Отказали в вычете по ИИС. Что делать?
Ситуация следующая. Я открыл ИИС у одного брокера, но не пополнял его. Потом открыл у другого и в течение месяца закрыл первый.
По закону это не нарушение, а перевод. Даже в личном кабинете на сайте ФНС видны даты открытия и закрытия счетов и понятно, что больше 30 дней оба счета не сосуществовали. А накладка с 9 по 14 августа на 30 дней не тянет.
Но налоговая все равно отказала в вычете. Как быть в такой ситуации?
Судя по скриншотам из вашего вопроса, в августе 2019 года вы все сделали правильно: закрыли один ИИС с переводом на другой ИИС к новому брокеру и уложились в один месяц. Значит, имеете право на налоговый вычет.
Вероятно, что-то пошло не так уже внутри вашей ИФНС, поэтому вам отказали в вычете. Расскажу, какие варианты в этой ситуации у вас есть.
Как правильно перевести ИИС и что при этом происходит
В Т—Ж уже есть подробная статья о том, как перевести ИИС к другому брокеру. Я расскажу, что при этом происходит внутри брокеров. Про управляющие компании говорить не буду, но в них все происходит так же.
Шаг 1. Инвестор подает заявление на открытие ИИС и выбирает, открывает он новый счет или хочет перевести ИИС от другого брокера. Обычно для этого инвестор в бумажном заявлении или на каком-то этапе открытия счета на сайте либо в приложении отмечает, есть ли у него другой ИИС.
В зависимости от этого выбора в течение трех дней брокер подает в налоговую инспекцию сообщение с признаком 1, если ИИС новый, или с признаком 2, если ИИС открыт с целью перевода от другого брокера.
На ваших скриншотах видно, что вы открыли новый ИИС 9 августа 2019 года. Вас может смутить, что нет указания на то, что он открыт с переводом, но для 2019 года это нормально. Отдельный признак для сообщения об открытии ИИС с переводом появился только для счетов, открытых после 1 января 2022 года.
Шаг 2. Клиент сообщает старому брокеру, что хочет перевести ИИС, и при необходимости направляет ему документы об открытии нового счета. Брокеру нужно это знать, чтобы не удерживать налог при выводе активов и при расторжении договора по ИИС.
Шаг 3. Инвестор подает старому брокеру поручение на вывод денег и ценных бумаг к новому, а новому — поручение на прием активов. Производные инструменты между брокерами не переводят.
Если ИИС был пустой, этот шаг пропускаем.
Шаг 4. Договор по старому ИИС расторгается. В течение трех дней с момента расторжения старый брокер направляет в налоговую сообщение о закрытии с признаком 4, то есть о закрытии с переводом к другому профессиональному участнику. По ИИС, закрытым без перевода, направляется сообщение о закрытии с признаком 3.
На приложенном вами скриншоте видно, что ваш старый ИИС закрыт 14 августа 2019 года с переводом к другому брокеру. Ваши счета существовали одновременно меньше месяца.
Шаг 5. Старый брокер готовит справку «Сведения о физическом лице и его ИИС» и направляет ее новому брокеру. Он может направить ее как напрямую, так и через клиента.
В справке есть номер и дата первоначального договора по ИИС, доходы и расходы инвестора, затраты на переводимые ценные бумаги.
Шаг 6. Новый брокер фиксирует все сведения из справки в системе внутреннего учета. С этого момента можно считать ИИС переведенным к новому брокеру с сохранением срока и без потери права на вычеты.
Когда считается, что ИИС переведен с нарушениями
Есть несколько случаев, когда ИИС не будет считаться корректно переведенным.
Переведены не все активы. Все деньги и ценные бумаги должны быть переведены от старого брокера к новому. Исключение — ценные бумаги иностранных эмитентов, перевод которых произошел с 24 февраля по 28 декабря 2022 года.
