«Услуги курьера сейчас почти ничего не стоят»: почему маркетплейсы выигрывают у розницы
Экономика
20K
Фотографии — Алена Кондюрина

«Услуги курьера сейчас почти ничего не стоят»: почему маркетплейсы выигрывают у розницы

Эксперт онлайн-маркетинга — о популярности электронной торговли и ее перспективах в РФ
52
Аватар автора

Федор Вирин

партнер Data Insight

Аватар автора

Дарья Булгакова

покупает онлайн

В 2022 году Россия стала мировым лидером по росту электронной коммерции.

По данным аналитической компании Data Insight, объем продаж в онлайне за год вырос в стране на 38% — до 5,7 триллиона рублей. При этом больше половины оборота приходится на крупнейшие площадки — маркетплейсы.

В то же время ведущие российские ретейлеры фиксируют снижение прибыли и рентабельности, в том числе из-за конкуренции с онлайн-продавцами, которые каждый год отъедают все большую долю рынка.

О том, что происходит в российской рознице и за счет чего выигрывает электронная коммерция, мы поговорили с партнером Data Insight Федором Вириным.

«Потребители терпеть не могут платить за доставку»

— Что стало главным драйвером роста российской онлайн-торговли? Насколько он был ожидаемым и предсказуемым?

— Есть несколько факторов. Первый и главный — электронная торговля в России очень удобна. Пользовательский опыт, который люди получают здесь, несопоставим с опытом в других странах. В чем разница? Например, в 15-минутной доставке. Сейчас мы можем, сидя дома вечером у телевизора, заказать в приложении мороженое, и нам его привезут через 15 минут, а стоить это будет две копейки. Такого, по большому счету, в остальном мире нет.

Мы можем заказать сразу шесть пар штанов, а купить только одни после примерки. Причем, если захотим, примерим дома или нам привезут их в офис. Могут привезти и в ПВЗ  , который находится в двух шагах от дома.

А еще в нашем распоряжении несколько миллионов разных товаров, которые мы можем получить на следующий или через день. В то время как в самых больших офлайн-магазинах доступно от силы 50 тысяч позиций ассортимента.

Это все настолько удобно, что мы этим легко пользуемся. Один раз попробовав доставку мороженого за 15 минут, мы в следующий раз закажем ее не задумываясь.

Еще нужно понимать, что клиент получает не только удобство, но и повторяемый пользовательский опыт. Заказывая что-то на «Озоне», «Вайлдберриз», «Яндекс-маркете», «М-видео-эльдорадо» и так далее, я точно знаю, какой результат получу, если делаю это не в первый раз. Причем это знание даже важнее самого результата, поскольку позволяет мне как потребителю не думать над своей покупкой.

Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 39 (40)
Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 39 (40)

— А что сделало нашу электронную коммерцию такой удобной?

— Дешевизна рабочей силы. Мы можем на это жаловаться, но фактически в России нет минимальной оплаты труда. Есть МРОТ  , но он очень маленький, и есть схемы, чтобы его обойти. Из-за того, что нет нормальной минимально допустимой оплаты труда и есть много мигрантов, услуги курьера сейчас не стоят практически ничего. В итоге все, что я ранее описывал, мы получаем за совершенно ничтожные деньги. 15-минутная доставка пользователям условно стоит 100 рублей, что позволяет не задумываться о потраченных деньгах за доставку.

При этом российские потребители терпеть не могут платить за доставку — это одна из самых болезненных вещей для нашей электронной коммерции. Мы можем заплатить 20 000 рублей за товар, зная, что переплачиваем, но при этом не хотим заплатить 100 рублей за доставку этого товара. Хотя это именно та самая услуга, за которую мы ценим сервис — возможность быстро и в любом месте получить свою покупку.

В других странах с развитой электронной торговлей, например в Великобритании, услуги курьеров стоят принципиально других денег: срочная доставка стоит не один доллар, а 10—12. А такую сумму потребитель уже не готов заплатить за доставку мороженого, которое срочно захотелось.

Дешевизна рабочей силы — фактор, который мы часто недооцениваем, но он имеет огромное значение и касается не только курьеров, но также сотрудников ПВЗ, складов и других. Если мы посмотрим, например, на Индию или Китай, в которых электронная торговля растет фантастическими темпами, то там то же самое — нет минимального размера оплаты труда. Это дает буст  электронной торговли.

— Сейчас власть обсуждает законопроект по платформенной занятости  , который касается в том числе курьеров. Что вы о нем думаете?

— Законопроект увеличит стоимость курьера, но не радикально. Проблема не в том, что курьеры работают как самозанятые, не копят себе на пенсию и так далее. Проблема в том, что в России нет официально зафиксированной минимальной оплаты труда, на которую можно прожить.

В Москве прожиточный минимум на человека без учета иждивенцев, по моему мнению, должен составлять в районе 40—45 тысяч рублей. И это при наличии своей квартиры, а без нее — минимум 60 тысяч. С учетом затрат на иждивенцев, получается, что МРОТ в Москве должен быть около 100—110 тысяч рублей. Некоторые курьеры получают эти деньги, но для этого им нужно очень много работать. Когда мы будем говорить, что в стране есть минимальная оплата труда, которая составляет 100—110 или 150 тысяч рублей на человека, тогда рабочую силу можно будет назвать дорогой.

«Инфраструктура успевает за спросом»

— Что помимо дешевой рабочей силы помогает расти рынку электронной торговли?

— Второй очень важный фактор, который сработал, — огромные инвестиции в интернет-торговлю от нескольких крупных игроков. Еще в 2019-м году эта цифра составляла около 4,5 млрд долларов. В то время это были гигантские деньги, и они сделали для интернет-торговли очень много, в том числе было создано большое количество инфраструктурных объектов — в первую очередь складов.

