Зарядка для детей: польза, упражнения и советы
Спорт и фитнес
1K
Фотография — Liderina / Shutterstock / FOTODOM

Зарядка для детей: польза, упражнения и советы

Для разных возрастов
3
Аватар автора

Ольга Яковлева

детский тренер

Страница автора

Утренняя зарядка — это небольшой комплекс упражнений для разогрева тела.

Физическая активность важна как для взрослых, так и для детей: она стимулирует кровообращение, бодрит и улучшает настроение. Рассказываем, как привлечь детей к зарядке и каких ошибок стоит избегать.

Проконсультируйтесь со специалистом

Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и берем комментарии у врачей и тренеров с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас. Мы даем рекомендации, а полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам

Почему зарядка важна и полезна для детей

Помогает проснуться. Активность улучшает кровообращение мозга и стимулирует нервную систему, что помогает взбодриться.

Укрепляет здоровье. Упражнения в зарядке не нацелены на значительное развитие физических качеств. Но любая физическая активность поддерживает здоровье, а ее недостаток увеличивает риск развития неинфекционных заболеваний: сердечно-сосудистых патологий, сахарного диабета второго типа, ожирения и других.

ВОЗ дает следующие рекомендации по физической активности для детей и подростков:

  1. Детям до года нужно несколько раз в день заниматься разноплановой физической активностью: например, с использованием интерактивных напольных игр. Если ребенок еще не способен передвигаться самостоятельно, в течение дня он должен лежать на животе не менее 30 минут в состоянии бодрствования.
  2. Детям в возрасте одного-двух лет следует уделять не менее 180 минут в день физической активности любой интенсивности.
  3. Детям в возрасте трех-четырех лет следует уделять не менее 180 минут в день физической активности любой интенсивности, из них не менее 60 минут должны приходиться на занятия умеренной или высокой интенсивности.
  4. Детям и подросткам 5—17 лет рекомендуется заниматься активностью средней и высокой интенсивности не менее часа ежедневно.

Поднимает настроение. Во время упражнений в организме выделяются гормоны, которые улучшают настроение и снижают уровень стресса. Зарядка в форме игр и танцев дает детям дополнительный заряд положительных эмоций.

Формирует привычку заниматься спортом. Ребенок легко справляется с несложными упражнениями зарядки, что повышает его уверенность в собственных силах. В комфортных домашних условиях короткие занятия не вызывают отторжения, а со временем входят в привычку. Имея положительный опыт, ребенок будет проявлять больший интерес к разным видам активности.

Как часто нужно делать зарядку

Делать утреннюю зарядку лучше каждый день, чтобы сформировать устойчивую привычку. Это не полноценная тренировка, а короткая утренняя разминка. Поэтому, если правильно подобрать интенсивность и количество упражнений, зарядка будет несложной для ежедневного выполнения.

Как приучить ребенка к зарядке

Занимайтесь сами. Лучший способ привить ребенку любовь к физической активности — собственный пример. Начинайте день с несложных комплексов упражнений и привлекайте к занятиям детей. Они учатся поведению у взрослых, поэтому копируют их привычки.

Выбирайте посильные для ребенка упражнения. Выполняйте интересные, но простые для ребенка движения. Понаблюдайте, какие упражнения ему больше нравятся, и чаще добавляйте их в зарядку. С возрастом постепенно усложняйте их.

Если ребенок не выспался и не настроен на активное занятие, достаточно упражнений на дыхание. Они немного улучшат состояние и помогут взбодриться. Легкая зарядка сохранит привычку регулярных занятий и не отобьет к ним интерес.

Вот некоторые упражнения на дыхание из положения лежа:

  • дыхание в живот — на вдохе живот наполняется воздухом и округляется;
  • дыхание в ключицы — на вдохе живот остается плоским, а ключицы приподнимаются;
  • дыхание в ладони — нужно соединить ладони перед грудью и на выдохе надавить ими друг на друга.

Мотивируйте ребенка. Похвала — хороший стимул к дальнейшему выполнению упражнений. Чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным и проявил больший интерес, позвольте ему выбрать формат зарядки, упражнения, инвентарь и музыку.