Не соблюдены сроки перевода ИИС. Старый ИИС должен быть закрыт в течение месяца с даты открытия нового. Исключение — ИИС, закрытые с 24 февраля 2022 по 28 января 2023 года.
Активы переведены не напрямую. Например, нельзя снять деньги в кассе у одного брокера и внести их наличными в кассу другого брокера.
В ИНФС поданы сообщения об открытии и закрытии ИИС без признака перевода. Этот случай можно считать наименее проблемным. Если остальные условия соблюдены, можно обратиться к брокеру и попросить подать корректирующее сообщение в ИФНС об открытии или закрытии ИИС с переводом. Такие корректировки допустимы и предусмотрены налоговой службой.
Отдельно хочу отметить: если вы открыли новый ИИС до закрытия старого, вам в любом случае нужно переводить активы и закрывать старый ИИС с переводом на новый. Вариант «быстренько закрыть старый ИИС и сделать вид, что ничего не было» не сработает, потому что налоговая об этом узнает.
Что с вычетами, если есть два ИИС без перевода
Минфин прямо заявляет: если в период действия одного ИИС инвестор открывает другой и не делает перевод, он лишается права на вычет как по первому, так и по второму ИИС. К сожалению, исключений нет даже для счетов, которым к моменту закрытия уже исполнилось три года.
Исключение есть только для ИИС, открытых по ошибке брокера и без движения активов по ним. Но и здесь важно, что это должна быть ошибка именно брокера, который открыл ИИС без волеизъявления клиента, а не инвестора, который по своей инициативе ошибочно открыл новый счет. Мы уже писали о случае, когда налоговая потребовала вернуть вычет по ИИС при двух одновременно существующих счетах.
Однако в вашем случае отказа в вычете быть не должно, ведь вы закрыли первый ИИС с переводом к другому брокеру.
Что делать с отказом и как получить вычет
Я могу предложить вам три варианта выхода из ситуации, чтобы все-таки получить налоговый вычет.
Обжаловать отказ в вычете. Жалобу в адрес инспекции можно направить напрямую из личного кабинета налогоплательщика.
В жалобе подробно опишите ситуацию: когда вы открывали и закрывали ИИС с переводом, у каких брокеров они были, когда вам отказали в вычете и почему вы считаете отказ неправомерным. Приложите документы, которые подтверждают вашу позицию, например уведомления от брокеров об открытии и закрытии ИИС и справку «Сведения о физическом лице и его ИИС» от первого брокера. Попросите предоставить вычет в упрощенном порядке.
Срок рассмотрения обращения — до 30 рабочих дней. Если проблема не решена, можно обратиться в управление ФНС, а если и это не поможет — в центральный аппарат ФНС.
Подать налоговую декларацию 3-НДФЛ. На этот случай у нас есть подробное руководство.
Если вы уже подавали декларацию по итогам 2022 года, надо подать корректирующую декларацию. Укажите в ней те доходы и вычеты, которые запрашивали в изначальной декларации, и добавьте к этому вычет за пополнение ИИС в 2022 году с приложением подтверждающих документов. Это, например, отчет брокера, где видно пополнение ИИС в 2022 году, и платежное поручение из банка.
Попросить брокера, ИИС у которого вы пополняли в 2022 году, повторно направить сведения для упрощенного налогового вычета. Система взаимодействия между брокерами и ФНС это позволяет.
Обратите внимание этого брокера, что вы открывали ИИС с переводом. Напомните брокеру включить в сведения, направленные в ФНС, информацию об ИИС, открытом у первого брокера и закрытом с переводом. Это наименование первого брокера, номер и дата первоначального договора по ИИС.
Налоговая инспекция еще раз получит информацию о вас, заново возьмет в работу поступившие сведения и примет решение в течение 20 дней. Есть большая вероятность, что со второго раза налоговая служба вынесет верное решение.
Надеюсь, в итоге вы получите налоговый вычет и больше такая проблема возникать не будет.
А вот что еще мы писали об ИИС: