Как писательница Лия Арден продала полмиллиона книг всего за два года
Я не планировала становиться писательницей. Но два года назад выпустила свою первую книгу.
А затем написала еще четыре. С тех пор я продала полмиллиона копий и не собираюсь останавливаться. Рассказываю, как выпустить первую книгу, к каким издателям обращаться и как рассчитываются писательские выплаты.
Как я стала писательницей
Я начала писать в январе 2019 года. Последние девять лет живу в Южной Корее и почти не говорю на русском языке, поэтому не планировала связывать жизнь с литературой. К тому же сомневалась, что смогу внятно излагать мысли на бумаге. Все изменили два события. Во-первых, у меня закончились все хобби. А во-вторых, закончились книги, которые я хотела прочесть. Муж сказал: «Ты же любишь читать книги, почему бы не написать свою?»
С детства зачитывалась фэнтези, поэтому решила работать в этом жанре. Сначала придумала героев и кульминацию. Потом мне стало интересно, как персонажи пришли к этой точке, и я принялась искать начало истории. Идеи рождались сами собой, а персонажи жили не зависимой от меня жизнью.
Первую книгу сочинила для себя. А когда показала ее подругам, они потребовали продолжения. И вот тогда уже я втянулась.
Мне захотелось поделиться своими историями с другими. Поэтому я выложила тексты на бесплатных площадках Wattpad и «Литнет». А уже после того, как их оценили совершенно незнакомые люди, отправила книги в издательства.
Как мои сочинения попали в издательство
«Мара и Морок» — моя пятая по счету книга, но опубликована она первой. Мне было интересно поработать со славянской мифологией и написать историю о героине, которая уже в самом начале потеряла абсолютно все. В романе есть политические интриги и мифологический подтекст.
Я закончила текст осенью 2019 года и отправила рукопись в четыре издательства. Первые два меня проигнорировали, в одном ответили. А последним было «Эксмо».
Я не возлагала надежд на «Эксмо». К тому же перед отправкой текста перечитала правила на сайте. Главное требование для жанра фэнтези — 12 авторских листов рукописи. А в «Маре» их было всего десять. Поэтому я сомневалась, что заявку будут рассматривать. Но решила, что в любом случае ничего не теряю — и отправила им всю информацию.
Спустя месяц мне ответили из другого издательства. Переговоры шли очень вяло. Однажды сидела за компьютером в ожидании их письма. Стало скучно, и я заглянула в папку «Спам». Оказалось, там уже несколько недель лежал ответ от редактора «Эксмо» Киры Фроловой.
Сперва я подумала, что это какое-то мошенничество. Но после проверки данных в интернете сомнения исчезли. Кира очень быстро и по-деловому отвечала на мои сообщения. Вскоре мы все согласовали.
Я заключила первый авторский договор в декабре 2019 года. Условия стандартные для всех начинающих писателей. Срок действия — три года, никакого аванса, роялти от 8 до 12% от отпускной издательской цены на бумагу. И от 20 до 35% — на электронную версию.
Кира приготовила «Мару» к печати. Первый тираж составил 3000 экземпляров. Это тоже стандартная цифра для новых авторов. Книга разошлась по магазинам в марте 2020 года — аккурат перед началом пандемии коронавируса.
На чем зарабатывают писатели
В российском издательском бизнесе существует две цены — отпускная цена издательства и розничная цена магазина. По отпускной цене издательство отгружает книги книжным магазинам, торговым сетям и интернет-магазинам. Магазины добавляют к ней свою наценку. Обычно она увеличивает стоимость книги в 1,8—2,2 раза. Читателям книги продают уже по розничной цене.
Писатели получают роялти с отпускной цены. Например, у автора в договоре прописано роялти 10% от отпускной цены. Издатель отгружает книгу в магазин по цене 100 ₽, а магазин продает книгу читателям по цене 200 ₽. Писатель получит роялти именно с отпускной цены. То есть выплаты с одного проданного экземпляра составят 10 ₽.
Как «Мара и Морок» стала хитом
Издательства редко продвигают новых авторов. Мы поговорили с Кирой и решили заказать со склада хотя бы 10 книг, чтобы разослать их книжным блогерам. Тут началась пандемия, всех отправили на удаленку. Экземпляры так и остались лежать в офисе.
Тогда я сама связалась с 15 блогерами и отправила им ознакомительный фрагмент «Мары». Предложила прислать полный бумажный экземпляр, если история их заинтересует. Никаких жестких условий не ставила — написание отзыва на роман и его поддержка в социальных сетях были целиком на чужом усмотрении. Блогеры согласились. Поскольку я живу в Южной Корее, мне не удалось положить в посылку подарки и открытки. Смогла оформить лишь доставку на «Лабиринте».
Большинство блогеров прочитали роман и выложили отзывы, чем очень мне помогли. Однако главным каналом продвижения оказалось сарафанное радио. Читатели увидели «Мару», книга им понравилась, и они посоветовали ее друзьям.
Первый тираж распродали буквально за пару недель. После этого Кира долго боролась за допечатку. Ведь пандемия была в самом разгаре, и магазины закрылись. А в издательстве не понимали, как будет развиваться ситуация. Но «Маре» все-таки выбили один дополнительный тираж. А потом еще несколько.
Причем с каждым разом дополнительные тиражи росли. Сначала это было две тысячи копий, потом пять, потом десять, а потом и все 15. Сейчас общий тираж первой «Мары» составляет 137 тысяч экземпляров. И книга все еще продается.
Как стать успешным писателем
В издательстве очень любят авторов, у которых в запасе всегда есть новые истории. Один хит — это здорово, но нужно что-то еще. После «Мары и Морока» «Эксмо» выпустило мою тетралогию «Потомки Первых». Потом у меня появилась идея нового романа по миру «Мары» с другими персонажами. В нем подробнее раскрываются герои и сюжетные повороты оригинала. А затем мы выпустили одиночный роман «Невеста Ноября».
