Как экономить на разъездной работе и в командировках

И не позволять работодателю себя обманывать
18
Как экономить на разъездной работе и в командировках
Аватар автора

Роман Валерьевич

разъездной работник с 10-летним стажем

Страница автора

Я проработал региональным менеджером 10 лет. Много раз меня и моих коллег обманывали с зарплатой, компенсациями и условиями труда.

Это разъездная работа: за все время я проехал больше 80 тысяч километров по России. Я работал в пяти компаниях — московских и региональных. Не утверждаю, что честных работодателей не существует — возможно, мне просто не везло. Но факт такой: в каждой из пяти компаний меня пытались надуть.

Я узнал на собственных ошибках, как вести переговоры с работодателем и на что обращать внимание в трудовом договоре. Разобрался, как планировать и учитывать расходы в поездках, на чем экономить, как получать компенсации. Расскажу все, что знаю.

Что такое разъездная работа и командировки

Разъездная работа — это когда сотрудник постоянно работает вне организации и все время перемещается по определенной территории. География таких поездок может быть разной: по городу, региону или даже по всей стране. В 2016 году я помогал лесоперерабатывающему комбинату продавать стройматериалы. Нужно было организовать продажи в 16 регионах России. Каждый месяц я посещал по пять разных городов и жил в каждом по четыре дня. Иногда просыпался с утра и не мог сразу вспомнить, где нахожусь. Это была разъездная работа.

Командировка — это когда работодатель отправляет работника в служебную поездку в конкретное место с конкретным заданием на конкретный срок.

Компенсация расходов. По закону работодатель обязан компенсировать работникам в командировках и во время разъездной работы следующие расходы:

  1. Проезд и проживание.
  2. Суточные — это, как правило, питание в поездках.
  3. Дополнительные траты, если работник согласовал их с работодателем. Например, на почтовые отправления, использование личного автомобиля, оплату услуг курьера, канцтовары.

Обычно деньги на проживание, проезд и суточные расходы выдают перед поездкой или на несколько поездок сразу. А компенсацию за использование личного автомобиля начисляют в конце месяца вместе с зарплатой.

Работник должен отчитаться перед работодателем о всех расходах, кроме суточных. Компенсация суточных выдается не на конкретные траты, а за каждый день, который работник провел в поездке. Работодатель выделяет сотруднику фиксированную сумму, а уж на что тот их потратил — это его дело.

Чтобы отчитаться, работник составляет авансовый отчет и прикладывает к нему чеки и счета, подтверждающие расходы. Бухгалтер или финансовый контролер проверяет документы и согласовывает отчет, если все нормально.

Недостаточно просто прийти к начальнику и сказать: «Я потратил все деньги, что мне дали на поездки». Нужно отчитаться о расходах, для этого работник предоставляет работодателю авансовый отчет
Недостаточно просто прийти к начальнику и сказать: «Я потратил все деньги, что мне дали на поездки». Нужно отчитаться о расходах, для этого работник предоставляет работодателю авансовый отчет

Как оформляется командировка. Каждая командировка оформляется приказом, который подписывает директор. Приказ должен иметь номер, дату, указание длительности командировки и конкретного места, куда едет сотрудник.

На время командировки работнику могут выдать командировочное удостоверение. Сейчас это необязательный документ, но многие фирмы по старинке его используют. На обратной стороне удостоверения есть место для отметок об отъезде и прибытии.

Вот работник приезжает в другой город и приходит в компанию, куда его командировали. Он предъявляет командировочное удостоверение, а сотрудник компании ставит отметку о прибытии. По этим отметкам работодатель может понять, что сотрудник действительно побывал там, куда его отправили.

Работодатель оформляет такой приказ на каждую командировку. В документе указывается место командировки и срок поездки. Работника знакомят с приказом под подпись
Работодатель оформляет такой приказ на каждую командировку. В документе указывается место командировки и срок поездки. Работника знакомят с приказом под подпись
Бланк командировочного удостоверения. Этот документ доказывает, что человек не просто так путешествует по стране, а работает в поездке и находится под защитой Трудового кодекса
Бланк командировочного удостоверения. Этот документ доказывает, что человек не просто так путешествует по стране, а работает в поездке и находится под защитой Трудового кодекса
На обратной стороне командировочного удостоверения проставляются отметки об отъезде и прибытии. Так работник может подтвердить, что действительно куда-то ездил, а не отсиживался дома и проедал командировочные
На обратной стороне командировочного удостоверения проставляются отметки об отъезде и прибытии. Так работник может подтвердить, что действительно куда-то ездил, а не отсиживался дома и проедал командировочные

Как оформляется поездка при разъездной работе. Каждая организация сама решает, как ей оформлять поездки разъездных сотрудников. Обычно такую информацию указывают в положении о разъездном характере работы и в должностной инструкции работника. Расскажу, как это было у нас.

В начале каждого месяца разъездные работники согласовывали с руководителем план поездок. Этот документ в разных компаниях выглядит по-разному: единого шаблона нет. В нашей организации это был просто список мест с датами посещения. Я сам составлял план, утверждал его у директора и ехал. Но есть фирмы, где руководитель устанавливает план единолично без совещаний с работниками.

Когда план поездок согласован, под него верстается бюджет — расчет предстоящих расходов работника. Бюджет основывается на стоимости бензина, плате за гостиницу и суточных по количеству дней. После согласования бюджета бухгалтерия перечисляет работнику деньги на поездки. Или не перечисляет, потому что «пока денег нет, поезжайте в долг, а мы потом все вернем». Кредитовать работодателя или нет — личный выбор работника, но я бы не советовал соглашаться ехать «в долг»: не факт, что эти деньги потом удастся вернуть.

В чем разница. Грань между командировками и разъездной работой очень тонкая. Но принцип такой: разъездная работа — это постоянно, а командировка — разовое событие, связанное с конкретной задачей.

