Мы недовольны, потому что вы допустили такие-то недочеты. Требуем их устранить в эти сроки либо расторгнуть договор и возместить убытки, иначе будем обращаться в суд».
Чаще всего такой документ называется претензией. Его также можно назвать требованием или предложением, но суть не меняется: одна сторона предъявляет другой обоснованные претензии. Кстати, именно поэтому обязательный досудебный порядок часто называют претензионным.
Пойти в суд можно, если контрагент не отреагирует на претензию в установленный срок либо ответ не устроит отправителя.
Для кого установлен обязательный досудебный порядок
Досудебное урегулирование используют для самых распространенных видов споров, которые бывают между ИП, организациями, с участием граждан и госорганов.
Споры, где одна из сторон — человек без статуса ИП. Досудебный порядок в этой сфере обязателен, только когда об этом сказано в законе. Даже если в договоре прописано, что перед обращением в суд нужно направлять претензию, но по закону такого требования нет, одна из сторон может сразу идти в суд.
Обязательный досудебный порядок для гражданских споров действует, например, в туризме. Если клиент недоволен качеством оказанных услуг, сначала он должен отправить претензию — например, вместо пятизвездочного отеля его поселили в три звезды или свозили на четыре экскурсии вместо шести. Если спор возник по другому поводу, например, туроператор не возвращает деньги за отмененную поездку, можно не писать претензию и сразу идти в суд.
Также досудебная претензия нужна для споров с авиакомпанией за потерянный багаж или груз.
На претензии адресаты должны отреагировать в сроки, которые установлены для них в законе. Например, у туроператора на ответ есть 10 календарных дней , а у авиаперевозчиков — 30 календарных дней .
Споры между организациями и/или индивидуальными предпринимателями. Обязательный досудебный порядок для бизнеса может установить закон или договор. То есть стороны могут условиться, что при разногласиях они сначала попытаются решить их сами на уровне «претензия — ответ на нее» или обратятся к медиатору и только потом пойдут в суд.
По закону досудебную претензию нужно направлять, например:
- контрагентам, которые не возвращают долг по договору или деньги, которые были им ошибочно перечислены — так называемое неосновательное обогащение ;
- транспортной фирме — экспедитору, ж/д перевозчику, авиакомпаниям и водным транспортным компаниям при взыскании убытков за утраченный или испорченный груз ;
- арендатору, который регулярно задерживает арендную плату, из-за чего арендодатель хочет расторгнуть с ним договор . Тогда арендодатель должен перед судом направить арендатору требование устранить допущенные нарушения и предложение расторгнуть договор аренды, если тот не исполнит требование .
Споры, где ответчик — госорган. Досудебный порядок для таких споров обязателен в трех случаях:
- Контролирующий орган отказался выдать компании или ИП разрешение, необходимое для ведения бизнеса. Например, фитосанитарный сертификат от Россельхознадзора или разрешение на дистанционную розничную торговлю лекарствами от Росздравнадзора . Жалобу в ведомство, которое выдает соответствующее разрешение, подают через госуслуги.
- Налогоплательщик — человек или организация — не согласен с ненормативным актом налоговой инспекции, ее действиями или бездействием ИФНС . Например, с требованием об уплате налогов, решением о доначислениях по результатам налоговой проверки или решением об отказе в предоставлении вычета.
- Инспекция, которая занимается регистрацией ИП и фирм, вынесла решение об отказе в этом .
Акты налоговой инспекции нужно сначала обжаловать в вышестоящей инстанции — в Управлении налоговой службы по конкретному региону, и если управление не отменило решение ИФНС, обращаться в суд.
На сайте ФНС можно скачать образцы жалоб и дальше отслеживать ход поданного обращения.
Как написать о досудебном порядке в договоре
В бизнесе досудебный претензионный порядок часто прописывают в договоре по соглашению сторон. Это позволит решить потенциальные разногласия без похода в суд, сэкономив время, силы и деньги.
Предприниматели и компании обязаны соблюдать досудебный порядок, если взяли на себя это обязательство. Иначе судья не станет рассматривать спор.
Как составить досудебную претензию
Претензию составляют письменно в свободной форме. Как правило, в ней описывают суть проблемы и что требуют от адресата.
Шапка документа. В правом верхнем углу укажите, кому адресована претензия:
- Организационно-правовая форма компании — ООО, ПАО, ее название и ФИО руководителя, либо ИНН и ФИО индивидуального предпринимателя.
- ОГРН или ОГРНИП.
- Адрес нахождения организации или ИП, контактный телефон и электронный адрес.
- От кого направлена претензия.
Адресовать претензию нужно тому, кто указан в договоре как ваш контрагент и кто потом будет фигурировать ответчиком в иске. Иначе обязательный досудебный порядок не будет соблюден.
Описание претензии. Начинается сразу после названия документа. В описании нужно указать:
- Реквизиты договора, условия которого нарушены, — номер, дату и название, если есть.
- Какой пункт договора или какая норма закона нарушены.
- Суть нарушения, то есть какие действия совершил или не совершил контрагент. Например, если подрядчик некачественно выполнил работу, укажите, в чем это заключается, каким должен был быть результат работ и в каком пункте договора он согласован.
- Когда и как обнаружено нарушение. Иногда это важно. Например, предъявить претензии за скрытые недостатки работ можно, если обнаружили их в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата .
Требование. После того как описали суть своего недовольства, укажите, что хотите от контрагента. То есть какие действия и в какой последовательности, если она есть, контрагент должен совершить. Можно заявить на выбор:
- Одно конкретное требование. Например, расторгнуть договор.