Чтобы получать хорошие гонорары в книжном бизнесе, недостаточно написать бестселлер. Нужно выпустить лонгселлер — произведение, которое стабильно продается в течение долгого времени.
Второй секрет — наличие длинного списка изданных книг, так называемого бэклиста. Я получаю хорошие выплаты от «Эксмо» не только потому, что «Мара и Морок» — бестселлер. Но и потому, что кроме «Мары» в издательстве вышло еще семь моих книг. И все они хорошо продаются. Одиночные романы и короткие циклы продаются лучше длинных — ведь обычно читатели дожидаются выхода всех частей.
У писателей нет зарплаты. Вначале им достаются только роялти с проданных книг. Роялти начисляют по кварталам. Допустим, «Мару и Морока» отгрузили в магазины в марте 2020 года — это первый квартал. Дальше в издательстве два-три месяца подсчитывали продажи. Затем составляли и подписывали акты.
А еще через два-три месяца эти акты оплатили. Первые выплаты я получила только в конце 2020 года. Таким образом, первые полгода после выхода книги автор вообще не получает за нее никаких денег — и это не считая времени, ушедшего на написание.
Как я написала пять книг за год
Мой муж — гражданин Южной Кореи. Глядя на него, я поняла, что человек может работать постоянно, энергично, с энтузиазмом и почти без выходных. Со временем и сама стала трудоголиком.
Черновой текст я пишу очень быстро и не обращаю внимания на ошибки. «Мару и Морока» написала всего за четыре недели, но это моя самая маленькая по объему книга. Обычно уходит чуть больше времени.
У меня есть график с минимальным количеством слов в день. Сначала это было 1600 слов, но сейчас моя норма — 2000. Главное — писать ежедневно. Стоит взять небольшой перерыв даже на пару дней, как вернуться в ритм становится тяжело.
Иногда я пишу по утрам, иногда — по ночам. Работать нужно в разное время, потому что график приедается и дни становятся неотличимы друг от друга.
Есть авторы-архитекторы, а есть авторы-садоводы. Архитекторы всегда расписывают все заранее и выстраивают историю по кирпичику. А садоводы живут по принципу «что выросло, то выросло».
Я отношу себя ко второму типу. Во время работы ставлю себя на место читателя. Нужно постоянно удивлять саму себя, иначе мне все быстро наскучит и я не смогу довести текст до конца. Конечно, нельзя писать абсолютно с нуля: всегда есть ключевые моменты и кульминации, которые продумываешь заранее. Но я решаю в процессе, как именно связать все воедино и довести героев до общей точки.
Чему нужно научиться каждому писателю
Начинать рукопись. Многих преследует страх чистого листа, и они не могут заставить себя начать.
Заканчивать рукопись. Кроме того, многие не могут довести текст до конца и бросают на полпути.
Редактировать рукопись. Я никогда не редактирую текст в процессе написания. Если напишешь пару глав и начнешь их редактировать, то застрянешь надолго.
Невозможно научиться редактированию, прочитав другие книги и даже специализированную литературу. Это трудоемкий процесс, который получится освоить только с практикой. Чем больше практики, тем лучше текст.
Написать идеальный текст с первого раза невозможно. Поэтому мой первый черновик всегда грязный. Я откладываю текст в сторону от месяца до полугода. Это позволяет взглянуть на него свежим взглядом.
Затем начинается долгий процесс редактирования. Перед тем как отправить новый роман в издательство, я лично редактирую его минимум три раза. Могу что-то добавить, вырезать или, наоборот, расширить. Главное правило — при редактуре нет ничего неприкасаемого.
Почему мои книги популярны
Я хочу удивить читателя. Стремлюсь, чтобы люди переживали яркие эмоции и увлекательные приключения. Но оставались в безопасности и комфортном для себя месте. Например, дома в любимом кресле.
Моя главная цель — развлечь читателя. Поэтому я делаю ставку на интересную и необычную историю.
Я пишу циклы с опорой на различные мифы и культуры. Так у читателя всегда будет выбор форматов и историй.
В октябре вышел роман «Двойник Запада», первая книга дилогии «Четыре дракона». Это авторский мир в азиатском сеттинге с опорой на некоторые корейские мифы. Ее стартовый тираж — 40 000 экземпляров. Для сравнения: у большинства новых книг стартовый тираж не превышает 10 000. Даже у Стивена Кинга цифры меньше — первый тираж его последнего переведенного романа «Билли Саммерс» составлял 35 000.
Что почитать кроме «Мары и Морока»
«Золото в темной ночи». Это первая книга тетралогии «Потомки Первых» и моя первая книга в принципе. В центре сюжета — 18-летняя девочка по имени Ойро. Она не помнит своего прошлого, но ее постоянно мучат жуткие сны. Поэтому героиня отправляется на поиски настоящей семьи.
Где купить: Book24, 593 ₽
«Невеста Ноября». Одиночный роман в славянском сеттинге. Во вселенной книги последняя зима случилась сотни лет назад. Но в проклятом лесу живет колдун, который может вернуть холода. Чтобы этого не случилось, люди приносят ему в жертву детей. Одна из таких жертв — главная героиня. Ей чудом удается спастись.
Где купить: «Читай-город», 614 ₽
«Двойник Запада». Первая часть новой дилогии «Четыре дракона». Главная героиня живет под чужим именем в чужом доме. Она служит двойником дочери наместницы Запада и защищает девушку. Но втайне мечтает о свободе.
Где купить: «Читай-город», 642 ₽
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.