Условие о разъездном характере работы должно быть прописано в трудовом договоре. Там же очерчивается территория, по которой придется перемещаться. Если работника отправляют за пределы этой зоны, то поездка оформляется как командировка. Если же он перемещается по «домашней» территории, то это обычная разъездная работа.

Некоторых работников можно отправлять в командировки только с их письменного согласия. Например, женщины, у которых есть дети в возрасте до трех лет, вправе не ехать, если не хотят. А беременных женщин вообще запрещено привлекать к командировкам, даже когда они сами не против.

Но на разъездную работу эти ограничения не распространяются. А еще разница есть для сотрудников госучреждений: там размер возмещения командировочных расходов определяет государство. Значит, конкретная организация не может взять и урезать его по своему желанию. А вот компенсации для разъездной работы государство уже не регулирует.

Как не дать себя обмануть

Не все работодатели ценят труд разъездных сотрудников. Например, в компаниях, где я работал, руководители пренебрежительно называли нас «бегунками». Зачастую руководство относится к разъездным работникам как к расходному материалу. Принцип такой: эксплуатировать по максимуму, платить по минимуму, а как сломается — заменить на другого.

Расходы на разъездных работников — существенная часть бюджета работодателя. И он всеми способами пытается урезать эти траты. Не сомневайтесь: если позволите на себе экономить — на вас сэкономят. Мои коллеги соглашались на мизерные компенсации от работодателя и закрывали расходы в поездках за счет своей же зарплаты. Они работали практически бесплатно, но сами того не понимали.

В разъездной работе есть нюансы, которые надо заранее обговорить с работодателем. Не стоит стесняться и замалчивать вопросы, не нужно надеяться, что руководитель сам разберется. Вот что следует обсудить при трудоустройстве.

Вопрос № 1

Куда я буду ездить?

Чтобы понять предстоящую географию перемещений, уточните, куда придется ездить. У разъездных работников есть своя домашняя территория — она может быть любой, как договоритесь. Например, в пределах одного города, региона или нескольких регионов.

Почему это важно. Может внезапно выясниться, что предстоят поездки не только в соседние города и области, но и на другой край страны. А вы совсем не рассчитывали на такие путешествия, да еще и на собственном автомобиле.

Или, например, человек живет в Самаре. До этого он уже работал торговым представителем на территории Самарской области. В этом регионе он наладил полезные связи, лично знает руководителей всех торговых сетей и готов приносить пользу работодателю. Он заключает трудовой договор в надежде, что будет работать на знакомой территории.

А потом выясняется, что на самом деле ему нужно отправиться в Воркуту. В итоге: потерянное время, конфликт с работодателем и разочарование. Поэтому обязательно письменно закрепляйте территорию работы в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

Договаривайтесь не на словах, а на бумаге. По этому соглашению моя домашняя территория включала 9 областей страны
Договаривайтесь не на словах, а на бумаге. По этому соглашению моя домашняя территория включала 9 областей страны
Вопрос № 2

Где будет мое основное рабочее место?

Многие разъездные сотрудники, когда не находятся в поездке, работают из дома, а не в офисе. Работодатель обычно не возражает, ему так даже удобнее: не надо выделять стол и компьютер в офисе. Но важно, чтобы конкретный адрес вашего рабочего места был прописан в трудовом договоре.

Почему это важно. Например, начальник поругался с работником и решил от него избавиться. Но по собственному желанию он не уходит, увольнять не за что, а сокращать невыгодно, ведь придется платить выходное пособие и средний заработок на время поиска работы.

Тогда начальник начинает искать нарушения, чтобы избавиться от сотрудника. Он долго думает и наконец находит решение: этого разъездного работника вечно нет в офисе — значит, нужно «нарисовать» ему прогул и уволить.

Если работаете из дома, а не из офиса, то убедитесь, что в трудовом договоре указан ваш домашний адрес. Рабочий день из дома я всегда начинал так: включал компьютер, писал начальнику дежурное письмо, отправлял отчет за прошлый день. Все, выход на работу зафиксирован.

Вот таким образом я зафиксировал свое рабочее место в трудовом договоре: в пункте 1.3 указан мой домашний адрес
Вот таким образом я зафиксировал свое рабочее место в трудовом договоре: в пункте 1.3 указан мой домашний адрес
Вопрос № 3

Как оформляются поездки?

Обязательно уточняйте:

  1. Кто решает, куда и когда ехать.
  2. Кто и как ставит задачи сотрудникам.
  3. Как оформляются поездки по документам.

Обсудить на словах недостаточно: вся процедура должна быть описана на бумаге с подписью работодателя. Постарайтесь ознакомиться с этими документами до заключения трудового договора, чтобы обойтись без сюрпризов.

Почему это важно. Если работник письменно не согласовал с работодателем свои действия, то они могут выглядеть как его личная инициатива или самоуправство.

  • Допустим, начальник говорит Васе: «Едешь в Киров, расходы компенсируем потом, сейчас мало денег». По правилам работодатель в начале месяца составляет план поездок и дает сотрудникам на подпись. Но в плане на этот месяц про Киров почему-то ничего нет. А еще компенсацию за бензин, гостиницу и суточные обычно давали сразу, а не потом.
  • Вася не знает, как в компании оформляются служебные поездки. Поэтому он покорно собирается и уезжает — надо так надо. Но по документам все выглядит иначе: работника никто никуда не отправлял. Он вероломно бросил работу и сорвался в незапланированное путешествие.
  • Вася сильно рискует: нечестный работодатель может отказаться компенсировать расходы на поездку или даже объявить ему прогул.

Строгое оформление документов перед каждой поездкой защищает права работника и мешает работодателю мухлевать с компенсациями. Не соглашайтесь никуда ехать, пока документы не оформлены — так должно быть по закону.

Вопрос № 4

Какие условия поездок?

Обязательно уточняйте:

  1. Как часто придется ездить.
  2. Максимальную продолжительность поездок.
  3. Размер возмещения расходов в поездках.
  4. Будут ли однодневные поездки и куда.

