Пять историй о скидках и торговле
Чаще всего нам стыдно торговаться: боимся обидеть продавцов, прослыть жадными или просто получить отказ.
В русской культуре нет общепринятой практики торговли. Однако те, кто не боятся торговаться, то и дело добиваются своего. Мы собрали пять историй о людях, которые не побоялись.
Одежда в «Меге»
Кто: Илья Синельников, автор курса «Переговоры и отношения с клиентом», директор Школы стажеров.
Где: «Мега» (Ленинградская улица, 39, Химки).
Сэкономил: 3750 рублей.
Прошлым летом я покупал одежду в «Меге». Набрал вещей на 15 000 рублей.
Подхожу к кассе, спрашиваю:
- — Какие есть скидки?
- — Никаких.
- — (Молчу.)
- —…Вообще у нас есть скидочные карты. Если покупаете на сумму больше 10 000 рублей, скидка — 25%.
- — А как получить карту?
- — Надо заполнить анкету.
Заполняю анкету. Там два поля, имя и телефон (телефон не проверяют). Дают карту:
- — А сейчас ее можно использовать?
- — Только со второй покупки.
- — А давайте с этой? Вы бы мне очень помогли.
- — Ну ладно.
Что-то колдуют, пробивают со скидкой 25%. Сэкономил 3750 рублей
за 1 минуту.
В любом сетевом магазине есть скидки: по скидочным картам, по понедельникам, летом, партнерам, постоянным клиентам, многодетным, в день рождения. Даже если магазин это не афиширует, есть смысл спросить.
Помогите продавцу найти повод дать вам скидку. Для этого спрашивайте не «Есть ли у вас скидки?», а «Какие у вас бывают скидки?». Как бы невзначай.
Не давите, а просто дружелюбно спрашивайте. Так продавцу будет несложно вам отказать. Но если скидка возможна, ему будет приятно вам ее дать.
Чтобы получить скидку, просто вежливо попросите о ней. Это работает чаще, чем вам кажется.
Роутер в Черемушках
Кто: Максим Ильяхов, главред, ректор Школы редакторов.
Где: Черемушкинский рынок электроники (ст. м. «Новые черемушки»).
Сэкономил: 2400 рублей.
Дело было осенью, сразу после обвала рубля. На «Черемушках» было почти пусто, продавцы скучали, но в присущей им хамской манере никак не реагировали на входящих в магазин покупателей. Мне нужен был новый двухдиапазонный роутер, в кармане было 6000 рублей, но я не хотел с ними расставаться.
Захожу в светлый просторный магазин под маркой «Асус». Три минуты смотрю на витрину с роутерами, которые стоят от 7000 рублей. Продавцы косятся на меня. Разворачиваюсь уходить, слышу оклик:
- — Молодой человек, вам помочь?
- — Да. Старый роутер хочу обновить
- — Уже знаете, какой вам нужен?
- — Да, какой-нибудь «Асус» двухдиапазонный
Продавец открывает прайс-лист, находит нужный роутер и называет цену 7400:
- — Понятно. Это слишком дорого. А за 5000 есть?
- — К сожалению, нет, таких роутеров не бывает.
- — Жаль. Ну ладно, счастливо!
- — Подождите. Вот у нас тут, я смотрю, есть еще из старого завоза один двухдиапазонник, могу отдать за 6000.
- — А за 5000?
- — Извините, не могу.
- — Давайте так: 5500, и вы мне подарите любую флешку на 16 гигабайт, какая там у вас завалялась.
Продавец смеется и выписывает товарный чек.
Когда магазин пустой, это либо потому, что в нем всё очень дорого, либо всё очень плохо. У продавцов возникает нужда продать хоть что-то. Если продавец ради вас оторвался от просмотра «Игры престолов», значит, вы ему нужны. Можно поторговаться.
BMW X3
Кто: Сергей Леонидов, директор «Сравни-ру».
Где: «Автодом», ул. Зорге, 17.
Сэкономил: 180 000 рублей.
Позапрошлым летом я менял машину. Я уже знал, какой автомобиль хочу. По дороге с работы заехал в автосалон. Узнал у продавца цену на нужную мне комплектацию: два миллиона рублей. Ушел думать
На следующий день заехал в другой салон. Прошу посчитать, сколько стоит комплектация с тем же набором опций. Продавец долго считает и выдает цену:
- — 2 млн 100 тысяч.
- — Многовато. Я вчера был в салоне на Зорге, там было два ровно. Какие есть скидочные программы, акции?
- — Э-э-э, могу попробовать обсудить это с менеджером.
Ушел звонить по телефону. Я жду, пока он вернется:
- — Ну как?
- — Можем попробовать провести по майской акции, получится 1 млн 920 тысяч, но если оформляем сейчас.
- — Простите, я так не могу, надо с женой посоветоваться. Созвонимся завтра?
Следующий день. Возвращаюсь в первый салон. Рассказываю:
- — Вчера в другом салоне за это авто предложили 1 млн 920 тысяч. Как я могу сэкономить у вас?
- — Давайте я подумаю, что можно сделать.
Идет согласовывать с менеджером:
- — Предлагаю 1 млн 900 тысяч рублей и зимнюю резину в подарок. Больше точно никак не можем.
Звоню в другой салон. Понимаю, что там ниже 1 млн 920 тысяч отдавать не хотят. Покупаю за 1 млн 900 тысяч и получаю зимнюю резину за 80 000 в подарок. Сэкономил 180 000 рублей.