С какого возраста можно приучать детей к зарядке

Приучать детей к зарядке лучше с раннего возраста, чтобы это стало полезной привычкой. Уже с новорожденными детьми мамы могут делать утреннюю гимнастику.

С детьми до трех лет можно использовать не полноценные комплексы упражнений, а простые игровые движения. Со временем у ребенка сохранится ассоциация, что в утренние процедуры входит небольшая зарядка.

Чтобы действия были понятны ребенку, выполняйте их под речитатив. Например, такой:

  1. «Мишка косолапый по лесу идет» — шаги на месте.
  2. «Шишки собирает и в карман кладет» — имитация собирания шишек с пола.
  3. «Шишка отскочила прямо мишке в лоб» — касание головы двумя руками.
  4. «Мишка рассердился и ногою топ» — топот одной ногой.

Более сложные комбинации упражнений можно выполнять с трех лет. Но все индивидуально: у каждого ребенка свой темп двигательного развития, поэтому перед выбором упражнений лучше проконсультироваться с педиатром.

Комплекс упражнений зарядки для детей

Зарядка — это легкая активность, поэтому для нее подойдут низкоинтенсивные упражнения с небольшим количеством повторений. При составлении комплекса ориентируйтесь на способности и самочувствие ребенка.

Способности зависят от возраста и навыков, которые ребенок успел приобрести. Например, если он хорошо владеет теннисным мячом, умеет попадать им в цель и без труда ловить, можно включать подобные упражнения в зарядку. Если ребенку сложно даются такие движения, занятия не принесут удовольствия, а одна из задач зарядки — хорошее настроение.

Если во время выполнения упражнений ребенок ощущает боль и сильный дискомфорт, прекратите занятие. При болезни пропустите зарядку и дайте организму восстановиться.

Аватар автора

Злата Головач

педиатр

Страница автора

Особенности гимнастики новорожденных

Ребенок упражняется с первых дней жизни: когда пинается, извивается во время смены подгузника, смеется или пытается схватить объект.

Чтобы помочь малышу развиваться и быть физически крепким, достаточно проводить с ним время и делать простые вещи, которые приносят всем сторонам процесса удовольствие. Например:

  • поглаживать руки, ноги, живот, спину ребенка, как бы делая ему массаж;
  • брать ладоши ребенка в руки и «хлопать» ими, сводить, разводить, поднимать над головой;
  • привлекать внимание ребенка к игрушке и перемещать ее, чтобы он следил за ней;
  • встряхивать погремушку, чтобы ребенок нашел ее;
  • разговаривать с ребенком и корчить разные рожицы, чтобы он учился подражать;
  • вовлекать малыша в свои активности: например, растягиваясь на коврике, кладите ребенка перед собой, улыбайтесь ему и занимайтесь.

Взаимодействие с ребенком помогает ему освоить моторные навыки: научиться переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Еще любая активность — способ потратить энергию, а значит, лучше спать и меньше капризничать. Также это бесценное время со значимым взрослым, которое укрепляет связь с ним и ощущение уверенности малыша в себе.

При особенностях развития малыша нужно показать специалисту. Он объяснит, какие упражнения наиболее полезны и как их выполнять. Здоровому ребенку не нужны специальные упражнения и методики, ему подойдут базовые движения.

Укладывать ребенка на живот. Это укрепляет мышцы шеи и плеч, помогает перистальтике кишечника. Начинать упражнение можно с первых дней жизни малыша, когда он бодрствует, даже пока не отвалилась скобка у пупка.

Желательно укладывать ребенка на живот, когда он в хорошем расположении духа, начиная с трех-пяти минут и увеличивая время до 20—30 минут в день за несколько подходов. В положении на животе поощряйте ребенка смотреть вокруг, тянуться и пинаться. Для этого можно привлекать внимание звуками и смешными рожицами, с помощью яркой игрушки или детского зеркала, в которое ребенок может разглядывать себя.

Подтягивать ребенка в сидячее положение. Это укрепляет мышцы плеч, рук, спины и живота малыша. При движении ребенок пытается удержать голову вместе с телом, сокращает мышцы живота и учится балансу.

