ПРОМО
Заклинание на бесплатную кредитку: FGO*
Заказать карту

Зачем нужен финансовый директор и чем он отличается от главного бухгалтера

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Зачастую владельцы бизнеса не придают значение отличию финдира от главбуха. И, как правило, один человек в компании занимается вопросами и того и другого. Но это подходит только до определенного масштаба бизнеса, когда компания вырастает, из-за такого подхода могут возникнуть неприятности. Как правило, когда в компании впервые задумываются о финансовом директоре, эту роль на себя берет главный бухгалтер, который занимался бухгалтерией, а на его место берут либо нового сотрудника, либо повышают его подчиненного.

Данные кадровые перестановки имеют место быть в современном российском бизнесе, но зачастую подобные кадровые движения приводят к недостаточности информации для руководства и владельцев бизнеса и чрезмерной перегрузки конкретного специалиста.

Да, работа главного бухгалтера и финансового директора тесно связана и идет рука об руку, но разница между этими специалистами есть, и она достаточно большая. Так давайте же разберемся в чем отличие финансового директора и главного бухгалтера. Они как двуглавый орел вашего бизнеса, один смотрит на результат, другой строит планы. Финансовый директор планирует на будущее, а главный бухгалтер отчитывается уже по факту.

Итак, давайте поговорим о различиях более подробно и начнем, пожалуй, с главного бухгалтера и его основных функций.

Основными функциями главного бухгалтера являются обработка первичных документов, составление бухгалтерских и налоговых отчетов. Бухгалтер оплачивает счета, а не решает сколько и кому заплатить. Бухгалтер не занимается планированием финансовой деятельности, его рабочие задачи идут постфактум. Уже по плановым счетам оплатить, про прошедшим операциям отчитаться и оплатить налоги уже за полученную прибыль. В большинстве случаев оптимизация расходов и улучшение эффективности размещения, планирование не входят в прямы обязанности бухгалтера.

Если у фирмы не будет бухгалтера, и она не сдаст в срок декларации, то буквально через месяц налоговая заблокирует счет. А это означает, что главный бухгалтер незаменимый человек в компании любого размера. В малых фирмах зачастую функции бухгалтерии частично берет на себя владелец, а часть отдается на аутсорсинг. Но после определенного рубежа роста вашей компании потребуется не просто бухгалтер, а целый отдел бухгалтерии с главным бухгалтером во главе.

Главный бухгалтер ведет учет всех совершённых операций — платежи, покупка валюты, операции на фондовом рынке, уплата налогов и многое другое, по факту бухгалтер документирует уже прошлое. Основная функция главного бухгалтера — сохранить материальные ресурсы организации путем полного и своевременно их учета, уплатить все взносы и налоги по закону. С бухгалтером надеюсь понятно, теперь перейдем к финансовому директору и его функциям и задачам.

Финансовый директор имеет множество обязанностей. Финдир планирует финансовое будущее компании. Он должен планировать будущие денежные потоки, оценивать ликвидность и инвестиционную привлекательность компании, анализировать состояние финансового и валютного рынков и следить за развитием биржевых событий. Финансовый директор планирует и оптимизирует будущие расходы и доходы, так сказать смотрит в будущее.

Пока компании хватает денег на все платежи, о финансовом директоре не задумываются. Некоторые о нем и не думают, когда денег нет совсем. Пока первоначальный капитал не истрачен, пока обороты растут и расходы покрываются авансами, то финансовый директор со своим планированием некому не интересен.

Основная задача финансового директора — обеспечить, чтобы организация функционировала в будущем. Планирование распределения полученных средств так, чтобы все подразделения организации могли полноценно выполнять свою работу и при этом одновременно работать над снижением расходов и увеличением отдачи от капиталовложения.

Выводы

В итоге можно сказать, что главный бухгалтер определяет финансово-хозяйственную деятельность компании, а финансовый директор планирует эту задачу в будущем. Эти две должности также важны для компании, как я уже говорил выше, совмещать одного человека — плохая идея.

Конечно, стоит также сказать и об идеальной, на мой взгляд, схеме работы двух этих специалистов в организации. Я считаю, что в условиях быстрого роста компании и меняющегося окружающего мира, функции финансового директора и главного бухгалтера должны быть разделены, по крайней мере по мере роста компании. Не стоит перегружать одного сотрудника работай с целью сэкономить на зарплате. Такая экономия может дорого обойтись собственнику бизнеса, ведь из-за перегрузки сотрудник может раскрывать не всю информацию, совершать ошибки, которые в свою очередь могут приводить к финансовым потерям.

Пусть в вашей компании будут обе должности, главный бухгалтер будет заниматься зарплатой, счетами, налогами и отчетами, а финансовый директор возьмет ответственность за планирование, оптимизацию, инвестиции и повышение эффективности от вложений.

Надеюсь, на вопрос «Зачем нужен финансовый директор и чем он отличается от главного бухгалтера?» я ответил и ответ мой был развернутый. Также пишите, как обстоят дела у вас в компании с этим тандемом, может, что-то упустил?

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество

Популярное за неделю