- Одно требование из списка на выбор контрагента. Например, от недобросовестного подрядчика можно требовать либо безвозмездно устранить недостатки, либо возместить ваши расходы на устранение недостатков, либо соразмерного уменьшения цены работы.
- Несколько требований одновременно. Например, уплатить задолженность по аренде и неустойку за просрочку внесения платы.
- Несколько требований последовательно. Например, устранить недостатки в работе, а если они не были устранены в разумный срок, отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Указывайте требования, с которыми пойдете в суд, если контрагент не отреагирует на претензию.
Расчет неустойки. Если вам не возвращают деньги, то после перечисления требований укажите сумму долга, ее расчет, а также сумму неустойки или процентов, если будете их взыскивать.
Заключительная часть. В конце претензии укажите срок для выполнения требований — конкретную дату или период.
Претензию от организации должен подписать ее руководитель либо человек с доверенностью.
Как правильно направить претензию контрагенту
У отправителя претензии должны остаться документы, которые подтвердят факты отправки и доставки претензии. Например, почтовая квитанция и опись вложения, уведомление о вручении, распечатка уведомления о доставке электронного письма, копия претензии с подписью получателя.
Эти документы нужно приложить к иску, чтобы доказать соблюдение обязательного досудебного порядка. Одной копии претензии мало: без подтверждения того, что контрагент ее получил, суд вернет вам иск.
Претензию надо отправить на один из адресов, указанный в договоре. Если там исключительный адрес для отправки юридически значимых сообщений, претензию нужно отправлять туда.
Если в договоре только юридический адрес контрагента из ЕГРЮЛ, претензию можно направить и на него. По закону она считается полученной, даже если контрагент по этому адресу не находится и уведомление о вручении письма вернулось к вам с пометкой «адресат не найден» . Главное, что вы свою обязанность выполнили и можете это подтвердить.
Отправить претензию на электронную почту контрагента можно, если в договоре сказано, что такой способ отправки допустим. Если же в договоре упоминается только онлайн-переписка, без конкретики, что по электронной почте можно направлять и претензию, ее нужно отправить на бумаге.
В какой срок нужно направлять досудебную претензию. По общему правилу в срок, установленный в конкретном законе или договоре.
Например, претензию туроператору нужно направить в течение 20 календарных дней со дня возвращения из поездки .
Претензии к железнодорожному перевозчику, например, за утрату багажа или груза, предъявляют в течение шести месяцев . Если нарушить этот срок, перевозчик будет рассматривать претензию, только если сочтет, что причина пропуска уважительная.
Претензию о несоответствиях и недостатках, выявленных при приемке товара, получатель должен направить поставщику в тот же день или на следующий день после обнаружения недостатков .
Если в законе или договоре нет срока для предъявления претензии, ее можно предъявить в течение трех лет со дня, когда контрагент не выполнил обязательства .
Сколько нужно ждать ответа на претензию
Срок для ответа на претензию обычно установлен в законе. Самый распространенный — 30 календарных дней. Например, столько надо выждать после отправки претензии:
- грузоперевозчику;
- контрагенту, который задолжал денег по договору;
- отделению связи насчет почтовых отправлений и переводов.
Также срок для ответа можно прописать в договоре или самой претензии, если его нет в законе. Обычно — от 10 до 30 календарных дней, но может быть и другой вариант. Пока не получите ответ на претензию или не истечет срок, установленный для ответа, обращаться в суд бесполезно: иск рассматривать не будут.
Если ни в законе, ни в договоре, ни в самой претензии не указан срок для ответа, то выжидать нужно так называемый разумный срок. Какой именно, нигде не прописано. Суд будет определять разумность срока в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела. То есть разумным может оказаться срок как в несколько дней, так и в несколько недель. Поэтому я рекомендую все же прописывать сроки в претензии.
Получатель претензии должен ответить на нее, только если это указано в законе. Например, такая обязанность есть у грузоперевозчиков или туроператоров. Если такой обязанности по закону нет, получатель может промолчать. Например, контрагент, который по договору должен денег фирме, не обязан отвечать или выполнять требования из претензии. Но компания обязана направить ему документ перед тем, как идти в суд.
Как пояснил Верховный суд, если ответ на претензию не поступил в течение 30 календарных дней либо срока, прописанного в договоре, можно считать, что контрагент отказался выполнять требования .
К слову, если контрагент не ответит на вашу претензию в срок, потом, при разбирательстве, суд возложит на него все судебные издержки независимо от исхода дела. Речь о госпошлине и других затратах, например на оплату услуг юриста, нанятого для ведения дела.
Если истец должен направить претензию, но не сделал этого, суд по закону:
- оставит иск без движения, предложив истцу провести досудебный порядок. Если истец не успеет все сделать в установленный судом срок, суд вернет иск ;
- оставит иск без рассмотрения, если уже после принятия заявления к производству установит, что претензионный порядок не соблюден .
Запомнить
- Обязательный досудебный порядок урегулирования споров — это действия, которые должны совершить стороны по договору перед тем, как обратиться в суд. Как правило, это отправка претензии.
- Есть обязательный досудебный порядок, который по закону должны соблюдать компании, ИП и граждане. Но компании и ИП могут еще сами прописать это условие в договоре.
- Претензию составляют в произвольной форме, главное, адресовать ее кому следует и четко изложить свои требования.
- Претензию отправляют в срок, установленный законом или договором. Перед тем как идти в суд, нужно выждать период, который отведен адресату для ответа на претензию.
- Если не выполните обязательный досудебный порядок, судья не будет рассматривать дело.