Пока младенец не держит голову, упражнение следует выполнять так: когда малыш на спине, подложите ладонь под его голову и плечи и потяните к себе на 2—3 см. Со временем подтягивать младенца можно на большее расстояние, а когда он научится не запрокидывать голову, можно брать его за руки. Чтобы ребенку не было скучно, сопровождайте движение восклицаниями типа «В-у-у-у-ух!» или целуйте малыша, когда он подтянулся к вам поближе.

Делать упражнение «велосипед». Это движение помогает ребенку избавиться от газообразования в животе, стимулирует перистальтику кишечника, развивает гибкость и амплитуду движений ног.

Поместите малыша на спину, возьмите его голени и мягко сделайте движение, как будто ребенок крутит педали на велосипеде. Развлекайте его звуками, пока повторяете движение. Упражнение можно делать циклами: четыре-пять движений — отдохнули — повторили. Продолжать можно, пока ребенок проявляет интерес: улыбается, смотрит в глаза или пинается.

Хватать игрушки. Когда ребенок научится захватывать предметы — обычно это происходит в возрасте трех-шести месяцев, — его можно присаживать и выкладывать перед ним разные вещи. Это стимулирует его брать предметы и совершать с ними разные действия, что развивает координацию движений, укрепляет мышцы рук и плеч.

Зарядка для детей от трех лет. Детям дошкольного возраста трудно сохранять концентрацию, поэтому лучше использовать игровую форму и музыку: они привлекают внимание ребенка. Оптимальная продолжительность зарядки — до пяти минут.

Один из вариантов игры — «автобус». Дети и родители встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впередистоящего. Далее участники придумывают маршрут, комбинируя разные движения. «Автобус» может ездить в разном направлении — участники шагают или бегут, — останавливаться и высаживать пассажиров — участники поднимают руки вверх. На пути встречаются повороты, кочки и тоннели — нужно наклонить корпус, прыгнуть и подсесть соответственно.

Танцевальная зарядка для малышей
Дискозарядка с капитаном Крабом. Больше зарядок — в подборке

Зарядка для детей от шести до девяти лет. Дети школьного возраста более усидчивые. С ними можно выполнять полноценные упражнения, а для большего внимания использовать ассоциации. Оптимальная продолжительность зарядки — до десяти минут.

Вот некоторые упражнения, которые можно выполнять с детьми от шести до девяти лет, и ассоциации к ним:

  • ходьба по комнате в колонне друг за другом — движемся как вагоны поезда;
  • повороты и наклоны головы в стороны — ищем бабочку;
  • хлопки внизу и вверху — ловим бабочку;
  • махи руками в стороны — стали бабочкой;
  • бег на месте с высоким подъемом бедер — скачем как лошадка;
  • прыжки вверх из низкого приседа — прыгаем как лягушка;
  • на четвереньках прогибаем и округляем спину — двигаемся как добрая и злая кошка.
Зарядка для детей под энергичную музыку

Зарядка для детей от десяти лет. Детям постарше подходит соревновательная форма занятий.

Нарисуйте или распечатайте таблицу и придумайте нормативы, которые будете сдавать. Оптимальная продолжительность зарядки — 10—15 минут.

Таблица результатов

УпражнениеПервый месяцВторой месяцТретий месяц
Наклон вперед из положения сидя7 см7 см8 см
Отжимания10 раз12 раз13 раз
Прыжок в длину148 см153 см155 см

Таблица результатов

Наклон вперед из положения сидя
Первый месяц7 см
Второй месяц7 см
Третий месяц8 см
Отжимания
Первый месяц10 раз
Второй месяц12 раз
Третий месяц13 раз
Прыжок в длину
Первый месяц148 см
Второй месяц153 см
Третий месяц155 см

Примерный комплекс упражнений для зарядки детей от десяти лет:

