Полгода назад я ушла из офиса, чтобы фотографировать еду. Я работаю фуд-фотографом.
Фуд-фотографы снимают еду так, чтобы вам захотелось купить ее и съесть. Такие снимки нужны ресторанам, кафе и магазинам — всем, кто продает еду или использует ее в рекламе. Если вы увидели в Инстаграме фото гамбургера и вам захотелось его съесть — снимок сделал фуд-фотограф.
Обучение
До того как я поняла, что мне интересно работать именно с едой, я училась быть обычным фотографом: сначала у отца, потом на курсах.
Три года я снимала людей и репортажи с мероприятий. После этого посетила двухдневный мастер-класс одного питерского фуд-фотографа и попробовала снимать продукты.


Учиться самому. Сейчас на тему фуд-фотографии много бесплатных статей, советов, каналов на Ютубе и блогов в Инстаграме. Можно найти информацию не только о самой съемке, но и о ретуши еды, создании и поиске реквизита. Если вы владеете английским языком, есть смысл обратить внимание на зарубежные блоги. Можно учиться самому и по вебинарам, посещать фуд-конференции, общаться в чатах.
- 25 000 ₽
- я потратила на обучение фуд-фотографии
Чтобы учиться на примерах, лучше всего посмотреть работы разных фуд-фотографов и выбрать те, которые вам больше нравятся. Мои любимые фуд-фотографы — это Юля Космо, Дина Беленко, Петр Карасев и Дарья Боронина. Также помогает канал на Ютубе Эдуарда Жукова и блоги в Инстаграме Данилы Снега и Максима Мордвинцева.
Учиться на курсах. Если хочется научиться быстрее, имеет смысл пойти на курсы фуд-фотографии. Хороший курс с домашними заданиями и обратной связью стоит от 15 000 ₽. Мои базовые курсы обошлись в 12 000 ₽, мастер-класс — 10 000 ₽, разные вебинары по фуд-фотографии — еще 3000 ₽. Все вместе — 25 000 ₽.
Поначалу фуд-фотография не приносила денег: работ в портфолио было мало и я не знала, как искать клиентов. Поэтому еще несколько лет я отработала в офисе, тренируясь фотографировать в свободное время, докупая оборудование и реквизит и пополняя портфолио. Я завела группы во Вконтакте и Инстаграме, и со временем ко мне начали обращаться с заказами. Когда доход от съемок перекрыл доход от работы в офисе, я ушла в вольное плавание.
Оборудование
Камера. Начинала я со старым, но мощным «Кэноном». Сейчас перешла на модель поновее, которую можно подключить по вайфаю к планшету или ноутбуку, — так удобнее следить за тем, что происходит в кадре. Камеру покупала с рук через «Авито». Новая стоила 70 тысяч рублей, свою я купила за 50 тысяч.
У меня фотоаппарат с уменьшенной матрицей — «кроп». Известные фотографы предпочитают полнокадровые камеры, но и стоят они в два раза дороже. Снимать на «кроп» можно, надо лишь понимать свои ограничения.
Объектив. У моего объектива фокусное расстояние 17—55 мм. Я покупала его еще для репортажной съемки за 30 000 ₽. Он не профильный, но позволяет снимать сверху или под углом, поэтому для моих задач его хватает.
Коллеги часто пользуются макрообъективами: они помогают снимать предметы очень крупно и почти без искажений. Еще один вариант — портретный объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Он подходит для снимков еды в интерьере заведения.
Для фуд-фотографии достаточно макрообъектива за 30 000 ₽ и портретника за 20 000 ₽.
Свет. Фуд-фотографы любят снимать при естественном освещении, но расположиться у окна удается не всегда. Кроме того, если это каталожная съемка на белом фоне, без искусственного света не обойтись. У меня самый простой комплект из двух софтбоксов за 11 000 ₽, и пока мне его хватает.
Отражатели нужны, чтобы убрать резкие тени, подсветить предмет или сделать свет мягче. Они бывают разными по размеру, форме и покрытию. Для фуд-фотографии подойдут простые белые отражатели за 1000 ₽. Часто фуд-фотографы вместо них используют подручные средства: ткань, листы картона или пластика, зеркала, фольгу. Самодельные отражатели получаются дешевле фирменных, а иногда нужного размера в магазине просто нет. Я пробовала использовать бумагу и картон, но в итоге остановилась на листах пенопласта, потому что они более устойчивые.