Сейчас основные покупатели складов в деньгах и площадях в России — это предприятия электронной торговли. Например, в 2020-м году закрылась крупнейшая сделка на российском рынке: «Всеинструменты-ру» подписал соглашение с девелопером PNK Group о строительстве склада на 182 000 м² на территории логистического комплекса «PNK парк Домодедово».

В России действующих складов больше 100 000 метров очень немного. Сейчас же такие склады строят по всей стране «Озон», «Вайлдберриз», «Всеинструменты-ру», «М-видео-эльдорадо», «Вкусвилл», Х5 и другие для обеспечения работы своих интернет-магазинов. Склады, созданные в таком количестве и с такими гигантскими инвестициями, позволяют нам получать заказ завтра по всей территории страны. Без таких складов это сделать невозможно.

Помимо этого, инвестиции, сделанные в 2018—2019 годах, позволили нам легко пережить пандемию, когда спрос на электронную торговлю, особенно продукты питания, в одночасье увеличился в 10 раз. Поскольку этот спрос был удовлетворен, электронная торговля поехала в гору. Инвестиции сейчас продолжаются, они важны, потому что обеспечивают этот фантастический темп развития торговли. Притом деньги идут не только в склады, но и в софт, в недвижимость ПВЗ и так далее.

— Учитывая, что прошлый год был довольно тяжелым для всего рынка, некоторые замедлили темп своих инвестиций. Успевает ли инфраструктура отрасли за спросом потребителей? Как вы оцениваете снижение объема инвестиций в логистику основных игроков рынка?

— Краткий ответ — да, инфраструктура за спросом успевает. Во-первых, эти инвестиции сделаны с приличным запасом, а темпы роста рынка все-таки подсели. Несмотря на то что интернет-торговля развивается очень быстро, этот рост чуть медленнее, чем можно было ожидать полтора года назад. В целом инвестиции сократили, но не сильно. Это не производит серьезного эффекта на рынок, но влияет на темпы роста отдельных игроков.

Во-вторых, важно, что сокращение инвестиций в инфраструктуру совпало с сокращением инвестиций в маркетинг. А это привело к замедлению роста спроса — у отдельных игроков, не у всех.

Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 58 (59)
Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 58 (59)

Маркетинг — это важный фактор развития рынка. В 2019—2021 годах, интернет-магазины и торговые онлайн-площадки были крупнейшими рекламодателями на телевидении. В то время реклама телекоммуникационных операторов и автомобилей внезапно сменилась на рекламу «Озона», «Ламоды», «Вайлдберриз».

Это создало два интересных момента. Во-первых, пользователи, которые когда-то делали покупки в рекламируемых по телевизору интернет-магазинах, но по каким-то причинам перестали, — вспомнили, что умеют это делать, и стали совершать новые покупки. Во-вторых, россияне, которые никогда прежде не покупали онлайн, узнали, что интернет-торговля есть, и это дало ей новый приток пользователей, усилившийся с началом пандемии. В 2020 году мы спрогнозировали, что за год в интернет-торговле появится около 10—15 миллионов новых покупателей. В 2021 стало понятно, что так и произошло.

— А как новые пользователи приходят в интернет-магазины?

— Свою первую покупку потребитель совершает в той категории, в которой ему срочно что-то надо, но он не может купить это иначе, или покупка в другом месте будет очень дорогой. В 2005 году это были прежде всего книги, позже — компьютеры и другая электроника, в 2019 — преимущественно продукты питания, в 2022 — целый список, включающий одежду и спортивные товары.

А потом проходит время и человек начинает покупать другие товарные категории, растет его пользовательский опыт, за счет чего растет и интернет-торговля. Электронику мы покупаем один-два раза в год, но когда начинаем покупать одежду, делаем плюс шесть покупок в год. Потребители не увеличивают свои затраты за счет одной категории, но увеличивают их за счет роста числа категорий.

Еще один фактор роста рынка, о котором мы не сказали — ассортимент в офлайне. Россия — очень большая страна, доступность товаров в разных регионах разная. В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге доступен огромный ассортимент товаров с большим количеством брендов. Но везти его весь в дальние регионы дорого. Недалеко находящийся от Екатеринбурга Омск уже получает гораздо меньше товаров. Он беднее Екатеринбурга, хотя и тоже миллионник.

Но ассортимент, недоступный в офлайн-магазинах, хорошо представлен в интернете. Так, находясь в регионе, потребитель получает доступ к нужным ему диванам, рубашкам, книгам, учебникам, детским товарам. При этом стоят они заметно дешевле, чем в его городе в рознице, потому что в их стоимость не заложены затраты на то, чтобы привезти сюда избыточный ассортимент, который никто еще не купил. Вот еще один ответ, почему рынок интернет-торговли в России растет такими темпами.

«Офлайн-розница будет деградировать»

— А что будет влиять на развитие рынка в ближайшие годы?

— Есть такой важный фактор, который не работал до сих пор, но будет работать в ближайшие годы. Это рост узнаваемости маркетплейсов за счет количества их собственных вывесок с брендами.

Все крупные интернет-магазины строили свои сети ПВЗ. И теперь вместе с постаматами их у «Озона» или «Вайлдберриз» больше, чем магазинов у «Магнита» или Х5. То есть фактически «Озон», «Вайлдберриз» и «Яндекс-маркет» стали крупнейшими розничными сетями в России. Да, в этот магазин нельзя зайти и что-то купить, но какая разница — вы заказали, пришли и забрали. Это просто другой формат той же розничной торговли. Так что именно «Вайлдберриз» — крупнейшая розничная сеть России. Может, не в деньгах, но в точках точно.

У розничной сети есть бренд, и у него есть параметр узнаваемости. Розничная сеть работает на себя за счет вывесок на магазинах. Но теперь самые часто встречающиеся вывески не у «Пятерочки» или «Магнита», а у «Вайлдберриз». Соответственно, мы можем ожидать, что торговые сети, которые в этой рекламе проигрывают интернет-магазинам, начнут терять темпы развития.

Более того, торговые сети начинают закрываться, потому что рабочая сила хоть и дешевая, но ее мало. К тому же сотрудник магазина получает меньше, чем курьер, и меньше, чем сотрудник ПВЗ. А еще на магазин, например, одежды нужно четыре продавца, а на ПВЗ — два.

Поэтому привычный офлайн-магазин становится все менее экономически эффективным на фоне ПВЗ. Вы видите, что сейчас происходит с торговыми центрами? Их убила даже не интернет-торговля, а онлайн-кинотеатры, что увели из ТРЦ посетителей, которые приходили в кино, а заодно совершали покупки.

Офлайн-розница конкурирует с ПВЗ и будет деградировать, а интернет-магазины на этом фоне будут становиться крупнейшей розницей.

Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 63 (64)
Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 63 (64)

— Онлайн-площадки и маркетплейсы сейчас растут за счет розницы, а как будет выглядеть их конкуренция между собой? За счет чего они будут конкурировать: количества пунктов выдачи или введения каких-то дополнительных услуг?

— Пока что ситуация такова, что им достаточно розницы. Крупнейшие онлайн-площадки в основном растут не за счет мелких интернет-магазинов, хотя их они тоже «подъедают». Я не ожидаю, что в ближайшие пару лет маркетплейсы сфокусируются на конкуренции между собой, они продолжат конкурировать преимущественно с офлайн-магазинами.

Если говорить о конкурентных преимуществах онлайн-площадок друг перед другом, я бы выделил здесь три фактора успешности. Они работают таким образом, что если ты проваливаешь хотя бы один, провалятся все. Первый важный фактор — ассортимент. Площадке необходимо иметь все в наличии, потому что неизвестно, за чем конкретно пришел покупатель. Для сравнения: ассортимент «Озона» — около восьми миллионов разных товаров; «Вайлдберриз» — порядка 10 миллионов; у «Яндекса» поменьше, но тоже исчисляется миллионами. В то время как ассортимент крупнейшего офлайн-магазина, который я знаю, составляет всего примерно 70 тысяч товаров.

Можно вспомнить известный эксперимент, когда много десятков лет назад один крупный магазин убрал с полок редко продающиеся товары. В результате его продажи моментально упали в 10 раз. По моим подсчетам, примерно три-четыре миллиона SKU  — показатель, который должен поддерживать каждый маркетплейс для решения задачи ассортимента. Сегодня эта задача решается крупнейшими игроками за счет селлеров. Именно они, конкурируя между собой, наполняют ассортиментную матрицу площадки.

Но такая конкуренция возможна благодаря тому, что маркетплейсы предлагают селлерам легкий и дешевый путь оказаться на полках. Ни один селлер с такой легкостью не может войти на полки офлайн-магазинов. Правда, последние предлагают больший трафик покупателей в процентах от всего трафика магазина.

Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 82 (83)
Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 82 (83)

Еще один фактор успеха маркетплейса — логистика. В каждом городе России есть ожидаемый срок доставки. Например, в Москве это завтра, в Екатеринбурге — завтра-послезавтра, в Перми — через три дня. Добавление одного дня к ожидаемому сроку доставки снижает конверсию на 30%. То есть, если мы обещаем доставку послезавтра в Москве, мы теряем 30% потенциальных покупок сразу.

Если завтра, условно, появится некий чудо-маркетплейс, который предоставит замечательный ассортимент и хорошие цены, но доставка будет на день-два дольше, чем у всех остальных, — модель не взлетит. В России покупатели требовательны к логистике: она должна быть очень дешевой и быстрой. Качество этой логистики оставляет желать лучшего, но в целом все очень неплохо.

При этом Россия — страна ПВЗ, в том смысле, что доставке мы предпочитаем самовывоз. Потому что в России маленькие семьи: дети в школе, родители работают, дома подолгу никого нет, консьержи — тоже редкое явление. Поэтому доставка до квартиры — неудобный вариант. В связи с этим в стране должно быть много точек выдачи — примерно сотня тысяч. Это цифра, которая позволяет обеспечить охват большей части населения России. Мы как-то считали, что даже 38—40 тысяч точек «Почты России» недостаточно, и тем более мало 15 тысяч точек выдачи Х5.

Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 145 (146)
Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 145 (146)

— В прошлом году девять зарубежных компаний, которые входили в топ-100 крупнейших российских интернет-магазинов, ушли из страны или приостановили свою деятельность. Кто сейчас заменяет россиянам товары «Икеи», «Зары» и других брендов?

— Представьте себе, что у вас с рынка ушла треть продавцов, что происходит в этот момент? Все остальные радуются и занимают их места. Больше всего ушло из сегмента одежды, и в нем и объемы российских продавцов и производителей выросли в несколько раз. Они загрузили все фабрики, какие могли. Есть, конечно, отдельные сегменты вроде спортивной одежды — это довольно технологичное производство, и его заменить формально нечем. Там рост ниже.

Кроме того, есть еще оставшиеся складские запасы — стоки. Ушедшие компании сгрузили их на маркетплейсы, а те отлично их продают. Например, «Яндекс» продает сток «Икеи», «Озон» продает «Декатлон». По нашим оценкам, стоки распродадут к концу 2023 года, и их не станет. Ушедшие бренды будут замещаться другими.