Почему это важно. Не стоит верить вакансиям: там не всегда указана вся правда. Например, в вакансии пишут, что командировки занимают 60% времени, но по факту работники месяцами не появляются дома, а машину глушат только на заправках. Я советую подробно расспросить работодателя об условиях поездок и изучить документы, где они зафиксированы.

Учтите, что в однодневных поездках суточные расходы не возмещаются. Работодатели пользуются этим: отправляют работников на огромные расстояния и заставляют возвращаться в тот же день. Нужно преодолеть 250—300 км туда и столько же обратно, а еще потратить 5—6 часов в месте назначения.

Допустим, суточные у работника — 1000 ₽, а на ночь в гостинице нужно еще 3000 ₽. За счет такой однодневной командировки работодатель сэкономит 4000 ₽.

Поэтому следует заранее обсудить с работодателем максимальную дальность однодневных поездок. Если предстоит ездить дальше, чем за 150 км от своего города, и возвращаться в тот же день, то будет тяжело. Я не советую соглашаться на такие поездки.

Вопрос № 5

На чем я буду перемещаться?

Обязательно обсудите, как вы будете перемещаться между городами: на собственной или служебной машине, автобусе, поезде, самолете. Если работодатель настаивает, что ездить нужно на личном автомобиле, то уточняйте, какая компенсация за это предусмотрена.

Вы будете эксплуатировать машину: ее пробег вырастет, а рыночная стоимость уменьшится. В этом случае компания берет на работу не только вас, но и ваш автомобиль — он достоин собственного вознаграждения.

Почему это важно. Большинство работодателей заставляют работников перемещаться в поездках лишь на личных автомобилях. Будьте готовы, что вам предложат подрабатывать курьером и водителем, причем бесплатно.

Например, работодатели часто требуют, чтобы разъездные работники возили с собой образцы товаров, каталоги, демонстрационные материалы или даже небольшие товарные партии. Зачем платить транспортным и курьерским компаниям, если «вы же все равно туда едете». Еще иногда приезжают большие начальники, которых нужно встречать и возить по рабочим и личным вопросам.

Я проходил собеседование на должность территориального менеджера в воронежской фирме. На мой вопрос о компенсации за автомобиль рекрутер ответила:

  • — Триста рублей в день вместе с суточными.
    — А почему так мало?
    — Зато вы можете зарабатывать по-другому. Начальство не против, если вы будете брать попутчиков через «Блаблакар».

На этом наша беседа закончилась. Я отказался: понял, что с такой компенсацией буду работать себе в убыток.

Если не всегда, то хотя бы при сложных погодных условиях старайтесь не пользоваться в поездках личным автомобилем. Попробуйте договориться с работодателем о том, что на дальние расстояния — свыше 300 км — будете ездить на поездах или междугородних автобусах.

Мне не удалось договориться о поездках на поездах и автобусах, не то что о перелетах. Пришлось эксплуатировать свою машину. За это работодатель доплачивал мне всего лишь 2000 ₽ каждый месяц, а еще возмещал стоимость бензина и расходы на проезд по платным дорогам
Мне не удалось договориться о поездках на поездах и автобусах, не то что о перелетах. Пришлось эксплуатировать свою машину. За это работодатель доплачивал мне всего лишь 2000 ₽ каждый месяц, а еще возмещал стоимость бензина и расходы на проезд по платным дорогам
Вопрос № 6

Надо ли подписывать договор о материальной ответственности?

Работодатели часто между делом подсовывают и просят подписать договор о материальной ответственности. Они говорят, что это просто формальность, такие уж правила. Но для работника этот документ обычно не предвещает ничего хорошего.

По такому договору работник обязуется отвечать своими деньгами за имущество организации, которое ему доверили. Если работодатель предлагает взять на себя материальную ответственность, то обязательно выясните, за что конкретно и чем придется отвечать.

Скорее всего, на вас дополнительно повесят обязанности экспедитора, инкассатора или кладовщика. Например, некоторые работодатели заставляют сотрудников брать товары под отчет и перевозить их на дальние расстояния. Так они экономят на доставке и перекладывают на других свои риски. Если с грузом что-то случится, можно обвинить в этом работника и требовать ущерб с него.

По закону работодатель не вправе заключать договоры о материальной ответственности со всеми подряд. Список работ, где это допустимо, можно посмотреть в постановлении Минтруда. Если вашей должности там нет, то не нужно брать на себя дополнительную финансовую ответственность.

Это типовая форма договора о полной материальной ответственности. Если работодатель просит подписать такой договор — не спешите. Сначала разберитесь, за какое имущество предстоит отвечать и зачем вам его передают
Это типовая форма договора о полной материальной ответственности. Если работодатель просит подписать такой договор — не спешите. Сначала разберитесь, за какое имущество предстоит отвечать и зачем вам его передают
Вопрос № 7

Как зафиксируем наши договоренности?

Обязательно просите зафиксировать все устные договоренности письменно. Я советую прописывать условия в трудовом договоре или дополнительных соглашениях к нему.

Можно зафиксировать все во внутренних положениях компании, но работодатели легко меняют эти документы. Сотрудникам просто дадут бумажку на подпись, что они ознакомились с изменениями. А вот переписать условия трудового договора уже сложнее — в большинстве случаев нужно согласие работника.

Почему это важно. Не верьте никому на слово: чтобы нанять вменяемого и трудолюбивого сотрудника, работодатель может слегка или не слегка приукрасить действительность.

Чем больше пунктов об условиях работы и размерах компенсаций пропишете в трудовом договоре, тем сложнее будет вас обсчитывать, обвешивать и эксплуатировать «за спасибо». Не забывайте, что экономия на работниках — важная статья снижения издержек работодателя.