Штатив. В фуд-фотографии не нужно ловить эмоции и бегать за моделями, поэтому камера чаще всего на штативе. Это помогает внимательно и неторопливо построить композицию. Можно двигать предметы, подбирать цвета, убирать лишнее и посматривать в камеру, как это выглядит в кадре. При этом камера всегда на своем месте — это удобно. Глаз видит изображение иначе, поэтому без контроля не всегда получается то, что хочется.
Фоторюкзак нужен для перевозки оборудования при выездных съемках, например на территории заказчика или на природе. У него прочный каркас, который защищает от ударов и непогоды. Внутри специальные зоны с мягкими бортиками для каждого предмета. В отличие от фотосумки, рюкзак освобождает руки для сумок с реквизитом, а их редко бывает меньше двух-трех. К сожалению, фоторюкзак рассчитан только под оборудование, всё остальное приходится возить отдельно.
Компьютер. Для обработки фотографий нужен мощный компьютер. Важно, чтобы монитор правильно передавал цвета, графические редакторы не висли, а место на диске долго не кончалось.
У моего ноутбука большой экран с матовым покрытием и IPS-матрица, оперативная память 12 Гб, четырехъядерный процессор и жесткий диск на 2 Тбайта.
Графический планшет нужен для ретуши фотографий. Часто на них обнаруживаются дефекты, которые не заметил на съемке, а сдавать работу с ними никак нельзя. Приходится ретушировать. С планшетом гораздо удобнее и проще, чем работать мышкой.
У меня довольно бюджетный набор оборудования. В статьях о фуд-фотографии советуют более подходящие камеры, объективы и искусственный свет. С ними проще работать и можно делать более сложные кадры. Набор такого оборудования обойдется примерно в 350 тысяч.
- 350 000 ₽
- стоит базовый набор оборудования для фуд-фотографии
Сколько стоит комплект оборудования как у меня
В магазине | На «Авито» | |
---|---|---|
Фотоаппарат | 70 000 ₽ | 50 000 ₽ |
Объектив | 30 000 ₽ | 26 000 ₽ |
Свет | 11 000 ₽ | 7000 ₽ |
Штатив | 10 000 ₽ | 5000 ₽ |
Фоторюкзак | 5000 ₽ | 2000 ₽ |
Ноутбук | 100 000 ₽ | 45 000 ₽ |
Графический планшет | 17 000 ₽ | 10 000 ₽ |
Итого | 243 000 ₽ | 145 000 ₽ |
Сколько стоит комплект оборудования как у меня
Фотоаппарат | |
В магазине | 70 000 ₽ |
На «Авито» | 50 000 ₽ |
Объектив | |
В магазине | 30 000 ₽ |
На «Авито» | 26 000 ₽ |
Свет | |
В магазине | 11 000 ₽ |
На «Авито» | 7000 ₽ |
Штатив | |
В магазине | 10 000 ₽ |
На «Авито» | 5000 ₽ |
Фоторюкзак | |
В магазине | 5000 ₽ |
На «Авито» | 2000 ₽ |
Ноутбук | |
В магазине | 100 000 ₽ |
На «Авито» | 45 000 ₽ |
Графический планшет | |
В магазине | 17 000 ₽ |
На «Авито» | 10 000 ₽ |
Итого | |
В магазине | 243 000 ₽ |
На «Авито» | 145 000 ₽ |
Реквизит
Кроме оборудования, фуд-фотографу нужен реквизит: фотофон, текстиль, посуда. Чем больше, тем лучше. Реквизит фуд-фотографы покупают в магазинах, на «Авито» и барахолках — или делают сами. Например, в специальных магазинах фотофон стоит от 2000 ₽, сделать такой же своими руками можно рублей за 400.
Реквизит задает настрой, делает картинку естественной и интересной, добавляет достоверности. Иногда он помогает наладить контакт со зрителем: например, воссоздает знакомые образы или, наоборот, создает идеальные ситуации, в которых зритель хотел бы оказаться.


Поиск клиентов
Фуд-фотография — узкая ниша. Я живу в Воронеже и здесь больше тысячи компаний, которым могут потребоваться мои услуги. Конкуренция в городе невысокая: я знаю еще троих людей, которые специализируются на съемке еды. В Москве и Санкт-Петербурге фуд-фотографов больше, но каждый из них снимает в индивидуальном стиле, поэтому найти свое место все равно реально.
