Почти половина сделок в российском интернете в 2020 году была через маркетплейсы: там продали товаров на 721 млрд рублей. Для многих предпринимателей такие площадки постепенно заменяют собственные интернет-магазины. Рассказываем, как бизнес использует маркетплейсы, какие товары там лучше продавать и с какими проблемами сталкиваются магазины.

👤 Каждому седьмому продавцу маркетплейсы полностью заменяют сайты

Для 4 из 10 продавцов маркетплейсы — канал продаж, который делает основную выручку. Для 14% бизнесменов — единственный канал продаж.

Треть продавцов рассматривает маркетплейсы в качестве дополнения к другим каналам

🤳 Если не маркетплейсы — то свой магазин или соцсети

Среди продавцов, которые используют не только маркетплейсы, самым популярным каналом продаж остается свой интернет-магазин. Через соцсети и мессенджеры продают 34% таких бизнесменов.

У 14% предпринимателей есть свой сайт без магазина. Треть бизнесменов с маркетплейсов используют для продаж еще и офлайн-магазины

📣 Предприниматели идут на маркетплейсы за продажами

Около 80% продавцов пришли на маркетплейсы, чтобы увеличить аудиторию своего бизнеса и продажи. Только 18% таким образом начинают продажи.

42% предпринимателей заявили, что рассчитывают увеличить продажи в других регионах. Около 40% рассчитывают на рост продаж в своем домашнем регионе

💰 Объемы продаж у продавцов на маркетплейсах растут

За год у 9 из 10 продавцов вырос объем продаж на маркетплейсах, 58% продавцов увеличили его значительно.

Для сравнения: значительный рост продаж через свои интернет-магазины зафиксировали только 18% продавцов, а через соцсети — 15%

😋 Продавцы используют сразу 2—3 площадки

Больше всего продавцов зарегистрировано на Wildberries — 91 тысяча. Дальше идут:
— AliExpress — 35 тысяч в России;
— Ozon — 18 тысяч;
— Goods — 8 тысяч;
— «Яндекс-маркет» — 10 тысяч продавцов.

Почти все продавцы с Ozon, «Яндекс-маркета» и Goods продают также и на Wildberries или планируют на него выйти

🚀 Сайты AliExpress и Wildberries — самые популярные

Первое место по количеству заходов на сайт из закладок или напрямую по адресу у AliExpress — 60,6 млн заходов в среднем в месяц. На втором Wildberries — 55,8 млн заходов. У Ozon в среднем 23,6 млн прямых заходов в месяц, у «Яндекс-маркета» — 5,27 млн, у Goods — 1,77 млн

⌚ Электроника — самая популярная категория у покупателей

У 4 из 5 маркетплейсов основной трафик приходится на категорию «Электроника и техника». У Goods она составляет 68%, у «Яндекс-маркета» — 53%, у Ozon — 46%, у AliExpress — 39%. На Wildberries самая популярная категория — «Одежда, обувь, аксессуары», на нее приходится 70% трафика.

По мнению продавцов, маркетплейсы в целом больше всего подходят для продажи электроники и товаров для дома

🪣 Треть продавцов продает товары для дома

На «Яндекс-маркете» продажами категории «Дом и дача» занимаются 38% бизнесменов, на Goods — 37%, на Ozon — 34%, а на AliExpress — 32%. Второе место по конкуренции у продавцов в категории «Детские товары».

На Wildberries на первом месте «Одежда, обувь, аксессуары», продажами в этой категории занимаются 31% всех продавцов. Товары для дома продают 28% бизнесменов

🐕 Самый высокий рост продаж у товаров для животных

За прошлый год об увеличении продаж в этой категории рассказали 96% продавцов.

В других категориях о значительном росте продаж на маркетплейсах сообщили:
— 69% продавцов товаров для спорта;
— 67% продавцов электроники и техники;
— 66% продавцов парфюмерии и косметики;
— 64% продавцов товаров для дома и дачи;
— 62% продавцов детских товаров;
— 53% продавцов одежды и обуви

💫 Размер комиссии от заказа может достигать 22%

На всех площадках, кроме «Яндекс-маркета», размер комиссии зависит от категории товара. У AliExpress она составляет 5 или 8%.

У Wildberries комиссия от 1 до 15%, у Ozon — от 4 до 15%, у Goods — от 3 до 22% плюс комиссия 1,5% за РКО. У «Яндекс-маркета» единая комиссия для всех категорий — 2 плюс 1% за эквайринг, но минимальная сумма комиссии — 75 Р

🛍 Продавцам не хватает данных от маркетплейсов

Больше трети бизнесменов хотят получать от маркетплейсов детальную статистику по продажам. Почти каждому пятому не хватает анализа поисковых запросов и посещаемости. Один из десяти бизнесменов говорит, что нужна подробная аналитика по складским остаткам и стоимости складских услуг.

Три из десяти продавцов недовольны ценовой политикой маркетплейсов, 14% недовольны условиями приемки товаров, 13% — узкой географией логистики

📩 Больше полезного — в рассылке про бизнес

Раз в две недели отправляем важные для предпринимателей новости, обзоры исследований, рекомендации полезных сервисов для упрощения работы и разборы успешных компаний или бизнес-провалов

Данные из исследования Data Insight

Что еще почитать об онлайн-продажах:

1. На что россияне тратят деньги в интернет-магазинах.
2. Что самозанятым нужно знать о работе на маркетплейсах.
3. Как продавать товары на маркетплейсах.