Договорились, что работодатель будет платить 500 ₽ на суточные расходы и 3000 ₽ в сутки на гостиницу. Но сами слова не гарантируют, что я получил бы эти деньги. Поэтому я настоял, чтобы мы прописали условия в дополнительном соглашении к трудовому договору
Договорились, что работодатель будет платить 500 ₽ на суточные расходы и 3000 ₽ в сутки на гостиницу. Но сами слова не гарантируют, что я получил бы эти деньги. Поэтому я настоял, чтобы мы прописали условия в дополнительном соглашении к трудовому договору

Планировать расходы нужно не только разъездному сотруднику. Допустим, обычного офисного работника отправляют в командировку и дают с собой какое-то количество денег. Ему надо выяснить, хватит ли их или придется ночевать в палатке, питаться дошираком и просить милостыню на обратную дорогу.

Расскажу, как считать расходы и на чем можно сэкономить.

Как считать суточные

Работодатели не любят прописывать компенсацию суточных расходов в трудовом договоре. Так они оставляют себе возможность менять эти цифры по своему желанию.

Я работал в богатой питерской фирме, которая принципиально не платила суточные. Логика начальства была странной: работник перемещается по семи областям, но все равно находится на домашней территории. А значит, он везде почти как дома и суточные ему не нужны. Только когда менеджеры подняли бунт и отказались работать, фирма начала начислять жалкие суточные — 200 ₽.

Во многих региональных фирмах еще можно встретить суточные в размере 250 ₽. На эту сумму работник должен как-то выживать в поездке целый день.

По моему опыту, для трехразового питания нужно как минимум 800 ₽ в день. Если работодатель предлагает меньше — придется голодать. А в поездках, когда активно работаешь, страшно хочется есть. Я проводил по восемь сеансов напряженных переговоров в день — по ощущениям, расход энергии почти как на силовой тренировке.

800 ₽
минимальная компенсация суточных, чтобы питаться три раза в день

Вдобавок в последние годы у разъездных работников обострилась проблема с парковками, особенно в центральной части городов. Например, в Воронеже и Белгороде весь центр — сплошная платная парковочная зона с эвакуацией нарушителей. А вот в Орле, Курске и Тамбове можно парковаться на любом свободном парковочном месте — за исключением мест, где это прямо запрещено.

Когда едете в регионы, дополнительно закладывайте 40—60 рублей в час на платную парковку. Если работодатель не возмещает эти расходы — а так обычно и бывает — то платить придется из суточных.

Как сэкономить. Скорее всего, на поход по ресторанам суточных не хватит. Поэтому перед поездкой стоит поискать на карте города бюджетные заведения, где можно вкусно и не вредно поесть. Кто-то спасается термосом с напитком и бутербродами. Искушенные гурманы покупают еду в продуктовом магазине, идут в «Макдональдс», берут там только кофе и обедают.

Во все поездки я беру термос с чаем. Когда нестерпимо хочется спустить все суточные на вредный, но аппетитный фастфуд, я пью зеленый чай с имбирем. Он придает энергии и заглушает голод — рекомендую всем разъездным работникам.

Не советую слишком увлекаться экономией на еде. Убить здоровье сухомяткой и фастфудом — легко. В итоге все сэкономленные деньги, скорее всего, придется отдать врачам и аптекам.

Хитрят не только работодатели, но и работники

Может сложиться впечатление, что работодатели — воплощение зла, а сотрудники — ангелы. Но это не так. Работодатели экономят на работниках, работники пытаются обхитрить работодателей. Эта необъявленная война идет столетиями, и разъездные сотрудники находятся на передовой.

Работодатель знает, что сотрудник может врать. Скажет, что поехал работать, а сам отправится по личным делам. Поэтому работодатель вынужден следить за перемещениями сотрудников. Вот как он это делает.

По GPS-маякам можно узнать, где работник находится сейчас и где он был раньше. В некоторых компаниях местоположение сотрудников отслеживают по сотовому телефону с корпоративной симкартой.

Просит сделать фотографию в месте прибытия. Сотрудник приезжает на место и фотографирует табличку с адресом дома или вывеску магазина. Эту фотографию он показывает работодателю как доказательство того, что он выполнил задание.

Но сотрудники тоже находчивы. Например, я несколько раз «выгуливал» чужие GPS-маяки: возил с собой в командировках по просьбе знакомых менеджеров. Еще я не для себя фотографировал фасады нужных магазинов.

Еще бывает, что ушлые сотрудники устраиваются сразу в несколько компаний и получают двойную компенсацию за одну и ту же работу.

Это GPS-маяк, который умеет отслеживать перемещения своего хозяина. Он небольшой, размером чуть больше спичечного коробка. Работает от аккумулятора, поэтому его нужно периодически заряжать
Это GPS-маяк, который умеет отслеживать перемещения своего хозяина. Он небольшой, размером чуть больше спичечного коробка. Работает от аккумулятора, поэтому его нужно периодически заряжать

Как считать расходы на проживание

Размер компенсаций за жилье в двух разных компаниях может сильно отличаться. Все зависит от финансовых возможностей и жадности конкретного работодателя. Например, московские компании выделяют сотрудникам около 5000 ₽ в сутки, а региональные — от 1500 до 2500 ₽. При этом расценки на приличную гостиницу со съедобным завтраком и парковочным местом начинаются от 3000 ₽.

В фирмах, где я работал, сотрудники сами выбирали себе гостиницы. В российских представительствах крупных европейских компаний есть специалисты, которые организовывают командировки. Они находят и оплачивают гостиницы. Когда работника направляют в поездку, ему сообщают, где ночевать. Как правило, это гостиницы среднего уровня с завтраками и бесплатной охраняемой парковкой.

Как сэкономить. Советую завести банковскую карту с повышенным кэшбэком на оплату гостиниц и расплачиваться ей. Я бронирую гостиницы через «Букинг» — там самые бюджетные варианты.

При выборе учитывайте скрытые статьи экономии:

  1. Включен ли завтрак и ужин.
  2. Есть ли бесплатная парковка.
  3. Как далеко гостиница от мест, которые нужно посетить.