  1. Ходьба на месте в течение минуты.
  2. Бег на месте в течение 30 секунд.
  3. Наклоны головой по восемь повторений в каждую сторону.
  4. Круговые движения кистями, предплечьями и руками по восемь повторений в каждую сторону.
  5. Наклоны туловища по восемь повторений в каждую сторону.
  6. Круговые движения стопой и бедром по восемь повторений каждой ногой.
  7. 10 приседаний.
  8. 10 выпрыгиваний из низкого приседа с хлопком над головой.
  9. 10 отжиманий.
  10. Длинный выпад вперед на растяжку по 30 секунд на каждую ногу.
  11. Длинный выпад в сторону на растяжку по 30 секунд на каждую ногу.
  12. Прогиб назад из положения лежа на животе в течение 30 секунд.
  13. Упражнение «ласточка» по 10 повторений на каждую сторону.
Комплекс упражнений для зарядки

Основные ошибки при выполнении зарядки

Нерегулярность. Зарядку нужно делать ежедневно, чтобы она вошла в привычку. Кроме того, после длительных пропусков сложнее возвращаться к занятиям.

Чрезмерная интенсивность. Неверно подобранные упражнения, интенсивность и количество повторений могут привести к переутомлению. Высокие нагрузки снизят желание заниматься и со временем ребенок станет пропускать зарядку.

Отсутствие разминки и заминки. Перед основными упражнениями нужно сделать короткую разминку для подготовки организма к более интенсивной нагрузке. В конце занятия перейдите к более медленным движениям, чтобы немного успокоить ребенка.

Неподготовленное место для занятий. Хотя зарядка — не полноценная тренировка, она требует безопасного пространства. Убедитесь, что вокруг нет острых углов, пол не скользкий, а температура в помещении комфортная.

Неправильное дыхание. Как и при других нагрузках, во время зарядки важно дышать глубоко, размеренно и непрерывно. Задержка дыхания может привести к недостатку кислорода и плохому самочувствию.

Как сделать зарядку веселой

Разнообразьте упражнения. Старайтесь менять комплексы упражнений как можно чаще. Одно и то же движение можно усложнять и упрощать, чтобы сохранить интерес ребенка к занятиям.

Добавьте танцы. Танцевальные зарядки нравятся детям, а музыка улучшает настроение. В сети есть песни с объяснением упражнений, напоминающие танцевальный флешмоб.

Используйте игровую форму. Эффективный способ привлечь детей к деятельности — игра. Ее организация зависит от вашей фантазии: это могут быть полосы препятствий, ролевые или подвижные игры. Для большего интереса привлекайте ребенка к разработке сценария или выбору персонажей.

Попробуйте соревноваться. Составьте таблицу результатов в соревновательных упражнениях, например прыжке в длину или отжиманиях. Пусть раз в месяц ребенок сдает норматив, а за улучшение показателей получает небольшой приз. При желании ребенка можно тоже поучаствовать в соревновании.

Возьмите инвентарь. Дополнительное оборудование вносит разнообразие в простые упражнения и вызывает интерес у детей. Вместо специального спортивного инвентаря можно использовать привычные для ребенка игрушки.

Понятно объясните правила. При объяснении упражнений используйте простые термины и сами показывайте движения в спокойном темпе. Для большего понимания используйте ассоциации, например «прыгаем как зайцы».

Что в итоге

  1. Зарядка — утренний комплекс упражнений. Она поддерживает здоровье и улучшает настроение, а регулярные занятия развивают дисциплину.
  2. Для дошкольников лучше подходит легкая зарядка в виде игры, дети от шести до девяти лет могут выполнять более сложные упражнения — также в игровой форме. В зарядку школьников старше десяти лет можно добавить элемент соревнований, сдачу нормативов.
  3. Чтобы сделать зарядку веселой и интересной, понятно объясняйте движения, периодически меняйте упражнения, добавляйте танцы и ритмичную музыку, используйте инвентарь.
  4. Постепенно усложняйте интенсивность занятия и следите, чтобы ребенок не задерживал дыхание.

Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Ольга ЯковлеваДелаете зарядку с детьми? Поделитесь, какие упражнения используете:
  • АлексейКажется, в упражнении велосипед ошибка. Не представляю, как его можно делать на животе0
  • Максим ДруковскийАлексей, спасибо, поправили!0
  • Сергей ЛаринБольшое вам спасибо за предоставленные методические материалы с возможностью скачивания. Очень порадовала информация о вреде малоподвижного образа жизни для отроков от 5 до 17 лет.0