Первые клиенты пришли ко мне через Вконтакте и Инстаграм. Сейчас у меня также есть группа в Фейсбуке и сайт-визитка, которую я сделала в бесплатном конструкторе. Кроме того, я опубликовала объявление на «Авито», и оттуда теперь тоже иногда приходят клиенты.
Рекламу я пока не покупаю. В моем городе мало конкурентов, поэтому заказчику достаточно набрать в поиске «фуд-фотограф в Воронеже» — и он увидит какую-то из моих страниц.
Неплохо работает сарафанное радио и рекомендации знакомых из смежных областей — дизайнеров, сео-специалистов, копирайтеров. А вот рассылки и раздача визиток не зашли.
Иногда клиентов приводят фотобанки. Я нерегулярно выкладываю туда снимки — чтобы зарабатывать на фотобанках, нужно заниматься только ими. Для меня это в основном реклама: заказчики смотрят, кто автор, и обращаются ко мне напрямую. Иногда это даже клиенты из другого города или страны.
Как проходит съемка
Мы договариваемся с клиентом о деталях съемки, и начинается подготовка. Если задача сложная, мы смотрим и обсуждаем примеры фотографий, при необходимости я делаю эскизы. Если нужно, ищу или изготавливаю дополнительный реквизит.
Когда задача простая, например снять продукт на белом фоне, я просматриваю фотографии конкурентов, запоминаю понравившиеся идеи. Иногда делаю несколько пробных снимков еще дома.
На съемку я беру все оборудование, отражатели и фоны, а также минимальный набор для работы с продуктами: пинцеты, зажимы, шприцы и перчатки.



Вещей набирается много, поэтому на выездных съемках мне помогает муж. Некоторые фотографы перевозят всё в тележках или нанимают для этого ассистентов.
На месте нас провожают в комнату, где мы распаковываем оборудование и готовимся к съемке. Это может быть склад, зал для совещаний, уголок на кухне или второй этаж ресторана, где нет посетителей. Условия всегда разные, подготовка заказчика тоже.
Обычно я выполняю роль и фуд-фотографа, и фуд-стилиста. Стилист отвечает за то, чтобы продукт красиво смотрелся в кадре. За границей это отдельная профессия, в России чаще всё делает фотограф.
Порой красиво выложить продукты и скорректировать их внешний вид занимает много времени. Например, чтобы выложить роллы из кафе азиатской кухни для самой простой съемки на белом фоне, нужно 10—15 минут. Кроме того, при съемке в ресторане приходится ждать, пока приготовят сами блюда. Они должны быть горячими и свежими: на фотографиях отлично видны застоявшиеся продукты, поэтому приготовить всё заранее не получится.
В среднем съемка 100 блюд занимает 10—12 часов. Такие заказы удобнее всего выполнять за несколько дней, но бывают случаи, когда нужно отснять всё за один раз.
- 12 часов
- длится съемка ста блюд
После съемок заказчик оплачивает работу и мы договариваемся, когда будут готовы фотографии и как я их передам. Нередко заказчики предлагают попробовать продукты, угощают чаем или кофе.



Сколько зарабатывает фуд-фотограф
Загруженность и заработок фуд-фотографа зависят от известности. Раскрученные специалисты за день могут поработать в нескольких местах. Иногда приходится фотографировать 7 дней в неделю без выходных, а попутно успевать обрабатывать снимки.
Фуд-фотография не настолько сезонная, как, скажем, свадебная. Но и у фотографов еды бывают «горячие» месяцы. Обычно это связано с обновлением меню зимой или летом: все рестораны и кафе хотят обновления, всем меню нужно «вчера».
Стоимость работы считается по количеству фотографий или потраченному времени. Например, у меня один кадр стоит примерно 300 ₽, а час работы на площадке — 1500 ₽. Цена также зависит от того, насколько сложная съемка. Например, рекламный снимок стоит от 3000 ₽. В эту сумму входит сама съемка, ретушь, проработка идеи, подбор реквизита, различные варианты эскизов. Такие съемки очень кропотливые, но увлекательные. В среднем за месяц я зарабатываю 30 000 ₽.
- 30 000 ₽
- в среднем я зарабатываю в месяц
Всё это воронежские цифры. В Москве и Санкт-Петербурге простые снимки на белом стоят от 500 ₽, а час работы фуд-фотографа — от 1500 до 5000 ₽.
Трудности
«Я зарабатываю снимками тортиков» — звучит очень позитивно. Но на деле это такая же работа, и она не намного легче офисной.