Если питание включено, то можно не тратить суточные. Но это в теории, потому что некоторых работодателей охватывает лютая жадность. Дело в том, что работник по возвращении должен отчитаться за расходы на проживание. Для этого он предоставляет работодателю подтверждающие документы, например кассовый чек и счет из гостиницы.

Бухгалтер смотрит на эти документы, видит, что сотрудник не платил за еду, и требует вернуть суточные. Это незаконно, но такое бывает. Поэтому работники тоже жульничают: договариваются с администратором гостиницы, чтобы в счет за проживание не включали стоимость завтрака, ужина и парковки.

Некоторые сотрудники идут еще дальше: живут где придется, а подтверждающие документы об оплате гостиницы покупают у мошенников. Один мой знакомый для этого во время командировки по Краснодарскому и Ставропольскому краю больше месяца жил в палатке. Хорошо, что было лето.

Настоятельно не рекомендую покупать поддельные документы о расходах в поездке — можно получить судимость. Бухгалтерия работодателя легко выявляет такие манипуляции с помощью сервиса «Проверка фискального документа» на сайте налоговой.

Если вы готовы экономить радикально, то можно ночевать в гостиницах на трассе. Некоторые люди снимают квартиры посуточно, но я никогда не прибегал к такому способу.

Другой мой знакомый сэкономил, удачно совместив отпуск с работой. Работодатель отправил его в командировку в Крым. Парень приехал туда с семьей, снял номер в гостинице в небольшом городке и усердно работал, пока его близкие отдыхали на море.

Как считать расходы на личный автомобиль

Если работаете на своем автомобиле, нужно учитывать расходы на его обслуживание. Чтобы рассчитать их, определите, сколько километров в среднем придется проезжать каждый месяц.

Я уже рассказывал, что при трудоустройстве необходимо четко зафиксировать рабочую территорию, обговорить частоту и продолжительность поездок. Если у вас есть вся информация, можно примерно рассчитать месячный пробег.

  • Например, Вася работает в четырех регионах, которые отдалены от его дома в среднем на 250 км. Он совершает 4 поездки в месяц. Его стандартная поездка — это 250 км туда и столько же обратно. Месячный пробег автомобиля Васи по трассам: 500 км × 4 поездки = 2000 км.
  • Мы не учли пробег внутри городов, куда Вася приезжает по работе. Допустим, это еще 200 км, итого — 2200 км.

Я работал сразу в 16 регионах и проезжал за месяц по 3000 км на личном Форде Фокусе. Вот примерный расчет моих расходов на автомобиль.

8717 ₽
я трачу в месяц, если работаю на своем автомобиле

Техобслуживание. Компания «Форд» рекомендует проводить техническое обслуживание автомобиля каждые 15 000 км. Но я очень активно эксплуатировал машину, поэтому базовые вещи, такие как замена масла и фильтров, балансировка колес, проверка развала-схождения, делал каждые 10 000 км.

Примерно каждые четыре месяца работы я проходил ТО и отдавал в среднем по 10 000 ₽ официальному дилеру. Я мог бы обслуживаться в гаражных СТО — было бы дешевле. Но у меня маленький бзик: предпочитаю официальные сервисы. Ничего не имею против ребят из гаражей, но доверить им машину пока не готов.

Ежемесячные расходы на ТО: 10 000 ₽ / 4 месяца = 2500 ₽.

Снижение рыночной стоимости автомобиля. Чем больше пробег у машины, тем ниже ее стоимость на вторичном рынке. Можно зайти на любой сайт с объявлениями о продаже подержанных автомобилей и посмотреть разницу в цене.

В среднем Форд Фокус 2014 года выпуска с пробегом 50 000 км стоит 600 000 ₽. Такой же автомобиль такого же года, но с пробегом в 80 000 км стоит уже 560 000 ₽.

30 000 км я проезжаю примерно за 10 месяцев. Получается, что каждый месяц моя машина дешевеет на сумму: (600 000 ₽ — 560 000 ₽) / 10 месяцев = 4000 ₽. Когда я это подсчитал, был неприятно удивлен.

Мойка машины. Считаю, что ездить на грязной машине неприлично и неприятно, особенно на деловые встречи. Я заказываю экспресс-мойку — это бюджетный способ освежить внешний вид автомобиля.

Зимой и в межсезонье приходилось мыть машину четырежды в месяц, в теплое время года — реже. Стоимость одной мойки в моем городе — 350 рублей. В среднем за месяц я тратил 1000 ₽ на мойку.

Омывающая жидкость. Зимой и в межсезонье следует учитывать расходы на омывающую жидкость. На поездку длиной 300 км мне нужна одна бутыль жидкости, которая стоит 100 ₽. За период с ноября по март я проезжал 15 000 км и тратил 5000 ₽ на омывайку. Если раскидать эти расходы на год, то за месяц получится: 5000 ₽ / 12 месяцев = 417 ₽.

Износ шин. Я много езжу — шины изнашиваются, так что с учетом сезонности раз в несколько лет должен покупать новые. Комплект моих шин «Континенталь» стоит примерно 16 000 ₽: летний дешевле, зимний — дороже.

Каждый месяц работы на личном автомобиле с учетом расходов на шиномонтаж в среднем обходится мне в 800 ₽.

Трачу в месяц, если работаю на своем автомобиле — 8717 ₽

Снижение рыночной стоимости автомобиля4000 ₽
Техническое обслуживание2500 ₽
Мойка1000 ₽
Износ шин800 ₽
Омывающая жидкость417 ₽

Трачу в месяц, если работаю на своем автомобиле — 8717 ₽

Снижение рыночной стоимости автомобиля4000 ₽
Техническое обслуживание2500 ₽
Мойка1000 ₽
Износ шин800 ₽
Омывающая жидкость417 ₽

Какая компенсация нужна. Кажется, если судить по моему расчету, что компенсации в 9000 ₽ вполне хватит. Но это не так. Надо понимать, что расчет примерный: я не учитывал незапланированные траты. Например, из-под фуры вылетел камень и разбил лобовое стекло. Или после поездок по ухабистым дорогам требуется срочный ремонт подвески.