В любом товаре есть наценка. Доля продавца заложена в газете, в пакете молока, в смартфоне, в автомобиле. У продавца есть выбор, какую цену поставить и сколько заработать. Он может заработать больше или меньше. Но он никогда не продаст себе в минус.
Поэтому торговаться уместно везде: в продуктовом магазине, в кассе аэропорта и в автосалоне. У продавца сотни возможностей дать скидку. Помогите ему найти повод.
Это отлично работает в отраслях, где продавцы жестко конкурируют за покупателя. Продать машину за несколько миллионов — лакомый кусочек для любого менеджера. Если вы заставляете продавца соревноваться по цене с другим продавцом, можно получить еще больше выгоды.
Но соблюдайте правило: говорите про более низкую цену, только если это правда. Опытные продавцы знают среднюю наценку конкурентов и понимают, какая скидка может быть максимальной. Они заметят обман, и скидки не видать.
Квартира у метро «Сокол»
Кто: Маша Федорова, руководитель проектов в Т-Банке.
Где: Ленинградский проспект, рядом с метро «Сокол».
Сэкономила: 36 000 рублей в год.
Три года назад я снимала однокомнатную квартиру у метро «Сокол» за 27 000 рублей. Квартира была хорошая, а цены на недвижимость росли. Я понимала, что снимаю по хорошей цене. Уезжать не хотела, но платить больше 30 000 тоже.
Хозяйку все устраивало. Каждый месяц я ей переводила деньги на карту, а она писала мне смс: «Деньги пришли, спасибо». Созванивались редко, по исключительным случаям.
Когда она позвонила, я сразу догадалась о причине звонка:
- — Маша, у меня неприятный разговор. Я хочу поднять стоимость аренды.
- — Очень жаль! А что случилось?
- — Понимаете, 27 000 рублей — это мало за однушку в сталинском доме на «Соколе».
- — Понятно. А сколько вы хотите?
- — 32 000.
- — Ох, как жаль. К сожалению, для меня это неподъемная сумма. Но я понимаю ваше желание повысить цену, на вашем месте я бы давно ее повысила.
- — Э-э-э…
- — Мне не хочется, чтобы из-за меня вы получали меньше денег. Я бы рада жить у вас, но я могу платить за жилье максимум 29 000. Если будет больше, мне придется искать другую квартиру. Я думаю, вы без проблем найдете нового жильца. Даже 32 000 — это все ещё хорошая цена.
- — Маша, давайте не будем спешить. Дадите время подумать?
На следующий день приходит смс: «Договорились, 29 000».
Я не хотела платить сильно больше, но хотела жить в той же квартире. Хозяйка не хотела лишаться проверенного жильца, который исправно платит, но хотела зарабатывать с квартиры больше.
Казалось бы, решения нет: обижать человека нельзя, соглашаться на неудобные условия тоже. Как отстоять цену, но не давить?
Главное правило звучит как парадокс: нужно помочь человеку отказать вам. Тогда собеседник почувствует себя в безопасности. Например, если скидку просят у вас, то объясните, что понимаете и даже поддерживаете решение. Но защищайте свои интересы, они выше всего.
Бывают ситуации, когда цена высокая, но сохранить отношения важнее. Обычно в таких случаях люди не торгуются: слишком высоки ставки. Робеют даже те, кто привык торговаться на каждом углу.
В такой ситуации раскройте карты:
- — Слушай, я понимаю, что тебе нельзя давать скидку. Но я просто не могу себе позволить купить за эти деньги. Сам себя не буду уважать потом. Если цена несдвигаемая, к тебе никаких претензий, я просто пойду дальше искать.
- — Постой. Давай я спрошу менеджера, можно ли что-то сделать.
Вы показываете собеседнику, что вами движет, и даете ему право вам отказать. Собеседник перестает защищать свои интересы и бороться с вами. Вместо этого он начинает думать о том, как вам вместе вынести что-то хорошее из этой ситуации. Отношения не испорчены, теперь вы ищете совместное решение.
Мужские ботинки
Кто: Олег Тиньков.
Где: базар в Марракеше.
Сэкономил: 1 доллар.
Всегда спрашивайте о скидках. За спрос денег не берут.
В дорогих магазинах я торгуюсь всегда, во всех странах. Просто спрашиваю продавца: «А скидку?» В ответ мне часто снижают цену на 5—10%. Просто за то, что спрашиваю.
Если покупаешь вещь за 3000 евро, экономишь 150 евро. Можно бесплатно пообедать. Но если ничего не спрашивать, ничего и не случится.
Иногда я торгуюсь ради интереса. Это похоже на игру. Однажды на базаре в Марракеше я покупал простые кожаные ботинки. Я торговался до последнего, за 1 доллар.
В этой стране купить что-то не поторговавшись — это оскорбить продавца. Ты должен демонстративно уходить из лавки, потом дать продавцу догнать себя и привести обратно. Это такая церемония, которую все соблюдают.
Переговоры о цене — это десятки разных технологий. Какую именно применить — зависит от цели. Если вещь мне нужна, а цена хорошая, то я не давлю. Если предложений много, а срочности нет, то можно потянуть и даже пойти на блеф. Это работает в бизнесе, на рынке и в итальянском бутике.
Главное правило — как можно чаще спрашивать о скидках, в какой бы стране ни находились. Если хотите снизить цену, нужно об этом сказать. Кто стесняется, тот переплачивает.