Монотонность. Я не всегда снимаю красоту для ресторанов или кондитеров. Иногда приходится фотографировать сушеных кальмаров и свиные ушки к пиву. Когда снимаешь два дня подряд похожие предметы на белом фоне, в конце уже не хочется на них смотреть.
Физическая усталость. После 8 часов съемки болят ноги и спина, потому что я постоянно приседаю и наклоняюсь. Помогает в перерывах размяться, а еще лучше — погулять и подышать.
Человеческий фактор. Я фотографирую еду, но работаю с людьми. Заказчики не всегда понимают, за что платят, и очень часто не знают, чего хотят. Помогает техническое задание, в котором я прошу прислать примеры приглянувшихся фотографий из интернета.
Нестабильность заработка. Важно быть готовым, что заказов может не быть месяц или два, а потом навалится сразу три крупных. Чтобы чувствовать себя комфортнее, нужно заботиться о подушке безопасности и подработке.
Дополнительный заработок приносят мастер-классы, вебинары и курсы. Зарабатывают по-разному: кто-то берет 12 000 ₽ за два дня, кто-то работает на репутацию, чтобы потом привлекать больше клиентов. Некоторые подрабатывают на площадках вроде «Патреона», где инвесторы платят за то, чтобы всякие художники делились с миром своим творчеством.

Перспективы
Со временем фуд-фотографы открывают свои студии. Можно делать потрясающие вещи «на коленке», но работать в специально оборудованном для съемки месте намного комфортнее: не так страшно залить пол соусом и есть куда вмонтировать крепежи для фона или света. К тому же наличие своей студии добавляет солидности в глазах заказчика.
Еще один вариант — начать работать с иностранными клиентами, которых не пугают высокие цены. Их привлекают фотографии с необычными идеями, а фотографов они находят через фотобанки или по портфолио.
15.06.18, 08:35
Будучи фотографом, не согласен с многими вещами, особенно с затратами на то, чтобы начать. С другой стороны очевидное разумное зерно в статье есть. Так что совет - читайте внимательно, но все цифры опускайте. В вашем конкретном случае они могут радикально отличаться, причем в любую сторону. А в целом - хорошая статья.
16.06.18, 16:09
Ольга, пора поднимать ценник, причём существенно или менять локацию. Работаю с фуд фотографом в Спб, Сергеем Мельниковым. У него ценник за одну съёмку 30к,а вы про месяц пишите. Хороших фотографов мало. Развивайте себя и будьте счастливы!
17.06.18, 09:21
Joka, интересно, а чем отличается труд квалифицированных врачей, программистов, инженеров и т.д. от труда квалифицированного фотографа? И кто, простите, устанавливал лимиты на оценки труда, вышеописаных профессионалов?
22.06.18, 11:26
Joka, эмм, квалифицированные врачи, программисты и т.д. могут так же получать и больше, еще и ценность среди своих клиентов выше. Картинку (фотку) так же смотрят и врачи и программисты, и даже используют по востребованности. А хорошая картинка продает. А по вашей логике если взять индусов например или китайцев, где квалифицированные профессии еще меньше получают, то и наши за 30 тыс зажрались, получаются. Так что все относительно
10.04.19, 20:50
Pavel, хороший фотограф фрилансер по умолчанию должен зарабатывать больше за час работы, чем учитель/программист/инженер, который работает на дядю) т.к. фрилансер сам себе дядя и несет все риски, ответственность и затраты на обучение, оборудование)
08.07.18, 16:54
Александр, дело совсем не в лимитах и в оценки труда. Учителю не надо покупать парты, стулья, и т.д. для того, чтобы работать в школе. Начнем с банального, со стоимости аппаратуры. Для того, чтобы прилично зарабатывать, кроме желания, таланта и т.д., для начала нужно купить аппаратуру. Чем больше развивается фотограф, тем больше он вкладывает в технику. Это не блажь - это необходимость. Фотограф (если он уже вырос до профессионала) понимает ограничения связанные с тех. заданием. Я недавно подсчитал, что выезжая на съёмку, я беру с собой аппаратуры примерно на 700-900 т.р.
13.09.18, 12:14
Pavel, не согласен. Всё это - относительно...
19.06.18, 17:12
Станислав, скупой платит дважды )
20.06.18, 09:30
Честно говоря, фотографии не очень... некрасивый свет и подача
15.06.18, 09:43
На фото с зефиром некрасивый ободок от старого чая в кружке - как так?