Поэтому нужно закладывать хотя бы небольшой запас на всякий случай. Например, при ежемесячном пробеге 2000—2500 км приемлемая компенсация для Форда Фокуса составляет 10 000—13 000 ₽.

Если работодатель предлагает меньше 10 000 ₽ в месяц, скорее всего, это будет невыгодно. Первая же дорогостоящая поломка загонит ваш разъездной бюджет в глубокий минус.

Компании умеют считать деньги — они понимают, что компенсация за использование личной машины чаще всего не покрывает расходы на ее обслуживание. По сути, работодатель перекладывает содержание служебного автопарка на плечи наемного работника, а взамен выплачивает ему лишь символическую сумму. Не поленитесь: поработайте с цифрами, прежде чем соглашаться на все, что предлагают.

Как сэкономить. Самый очевидный вариант — не пользоваться личным автомобилем в рабочих целях. Постарайтесь договориться с руководителем, чтобы он разрешил ездить на поезде или междугородних автобусах.

Покупайте билеты на поезд через сайт РЖД или мобильное приложение — его можно скачать для iOS и Android. За покупки начисляются баллы, которые получится потратить на следующие поездки и сэкономить на дорожных расходах. Я расплачиваюсь картой Black, потому что банк часто дает повышенный кэшбэк на железнодорожные билеты.

По городу можно перемещаться на общественном транспорте. Я ездил на маршрутках и автобусах, все успевал и не напрягался: посещал десятки торговых точек ежедневно, проводил переговоры. Советую пользоваться общественным транспортом хотя бы в непогоду, когда выше шанс попасть в аварию и разбить машину.

Если же работодатель настаивает, чтобы вы ездили именно на своем автомобиле, то все равно есть способы сэкономить.

  • Например, я работал региональным менеджером в компании, которая возила стройматериалы из-за границы. У меня есть приятель — региональный менеджер в мебельной компании. Мы работали на одной и той же территории с одними и теми же клиентами. Наши маршруты поездок практически полностью совпадали.
  • Мы договорились ездить вместе то на моей, то на его машине. Так я снизил расходы на автомобиль в два раза.

Еще можно сэкономить, если правильно распланировать маршрут поездок. По моему опыту, оптимально ездить не радиальными, а круговыми маршрутами. При круговом маршруте водитель захватывает несколько городов за одну поездку: это сильно сокращает пробег. А вот при радиальном маршруте приходится возвращаться в исходную точку и только потом двигаться дальше.

Учтите, что некоторые работодатели не разрешают ничего планировать самостоятельно: они дают готовый маршрут и контролируют работников через GPS-маяки.

Круговой маршрут: из Воронежа выехали, сделали круг по трем городам и вернулись. Пробег всего 875 км
Круговой маршрут: из Воронежа выехали, сделали круг по трем городам и вернулись. Пробег всего 875 км
Радиальный маршрут: съездили из Воронежа в Орел и обратно. По такой же схеме посетили Курск и Белгород, каждый раз возвращаясь в Воронеж. Пробег почти в два раза больше, чем на круговом маршруте — 1583 км
Радиальный маршрут: съездили из Воронежа в Орел и обратно. По такой же схеме посетили Курск и Белгород, каждый раз возвращаясь в Воронеж. Пробег почти в два раза больше, чем на круговом маршруте — 1583 км

Как подсчитать расходы на бензин

Каждая компания сама решает, как будет платить компенсацию за бензин. Чтобы узнать порядок и суммы выплат, изучите внутренние документы компании. В нашей фирме эта информация была в положении о размере компенсаций сотрудникам за использование автомобиля.

Везде, где я работал, компенсацию за бензин выдавали авансом на месяц: работник еще нисколько не проехал, а деньги уже получил. Сумма рассчитывалась по запланированному пробегу, норме расхода топлива у конкретного автомобиля и стоимости литра бензина в регионе. Чтобы отчитаться о расходах, работник подавал авансовый отчет, к которому прикладывал чеки с заправок.

Если оказывалось, что работник потратил на бензин больше, чем получил авансом, и эти расходы обоснованы, то бухгалтерия ему доплачивала. И наоборот: если он израсходовал только часть денег, то остаток шел в аванс на следующий месяц.

Как считается пробег. Запланированный пробег определяется по плану поездок. В конце месяца работодатель смотрит, совпал ли фактический пробег с планом. Фактический пробег определяют по GPS-маякам либо вообще со слов работника.

Некоторые компании считают его с помощью путевого листа. Это такой документ, где работник фиксирует пробег до и после поездки. Иногда бухгалтерия дополнительно требует у работников фотографии одометра, чтобы проверить, а не приписали ли они себе лишние километры.

Как считается норма расхода топлива. Работодатель сам выбирает, какими способами будет считать норму расхода. Эти способы он должен прописать в своих внутренних документах. Например, он может подсмотреть расход в документах на автомобиль, взять его из распоряжения Минтранса или даже с какого-нибудь автомобильного сайта.

Расчет нормы расхода топлива — больной вопрос для работников. Дело в том, что реальный расход часто больше, чем должен быть по документам. Работник тычет пальцем в путевой лист и говорит: «Смотрите — 12 литров на 100 км». А работодатель отвечает: «Ничего не знаю. Мы смотрим расход на сайте „Авто-ру“, а там написано, что ваша машина ест не больше 6 литров на 100 км».

Расход бензина повышается в холодный сезон, в пробках, из-за неисправности автомобиля. Минтранс об этом знает, поэтому в своем распоряжении устанавливает повышающие коэффициенты к норме для подобных случаев. Например, если работник использует кондиционер в машине, то норма расхода увеличивается до 7%. Если автомобиль ездит по городу, где живет более 5 млн человек, то норма вырастает до 35%.