«Убыток площадок — результат инвестиций в развитие»

— Пару лет назад на рынке витало предубеждение, что электронная коммерция и маркетплейсы — это пузырь, который рано или поздно лопнет. В пользу этого говорили огромные убытки этих площадок. Что сейчас можно сказать об их финансовых результатах? «Озон» только недавно  формально вышел на безубыточность, а остальные полноценно не раскрывают свои показатели.

— Операционный убыток крупнейших торговых площадок — результат значительных инвестиций в их развитие: инфраструктуру, персонал, маркетинг и так далее. В 2022 году инвестиции замедлились, после чего операционные показатели отдельных игроков могли улучшиться: маркетплейсы стали более инвестиционно привлекательными с точки зрения прибыли и выручки, но и менее привлекательными с точки зрения роста.

Больше всего заметно замедление инвестиций в фудтех — в скоростную доставку еды и открытие новых точек. Это снизило темпы роста основных игроков раза в два. В прошлом году рост в доставке еды был 100—120% год к году, сейчас — 40%.

— Насколько я понимаю, это происходит в том числе за счет того, что часть потребителей уехала из России?

— Нет. С точки зрения объемов электронной торговли количество уехавших несущественно, это заблуждение.

— Но, например, «Азбука вкуса» в своем отчете писала про отъезд целевой аудитории, который сказался на трафике.

— Да, для «Азбуки вкуса» — это правда. Мы понизили прогнозы по ней. Для премиального сегмента объемы в офлайне и темпы роста в онлайне резко обвалились. Причина — уехавшие.

Но доля премиального сегмента во всем объеме интернет-торговли невелика. Еще про «Яндекс-лавку» можно сказать, что она премиум, хотя это вопрос: по ценнику — да, а по позиционированию — нет. А вот, например, «Самокат» — не премиальный сегмент. На его бизнесе эмиграция почти не сказалась.

— «Вайлдберриз» ввел в прошлом году платную доставку. Это может говорить о том, что у компании появились финансовые проблемы, которые она пытается решить таким образом?

— Нет. Это просто действие по увеличению монетизации. Компания может это делать по бесконечному количеству причин. В частности и по той, которую вы называете. Говорить, что тарифы подняли из-за проблем с деньгами, — это спекуляция.

«Вайлдберриз» больше своих конкурентов в разы, недосягаемый и быстро растет. Он может позволить себе заработать на том, что он лидер рынка. Это разумно. Он кормил рынок, дотировал его, даже будучи в убытке, а сейчас стал меньше это делать, что выразилось в поднятии тарифов — как для селлеров, так и для покупателей. Кстати, «Озон» тарифы тоже поднял. Это нормально, увеличение тарифов будет происходить и дальше.

Источник: Data Insight
Источник: Data Insight

— В вашем отчете лидером по темпам роста в категории «Универсальные магазины» неожиданно стал магазин «Казань-экспресс» с каким-то сумасшедшим приростом в 500%. Это эффект низкой базы? Чем примечательна бизнес-модель этого магазина?

— Если честно, я не смогу ответить корректно, потому что там много факторов. Правильнее всего сказать, что команда «Казань-экспресса» очень удачно попала. Они сделали своевременное предложение, сочетающее те три фактора, которые я называл: скорость доставки, ассортимент и маркетинг. Они молодцы.

— А зачем «Алиэкспресс Россия» увеличивает свою долю в «Казань-экспресс»? Зачем ей второй маркетплейс?

— У «Алибабы» несколько торговых площадок, которые конкурируют между собой. У Х5 несколько разных сетей магазинов, которые тоже частично конкурируют. Компания, которая купила «Казань-экспресс», инвестирует в разную онлайн-торговлю. Есть «Алиэкспресс Россия», есть «Казань-экспресс» — это просто разные магазины. Они закрывают разные потребности, занимают разные ниши, работают с разными покупателями. Это нормальная практика больших компаний.

— А за каким из маркетплейсов вам лично сейчас интереснее всего наблюдать и почему?

— У мамы нет любимчиков.

— Про сторонние сервисы, в которые сейчас пытаются играть маркетплейсы. Некоторые, например, развивают сервисы вертикальных видео, то есть берут на себя часть функций социальных сетей. С вашей точки зрения, есть ли в этом потенциал и зачем они это делают?

— Когда вы развиваете компанию, особенно инвестиционную, вы всегда должны проводить эксперименты. Большая часть из них будет неудачна, но удачные обеспечат ваш рост.

Что касается вертикальных видео, это вынужденная мера. В России social commerce  умерла как отрасль и канал продаж, потому что «Инстаграм», «Фейсбук» и «Тикток» закрыты для пользователей. VPN использует небольшое количество народа, а ни «Телеграм», ни «Вконтакте» эту нишу не смогли заместить. Сейчас в России есть потенциал развития такого канала, но непонятно, кто его будет совершенствовать и каким образом это может произойти. Поэтому все игроки, которые могут на это претендовать, пытаются экспериментировать. Из примеров — «Вконтакте» или любой маркетплейс. Но пока не всем удается.

— Вы говорили о том, что электронная коммерция продолжит развиваться и площадки будут наращивать свою долю рынка. А что может помешать этому?

— Отключение интернета или электричества в стране. Объемы и показатели рынка настолько большие, что повлиять на них могут только какие-то действительно катастрофические факторы, резко меняющие условия жизни людей. Из фантазий еще — падение национальной валюты в два-три раза.

Летом 2022-го, то есть уже после февральских событий, мы сделали прогноз для отрасли по итогам всего года. В этом прогнозе мы промахнулись всего на 2—3%, потому что не могли предсказать волны отъезжающих в конце сентября-октября из-за начавшейся мобилизации. То есть даже этот фактор не привел к серьезному снижению темпов роста.