Я бы такое фото не приняла :(
30.09.19, 22:45
Станислав, Мария права! Как фуд фотограф считаю это незаконченной работой и моветоном. Как бы легко это не убиралось в фотошопе.
18.06.18, 10:11
Мария, когда горячий чай испаряется, его становится меньше, а от первоначального уровня остаётся вот такой ободок.
17.06.18, 19:40
не от старого, а от того, который в чашке.
16.06.18, 10:34
Мария, в фотошопе легко уберется
22.06.18, 05:49
Первая фраза про 'аппетитные картинки", а они совсем не аппетитеые
22.12.18, 11:30
Приспичило, и нашла Ваш материал. Он хорош при ответе на вопрос: Стоит ли начинать и какие затраты ждут. Кроме того, у меня тоже кроп матрица, и вот уже пол года я размышляю над вопросом нужен ли мне объектив 17-55. Прекрасно знаю и вижу все его достоинства и возможности, но всё равно в раздумьях. Очень обрадовалась, когда в Вашей статье нашла ответы на все вопросы. которые меня интересуют.
Ход Ваших мыслей совпал с моим.:) Пусть тут пишут, что не всё так, как Вы пишите, но мне кажется, если бы я занялась подобной фотографией, то происходило бы что-то подобное. Кроме того, у каждого всё складывается по-разному. Спасибо, что поделились опытом!
23.09.21, 18:11
Людмила, почти никто не снимает на 17(или таки 18?)-55. Это как правило, штатные, посредственные темные стекла. Они худо бедно подходят для путешествий , но не более того.
06.03.20, 06:10
Pavel, это просто слова. Факты в студию!
"...порог вхождения и вложенного труда в изучение профессии сильно отличаются..."
Если не затруднит, поясните, что Вы подразумеваете под этой фразой?
15.06.18, 11:00
Неплохо
16.06.18, 10:26
Интересная статья. Спасибо!
20.06.18, 19:08
Спасибо! Интересная статья)
01.08.18, 14:53
ГП за 10+ т.р для ретушь?! Wacom One Medium на авито за 5000р. или Wacom CTH(L)/480 Medium за 6500 с того же авито - секрет дешёвой и качественной ретуши. За 10к можно профессиональный Intous купить!
10.04.19, 20:54
Ох что-то очень мало берет автор статьи за свою работу) а работает как я вижу не мало. Даже в регионах получается брать от 500 за блюдо и 2000 за час в начале карьеры фуд фотографа.
04.10.19, 02:37
Pavel, кроме блюд и рекламы, есть еще просто каталожка. судя по рекламе в питере она стоит 70-90 рублей за фотку. с ретушью 170. мне привезли снимать каталожку конфет и шоколадок. причем обязательно раскрытых. пока их вынешь, пока разложишь красиво, пока разрежешь. они еще тают, текут и тд. так что я не совсем понимаю, откуда взялись цифры 500р/шт? вся первая страница яндекса кричит о намного меньшей стоимости...
04.10.19, 02:40
где автор нашла свет за 11к? это как-то подозрительно дешево. да и стоимость всего реквизита тоже нехилая...
29.09.22, 22:18
Фуд фотограф это немного другое. Нужно обрастать не оборудованием и схемами освещения это легкие этапы, нужно обрастать конкретными секретиками в этой области фотографии. Не всегда на хороших фото мороженое это мороженое, натуральное мороженое быстро растаит в кадре, пена в пиве быстро осядет, что то заветривается мгновенно, свежая зелень может подзавять и тд и фуд фотограф должен обладать прежде всего знаниями и секретами работы с продуктами. Вместо мороженого использовать белый клей пва, в егурте в который клубника падает и брызги создать форму брызг из пластелина и обмазать все это егуротом, а не кидать клубничку каждый раз, в супе что бы содержимое макарошки горошки картошки и тд были на поверхности а не тонули на дно делается подложка из желатина в тарелке выкладывается все и сверху наливают только тонкий слой бульена прозрачного, а не выносят с кухни суп от шефа. Ну и самое главное нужно уметь манетизировать все что делается.
16.08, 21:56
Дмитрий, в большинстве съёмок меню и для соц.сетей данные фишки не используется. Для этого есть профессия фуд-стилист, и съемки с подобными "секретеками" обычно рекламные или рекламного уровня. И соответственно, большей стоимости