Работодатель обязан использовать эти коэффициенты, только если определяет расход топлива по распоряжению Минтранса. Если он выбрал любой другой способ расчета, то может не принимать во внимание эти коэффициенты. Поэтому обязательно уточняйте до трудоустройства, как в компании считают норму расхода топлива и в каких документах это прописано.

  • Например, у вас внедорожник с реальным расходом под 20 литров на 100 км, а работодатель компенсирует бензин по нормативу 10 литров на 100 км. Тогда с каждой заправки из своего кармана придется доплачивать половину.

Как сэкономить. Заведите банковскую карту с повышенным кэшбэком за бензин и карты лояльности популярных сетей заправок. Оплатили бензин банковской картой — получили кэшбэк. Показали карту лояльности — заработали баллы, на которые потом заправились бесплатно.

Как договориться с работодателем

Если не хотите работать в минус, то можно и нужно обсуждать компенсации с работодателем. Другой вопрос, как это делать.

Важно знать свои расходы — так проще вести переговоры насчет их компенсации. Листок бумаги с подробным расчетом расходов творит чудеса. Вы уже не обнаглевший работник, которому все мало, сколько ни дай, а компетентный специалист, который умеет считать деньги и не требует лишнего.

Я стараюсь разговаривать с работодателем на его языке: объясняю, почему ему выгодно платить мне больше. Ведь компенсации — это ресурсы, которые есть у работника, чтобы выполнять рабочие задачи. Много ресурсов — хороший результат, мало ресурсов — провал.

  • Я езжу в командировки на собственной машине — это мой рабочий инструмент, как компьютер для программиста или графический планшет для художника. Чтобы автомобиль был в работоспособном состоянии, его нужно обслуживать, а это стоит денег. Работодатель не хочет, чтобы я сорвал переговоры, потому что сломался на трассе и не добрался до города. Тогда ему же выгоднее не экономить на компенсации.
  • Я продвигаю бизнес работодателя и защищаю его интересы на сложных переговорах, убеждаю и вдохновляю наших партнеров. Моя эффективность напрямую зависит от качества сна, значит, перед встречей надо хорошо выспаться. Но ночь за рулем на заснеженной трассе и койка в дешевом хостеле этому не способствуют. Если работодателю нужен результат, то в его же интересах оплатить мне проживание в нормальной гостинице и билеты на поезд.

Никогда не обсуждайте компенсации с простыми рекрутерами: они часто занижают размеры выплат. Не знаю почему, может быть, пытаются достичь каких-то своих внутренних показателей. Лучше дождитесь встречи с руководителем. Самый удачный момент, чтобы поднять эту тему — когда вы обговорили должностные обязанности и предстоящие цели.

  • Например, руководитель говорит, что нужно заключить восемь договоров и организовать первые отгрузки товара в Смоленске. Вот тут самое время обсудить, какие ресурсы он готов предоставить, чтобы достичь этой цели.

Некоторые работодатели предлагают копеечный оклад и смешные компенсации, но обещают, что это временно. Вот пройдет испытательный срок, тогда будете деньги мешками домой носить. Верить или нет — дело работника, но, как правило, после испытательного срока ничего не меняется.

Если работа вам нравится, но компенсации не устраивают — возьмите паузу. Возможно, вы произвели впечатление на работодателя и он еще вернется с более щедрым предложением.

  • Однажды я проходил собеседование в строительной компании. Мне предложили очень низкие компенсации: 250 ₽ на суточные расходы и 2000 ₽ в день на гостиницу.
  • Я взял листок бумаги, примерно расписал расходы и доказал, что выжить на эти деньги будет крайне сложно. Сотрудник станет голодать, а его мотивация — падать. В итоге он уволится — придется опять искать нового.
  • Так и было: за полтора года на этой должности сменились четыре сотрудника. В конце беседы я спросил, неужели небольшая экономия на командировочных расходах стоит текучки на важной должности. Руководитель взял время подумать и через пять дней сделал мне более выгодное предложение: 800 ₽ на суточные расходы и 3500 ₽ на гостиницу. Я согласился и проработал в той фирме почти четыре года.