— У вас есть прогнозы по отдельным сегментам онлайн-торговли? EGrocery, ePharma: что с ними будет происходить?

— EGrocery  обгоняет по темпам роста большинство сегментов онлайн-рынка и, по нашим прогнозам, этот тренд сохранится и в текущем году. Мы ожидаем, что в 2023 рынок eGrocery вырастет в 1,5 раза по количеству заказов и в 1,4 раза по объему онлайн-продаж.

Благодаря такому росту общее количество онлайн-заказов из магазинов составит 607 миллионов. Объем продаж eGrocery при этом достигнет 778 миллиардов рублей. Средний чек продолжит снижение — по итогам года мы ожидаем его значение в сегменте около 1280 рублей, что на 8% меньше показателя 2022 года. Это обусловлено увеличением доли экспресс-заказов, то есть быстрой доставки небольших корзин со средним чеком менее тысячи рублей.

Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 123 (124)
Источник: Data Insight, отчет «Интернет-торговля в России 2022», стр. 123 (124)

Что касается рынка ePharma  , в нем ничего не будет происходить — он как рос, так и растет. В этом сегменте есть «Аптека-ру», которая определяет рынок.

Но есть одна особенность: неработоспособные варианты доставки рецептурных лекарств. В офлайн-аптеках мы покупаем почти любые лекарства, не предъявляя рецепты, а в доставке это запрещено. Соответственно, пока эту проблему не решат на законодательном уровне, ничего не поменяется.


Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Дарья БулгаковаРасскажите, за что цените маркетплейсы или почему обходите их стороной?
  • ТучаДелаю в год порядка 150-200 заказов с маркетплейсов и доставок еды. Почти перестала ходить в магазины и совершенно перестала ходить в ТЦ. Тем более сейчас такое время, когда разные игроки на этом рынке предлагают промокоды, скидки и т.д. при бесплатной доставке — получается, оффлайн сценарий становится экономически менее выгодным, чем онлайн.10
  • user_6174Туча, пока выгоднее заказать блюдо за 500 ₽ у агрегатора с доставкой, и ещё промокод получить, чем купить его офлайн. Но это только до тех пор, пока бизнес получат достаточно денег в том же офлайне. А когда офлайн сокращается, то мы получаем счёт в 500 ₽ за блюдо, 400 ₽ за доставку, и 50 ₽ за работу агрегатора.12
  • ДмитрийБерем ваш график по странам - в РФ уровень ЗП курьера вторая после США в этом списке. Потому что что, а не стоимость курьера главная. Что есть в РФ - очень плотная урбанизация. Большинство людей живут в многоэтажках и очень плотно, доставлять им гораздо удобнее. Второе - это наша любовь к "экономии". Все таки доля однодневок и левого товара огромна, вообще безмагазинные схемы очень удобны для продажи "серого импорта". События 22 года сделали крупный импорт по массе позиций неконкуретным.11
  • MariaЯ из тех, кто принципиально ходит ногами до ПВЗ, чаще всего без примерки и возвратов. Заказываю на маркетплейсах уже известные, опробованные товары от проверенных продавцов (а лучше производителей), если цена на них ниже или ПВЗ ближе, чем оффлайн магазин. Обхожу фудтех стороной. Раз в квартал выбираюсь на полдня в крупные ТЦ за одеждой, за едой хожу в ближайший Вкусвилл и Азбуку вкуса, раз в месяц делаю большую закупку во Впрок с грузовой доставкой (которая приезжает в тот же день, если заказывать днем на поздний вечер). Доставке "за 15 минут" желаю поскорее погибнуть смертью храбрых. Немытые бедные курьеры, электросамокаты и мопеды на тротуарах - это печаль и большое зло, поэтому я всячески приветствую повышение стоимости доставки, ответственность и наказание "просто электронных площадок" за аварии при курьерской доставке до двери (на тротуарах) и расширение сети ПВЗ (грузовую доставку).15
  • Lera Kotova2 года назад зимой с младенцем на руках открыла для себя прелести доставки продуктов из супермаркетов и до сих пор не разочаровалась. При этом надо отметить, правда, что ассортимент мск супермаркетов несравненно шире регионов. Будучи интровертом, помимо всего прочего, я счастлива иметь возможность листать онлайн каталоги, заказывать, что мне нужно, и потом либо ждать курьера, либо спускаться на первый этаж, где у нас в доме имеются ПВЗ всех нужных мне маркетплейсов. В продуктовые магазины я еще хожу время от времени, если по мелочи что-то нужно, а в прочие - не помню, когда в последний раз. Помимо того есть возможность сэкономить, когда доставка предлагает скидки на продукты. Буквально на днях получила скидку 1000р на покупку продуктов от 2000 на сбермегамаркете. Сэкономила около 40% стоимости покупки по итогам. Плюс периодически есть возможность получить дополнительные бонусы, которые я трачу при следующей покупке по курсу 1 к 1 с рублем. Отлично, на мой взгляд.14
  • MariaАнтон, вы считаете, что случайные 100 рублей сделают из немытого и бедного человека мытого и обеспеченного? Не смешите. Чаевые оставляют за хороший сервис, а не из жалости. Из жалости я просто не заказываю доставку до двери. Мне важно, чтобы человек профессионально выполнял свою работу, никому не мешая и не подвергая опасности - я про курьеров, гоняющих по тротуарам на СИМах. Но, к сожалению, никто не предлагает дорогущую люкс-доставку пешим здоровым красивым курьером, который гарантированно не будет играть в шашечки с пешеходами на пути от ПВЗ до моей двери.11
  • Дракончик ТопотушкаСовершенно непонятно, почему это плохо. Работа курьером это осознанный выбор взрослого человека. Да, каждый из работающих курьеров может прекратить работать курьером в любой момент. И да, курьерам совершенно пофигу, заказали ли вы одно мороженко или полный пакет продуктов, денег он получит совершенно одинаково. Ну и да, мифы о копеечных заработках курьеров это таки мифы. Можете посмотреть ролики на ютубе, где сами курьеры рассказывают о своих заработках. Ну и да, работа курьером это охренительное подспорье, когда тебе быстро нужно заработать денег.14
  • MariaАнтон, да, я не бегаю с деньгами за курьерами на электросамокатах - я просто не заказываю такую доставку (хожу пешком сама. ничего не делаю! 😂) и желаю всем этим курьерам скорейшего «освобождения» от несправедливых условий труда, из-за которых они гоняют по городу в поту и в тупом угаре, подвергая опасности себя и всех окружающих. И если вам торопились-везли доставку хавки «за 15 минут», то знайте, что вместе с хавкой вам привезли ещё килограмм проклятий от пешеходов и автомобилистов, между которыми шнырял курьер по пути к вашей драгоценной двери 👎🏻0
  • Pavel, Курьеры с низкой оплатой труда плохи тем же чем таксисты с низкой оплатой труда. Люди не могут прожить на те деньги что зарабатывают и вынуждены перерабатывать. Качество их работы падает, возможны опасные ситуации вроде засыпания за рулём(и тогда уже страдают посторонние люди).13
  • MariaPavel, плохо быть курьером, который, находясь «при исполнении», подвергает опасности окружающих людей. Речь про большинство курьеров, которые сегодня разъезжают по тротуарам на мопедах и электросамокатах, не спешиваются на пешеходных переходах и вообще не смотрят на светофоры, звонят в спину прохожим или просто проезжают мимо у самых ног. И пока курьеры достигают «высокого заработка» за счёт перепуганных пешеходов и автомобилистов (в том числе за мой счёт, как я считаю), никакого уважения к этой профессии не будет. Вот и «осознанный» выбор «осознанного» человека - высокие заработки или безопасность окружающих людей. Большинство курьеров выбирает деньги, это очевидно любому, кто выходит из дома на своих двоих.3
  • Дракончик ТопотушкаRoman, таксисты технически не могут перерабатывать (по крайней мере в Москве) уже эдак пару лет как. Им автоматически отрубают доступ к заказам со стороны агрегаторов через сколько-то там часов, причем у всех сразу. Это первое. Второе - зарплаты как курьеров, так и таксистов, не настолько низкие, как об этом принято считать.8
  • Дракончик ТопотушкаMaria, у окружающих вас людей действительно нет цели делать жизнь вокруг вас такой, какой хочется лично вам. Это правда так. У окружающих вас людей действительно личное обогащение имеет приоритет перед вашим комфортом. Это тоже правда так. Пассажи про опасность из-за переработок звучат максимально наивно. У нас есть огромное количество профессий, в которых количество потраченного времени прямым образом конвертируется в деньги. И это касается примерно любого самозанятого или ИП. И чего?4