Как экономить на командировках и разъездной работе

  1. Подробно обсудите с работодателем территорию и условия поездок.
  2. Договоренности фиксируйте на бумаге: в трудовом договоре или дополнительных соглашениях к нему.
  3. Не стесняйтесь торговаться о компенсациях. Когда подпишете трудовой договор, качать права будет поздно.
  4. Общайтесь с работодателем на его языке: объясните, почему ему выгоднее платить вам больше.
  5. Строго следите за оформлением документов для поездок.
  6. Планируйте свои поездки: разрабатывайте маршрут, считайте пробег, заранее решайте, где будете есть и спать.
  7. Попробуйте договориться с работодателем о поездках на поезде или автобусе, а не на личном автомобиле.
  8. Планируйте бюджет и расходы, чтобы не работать бесплатно.
Роман ВалерьевичРасскажите, как вы ездите в командировки и на чем там экономите?
  • Леонид ЧерноиваненкоЕздил всего несколько раз - за границу, работая в двух IT-компаниях. Были у нас ребята, которые наездили на порядок больше, но и я не жалуюсь. В обеих компаниях суточные считались как 50$ (или 50 евро - для тех, кто ездит в страны еврозоны) в день при командировках за рубеж и 700 р./день - если едешь по России. Отчётность не требовалась вообще. Ещё дополнительно компенсировали проезд в аэропорт и обратно - для этого сохранял чеки и билеты. Сэкономить иногда выходило за счёт завтраков в отеле, включённых в стоимость номера (который оплачивала компания), также бывали обеды и ужины за счёт принимающей стороны. В целом, в 2 командировках не смог потратить все суточные и только в одной вышел в минус, но зато купил много полезного и приятного (сувениры, техника и т.п.). Ещё так вышло, что 2 раза из 3х я мог сам выбирать отель, где буду жить. Выбирал такой, чтобы до места работы добираться пешком - тоже экономия.2
  • ДмитрийЛеонид, По Рф 700 это "стандарт".... почему то тратился всегда больше. Гостиница - мы выбирали всегда сами , за "разумную" цену. Пешком правда практически никогда не добирался - ибо сами объекты глубоко в промзоне. Но это статья не о обычных командировочных - а о чисто разъездной работе, там другая кухня2
  • Ксения МальцеваА поделитесь, пожалуйста, как в разных организациях выбирается цель командировки? Она одна на все случаи? Или их несколько? Если несколько, от чего зависит выбор? На что это влияет?1
  • Сергей КотовВ моей компании категорически запрещено ездить в командировку на личном автомобиле. Я удивлен, что где-то люди работают в разъездах на личных машинах.4
  • РоманКсения, зависит от профиля компании: про продажников все понятно, технари мотаются поддерживать процесс или обучаться, it-специалисты обмениваются опытом и учатся. Но эта статья про продажников и околопродажников.3
  • ДмитрийКсения, это государственное "бумагомарание", к реальной жизни не относится. Раньше еще был обязателен "отчет о командировке ", где ты писал о том что встречался с иноплатенетянами а директор (не прочитав) заверял это подписью. Еще одно время давали покупать билеты самим, а потом стали нужны оригиналы документов из банка... теперь покупают ответственные лица.4
  • ДмитрийСергей, а почему ? работал в одной компании у них часть курьеров была на личных авто , в результате это банально дешевле.2
  • Стас ЗверяновАртём, как вы спите-то по ночам, зная, что живут на свете люди, которые неидеально слова в предложения слагают?4
  • Артём ВасильевСтанислав, Очень тяжело читать материалы (даже в крупных изданиях), потому что все это вижу. Пришлось даже устроиться работать журналистом - так я усмиряю себя тем, что делаю этот онлайн-мир лучше ¯\_(ツ)_/¯3
  • M MА еще если командировка в мае/январе, можно сильно недополучить зарплату из-за особенностей расчетов. Только не знаю, можно ли отказаться ехать в эти месяцы по такой причине?..2
  • Павел БасистовИГРОК, а как ездел?0
  • Павел БасистовКакая-то отстойная работа. Сплошная грызня с руководством. Пару раз ездил в командировку. Купили билет на самолет и забронировали гостиницу/квартиру посуточно. Ну и обратную дорогу тоже.1
  • Сергей КотовДмитрий, может быть, это дешевле для компании, но если для этой компании не важна безопасность собственных сотрудников, то зачем в такой компании работать.2
  • Игорь ГоршковВ скане доп.соглашения к договору где закрепляются суточные и гостиница есть существенная ошибка: цифрами написано 3000, а рядом прописью 2000р. Кстати интересно получить консультацию юриста про такие опечатки - в случае разбирательства на чьей стороне будет правда? Я сам тоже один раз допустил важную опечатку в договоре - конечный срок исполнения работ значилось 31 число месяца в котором 30 дней (к примеру июнь). Но наши юристы по данному вопросу сказали не переживать - в любом случае можно будет сослаться что крайним числом является последний день указанного месяца.1
  • Игорь ГоршковРасскажу свой опыт - иногда езжу в командировки (примерно 2-4 раза в год). Коллеги из другого отдела ездят каждую неделю. В нашей компании размер суточных закреплен в коллективном договоре: одна сумма - в пределах области где мы находимся, другая сумма - по России, другая - районы крайнего севера, отдельная сумма - Москва и Санкт-Петербург. И за границу РФ - одна сумма в пределах СНГ/ЕАЭС, другая - остальные страны. Передвижение осуществляется на общественном транспорте (поезд, самолет, автобус) или на транспорте организации - либо нашей, либо принимающей. Для использования личного автомобиля необходимо заключать дополнительное соглашение на каждую поездку, либо одно но для поездок в одно и тоже место - к примеру есть партнерское предприятие в 300км и некоторые сотрудники туда мотаются раз в месяц или чаще. Билеты приобретаются ценой до 10 тр самими работниками, свыше - централизовано через бухгалтерию. Главное ограничение - только сидячие места либо плацкарт для поездов, эконом класс для авиаперелетов. Основным отчетным документом являются на поезда являются билеты (поэтому их приходится распечатывать на вокзале на бланке РЖД) и посадочные талоны для самолета. При самостоятельной покупке никто не запрещает использовать карты с кешбеком и программы лояльности от перевозчиков (я использую РЖД-бонус). Такси и общественный транспорт в пределах города не оплачивается. Гостиницы оплачиваются также по документам, но из расчета не более 2500р за сутки (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, там лимита не помню). Но оплачивается только проживание. Поэтому если в стоимость может быть включено питание (завтрак и/или ужин) то мы просим не выделять это отдельной строкой в квитанции - единственная для нас возможность экономии. Если не предоставить документы о гостинице то выдается компенсация в размере 1000р/сутки. Но такое правило работает при нахождении в командировке не более 2-х суток (не считая времени в пути). Если проживание оплачивает принимающая сторона, то компенсация проживания также не выдается. Гостиницу для проживания можно выбрать любую - мы как правило выбираем ближайшую к месту работы в командировке. Но если командировка длительностью более недели то бронирование гостиницы осуществляет бухгалтерия - они руководствуются в большинстве случаев только ценой проживания. Больным вопросом является оплата нахождения в командировке в выходные дни - бухгалтерия считает рабочее время в режиме работы принимающего предприятия - т.е. если предприятие в субботу и воскресенье не работало, то оплата этих дней только суточными. Компенсация (взять отгул за этот день или получить выплату как работу в выходной) возможна только при наличии справки от принимающей стороны что в эти дни человек работал. Поэтому если есть возможность - стараемся на выходные приезжать домой.3
  • Olga StadnikРаботаю в компании, где оплачиваются полностью командировки. Самолет,Отель 4-5 звезд, такси, в Африке - охрана плюс все расходы от 100 долларов в день. По прибытию в офис сдаются чеки, и возвращается вся сумма, на которую чеки не собраны (за исключением стран, где чеки предоставлять невозможно)0