  • MariaPavel, дело не в каком-то моем личном комфорте, дело в физической безопасности. За причинение вреда здоровью другого человека преступник должен понести административное или уголовное наказание. А преступники-электросамокатчики так быстро сбегают с места преступления, что искать их приходится по камерам. Про переработки вы написали глупость. Курьеры могут насмерть сбить человека, если торопятся или устали. С каким «огромным количеством профессий» это можно сравнить? Много вы видели бухгалтеров, менеджеров, продавцов и так далее, кто сидит целый день за бумажками и во время работы причиняет вред здоровью других людей - наносит ушибы, ломает ноги, причиняет черепно-мозговые?1
  • БелочкаУважаемая редакция, спасибо за интересную статью! Но у меня вопрос: на графике Самые представленные категории на маркетплейсах в 2022 году все категории действительно должны иметь наименование Товары для дома и дачи?4
  • Дракончик ТопотушкаMaria, это чушь. Возьмите любую профессию, вставьте любую надуманную плохую ситуацию и свяжите это с их усталостью. Врачи могут убить человека, если торопятся или устали. Бухгалтера могут обанкротить компанию, если торопятся или устали. Грузчики в пятерочке могут уронить паллет на чью-то голову, если торопятся или устали. Пилоты самолета могут разбить самолет, если торопятся или устали. Вы просто так говорите, как будто каждый вечер сотни спящих на ходу курьеров выходят на улицы Москвы, чтобы калечить людей. Полагаю, что столкновений с курьерами на самокатах значительно меньше, чем с бухими людьми на самокатах.8
  • Инфузория туфелькаPavel, а что хорошего? Курьеры - самозанятые, больничных не получают. Насколько я слышала, они сидят в какой-то интервал времени и ждут, когда им упадёт заказ. Оплата сдельная, то есть, могут быть совсем копейки. Средневековье какое-то с точки зрения организации труда.3
  • WTFPavel, не такой уж и осознанный. Особого выбора-то нет. Действительно, быстрые деньги прямо сейчас привлекают людей, а что потом? Где развитие, повышение квалификации, перспективы? Как в 20 лет встал на самокат, так и до 50 гонять? А в 50-60 лет что? Отработанный материал?6
  • ТучаEndeavor8080, если офлайн будет вымирать из-за снижения количества заказов, то вместо них появятся аналоги дарк-кичен — усечённый вариант кафешек и рестиков, где от них останется только кухня.1
  • ТучаMaria, из моих наблюдений (каждый день вижу сотни людей и десятки курьеров на великах и самокатах) курьеры представляют не такую опасность, как дети младше 25-30 лет, кто катается на электросамокатах "по приколу". Курьеры же ведут себя более профессионально и адекватно.10
  • Антон КармановMaria, вы так пишете как будто у них паспорт отобрали и заставили силой работать. Проклятия от пешеходов и автомобилистов — личное дело пешехода и автомобилиста. На тротуаре я стараюсь уступить место такому курьеру, потому что знаю что ему работать надо. На дороге могу посигналить разве что если курьер совсем уж дичь творит, что бывает весьма редко. И от того, что вы принципиально не заказываете доставку 15 минут, я не вижу логической цепочки как «немытый и бедный» курьер станет не «немытым и бедным» даже если все не будут заказывать как вы — он будет работать на другой работе, где он будет также «немытым и бедным».7
  • MariaАнтон, я как потребитель голосую рублем за качественную безопасную доставку и своё собственное здоровье. И я не собираюсь отмывать и обогащать людей, которые ежедневно подвергают мою жизнь - руки, ноги, мозг, сердце и тд - опасности. Речь и про курьеров, и про их работодателей. И те, и другие снимают с себя ответственность за аварии на тротуарах, показывают друг на друга пальцем, а еще на заказчика услуги, которому типа нужна его пицца срочно, «за 15 минут», и не важно, если ее доставят по головам пешеходов. Расскажите мне, что со мной не так, если я не хочу участвовать в этой мерзости ни в каком виде.0
  • АкацияУровень автора очень понравился. Хотелось бы побольше таких настоящих специалистов читать.3
  • Артем ЧесалинДобрый день. Что это за рекламная статья? Казань экспресс прирост 500 процентов. Гоневосто процентное. Уже разными пабликами двигают эту помойку. А в итоге зарегиться там как селлеру шансов ноль. Обратная связь отстой. И после таких вы говорите прирост. Другие плейсы вы не рассматриваете. Где сдэк Авито. Много писанины информации любопытной минимум ближе к нулю. Спасибо за сео статью для определенных заказчиков.0
  • Алексей КуликовМп загнуться в ближайшие 3-5 лет. Сейчас идет волна но нет выхода у многих.:). Есть ниша итшная. Там группа граждан уже готовит удар по мп. Я тестирую на своем шопе. Онт сами себе на яйца наступили от своей жадности.+ Их много но по факту это всеговно их сервис. Озон и вб забирают себе 40-50% оборотки. О каком качестве товара или сервисе можно говорить?+% налог госва 6%. С отсатка бабок купи сырье произведи купи станки аренда зп фонд итд итп. Повезло что нас выгнали изза бугра и все системы ушли. Как гугл реклама инста итд. Остался яндекс с говняной рекламой, и маркетплейсы помойки с 40-50%.... Поэтому и стал загибаться бизнес в рф ибо в 3 смены чпу и не выгодно..а сами продавать не умеют.1
  • Дракончик ТопотушкаWTF, вы можете потратить свое время и обучиться для работы, которая приносит больше денег. В России сейчас тотальная нехватка _всех_. Буквально. В половине компаний страны официально не хватает работников. То, как именно распоряжаться своей жизнью, решает каждый человек. Что будет потом - это его проблемы. Очевидно, что его будут спасать за счет тех, кто выбрал развитие, перспективы и все такое.2
  • Дракончик ТопотушкаИнфузория, еще раз. Есть взрослый человек. У него есть выбор, чем заниматься. Он решил стать курьером. Его никто не заставлял, не говорил, что на самом деле ты будешь получать много денег за то, что ты такой красивый, и ничего делать не надо. Это осознанный выбор взрослого человека. У нас отменили крепостное право, у нас отменили привязку к предприятию, у нас нет кастовой системы. Если тебе не нравится существующая работа - поменяй ее на более лучшую.4
  • Антон КармановMaria, то есть мы всё-таки пришли к истинной причине вашего негодования: вам на самом деле всё равно на их благосостояние и чистоту курьеров — у вас боязнь что вы можете попасть в аварию с ними. Теперь всё понятно стало.4
  • MariaАнтон, не «мы», а «ВЫ» всё-таки пришли к пределам того мышления, на которое «ВЫ» способны0
  • DmАлексей, Все верно написали. Везде упор на то, что это удобно для клиентов, а то что продавцы "теряют" работая с агрегатором никто не пишет))3
  • Инна СоколоваЗакончилось офисная бумагаи так случилось, что в магазине офис класс, на тот момент не было бухгалтера, чтобы выписать Счёт. Я решила купить на озоне. Проверила в описании все параметры офисной бумаги, порадовалась, что быстрая доставка, прямо рядом с домом можно получить. Первое, что насторожило при получении, что 5 пачек бумаги пришли не в коробке, как обычно, а по отдельности. В результате пришла не офисная бумага, а что-то чуть лучше газеты. Принтер её заминает, т.к. она впитывает влажность, от нагрева становится волнистой и тонкая совсем. Вот уже пол года в маркетплейсы не захожу, после этого опыта0
  • Андрей РодионовDm, Полностью поддерживаю!!!!1
  • Vv LeninRoman, в нашем городе- миллионнике, водители, которые работают, а не подрабатывают после работы, зарабатывают в 2 раза больше, чем средняя зарплата по городу. Так что низкая оплата труда водителя -это миф, особенно если у него газ, а не бензин.0
  • Vv LeninАртем, СДЭК - это просто доставка. Казанэкспресс - шляпа, которая с марта не платит деньги продавцам, забудьте про неё. Ощущение, что статья годовой давности. Т.к. не только Казан сдулся, но и Алик.0
  • Vv LeninАлексей, Озон да, 40-50, а вот ВБ-32, Яма -25. И это у меня копеечные товары, где доставка дороже самого товара.0
  • Vv LeninИнна, надо было вернуть по браку, Озон бы всё принял назад.5
  • Vv Lenin15 лет продаю в интернете. 15 лет все предвещают смерть офлайна. Но на него больше всего повлиял 22 год, а не ИМ. Федор конечно большой эксперт, но почему-то ощущение, что это статья прошлого года. Когда Казанэкспресс и Алиэкспресс были еще живы. Ну со скоростью доставки у того же Озона смешно, 4 дня по городу. А по стране везут явно на ослах. Такой медленной и слабой логистики ни у кого больше нет.2
  • NomadКакая веселая статья, как распрекрасно работать на маркетплейсе, как покупатель терпеть не может платную доставку... Почему то в десятых годах люди адекватно относились к этому, а сейчас прям терпеть не могут... Что произошло??? А может в 10ых не было потребительского терроризма, которым все всё должны? Ему должны все доставить, а он и при отказе платить не обязан? По магазинам ездить не хотят, платить за доставку не хотят - коммунизм прям.... Скоро и за доставку платить не будут хотеть.... Маркетплэйсы живут исключительно за счёт демпинга ( по крайней мере в нашем направлении - интерьерный свет). Как кинулись все туда.... А после 4-5 лет фабрики начали массово запрещать продавать на маркетплэйсах: Демпинг Неизвестные продавцы Несоблюдение ррц Возвраты некондиции вместо качественного товара. Сами развезли трэш, теперь не знают как из него вылезти... Маркетплэйсы хорошо для продажи какой то мелочи....3
  • NomadPavel, Надеюсь это развеет ваши розовые фантазии. https://youtu.be/5EnGAxphe9U https://www.google.com/amp/s/m.lenta.ru/news/2020/01/22/taxi_death/amp/1
  • Дракончик ТопотушкаNomad, как там в январе 2020?)0
  • Александр ПермикинЦеню и обхожу стороной.0
  • TwisterKfcMaria, давайте запретим принимать на работу курьером всех мигрантов из известных стран и запретим все СИМ. Что случится? Стоимость доставки резко вырастет в разы, скорость доставки упадет с 15 минут до нескольких часов как минимум. Давайте будем набирать только славян со своей машиной и они все на машинах будут везти заказы. И будет хаос на дороге из огромного количества курьеров на машинах, потому что спрос никуда не денется. Особенно кайф будет в каком нибудь дворе, где стадо курьеров на машинах не могут разъехаться. Вы можете только жаловаться, но ничего предложить взамен не можете. Примите тот факт, что прогресс идёт и развитие СИМ неизбежно в крупных городах. Хотите решить проблему - требуйте от власти строительства инфраструктуры, велодорожек как минимум. Но у вас типичное мышление тупого российского чиновника, вместо того чтобы решать и что то создавать, лучше просто запретить. А потом сами будете ныть какая дорогая и долгая доставка1
  • TwisterKfcMaria, боже мой один человек не заказывает доставку курьером, ну все теперь то безопасность увеличится. Если Россия лишится дешевой рабочей силы, ее экономика вообще рухнет. Огромное количество сфер держится на том, что мигранты пашут как ишаки за копейки. Хотите им помочь? Ок, давайте завтра запретим брать на работу курьера мигрантов, только славяне и ездить они будут на машине. Стоимость доставки вырастет в разы, срок доставки в десяток раз увеличится. Что мы получим? Большой спрос и огромное количество курьеров на машинах, ну ок не будет чуркабесов на велосипедах на тротуарах, будут все курьеры ездить на машинах. Будут постоянные пробки, будет толкучка во дворе, куда заехал очередной курьер. Вы лишь критикуете, не предлагая ничего взамен. Логика чиновника - не знаем что делать, поэтому просто запретим. Вопрос: если мы запретим самокаты и велосипеды, но при этом спрос на доставку не изменится, то что нам делать? Кто и как будет доставлять? А вам понравится тот факт, что все курьеры будут на машинах, а стоимость и срок доставки увеличатся в разы? Очевидно нет. Экономика держится за счёт рабочей силы, и кстати в связи с последними новостями про курс доллара Россия может лишиться и этого, Россия станет уже не такой выгодной для мигрантов из Азии. Поэтому не отрицайте прогресс, радуйтесь самокатам и доставке за 15 минут либо предложите альтернативу1
  • Ник ЗавадскиЧто, прям реально такая дешевая доставка? Я как-то заказал вьетнамскую еду из кафе, в котором ел периодически. Обычный счет в кафе - что-то типа 700 р. На доставку - 1100р. (суп в приложении вместо 300 р стал 450р, а сама доставка - да-да, копейки ;)) . Мороженое заказывать не пробовал. Это как бы не сравнить со старой-доброй бесплатной доставкой пиццы....0
  • Ник ЗавадскиWTF, подрабатывать курьером во время учебы, очевидно же. Выучился - перестал быть курьером (официантом, барменом, дворником, промоутером).0
  • Ник ЗавадскиNomad, потому что в 10-е годы просто заказал в интернет магазине и просто завтра доставили. Без всяких 2-4-6 дней на Озоне. Просто заказал пиццу/суши/шашлык и его просто и бесплатно привезла служба доставки пиццерии. Просто заказал на Aliexpress/Tinydeal и тебе через 20 дней приехала ОЧЕНЬ дешевая и, скорее всего, некачественная электроника.0
  • WTFPavel, в России сейчас тотальная нехватка тех, кто готов выполнять квалифицированную работу, часто с совмещением функционала 3-4 позиций или ненормированным рабочим днем за 30-50 т. р. (300-500 долларов).0
  • ИгорьТуча, только вот настал декабрь, самокатчиков уже как несколько месяцев нет, а курьеров-байкеров только больше0